Порядок работы при консервации
Этапы консервации оборудования для длительного хранения
Цели и задачи консервации оборудования
Все действия, направленные на обеспечение сохранности машин, механизмов и станков, можно разделить на несколько категорий и соответственно применить к ним определенный порядок выполнения по этапам. Основные задачи, которые при этом должны быть учтены и запланированы к решению:
В ходе каждого из этапов решаются менее масштабные, но необходимые задачи, связанные с реализацией основного плана. Разработка проекта учитывает комплекс факторов, воздействующих на сложные промышленные системы, производственные линии и станки.
Факторы воздействия на станки и механизмы во время хранения
Для минимизации таких воздействий на этапе разработки проекта необходимо определить, какого типа размещение будет оптимальным по условиям. Можно рассмотреть варианты с размещением оборудования на открытых площадках, в помещениях с отоплением и без него, в неиспользуемых цехах, где имеется возможность создать условия для снижения влажности и уменьшения перепадов температур, на собственных и сторонних складских комплексах. Консервация непосредственно на месте используется в тех случаях, когда габариты и вес техники не позволяют переместить ее без потерь или серьезных организационных и технических мероприятий.
Средства защиты оборудования при хранении
Существует несколько способов создания препятствий для внешних и внутренних воздействий на оборудование во время длительного хранения. На этапе непосредственной подготовки к консервации используется:
Сочетание этих способов с правильным выбором площадки и помещения для хранения позволяет добиться максимальной сохранности техники и предотвратить изменение критически важных характеристик.
Упаковка и перевод в режим длительного хранения
При разработке проекта упаковки и мер по защите механизмов необходимо создать условия для ревизий, периодического обновления внутренних компонентов защиты, изменения режима хранения при смене сезона и связанных с ним факторов. Для этого в упаковке организуются ревизионные окна и люки, в помещениях организуются проходы с тамбурами для защиты от проникновения холода и пыли.
При использовании термоусадочных пленок можно добиться высокого уровня защиты и создать систему ревизионных окон с герметичными вставками. При необходимости на зданиях неиспользуемых цехов, отведенных для целей хранения техники, можно создать временные водонепроницаемые кровли, перекрыть оконные проемы щитами.
После проведения всех этапов консервации следует обследовать зону хранения, осмотреть упаковку, убедиться в ее непроницаемости, оценить достигнутый уровень защиты и разработать план ревизий и обслуживания техники на хранении.
Новости компании
Консервация промышленного оборудования: назначение и процедура
Консервация представляет собой комплекс мер, направленных на сохранение определенных характеристик консервируемого объекта в течение продолжительного срока хранения. Чаще всего о консервации мы говорим применительно к пищевой продукции, которая заготавливается на перспективу. Однако это понятие используется и для промышленного оборудования, когда проводится его инвентаризация. При этом консервация включает 2 составляющие: техническую обработку и юридическое оформление.
Особенности консервации промышленного оборудования
Производственный процесс предусматривает, что часть оборудования может не использоваться в течение продолжительного времени. Встречаются ситуации, когда и вовсе машины и механизмы целого завода или отдельного цеха простаивают долгое время. Чтобы сохранить все это оборудование в первоначальном виде, необходима его консервация. Таким мерам подвергают все агрегаты, которые продолжительный период задействоваться не будут, при этом и обслуживание их не предполагается.
Необходимо понимать, что консервация — это не просто постановка оборудования на длительное хранение. Чтобы сохранить его неповрежденным, могут требоваться дополнительные меры. Например, специальными средствами обрабатываются металлические или резиновые детали. Такие действия выполняются с профилактической целью, то есть направлены на то, чтобы оборудование после хранения оставалось в исправном состоянии.
Юридическая сторона консервации
Но начинается процедура консервации не с технических мер, а с юридических. То есть необходимо подготовить всю обязательную документацию. Ее роль, в том числе, заключается и в подтверждении правомерности всех затрат, понесенных при консервации объектов. Первым шагом должно быть письменное обращение представителя обслуживающего персонала к администрации предприятия с аргументацией необходимости проведения консервационных мер. Если решение о проведении консервации принимается, издается приказ о выделении финансирования на эти меры, а также дается поручение об изготовлении проекта, где должны быть четко изложены все технические требования к процедуре.
Обязательно создается комиссия, в состав которой входят представители администрации, подразделения, ответственного за консервируемое оборудование, экономической службы и др. Данный орган должен контролировать проведение консервации, его члены проводят осмотр оборудования, составляют все акты и протоколы, оценивают проект с точки зрения экономической обоснованности, а также проводят все сметные расчеты.
Весь комплекс мер по консервации объектов включает в себя 3 этапа:
В течение всего срока хранения законсервированное оборудование периодически осматривается на предмет появления на поверхности следов коррозии или иных повреждений. Если такие дефекты обнаружены, требуется переконсервация. Это означает, что пораженные места нужно вновь очистить и обработать защитными средствами. В ряде случаев требуется повторная консервация. Она необходима тогда, когда срок действия защитных средств истекает, а хранение объектов необходимо продолжить.
Расконсервация объектов
Когда время хранения оборудования истекает, и оно вновь будет включено в производственный процесс, требуется процедура расконсервации. Она состоит в том, что объекты извлекаются из упаковки и очищаются от защитных материалов. Затем оборудование нужно обработать другими средствами, исходя из условий эксплуатации. Как консервационные меры, так и действия по расконсервации, нужно выполнять, придерживаясь требований безопасности. Необходимо учитывать, в каких температурных режимах и при какой влажности можно использовать те или иные средства. При работе с такими веществами нужно позаботиться о достаточной вентиляции.
Консервация производственного оборудования часто является процессом необходимым, если это касается важных, дорогостоящих объектов. Но в ряде случаев экономическая целесообразность данных мер сомнительна. Иногда затраты на консервацию могут превышать потенциальную ценность самого оборудования. Поэтому без привлечения экономической службы браться за такую процедуру не стоит. Перед тем, как приступать к технической стороне, нужно провести все необходимые расчеты и оценить обоснованность процесса консервации и выделения средств на нее. Необходимо помнить о том, что целью всех консервационных мер является экономическая выгода для предприятия.
Чтобы ничего не пропустить, Вы можете подписаться на рассылку новостей, для этого просто кликнете по кнопке ниже!
Порядок Порядок консервации объектов капитального строительства различного назначения, строительство которых приостановлено
ПОРЯДОК КОНСЕРВАЦИИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВО КОТОРЫХ ПРИОСТАНОВЛЕНО
Разработан Союзом инженеров-сметчиков (авторский коллектив под руководством П.В. Горячкина)
1. Настоящий Порядок устанавливает общие требования к консервации объектов капитального строительства различного назначения, строительство которых приостановлено.
2. Консервация объекта капитального строительства производится при необходимости прекращения работ или их приостановки на срок более 6 (шести) месяцев.
Консервацией объекта капитального строительства является временное приостановление строительства на срок более 6 (шести) месяцев и приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций, и безопасность объекта для населения и окружающей среды.
3. При консервации объекта капитального строительства, как правило, предполагается, что по устранении причин, повлекших консервацию, работы на объекте будут продолжены теми же участниками договора строительного подряда.
При прекращении строительства объекты капитального строительства могут быть либо ликвидированы установленным порядком, либо реализованы другим лицам, пожелавшим продолжать строительство и располагающим необходимыми финансовыми средствами.
4. Консервация объекта капитального строительства может производиться при различной степени завершенности строительства.
Степень завершенности строительства определяется следующим образом:
4.1. Начальная стадия строительства (от 0 % до 15 % объема работ) соответствует следующему уровню организации подготовительных и строительно-монтажных работ:
— завершены изыскательные и проектные работы;
— определены поставщики оборудования и материалов;
— выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта.
4.2. Средняя стадия строительства (свыше 15 % до 50 % объема работ) соответствует следующему уровню организации подготовительных и строительных работ:
— завершены изыскательные и проектные работы;
— начаты и продолжаются поставки оборудования и материалов;
— начаты и практически закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;
— выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;
— начаты работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем.
4.3. Высокая стадия строительства (свыше 50 % до 75 % объема работ) соответствует следующему уровню организации строительно-монтажных работ на объекте:
— завершены изыскательные работы;
— начаты и продолжаются поставки оборудования и материалов;
— закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;
— выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;
-работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем выполнены в пределах (50-75) %;
— начаты отделочные работы.
4.4. Завершающая стадия строительства (свыше 75 % до 99 % объема работ) соответствует следующему уровню организации строительно-монтажных работ на объекте:
— завершены изыскательные и проектные работы;
— закончены поставки оборудования и материалов;
— закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;
— выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;
— завершаются работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем;
— отделочные работы на объекте выполнены в пределах (50-99) %;
— начаты пусконаладочные работы на объекте.
5. Решение о прекращении или приостановке строительства принимает застройщик (заказчик и извещает о принятом решении исполнителя работ (подрядчика), орган местного самоуправления а также соответствующие орган, выдавший разрешение на строительство и орган государственной строительного надзора, если такой надзор предусмотрен Градостроительным кодексом для данной вида строительства.
6. О факте прекращения или приостановки строительства в трехдневный срок должны быть поставлены в известность также, в случае необходимости, ГИБДД органов внутренних дел с целью отмены ранее введенных ограничений движения транспорта и пешеходов, а также владельцы территорий, включенных в территорию строительной площадки в соответствии с утвержденным и, согласованным градостроительным планом земельного участка.
7. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
8. Решение о проведении консервации и порядок консервации объектов капитального строительства устанавливается и утверждается руководителем организации застройщика (заказчика). Типовая форма приказа «О переводе на консервацию объектов капитального строительства» приведена в приложении № 1 к настоящему Порядку.
9. Застройщик (заказчик) и исполнитель работ не позднее чем через месяц после принятия решения о прекращении или приостановке строительства составляют:
9.1. Акт о приемке выполненной части объекта с описанием состояния объекта, указанием объемов и стоимости выполненных работ, и приложением ведомости примененных (смонтированных) на объекте оборудования, материалов и конструкций. При этом применяется унифицированная форма № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г, № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ»). Акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма № КС-6а) в необходимом количестве экземпляров. Фактические объемы выполненных строительно-монтажных работ должны быть сопоставлены с данными смет, а также данными учета соответствующих служб заказчика и подрядчика, в том числе посредством проведения контрольных обмеров. Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и застройщика (заказчика). На актах приемки субподрядных работ обязательно наличие заверительных подписей и печати генерального подрядного предприятия, принявшего работу. На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).
9.2. Ведомость неиспользованных и подлежащих консервации (хранению) оборудования, материалов и конструкций. Типовая форма Ведомости приведена в Приложении 2 к настоящему Порядку.
9.3. Перечень работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированных зданий (сооружений) или их конструктивных элементов. Указанный Перечень составляется с участием проектной организации. Типовая форма Перечня приведена в Приложении 3 к настоящему Порядку.
10. На основе Перечня работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированных зданий (сооружений) или их конструктивных элементов проектной организацией по поручению заказчика в 2-месячный срок после принятия решения о консервации строительства составляются смета и, в случае необходимости, рабочие чертежи на проведение работ по консервации объекта капитального строительства, а также смета на мероприятия по обеспечению их сохранности.
Смета на проведение работ по консервации после согласования ее с подрядчиком и смета на мероприятия по обеспечению сохранности законсервированного предприятия (объекта) утверждаются застройщиком (заказчиком).
Разработка рабочих чертежей и составление смет на проведение работ по консервации и на мероприятия по обеспечению сохранности законсервированного предприятия (объекта) производится по дополнительному соглашению, заключенному между заказчиком и проектной организацией.
11. Заказчик обязан в 2-месячный срок со дня принятия решения о консервации строительства предприятий (объектов) произвести с подрядной организацией расчеты за выполненные до принятия решения о консервации объемы строительно-монтажных работ, возместить убытки подрядной организации, понесенные ею в связи с расторжением или изменением договоров на поставку материалов и конструкций, а также оплатить расходы по перевозке строительных материалов и оборудования на другие стройки (если таковая имеет место).
12. После согласования сметы на проведение работ по консервации и сметы на мероприятия по обеспечению сохранности законсервированного предприятия (объекта) заказчик и подрядчик должны оформить Акт о приостановлении строительства. При этом применяется унифицированная форма № КС-17, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г, № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ». В акте должны быть указаны следующие данные (по объектам, работам и затратам, приостановленным строительством):
— фактические затраты на дату консервации;
— средства, необходимые для расчетов с подрядной организацией;
— стоимость работ и затрат, необходимых на консервацию (включая затраты по возмещению убытков поставщикам и подрядчикам).
Унифицированная форма № КС-17 «Акт о приостановлении строительства» приведена в Приложении 4 к настоящему Порядку.
13. Выполнение строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой на проведение работ по консервации, осуществляется подрядной организацией по дополнительному соглашению к генеральному договору подряда на капитальное строительство. В дополнительном соглашении предусматриваются сроки выполнения работ и сдачи заказчику законсервированных предприятий (объектов) и конструктивных элементов.
Расчеты за выполненные строительно-монтажные работы по консервации предприятий (объектов) производятся на основании актов приемки выполненных строительно-монтажных работ, составленных по форме № КС-2.
Строительно-монтажные работы, выполненные подрядчиком до консервации, и строительно-монтажные работы по консервации предприятий (объектов) включаются в объем строительно-монтажных работ.
14. Законсервированный объект и стройплощадка передаются по акту застройщику (заказчику). К акту прилагаются исполнительная документация, журнал работ, а также документы о проведенных в ходе строительства обследованиях, проверках, контрольных испытаниях, измерениях, документы поставщиков, подтверждающие соответствие материалов, работ, конструкций, технологического оборудования и инженерных систем объекта проекту и требованиям нормативных документов.
15. Возможность возобновления строительства объектов после длительного перерыва должна устанавливаться специализированными проектными и научно-исследовательскими организациями путем тщательного освидетельствования конструкций, определения их фактической прочности, уровня коррозионного поражения конструктивных элементов и оформления (продления) разрешения на строительство в уполномоченных органах.
16. Объекты капитального строительства, строительство которых возобновляется после консервации, заказчиком передаются подрядчику по акту с указанием технического состояния на день передачи.
Работы по расконсервации объектов капитального строительства, включая восстановительные работы, выполняются подрядчиком по смете, утвержденной в порядке, установленном пунктом 10 настоящего Порядка для смет на работы по консервации.
Приложение 1. Приказ о переводе на консервацию объектов капитального строительства
Приложение 2. Ведомость несмонтированных оборудования, конструкций и материалов, подлежащих консервации
Приложение 3. Перечень работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированных зданий (сооружений) или их конструктивных элементов
Приложение 4. Унифицированная форма № КС-17 «Акт о приостановлении строительства»
Консервация основных средств. Учет и налогообложение
Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»
Консервация представляет собой комплекс мероприятий, призванный обеспечить сохранность и исправность основного средства в период его простоя.
При этом переводить простаивающее ОС на консервацию организация может, но не обязана.
Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет операций по консервации основных средств.
Оформление
Решение о консервации оформляется приказом руководителя организации.
В этом приказе надо указать срок консервации и перечислить мероприятия, которые нужно провести для перевода ОС на консервацию (п. 63 Методических указаний по учету ОС).
После того как эти мероприятия будут проведены, следует составить акт о переводе ОС на консервацию.
Унифицированной формы акта о переводе основных средств на консервацию не существует, поэтому он оформляется в произвольной форме.
Акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. В акте отражается экономическая целесообразность консервации объекта основных средств.
В акте должны быть указаны:
ОС, переведенные на консервацию;
дата перевода ОС на консервацию;
мероприятия, которые были проведены для перевода ОС на консервацию;
затраты на проведение этих мероприятий.
Этот акт, утвержденный руководителем организации, будет первичным документом для того, чтобы:
учесть затраты на консервацию в расходах;
приостановить начисление амортизации по ОС, переведенным на консервацию больше чем на три месяца.
Бухгалтерский учет
После того как руководитель подпишет приказ и утвердит акт о переводе объектов основных средств на консервацию, основные средства переводятся на консервацию.
При этом в бухгалтерском учете переведенный на консервацию объект продолжает числиться в составе ОС.
Основные средства, находящиеся на консервации, наряду с основными средствами, находящимися в эксплуатации, следует учитывать обособленно на счете 01 «Основные средства».
Поэтому в плане счетов организации необходимо предусмотреть к счету 01 «Основные средства» субсчет «Основные средства на консервации».
Амортизация основного средства в период консервации
По ОС, законсервированному на три месяца или меньше, амортизация в период консервации начисляется в обычном порядке.
Амортизация относится к расходам по обычным видам деятельности вне зависимости от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, в котором она начислена (п. 5, абз. 5 п. 8, п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, п. 24 ПБУ 6/01).
По ОС, законсервированному на срок более трех месяцев (п. 23 ПБУ 6/01, п. 63 Методических указаний от 13.10.2003 N 91н):
— с первого числа месяца, следующего за месяцем перевода на консервацию, начисление амортизации прекращается;
Стоит отметить, что в бухгалтерском учете тот временной отрезок, в течение которого имущество находится на консервации (даже если он превышает трехмесячный период), не повлияет на срок его полезного использования.
Но по законам бухгалтерского учета начислять амортизацию можно и после окончания срока полезного использования основных средств (п. 22 ПБУ 6/01).
Из этого следует, что после расконсервации объектов начисление амортизации можно продолжать в прежнем порядке вплоть до полного погашения их стоимости.
Таким образом, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором ОС расконсервировано, начисление амортизации возобновляется в той же сумме, что и до консервации.
Расходы на содержание основного средства в период консервации
Расходы на содержание основного средства (ОС) в период консервации не увеличивают его первоначальную стоимость (п. 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).
Указанные расходы относятся к периоду, когда данный объект ОС не участвует в производственной деятельности.
Следовательно, расходы, связанные с его содержанием, не учитываются при формировании себестоимости производства продукции.
Данные расходы признаются прочими расходами и отражаются в учете в месяце их осуществления (п. п. 4, 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Проводки по консервации основных средств будут такие:
Проводка
Операция
ОС переведено на консервацию
Отражены расходы на консервацию (содержание законсервированных ОС)
Если ОС используется в деятельности, облагаемой НДС:
«входной» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для консервации ОС, принимается к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
ранее принятый к вычету «входной» НДС по ОС, переведенному на консервацию, не восстанавливается (Письмо ФНС от 20.06.2006 N ШТ-6-03/614@).
Налог на имущество
Исключение одно: если законом субъекта РФ предусмотрено освобождение от налога законсервированных ОС и организация выполняет условия предоставления этой льготы.
Налог на прибыль
Во внереализационных расходах учитываются затраты (пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ, п. 2 Письма Минфина от 15.09.2010 N 03-03-06/1/590):
Налог на имущество, исчисленный со стоимости законсервированных ОС, учитывается в прочих расходах (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письмо ФНС от 22.08.2012 N ЕД-4-3/13851@).
Если консервируется ОС, по которому была применена амортизационная премия, то при переводе на консервацию восстанавливать ее не нужно.
При консервации ОС до его ввода в эксплуатацию или в том же месяце, в котором оно введено в эксплуатацию, начислять амортизацию и применять амортизационную премию можно только после расконсервации (Письма Минфина от 22.12.2014 N 03-03-06/1/66272, от 07.03.2014 N 03-03-06/1/10085).
По ОС, законсервированному на три месяца или меньше, амортизация в период консервации начисляется в обычном порядке.
По ОС, законсервированному на срок более трех месяцев (п. 2 ст. 322 НК РФ):
с первого числа месяца, следующего за месяцем перевода на консервацию, начисление амортизации прекращается;
с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором ОС расконсервировано, начисление амортизации возобновляется в той же сумме, что и до консервации.
Налог, уплачиваемый в связи с применением УСН
Затраты на консервацию, расконсервацию, а также на содержание законсервированных ОС в налоговых расходах не учитываются.
Если на консервацию сроком более трех месяцев переводится ОС, стоимость которого еще не учтена в расходах полностью, то включение в расходы затрат на приобретение этого ОС приостанавливается на период консервации (Письма ФНС от 14.12.2006 N 02-6-10/233@, УФНС по г. Москве от 18.01.2007 N 18-03/3/03903@).
Пример
Организация приобрела по договору купли-продажи и ввела в эксплуатацию в мае 2016 г. производственное оборудование.
Договорная стоимость оборудования составляет 944 000 руб. (в том числе НДС 144 000 руб.).
Приобретенное оборудование относится к третьей амортизационной группе.
Срок полезного использования, установленный организацией в целях бухгалтерского и налогового учета, равен 38 месяцам (на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).
В связи с временным уменьшением заказов в конце мая 2016 г. объект ОС переведен по решению руководителя на консервацию продолжительностью более трех месяцев с 01.06.2016 по 30.09.2016.
Амортизация в целях бухгалтерского и налогового учета начисляется линейным способом (методом).
Доходы и расходы определяются методом начисления.
Тогда, исходя из установленного срока полезного использования (38 месяцев), ежемесячная сумма амортизационных отчислений составит 21 052,63 руб. (800 000 руб. / 38 мес.).
Вместе с тем начисление амортизационных отчислений при переводе объекта ОС по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев приостанавливается.
В данном случае решением руководителя объект законсервирован с 01.06.2016 по 30.09.2016.
Начиная с октября 2016 г. амортизация по объекту ОС начисляется в общеустановленном порядке.
В учете операцию по консервации объект ОС следует отразить следующими проводками:
Содержание операций
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Первичный документ
В мае 2016 г.
Отражены расходы на приобретение оборудования
Отгрузочные документы поставщика
Отражен НДС, предъявленный поставщиком оборудования
Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком оборудования
Приобретенное оборудование отражено в составе объектов ОС
01″Основные средства в эксплуатации»
Акт о приеме-передаче объекта основных средств
Перечислена поставщику оплата оборудования
Выписка банка по расчетному счету
В июне 2016 г.
Отражена первоначальная стоимость оборудования, переведенного на консервацию
01″Основные средства на консервации»
01″Основные средства в эксплуатации»
Распоряжение руководителя о переводе оборудования на консервацию,
Инвентарная карточка учета объекта основных средств
По окончании консервации
Первоначальная стоимость оборудования отражена в составе ОС в эксплуатации
01″Основные средства в эксплуатации»
01″Основные средства на консервации»
Инвентарная карточка учета объекта основных средств
Начиная с октября 2016 г. в течение 38 месяцев
Начислена амортизация по оборудованию
Продажа законсервированного объекта основных средств
При реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на его остаточную стоимость (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК).
А при реализации прочего имущества в силу положений пп. 2 п. 1 ст. 268 Кодекса организация уменьшает полученные доходы на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, связанных с их приобретением.
Так как переведенный на консервацию на срок более трех месяцев объект исключается из состава амортизируемого имущества, то из буквального толкования данных норм следует, что оно относится к прочему имуществу.
А потому доходы от его реализации можно уменьшить на цену его приобретения и иные сопутствующие его покупке затраты.
Однако представители ФНС в Письме от 12 января 2016 г. N СД-4-3/59@ указали на ошибочность данного подхода.
Свою позицию они объяснили следующим образом:
В этом случае расходы (или их часть) на покупку ОС будут учтены в составе расходов дважды (через механизм амортизации и при продаже ОС).
А это недопустимо в силу толкования п. 5 ст. 252 Кодекса.
Напомним, что данной нормой закреплено: суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его расходов. Соответственно, по мнению представителей ФНС, при продаже «законсервированного» ОС положения пп. 2 п. 1 ст. 268 Кодекса не применяются.
Операции по реализации ОС, находящихся на консервации, отражаются по строкам 010 – 060 приложения 3 к листу 02 декларации по налогу на прибыль.
В письме налоговая служба в подтверждение своей позиции приводит и примеры из арбитражной практики.
Это постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 по делу № А55-9340/2009, ФАС СЗО от 25.06.2007 по делу № А56-51992/2005, ФАС ПО от 30.03.2005 № А12-21856/04-С29, в которых судьи указывают на неправомерность применения налогоплательщиком положений пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации ОС, находящихся на консервации.
Иными словами, в таких ситуациях доход от реализации «законсервированного» объекта уменьшается на его остаточную стоимость, которая определяется как разница между первоначальной стоимостью ОС и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.
Пример
Организация приобрела и ввела в эксплуатацию в феврале 2012 года основное средство. Его первоначальная стоимость составила 1 600 000 руб.
Основное средство было отнесено к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования 80 месяцев (с марта 2012 года по октябрь 2018 года включительно).
Организация применяет линейный метод начисления амортизации.
Месячная норма амортизации составляет 1,25% (1 / 80 мес.).
Ежемесячная сумма амортизации равна 20 000 руб. (1 600 000 руб. х 1,25%).
В апреле 2016 года было принято решение о переводе данного основного средства на консервацию сроком на восемь месяцев (с 5 апреля по 5 декабря включительно).
С 1 мая 2016 года начисление амортизации по данному основному средству прекращается.
В августе 2016 года законсервированный объект продан по цене 826 000 руб. (в том числе НДС – 126 000 руб.).
При продаже законсервированного объекта ОС организация вправе уменьшить доходы от его реализации на остаточную стоимость этого объекта.
До консервации амортизация по ОС начислялась в течение 50 мес. (с марта 2012 года по апрель 2016 года включительно).
Всего было начислено 1 000 000 руб. (20 000 руб. x 50 мес.).
В бухгалтерском учете операцию по продаже законсервированного объекта необходимо отразить следующим образом:
Содержание операций
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Первичный документ
В феврале 2012 года
Отражены расходы на приобретение оборудования
Отгрузочные документы поставщика
Отражен НДС, предъявленный поставщиком оборудования
Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком оборудования
Приобретенное оборудование отражено в составе объектов ОС
01″Основные средства в эксплуатации»
Акт приемки-передачи оборудования
Перечислена поставщику оплата оборудования
Выписка банка по расчетному счету
С марта 2012 года по апрель 2016 года включительно
Начислена амортизация по оборудованию
На дату перевода оборудования на консервацию
Отражена первоначальная стоимость оборудования, переведенного на консервацию
01″Основные средства на консервации»
01″Основные средства в эксплуатации»
Распоряжение руководителя о переводе оборудования на консервацию,
В августе 2016 года
Признан прочий доход от реализации оборудования
Договор купли-продажи оборудования,
Акт о приеме-передаче объекта основных средств
Отражена первоначальная стоимость выбывающего оборудования
01 «Выбытие основных средств»
01″Основные средства на консервации»
Акт о приеме-передаче объекта основных средств
Отражена сумма начисленной амортизации по выбывающему оборудованию
01 «Выбытие основных средств»
Акт о приеме-передаче объекта основных средств,
01 «Выбытие основных средств»
Акт о приеме-передаче объекта основных средств
Начислен НДС, предъявленный покупателю оборудования
Декларация по налогу на прибыль организаций
Операции по реализации амортизируемого имущества подлежат отражению в приложении 3 к листу 02 декларации по налогу на прибыль организаций.
Показатели
Код строки
Сумма в рублях
Количество объектов реализации амортизируемого имущества – всего
В том числе объектов, реализованных с убытком
Выручка от реализации амортизируемого имущества
Остаточная стоимость реализованного амортизируемого имущества и расходы, связанные с его реализацией
Прибыль от реализации амортизируемого имущества (без учета объектов, реализованных с убытком)
Убытки от реализации амортизируемого имущества без учета объектов, реализованных с прибылью)
Продажа законсервированного объекта основных средств с убытком
Если имущество продается с убытком, то принимаются во внимание следующие особенности.
Согласно п. 2 ст. 268 НК РФ, если цена приобретения товара с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что, если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами является убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения в следующем порядке:
Полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.
И только если оставшийся СПИ равен нулю или отрицательному числу, то сумма полученного убытка признается организацией в составе прочих расходов в полном размере в том месяце, в котором произошла реализация (см. Письма Минфина от 12 июля 2011 г. N 03-03-06/1/417, от 12 мая 2005 г. N 03-03-01-04/1/253 и т.д.).
При продаже объектов основных средств налогоплательщик вправе уменьшить доходы от названной операции на остаточную стоимость этих объектов.
Как посчитать убыток, если имущество находилось на консервации
Согласно п. 3 ст. 256 НК РФ основные средства, переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, исключаются из состава амортизируемого имущества в целях исчисления налога на прибыль.
При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта на консервации.
Если налогоплательщик продает с убытком основное средство, которое по тем или иным причинам находилось на консервации свыше трех месяцев, то при определении фактического срока эксплуатации этого объекта (исходя из которого исчисляется период списания убытка) период консервации не учитывается.
Применение ПБУ 18/02
В результате реализации объекта ОС у организации образуется вычитаемая временная разница (ВВР) из-за различного порядка признания в бухгалтерском и налоговом учете убытка от продажи ОС (убыток признается единовременно в бухгалтерском учете и равномерно в течение срока, определяемого как разница между сроком его полезного использования и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации в налоговом учете).
Данной ВВР соответствует отложенный налоговый актив (ОНА) (п. п. 11, 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).
В течение срока, определяемого как разница между сроком его полезного использования и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации месяцев (по мере признания убытка от продажи объекта ОС в налоговом учете) названные ВВР и ОНА уменьшаются (погашаются) (п. 17 ПБУ 18/02).
Пример
Воспользуемся данными вышеприведенного примера с той лишь разницей, что основное средство, находившееся на консервации, продано по цене 531 000 руб. (в том числе НДС – 81 000 руб.).
При реализации законсервированного объекта ОС организация вправе уменьшить доходы от данной операции на остаточную стоимость этого объекта.
С момента начала амортизации оборудования (март 2012 года) до месяца его реализации (август 2016 года) прошло 54 месяца.
Период, в течение которого имущество находилось на консервации (4 месяца), из этого срока исключается.
Величина убытка, признаваемого в налоговом учете ежемесячно, составит 5 000 руб. (150 000 руб. / 30 мес.).
Сумма этого убытка будет включаться в прочие расходы начиная с сентября 2016 года.
В бухгалтерском учете операцию по начислению и погашению ОНА необходимо отразить следующим образом:
В течение 30 месяцев:
Дебет 68 «Расчеты по налогу на прибыль организаций» Кредит 09 – 1 000 руб. – уменьшен (погашен) ОНА (30 000 руб. / 30 мес.).
Декларация по налогу на прибыль организаций
В декларации по налогу на прибыль организаций должны быть указаны данные:
об убытке, полученном при реализации амортизируемого имущества;
о сумме, которая включается в расходы в целях налогообложения прибыли в конкретном отчетном (налоговом) периоде.
Эти данные найдут свое отражение в листе 02, а также приложениях 1 – 3 к этому листу.
Воспользуемся данными примера 2. Отчетными периодами организации являются первый квартал, полугодие, девять месяцев.
В приложении 3 к листу 02 декларации за девять месяцев налогоплательщик отразит:
Показатели
Код строки
Сумма в рублях
Количество объектов реализации амортизируемого имущества – всего
В том числе объектов, реализованных с убытком
Выручка от реализации амортизируемого имущества
Остаточная стоимость реализованного амортизируемого имущества и расходы, связанные с его реализацией
Прибыль от реализации амортизируемого имущества (без учета объектов, реализованных с убытком)
Убытки от реализации амортизируемого имущества без учета объектов, реализованных с прибылью)
Покажем в какие строки каких приложений попадут данные по реализации основного средства с убытком:
Приложение 3 к листу 02
Приложение 3 к листу 02
Приложение 1 к листу 02
Приложение 2 к листу 02
Лист 02
Показатель
Код строки
Сумма, руб.
Код строки
Код строки
Код строки
Код строки
Код строки
Код строки
Выручка от реализации амортизируемого имущества