Приказ о консервации объекта
Приказ о консервации и расконсервации основных средств
Необходимость в консервации возникает обычно у фирм, в собственности которых находится много основных средств. Процедура предполагает составление приказа о консервации и расконсервации основных средств. Распоряжение позволяет установить сроки проведения процедуры, назначить ответственных лиц. Это один из документов, подтверждающий правильность расчета налога на прибыль.
Что собой представляет консервация
Консервация представляет собой меры по временному прекращению эксплуатации ряда основных средств. После обозначенного срока проводится расконсервация. Она предполагает возобновление эксплуатации средств. Цель процедуры – сокращение трат и обеспечение надлежащего хранения ОС. Подобное мероприятие проводится обычно в отношении тех объектов, которые временно не приносят экономической выгоды.
Основание для консервации
Проведение мероприятия актуально при наличии этих обстоятельств:
Консервация обеспечивает сохранение свойств основных средств для их последующей эксплуатации. Процедура предполагает принятие мер по обеспечению исправного состояния техники, ограничение доступа третьих лиц к ОС. Как правило, законсервированный объект отправляется в места хранения.
Составляющие элементы консервации
Фактически процедура предполагает работу по этим направлениям:
Все перечисленное является неотъемлемыми составляющими процесса. Имущество нужно переместить в закрытое помещение, чтобы обеспечить его сохранность. Но недостаточно убрать технику на склад. Также необходимо задокументировать все принятые меры.
Какое имущество можно отправить на консервацию?
Консервируемое имущество должно соответствовать ряду условий:
Если объект не соответствует этим условиям, его нельзя консервировать. К примеру, процедура неактуальна в отношении природных ресурсов.
Порядок проведения мероприятия
Проведение консервации строго регламентируется для государственных и бюджетных субъектов. Коммерческая фирма более свободна в проведении мероприятия. Однако она все равно должна соблюдать ряд правил. В частности, консервация подразделяется на эти этапы:
Почему нужно оформлять и акт, и приказ? Может ли один документ заменить другой? Нет. Эти документы имеют принципиальные различия:
Внимание! Документы отличаются и по своему содержанию. В приказе идет речь о самом мероприятии (сроки, ответственные). В акте фиксируются сведения о консервируемом имуществе.
Образец приказа о проведении консервации
24 февраля 2018 года
Приказ №66
О консервации оборудования
В связи с завершением сезонных работ по уборке снега
1. Перевести на консервацию снегоуборочную технику. Процедура проводится для сохранения эксплуатационных характеристик техники.
2. Установить срок нахождения ОС на консервации с 1 марта по 1 ноября 2018 года.
3. Назначить ответственным за процедуру начальника цеха №2 Вихрова О.Д.
4. Назначить ответственным за сохранность снегоуборочной техники в период консервации мастера цеха №2 Кузнецова Н.С.
Генеральный директор (подпись) Лунный Л.Д.
С приказом ознакомлены:
Начальник цеха №2 (подпись) Вихров О.Д.
Мастер цеха №2 (подпись) Кузнецов Н.С.
Образец приказа о расконсервации
24 октября 2018 года
Приказ №76
О расконсервации оборудования
В связи с началом сезонных работ и завершением установленного Приказом №66 срока консервации
1. Вывести из консервации снегоуборочную технику.
2. Расконсервировать технику в период с 1 по 7 ноября 2018 года.
3. Назначить ответственным за процедуру начальника цеха №2 Вихрова О.Д.
Пошаговые действия при консервации основных средств – налоговый, бухгалтерский учет, образцы документов
Комплекс мер, проводящихся для сохранения объектов в период их простоя, называется консервацией.
Организация сама разрабатывает образцы приказов и актов о консервировании и расконсервировании.
Все затраты учитываются в бухгалтерском и налоговом учете.
Что это такое?
Основные средства – это собственность предприятия. Относятся к ним: участки, постройки, здания, оборудование, приборы и прочее.
Консервация – комплекс мер по временной приостановке эксплуатации ОС.
Такое право есть у всех предприятий. Но они не обязаны консервировать не используемые ОС.
По закону консервирование объектов разрешено на срок до 3 лет. Однако в дальнейшем его можно продлить.
При консервации на период более трех месяцев, объект исключается из списка амортизируемого имущества.
В таком случае начисление амортизации в бухгалтерском и налоговом учете прекращается.
Порядок действий
Оформление консервации регламентируется дополнительно для бюджетных и государственных предприятий.
Проведение этой процедуры для коммерческих фирм менее строгое.
Процесс состоит из следующих этапов:
Принимает решение уполномоченный сотрудник организации. В случае, если руководство вправе принимать такие решения, документ заменяется приказом о переводе ОС на консервацию.
После принятия решения начальник предприятия издает приказ.
В приказе указываются:
Лица, отвечающие за проведение процедуры, должны ознакомиться с приказом.
Перечень мероприятий дает возможность обосновать экономическую целесообразность затрат. Это считается одним из критериев принятия расходов при расчете налога на прибыль. Срок же поможет прекратить начисление амортизации по ОС.
Одно из основных мероприятий проводимых перед консервированием ОС – инвентаризация. Данная процедура позволяет проверить наличие, состояние и комплектность собственности.
После проведения предварительных работ составляется акт перевода ОС на хранение. Акт подписывается комиссией и руководителем предприятия.
После оформления всех необходимых документов в учете отображают перевод объекта.
Основные средства, находящиеся на хранении, учитываются на специальном субсчете. В инвентарной карточке ставится специальная отметка.
За сохранность законсервированных объектов отвечают специально назначенные лица.
Текущие затраты формируют расходы предприятия. Суммы учитываются в текущих периодах.
Для продления срока консервации объектов издается отдельный приказ.
Документальное оформление
Правильное документальное оформление – главное условие для признания затрат при начислении налога на прибыль фирмы.
Два основных документа для оформления консервирования ОС: приказ и акт.
Образец приказа
Приказ о переводе ОС на хранение подписывается руководством предприятия.
В документе указывается:
После проведения всех мер, оформляется акт о переводе объектов на хранение.
Скачать образец приказа о консервации основного средства – word.
Как оформить акт?
Составляется акт для фиксации уже после выполнения консервации. Документ не является необходимым и выполняется по желанию руководства.
Подписывается акт участниками комиссии и руководителем. Указываются в нем следующие данные:
После подписания руководством предприятия акт становится основным документом для:
Определенной установленной формы составления акта и приказа – нет. Выполняются они в произвольной форме.
Скачать образец акта о проведении консервации ОС – word.
Амортизация по законсервированным объектам ОС
Постепенное снижение стоимости основных средств фирмы, связанное с износом, через ежемесячные включения части его стоимости в себестоимость продукции, называется амортизацией.
После консервации основные средства продолжают числиться в составе ОС предприятия. В случае, когда срок превышает 3 месяца – объект убирается из состава амортизируемых объектов.
Амортизацию прекращают начислять с первого числа месяца. Приостанавливается начисление через месяц после опубликования приказа.
Одна из главных целей консервации – временное прекращение начисления амортизации.
В бухучете отрезок времени, на протяжении которого ОС находятся на сохранении, не влияет на время его полезного использования.
По закону бухучета амортизация может насчитываться и после завершения срока полезного использования.
Следовательно, после расконсервирования, начисление можно продолжать в прежнем размере до полного погашения себестоимости.
Бухгалтерский учет и проводки
После подписания начальством приказа и утверждения акта, ОС переводятся на консервирование.
После консервации ОС они остаются числиться в бухучете в составе основных средств на счете 01.
ОС, находящиеся на сохранении, учитываются на одном счете, наряду с эксплуатируемыми основными средствами.
Чтобы обеспечить правильный бухгалтерский учет, в плане счетов предприятия нужно предусмотреть к счету «Основные средства», субсчет «Основные средства на консервации».
При переводе оборудования выполняются проводки по переносу их стоимости с основного субсчет, где учитываются основные фонды, на субсчет для учета законсервированные объектов – Д 01 «ОС на консервации» К 01.
При расконсервации выполняется обратная проводка.
Налоговый учет
На законсервированное имущество фирмой уплачивается как транспортный налог, так и имущественный налог.
Если предприятие находится на общей системе налогообложения, размер отчислений снижается на эту сумму.
Восстанавливать налог на добавленную стоимость не нужно.
Но, в некоторых случаях такая необходимость есть:
Во всех перечисленных случаях необходимо иметь первичную документацию и затем восстанавливать налог на добавленную стоимость.
Выводы
Процедура консервации не является обязательной.
Законсервирование основных средств происходит по решению специальной комиссии, утвержденной приказом начальства.
Проведение данной процедуры не снимает ОС из хозяйственной деятельности, поэтому не начисляется налог на добавленную стоимость.
На основные средства, находящиеся на хранении, амортизация не начисляется. После окончания срока консервирования его можно продлить.
Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»
ГАРАНТ:
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
В соответствии с частью 9 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила проведения консервации объекта капитального строительства.
Председатель Правительства
Российской Федерации
30 сентября 2011 г.
Правила
проведения консервации объекта капитального строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802)
2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).
5. В решении о консервации объекта должны быть определены:
а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;
б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);
6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.
7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:
а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;
б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:
о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;
о наличии сметной документации;
о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.
8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).
9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:
а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);
б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;
в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;
г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;
д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);
е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.
11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).
12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:
а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;
б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.
13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.
II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственной собственности
14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.
16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.
Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.
17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.
18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.
Установлен порядок консервации объекта капстроительства.
Решение о консервации принимается застройщиком (заказчиком) в 2 случаях. Если строительство (реконструкция) прекращается или приостанавливается на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
Застройщик (заказчик) приводит объект и стройплощадку в состояние, при котором обеспечиваются прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов. Также они должны быть безопасны для населения и окружающей среды.
В решении указываются перечень и сроки работ по консервации, лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, время подготовки необходимой техдокументации, сумма затрат. Последняя определяется на основании акта, составленного подрядчиком и утвержденного застройщиком (заказчиком).
Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).
В ходе работ по консервации, в частности, выполняются конструкции, принимающие проектные нагрузки (в том числе временные). Освобождаются емкости и трубопроводы от опасных и горючих жидкостей. Закрываются или свариваются люки и крупные отверстия. Отключаются инженерные коммуникации (за исключением тех, которые обеспечивают сохранность объекта). Следует исключить несанкционированный доступ внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора (если он должен проводиться).
Урегулирована процедура возобновления строительства (реконструкции).
Установлены особенности принятия решения о консервации объекта госсобственности.
Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 7 октября 2011 г. N 225, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 октября 2011 г. N 41 (ч. II) ст. 5739
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
Консервация основных средств в 2018 году
Автор: Алексеева М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Основные средства, которые не эксплуатируются (простаивают) на протяжении длительного времени, могут быть переведены на консервацию. Что это за процедура и как она проводится в 2018 году? Как оформить и отразить в бюджетном учете операции по консервации и расконсервации имущества учреждения? Дадим ответы на эти и другие вопросы далее.
Особенности проведения консервации
Основная цель консервации сводится к обеспечению сохранности технических и эксплуатационных свойств объектов основных средств на период простоя с возможностью дальнейшего восстановления их функционирования. Например, консервация актуальна при временном прекращении производственной или иной деятельности учреждения, приостановке строительства, отсутствии работ сезонного характера, а также в иных случаях, когда объекты временно не используются.
Обратите внимание: консервация не проводится в отношении объектов основных средств, непригодных к эксплуатации по причине морального или физического износа, они подлежат списанию с учета на основании решения постоянно действующей в учреждении комиссии по поступлению и выбытию активов.
Процедура консервации должна быть экономически выгодна для учреждения, поскольку связана с дополнительными расходами, требующимися для доведения временно не эксплуатируемых основных средств до состояния, в котором обеспечивается их наилучшая сохранность, а также для их поддержания в исправном состоянии.
В некоторых случаях объект будет выгоднее продать или ликвидировать, чем консервировать. Поэтому необходимо взвесить все за и против, реально оценить целесообразность проведения указанной процедуры.
Документальное оформление
Порядок документального оформления операций по переводу основных средств на консервацию и их расконсервации не урегулирован законодательными актами по ведению бюджетного учета, поэтому учреждение должно разработать его самостоятельно. Предлагаем следующий алгоритм действий.
При консервации основных средств:
1. Утверждается приказ руководителя о проведении инвентаризации с целью выявления временно не используемого в деятельности учреждения имущества.
2. Составляются инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) в порядке, предусмотренном Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению» (далее – Приказ № 52н).
3. Издается приказ руководителя о создании комиссии по переводу объектов основных средств на консервацию. В обязанности комиссии будут входить осмотр объектов основных средств с целью оценки экономической целесообразности проведения консервации и оформление (подписание) соответствующих документов.
4. Утверждается приказ руководителя о переводе объектов основных средств на консервацию. В нем прописываются причины такого перевода, перечень консервируемого имущества, его балансовая стоимость и сроки консервации (начало и окончание).
5. Оформляется акт о консервации объектов основных средств. Форму этого документа следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике учреждения, поскольку Приказом № 52н она не утверждена. Акт должен содержать наименование основного средства, его инвентарный номер, первоначальную (балансовую) стоимость, сумму начисленной амортизации, остаточную стоимость, причины, сроки консервации, подписи членов комиссии по переводу объектов основных средств на консервацию и руководителя учреждения.
6. Составляется смета расходов на консервацию с указанием затрат на поддержание законсервированных объектов в исправном состоянии (в случае необходимости).
7. Вносится запись о консервации в инвентарную карточку учета (группового учета) нефинансовых активов (ф. 0504031, 0504032), если данная процедура производится на срок более трех месяцев.
При расконсервации основных средств:
1. Утверждается приказ руководителя о проведении инвентаризации с целью выявления фактического наличия находящегося на консервации имущества.
2. Составляются инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) в порядке, предусмотренном Приказом № 52н.
3. Издается приказ руководителя о создании комиссии по расконсервации объектов основных средств, которая будет проводить оценку технического состояния объектов основных средств, подлежащих расконсервации, и составлять (подписывать) соответствующие документы.
4. Утверждается приказ руководителя о расконсервации объектов основных средств.
5. Оформляется акт о расконсервации объектов основных средств по форме, утвержденной учетной политикой учреждения. Он должен содержать наименование основного средства, его инвентарный номер, первоначальную (балансовую) стоимость, сумму начисленной амортизации, остаточную стоимость, сведения о техническом состоянии расконсервируемого объекта, подписи членов комиссии по расконсервации основных средств и руководителя учреждения.
6. Составляется смета расходов на проведение работ по расконсервации (в случае необходимости).
7. Вносится запись о расконсервации в инвентарную карточку учета (группового учета) нефинансовых активов (ф. 0504031, 0504032), если консервация производилась на срок более трех месяцев.
Отметим, чтов унифицированных формах инвентарных карточек учета (группового учета) нефинансовых активов (ф. 0504031, 0504032), которые утверждены Приказом № 52н, отсутствуют поля для отражения информации о консервации (расконсервации) основных средств. Поэтому учреждение может доработать указанные формы (ввести дополнительные графы, разделы) и закрепить их применение в учетной политике (п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н).
Бюджетный учет
Учет законсервированных объектов.
Материальные ценности, находящиеся на консервации, продолжают числиться в составе основных средств (абз. 2 п. 7 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н (далее – СГС «Основные средства»).
При консервации имущества на срок более трех месяцев и его последующей расконсервациибухгалтерские записи по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» не производятся, только делается соответствующая запись в инвентарной карточке(п. 10 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н).
При этом в целях получения дополнительных данных для раскрытия бюджетной отчетности учреждение при формировании своей учетной политики вправе в отношении объектов, находящихся на консервации, предусмотреть дополнительную аналитику к счету 0 101 00 000 (Письмо Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 «О направлении Методических указаний по применению Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства»).
К сведению: порядок документального оформления и отражения в учете перевода основных средств на консервацию сроком на три месяца и меньше необходимо предусмотреть в учетной политике учреждения (п. 6 Инструкции № 157н).
С 01.01.2018 законсервированное имущество амортизируется по новым правилам. Согласно пп. «б» п. 8 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н, консервация является одним из внутренних признаков обесценения актива. Поэтому в случае, когда объект основных средств простаивает или не используется, начисление амортизации по нему не приостанавливается (п. 34 СГС «Основные средства»). Исключение действует только в отношении объектов, остаточная стоимость которых стала равной нулю.
С учетом изложенного на все объекты основных средств, находящиеся на консервации, необходимо начислять амортизацию.
В случае если объект был законсервирован до 01.01.2018 на срок более трех лет и в соответствии с ранее действовавшими положениями Инструкции № 157н на этот объект амортизация не начислялась, то с 01.01.2018 ее надо начислять (Письмо Минфина РФ № 02-07-07/84237).
Обратите внимание: пункт 85 Инструкции № 157н в редакции, действовавшей до 01.01.2018, предусматривал приостановку начисления амортизации при переводе объекта основных средств на консервацию на срок более трех месяцев.
Пример 1.
Объект основных средств (оборудование) был законсервирован с 01.01.2017 на 3 года. Срок его полезного использования равен 7 лет (84 месяца), балансовая стоимость – 315 000 руб., до консервации амортизация по нему была начислена в сумме 157 500 руб. Объект находился на консервации 1 год (12 месяцев). За этот период амортизация по нему не начислялась.
На 01.01.2018 оставшийся срок нахождения объекта на консервации равен 2 годам (24 месяцам), а оставшийся срок полезного использования объекта – 2,6 года (30 месяцев). Учреждение приняло решение возобновить начисление амортизации с указанной даты. Учетной политикой предусмотрен линейный метод начисления амортизации.
Линейный метод предполагает равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива (п. 36 СГС «Основные средства»). Амортизация таким методом в отношении объекта, находящегося на консервации, начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы в течение финансового года и отражается в бюджетном учете следующей корреспонденцией счетов (п. 85 Инструкции № 157н, п. 19 Инструкции № 162н):
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражено ежемесячное начисление амортизации по законсервированному объекту исходя из его остаточной стоимости и оставшегося срока полезного использования ((315 000 – 157 500) руб. / 30 мес.)
Учет расходов на консервацию (расконсервацию) объектов.
В процессе консервации и расконсервации объектов основных средств учреждение может нести определенные расходы, которые в зависимости от предмета заключенных договоров (контрактов) согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н) будут относиться:
на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ – при проведении работ (оказании услуг), связанных с консервацией (расконсервацией) объектов (например, антикоррозийная обработка техники, поддержание объектов в исправном состоянии, оценка технического состояния объектов, восстановление функциональных, пользовательских характеристик объектов);
на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ – в случае выполнения работ (оказания услуг), по своему экономическому содержанию не относящихся на подстатью 225 КОСГУ (например, охрана объектов, находящихся на консервации);
на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ – при приобретении материальных запасов в целях консервации (расконсервации) объектов (например, смазочных, упаковочных материалов).
Данные расходы отражаются в составе расходов текущего финансового года (счет 0 401 20 000) и участвуют в формировании финансового результата деятельности учреждения.
Пример 2.
С целью консервации транспортного средства сроком на 2 года казенное учреждение заключило договор на проведение работ по его антикоррозийной обработке на сумму 7 000руб. Условиями договора предусмотрена предоплата в размере 30%.
Согласно Указаниям № 65н расходы на проведение антикоррозийной обработки транспорта относятся на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
В бюджетном учете отражаются следующие корреспонденции счетов:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Перечислена предоплата по договору (7 000 руб. х 30%)
Отражены расходы на антикоррозийную обработку транспорта в размере стоимости выполненных работ
Зачтена ранее перечисленная предоплата по договору
Произведен окончательный расчет по договору (7 000 – 2 100) руб.
Пример 3.
Для консервации временно не используемой техники казенное учреждение приобрело через подотчетное лицо защитные упаковочные материалы на сумму 3 000 руб. Аванс подотчетному лицу выдавался из кассы учреждения. Материалы были израсходованы в полном объеме.
Согласно Указаниям № 65н расходы на приобретение упаковочных материалов относятся на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
В бюджетном учете делаются следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Выданы из кассы учреждения денежные средства под отчет на приобретение материалов
1 201 34 610
Забалансовый счет 18
Приняты к учету материалы (на основании представленного авансового отчета)
Списаны израсходованные материалы
Налоговый учет
Налог на добавленную стоимость.
Сумма НДС, предъявленная исполнителями работ, услуг по консервации (расконсервации) объектов, поставщиками материальных ценностей, используемых при проведении соответствующей процедуры, учитывается в стоимости таких работ, услуг, материалов, так как выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС (пп. 4.1 п. 2 ст. 146, пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Налог на прибыль.
По общему правилу, установленному п. 3 ст. 256 НК РФ, основные средства, переведенные на консервацию на срок более трех месяцев, исключаются из состава амортизируемого имущества для целей налогообложения прибыли. Однако эти положения не могут быть применены в отношении имущества казенных учреждений, поскольку оно приобретается (создается) с использованием бюджетных средств целевого финансирования (лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований) и в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации.
Что касается расходов казенного учреждения на консервацию (расконсервацию) основных средств, то они также производятся за счет средств целевого финансирования и на основании пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Налог на имущество.
Объектом обложения налогом на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, независимо от их фактического использования (эксплуатации) в текущей деятельности учреждения (п. 1 ст. 374 НК РФ). Соответственно, со стоимости переведенных на консервацию основных средств нужно платить налог на имущество. Исключение – если региональным законодательством для учреждения предусмотрена льгота в виде освобождения от налогообложения законсервированных основных средств (п. 3 ст. 56, п. 2 ст. 372 НК РФ).
Транспортный налог.
В силу ст. 357 НК РФ плательщиками этого налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом обложения согласно ст. 358 НК РФ. То есть обязанность по уплате транспортного налога зависит от факта регистрации транспортного средства, а не от факта его использования в деятельности учреждения. Поэтому транспортные средства в период нахождения на консервации не перестают облагаться данным налогом.
Основной целью консервации является обеспечение сохранности объекта основных средств на период временного простоя для дальнейшего использования в будущем.
Решение о консервации основных средств должно приниматься комиссионно исходя из экономической целесообразности проведения такой процедуры.
Консервация основных средств на срок более трех месяцев и их последующая расконсервация отражаются путем внесения записи в инвентарную карточку, без оформления бухгалтерских записей по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 101 00 000. С 01.01.2018 начисление амортизации по законсервированному объекту не приостанавливается, как это было предусмотрено до указанной даты.
Порядок документального оформления операций по переводу основных средств на консервацию и их последующей расконсервации необходимо закрепить в учетной политике учреждения.
Законсервированное имущество не перестает облагаться как налогом на имущество, так и транспортным налогом.