Проклейка холста желатином рецепт
Приготовить грунтовку для холста из желатина
Грунт – промежуточный слой, наносимый на основу.
Свойства:
обеспечить прочную связь основы и красочного
создать желаемый цветовой фон и фактуру.
Чем меньше связующего в грунте, тем он более “тянущий”.
“Тянущие” грунты (клеевые и эмульсионные/акриловые на основе мела) – сильно забирают масло из красок, тем самым предают красочному слою матовый оттенок. Перед началом работы на таких грунтах их надо протереть промасленным тампоном.
” Среднетянущие ” грунты (эмульсионные/акриловые на основе белил) перед работой проклеиваются слабым раствором желатина (1:100)
” Слаботянущие ” грунты (масляные) – практически не забирают масло из красок, но сцепление масляных красок с грунтом слабое, краски осыпаются
Можно приготовить грунт самостоятельно:
1. Связующее для клеевого грунта:
1. Клей: Желатин. Из него получаем 5% раствор клея (25 гр. на 500 мл воды)
2. Пластификатор: Глицерин. Как приготовить грунтовку из свинцового сурика? Расход 5-10 мл на 25 гр. сухого желатина
Связующее для масляного грунта:
1. Масло льняное
2. Масло маковое
3. Масло ореховое
4. Связующее для масляных красок
2. Пигменты для грунта
1. Мел – фасовка по 100/500/1000 гр. (но не строительный)
2. Пигмент белый : Окись цинка – цинковые белила по 100/200/500/1000 гр.
3. Пигмент белый : Окись титана – титановые белила по 100/200/500/1000 гр.
Как я грунтую холст.
Когда-то я занималась приготовлением собственного грунта, но сейчас предпочитаю покупать готовый, акриловый грунт.
Перед этим обязательно проклеиваю холст. Тогда количество нанесений грунта у меня сводится к одному слою. Грунт наношу ненужной пластиковой карточкой, так получается и быстро и экономично.
У меня был период, когда я только проклевала и не грунтовала холст, краски жухли, но мне это нравилось, немного напоминало акварель, но если нужно так прописать большой холст, будет тяжело, красок уйдет много,
Мои коллеги рассказали, что Академии педагог по технике живописи, наносил акриловый грунт на холст без всякой подготовки холста. А потом даже стирал в стиральной машине. Думаю такой вариант очень даже возможен, только при таком способе, нужно увеличить количество грунтовок, чтобы грунт закрывал собой дырочки между волокон.
Информации к размышлению очень много, много теории, я считаю надо пробовать и выбрать, то что подходит именно вам!
Лучший клей для проклейки – рыбий (осетровый), но можно холст проклеить пищевым желатином. Для эластичности поверхности, необходимо добавить пластификатор – мед или глицерин. Чтобы проклейка не плесневела добавляется – антисептик. В промышленном производстве антисептик – фенол.
В домашних условиях хорошим антисептик – капелька Фейри.
Сейчас, в современном мире, для творчества нет преград. Это касается как выбора самого занятия, так и выбора приспособлений, помогающих в творческом процессе. Для художников создано много вещей, облегчающих их работу.
Главное, выдерживать пропорции при создании грунта. Рецепт эмульсионного грунта, который используется уже несколько десятков лет в нашей семье художников, и хорошо себя зарекомендовал- я напишу для вас ниже.
В тех случаях, когда грунтуется редкий, с большими скважинами холст, проклейка наносится клеевым студнем ножом или щеткой. В жидком состоянии очень трудно наносить проклейку без протекания клея на изнанку холста. Для разжижения клеевого студня следует слегка подогреть на водяной бане.
1 грунтовка.
Для первого слоя грунтовки лучше всего купить в строительном магазине хорошую акриловую белую краску для внутренних и наружных работ. Многие художники советуют использовать простую водоэмульсионную краску, но я думаю не стоит сильно экономить на грунте. В краску для 1 слоя можно добавить остатки клея (чуть подогреть, чтобы не было комков). Покрывать с помощью широкой кисти.
Консистенция краски — как жидкая сметана, скорее даже, как кефир.
Хотя есть художники, которые ругают такой грунт и считают, что для масляной живописи он не подходит. Скажу, что у нас только такие и продаются…. иногда я сама делаю дополнительный грунт полу масляный поверх акрилового. Вариантов грунтовок – множество, причем каждый мастер предпочитает свои рецепты и секреты в этом деле.
Подскажите, как подготовить негрунтованный льняной или хлопковый холст. Мне интересно знать, используете ли вы для этого желатин.
Допустим, вы купили в магазине холст (льняной, хлопковый, синтетический или комбинированный), натянули его на подрамник и собираетесь его загрунтовать. Не спешите с грунтом — холст сначала нужно проклеить, то есть промазать его клеем, чтобы, во-первых, закрыть дырочки между нитями, а во-вторых, защитить сам холст от влаги и прочего воздействия, которое может его разрушить.
Самый простой способ — использовать готовую проклейку для холста, например показанную справа «Проклейку для холста» фирмы Таир. Идете в магазин, покупаете проклейку и наносите ее на холст в два слоя с промежуточной просушкой в течение 2-3 часов. Если холст редкий и после двухслойной проклейки в холсте на просвет все еще видны дырочки, то может понадобиться нанести еще и третий слой.
Однако готовая проклейка не всегда есть под рукой, да и, как ни крути, стоит она относительно дорого, поэтому лучше выполнять проклейку с помощью самостоятельно приготовленного желатинового клея. А можно для первого слоя использовать магазинную проклейку, а второй и третий сделать своим клеем.
Для изготовления желатинового клея можно взять тот пищевой желатин, который обычно есть на кухне любой хозяйки, однако лучше все же купить его в магазине художественных товаров, чтобы быть уверенным, что он подходит именно для этой цели.
Итак, берем нужное количество желатина (см. ниже), заливаем его соответствующим количеством воды комнатной температуры и даем этой смеси постоять примерно час, чтобы желатин набух, то есть впитал воду. При этом желатин останется на дне, а сверху вы получите мутноватую воду. Затем эту емкость с еще не растворившимся клеем начинаем подогревать на водяной бане. Домохозяйка знает что это такое, а для других поясню. Наливаем в небольшую кастрюльку холодную воду, ставим в нее нашу баночку, лучше с какой то прокладкой под баночкой, чтобы огонь не нагревал саму баночку с желатином, помещаем эту конструкцию на включенную/зажженную кухонную плиту, берем палочку, ложку или еще что и начинаем перемешивать желатиновую смесь.
Перемешивать смесь лучше постоянно, хотя можно и просто периодически, но достаточно часто, помешивать. Это необходимо для того, чтобы не дать желатину собраться в комки. Вода в самой кастрюльке может кипеть, но вот желатиновый раствор нельзя доводить до кипения ни в коем случае, иначе он потеряет свои клеящие свойства. Итак, стоим возле плиты, следим, чтобы смесь в баночке не подавала признаков закипания, и мешаем, мешаем, мешаем.
Делаем это до тех пор, пока в баночке не образуется однородная водянистая смесь желатина, не содержащая сгустков, а тем более комочков. Добившись этого, выключаем плиту, вынимаем баночку из кастрюльки и ждем, пока наш клей не остынет. При остывании клей начнет сгущаться и вскоре станет тягучим, наподобие киселя. То есть при вынимании палочки из баночки с клеем клей остается на палочке, почти не стекая с нее. Охлаждаем ровно до этого момента, не допуская дальнейшего загустения, то есть превращения нашего киселя в желе. Если клей слишком жидкий, он будет легко просачиваться через поры холста на другую сторону, а если слишком густой, он не будет заполнять эти поры. Если вы прозевали этот момент, то снова поставьте баночку в кастрюльку и подогрейте клей до его разжижения.
Теперь отвечу на ожидаемый вопрос, сколько взять клея, а сколько воды. Воды надо взять примерно столько, сколько вам понадобится клея, чтобы проклеить ваш холст в два-три слоя. Чем больше холст и чем реже его плетение, тем больше вам понадобится клея. На льняной (Репинский) холст размером 80х90 см у меня уходит примерно стакан клея. Но в принципе, это не критично: если клея получится больше, чем нужно, его можно использовать в течение двух дней для другого холста, подогрев, как описано выше. Если же его не хватит, то его можно приготовить еще раз.
А вот количество желатина будет строго зависеть от количества взятой воды. Вес желатина должен составлять 7-10 % от веса готового клея. Для первого слоя проклейки лучше взять клей погуще, чтобы он не просачивался через холст, для второго и третьего — пожиже, чтобы он растекался равномернее и проникал в те поры, которые не закрылись предыдущими слоями.
Поскольку удельный вес воды составляет 1 грамм на миллилитр, то чтобы получить 100 грамм 10-процентного клея, надо взять 10 г желатина и 90 мл воды. Чтобы наш клей стал 7-процентным, надо соответственно взять 93 мл воды и 7 г желатина. Если вам нужно 200 граммов клея, просто умножьте эти цифры на два. Если 150, умножьте их на полтора. И так далее.
Ну вот, наш клей готов и имеет нужную консистенцию, теперь осталось нанести его на холст широким флейцем, то есть широкой плоской кистью. Разумеется, холст к этому моменту уже должен быть наготове, иначе, пока мы возимся с ним, клей загустеет. Впрочем, его можно, как я писала выше, просто подогреть на водяной бане.
Покрыли холст равномерно первым слоем и даем холсту высохнуть. А вот при сушке холст лучше ставить вертикально. Сколько сушить, сказать не могу — все зависит от температуры и влажности в помещении и толщины нитей холста. Обычно за день холст высыхает полностью. Но нам достаточно выдержать его 2-3 часа, прежде чем наносить второй слой.
Перед второй проклейкой холст лучше прошкурить наждачной шкуркой со средним зерном. Шкурить надо без фанатизма, легонечко. В результате произойдет небольшое выравнивание поверхности клеевого слоя и придание ей шероховатости, ну и небольшое разлохмачивание не покрытых клеем нитей. Образовавшуюся при этом клеевую пыль не сметайте — она поможет при следующей проклейке. Для второй проклейки лучше использовать 7-процентный клей. Не забудьте подогреть клей на водяной бане, поскольку он успеет загустеть пока наш первый слой сохнет. Итак, прошкурили, подогрели клей и проходим кистью с клеем один раз по всему холсту.
Как вы заметили, каждый следующий слой наносится все более жидким клеем. Если вы приготовили клей на все три слоя, просто добавьте в клей немножко воды при его подогреве перед очередным слоем проклейки.
Как я сказала выше, можно для первой проклейки использовать магазинную «Проклейку для холста», а для второй и третьей — желатиновый клей. Причем, магазинная проклейка наносится не кистью, а мастихином больших размеров или столовым ножом.
Иногда получается так, что даже после третьей проклейки, между нитями холста остаются незаполненные дырочки. Не могу объяснить, почему это происходит — то ли желатин подвел, то ли рука так взяла.
В этом случае очень помогает текстурная паста, такая, как показанная слева. Берем мастихин и равномерно намазываем пасту на холст. При желании можно еще и фактурки, то есть небольшой рельефности, добавить.
Леся (Thursday, 29 March 2018 20:17)
Татьяна Казакова (Thursday, 29 March 2018 21:33)
Лана (Monday, 02 March 2020 11:57)
Я сама заказываю подрамники, покупаю натуральный льняной холст, такой, который нужен именно под предстоящую технику письма, грунтую желатином и акрилом и получаю превосходный результат по цене ниже магазинных, тк заказываю подрамники (по моим размерам) оптом у производителя, а не у перекупщиков и поэтому стоят они намного дешевле, а качество лучше.
Элина (Tuesday, 21 July 2020 09:46)
Татьяна Казакова (Tuesday, 21 July 2020 19:47)
Добрый день, Элина.
В принципе можно использовать и такой холст, не восстанавливая его белизну. В этом случае Ваша грязь будет служить имприматурой. Посмотрите В разделе «Мастерская», в подразделе «Работа над картинами», «Персики». При написании работы я использую «грязный холст». А в «Пионах акванавтах» я специально пачкала холст, создавая среду.
Но если Вам уж очень хочется восстановить белизну холста, то покройте его титановыми белилами, а после того как краска высохнет, пишите.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Проклейка холста желатином
Проклейка холста желатином
Проклейка холста желатином
В прошлой статье я писала как натянуть холст на подрамник, самое время научиться проклеивать холст. Проклейку будем делать пищевым желатином.
Для чего вообще необходима проклейка? Проклейка холста позволяет защитить холст от влияния красок, грунта, химических воздействий растворителей. К тому же по непроклеенному холсту было бы неудобно писать, т. к. такая основа не обладает достаточной твердостью.
Желатин будем использовать как самый доступный и надежный материал. В некоторых книгах вы можете найти описание проклейки холста сухим осетровым клеем, но сейчас его трудно найти. В художественных салонах стали продавать некоторое подобие данного клея, но он достаточно дорого стоит и я думаю желатин нисколько не хуже. По крайней мере у нас в училище все использовали желатин и никого данный способ еще не подводил. Особые экстремалы, которые любили всякие эксперименты, проклеивали холсты строительным клеем пва, но я не поддерживаю такие способы, поскольку точно не известно какой химический процесс может возникнуть в результате. Вы ведь не хотите чтобы через пару месяцев ваша работа пожухла или потрескалась?
Итак, приступим непосредственно к проклейке. На проклейку одного холста потребуется где-то полпачки желатина (граммов 10). Желатин заливаем 2 стаканами воды (только не горячей) и оставляем на часок набухнуть.
Потом ставим на плиту и растапливаем смесь, но не в коем случае не доводим до кипения. Огонь не нужно включать большой, т. к. может пригореть. Желатин топится быстро и можно его проворонить,если уйти в другую комнату, так что лучше стоять и следить. После этого убираем желатин в холодильник, там он скоро застынет и станет желеобразным.
Застывший желатин вытаскиваем из холодильника и начинаем первую холодную проклейку. Ножом по кусочкам втираем желатин в холст, начиная с одной стороны, и продвигаемся по порядку до конца.
Чтобы ускорить процесс можно взять большой кусочек желатина и положив его на холст разрезать на более мелкие.
Когда весь холст будет покрыт ровным слоем нужно соскрести ненужный желатин с холста, потому что он может засохнуть в таком виде и останутся бугорки.
Лишний желатин можно положить обратно в тарелку, нам его потом все равно топить.
Когда холст высохнет его нужно зашкурить мелкой наждачкой для лучшего сцепления со следующим слоем. Если холст попался не совсем гладкий нужно срезать особо выдающиеся заусенцы лезвием для бритвы или канцелярским ножом. Мне это не понадобилось, т. к. я использую двунитку.
Далее делаем вторую проклейку. Растопите желатин (не дайте ему закипеть!) и большой щетинной кистью промажьте холст.
Снова уберите холст сохнуть, но на этот раз хватит и трех часов:) После высыхания снова пройдитесь наждачкой и проклейте еще раз растопленным желатином. После того как третья проклейка высохла можно загрунтовать наш холст.
Если вам кажется, что это долго и сложно вы конечно можете купить готовый холст для живописи, но как показывает практика масло начинает жухнуть на таком холсте почти сразу( Видимо часто производитель не проклеивает холст, а сразу грунтует его, что недопустимо. Да и стоимость грунтованного холста намного выше.
Чтобы сэкономить время можно проклеивать одновременно много холстов, тогда не нужно будет много раз готовить желатин и рабочее место.
Хороший художник всегда сам готовит холсты, так надежнее) Если вы все сделаете по инструкции, проклеите холст на три раза и не доведете желатин до кипения, у вас обязательно все получится:)
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
Как правильно проклеить холст? Как грунтовать холст?
После того, как холст был хорошо натянут, его следует проклеить.
Как загрунтовать холст самостоятельно?
Работы начинают проводить после того, как полотно закреплено на подрамнике. Если это одна из ваших первых проб, стоит выбрать плотный материал без узелков и других дефектов. Сделать покрытие на таком холсте будет значительно проще.
Как подготовить поверхность?
Перед началом работ некоторые художники слегка смачивают рабочую поверхность. Следите, чтобы вода не просочилась на другую сторону материала. Благодаря влажности, волокна ткани немного расширятся, а значит, вероятность протекания клея будет ниже.
Если на материале есть узелки и другие неровности, перед началом работ его можно немного отшлифовать, например, с помощью пемзы.
Как проклеивают холст?
Цель проклейки:
изолировать холст (картон, бумагу, доску) от масляной краски, так как клеевая пленка не растворяется в масле и растворителях. На непроклееной основе масло из краски проникает в целлюлозу, свободные жирные кислоты, содержащиеся в масле, частично разрушают ее. От этого целлюлоза становится хрупкой и при механических воздействиях легко ломается.
если ткань имеет редкое переплетение, то клеевая пленка дополнительно закрывает отверстия между нитями. Это достигается нанесением нескольких проклеек 2-4.
При приклеивании холста ставится задача не промочить (пропитать) его насквозь, а нанести защитную пленку на лицевую сторону.
После первой и второй проклейки высохший холст нужно обработать наждачной бумагой. Шлифовать надо легко, чтобы только убрать волокна, которые выступают «ершом» после проклейки, особенно сильно выступающие узелки можно срезать ножом. Вторую и третью проклейку делают жидким, но не теплыми клеем (20-25 градусов, чтобы не растворять первый слой) и обязательно с пластификатором (не менее 30% глицерина или мед от веса сухого клея). Если все поры холста закрылись (это определяется после первой грунтовки отсутствием белых точек на оборотной стороне холста), то можно считать проклейку удачной. Если все-таки белые точки появились, то для данного типа холста в следующий раз делают еще одну дополнительную проклейку. Это во многом зависит и от качества клея. Лучшие клеи желатиновый (пищевой, технический, фотожелатин) или казеиновый; допустим и столярный клеи, но только лучших мездровых сортов (выпускается в виде полупрозрачных желтовато-коричневых плиток или в гранулах).
Пищевой желатин
Общий состав проклейки: на 0,5 литров воды, 30 гр. сухого желатина, 7 гр. глицерина или 20 гр. меда, 0,4 гр. антисептика.
В горизонтальном положении, проклейка выполняется флейцем, широкой кистью, можно щеткой, небольшая, одежная щетка, чуть меньше ладони. Желеобразная масса для того, чтобы клей не проступал на обратную сторону холста. Проклейка не должна быть слишком застывшей, необходимо уловить момент застывающего состояния. Поверхность не перегружается проклейкой, излишки клея снимаются шпателем или стальной линейкой.
Поверхность проклеенного холста слегка обрабатывается наждачной бумагой, чтобы удалить шероховатость.
Чтобы проверить качество проклейки, надо посмотреть на холст через скользящий свет, клей равномерно заполняет поверхность эластичной пленкой, без светящихся сквозных просветов.
При проведении ногтем вдоль холста с обратной стороны, сухой, проклеенный холст не должен трещать. Потрескивание обозначает, что холст перегружен, плохое качество клей или недостаточно эластичный состав проклейки
Клеевой грунт (1 грунтовочный слой)
В теплый раствор желатинового клея, добавляется пластификатор и антисептик, при непрерывном помешивании, засыпаем сухие белила. Состав клеевого грунта напоминает жидкую сметану.
Проклеенный холст в горизонтальном положении грунтуется флейцем, широкой кистью, небольшой щеткой. Необходимо не перегружать поверхность грунтовочным составом, сохраняется текстура холста, лишний грунт удаляется с поверхности шпателем или стальной линейкой.
Избыток клея в грунтовочном составе может привести к растрескиванию поверхности, а недостаток клея, создает рыхлый грунт, а в дальнейшем, грунт впитывает больше масла, нарушается прочность связи грунта с красочной поверхностью, рыхлость грунта приводит к жухлости живописи.
Эмульсионный грунт (2 грунтовочный слой)
Какие инструменты нужны?
Как правильно сушить холст?
Просушка проводится после нанесения каждого слоя. На этом этапе не стоит торопиться, т. к. нарушение технологии ухудшит качество поверхности.
Время зависит от используемых смесей. Клеевые грунты сохнут в среднем до 5 дней, эмульсии – 1–2 недели, составы, содержащие масла, – от нескольких месяцев до года. Время между нанесениями слоев клея обычно составляет 12 часов.
Поверхность должна сохнуть равномерно при комнатной температуре. Нельзя выносить полотно на солнце, ставить у батареи, в местах со сквозняком.
Как подготовить холст для живописи маслом самостоятельно.
Конечно сейчас не проблема купить готовый холст, но, во-первых, это достаточно дорого, а во-вторых самостоятельно подготавливая основу вы расширяете возможности своей живописи. На готовых холстах всегда нанесен акриловый грунт. Он универсальный, но далеко не для всех задач лучший. Попробовав разные грунты вы поймете, насколько не похожи друг на друга их свойства и какие интересные технические приемы они позволяют применять.
Но начнем с начала.
Нам понадобится:
Для проклейки и грунтовки
Собираем подрамник.
Сначала нужно собрать подрамник. Лучше gпокупать модульный, так как он позволяет регулировать натяжение холста. Если формат до 30 см по длинной стороне — смело берите не разборный.
Рейки раскладываем на полу и соединяем друг с другом, не пытаясь подогнать вплотную. Потом киянкой пригоняем их друг к другу, подбивая постепенно со всех сторон и следя за тем, чтобы углы были 90 градусов.
Натягиваем холст.
Самое важное здесь,чтобы нити плетения холста шли под 90 градусов друг к другу и были параллельны сторонам холста. Иначе при проклейке и грунтовке холст пойдет складками или из-за неравномерного натяжения подрамник сильно перекосится.
Задача не такая сложная, как кажется, просто нужно быть последовательным и аккуратным. Сначала проводим на куске холста, который будем натягивать, перпендикулярные линии ПО НИТЯМ ПЛЕТЕНИЯ. От краев отступаем около 3см.
Теперь можно натянуть две стороны. Закрепляем только в трех местах, тянем достаточно сильно, чтобы холст не провис, но без фанатизма — он может порваться. Углы пока не трогаем. Когда две стороны натянуты, проводим от углов вторую пару перпендикулярных линий и натягиваем две другие стороны. В литературе часто советуют сначала нарисовать весь прямоугольник и тянуть от середины. Исходя из моей практики, это не слишком удобно. Когда все стороны натянуты, обрабатываем углы как на фото.
Есть более сложный и аккуратный способ, о нем, при случае расскажу. Но для продуктивной работы вышеописанного способа вполне достаточно.
Проклейка.
Есть множество вариантов проклеек. Самым лучшим считается рыбий клей. Но на практике пользуются в основном, двумя вариантами. Первый — ПВА под акриловый грунт — когда нужно быстро и гарантированно подготовить много рабочих поверхностей, например, перед выездом на пленэр; или когда качества поверхности не очень важны, например, для эскизов. Это универсальный вариант, с практически гарантированным результатом, но работать на таких поверхностях менее приятно и труднее добиться высокого качества не пастозной живописи. Второй вариант- желатин под грунт основанный на том же желатине (или под другие, более специальные виды грунта, о которых поговорим в другой раз).
С ПВА все просто — наносим прямо из банки, лучше шпателем иди мастихином. Главное НЕ ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ КЛЕЙ ПРОТЕК НА ОБРАТНУЮ СТОРОНУ. Такой холст безнадежно испорчен. Кисть лучше для проклейки холста лучше не использовать — она продавливает клей сквозь плетение.
Проклеивать и грунтовать под живопись маслом можно не только холст, бумагу, только ее нужно предворительно закрепить по всей длине краев скотчем на твердой поверхности, иначе она деформируется.Для бумаги можно использовать кисть или валик.
Проклейка ПВА должна сохнуть 24 часа,лучше в горизонтальном положении, НЕ около батарей. Не в коем случае не начинайте с ней работать раньше. вы повредите слой и испортите холст. При высыхании на холсте появляются складки, это нормально, они уйдут после полного высыхания
В принципе, по холсту проклеенному два-три раза уже можно работать, это дает интересные эффекты и, при правильном хранении и не слишком пастозной живописи не влияет на сохранность красочного слоя. У мастеров 19-20 века можно найти достаточно много подобных работ.
Схема работы с желатином примерно та же: наносим мастихином или шпателем, смотрим, чтобы клей не протек на обратную сторону, сушим 24 часа. Но понадобиться приготовить сам клей. В сети много рецептов с пропорцией желатина и воды. Они из того времени, когда весь желатин был одинаковый, поэтому, действуем по инструкции на упаковке! Подогревать, не зависимо от вида желатина, лучше на водяной бане.
Готовый раствор остужаем до консистенции киселя, когда он еще не желе, но ухе не жидкость.
При нанесении могут попадаться комочки, это не страшно, после того, как прокдейка высохнет ее можно выровнять мелкой шкуркой. Можно «разогнать» желатин ладонью, от тепла комочки также исчезнут. Но делать это нужно очень осторожно, чтобы не продавить клей на обратную сторону.
Поскольку желатин, в отличие от ПВА, прозрачный, нужно проверить на отсвет, вся ли поверхность холста покрыта клеем. Даже маленькие пропуски в первом слое приводят к деформации поверхности.
Грунтовка.
Как я уже говорила, вариантов грунтов много. Сейчас остановлюсь на самых часто используемых.
Первый — акриловая краска. Можно использовать строительную, НО не эконом класса!, лучше Beckers BeckerPlast 3, Можно использовать цветную, не только белую. BeckerPlast 3 хорошо смешивается с художественным акрилом, так что колеровать в магазине целую банку совсем не обязательно. Наносить краску лучше валиком, так она ложится равномернее, сушить перед использованием 24 часа. Обратите внимание, что наносить акриловый грунт на желатиновую проклейку можно, но бессмысленно, потому что акрил образует пленку на поверхности холста, на свойства которой никак не влияет вид проклейки, а работать с ПВА гораздо проще.
Не забываем проверять изнанку — если на нее протек клей или грунт холст использовать нельзя!
Грунтовать таким способом можно не только холст, но и бумагу- пленка акрила, в отличие от многих других грунтов эластичная, поэтому не потрескается даже если бумага не натянута на планшет.
Теперь о желатиновом грунте. Готовится он так:
Пигмент и глицерин добавляют в не остывший раствор. Потом грунт остужают до той же консистенции, что и клей. Наносят первый слой грунта мастихином или шпателем. Перед нанесением грунт ОБЯЗАТЕЛЬНО перемешать. Сушат 24 часа.
Перед второй проклейкой, если мы готовим основу под НЕ пастозную живопись, лучше удалить с поверхности сгустки грунта, если они есть, выровняв их шкуркой нулевкой.
Второй слой грунта наносим жидким и кистью, чтобы выровнять поверхность первого слоя.
Наш холст готов к творческим свершениям и битвам. В следующий раз расскажу о других, более экзотических вариантах грунта и возможностях имприматуры.
Всем успехов, надеюсь, кому-то статья была полезна.