Птюха на флоте рецепт

Птюха

Итак! Берете двести граммов белого хлеба (именно хлеба, а не батона). Если под рукой нет весов, то просто делите буханку на пять частей: одна пятая – это и есть искомый кусок. Отрезав такой ломоть, аккуратно ножом подрезаете мякоть по периметру, а затем, не менее аккуратно, выковыриваете ее так, чтобы из куска хлеба у вас получилось нечто вроде мисочки или корытца. Вынутую мякоть (желательно выковыривать ее одним куском, но это получится после длительных тренировок) не выбрасываете, она нам еще пригодится. Отложив пока в сторону «корытце» и вынутую мякоть, приступаем к приготовлению начинки для «птюхи». Пожалуй, далее слово птюха я буду писать без кавычек, ибо это – повседневная принадлежность флотской жизни.

Итак, начинка для птюхи. Берем кусок масла, кладем его на блюдце и заливаем сгущенкой. Затем все это перемешиваем до получения однородной массы, которую нежно размазываем по донышку нашего корытца.

Далее берем один-два куска печенья, сжимаем их в кулаке и посыпаем образовавшимися крошками смесь масла со сгущенкой. Обращаю внимание, что процедуру приготовления птюхи надо проводить чистыми руками: во-первых, это гораздо гигиеничнее, а во-вторых, птюха – это святая святых, интеллигенция флотской еды! Кстати, о чистых руках. Однажды механик подводной лодки подходит к коку и спрашивает:

— Андреич, а что у нас сегодня на обед?

— Котлеты планирую, Геннадий Петрович.

— Отлично! Назначим рабочим по камбузу самого грязного моториста.

— Почему самого грязного?

— А мясной фарш хорошо руки отмывает!

Это было лирическое отступление. Продолжим приготовление птюхи. Сверху на печенье аккуратненько укладываете слоями порезанные кружочками колбасу (обычно варено-копченую), яйцо, предварительно сваренное ну очень вкрутую, поверх которого укладываете кусочки сыра. Сверху все это обмазывается вареньем и слегка припудривается сахарным песочком. Это те продукты, которые, так сказать, выдала флоту Родина-мать. Точнее говоря, выдавала до 1991 года, когда после августовских событий приказал долго жить СССР, а вместе с ним и нормы довольствия ВМФ. Закон сохранения энергии в действии: если что-то исчезает, в данном случае – государство-империя, одновременно с этим что-то появляется, в данном случае – проблемы со снабжением Вооруженных Сил деньгами, продуктами и так далее…

Итак, то, что выдала Родина, намазано, порезано, уложено и посыпано. Теперь очередь за домашними харчами: посылочки-то приходят матросикам чуть ли не ежедневно! Обычно для птюхи используется тушенка. Она укладывается кусочками поверх государевых харчей (можно сдобрить тушеночным соком-бульончиком). Можно добавить сальцо, порезанное мелкими кубиками, огурчики-помидорчики, нарезанные кружочками.

Кстати, яйцо и овощи желательно посыпать солью самого грубого помола. Если таковой типично флотской соли в хозяйстве нет, сойдет и «Экстра», но вкусовые ощущения будут уже не те!

Птюха почти готова. Остается последний штрих. Помните, мы вынимали кусок мякоти, изготавливая корытце? Вот он нам и пригодился. Берете эту мякоть, аккуратнейшим образом укладываете ее сверху на начинку и приминаете, иначе все сооружение в рот не войдет. Здесь главное – не переусердствовать с давлением, чтобы не сломать корытце. Опасность в том, что при сдавливании может вывалиться донышко, либо содержимое начинки начнет вылезать через щели. Поэтому птюху при сдавливании желательно не держать в руках, а положить на стол (предполагается, что он к моменту завтрака чист, по крайней мере, грязь и пыль протерты слегка чистой тряпочкой).

Вот, собственно, и все – традиционный завтрак среднестатистического советского (теперь – российского) матроса готов. Прошу к столу!

Через какое-то время в казарме послышались истошные вопли, топот и громкий лай. Все ясно – старпом пошел гулять со своим ризеншнауцером и заскочил по дороге проверить, как служба бдится. А Гелар у него, вообще-то добрейший пес среди себе подобных, тем не менее, не выносил два типа людей: милиционеров и матросов. Поэтому, оказавшись в казарме, начинал гонять наших воинов по всем помещениям. В конце концов, Гелар отвоевывал всю казарму. Дневальный стоял, взобравшись на тумбочку, а остальные моряки прятались кто в умывальнике, кто в гальюне, кто в бытовой комнате. Самые умные и хитрые запирались в Ленинской комнате – там хоть телевизор можно было посмотреть, пока супостат носился по казарме, обнюхивая трофеи.

На этот раз старпом пришел с младшим сыном. Пока мы с Жорой курили, мелкий Витюша с интересом разглядывал лежавшие на столе птюхи.

— А сто это? – спросил он.

— А сто такое «птюха»? – не унимался любознательный отрок.

— А это мозно есть? – удивился Витюша.

— Может, не стоит, ребенку-то? – засомневался я.

Через полчаса птюхи исчезли. Маленький Витюша умял две штуки, а Гелар прикончил оставшиеся три. Бедные годки так и остались в тот день голодными.

Источник

Новое в блогах

Птюха на флоте рецепт. community 90. Птюха на флоте рецепт фото. Птюха на флоте рецепт-community 90. картинка Птюха на флоте рецепт. картинка community 90. Итак! Берете двести граммов белого хлеба (именно хлеба, а не батона). Если под рукой нет весов, то просто делите буханку на пять частей: одна пятая – это и есть искомый кусок. Отрезав такой ломоть, аккуратно ножом подрезаете мякоть по периметру, а затем, не менее аккуратно, выковыриваете ее так, чтобы из куска хлеба у вас получилось нечто вроде мисочки или корытца. Вынутую мякоть (желательно выковыривать ее одним куском, но это получится после длительных тренировок) не выбрасываете, она нам еще пригодится. Отложив пока в сторону «корытце» и вынутую мякоть, приступаем к приготовлению начинки для «птюхи». Пожалуй, далее слово птюха я буду писать без кавычек, ибо это – повседневная принадлежность флотской жизни.

Сообщество «За тех, кто в море!»

О флотском борще и не только о нем

Хороший кок на флоте – не редкость, но каждый командир стремится приобрести «своего», отличного от других; так, на одном из соединений ракетных подводных крейсеров Северного флота (и далеко за его пределами) гремела слава о коке – бывшем «шефе» ленинградского «Метрополя», которого одному из командиров удалось сманить из фешенебельного ресторана флотским красноречием. Приехал человек за романтикой, да так и остался.

Но хороший кок – это далеко не вся сказка о флотском борще. Количество и качество продуктов в корабельных провизионках зависят и от сметливости помощника командира, и от пронырливости корабельного интенданта, и от квалификации трюмных.

А трюмные-то причем, спросите вы? Все очень просто: компрессоры холодильных установок кто содержит и ремонтирует? – трюмные. А без холодильника сколько мясо может храниться, когда за бортом +25? Вот и выходит, что трюмные очень даже причем.

В одном из походов «К-228» экипаж неделю объедался мясом: мясо было на первое, на второе и на десерт – «сдохла холодилка провизионки» 3 отсека. Как не старались механики – не помогло. Ситуация вскоре стала напоминать сцены из «Поднятой целины» Шолохова: помните, там дед Щукарь по причине социальной несознательности в одиночку телушку съел.

Есть еще и такая нештатная должность, как старший кают-компании (не путать со старпомом): он отвечает за дополнительный рацион (что-то закупается на собранные деньги, вскладчину), наличие и качество сервировки, обучение вестовых. Хорошего старшего выбрала кают-компания – будут всегда и салфетки на столе, и посуда чистая, и стаканов хватит на три месяца, как бы не штормило. Плохой, лентяй – и вестовой в несвежей форменке принесет вам тарелку, заботливо окунув в суп свой большой палец.

Много, много составляющих должно слиться в одно целое, почти ритуальное, действие, которое следует вслед за командой: «…боевой смене – обедать!»

Лучше, чем сделал Виталий Викторов, «Воспоминания врача дизельной подводной лодки», корабельный обед не описать:

«Сегодняшний обед удался на славу. Наши коки: старшина сверхсрочной службы Андрей Глухов и старший матрос Миша Плачинта (он молдаванин), нынче, кажется, превзошли самих себя. Солянка мясная сборная получилась почти как в ресторане. Чего в ней только нет. Но, впрочем, кое-чего в ней все же не хватает. Не хватает сметаны, маслин, каперсов, долек лимона, свежей зелени. Но это все мелочи. У нас ведь все-таки корабль, а не ресторан «Метрополь». Обслуживает нас сегодня сам кок-инструктор Глухов. В ослепительно-белой накрахмаленной куртке и столь же прекрасном колпаке Андрей священнодействует над тарелками, наполняя их кулинарными яствами. Офицеры у нас любят поесть, к кулинарным изыскам наших коков они относятся с большим уважением. Вот и сейчас они благодарят Глухова за доставленную радость. Андрей смущенно улыбается. С чего это он сегодня вдруг прибежал нас обслуживать? Не иначе как в отпуск захотел, по жене соскучился.

Второе блюдо получилось таким же восхитительным, как и первое, — эскалоп из свинины с жареным картофелем. Хорошо, что картошку приготовили на гарнир, а если бы принесли гречневую кашу замполит опять бы развыступался. Гречневую кашу он ненавидит лютой ненавистью. В гневе Владимир Ефимович, обычно распоясывается до неприличия, швыряет эту кашу куда попало и в кого попало, при этом выкрикивает всякие непотребные слова. Недаром на подводной лодке «С-166» гречневую кашу окрестили не иначе как «смерть зама». Даже в автономных походах, когда появление гречневой каши в качестве гарнира было неизбежно, замполиту отдельно от всех жарили картошку.

Обед завершается компотом. В обычном нашем понимании, компот — одно из самых заурядных блюд, подаваемых на десерт. Кто служил в армии, а также в некоторых родах сил ВМФ могут на вопрос: что такое компот? ответить примерно следующее: Компот это вареные сухофрукты. В коричневатом отваре (в котором вечно не хватает сахара) плавают замученные в тяжелой неволе, единичные в поле зрения сухофрукты: кусочки яблок, урюк, изюм. Большим разнообразием сушеных фруктов этот компот, как правило, не отличается. На подводных лодках компот являет собой воплощение заветных чаяний самых требовательных гурманов-сладкоежек. Помимо набора сухофруктов (по 35 г на едока), каждому полагается по норме 125 г консервированных фруктов. Кроме всего прочего, в компот добавляют различные фруктовые экстракты, а также аскорбиновую кислоту. В морозильной камере холодильника в специальной формочке замораживают консервированные фрукты, которые перед подачей компота на стол добавляют в стакан каждого офицера. Такой компот можно было испробовать только на подводной лодке.

Описав 3 главных блюда, составлявших основу нашего обеда, я намеренно не стал распыляться на всевозможные закуски, которыми был уставлен весь стол кают-компании. Консервы рыбные в томате и масле, селедочка в масляно-уксусной заливке, украшенная колечками лука. Здесь были также и овощные консервы. В качестве дополнения к гарниру были поданы соленые огурчики. И все это гастрономическое изобилие под «наркомовские» 50 мл белого сухого вина с превеликим аппетитом поглощалось нашими молодыми здоровыми желудками».

Аппетит появился? В таком случае, самое время перейти к меню.

Борщ флотский (классический)

Затем говядину достают, мясо срезают. Часть кладут обратно, остальное пропускают через мясорубку – на второе.

Борщ флотский – со свинокопченостями (4 порции)

200 г свинокопченостей, 2-3 свеклы, 100 г свежей или квашеной капусты, 1-2 картофелины, 2 луковицы, 1 морковь, 1 корень петрушки, 1 ст. ложка томат-пасты, 40 г жира, 1 ч. ложка сахара, 2 ч. ложки 3 %-го уксуса, соль и специи по вкусу.

Свеклу сварить целиком, после варки очистить от кожицы и нарезать соломкой. Лук нарезать полукольцами, морковь – ломтиками, и обжарить, добавив томат-пасты. Сварить бульон со свинокопченостями, положить в него шинкованную капусту, нарезанный кубиками картофель и варить 10-15 мин. Затем добавить свеклу, лук с морковью и томат-пастой, корень петрушки, сахар, уксус, соль, специи и варить до готовности. При подаче на стол свинокопчености очистить от шкурки и нарезать кусочками.

Рецепт «быстрого» флотского борща

Рецепт флотского борща для тех, кто хочет приготовить борщ быстро. Сварите бульон из мяса или костей, положите в него 250 г нашинкованной капусты, 200 г картофеля, нарезанного кубиками, 300 г свеклы, отдельно тушенной в масле, пассированные овощи (50 г репчатого лука, 100 г моркови, 30 г корня петрушки), доведите борщ до кипения, заправьте молотым красным перцем и варите до готовности.

Подайте флотский борщ со сметаной и зеленью.

Макароны по-флотски (классический рецепт)

Часть первая – приготовление флотского борща (см. Борщ флотский классический), до момента, когда часть сваренной говядины из бульона кладется обратно в борщ. А часть – перемалывается на мясорубке.

Макароны «по-флотски» – холостяцкие 1

«Есть много способов их приготовления. Рассказываю, как приготовить макароны по-флотски, используя тушенку.

Макароны «по-флотски» – холостяцкие 2

«Мой рецепт (проверен на корабле, дома и в походных условиях):

Далее макароны (промытые) помещаются в эту же сковороду и тщательно перемешиваются.

«Напиток «Черный капитан»

Напиток предназначен ДЛЯ СПАИВАНИЯ ДАМ.

Пьется очень легко, а в мозги шибает очень здорово. »

«Коктейль «Красный партизан Железняк»:

Коктейль «Подводная лодка» 1

1. Нам понадобится пиво и водка.

2. Берем небольшую рюмку с длинной ножкой и бокал.

3. Наливаем в рюмку водку.

4. Надеваем на рюмку бокал.

5. Переворачиваем конструкцию.

6. Теперь наливаем в бокал пивко.

7. Затем быстрым движением вытаскиваем рюмку из бокала с пивом и выпиваем коктейль залпом.

Водки почти не чувствуется, как будто выпил просто стакан пива. Эффект ощущается уже после двух порций.

Коктейль «Подводная лодка» 2

Берется миниатюрная стопка грамм на 25. Наполняется немецким ликером Ягельмейстер и устанавливается на дно пивной кружки кверху дном. Ликер не должен просачиваться наружу. Затем кружка наполняется пивом (сорт по вкусу) и его можно пить. В конце нужно поймать рюмку на дне зубами, перевернуть и выпить.

Коктейль «Адмирал Нахимов»

40 мл коньяка, 10 мл лимонного сока, 10 мл сахарного сиропа, 100 мл сухого шампанского, лед.

«Для начала, поскольку без чая «по-капитански» иногда в такие истории просто невозможно поверить, хочу дать рецепт этого замечательного напитка. К его приготовлению нужно относиться исключительно аккуратно и внимательно, заранее тщательно подготовить все компоненты и реквизиты, строго и даже скрупулезно соблюдать рецептуру и временной режим, так как малейшее отступление от них может просто испортить все дело.

Далее начинается самая ответственная и, прямо скажем, трепетная часть, которая выработана чисто эмпирическим путем, и таким объяснениям, как на первом этапе, не поддается. Все рекомендации этой стадии нужно просто строго, слепо и тупо соблюдать, как требования Устава Гарнизонной и караульной службы.

Сначала нужно залить в чайник две столовые ложки крутого кипятка, вновь укрыть чайник свитером и дать заварке настояться в течение десяти минут. После этого добавить в чайник кипятка ровно столько, чтобы он только-только покрыл уже частично набухшие чайные листья, снова укрыть чайник свитером и ждать еще десять минут. Затем долить в чайник кипяток (обращаю внимание – кипяток на всех этапах приготовления должен быть крутым!) до верха, вновь использовать свитер для теплоизоляции и ждать еще пятнадцать минут.

Наконец, наступает заключительный этап, где все действия должны совершаться исключительно динамично, четко и быстро, так как даже секундное замешательство сводит на «нет» все предыдущие старания.

Надо взять круглый стакан из тонкого стекла – традиционный русский граненый не годится. Налить в него на одну треть заварки из чайника, тщательно взболтать налитое и, не мешкая ни единого мгновения, быстро и решительно выплеснуть содержимое стакана в иллюминатор (при отсутствии последнего подойдет простое окно). Освободившийся стакан наполнить до краев коньяком (лучше, конечно, не ниже пяти звездочек), выпить содержимое залпом и закусить все это галетой марки «Арктика» или «Привет».

Примечание: в экстренных случаях допускается замена коньяка спиртом, а при ограниченном количестве галет первый стакан можно просто занюхать.

После третьего стакана чая по-капитански даже искушенным во всем, прожженным морским волкам служба на флоте начинает казаться не такой уж и пресной.»

Приготовление: сухофрукты перебирают, разбирают по видам, так как они имеют разные сроки варки, промывают теплой водой. Крупные яблоки и груши нарезают кусочками.

В кастрюлю наливают воду, доводят до кипения, кладут сахар, растворяют при помешивании и вновь доводят до кипения. В этом сиропе сначала варят яблоки и груши в течение 20 минут, затем добавляют урюк и чернослив и варят еще 10 минут, после этого вводят изюм и варят еще 4-5 минут. В конце варки для улучшения вкуса добавляют лимонную кислоту. Готовый компот охлаждают до 10°С и выдерживают 10-12 часов.

Подают в стаканах, равномерно распределяя плоды и ягоды.

Источник

Название книги

Флотские байки

Мацкевич Владислав Витольдович

Птюхи

На дизель-электрических лодках из-за ограниченности внутреннего объёма проектом не предусматривалась столовая команды, поэтому матросы всю многолетнюю службу принимали пищу в море на боевых постах, фактически с колен. А так как лодки, имеющие округлую форму, уже на малой волне прилично качало, любой завтрак, обед и так далее превращались в акробатический этюд. Для старшин команд предусматривалась старшинская кают-компания, где был стол размером с парту первоклассника, а для офицеров — крошечная кают-компания, она же операционная (в столе мед принадлежности, медикаменты) и спальня для большей части офицеров.

Матросы из-за неудобства не нарезали хлеб как принято обычно, а резали буханку хлеба (если он в это время ещё был) на четыре части — вдоль и поперёк. Вот эту четвертинку они и называли «птюха». На последнем этапе службы год, оставшийся до демобилизации, уже измерялся не днями, а «птюхами».

С «С-345» забрали в другой экипаж младшего кока, выполнявшего по штатному расписанию еще и обязанности вестового в кают-компании.

Старший кок, старшина 2-й статьи Скударь, закончивший до пятилетней службы кулинарный техникум, остался один. За покладистость характера, опрятность и прочие добродетели его уважал экипаж. Тем более, что старинная флотская заповедь гласит: служба с коком — залог здоровья.

Кок мог в море, на камбузе размером с двухстворчатый шкаф, сделать из сухих картошки, лука, моркови и прочей сухой или консервированной «бяки» удобоваримый обед. На день рождения мог из сорока девяти дырочных галет «Арктика», печенья «К чаю», сгущенки и ещё чего-то сделать имениннику торт.

Освоивший до службы ещё и автодело, он мечтал сдать экзамены на моториста, то есть изменить свою военно-учетную специальность (ВУС), что тогда категорически воспрещалось. Мичман Бутенко — старшина команды мотористов и его подчинённые несколько месяцев во время ремонта и позже «натаскивали» его по дизельной специальности.

В конечном итоге года за полтора до ДМБ командир пошёл ему на встречу, убедил флагмеха, комбрига, а затем комдива разрешить эту метаморфозу. Около полутора лет старший кок был младшим мотористом, не забывая консультировать преемника, благо камбуз располагался рядом за переборкой.

Но вернусь к младшему коку и «птюхам». Лодка поздно ночью ушла в море. Старпом капитан-лейтенант Валя Барановский (позже командир атомохода, комдив, контр-адмирал), занятый службой, приказал строевому старшине главстаршине Ватутину назначить молодого матроса временно исполнять обязанности вестового. Выбор пал на торпедиста — выходца с полонын Карпатских гор, никогда прежде не бывавшего даже в общественной столовой.

Утром, получив у провизионщика припасы, он оригинально, по-своему накрыл стол в кают-компании, о чём доложил старпому. Свободные от вахты и прочей службы офицеры во главе со старпомом «ринули» к столу. В проёме двери образовался затор — старпом стоит, разинув рот, офицеры многоярусно заглядывают в кают-компанию. Стол, как и положено, покрыт скатертью, на ней лежат «птюхи» по числу офицеров, поверх сахар, масло и прочие вкусности, положенные к раздаче на завтрак.

Хохот был оглушительный. Старпом приказал доктору прочитать вестовому лекцию на соответствующую тему и провести практическую отработку по накрыванию стола.

Источник

Птюха на флоте рецепт. userinfo v8. Птюха на флоте рецепт фото. Птюха на флоте рецепт-userinfo v8. картинка Птюха на флоте рецепт. картинка userinfo v8. Итак! Берете двести граммов белого хлеба (именно хлеба, а не батона). Если под рукой нет весов, то просто делите буханку на пять частей: одна пятая – это и есть искомый кусок. Отрезав такой ломоть, аккуратно ножом подрезаете мякоть по периметру, а затем, не менее аккуратно, выковыриваете ее так, чтобы из куска хлеба у вас получилось нечто вроде мисочки или корытца. Вынутую мякоть (желательно выковыривать ее одним куском, но это получится после длительных тренировок) не выбрасываете, она нам еще пригодится. Отложив пока в сторону «корытце» и вынутую мякоть, приступаем к приготовлению начинки для «птюхи». Пожалуй, далее слово птюха я буду писать без кавычек, ибо это – повседневная принадлежность флотской жизни.ivvvv

Шхера Нерпа

МОРЕ ГОРБАТОЕ — волнение, шторм.

МОРЕ НА ЗАМОК (иронич.) — состояние или окончание служебного процесса в данный период. Обычно такое выражение относится к офицерам береговой, штабной службы. Корабль, в любом состоянии — он, как и цех с непрерывным циклом производства — никогда без присмотра не оставишь. Разве только временно, уходя в отпуск или находясь в составе “сходной смены”.

МОРСКОЙ ЯЗЫК — комплексный набор непечатных слов и выражений, предназначенных для управления кораблем, частью и соединением. (См. главу “Эмоциональный взрыв”).

МОРЯК, МОРЯКИ — военнослужащие, матросы и старшины по призыву. Здесь в разговоре применяется более узкое понятие, оставляющее за скобками офицеров и мичманов. Как у англичан — о личном составе экипажа — “officers and men”, где под словом “люди” тоже понимаются матросы и старшины. Поэтому, однажды, когда молодой английский матрос услышал команду “человек за бортом”, и внимательно пригляделся, то сказал: “нет, это офицер!”

МОРЯКИ С МОСКВЫ-РЕКИ — 1) офицеры, которые проходят службу в главкомате или частях центрального подчинения ВМФ 2) проверяющие из ГШ ВМФ или те из МО, кто почему-то носит военно-морскую форму.

МУРМА́НСК — (ударение на второй слог) насмешливая демонстрация чьей-то “сверх северной” сущности. В 60 — 70е годы это была особенность местного диалекта. В наст. время главным образом носит насмешливый или иронический характер. В разговорном языке редко встречается.

НЕТЧИК — отсутствующий по неуважительной причине. Еще в мое время дежурный докладывал старпому: “Вечерняя поверка произведена, “нетчиков” нет!”.

ОБВЕХОВАТЬСЯ — подстраховаться, предупредить наступление неприятностей с вероятных направлений. Буквально: обставить себя вехами со всех опасных направлений.

ОБОЙТИ С ПОДВЕТРЕННОЙ СТОРОНЫ — 1) сделать так, чтобы тебя не заметили, не “унюхали”. 2) Сдать зачеты условно, по договоренности.3) как-то отделаться от грядущей проверки. 3) уйти от неизбежной неприятности

ОВРА — от “охрана водного района”. В состав соединений ОВРА входили малые противолодочные корабли, сторожевики 3 ранга, тральщики. В слово: “ОВРА” вкладывается разный смысл, от восхищения лихостью и бесстрашием (эти “малыши” ходили достаточно далеко, а морские тральщики- даже до Африки), до пренебрежения, со стороны служащих на крупнотоннажных кораблях, хотя по количеству ходовых суток в год они им не уступали.

ПАЛЕРМО — г. Полярный

ПЕНИТЕЛЬ МОРЕЙ — древнее высокопарное название моряка. Исходя из присущей моряку скромности — скорее всего это самоназвание. Первоисточник находится где-то в арабских сказаниях о Синдбаде — мореходе. В наше время носит скорее ироничный характер. Особенно, по отношению к тем, чей морской опыт или порядок прохождения службы, очень сомнительны для такого названия.

ПЕРВОСТАТЕЙНЫЙ — старшина 1 статьи.

ПЕРВЫЙ СРОК — парадно- выходная форма одежды,(уст.) происходит с тех времен когда служили 3 и более года, когда матросы получали новую форму одежды по истечению срока носки старой, которая одевалась для повседневных мероприятий, для несения некоторых видов дежурства и вахты, а первый срок-исключительно по торжественным случаям, в отпуск, в увольнение.

ПЕРЕХАЖИВАТЬ ЗВАНИЕ — носить воинское звание свыше положенного срока по каким- либо причинам.

ПЕСКОСТРУЙШИКИ — по мнению лейтенантов, это все те, кому за тридцать лет. Так и говорят, обормоты, я и сам это лично проверял, да как и каждый из нас в свое давно, увы, минувшее время.

ПЕСОЧНАЯ МЕДАЛЬ, ОНА ЖЕ “МЕДАЛЬ ЗА ПЕСОК” — медаль за выслугу лет, за 10, 15 и 20 лет безупречной службы соответственно по степеням.

ПИДЖАК — офицер, не имеющий классического военного образования, получивший воинское звание экстерном или по окончанию гражданского института с военной кафедрой. Из пиджаков — те, кто остался служить офицером, после окончания необходимого срока, дальше.

ПЛАВАЛИ, ЗНАЕМ! — ироничное восклицание, означающее что подчиненный или проверяемый применили древнюю, надоевшую всем уловку или оправдание своим промахам. Которую когда-то, в свое, но уже минувшее время, командир или проверяющий сами с равным успехом использовали.

ПОДПЛАВ — Соединения подводных лодок, военные городки подводников. Бывает, что этим словом в Полярном обозначается не только соединение, но и территория городка этого соединения.

ПОЗВОНИТЬ В РЫНДУ (В РЕЛЬСУ) — остаться без связи, быть лишенным возможности связаться с человеком или объектом.

ПОКОЙ ДОЛОЙ, АЖИОТАЖ — ДО МЕСТА! — (насм.) авральное выполнение работы, которую можно было давно сделать. Подготовка к прибытию высокой комиссии, не жалея ни сил, ни времени подчиненных.

ПОКОЙНИК (МГ) — пустая бутылка. Ни у одного офицера не подымится рука оставить на столе опустевшую бутылку.

ПОЛМАРСОС — (насм.) политико-моральное состояние. Пр.: на вопрос : “Как полмарсос?” должен был следовать квалифицированный ответ: “На высидуре!”- т.е, на высоком идейном уровне.

ПОЛСТА — пятьдесят. Происходит от необходимости исключения ошибочного восприятия на слух чисел 50 и 60 при радиотелефонных переговорах и командах голосом

ПОЛЯРКИ — 1) особый районный коэффициент 2) “Полярки полетели!” — июньский снег. Намек, что моральный и физический ущерб от наблюдения снега летом нам несколько компенсируется т.н. “полярными надбавками” (за службу в районах Крайнего Севера). Один из моих былых начальников, добившийся перевода из Москвы на Северный флот, чтобы “добрать выслуги” перед пенсией, (он не заканчивал военного училища, а был призван после окончания института, годы обучения в котором, по тем временам, в выслугу не шли) с восторгом смотрел на падающие на белую фуражку снежинки и неизменно восклицал: “Вот они, полярочки-то, полетели!”

ПОМ, ПОМОХА, он же “помогайло” — помощник командира корабля.

ПОРНОГРАФИЯ — или, как подвид, военно-морская П. 1) Что — то исполненное из рук вон плохо и небрежно, содержание техники заведования в нарушение существующих правил и традиций морской культуры. 2) испорченная, перешитая особым образом форма одежды. 3) наоборот, форма одежды, которую выдали прямо со склада, на пару размеров больше.

ПОРТА ОТКИНУТЬ! (МГ) — расстегнуть клапан брюк матросского образца, который на русском флоте просуществовал долгие — долгие годы. Ширинки на них не было, считалось, что она, неприкрытая полами какого — ни будь кителя или гимнастерки, как у зеленых друзей, выглядела бы не эстетично. (Кто забыл- порт`А (ударение) — бортовые орудийные люки на парусном корабле.)

ПОСТРОИТЬ — показать свое служебное превосходство. “Что ты меня строишь?” т.е., что придираешься, чего командуешь, не имея на это права.

ПОСУДИНА, реже “посуда” — судно, пренебрежительное название судна или даже корабля

ПРЕЗЕРВАТИВ — комплект резиновой одежды для химзащиты личного состава. Во время занятий — любимое мероприятие — загнать весь личный состав в П. и заставить выполнять свои обязанности. Вырабатывает выносливость. Способствует потовыделению, еще покруче сауны. Воспитывает жгучую ненависть к врагу и занятиям по общей подготовке.

ПРОБКА — матросская кокарда российского образца. При определенной фантазии действительно похоже на пробку пивной бутылки.

ПРОВЕРЯЮЩИЙ, ПРОВЕРЯЛА — офицер, которому поручено проверить какой-либо вопрос на корабле, в части, соединении. Персонаж из повседневной военной жизни. Причем, достаточно абстрактный и необходимый, как постоянный жупел для перспективного нарушителя и лентяя. Кроме того, объект на который можно свалить вину за чрезмерную перегрузку подчиненных, чьим именем можно мобилизовать потенциальных проверяемых на ударный труд, даже заведомо зная, что ближайшая проверка пройдет стороной.

ПРОПУСК В ЖЕНСКУЮ БАНЮ — медаль “за 20 лет безупречной службы”, медаль “За выслугу лет I степени”. Молодежь считает, что человек, прослуживший на флоте 20 лет, для женщин больше не опасен практически. Им еще это предстоит проверить на практике самим. Старшее же поколение уже знает, что не все так уж и безнадежно…

ПТЮХА — (пл.), устар. ностальгич., гастрономическая конструкция из половины прожаренного спиртового батона, намазанного маслом и политого сгущенкой, посыпанного сыром, крошенного печенья и даже колбасы или ветчины или тушенки в скудное последнее время. Такой своеобразный ПЛ — бургер для сытного завтрака под водой…

ПЫЖИК — ПЖК, пожарный катер, производное от аббревиатуры.

ПЯТАК — курсант пятого курса военно-морского училища.

РАСПЕЛЬМЕНИТЬ — отменить мероприятие, привести технику в изначальное (исходное) состояние.

РВАНУТЬ НА ГРУДИ ТЕЛЬНИК — совершить храбрый, но безрассудный поступок, ввязаться в отчаянное мероприятие, поклясться в чем- либо, клятвенно пообещать что-либо.

РОДНОЙ ШАРОВЫЙ ЦВЕТ — серый цвет краски, применяемый для защитной окраски боевых кораблей. Ранее такая краска была в избытке, и ей красилось все — заборы, береговые постройки, стены различных хранилищ и вспомогательных помещений. Впервые шаровый цвет для покраски боевых кораблей был предложен вице-адмиралом Макаровым С.О. в 1895году. До этого времени корабли русского флота традиционно красились в черный цвет. (В документе он был впервые назван светло-серым и матовым).

РУБЛЬ, ДЛИННЫЙ РУБЛЬ — вымпел, означающий, что корабль находится в компании, а экипаж получает морское денежное довольствие. Красные косицы этого вымпела весело развеваются на мачте, демонстрируя всем желающим полноценность корабля, экипаж которого сдал все мыслимые задачи и ко всему готов.

РУЛЬ — 1) рулевой 2) нос, большой нос у человека.

РУМПЕЛЬ — большой, любопытный нос у человека

САМПО — самостоятельная подготовка. Основная форма повышения офицером своей собственной эрудиции и квалификации.

САПОГ — военнослужащий армии.

САЧОК — бездельник, лентяй.

САЧКОВАТЬ — бездельничать, уклоняться от службы.

САЧКАНУТЬ — удачно уклониться от чего-либо

СЕКРЕТ — секретчик, писарь секретной части.

СЕЛЕДКА — уставной форменный галстук на резинке.

СЕРЫЙ — неопытный, некомпетентный, дилетант, обладающий низкой морской культурой. 2) крайняя степень: “серый, как штаны пожарника”

СИСТЕМА — военное училище

СКВОЗНЯК. Уйти на “сквозняк” — двойной выходной, скажем, с субботы до понедельника. Получение разрешение на двойной выходной за особые заслуги.

СПЭЙС — специалист — шифровальщик. Производное от официальной аббревиатуры “СПС”. Ни одна другая специальность не имеет столько насмешливо-ироничных “расшифровок”! Вообще, углубляясь в проблему, надо отметить, что только мне известно несколько матросских неофициальных “расшифровок” этой аббревиатуры, например: “специально подготовленный сачок”, “спи, пока спится”, “служба прошла стороной”, “ самая п… (в смысле — хорошая) служба” и т.д.

СРМ — Средиземное море

СТЕПЕНИ ОПЬЯНЕНИЯ) (издревле известные по МГ) — под триселями — “слегка выпивши”, под зарифленными марселями — “серьезнее, слегка покачиваясь”, отдал якорь — “все, свалился”. (Как красиво, и очень жаль, что теперь это забыто. Куда благороднее звучит, чем “вдрызг” или “в салат”, в десерт. Правда, надо сказать, что процентов 60 современных молодых офицеров не скажут, где ставились и триселя и марсели. Даже, если их пытать. С рациональной точки зрения вроде бы и незачем, но из уважения к истокам своей профессии, наверное, и надо. Прим. авт.)

СУНДУК — 1) сверхсрочник старшина, мичман. Источником этого выражения, надо полагать тот факт, что так называли боцманов, унтер-офицеров старого русского флота, потому что “сундук”. как хранилище личных вещей разрешалось иметь только унтер-офицерам и выше. Мебели в каютах парусных кораблей особо не было, там вполне могли быть уютно размещены, помимо хозяина, еще и бортовые орудия, закрепленные накатными талями у задраенного пушечного порта. И вот тогда сундук представлял собой обычную и необходимую (и даже обязательную!) часть походного быта. Как следует из исторической и мемуарной литературы 19 века, морской сундук должен был удовлетворять достаточно жестким требованиям. Как и многое на флоте, он был традиционен, функционален. Например, он должен иметь ножки — чтобы сырость не пробралась в сундук, низ должен быть шире верхней крышки — чтобы сидеть на нем удобнее, замок из меди — чтобы не заржавел в условиях сырости, имел бы музыку при открывании — чтобы вор не смог бы незаметно его открыть. При съезде на берег на длительное время сундук тоже свозился на катере и доставлялся к месту проживания моряка, в т.ч. и офицера, для чего должен был иметь две оклетневанные ременные петли — ручки. А когда радости отпуска кончались — то и обратно, или на другой корабль, к новому месту назначения. По всей видимости, сундук — это был предмет зависти тех, кто не имел на него права, а насмешливое “сундук” по отношению к унтер-офицерам — это показатель социального статуса. 2) пакет ракетных пусковых контейнеров на некоторых кораблях.

СУХАЯ СТИРКА — аварийный, вынужденный выбор из несвежих рубашек наименее грязной, при отсутствии условий стирки или в затянувшейся командировке. Или по причине непроходимой лени. (Что для моряка — крайняя редкость!) В наше время проблему решал универсальный русский традиционный военно-морской китель. Там надо было просто сменить воротничок, а некоторые подшивали еще и белую полоску манжет. Как в старом русском флоте — когда из-под обшлагов кителя должно было выглядывать полдюйма (12,5 мм) рукава белой рубашки. А еще раньше продавались целлулоидные воротнички и манжеты к кителям. Это когда китель закрытого покроя носили офицеры всех видов Вооруженных Сил страны.

СХОД — уход с корабля, как правило, домой или на отдых. Быть на сходе — находиться дома, быть на законном выходном.

СХОДНАЯ СМЕНА — смена офицеров, мичманов и т.д., которые имеют право после окончания этого рабочего дня, а также всех общих мероприятий, сойти с корабля до назначенного времени. Это — при условии, что они успешно справились с заданиями командира, старпома, зама и своих командиров боевых частей и получили “добро”.

ТАБАНИТЬ — замедлять процесс. Стремиться “затормозить” прохождение документа, какой-то акции и т.д. Имеется ввиду бодрое создание искусственных проблем на пути к прохождению чего-то нового и полезного. Особенно — для вас лично. ПРОТАБАНИТЬ — пропустить, прозевать выгодный или удачный момент, упустить что-либо.

ТАЩ — товарищ, обращение к матроса к старшему. Чтобы не допустить дальнейшего падения субординации, рекомендуется ответ, не меньший по строгости, чем: “ я вам не “тащ!”

ТАЩ, ШЕРШЕ? — товарищ …, прошу разрешения? (обращение матроса к офицеру или мичману) Очень экономное использование звуков русского языка.

ТОРПЕДА — фанерное, трапециевидное приспособление для растягивания снизу штанин матросских шерстяных брюк. Такое “клешение” действовало до первого намокания, скажем, под дождем. Теперь это безнадежно устарело, “снято с вооружения” и забыто в связи с введением брюк из синтетической ткани. Да и кажущаяся вечной флотская мода на брюки клеш невероятной, или хотя бы заметной ширины, куда-то ушла.. А нам ведь когда-то казалось, что она будет вечной, как сам флот!

ТРАВЛЯ — 1) треп, болтовня, вранье. Выражение: “трави до жвака-галса!”, т.е. — “ври до конца!” Это когда, может быть и выдумка, но интересная. 2) заполнение вынужденно-свободного времени разговорами, рассказами о былом, как реальными, так и вымышленными. Говорят, что это чисто флотская психотехника, старая и проверенная.

ТРАВИТЬ — 1) врать, болтать, рассказывать истории. 2) рвать, проявление рвотного рефлекса. 3) ослаблять(натяжение),

ПОТРАВИТЬ — дать слабину, дать возможность отдыха, разрядить обстановку.

ТРАВЛЯ — вечерний чемпионат по устному народную творчеству — байки, анекдоты. смешные истории. особенно при стоянке на якоре или в свободные часы в море. Участвуют все категории личного состава — как в отдельности, так и вместе. Своеобразная психологическая разгрузка.

ТРИ ЗВОНКА — это переводится, как: “три зеленых гудка в тумане”, т.е. сигнал, означающий, что командир сошел с корабля, означают также, что некоторые его подчиненные могут, без излишнего шума, тоже пристроиться ему в кильватер для решения личных вопросов на берегу. Эти же три звонка, но означающие прибытие командира на корабль, резко повышают бдительность экипажа и уровень имитации бурной деятельности. Для нефлотских читателей: Три звонка — это не дань уважения и не почести, это — сигнал экипажу, что командир прибыл на корабль и вступил в управление им, при убытии — что в управление кораблем вступил старший помощник, и теперь именно он теперь будет руководить борьбой за живучесть и т.д. в случае чего. Чтобы экипаж, в случае чего, не мучился сомнениями, кому подчиняться.

ТРИ ЗЕЛЕНЫХ ГУДКА В ТУМАНЕ — 1) условный сигнал непонятного значения. 2) Сигнал. Условные слова, имеющие второе, истинное значение для ограниченной группы, с целью отделаться от нежелательных элементов.

ТРИ ПАКЕТА — ключевая фраза из старого военного анекдота. Поиск оправданий за промахи перед командованием. Первый пакет — в начале службы, валить все на предшественника, второй — отчаянно каяться в своих собственных грехах, третий — готовиться к убытию к новому месту службы.

ТРИ СЕСТРЫ — попасть под “три сестры”. Ничего фривольного или смешного тут нет. Это три последовательные самые большие волны во время шторма, урагана. Первая волна вскидывает, и срываются плохо закрепленные грузы, вторая — подбрасывает и резко швыряет под третью, третья — накрывает. Если не подготовлен расчет ГКП, и неправильно выбран угол встречи с этими “сестрами”, может разломить корпус корабля, повышибать лобовые иллюминаторы. Даже на ходовом посту, который всегда расположен достаточно высоко от КВЛ.

ТРОЙКА — имеется в ввиду т.н. “форма №3”, парадно-выходная форма одежды. Идти по “тройке” — т.е. быть одетым в эту самую форму №3.

ТРОПИЧКА — тропическая форма одежды, включающая в себя кепку, куртку и шорты, а также “тапочки с дырочками”, т.е. легкие сандалии с множеством отверстий для вентиляции.

ТРУБА — подводная лодка, также имеет значение трубки телефона. Здесь тоже флотский приоритет. Переговорные трубы появились на флоте еще до телефонов — на кораблях и береговых батареях. ТРУБАЧИ — подводники. Пренебрежительное название ПЛ и подводников в устах надводников.

УЧИЛИЩЕ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ — так завистники (в основном — механики и каспийцы — называли ВВМУПП им. Ленинского комсомола, всем известный “Ленком”, вольно расшифровывая две последние буквы “П” в аббревиатуре.

ФИНИК — финансист, офицер или мичман финансовой службы, или исполняющий обязанности внештатного специалиста финслужбы, получающий деньги в кассе и раздающий денежное довольствие на корабле.

ФИТИЛЬ — 1) вставить “фитиль” — в настоящее время это выражение общего применения, означающее нагоняй или взыскание. Но происхождение его изначально флотское. Когда-то давно, во мгле исторических истоков флота, когда еще не было многофлажных сводов сигналов, флагман, выражающий неудовольствие маневром корабля эскадры, приказывал поднять “до места” название этого корабля, и видимый издалека зажженный и дымящийся фитиль. Капитану этого корабля все сразу становилось предельно ясно. Выражение “фитиль еще дымится” означает, что данный начальник еще находится под впечатлением случившегося., и к нему лучше не соваться со своими проблемами. 2) корабельный киномеханик, личность популярная и незаменимая на корабле, особенно по выходным дням. Происходило от названия популярного когда-то киножурнала. Позднее, с широким внедрением видеомагнитофонов, социальный статус этой внештатной должности резко упал, так как впихнуть кассету в пасть потрепанного “видика” ума и особых знаний не надо, на это способен и самый последний балбес.

ФЛАГМАНСКИЙ МУСКУЛ — начальник физподготовки и спорта соответствующего соединения.

ФЛАГМАНСКАЯ РЕПА — флагманский специалист РЭБ

ФЛАНКА — форменная рубаха из фланели.

ФЛОТ — служить на флоте, а не во флоте, как говорят в художественных кинофильмах и некоторые дикторы телевидения. Особенность сленга.

ФЛОТСКИЙ ЕВРЕЙ — обычно имеется в виду штурман, боцман, лоцман, танкерман. Иногда докмейстер. Названия военно-морских специальностей, по звучанию отдаленно напоминающие соответствующие фамилии.

ФОРМА “ЛОШАДЬ” — переходная форма одежды, когда с шинелью начинают носить бескозырку. С длинной грубой шинелью бескозырка смотрится не очень эстетично. Эту форму не очень-то любят матросы, поэтому и такое пренебрежительное название. (См. “форма гвоздь”, ГВОЗДЬ)

ФОРМА “ НОЛЬ” — отсутствие на теле каких-либо признаков любой одежды. Объявляется при построениях на медицинский осмотр личного состава перед помывкой в бане, на предмет наличия “боевых и эксплуатационных повреждений” на телах матросов, особенно самых молодых из них. А также признаков всяких кожных заболеваний, педикулеза и т.д.

ХАМАРА — пос. Лиинахамари. Когда-то — один из красивейших и самых ухоженных гарнизонов Северного флота, который один из посетивших его известных писателей назвал, ни больше, ни меньше, как “Северной Швейцарией”. Ему видней!

ХИМОН, ХИМОЗА — начальник химслужбы, химик. Есть еще и “химончик”— матрос химслужбы.

ХОДИТЬ — ходить, (плавать) в море. Сказать плавать — проявление дурного тона, моряку — как выстрел в ухо. Отсюда, чаще произносится “дальний поход”, чем дальнее плавание. В торговом флоте — наоборот.

ЦУ — 1) целеуказание — дать ЦУ — указать направление поставить задачу, ориентировать. 2) ценные указания начальника по выполнению поставленной задачи, в развитие ЦУ существует и ЕБЦУ — то есть, еще более ценные указания, от еще более высокого начальника.

ШАПКА С РУЧКОЙ — зимний головной убор капитана 1 ранга и полковника ВМФ из черного каракуля с козырьком. По статусу и значению аналог сухопутной полковничьей папахи, поэтому, даже после формального исключения из предметов формы одежды в 1997 году, этот элемент не исчез из обращения и добывается новоиспеченными капитанами 1 ранга всеми правдами и неправдами, из тайных тыловских запасов, или шьется на заказ у народных умельцев, мигом заполнивших эту нишу в возникшем спросе своим предложением. Говорят, что многие из них стремятся ее добыть, еще и потому, что каракуль по своему рисунку внешне напоминает, и, наверное, несколько компенсирует, частью уже утраченные после долгой службы извилины головного мозга.

ШИЛЬНИЦА — предмет, не имеющий ничего общего с сапожно-швейным ремеслом. Обычно это — плоская металлическая фляга для хранения “шила, т.е. спирта. Как для личного, так и для служебного пользования. Для служебного — это канистры и даже бочки из нержавеющей стали. А вот для личного — это разные плоские фляги. Особо ценились “Ш.” Северодвинского производства на 0,5 и 0,75 л., сделанные красиво и надежно, отлично подходившие под нагрудный и боковой карманы шинели. Вот почему нужны были плоские фляги — за их способность к мимикрии на фоне рельефа груди или живота военнослужащего. Но их продавали только в Северодвинске. Поэтому, Ш. заказывали и при стоянке “в заводе” в других СРЗ. Стоили они, как правило, “объем на объем”, т.е. за 0.5 л фляжку нужно было отдать умельцу бутылку спирта. Теперь их в каждом магазине — хоть завались, и они сделаны где-то за границей Отечества. Но те все же были лучше… Это была еще одна готовая ниша на рынке, но безнадежно упущенная нашей легкой промышленностью.

ШЛАНГ — известный корабельный лентяй и бездельник, все пропускающий через себя, ничего в себе не задерживающий, обладающий, к тому же, гибкостью и упругостью назло начальникам, которые не могут его ни согнуть, ни “построить”! После любых воздействий он все равно вернется в исходное состояние.

ШЛАНГОВАТЬ — бездельничать, уклоняться от работы.

ШХЕРА — это место, или небольшое помещение, где можно что-то спрятать, или спрятаться. Отдельное помещение, выгородка, стенной шкаф. Встречается еще в литературе начала века. Производные: пришхерить — спрятать, утаить. Зашхерить — спрятать, скрыть, засунуть куда подальше. Шхерный — скрытный, тайный, непонятный.

ЭСКИ — от “С”, так называли подводные лодки 611 и 613 проекта и все их модификации. По всей видимости, от класса “С”, т.е. — “средняя”. Более поздние дизельные, 641, 651, 629 назывались уже “Б”- большие или “К”- крейсерские. Кстати, до Великой Отечественной войны тогдашние подлодки серии “С” на флоте называли “немками” — по происхождению проекта.

ЮГа́ — широкое географическое понятие, обозначающее южные районы нашей страны и вообще — все, что южнее Кольского полуострова. Уехать на юг`а. Да еще летом — это постоянная мечта каждого, вне зависимости от возраста и выслуги лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *