Как крепится раздатка на ниве 21214
Как правильно выставить раздатку на ниве
Неисправности раздаточных коробок ВАЗ
Раздатка присутствует не во всех легковых автомобилях ВАЗ, а только на машинах с двумя ведущими мостами. В трансмиссии раздаточная коробка (РК) устанавливается сзади коробки передач, на ее хвостовике крепится задний карданный вал, который соединяет раздатку с задним мостом. Передний мост приводится в движение также от РК, он связан с раздаткой передним карданным валом.
Понижающая передача в РК предназначена для получения высокого крутящего момента, она используется для преодоления сложных участков дороги, помогает справиться с бездорожьем. В раздаточной коробке ВАЗ Нива присутствуют следующие основные детали:
Раздатка на Ниве является достаточно надежным узлом, проблемы с ремонтом в самом механизме возникают в основном из-за недостаточного уровня масла в РК – если по каким-либо причинам масло вытекло, происходит интенсивный износ всех деталей. Среди часто возникающих неисправностей можно отметить:
Раздаточная коробка Нива 21213
Модель ВАЗ-21213 – легковой автомобиль повышенной проходимости с постоянным полным приводом и блокировкой дифференциала. Марка 21213 является рестайлинговой версией первого вазовского внедорожника ВАЗ-2121. РК Нивы 21213 имеет три передачи:
21213 комплектуется 4-ступенчатыми и 5-ступенчатыми коробками передач, и когда включена первая скорость раздатки, машина работает в стандартном режиме, передаточные числа в трансмиссии с 5-ст. КПП следующие:
При включении второго положения рычага раздаточной коробки (положение назад) передаточные числа меняются (понижаются):
По обычным дорогам на раздатке постоянно включена первая передача, рычаг управления раздаточной коробкой (понижающим редуктором) выдвинут вперед. Нейтральная передача РК разъединяет трансмиссию, и в таком положении автомобиль не едет, нейтраль есть также и в КПП.
Часто автомобилистами задается вопрос – зачем нужна нейтральная передача в раздаточной коробке. Нейтраль используется при подключении к трансмиссии дополнительных агрегатов, например, механической лебедки, в этом случае должна быть еще установлена коробка отбора мощности.
Вибрация
Вибрация по кузову – основная «болезнь» Нивы, она часто возникает из-за неправильной центровки раздаточной коробки. Чаще всего вибрация бываеет на машинах ВАЗ 21213/21214, так как крепится РК только на двух опорах по бокам корпуса, на Chevrolet Niva раздаточная коробка уже устанавливается на трех опорах.
Вибрация при трогании с места на Ниве также может происходить по следующим причинам:
Установка третьей опоры РК на автомобилях ВАЗ 21213/21214 позволяет уменьшить уровень вибрации раздатки, с этой опорой проще произвести центровку раздаточной коробки. Деталь можно приобрести в автомагазинах или изготовить ее самостоятельно. В комплекте готового изделия идут три длинных шпильки (для модели 2121), для установки третьей опоры на этой машине необходимо будет вывернуть короткие шпильки из корпуса раздатки и установить новые шпильки из комплекта. Ремонт производим следующим образом:
Более эффективно устраняется вибрация за счет установки под раздатку подрамника. Такое приспособление также можно изготовить своими руками или купить готовое изделие в автомагазине.
Для того чтобы установить подрамник, следует снять раздаточную коробку. Производить такую работу удобнее на яме, ремонт выполняем следующим образом:
Следует отметить, что установка дополнительной опоры или подрамника на РК не всегда приводит к желаемому эффекту, в некоторых случаях вибрация только увеличивается.
Центровка раздаточной коробки
Правильная установка раздаточной коробки может производиться несколькими способами. Чаще всего в автомастерских ремонтники пользуются следующим методом:
Раздатка сама центруется по местам, остается только затянуть крепления опор.
Отрегулировать положение РК также можно с помощью проволоки, делаем это следующим образом:
Снятие раздатки Нива
Чтобы выполнить ремонт раздаточной коробки на автомобиле ВАЗ 21213 (21214), узел предварительно необходимо снять. Снятие производим в следующем порядке:
Как правильно пользоваться раздаткой на ниве
От легковых автомобилей ВАЗ машины семейства «Нива» отличаются постоянным полным приводом – у них два ведущих моста. Всего в трансмиссии у вазовского внедорожника есть три дифференциала – по одному на каждый мост и еще межосевой дифференциал.
Раздаточная коробка «Нива» предназначена для распределения тяговых усилий между мостами, и работает по принципу 2-ступенчатой коробки передач.
Устройство раздаточной коробки ВАЗ Нива
Раздатка присутствует не во всех легковых автомобилях ВАЗ, а только на машинах с двумя ведущими мостами. В трансмиссии раздаточная коробка (РК) устанавливается сзади коробки передач, на ее хвостовике крепится задний карданный вал, который соединяет раздатку с задним мостом. Передний мост приводится в движение также от РК, он связан с раздаткой передним карданным валом.
Понижающая передача в РК предназначена для получения высокого крутящего момента, она используется для преодоления сложных участков дороги, помогает справиться с бездорожьем. В раздаточной коробке ВАЗ Нива присутствуют следующие основные детали:
Советы владельцам
Для того, чтобы вождение вашего автомобиля стало комфортным, ознакомьтесь с некоторыми важными моментами:
А еще интересно: Шевроле нива не включается вентилятор
Раздаточная коробка Нива 21213
Модель ВАЗ-21213 – легковой автомобиль повышенной проходимости с постоянным полным приводом и блокировкой дифференциала. Марка 21213 является рестайлинговой версией первого вазовского внедорожника ВАЗ-2121. РК Нивы 21213 имеет три передачи:
21213 комплектуется 4-ступенчатыми и 5-ступенчатыми коробками передач, и когда включена первая скорость раздатки, машина работает в стандартном режиме, передаточные числа в трансмиссии с 5-ст. КПП следующие:
При включении второго положения рычага раздаточной коробки (положение назад) передаточные числа меняются (понижаются):
По обычным дорогам на раздатке постоянно включена первая передача, рычаг управления раздаточной коробкой (понижающим редуктором) выдвинут вперед. Нейтральная передача РК разъединяет трансмиссию, и в таком положении автомобиль не едет, нейтраль есть также и в КПП.
Часто автомобилистами задается вопрос – зачем нужна нейтральная передача в раздаточной коробке. Нейтраль используется при подключении к трансмиссии дополнительных агрегатов, например, механической лебедки, в этом случае должна быть еще установлена коробка отбора мощности.
Как пользоваться раздаткой с демультипликатором на Ниве 2121
Нормальное положение для ручек РК, обеспечивающее адекватное поведение на дороге хорошего качества:
Включение специального режима работы трансмиссии производится не за долго до того, как автомобиль начнет преодолевать препятствие (колея, грязь, брод или подъем). Переход на низший ряд необходимо выполнять, остановившись. Возвращение на высшую передачу допускается на ходу, хотя и вызывает проблемы у новичков из-за отсутствия привычного синхронизатора. Несколько сложнее правильно обращаться с принудительной ручной блокировкой межосевого дифференциала. Она, напротив, включается при небольшом (до 20 км/ч) движении машины из-за несовпадения пазов на блокирующей муфте, сателлитах и зубчатом венце. Для упрощенного включения рычага в нужное положение, учитывая устройство раздатки нива 2121, наберите небольшую скорость, после чего, покачивая руль, потяните рукоятку на себя.
Проблемы также могут возникнуть при отключении блокировки, поскольку зубья муфты буквально зацепляются за венец. Включите задний ход и, раскачивая руль, надавите на рычаг от себя. Данное действие производится сразу после преодоления сложного отрезка во избежание перегрузки КПП. Наиболее эффективно отключать дифференциал совместно с переходом на понижающие ступени. Остановить Ниву 4х4 сможет при этом только диагональное вывешивание колес, поскольку штатная межколесная блокировка не предусмотрена. Выполняя перечисленные операции, нельзя давать волю физической силе. Попытка «протолкнуть» передачу с высокой вероятностью обернется дорогостоящим ремонтом.
Неисправности раздаточных коробок ВАЗ
Раздатка на Ниве является достаточно надежным узлом, проблемы с ремонтом в самом механизме возникают в основном из-за недостаточного уровня масла в РК – если по каким-либо причинам масло вытекло, происходит интенсивный износ всех деталей. Среди часто возникающих неисправностей можно отметить:
Отзывы
Есть владельцы, которые не устанавливали тихие рычаги раздатки, но уже высказывают свою точку зрения:
Слабо верится,что смена рычагов устранит шум, но попробовать стоит.
Полная чушь рекламный ход вой раздатки и замена рычагов не имеют ни чего общего рычаги совершенно не такой звук создают.
Эффект есть, звук приглушенней становится, но не исчезает
Шум раздатки(визг поросячий) уменьшился процентов на 70,причем это только с одним меняным рычагом!
Воя меньше стало, но все ровно он есть
Особых изменений не заметил, а вот выехав на МКАД, был приятно удивлён: гула, воя, вибраций в салоне и других не приятных звуков, в области РК стало, как минимум на 50% меньше. В общем я доволен!
Хватит уже людей дурить!)))3300 не за что!)
Шляпа это всё. Звон остаётся!
Звук стал мягким, но его громкость не уменьшилась. Позже, я обратно установил заводские рычаги.
Стало немного тише, но когда едешь чувствуются изменения высокого звука. Проявилась побочка, на кочках при скорости выбивает раздатку в нейтраль. Видимо толстое основание при вибрации коробки касается кузова и выбивает ее.
Многие пишут, что стало ощутимо лучше, но у меня разницы почти незаметно. Может дело в воющей раздатке.
А вам удалось убрать или уменьшить шум раздатки на Ниве при помощи антивибрационных рычагов раздаточной коробки? Оставляйте свои отзывы в комментариях, участвуйте в опросах.
Напомним, ранее мы рассказывали о более дешевых способах уменьшения шума в салоне Нивы. Например, можно изготовить тоннель пола или установить дополнительные уплотнители.
Ключевые слова: шумоизоляция 4х4 | тоннель 4х4 | коробка передач 4х4 | аксессуары 4х4
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter..
Вибрация
Вибрация по кузову – основная «болезнь» Нивы, она часто возникает из-за неправильной центровки раздаточной коробки. Чаще всего вибрация бываеет на машинах ВАЗ 21213/21214, так как крепится РК только на двух опорах по бокам корпуса, на Chevrolet Niva раздаточная коробка уже устанавливается на трех опорах. Но прежде чем начать регулировку положения раздатки, следует проверить состояние других деталей ходовой части – возникать вибрация может и по другим причинам:
Вибрация при трогании с места на Ниве также может происходить по следующим причинам:
Центровка раздаточной коробки
Правильная установка раздаточной коробки может производиться несколькими способами. Чаще всего в автомастерских ремонтники пользуются следующим методом:
Раздатка сама центруется по местам, остается только затянуть крепления опор.
Отрегулировать положение РК также можно с помощью проволоки, делаем это следующим образом:
Устранение вибрации с помощью дополнительных крепежей
Установка третьей опоры РК на автомобилях ВАЗ 21213/21214 позволяет уменьшить уровень вибрации раздатки, с этой опорой проще произвести центровку раздаточной коробки. Деталь можно приобрести в автомагазинах или изготовить ее самостоятельно. В комплекте готового изделия идут три длинных шпильки (для модели 2121), для установки третьей опоры на этой машине необходимо будет вывернуть короткие шпильки из корпуса раздатки и установить новые шпильки из комплекта. Ремонт производим следующим образом:
Более эффективно устраняется вибрация за счет установки под раздатку подрамника. Такое приспособление также можно изготовить своими руками или купить готовое изделие в автомагазине.
Для того чтобы установить подрамник, следует снять раздаточную коробку. Производить такую работу удобнее на яме, ремонт выполняем следующим образом:
Следует отметить, что установка дополнительной опоры или подрамника на РК не всегда приводит к желаемому эффекту, в некоторых случаях вибрация только увеличивается.
Снятие раздатки Нива
Чтобы выполнить ремонт раздаточной коробки на автомобиле ВАЗ 21213 (21214), узел предварительно необходимо снять. Снятие производим в следующем порядке:
Статьи по теме:
Ремонт раздаточной коробки, устранение неисправностей в раздатке нива 2121, порядок сборки и разборки коробки, инструкции по замене подшипников и сальников в коробке автомобиля нива 2131, описание устройства раздатки нива 2131, ваз 2121. Обслуживание и эксплуатация коробки нива 2121. Инструкции по ремонту кардана, моста и привода колес нива 2131.
Отсоединяем от фланца ведущего вала раздаточной коробки промежуточный вал (см. Снятие промежуточного вала) Сливаем масло из раздаточной коробки и очищаем ее от грязи. Ослабляем гайку фланца ведущего вала (см. Замена сальников валов раздаточной коробки). Аналогично ослабляем гайки двух других фланцев. Снимаем корпус шестерни привода спидометра (см. Снятие корпуса шестерен привода спидометра и датчика скорости автомобиля ВАЗ-21214 (корпуса шестерни привода спидометра автомобиля)). Головкой «на 13» отворачиваем пять гаек картера привода переднего моста. Поддев отверткой за приливы картер,… …снимаем его… …и прокладку. Поддев отверткой стопорную шайбу,… …вынимаем ось рычага блокировки дифференциала ваз 2121 (при затруднении выбиваем выколоткой из мягкого металла). Снимаем рычаг блокировки дифференциала и пластиковые втулки оси. Снимаем выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала (см. Замена выключателя контрольной лампы блокировки дифференциала). Снимаем со штока вилки блокировки дифференциала пружину рычага. Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления крышки картера привода переднего моста. Снимаем крышку и прокладку. Вынимаем пружину и вытряхиваем из гнезда картера шарик фиксатора. Накидным ключом «на 10» отворачиваем стопорный болт вилки муфты блокировки дифференциала. Вынимаем болт с пружинной шайбой. Поддеваем отверткой защитный чехол штока вилки блокировки дифференциала… …и вынимаем шток с чехлом. Вынимаем вилку… …и муфту блокировки дифференциала. Отворачиваем до конца ослабленную ранее гайку крепления фланца и снимаем шайбу. Снимаем фланец. Сжав щипцами, вынимаем стопорное кольцо подшипника вала привода переднего моста. Вынимаем вал в сборе из картера. С переднего конца вала снимаем маслоотражатель и упорное кольцо. Зацепив трехлапым съемником наружное кольцо подшипника,… …спрессовываем подшипник. Головкой «на 13» отворачиваем восемь гаек крепления задней крышки к картеру раздаточной коробки. Поддев отверткой,… …снимаем крышку в сборе с валом привода заднего моста… …и прокладку. Вал привода заднего моста вынимаем из задней крышки и разбираем аналогично валу переднего картера ваз 2131. Детали вала привода заднего моста и задняя крышка. Ключом «на 13» отворачиваем две гайки крепления кронштейна рычага переключения передач к картеру раздаточной коробки… …и снимаем кронштейн переключения передач с рычагом. Рычаг переключения передач отсоединяем от кронштейна аналогично снятию рычага блокировки дифференциала. Отвернув окончательно гайку фланца ведущего вала,… …снимаем фланец. Ключом «на 13» отворачиваем три гайки… …и снимаем крышку переднего подшипника ведущего вала. Соединение уплотнено прокладкой. Ключом «на 10» отворачиваем четыре гайки крепления лючка. Снимаем лючок и прокладку. Снимаем со штока вилки переключения передач пружину рычага и сдвигаем чехол штока. Внутри лючка накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку. Чтобы шарик и пружина фиксатора не выскочили,… …прикрываем отверстие пальцем и постепенно вытягиваем пассатижами шток. При этом шарик фиксатора выпадает через боковое отверстие картера. Пружину фиксатора вынимаем пинцетом. Вытягивая шток дальше, снимаем вилку муфты переключения передач… …и дистанционную пластиковую втулку. Вынимаем шток. Штоки вилки блокировки дифференциала и вилки переключения передач ваз 2121 уплотняются резиновыми кольцами. Покажем их снятие на примере кольца штока вилки переключения передач. Поддев отверткой,… …вынимаем уплотнительное резиновое кольцо. Расконтриваем гайки задних подшипников ведущего и промежуточного валов ваз 2131. Накидным ключом «на 27» отворачиваем одну из гаек, удерживая от проворачивания валы за другую гайку ключом или головкой той же размерности. Снимаем гайку и шайбу. В отверстия фланца вставляем болты крепления карданного вала и надеваем фланец на шлицы ведущего вала раздаточной коробки ваз 2121. Отворачиваем вторую гайку, удерживая валы от проворачивания монтажной лопаткой, вставленной между болтами. Снимаем гайку и шайбу. Снимаем фланец ведущего вала. Снимаем упорное кольцо переднего подшипника ведущего вала. Ключом «на 13» отворачиваем три оставшиеся гайки крепления передней крышки раздаточной коробки. Остальные гайки этой крышки были отвернуты при демонтаже крышки переднего подшипника ведущего вала, картера привода переднего моста и кронштейна рычага переключения передач. Снимаем переднюю крышку раздаточной коробки ваз 2131 с дифференциалом. Снимаем прокладку со шпилек картера раздаточной коробки. Пассатижами снимаем установочное кольцо переднего подшипника корпуса дифференциала. Разъединяем дифференциал нива 2121 и переднюю крышку раздаточной коробки. Вынимаем (или выбиваем через выколотку из мягкого металла) из гнезда передней крышки наружное кольцо переднего подшипника промежуточного вала. Щипцами разжимаем стопорное кольцо переднего подшипника корпуса дифференциала… …и снимаем его. Снимаем пружинную шайбу. Устанавливаем в отверстие переднего корпуса дифференциала нива 2131 подходящий упор для винта съемника… …и трехлапым съемником… …спрессовываем передний подшипник. При необходимости аналогично снимаем задний подшипник нива 2121. На переднем и заднем корпусах дифференциала наносим метки, чтобы при сборке не нарушить балансировку узла. Зажав корпус дифференциала в тиски с накладками губок из мягкого металла,… …накидным ключом «на 17» отворачиваем шесть болтов, скрепляющих ведомую шестерню, передний и задний корпуса дифференциала. Разъединяем передний и задний корпуса дифференциала. При этом ведомая шестерня остается на переднем корпусе. Сбиваем ее с корпуса через выколотку из мягкого металла. Разъединяем ведомую шестерню и передний корпус дифференциала. С шестерни привода переднего моста снимаем опорную шайбу… …и вынимаем саму шестерню. Щипцами разжимаем стопорное кольцо оси сателлитов и снимаем его. Снимаем пружинную шайбу оси сателлитов нива 2131. Зацепив пассатижами за другое стопорное кольцо, вынимаем ось сателлитов. Вынимаем опорную шайбу и сателлит из заднего корпуса дифференциала. Вынув второй сателлит и его шайбу, извлекаем шестерню привода заднего моста. Для снятие первичного и промежуточного валов… …пассатижами снимаем установочное кольцо заднего подшипника ведущего вала. Аналогично демонтируем кольцо заднего подшипника промежуточного вала. Вынимаем из картера ведущий вал… … и промежуточный вал. Зажимаем шлицевую часть ведущего вала в тиски с накладками губок из мягкого металла,… …и, зацепив лапами съемника за муфту переключения передач,… …снимаем задний подшипник, втулку, шестерню низшей передачи и муфту. Снимаем с вала ступицу муфты и шестерню высшей передачи. Съемником спрессовываем передний подшипник ведущего вала. Из переднего подшипника промежуточного вала отверткой вынимаем ролики… …и снимаем сепаратор. Зажимаем промежуточный вал нива 2121 в тиски с накладками губок из мягкого металла. Поддевая двумя монтажными лопатками, спрессовываем внутреннее кольцо переднего подшипника… …и снимаем его. Задний подшипник промежуточного вала снимаем также, как передний подшипник ведущего вала. Собираем раздаточную коробку нива 2131 в обратной последовательности. При сборке межосевого дифференциала совмещаем метки на его корпусах. Пружинную шайбу на оси сателлитов устанавливаем со стороны глухого отверстия на торце оси. Подходящими отрезками труб напрессовываем… …внутреннее кольцо переднего подшипника промежуточного вала,… …подшипник вала привода переднего моста (труба опирается на внутреннее кольцо)… …и подшипники дифференциала. Таким же образом напрессовываем подшипник вала привода заднего моста, задний подшипник промежуточного вала, передний и задний подшипники ведущего вала. Ведущий и промежуточный валы устанавливаем в картер раздаточной коробки одновременно. Все уплотнительные прокладки смазываем тонким слоем силиконового герметика. Затянув гайки задних подшипников ведущего и промежуточного валов установленным моментом, стопорим гайки, вдавив их буртики в пазы хвостовиков валов. После сборки заливаем масло (см. Замена масла). Полезные советы Узел крепления шпильки: 1 — картер; 2 — втулка; 3 — оставшаяся часть бобышки; 4 — шпилька Ремонт крепления шпильки картера раздаточной коробки У раздаточной коробки нива 2121 бывает лопается правая (длинная) бобышка, в которую запрессована специальная шпилька, крепящая коробку к кронштейну. Для ремонта можно выточить втулку из дюралюминия, как показано на рисунке, запилить все ребра на оставшейся части бобышки и опилить ее наружный диаметр, чтобы плотно посадить втулку. Установив в отверстие шпильку крепления, нужно напрессовать втулку до упора и приварить ее по периметру к корпусу коробки.
ВАЗ 21213 раздатка устройство, схема, центровка, снятие раздатки
От легковых автомобилей ВАЗ машины семейства «Нива» отличаются постоянным полным приводом – у них два ведущих моста. Всего в трансмиссии у вазовского внедорожника есть три дифференциала – по одному на каждый мост и еще межосевой дифференциал.
Раздаточная коробка «Нива» предназначена для распределения тяговых усилий между мостами, и работает по принципу 2-ступенчатой коробки передач.
Устройство раздаточной коробки ВАЗ Нива
Раздатка присутствует не во всех легковых автомобилях ВАЗ, а только на машинах с двумя ведущими мостами. В трансмиссии раздаточная коробка (РК) устанавливается сзади коробки передач, на ее хвостовике крепится задний карданный вал, который соединяет раздатку с задним мостом. Передний мост приводится в движение также от РК, он связан с раздаткой передним карданным валом.
Понижающая передача в РК предназначена для получения высокого крутящего момента, она используется для преодоления сложных участков дороги, помогает справиться с бездорожьем. В раздаточной коробке ВАЗ Нива присутствуют следующие основные детали:
ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка раздаточной коробки
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯПривод раздаточной коробки1 – вилка муфты блокировки дифференциала; 2 – муфта блокировки дифференциала; 3 – стопорный болт вилки; 4 – защитный чехол штока; 5 – пружина рычага; 6 – шток вилки блокировки дифференциала; 7 – крышка картера привода переднего моста; 8 – стопорная шайба; 9 – втулка оси рычага; 10 – ось рычага; 11 – рычаг блокировки дифференциала;
12 – шток вилки переключения передач; 13 – кронштейн рычага переключения передач; 14 – рычаг переключения передач; 15 – головка рычага; 16 – муфта переключения передач; 17 – вилка муфты переключения передач; 18 – дистанционная втулка; 19 – шарик фиксатора; 20 – втулка пружины фиксатора; 21 – пружина фиксатора; 22 – выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала |
Детали ведущего и промежуточного валов
1 – фланец; 2 – сальник; 3 – упорное кольцо подшипника; 4 – передний подшипник; 5 – ведущий вал; 6 – шестерня высшей передачи; 7 – ступица; | 8 – муфта; 9 – шестерня низшей передачи; 10 – втулка; 11 – задний подшипник; 12 – установочное кольцо подшипника; 13 – подшипники промежуточного вала; 14 – промежуточный вал |
Детали дифференциала раздаточной коробки
1 – стопорное кольцо; 2 – пружинная шайба; 3 – установочное кольцо подшипника; 4 – подшипники корпуса дифференциала; 5 – ведомая шестерня; 6 – передний корпус дифференциала; 7 – шестерня привода переднего моста; 8 – стопорное кольцо оси сателлитов; | 9 – сателлит; 10 – задний корпус дифференциала; 11 – опорная шайба; 12 – шестерня привода заднего моста; 13 – ось сателлитов; 14 – пружинная шайба оси сателлитов; 15 – опорная шайба |
РазборкаПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Промойте раздаточную коробку и слейте масло. 2. Закрепите раздаточную коробку на стенде для разборки и ослабьте гайки крепления фланцев на ведущем валу и на валах привода переднего и заднего мостов.
3. Отверните гайки крепления и снимите картер 1 привода переднего моста в сборе с крышкой 2, рычагом, вилкой, муфтой блокировки дифференциала и с валом привода переднего моста. Снимите корпус 3 привода спидометра в сборе с ведомой шестерней привода спидометра. |
4. Сняв стопорную шайбу 8, выньте ось 10 и снимите рычаг 11 блокировки дифференциала. Затем снимите крышку 7 картера привода переднего моста и выньте пружину и шарик фиксатора 19. Отверните стопорный болт 3 вилки блокировки дифференциала и выньте шток 6, вилку 1 и муфту 2 блокировки (см. рис. Привод раздаточной коробки). 5. Снимите заднюю крышку 31 в сборе с валом привода заднего моста, следя за тем, чтобы не повредить уплотнительную прокладку. Затем снимите фланцы 12 с ведущего вала и валов привода переднего и заднего мостов (см. рис. Раздаточная коробка). 6. Снимите установочные кольца подшипников валов привода переднего и заднего мостов. Выньте вал 11 привода переднего моста из картера вместе с подшипником 8, упорным кольцом и маслоотражателем 9. Выньте вал привода заднего моста из задней крышки 31 вместе с подшипником 36, упорным кольцом и маслоотражателем (см. рис. Раздаточная коробка). 7. Снимите крышку 21 переднего подшипника ведущего вала и крышку смотрового люка. 8. Снимите кронштейн 13 рычага переключения передач в сборе с рычагом. Затем, сняв стопорную шайбу, выньте ось и снимите рычаг 14 (см. рис. Привод раздаточной коробки). 9. Отверните стопорный болт вилки 17 переключения передач и осторожно, закрыв пальцем гнездо фиксатора, выньте шток 12 и детали фиксатора.
10. Снимите переднюю крышку 4 вместе с дифференциалом, затем установите установочное кольцо подшипника дифференциала 3 и выньте из передней крышки подшипник в сборе с дифференциалом (1 – промежуточный вал, 2 – ведущий вал). |
11. Снимите установочные кольца с задних подшипников ведущего и промежуточного валов и выньте из картера раздаточной коробки оба вала: ведущий и промежуточный. 12. Зажав в тиски ведущий вал, снимите упорное кольцо и задний подшипник 11, используя универсальный съемник. Снимите с ведущего вала шестерню 9 низшей передачи вместе с втулкой 10, муфту 8 переключения передач, ступицу 7 муфты, шестерню 6 высшей передачи (см. рис. Детали ведущего и промежуточного валов). 13. Разберите дифференциал, для чего снимите стопорное кольцо 1 и пружинную шайбу 2 переднего подшипника (см. рис. Детали дифференциала раздаточной коробки).
14. Снимите задний и передний подшипники с корпуса дифференциала, используя универсальный съемник 1 – А.40005/1/6 и упор 67.7853.9559 – 2 (3 – подшипник). |
15. Отверните болты крепления ведомой шестерни дифференциала, отметьте рисками на корпусах дифференциала взаимное их расположение относительно друг друга и разъедините корпус. 16. Снимите ведомую шестерню дифференциала. 17. Снимите стопорные кольца 8 и пружинную шайбу 14, затем выпрессуйте ось сателлитов и снимите сателлиты и шестерни привода ведущих мостов с опорными шайбами (см. рис. Детали дифференциала раздаточной коробки). 18. Выпрессуйте изношенные или поврежденные сальники из картера привода переднего моста, из крышки переднего подшипника и из задней крышки. 19. Отверните гайки с осей подушки подвески и снимите кронштейны в сборе. СборкаПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Сборка раздаточной коробки проводится в последовательности, обратной разборке. 2. Соберите межосевой дифференциал, совместив метки на его корпусах, чтобы не нарушить балансировку данного узла. 3. Пружинную шайбу на оси сателлитов установите со стороны глухого отверстия на торце оси. 4. Осевой зазор каждой шестерни привода мостов должен составлять 0–0,10 мм, а момент сопротивления вращению шестерен не должен превышать 14,7 Н·м (1,5 кгс·м). 5. При увеличенном зазоре замените опорные шайбы другими, большей толщины; если указанный зазор не удается получить при установке опорных шайб наибольшей толщины, шестерни замените новыми ввиду их чрезмерного износа.
6. Ведущий 1 и промежуточный 2 валы устанавливаются в картер раздаточной коробки одновременно. |
7. Напрессовку подшипников на корпус дифференциала проводите оправкой 67.7853.9558 (1). |
8. Рабочие поверхности сальников перед установкой в крышки и картеры смажьте смазкой Литол-24. 9. Резьбовые соединения затягивайте моментами, указанными в подразделе 1.8.
10. При обжатии гаек валов раздаточной коробки пользуйтесь оправкой 67.7820.9520 (1) (2 – фиксатор фланца). |
Раздаточная коробка Нива 21213
Модель ВАЗ-21213 – легковой автомобиль повышенной проходимости с постоянным полным приводом и блокировкой дифференциала. Марка 21213 является рестайлинговой версией первого вазовского внедорожника ВАЗ-2121. РК Нивы 21213 имеет три передачи:
21213 комплектуется 4-ступенчатыми и 5-ступенчатыми коробками передач, и когда включена первая скорость раздатки, машина работает в стандартном режиме, передаточные числа в трансмиссии с 5-ст. КПП следующие:
При включении второго положения рычага раздаточной коробки (положение назад) передаточные числа меняются (понижаются):
По обычным дорогам на раздатке постоянно включена первая передача, рычаг управления раздаточной коробкой (понижающим редуктором) выдвинут вперед. Нейтральная передача РК разъединяет трансмиссию, и в таком положении автомобиль не едет, нейтраль есть также и в КПП.
Часто автомобилистами задается вопрос – зачем нужна нейтральная передача в раздаточной коробке. Нейтраль используется при подключении к трансмиссии дополнительных агрегатов, например, механической лебедки, в этом случае должна быть еще установлена коробка отбора мощности.
Лада Нива 4×4
Раздаточная коробка Lada Niva4x4 проблемы. Как убрать вибрацию
От других «легковушек», выпускаемых на ВАЗе, Нива имеет определенное преимущество в виде постоянного привода на все колеса — обе оси у этого автомобиля являются ведущими. Коробки передач внедорожника ВАЗ имеют три дифференциала — они стоят сверху на каждой оси, а также на межосевом дифференциале.
Назначение раздаточной коробки ВАЗ Нива — распределять тягу меж мостов. Этот механизм функционирует, как двухступенчатая КПП.
Как работает раздаточная коробка ВАЗ Нива?
Раздаточная коробка (РК) в механизме трансмиссии располагается позади КПП, ее хвостовик представляет собой отличное место для крепления заднего вала на кардане, соединяющего раздатку Нивы с задним мостом. Поскольку РК соединяется с распределителем посредством переднего приводного вала, он, помимо того, непосредственно участвует в процессе работы переднеосевого привода.
Для большей эффективности производительности крутящего момента, в РК-21214 обеспечивается понижающая передача. Используется она, когда приходится преодолевать тяжелые дорожные участки и полное бездорожье. Раздаточная коробка ВАЗ Нива состоит из большого количества разнообразных составляющих:
Раздаточная коробка Niva 21213
ВАЗ-21213 — это легковая модель с улучшенной проходимостью, с дифференциальным блоком и приводом на каждую пару колес. Эта модель представляет собой рестайлинговый вариант «дебютного» тольяттинского покорителя бездорожья — ВАЗ-2121. Общее количество передач РК Нива-21213 — три:
В стандартной комплектации ВАЗ-21213 оснащается КПП с 4-и 5-ступенями. Если первая скорость активирована распределителем «Нива», и машина функционирует в естественном режиме, то 5-ступенчатая КПП будет иметь следующее передаточное число на трансмиссии:
Поворот корпуса рычага Нива-21213 переводится во второе положение (назад), что приводит к изменению передаточного числа (уменьшению):
При движении по дорогам с нормальным покрытием на раздатке «Нива» достаточно включить первую передачу, но рычаг управления (редуктор) распределителя должен находиться в том положении, в котором он находится при его движении вперед. При включении «нейтралки» РК коробка отключается, и машина не может двигаться дальше. Нейтралитет также доступен на контрольно-пропускных пунктах.
Многие автовладельцы логично интересуются: для чего вообще существует нейтральная передача? Она необходима, если вам нужно подключить к трансмиссии другие устройства, к примеру, лебедку механического действия, то это необходимо. В то же время не удастся обойтись и без установки коробки отбора мощности.
Раздаточная коробка Нива-21214
Обычно ставят на «Ниву» (кроме Chevrolet Niva) один из двух видов раздаточной коробки:
Конструкция обеих версий практически одинакова. Только в РК-21214 присутствует еще один привод датчика скорости.
Поломка раздаточной коробки ВАЗ
Распределитель в полевых условиях демонстрирует довольно высокий уровень надежности, поэтому при отсутствии достаточного уровня масла РК, как правило, здесь может возникнуть необходимость в ремонте. Наиболее распространены сложности такого рода:
Вибрация
Наиболее распространенная «болезнь» Нивы — это вибрация. На его возникновение нередко влияет неверная центровка передаточной коробки. В большинстве случаев РК фиксируется лишь на двусторонней кузовной опоре, поэтому вибрация наблюдается и на ВАЗ-21213/21214. Например, на Chevrolet Niva уже предоставляется три установочных опоры для раздаточной коробки Lada Niva4x4. Но еще до регулировки положения распределителя, нужно проверить другие элементы шасси, поэтому для возникновения вибрации могут быть и прочие основание. Среди них:
Кроме того, вибрация у «Нивы» возникает при старте с определенного места, поэтому могут быть следующие причины:
Выравнивание раздаточных коробок
Существует несколько вариантов корректной установки раздаточной коробки Lada Niva4x4. Ориентируясь на специалистов автосервиса, стоит действовать следующим образом:
Центрирование раздатки Нива по местам происходит естественным образом, а человеку, выполняющему ремонт, останется лишь затянуть крепления на опорах.
Существует также способ регулировки положения РК посредством проволоки. Выполняется он так:
Дополнительные крепежные детали для устранения вибрации
Третья опора, расположенная в ВАЗ-21213/21214, может снизить вибрацию распределителя «Нива», а наличие ее значительно упрощает центровку раздаточной коробки Lada Niva4x4. Этот элемент продается в автосалоне или изготавливается собственноручно. Новая опора оснащается тремя шпильками (для ВАЗ-21210), а чтобы прикрепить к авто третью опору, нужно снять короткую шпильку с корпуса распределителя и заменить новой из комплекта. Такой ремонт производится в соответствующей последовательности:
Если подрамник установлен под распределителем Niva, то вибрация больше не появится. Кроме того, устройство доступно к приобретению в автосалоне в или его возможно сделать самому.
Перед установкой подрамника обязательно надо разобрать раздаточную коробку Lada Niva4x4. Для этого лучше поставить авто на яму. Дальнейшие работы по ремонту будут проводиться поэтапно:
Однако, даже меры в виде монтажа подрамника на РК или дополнительной опоры не в каждом случае дают нужный результат – иногда при увеличении вибрации наблюдается обратное.
Как удалить раздатку с авто
Для восстановления раздаточной коробки Нива-21213/21214 следует сначала снять этот агрегат. Демонтаж осуществляется в определенном порядке:
Неисправности раздаточных коробок ВАЗ
Раздатка на Ниве является достаточно надежным узлом, проблемы с ремонтом в самом механизме возникают в основном из-за недостаточного уровня масла в РК – если по каким-либо причинам масло вытекло, происходит интенсивный износ всех деталей. Среди часто возникающих неисправностей можно отметить:
Вибрация
Вибрация по кузову – основная «болезнь» Нивы, она часто возникает из-за неправильной центровки раздаточной коробки. Чаще всего вибрация бываеет на машинах ВАЗ 21213/21214, так как крепится РК только на двух опорах по бокам корпуса, на Chevrolet Niva раздаточная коробка уже устанавливается на трех опорах. Но прежде чем начать регулировку положения раздатки, следует проверить состояние других деталей ходовой части – возникать вибрация может и по другим причинам:
Центровка раздаточной коробки
Правильная установка раздаточной коробки может производиться несколькими способами. Чаще всего в автомастерских ремонтники пользуются следующим методом:
Раздатка сама центруется по местам, остается только затянуть крепления опор.
Отрегулировать положение РК также можно с помощью проволоки, делаем это следующим образом:
Устранение вибрации с помощью дополнительных крепежей
Установка третьей опоры РК на автомобилях ВАЗ 21213/21214 позволяет уменьшить уровень вибрации раздатки, с этой опорой проще произвести центровку раздаточной коробки. Деталь можно приобрести в автомагазинах или изготовить ее самостоятельно. В комплекте готового изделия идут три длинных шпильки (для модели 2121), для установки третьей опоры на этой машине необходимо будет вывернуть короткие шпильки из корпуса раздатки и установить новые шпильки из комплекта. Ремонт производим следующим образом:
Более эффективно устраняется вибрация за счет установки под раздатку подрамника. Такое приспособление также можно изготовить своими руками или купить готовое изделие в автомагазине.
Для того чтобы установить подрамник, следует снять раздаточную коробку. Производить такую работу удобнее на яме, ремонт выполняем следующим образом:
Следует отметить, что установка дополнительной опоры или подрамника на РК не всегда приводит к желаемому эффекту, в некоторых случаях вибрация только увеличивается.
13.9. Разборка раздаточной коробки
Отсоединяем от фланца ведущего вала раздаточной коробки промежуточный вал (см. Снятие промежуточного вала) Сливаем масло из раздаточной коробки и очищаем ее от грязи.
Головкой «на 13» отворачиваем пять гаек картера привода переднего моста.
Поддев отверткой за приливы картер,…
Поддев отверткой стопорную шайбу,…
…вынимаем ось рычага блокировки дифференциала (при затруднении выбиваем выколоткой из мягкого металла).
Снимаем рычаг блокировки дифференциала и пластиковые втулки оси.
Снимаем выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала (см. Замена выключателя контрольной лампы блокировки дифференциала).
Снимаем со штока вилки блокировки дифференциала пружину рычага.
Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления крышки картера привода переднего моста.
Снимаем крышку и прокладку.
Вынимаем пружину и вытряхиваем из гнезда картера шарик фиксатора.
Накидным ключом «на 10» отворачиваем стопорный болт вилки муфты блокировки дифференциала.
Вынимаем болт с пружинной шайбой.
Поддеваем отверткой защитный чехол штока вилки блокировки дифференциала…
…и вынимаем шток с чехлом.
…и муфту блокировки дифференциала.
Отворачиваем до конца ослабленную ранее гайку крепления фланца и снимаем шайбу.
Сжав щипцами, вынимаем стопорное кольцо подшипника вала привода переднего моста.
Вынимаем вал в сборе из картера.
С переднего конца вала снимаем маслоотражатель и упорное кольцо.
Зацепив трехлапым съемником наружное кольцо подшипника,…
Головкой «на 13» отворачиваем восемь гаек крепления задней крышки к картеру раздаточной коробки.
…снимаем крышку в сборе с валом привода заднего моста…
Вал привода заднего моста вынимаем из задней крышки и разбираем аналогично валу переднего картера.
Детали вала привода заднего моста и задняя крышка.
Ключом «на 13» отворачиваем две гайки крепления кронштейна рычага переключения передач к картеру раздаточной коробки…
…и снимаем кронштейн переключения передач с рычагом.
Рычаг переключения передач отсоединяем от кронштейна аналогично снятию рычага блокировки дифференциала. Отвернув окончательно гайку фланца ведущего вала,…
Ключом «на 13» отворачиваем три гайки…
…и снимаем крышку переднего подшипника ведущего вала.
Соединение уплотнено прокладкой.
Ключом «на 10» отворачиваем четыре гайки крепления лючка.
Снимаем лючок и прокладку.
Снимаем со штока вилки переключения передач пружину рычага (аналогично тому, как показано на фото 9) и сдвигаем чехол штока (как показано на фото 15).
Внутри лючка накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку.
Чтобы шарик и пружина фиксатора не выскочили,…
…прикрываем отверстие пальцем и постепенно вытягиваем пассатижами шток.
При этом шарик фиксатора выпадает через боковое отверстие картера.
Пружину фиксатора вынимаем пинцетом.
Вытягивая шток дальше, снимаем вилку муфты переключения передач…
…и дистанционную пластиковую втулку.
Штоки вилки блокировки дифференциала и вилки переключения передач уплотняются резиновыми кольцами. Покажем их снятие на примере кольца штока вилки переключения передач.
…вынимаем уплотнительное резиновое кольцо.
Расконтриваем гайки задних подшипников ведущего и промежуточного валов.
Накидным ключом «на 27» отворачиваем одну из гаек, удерживая от проворачивания валы за другую гайку ключом или головкой той же размерности.
Снимаем гайку и шайбу.
В отверстия фланца вставляем болты крепления карданного вала и надеваем фланец на шлицы ведущего вала раздаточной коробки.
Отворачиваем вторую гайку, удерживая валы от проворачивания монтажной лопаткой, вставленной между болтами.
Снимаем гайку и шайбу. Снимаем фланец ведущего вала.
Снимаем упорное кольцо переднего подшипника ведущего вала.
Ключом «на 13» отворачиваем три оставшиеся гайки крепления передней крышки раздаточной коробки.
Остальные гайки этой крышки были отвернуты при демонтаже крышки переднего подшипника ведущего вала, картера привода переднего моста и кронштейна рычага переключения передач.
Снимаем переднюю крышку раздаточной коробки с дифференциалом.
Снимаем прокладку со шпилек картера раздаточной коробки.
Снятие раздатки Нива
Чтобы выполнить ремонт раздаточной коробки на автомобиле ВАЗ 21213 (21214), узел предварительно необходимо снять. Снятие производим в следующем порядке:
Автомобиль высокой проходимости ВАЗ 2121 является надежным универсальным внедорожником. В отличие машин с одним ведущим мостом, он оборудован полным приводом, обладает высокой проходимостью. Устройство раздатки Нива 2121 обеспечивает условия для эксплуатации транспортного средства как на труднопроходимых трассах, так и в режиме городских улиц с интенсивным движением. Благодаря колесной формуле полноприводного авто, серия автомобилей производства АвтоВАЗ получила известность под названием «Нива 4х4».
Как работает трансмиссия нивы
Автомобиль ВАЗ 2121, иначе говоря, «Нива» — поступил в серийное производство в 70-х годах прошлого века. Такой автомобиль относится к классу легковых машин повышенной проходимости. В истории отечественного автопрома «Нива» стала первой машиной, в конструкции которой применялся полный привод. Рассмотрим подробнее устройство трансмиссии.
Трансмиссия в ряду семейства «Нивы» (2121, 2131) сконструирована таким образом, что полный привод подается на 4 колеса. Также характерным выступает наличие межосевого дифференциала. Трансмиссия включает в себя КП, раздаточный механизм, пару карданных валов, а также оба моста. Характерным отличием модели 2131 является удлиненный кузов.
Дальше через карданные валы он уходит к редукторам. Передний редуктор через дифференциал и шарниры равных угловых скоростей передает момент на колеса. Аналогично для задних, так же выступающих ведущими, колес. Именно потому, что крутящий момент распределяются на 4 колеса одновременно, привод получил название полного. Обозначением является следующее – 4WD. Еще один отечественный автомобиль, устроенный по схожему принципу с «Нивой», — УАЗ.
Основное назначение раздатки Нивы 2121
Раздаточная коробка (другое название – демультипликатор) соединена непосредственно с коробкой передач, участвует в распределении вращения на оси вездехода и способствует увеличению момента при передаче на колеса транспортного средства.
Нива 2121 раздатка схема в разрезе
Функции раздаточной коробки:
Устройство раздатки Нивы 2121
В состав раздаточной коробки внедорожника Нива входят:
Два зубчатых колеса, жестко расположенные на ведущей оси раздатки, предназначены для включения повышенной или пониженной передач. При изготовлении ведущего вала, производится специальная термообработка в местах, где предполагается наибольшая нагрузка от работающих шестерен. Это необходимо для обеспечения достаточной прочности вала, с целью исключить возможные дефекты при эксплуатации автомобиля в экстремальных условиях.
Конструкцией шестерен раздаточной коробки предусмотрены прямые и косые зубья, расположенные в два ряда. Косые зубья колес находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями, плотно сидящими на промежуточном валу. Прямые – соединены с муфтой переключения режимов. Муфта имеет три рабочих положения: среднее – нейтральное и соединение с одной из двух шестерен на ведущей оси.
Раздаточная коробка, ее привод и схема работы авто ваз НИВА ВАЗ21213 и ВАЗ-21214
1. Ведомая шестерня. 2. Подшипники дифференциала. 3. Пружинная шайба. 4. Стопорное кольцо. 5. Муфта блокировки дифференциала. 6. Зубчатый венец корпуса дифференциала. 7. Зубчатый венец вала привода переднего моста. 8. Подшипники вала привода переднего моста. 9. Маслоотражатель. 10. Грязеотражатель. 11. Вал привода переднего моста. 12. Фланец. 13. Сальник. 14. Пробка отверстия для выпуска масла. 15. Ведомая шестерня привода спидометра. 16. Ведущая шестерня привода спидометра. 17. Пробка отверстия для заливки и контроля уровня масла. 18. Передняя крышка коробки передач. 19. Роликовый подшипник промежуточного вала. 20. Кронштейн подвески раздаточной коробки. 21. Крышка подшипника ведущего вала. 22. Упорное кольцо подшипника. 23. Подшипники ведущего вала. 24. Шестерня вьющей передачи. 25. Ступица муфты переключения передач. 26. Муфта переключения передач. 27. Картер раздаточной коробки. 28. Шестерня низшей передачи. 29. Втулка шестерни низшей передачи. 30. Вал ведущий. 31. Задняя крышка. 32. Шариковый подшипник промежуточного вала. 33. Промежуточный вал. 34. Корпус дифференциала. 35. Упорная шайба шестерни привода заднего моста. 36. Подшипник вала привода заднего моста. 37. Шестерня привода заднего моста. 38. Сателлит. 39. Упорная шайба сателлита. 40. Стопорное кольцо. 41. Ось сателлитов. 42. Пружинная шайба. 43. Шестерня привода переднего моста. 44. Резиновая подушка кронштейна подвески. 45. Ось подвески раздаточной коробки. 46. Вилка муфты блокировки дифференциала. 47. Стопорный болт вилки. 48. Выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала. 49. Защитный чехол штока. 50. Пружина рычага. 51. Шток вилки блокировки дифференциала. 52. Крышка картера привода переднего моста. 53. Стопорная шайба. 54. Втулки оси рычага. 55. Ось рычага. 56. Рычаг блокировки дифференциала. 57. Шток вилки переключения передач. 58. Ось рычага переключения передач. 59. Рычаг переключения передач. 60. Головка рычага. 61. Вилка муфты переключения передач. 62. Дистанционная втулка. 63. Шарик фиксатора. 64. Втулка пружины фиксатора. 65. Пружина фиксатора. I. Привод раздаточной коробки.
Для распределения усилия на ведущие мосты автомобиля и трансмиссию введена раздаточная коробка, которая представляет собой двухступенчатый редуктор.
Валы, передающие крутящий момент на передний и задний мосты, связаны между собой межосевым дифференциалом, что обеспечивает постоянный привод обоих ведущих маетой и улучшает устойчивость автомобиля. Межосевой дифференциал распределяет усилия на ведущие мосты автомобиля пропорционально сцепной массе, т.е. части полной массы автомобиля, которая приходится на каждую ось ведущих колес. Кроме того, дифференциал позволяет колесам ведущих мостов вращаться с различными скоростями, что устраняет их проскальзывание и повышенный износ шин, а также снижает нагрузки в трансмиссии.
Для увеличения проходимости автомобиля дифференциал может быть заблокирован. При блокировке дифференциала загорается контрольная лампа на панели приборов.
Ведущий вал 30 установлен на двух шарикоподшипниках 23, расположенных в гнездах передней крышки 18 и картера 27 раздаточной коробки. Внутреннее кольцо переднего подшипника зажато между буртиком ведущего вала, упорным кольцом 22 подшипника, гайкой и фланцем 12, установленными на шлицах вала 30. Передний подшипник и его упорное кольцо закрыты крышкой 21, в которой расположен сальник 13. В осевом направлении вал зафиксирован установочным кольцом, расположенным в канавке заднего подшипника. Это кольцо зажато между картером 27 раздаточной коробки и задней крышкой 31. На ведущем валу подшипник крепится гайкой с упорной шайбой. Гайка после затягивания стопорится за счет вдавливания ее кромок в пазы вала.
Шестерня 24 высшей передачи вращается на термообработанной шейке ведущего вала. Она имеет два зубчатых венца. Большой венец шестерни находится в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала 33; с малым венцом шестерни соединяется муфта 26 при включении высшей передачи.
Шестерня 28 низшей передачи также имеет два венца: малый венец зацепляется с муфтой 26 при включении низшей передачи, а большой венец находится в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала. Шестерня 28 вращается на стальной термообработанной втулке 29, которая имеет тугую посадку на ведущем валу.
Между шестернями 24 и 28 на шлицах вала насажена ступица 25 муфты включения передач. Промежуточный вал 33 изготовлен в виде блока двух косозубых шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении с шестернями высшей и низшей передач ведущего вала. Передний конец вала опирается на роликовый цилиндрический подшипник 19, задний — на шариковый подшипник 32. От осевого смещения вал удерживается установочным кольцом, расположенным в канавке заднего подшипника. Установочное кольцо зажато между картером раздаточной коробки и задней крышкой 31. На валу подшипник крепится гайкой с упорной шайбой.
В передний торец промежуточного вала запрессована ведущая шестерня 16 привода спидометра. Ведомая пластмассовая шестерня 15 привода спидометра неразъемно соединена с валиком, который вращается во втулке и на выходе уплотнен сальником.
Вал 11 привода переднего моста имеет зубчатый венец 7, который служит для блокировки дифференциала. Передний конец вала опирается на шариковый подшипник 8, размещенный в картере привода переднего моста. Фиксация подшипника и фланца на валу такая же, как и на ведущем валу. От осевого смещения подшипник удерживается установочным кольцом, расположенным в канавке картера привода переднего моста. Задний конец вала соединяется шлицами с шестерней 43 привода переднего моста.
Вал привода заднего моста по своей конструкции и установке аналогичен валу привода переднего моста, однако не имеет зубчатого венца блокировки дифференциала.
Дифференциал состоит из разъемного корпуса 34, обе части которого соединены болтами. Эти же болты крепят к корпусу дифференциала ведомую шестерню 1, находящуюся в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала.
Корпус дифференциала вращается в двух шариковых подшипниках 2. Передний подшипник удерживается в корпусе дифференциала пружинной шайбой 3 и стопорным кольцом 4. В канавке наружного кольца подшипника расположено установочное кольцо. Такая фиксация подшипника удерживает дифференциал от осевого перемещения. На передней части корпуса дифференциала имеются шлицы 6. на которых расположена муфта 5 блокировки дифференциала. В отверстие корпуса дифференциала установлена ось 41 сателлитов, которая фиксируется в корпусе пружинной шайбой 42 и стопорным кольцом 40. На оси расположены два сателлита 38, которые находятся в постоянном зацеплении с шестернями привода переднего и заднего мостов.
Картер 27 раздаточной коробки отлит из алюминиевого сплава. Передняя 18 и задняя 31 крышки раздаточной коробки крепятся к картеру шпильками и гайками по всему периметру разъема. Точность центрирования базовых деталей обеспечивают два установочных штифта, на которые устанавливается передняя крышка. Между картером и крышками расположены уплотнительные прокладки. В передней крышке находятся маслоналивное и маслосливное отверстия, закрытые резьбовыми пробками 17 и 14. В верхней части картера имеется люк, закрытый крышкой.
Привод раздаточной коробки механический. Рычаг 59 переключения передач шарнирно установлен в проушинах кронштейна на оси 58. Ось проходит через капроновые втулки 54, которые установлены в отверстия рычага, и удерживается стопорной шайбой 53. Нижний конец рычага входит в паз штока 57 и уплотнен в нем фигурной пружиной 50. Такое уплотнение устраняет вибрацию рычага и уменьшает шум при движении автомобиля.
Вилка 61 включения передач заходит в паз скользящей муфты включения передач; на штоке вилка крепится стопорным болтом. Отверстие, через которое проходит шток, уплотнено сальником и защищено резиновым чехлом. В нейтральном и включенном положениях шток 57 удерживается шариковым фиксатором, состоящим из шарика 63 и пружины 65. Детали фиксатора размещены в стальной втулке 64, запрессованной в отверстие картера раздаточной коробки.
Муфта 5 блокировки дифференциала расположена на шлицевой части корпуса дифференциала. При блокировке дифференциала она соединяет вал привода переднего моста с корпусом дифференциала, что приводит к выключению дифференциала. В паз муфты заходит вилка 46, закрепленная на штоке 51 болтом. Шток вилки блокировки дифференциала фиксируется в нейтральном и включенном положениях так же, как и шток 57 вилки включения передач.
1. Сальник. 2. Упорное кольцо переднего подшипника ведущего вала. 3. Крышка переднего подшипника. 4. Передний подшипник ведущего вала. 5. Передняя крышка раздаточной коробки. 6. Шестерня высшей передачи. 7. Ступица муфты включения передач. 8. Муфта включения передач. 9. Шестерня низшей передачи. 10. Картер раздаточной коробки. 11. Задний подшипник ведущего вала. 12. Ведущий вал. 13. Задняя крышка раздаточной коробки. 14. Промежуточный вал. 15. Задний подшипник промежуточного вала. 16. Задний подшипник корпуса дифференциала. 17. Установочное кольцо подшипника вала привода заднего моста. 18. Подшипник вала привода заднего моста. 19. Маслоотражатель сальника. 20. Фланец вала привода заднего моста. 21. Упорное кольцо подшипника. 22. Вал привода заднего моста. 23. Корпус дифференциала. 24. Шестерня привода заднего моста. 25. Сателлит. 26. Ось сателлитов. 27. Стопорное кольцо оси сателлитов. 28. Пружинная шайба. 29. Ведомая шестерня. 30. Стопорное кольцо подшипника корпуса дифференциала. 31. Муфта блокировки дифференциала. 32. Вал привода переднего моста. 33. Картер привода переднего моста. 34. Стопорное кольцо подшипника вала привода переднего моста. 35. Пружинная шайба подшипника дифференциала. 36. Передний подшипник корпуса дифференциала. 37. Ведомая шестерня привода спидометра. 38. Корпус привода спидометра. 39. Передний подшипник промежуточного вала. 40. Коробка передач. 41. Эластичная муфта. 42. Шарнир равных угловых скоростей. 43. Раздаточная коробка. 44. Регулировочные прокладки. 45. Кронштейн подвески раздаточной коробки. 46. Кронштейн задней подвески двигателя. I. Включена высшая передача. II. Включена низшая передача. III. Дифференциал блокирован, включена низшая передача.
При движении автомобиля по дорогам с твердым покрытием и при хорошем сцеплении колес с полотном дороги следует двигаться на высшей передаче без блокировки дифференциала При этом скользящая муфта 8 через ступицу 7 соединяет ведущий вал 12 с шестерней 6 высшей передачи, и крутящий момент будет передаваться с ведущего вала и ступицу на муфту 8 включения передач, затем через шестерню 6 высшей передачи на шестерню постоянного зацепления промежуточного вала и от нее на ведомую шестерню 29 и корпус 23 дифференциала. Корпус дифференциала через ось 26 и сателлиты 25 передает крутящий момент на шестерни 24 привода переднего и заднего мостов. Через эти шестерни крутящий момент передается на валы 22 и 32 привода переднего и заднего мостов. Величина передаваемого крутящего момента находится в прямой зависимости от нагрузки на мостах.
Для преодоления крутых подъемов, при движении по слабым грунтам, а также для получения устойчивой минимальной скорости движения на дорогах с твердым покрытием, необходимо включить низшую передачу. Переключать высшую передачу на низшую можно только после полной остановки автомобиля. При этом скользящая муфта 8 блокирует ведущий вал с шестерней 9 низшей передачи, и крутящий момент от ведущего вала через муфту 8 и шестерню 9 передается на промежуточный вал. От вала 14 крутящий момент передается через шестерню постоянного зацепления на ведомую шестерню 29, корпус дифференциала и через ось 26 и сателлиты 25 на шестерни и валы привода переднего и заднего мостов.
Для преодоления труднопроходимых участков дорог следует блокировать дифференциал, т. е. соединить скользящей муфтой 31 зубчатый венец (шлицы) вала 32 привода переднего моста и корпус дифференциала. При этом дифференциал выключается, т. е. валы привода переднего и заднего мостов будут вращаться как одно целое, и на оба моста будет передаваться крутящий момент одной величины, что улучшает проходимость автомобиля.
Переключать низшую передачу на высшую и блокировать дифференциал можно во время движения автомобиля при любой скорости.
Переключение передач и блокировку дифференциала проводите при выключенном сцеплении.
В процессе эксплуатации автомобиля из-за износа или повреждения деталей карданной передачи, опор двигателя и раздаточной коробки может возникнуть вибрация раздаточной коробки.
Если вибрация раздаточной коробки и пола кузова ощущается в зоне передних сидений при трогании автомобиля с места и разгоне на I, II и III передачах, то следует проверить крепление и состояние болтов эластичной муфты, а также затяжку болтов крепления опор раздаточной коробки и задней опоры коробки передач.
Если вибрация раздаточной коробки появляется при движении автомобиля (наиболее характерно при скорости 80-90 км/час), то следует проверить затяжку болтов крепления не только указанных выше соединений, но также проверить состояние карданных шарниров промежуточного, переднего и заднего карданных валов.
Шумы при повороте автомобиля или пробуксовке колес возникают при повреждении или предельных износах деталей дифференциала раздаточной коробки.
Затрудненное переключение передач или блокировки дифференциала возможно при износе или повреждении муфт переключения и блокировки дифференциала или зубчатых венцов на шестернях и валах. Эта же неисправность возникает при деформации вилок и штоков привода раздаточной коробки. При очень длительной эксплуатации возможно заедание рычагов привода на осях из-за износа втулок и осей рычагов.
Разработана следующая методика определения причин вибрации раздаточной коробки.
Испытание №1. Устанавливают рычаги раздаточной коробки и коробки передач в нейтральное положение и заводят двигатель. Устанавливают частоту вращения коленчатого вала двигателя равной скорости автомобиля, при которой наступила вибрация. Если на стоящем автомобиле вибрация сохраняется, то следует проверить крепление и состояние опор двигателя, так как они являются причиной вибрации.
Испытание №2. Если при первом испытании вибрация не обнаружена, то устанавливают рычаги раздаточной коробки в нейтральное положение, заводят двигатель, включают в коробке передач прямую передачу и устанавливают частоту вращения коленчатого вала двигателя соответствующей скорости движения автомобиля, при которой наступала вибрация раздаточной коробки. Если на стоящем автомобиле при такой частоте вращения коленчатого вала вибрация наблюдается, то ее причиной является неисправность промежуточного вала (дисбаланс, изгиб болтов крепления или фланца эластичной муфты, заедание в карданном шарнире).
Испытание Nо 3 Если при испытаниях №1 и №2 вибрация не обнаружена, то переходят к испытанию Ns 3. Разгоняют автомобиль до скорости, при которой наступает вибрация, и устанавливают рычаги раздаточной коробки и коробки передач в нейтральное положение. Если вибрация сохраняется, то ее причиной является неисправность переднего или заднего карданных валов (дисбаланс, заедание карданных шарниров) или дисбаланс межосевого дифференциала.
После ремонта автомобиля вибрация может происходить из-за неправильной центрации раздаточной коробки, когда не обеспечена соосность валов раздаточной коробки и коробки передач. Центрация раздаточной коробки обеспечивается подбором регулировочных прокладок 44, которые устанавливаются под кронштейнами раздаточной коробки.
Работа раздатки на Ниве 2121
По аналогии с коробкой передач, раздаточная коробка на джипе Нива Шевроле тоже имеет передачи. При включении соответствующих зубчатых зацеплений шестерен на валах обеспечиваются передаточные отношения, равные 1,2 и 2,135. При помощи дифференциального механизма обеспечивается перераспределение момента кручения между колесами, в соответствии с их сопротивлением движению.
Работа раздатки, во время движения внедорожника ВАЗ Нива по сухому ровному шоссе колеса машины вращаются с одинаковой скоростью. При этом передачи не включены, шестерни и муфта находятся в нейтральном положении. Как только условия движения транспортного средства ухудшились, включается раздатка на Ниве. Водитель при помощи специального рычага переводит на раздатке передачу на понижение, чтобы внедорожник уверенно продолжил движение со стабильной скоростью.
Как работает раздатка на Ниве 2121 в экстремальных условиях бездорожья. Опытные автолюбители умеют профессионально пользоваться раздаткой на Ниве. Они знают, что в таких ситуациях при помощи рычагов нужно блокировать шестерни дифференциала. Это необходимо для обеспечения равномерного вращения обоих валов ведущих мостов автомобиля с целью создания повышенной проходимости транспортного средства.
Важно: Переключение раздатки на пониженную передачу осуществляется только после полной остановки внедорожника Нива 2121 (не на ходу).
Особенности коробки передач на Ниве
Автомобиль ВАЗ 21213 с объемом двигателя 1.7 л. может развивать мощность до 79 лошадиных сил. Расход горючего в среднем составляет 10 литров на 100 км. Что характерно для бензиновых двигателей, здесь имеется система центрального впрыска. Заправлять такой автотранспорт следует бензином АИ-95.
КПП Нива (ВАЗ 21213) является механической, пятиступенчатой. Трансмиссия Нивы имеет постоянный полный привод. Следует отметить наличие надежного удлинителя рычага КПП на Ниве. Благодаря ему оперативно осуществляется смена скоростных режимов. Имеющийся привод распредвала является цепным. В состав коленвала входит несколько шатунных и коренных шеек. Коленвал отличается своей прочностью, изготовлен из чугуна. Механизм ГРМ закрыт крышкой. Здесь имеется маслозаливная горловина.
Схема КПП Нива
На Нива 2121 устанавливается раздаточная коробка. Ее особенность в том, что она имеет как повышенную, так и пониженную передачу. Повышенную актуально использовать, если необходимо сэкономить на трате горючего. В том случае если передвижение происходит по пересеченной местности, выручает пониженная передача. Однако в данном случае расход топлива увеличится.
Схема раздаточной коробки
Раздатка позволяет при необходимости отключить один из ведущих мостов. В состав раздаточной коробки входят валы, дифференциал, муфта переключения передач. Основные поломки выражаются в том, что со временем изнашиваются ее основные компоненты, в результате чего, может отмечаться перегрев коробки, появиться проблемы с включением моста. Ремонт КПП ВАЗ 21213 требуется, если стала отмечаться характерная вибрация со стороны данного узла.
Таким образом, популярность автомобиля объясняется тем, что здесь имеется система полного привода. Схема скоростной коробки показывает, что в ее состав входит большое количество комплектующих деталей, которые взаимодействуют друг с другом, обеспечивая отличную работоспособность автомобиля.
Описание возможных проблем с раздаткой
В процессе работы транспортных средств повышенной проходимости детали и узлы раздатки постепенно приходят в негодность, вследствие износа. Чаще всего случаются следующие перебои в работе механизма:
Замена масла в раздатке Нива 2121
Для обеспечения работоспособности транспортного средства необходимо своевременно производить техническое обслуживание. замена масла входит в обязательный перечень работ по ТО машины. Для смены расходного материала в раздатке Нива 2121 потребуется трансмиссионное масло в объеме 0,8 – 1,5 литров.
Периодичность замены смазочной жидкости равна 45 000 км пройденного пути. Первая процедура проводится спустя 60 000 км, а далее – в соответствии с установленным графиком.
Внимание: При возникновении проблем с переключением передач, посторонних звуков, вибраций и колебаний необходимо проверить состояние, а также количество масла в раздаточной коробке и трансмиссии в целом.