Как переделать ручник на ниве

Как улучшить работу ручника нива 21213

Детали привода стояночного тормоза

Снятие и установка

1. Тщательно проверьте состояние деталей стояночного тормоза.
2. Если обнаружен обрыв или перетирание проволок, трос замените новым.
3. Удостоверьтесь, что зубья сектора и защелки рукоятки не повреждены; изношенные детали замените.
4. Проверьте исправность пружины. Она должна обеспечивать возврат рычага в нерабочее положение.
5. Проверьте состояние оболочки заднего троса и крепление наконечников на оболочке, а также убедитесь, что трос свободно перемещается внутри оболочки. При повреждении оболочки и ослаблении крепления наконечников замените трос.

Как переделать ручник на ниве. 1438139039 regulirovka ruchnika niva. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-1438139039 regulirovka ruchnika niva. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 1438139039 regulirovka ruchnika niva. Детали привода стояночного тормоза

Покажем вам как отрегулировать ручной тормоз (ручник) на автомобиле НИВа. Или назовём по другому, как натянуть тросик ручника. Что делать если ручник не работает.

Когда мы начинаем натягивать тросик ручника, тормозные колодки расходятся в стороны, по мере того, как колодки будут изнашиваться, нам приходится тросик ручника всё время перетягивать. Наступает такой момент, что как бы мы не натягивали тросик, ручник у нас перестаёт держать. Почему это происходит? Стёрлись колодки, произошёл износ тормозного барабана.

Для того чтобы натянуть тросик ручника, нам необходимо в этом месте:

Как переделать ручник на ниве. 1438138636 natynut tros ruchnika niva. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-1438138636 natynut tros ruchnika niva. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 1438138636 natynut tros ruchnika niva. Детали привода стояночного тормоза

Расфиксировать 2 гайки на 13, делается это при помощи двух ключей. Очень часто два ключа там не помещаются (один должен быть чуть меньше), поэтому один из ключей можно заменить круглогубцами.

Идеальная натяжка ручника в НИВе – 4-5 щелчков.

Очень часто в этом месте:

Как переделать ручник на ниве. 1438138112 ruchnik niva. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-1438138112 ruchnik niva. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 1438138112 ruchnik niva. Детали привода стояночного тормоза

Где крепится тросик ручника, при откручивании ломаются болтики. Это болезнь НИВы, из-за попадания воды, ржавчины. Чтобы этого больше не происходило, открутите эти болтики (если это ещё возможно) и смажьте их литолом. В противном случае, придётся их высверливать и нарезать новую резьбу. Это очень хлопотно.

Ещё одна неприятность, которая может произойти с тросом ручника. В этом месте:

Как переделать ручник на ниве. 1438138453 kojux ruchnika. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-1438138453 kojux ruchnika. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 1438138453 kojux ruchnika. Детали привода стояночного тормоза

Он со временем перетирается.

Видео как натянуть тросик ручника на НИВе:

Перед установкой машины на ручник, нажимайте педаль тормоза. Не ставьте на ручной тормоз НИВу зимой, в ролике подробно объяснено почему этого не стоит делать.

Если трос ручника сильно вытянулся или заклинивает, то лучше заменить трос.

Если стояночная тормозная система не удерживает автомобиль на уклоне до 25% при перемещении рычага привода на 4–5 зубьев храпового устройства, стояночный тормоз необходимо отрегулировать.

Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или подъемник.

Вывешиваем заднюю ось автомобиля и опускаем рычаг привода стояночного тормоза в нижнее положение.

Как переделать ручник на ниве. st1 fit. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-st1 fit. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка st1 fit. Детали привода стояночного тормоза

1. Придерживая регулировочную гайку ключом «на 13», таким же ключом ослабляем контргайку

Как переделать ручник на ниве. st2 fit. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-st2 fit. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка st2 fit. Детали привода стояночного тормоза

2. Удерживая наконечник троса пассатижами, ключом «на 13» затягиваем регулировочную гайку.

Можно удерживать наконечник троса и в месте его соединения с пружиной, зажав ее конец пассатижами.

При этом полный ход рычага привода стояночного тормоза должен составлять 4–5 зубьев сектора храпового устройства.

При полностью опущенном рычаге колеса должны вращаться свободно, без заедания.

В этом положении затягиваем контргайку.

Для снятия переднего троса и рычага привода стояночной тормозной системы опускаем рычаг в нижнее положение.

Как переделать ручник на ниве. st3 fit. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-st3 fit. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка st3 fit. Детали привода стояночного тормоза

3. Снимаем оттяжную пружину.

Как переделать ручник на ниве. st4 fit. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-st4 fit. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка st4 fit. Детали привода стояночного тормоза

4. Двумя ключами «на 13» расконтриваем гайки.

Как переделать ручник на ниве. st5 fit. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-st5 fit. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка st5 fit. Детали привода стояночного тормоза

5. Удерживая пассатижами наконечник переднего троса, высокой головкой «на 13» одновременно отворачиваем регулировочную гайку и контргайку.

Как переделать ручник на ниве. st6 fit. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-st6 fit. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка st6 fit. Детали привода стояночного тормоза

6. Снимаем с наконечника переднего троса распорную втулку

Как переделать ручник на ниве. st7 fit. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-st7 fit. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка st7 fit. Детали привода стояночного тормоза

7. Снимаем направляющую заднего троса.

Как переделать ручник на ниве. st8 fit. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-st8 fit. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка st8 fit. Детали привода стояночного тормоза

8. Пассатижами вынимаем шплинт

Как переделать ручник на ниве. st9 fit. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-st9 fit. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка st9 fit. Детали привода стояночного тормоза

9. Снимаем упорную шайбу

Как переделать ручник на ниве. st10 fit. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-st10 fit. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка st10 fit. Детали привода стояночного тормоза

10. Отсоединяем передний трос от рычага привода стояночного тормоза.

Как переделать ручник на ниве. st11 fit. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-st11 fit. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка st11 fit. Детали привода стояночного тормоза

11. В салоне крестообразной отверткой отворачиваем винт бокового крепления кожуха рычага

Как переделать ручник на ниве. st12 fit. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-st12 fit. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка st12 fit. Детали привода стояночного тормоза

12. Откручиваем саморез заднего крепления.

Как переделать ручник на ниве. st13 fit. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-st13 fit. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка st13 fit. Детали привода стояночного тормоза

13. Снимаем кожух рычага.

Как переделать ручник на ниве. st14 fit. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-st14 fit. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка st14 fit. Детали привода стояночного тормоза

14. Снимаем уплотнительную прокладку.

Как переделать ручник на ниве. st15 fit. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-st15 fit. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка st15 fit. Детали привода стояночного тормоза

15. Головкой «на 10» отворачиваем четыре болта крепления кронштейна рычага к полу.

Как переделать ручник на ниве. st16 fit. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-st16 fit. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка st16 fit. Детали привода стояночного тормоза

16. Снимаем рычаг привода стояночного тормоза

Для снятия заднего троса привода стояночной тормозной системы отсоединяем его наконечники от рычагов ручного привода задних колодок (см. Замена задних тормозных колодок).

Источник

Lada 2103 «Рыжик» › Logbook › Перенос ручника.

Как переделать ручник на ниве. 9db71ccs 100. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-9db71ccs 100. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 9db71ccs 100. Детали привода стояночного тормоза

В прошлый раз мы рассказали про установку короткоходной кулисы КПП от шеви-нивы, и для этого нам пришлось снять рычаг ручного тормоза.
Как же теперь ставить его обратно?
1) Самый простой вариант — вернуть ручник на прежнее место, грубо отогнув его рукоятку в сторону. На наш взгляд, этот вариант самый ужасный, поэтому даже рассматривать его не будем 🙂
2) Второй вариант — опять-таки, вернуть механизм ручника туда же, полностью срезав рукоятку, и поставить рядом другой такой же ручник, соединив их рычагом. Вариант чуть получше, но всё равно слишком грубый.
3) Наконец, можно передвинуть механизм ручника, т.е. попросту перенести ручник назад.

Можно, конечно, рассматривать и другие экзотические варианты, но мы всё же решили переносить ручник, максимально сохранив при этом родные (заводские) механизмы.
И мест для его переноса, по сути, всего два: ставить его прямо на усилитель пола или сразу за усилителем:

Как переделать ручник на ниве. 6f7d7c04k232 960. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-6f7d7c04k232 960. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 6f7d7c04k232 960. Детали привода стояночного тормоза

На этом фото видно, что усилитель довольно узкий и возвышается над тоннелем, так что для установки туда ручника пришлось бы его довольно сильно дырявить (и сам усилитель, и тоннель под ним), чтобы поместить туда язычок ручника.
Да и сам язычок в таком случае спрятался бы вверху, мешая зацепить тросик, либо пришлось бы его как-то удлинять (значительно потеряв в тормозном усилии)… Перспектива не самая приятная.

Поэтому, недолго думая, решили ставить ручник ещё дальше, сразу за усилителем пола:

Как переделать ручник на ниве. 6f7d7c04k223 960. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-6f7d7c04k223 960. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 6f7d7c04k223 960. Детали привода стояночного тормоза

Для этого мы вычистили под него посадочную площадку от старой виброизоляции, просверлили отверстия крепления (7 см х 3.5 см) и вырезали паз для язычка ручника.

Но просто так взять и прикрутить ручник нельзя.
Дело в том, что со стороны днища ситуация выглядит так:

Как переделать ручник на ниве. 6f7d7c04k234 960. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-6f7d7c04k234 960. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 6f7d7c04k234 960. Детали привода стояночного тормоза

Сразу бросается в глаза, что старое посадочное место для ручника по заводу было усилено: к днищу была приварена более толстая стальная пластина с гайками. Кроме того, эта же пластина защищает топливную и тормозную трубки в том месте, где мог тереться трос ручника.
Нам не остаётся ничего другого, кроме как сделать то же самое и на новом месте!

Вырезаем пластину-усилитель из стали 3мм, а также защитный кожух из оцинковки:

Как переделать ручник на ниве. 6f7d7c04k225 960. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-6f7d7c04k225 960. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 6f7d7c04k225 960. Детали привода стояночного тормоза

Толстый металл будет надёжнее распределять нагрузку от ручника по кузову, а более тонкий удобнее изогнуть по месту так, чтобы язычок ручника не тёрся о трубки.

Также используем более толстые болты крепления, а гайки просто садим на фиксатор резьбы:

Как переделать ручник на ниве. 6f7d7c04k241 960. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-6f7d7c04k241 960. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 6f7d7c04k241 960. Детали привода стояночного тормоза

Многие читатели к этому моменту уже стали догадываться, что перенос самого механизма ручника — дело нехитрое, и наиболее интересная часть работ будет ещё впереди… 😉
Ведь дальше-то от ручника тянется трос, и легкомысленно перенеся механизм, мы тем самым нарушили работу тормозной системы — трос уже не натянется и работать не будет.

Кроме того, как известно, существуют вполне определённые нормативы для стояночного тормоза ВАЗ: «при перемещении рычага не более чем на 4-5 зубцов храпового устройства, с усилием, не превышающим 392 Н, стояночный тормоз должен удерживать автомобиль на уклоне до 30%«.
И наша задача — соблюсти эти нормативы, т.е. не ухудшить эффективность работы ручника. Конечно, у ручника есть регулировочная гайка с контргайкой, но она, в основном, компенсирует лишь износ (вытяжку) троса — и если мы серьёзно ошибёмся в расчётах рычажной механики, то ручник не будет работать как надо.

Напомним также, что короткий тросик ручника соединяет его язычок с направляющей заднего троса («скобой», уравнителем) через неподвижный вращающийся блок («ролик»).
И при таком переносе, как у нас, язычок ручника приближается к этому ролику почти вплотную, и даже если мы укоротим тросик, то угол, под которым язычок тянул бы за него, сильно изменился бы, и тормозное усилие было бы недостаточным!
Ведь максимальная эффективность язычка достигается только тогда, когда он, как рычаг, тянет за трос под углом 90 градусов.

Поэтому нам придётся переносить и роликовый блок, и оттяжную пружину, и крепления оплётки троса — т.е. всё сдвигать назад!

Чтобы быть уверенными в правильности наших действий, потребуется сделать кое-какие измерения и расчёты.
К счастью, мы ещё до снятия ручника сделали часть важных замеров:
— от центра ролика до верхней части туннеля: 13 см
— диаметр ролика: 5 см
— расстояние от ролика до скобы заднего троса: 20 см
— расстояние от центра ролика до старого ручника — 30 см
— расстояние до нового — 10 см
— язычок ручника торчит на 2 см от верха туннеля
— максимальный ход язычка: 2.8 см
— разница хода по высоте язычка 13.5-10.5 мм
— смещение оси язычка от центра выреза = 4 мм (вырез расположен ближе к задней части машины)

Т.е. гарантированно можно перенести назад ролик только на 10 см максимум (оставив запас на регулировку и учитывая конструкцию заднего троса ручника).
А механизм ручника перенесён на большее расстояние. Мы должны учесть это в наших расчётах.
Чтобы сделать расчёт по силам натяжения троса через неподвижный блок (ролик), нам поможет формула Эйлера:

Как переделать ручник на ниве. 6f7d7c04k236 960. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-6f7d7c04k236 960. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 6f7d7c04k236 960. Детали привода стояночного тормоза

где:
T — натяжение троса, перекинутого через блок,
T0 — начальное натяжение троса,
mu — коэффициент трения,
alpha — угол охвата блока, в радианах (alpha = 2*pi*n, где n — число полных оборотов вокруг блока).

Таким образом, мы можем учитывать потери на трение в блоке, зная усреднённый коэффициент трения пластмасс по стали = 0.35.

Чтобы не утомлять читателя всеми расчётами, приводим полученные нами результаты:
1) Получается, что нужно переносить ролик назад на максимально возможное расстояние = 10 см
2) Угол приложения максимального момента сил старого язычка = 8 градусов (=arctg(4/28)*180/pi), При этом, угол наклона троса к старому ролику от старого ручника = 24 градуса; Эффективность штатного рычага = 96% (=cos((24.1-8)*pi/180)).
3) Для нового (перенесённого) ролика и нового ручника получаем: угол наклона = 28 градусов, с эффективностью 94%.
Мы видим, что увеличенный угол троса немного снижает эффективность ручника, и для компенсации этого эффекта нам нужно немного приподнять переднюю часть ручника, тем самым увеличив угол максимального момента сил язычка!
Согласно расчётам, переднюю часть ручника нужно поднять на 4 градуса относительно центра (оси язычка). Поскольку продольное смещение передних отверстий крепления ручника относительно оси = 31 мм, то, следовательно, передние отверстия нужно поднять на 31*tg(4*pi/180) = 2.2 мм
Получается, что с проставкой под передние болты толщиной всего 2 мм, угол максимального момента сил язычка нового ручника увеличивается до 20 градусов, и эффективность станет уже 96%.
Т.е. эффективность нашего ручника остаётся на прежнем уровне и соответствует штатной по заводу!
4) Оценка увеличения нагрузки на блок (ролик) при увеличении угла троса:
exp(0.35*((180-140)*pi/180-(180-152)*pi/180)) = 7%
Т.е. потребуется лишь на 7% большее усилие при затягивания ручника, что практически неощутимо.
В реальности разница будет ещё меньше за счёт вращения ролика и снижения потерь на трение — для новой смазанной системы мы вполне укладываемся в норматив.
В то же время, сила удержания колодок при затянутом ручнике также возрастает на столько же, что является уже преимуществом.

Так, пожалуй, хватит с нас теории, переходим к практике! 😉

Как переделать ручник на ниве. 6f7d7c04k229 960. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-6f7d7c04k229 960. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 6f7d7c04k229 960. Детали привода стояночного тормоза

Срезаем старый кронштейн ролика и перевариваем его на 10 см назад. На новом месте крепления как раз находится приваренный к днищу заводской усилитель ремней безопасности,
и мы приварим кронштейн к нему, для большей надёжности:

Как переделать ручник на ниве. 6f7d7c04k243 960. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-6f7d7c04k243 960. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 6f7d7c04k243 960. Детали привода стояночного тормоза

Проверяем, что ролик свободно вращается, и его не зажало при сварке.
Также перевариваем и крепление оттяжной пружины. Не забываем тщательно зачищать и грунтовать днище в местах сварки:

Как переделать ручник на ниве. 6f7d7c04k238 960. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-6f7d7c04k238 960. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 6f7d7c04k238 960. Детали привода стояночного тормоза

Теперь переносим крепления оплётки длинного (заднего) троса ручника. Расчёты показывают, что нам достаточно переместить только одно из креплений, поскольку задний трос сложен вдвое:

Как переделать ручник на ниве. 6f7d7c04k22b 960. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-6f7d7c04k22b 960. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 6f7d7c04k22b 960. Детали привода стояночного тормоза

Вырезаем левое крепление (по ходу машины) и смещаем его назад и влево.
Также, для увеличения запаса на регулировку троса навариваем дистанционные проставки, которые мы изготовили из длинных гаек подходящего размера:

Как переделать ручник на ниве. 6f7d7c04k245 960. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-6f7d7c04k245 960. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 6f7d7c04k245 960. Детали привода стояночного тормоза

Самый важный момент — обеспечить равномерное распределение тормозных усилий между левым и правым колесом, поскольку у скобы-уравнивателя возможности ограничены за счёт трения:

Как переделать ручник на ниве. 6f7d7c04k23a 960. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-6f7d7c04k23a 960. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 6f7d7c04k23a 960. Детали привода стояночного тормоза

На фото видны практически одинаковые длины участков троса обоих колёс. Такую центровку удалось сделать с помощью предварительного измерения длины на снятом тросе и специальной отметке маркером строго по центру:

Как переделать ручник на ниве. 6f7d7c04k22d 960. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-6f7d7c04k22d 960. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 6f7d7c04k22d 960. Детали привода стояночного тормоза

На фото эта отметка видна в зеркальце 🙂

Сам трос ручника поставили штатный, новый, без переделок.

После всех сварочных работ делаем антикоррозионную обработку днища (Tectyl Bodysafe):

Как переделать ручник на ниве. 6f7d7c04k247 960. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-6f7d7c04k247 960. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 6f7d7c04k247 960. Детали привода стояночного тормоза

После того как перенос механизмов ручника завершён, самое время вспомнить про концевик ручника. К сожалению, без переделок его поставить обратно не получится: место для него есть только на усилителе пола прямо под рукояткой ручника, а усилитель, как известно, возвышается над тоннелем, и по высоте там совсем впритык.

Поэтому придётся разобрать старый концевик и серьёзно переделать, используя другой маленький концевик, купленный на рынке:

Как переделать ручник на ниве. 6f7d7c04k23c 960. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-6f7d7c04k23c 960. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 6f7d7c04k23c 960. Детали привода стояночного тормоза

Просто выгибаем кронштейн, максимально сплюснув по высоте, и привариваем к нему маленький концевик.

Как переделать ручник на ниве. 6f7d7c04k22f 960. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-6f7d7c04k22f 960. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 6f7d7c04k22f 960. Детали привода стояночного тормоза

Снизу надеваем термоусадку для надёжности (нельзя чтобы контакт касался днища). И сам пластмассовый язычок тоже немного подпиливаем.

В установленном и подкрашенном виде получается не так уж «колхозно»:

Как переделать ручник на ниве. 6f7d7c04k19e 960. Как переделать ручник на ниве фото. Как переделать ручник на ниве-6f7d7c04k19e 960. картинка Как переделать ручник на ниве. картинка 6f7d7c04k19e 960. Детали привода стояночного тормоза

На этом перенос ручника завершён! Мы старались максимально сохранить заводскую конструкцию, а также теоретически обосновать пригодность такого переноса.
Делалось это для того, чтобы можно было при желании зарегистрировать это как официальное внесение изменений в конструкцию автомобиля. Напоминаем, что по закону подобная переделка является вмешательством в тормозную систему и считается переоборудованием.

Дальнейшая эксплуатация машины показала, что отрегулированный ручник держит машину на склонах не хуже штатного варианта.
Особенно это пригодилось нам во время поездки на «Рыжике» по крутым и извилистым улочкам Сараево, но об этом как-нибудь в другой раз… 😉

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *