Как правильно затянуть ступичный подшипник на ниве шевроле
vv0lk › Блог › О регулировке ступичных подшипников на Ниве/Шниве
Недавно пришлось помогать знакомому с регулировкой ступиц на его свежей Шниве. Он был уверен, что на ТО у дилера ему всё сделали как надо. Я предложил проверить и ожидаемое подтвердилось — люфт в обеих ступицах такой, что слышен явный стук при покачивании колеса. Вот, решил записать.
Когда я стал обладателем 213 Нивы, то понял, что о жизни не знаю ничего 🙂 Много читал всяких форумов, дабы понять, что я всё же должен уметь делать сам, а что можно доверить ремонтникам. И вот как раз про регулировку ступиц я понял, что это одно из интимнейших действ. Это подтвердилось много раз. Во-первых, если это не специализированный нивский сервис (я стараюсь обращаться именно в такой), то, с большой вероятностью, там вообще не знают, как нужно регулировать ступицы — перетянут как пить дать. Даже если отрегулировали всё по уму, то велика вероятность, что через небольшое количество километров люфт будет больше допустимого и потребуется регулировка. Так было у меня раз, когда я был уже в 300 км. от города, а перед этим на сервисе механик минут 5 распинался на тему, как он всё классно сделал, как это важно и что самому трогать ни-ни. Но навык регулировки у меня был, так что проблем это не вызвало. Что касается самого процесса регулировки, то я полностью поддерживаю, когда всё делается по науке, т.е. спец инструмент, динамо ключ и т.п. Но сам делаю всё немного по-деревенски. Что касается нагрева ступиц, то в не очень жаркую погоду они не должны быть ощутимо тёплыми. Колесо должно вращаться свободно и не останавливаться сразу при провороте в воздухе рукой. Проверять температуру следует только после полной остановки без использования тормоза. Опишу свой способ регулировки, может быть кому-то будет полезно.
— У меня всегда с собой подкатной домкрат на 2.5 т. 🙂 Поднимаю сторону под пружину или под мост весь перед.
— Снимаем декоративный колпачок (плоской отвёрткой).
— Откручиваем старую гайку. Повтороно не используем (знаю, что некоторые этим грешат).
— Убираем из резьбы и из паза грязь/смазку/куски гайки.
— Расшатываем руками колесо.
— Накручиваем новую гайку. Я кручу колесо рукой влево, а на гайке держу ключ. Крутим до появления ощутимого усилия.
— Беру кувалдочку и обстукиваю колесо (по покрышке, берегите диски) со всех сторон несколько раз, потихоньку проворачивая его. После этого, как правило, подтягиваю ещё чуть-чуть.
— Теперь начинаем отпускать. Наша задача поймать очень тонкую грань, где люфт практически отсутствует. Это достигается тренировками. Сначала времени может уйти прилично, но потом становится минутным вопросом. Для проверки люфта качаем колесо двумя руками в вертикальной плоскости. Многие сервисмены качают колесо за низ (понятно, машина-то на подъёмнике, опускать лень), я считаю, что в таком случае чувствительность гораздо хуже. Отпускаем гайку совсем по чуть-чуть. После каждого ослабления, проворачиваем и обстукиваем колесо вышеуказанным способом. Люфт должен быть едва ощутим, никаких стуков и явного биения. Как только почувствовали люфт, не спешим контрить гайку. Снова хорошенько стучим по колесу и едва ощутимо подтягиваем. И снова стучим, качаем колесо, стараемся максимально уловить люфт. Добиваемся момента, когда ещё чуть-чуть и он появится (здесь нужно проявить максимальную внимательность и сконцентрироваться на руках). Не стесняйтесь стучать по колесу в разных местах. Не забывайте следить, чтобы колесо вращалось в воздузе без особой натуги. Если она есть, то убедитесь, что дело не в тормозе. Когда убедились, что всё хорошо, то контрим гайку.
— Контрим гайку. Я делаю в два этапа. Первым делом сплюшиваем её молотком чётко над пазами с обеих сторон. Будьте внимательны и держите молоток строго вертикально. После каждого шага убеждайтесь, что регулировка не сбилась при ударе. На следующем этапе наставляем зубило строго вертикально над пазом и точным ударом молотка заминаем край гайки. Повторяем с другой стороны.
— В конце регулировки ещё раз внимательно проверяем люфт, он должен быть еле-еле уловимым.
— Через 500 км рекомендую ещё раз провести ревизию.
Ногами прошу не пинать, как писал выше, способ деревенский и без всяких приспособ. Для меня он отлично работает. Но это уже результат тренировки, по началу, признаюсь, было тяжеловато. Также не забывайте своевременно смазывать ступицы исходя из регламента.
Как определить, что пора менять ступичные подшипники на Ниве Шевроле и как провести замену самостоятельно?
Ступичные подшипники Нива Шевроле подвергаются большой нагрузке во время эксплуатации. Поэтому необходимо следить за их состоянием и вовремя менять детали. Иначе растет риск столкновения из-за заклинившего подшипника.
Признаки неисправности
Износ подшипника проявляется в виде следующих симптомов:
При таких проявлениях нужно проверить состояние подшипников ступиц. Для этого следует поддомкратить автомобиль и покачать колесо в разные стороны. Люфт и стук в районе подшипника свидетельствует о необходимости замены и регулировки. Неисправность может проявляться и в виде шума при вращении колеса.
Отдельно стоит упомянуть две проблемы, которые возникают во время эксплуатации Нивы Шевроле:
1. Греются ступицы. Важно понимать, что при торможении кинетическая энергия машины преобразуется в тепловую. В результате диски тормозов и ступицы, на которых они закреплены, сильно нагреваются. Нагрев детали во время движения, а не при торможении, говорит об износе данного подшипника или о его неправильной регулировке.
Второй вариант характерен для регулируемых ступиц. Регулировочная гайка должна затягиваться с усилием 2 кгc*м. Если закрутить ее сильнее, конические подшипники будут слишком сильно зажаты.
Их вращение будет затруднено. Длительная эксплуатация машины в таком состоянии ведет к поломке подшипников и заклиниванию колеса.
2. Регулировочная гайка откручивается на ходу. Иногда такое случается буквально через 20-50 километров пробега. Явление наблюдается в трех случаях: мастер забыл закернить гайку, возникла несоосность между обоймами подшипников или в сопряжении ШРУСа со ступицей появился люфт.
Как поменять подшипник ступицы на Ниве Шевроле своими руками?
Для ремонта потребуются:
Процесс замены делится на пять этапов:
Работы выполняются на ровной площадке. Наличие смотровой ямы не обязательно.
Чтобы поменять подшипники, необходимо выполнить следующие действия:
Внимание! Без съемника для снятия пальца тяги можно отсоединить ее другим способом. Для этого придется демонтировать сошку рулевого механизма от поворотного кулака.
Важно: обоймы устанавливаются широким краем внутрь. Облегчить запрессовку можно, предварительно нагрев ступицу.
Подробное видео о замене ступичных подшипников
Регулировка ступичного подшипника Шнивы
Для работы понадобится индикатор и динамометрический ключ.
Для подготовки к регулировке ступичного подшипника необходимо проделать следующие операции:
Регулировка выполняется следующим образом:
Важно: во время затяжки необходимо проворачивать ступицу в разные стороны.
Можно отрегулировать люфт ступицы без применения динамометрического ключа. Для этого необходимо:
Видеоинструкция по регулировке ступичного подшипника
На Шеви Ниву можно установить нерегулируемые подшипники ИВЕКО. Для этого нужно купить соответствующие ступицы или переделать старые. Для переделки понадобится координатно-расточной станок. Кроме расточки посадочного отверстия придется изготовить дистанционные кольца. Чертежи деталей приведены по ссылке.
Внимание! Переделка имеет смысл только при наличии токарных навыков и свободного доступа к станку. В противном случае проще и дешевле купить готовые ступицы под нерегулируемые подшипники.
Конструкция крепления задних колес Нивы Шевроле сильно отличается. Однако там тоже используются подшипники, которые нуждаются в периодической замене. Меняют их либо в сборе с полуосями, либо отдельно. Второй вариант значительно дешевле, но требует хороших слесарных навыков и наличия горелки для нагрева металла.
Для работы понадобится:
Замена подшипников выполняется следующим образом:
Сборка выполняется в последовательности, обратной разборке. Подшипник не нуждается в регулировке.
Наглядный процесс замены подшипника полуоси Нивы Шевроле
НИВА КЛУБ
International Niva Club
Регулировка ступичных подшипников.
Регулировка ступичных подшипников.
Сообщение master112 » 20 май 2012, 21:53
Re: Для только что купивших НИВУ (LADA 4X4)
Сообщение Nikolay » 21 май 2012, 09:11
Устанавливаем новую регулировочную гайку. Затягиваем ее моментом 19,6 Н.м (2,0 кгс.м), одновременно проворачивая ступицу в обоих направлениях. Ослабляем регулировочную гайку и снова затягиваем ее моментом 6,86 Н.м (0,7 кгс.м). Затем отпускаем гайку на 20–25o. Проверяем зазор в подшипниках: он должен быть в пределах 0,02–0,08 мм. Стопорим гайку, вдавив ее буртик в пазы хвостовика наружного шарнира привода.
Четверть оборота это 90 градусов Я всегда откручиваю на половину грани, что составляет 15 градусов.
Регулировка ступичных подшипников.
Сообщение Skrater » 23 мар 2013, 13:37
Re: Признаки умирающего ступичного подшипника.
Сообщение arty » 23 мар 2013, 14:58
Re: Признаки умирающего ступичного подшипника.
Сообщение Skrater » 23 мар 2013, 18:31
Re: Регулировка ступичных подшипников.
Сообщение подорожник » 15 апр 2013, 17:54
Re: Регулировка ступичных подшипников.
Сообщение Captain » 15 апр 2013, 18:09
Способ, который я использую на СТО, которым регулирую подшипники всем клиентам (и постоянным тоже) много-много лет и который даёт прекрасный результат без всяких заморочек: открутить старую гайку, взять новую ступичную гайку, накрутить на резьбу, надеть на гайку головку на 27 и, поворачивая головку пальцами, затянуть гайку до упора.
Если подшипники новые, то затягиваю сперва гайку воротком, одновременно вращая колесо, чтоб ролики расположились, затем гайку ослабляю и рукой затягиваю.
Re: Регулировка ступичных подшипников.
Сообщение KiLLtheCAT » 11 май 2013, 22:59
Re: Регулировка ступичных подшипников.
Сообщение FAUST » 12 май 2013, 01:44
Передняя ступица
Сообщение ILIA » 03 ноя 2013, 12:05
Так как все таки затягивать гайку на ступице если нива 21214м 2012года! Надо ли отпускать как на старой или затянуть до упора.
Re: Передняя ступица
Сообщение trumen » 03 ноя 2013, 12:14
Re: Передняя ступица
Сообщение ILIA » 03 ноя 2013, 12:24
А как понять какие стоят? пробег 20 тыс, думаю не меняли еще!
Re: Передняя ступица
Сообщение trumen » 03 ноя 2013, 13:39
Re: Регулировка ступичных подшипников.
Сообщение ILIA » 04 ноя 2013, 00:12
А что такое мануал? Конические значит обычные-старые?
Re: Регулировка ступичных подшипников.
Сообщение Skrater » 04 ноя 2013, 00:26
Re: Регулировка ступичных подшипников.
Сообщение Captain » 04 ноя 2013, 03:03
Re: Регулировка ступичных подшипников.
Сообщение trumen » 04 ноя 2013, 03:16
Re: Регулировка ступичных подшипников.
Сообщение ILIA » 04 ноя 2013, 16:12
Спасибо! Книга есть с фотками, только не на эмку!
Re: Регулировка ступичных подшипников.
Сообщение Skrater » 04 ноя 2013, 16:23
Re: Ступица и подшипник ступицы
Сообщение Нива867 » 19 дек 2013, 14:10
При установки подшипников затягивал я затянув до конца прокрутив колесо по ходу и против хода 2 раза, потом расляблял потехоньку и каждый раз прокручивал колесо по ходу и против 2 раза до появления люфта, после люфта затягивал чуть чуть до исшезновения люфта и контровал с опущенным домкратом. А вот при перезатяжки 5 тыс км назад я не помню, толе я делал всё это толе просто убрал люфт и законтрировал. Как надо? Крутить до конца и повторить оригенальный процесс или просто убрать люфт?
Как снять ступичный подшипник на Ниве Шевроле: настройка и регулировка
Конструкция передней ступицы на Нива Шевроле
Ступица на авто является элементом, который соединяет колесо и вал привода. В ней есть два подшипника, которые и снижают силу трения при вращении на валу.
Схема ступицы в сборе.
Особенностью ступицы является то, что в ней можно регулировать зазор люфта.
Такой зазор может со временем эксплуатации и при истирании деталей увеличиваться. В таком случае колёса начинают колебаться на осях, что и является причиной преждевременного износа резины. Чтобы исправить ситуацию, следует своевременно менять подшипники ступиц.
Ступица в сборе на поворотном кулаке
Когда необходимо менять ступичный подшипника
При таком лифтовании будет повышенна нагрузка на ступичные подшипники.
Выделяются две причины, которые могут свидетельствовать о том, что подшипники надо менять. Это:
Чтобы более точно определить поломку, следует разобрать механизм и провести его осмотр.
Как диагностировать поломку ступицы
Наверняка каждый водитель хоть раз сталкивался с ситуацией, когда при езде слышен так называемый гул с потрескиванием. Появляться звук может на уровне скорости от 40 км/час и выше. Использование автомобиля с подобным признаком чревато не только опасностью для жизни водителя и пассажиров, а также серьезными последствиями для самого автомобиля. Вероятнее всего, заметить гул в нагруженном авто во время поворотов.
Выяснить, какой подшипник ступицы на износе, довольно просто: если со стороны колеса возникает шум при маневре поворота вправо, следует заменить левый подшипник. Аналогично при возникновении гула во время поворота налево – обратите внимание на правый подшипник.
Существует несколько стадий износа ступичного подшипника:
Период времени между первой и пятой стадией при умеренной езде может составлять до 5 лет. При этом рекомендуется как можно раньше выполнить замену детали, дабы не подвергать автомобиль и жизнь водителя риску.
Что могло послужить причиной поломки подшипника Нива Шевроле:
Чем чревата езда на автомобиле с испорченным ступичным подшипником? Существует немалая вероятность заклинивания колеса, что при езде на высокой скорости может закончиться плачевно. Вполне реально потерять управление автомобилем вследствие «ухода» колеса в сторону. Разведение тормозных колодок, также, является возможным последствием.
Признаки неисправности
Износ подшипника проявляется в виде следующих симптомов:
При таких проявлениях нужно проверить состояние подшипников ступиц. Для этого следует поддомкратить автомобиль и покачать колесо в разные стороны. Люфт и стук в районе подшипника свидетельствует о необходимости замены и регулировки. Неисправность может проявляться и в виде шума при вращении колеса.
1. Греются ступицы. Важно понимать, что при торможении кинетическая энергия машины преобразуется в тепловую. В результате диски тормозов и ступицы, на которых они закреплены, сильно нагреваются. Нагрев детали во время движения, а не при торможении, говорит об износе данного подшипника или о его неправильной регулировке.
Второй вариант характерен для регулируемых ступиц. Регулировочная гайка должна затягиваться с усилием 2 кгc*м. Если закрутить ее сильнее, конические подшипники будут слишком сильно зажаты.
Их вращение будет затруднено. Длительная эксплуатация машины в таком состоянии ведет к поломке подшипников и заклиниванию колеса.
Это интересно: Лампы KIA Ceed — замена ближнего и дальнего света своими руками
2. Регулировочная гайка откручивается на ходу. Иногда такое случается буквально через 20-50 километров пробега. Явление наблюдается в трех случаях: мастер забыл закернить гайку, возникла несоосность между обоймами подшипников или в сопряжении ШРУСа со ступицей появился люфт.
Момент затяжки деталей рулевого управления
Вал рулевого управления Шевроле Нива в сборе
Деталь | Резьба | Момент затяжки, H*м (кгс*м) |
Гайка хомута крепления картера рулевого механизма | М8 | 15,0–18,6 (1,5–1,9) |
Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления | М8 | 15,0–18,6 (1,5–1,9) |
Болт крепления вала рулевого управления к шестерне | М8 | 15,0–18,6 (1,5–1,9) |
Гайка крепления рулевого колеса | М16х1,5 | 31,4–51 (3,2–5,2) |
Контргайка наружного наконечника тяги рулевого привода | М12х1,25 | 27,0–33,4 (2,8–3,4) |
Болт крепления соединителя к подрамнику | М8х1,25 | 19,6–24,2 (2,0–2,47) |
Гайка шарового пальца рулевой тяги | М12х1,25 | 27,05–33,4 (2,76–3,41) |
Рулевое управление Шевроле Нива:
1 – боковая тяга; 2 – сошка; 3 – средняя тяга; 4 – маятниковый рычаг; 5 – регулировочная муфта; 6 – шаровая опора подвески; 7 – правый поворотный кулак; 8 – шаровой шарнир подвески; 9 – рычаг правого поворотного кулака; 10 – кронштейн маятникового рычага; 11 – рулевой механизм; 12 – лонжерон кузова.
Возможно ли выполнить замену переднего ступичного подшипника Нива Шевроле своими руками
Установку рекомендуется доверить профессионалам. Однако если у вас в наличии есть набор инструментов и свободное время, вполне реально выполнить замену самостоятельно. Прежде чем приступать к ремонту, необходимо посетить автомойку и особенно тщательно вымыть переднюю подвеску. Вторым важным этапом является правильный демонтаж детали. Для этого нужно заблокировать колесо и вытащить болты, с помощью которых крепятся колеса. Далее:
То, что колёса на автомобиле Нива Шевроле вращаются плавно, обуславливается наличием подшипников в ступицах. Они могут стоять как на передних, так и на задних колёсах. Предназначаются подшипники для снижения трения.
Регулировка ступичного подшипника Шнивы
Для работы понадобится индикатор и динамометрический ключ.
Для подготовки к регулировке ступичного подшипника необходимо проделать следующие операции:
Регулировка выполняется следующим образом:
Можно отрегулировать люфт ступицы без применения динамометрического ключа. Для этого необходимо:
Видеоинструкция по регулировке ступичного подшипникаНа Шеви Ниву можно установить нерегулируемые подшипники ИВЕКО. Для этого нужно купить соответствующие ступицы или переделать старые. Для переделки понадобится координатно-расточной станок. Кроме расточки посадочного отверстия придется изготовить дистанционные кольца. Чертежи деталей приведены по ссылке.
А еще интересно: Лифт Нивы 2121 своими руками: чертежи, размеры
Конструкция крепления задних колес Нивы Шевроле сильно отличается. Однако там тоже используются подшипники, которые нуждаются в периодической замене. Меняют их либо в сборе с полуосями, либо отдельно. Второй вариант значительно дешевле, но требует хороших слесарных навыков и наличия горелки для нагрева металла.
Для работы понадобится:
Замена подшипников выполняется следующим образом:
Сборка выполняется в последовательности, обратной разборке. Подшипник не нуждается в регулировке.
Наглядный процесс замены подшипника полуоси Нивы Шевроле
• С помощью плоскогубцев извлечь шплинт, находящийся на нижней оси прижимного рычага;
• Аккуратно вынуть ось прижимного рычага слесарной выколоткой с последующим его снятием пассатижами;
• Используя плоскую отвертку, предварительно убрав прижимной рычаг и пружинки, суппорта тормоза вынуть из посадочного места и уложить за поворотный кулак таким образом, чтобы не препятствовать дальнейшему процессу (подвесить).
Поворотный кулак помещают в тиски, затем вынимают прямошлицевой отверткой уплотнитель (сальник).
Далее последовательно вытаскивают колечко с сепаратором в составе внутреннего кольца. Схожим образом вынимаются составляющие подшипника изнутри.
Обратите внимание на сторону наружного подшипника и извлеките оттуда наружное кольцо пробойником. Такие же манипуляции характерны для противоположного наружного кольца.
Разборка окончена. Производится дефектовка деталей, чтобы затем при необходимости самостоятельно заменить на новые, очистка узлов от старой смазки, забивка новым составом. Рекомендуется воспользоваться универсальной смазкой Castrol LMX для подшипниковых соединений и шлицевых узлов.Сборка – в обратной последовательности с применением подходящих по размеру отрезков трубы для запрессовки подшипников, сальников и пр.
Есть ли альтернатива постоянному ремонту?
Надо признать, но ступично-подшипниковый узел нивы 4х4, являясь одним из самых нагруженных в машине, так и не научился быть надежным. Что виной, плохие комплектующие или ошибки при проектировании, разобраться не просто. Однако опыт владельцев подсказывает использовать альтернативные варианты, например, заменить «сток» на двурядные подшипники (IVECO, Москвич и т.д.).
Сложность внедрения заключается в необходимости расточки ступицы под двурядный подшипник, а также относительно высокая стоимость компонентов. Зато краткосрочных попыток поменять снова ступичный подшипник, скорее всего, уже не последует.
Снятие ступицы
Для этого осуществляется демонтаж конусной втулки.
Расконтривание гаек производится аккуратными постукиваниями через зубило.
После чего ключом «19» размерности откручиваются последовательно заднее и переднее фиксаторы рычага к кулаку,
не забывая избавиться от стопорной пластины.
Затем с помощью ключей на «17» и «10», а также плоской отвертки от поворотного кулака убираются шланги тормозного контура.
А еще интересно: Нива шевроле ремонт передней ступицы
Подставив упор под рычаг снизу, двумя ключами на «13» откручивают гайку, расположенную на болте, фиксирующем шаровое крепление к верхнему рычагу. Аналогично откручивают еще 2 гайки. И отводят узел в сторону.
Так же проводят демонтаж нижней шаровой опоры
Когда деталь оказывается освобождена от креплений, придерживая двумя руками кулак поворотный совместно со ступицей, тормозным диском, верхней и нижней шаровыми опорами, ее вынимают.
При разобщении деталей может понадобиться зажать поворотный кулак в тиски, после чего без лишних усилий выколачивают ступицу.
Следом убираются болты, крепившие поворотный кулак к рычагу.
Тормозной диск выбивается путем накручивания гаек на шпильку с последующими концентрированными ударами по образовавшейся конструкции.
Результат работы на данном этапе: отделенные друг от друга диск тормозной системы и ступица.
Подцепляют кольцо, защищающее от грязи, после чего ключом на «10» снимают кожух, защищающий поворотный кулак.
Регулировка подшипника
Регулировка ступичного подшипника заключается в том, что раскачиваем колесо.
Колесо играет на подшипнике. Подтягиваем не сильно, если есть небольшой лифт то подтягиваем дальше, пока это лифт не пропадет.
После колеса пробиваем кувалдочкой, либо можно прокатится на автомобиле. После чего опять появляется лифт, убираем так же. Остается маленький лифт. Кирним гайку и поставим все как было. День покатались, опять регулируем.