Вертолет на ниве что это
Лада 4×4 3D Нива 96 г.в. › Бортжурнал › Успешная борьба с вибрациями в трансмиссии
Езда на старой Ниве
у которой карданные валы с разболтанными шлицевыми это то ещё «удовольствие».
Слово вибрация абсолютно не отражает суть происходящего в недрах такой ходовки. Особенно это заметно после того как отъездишь пару лет на машине со ШРУС карданами и с третьей опорой раздатки. Ездил как на Жигулях только вой раздатки не давал забыть про то что едешь в Ниве.
А тут писец, если на скорости более 70 км/ч сбросить газ то начиналось такая тряска, что складывалось ощущение будто бы из машины сейчас повылетают все кости.
Хватило меня на такие вибропроцедуры ровно на пару недель, после чего из закромов родины были извлечены остатки беленькой Нивки, а именно — раздатка с 3-й опорой и карданы со ШРУС
В планах работ обозначилось:
1) устранить вибрацию (новые б/у карданы со ШРУС и 3-я опора)
2) заменить масло в раздатке и коробке на нормальное синтетическое (Mobil mobilube 1 SHC 75w90), которое зимой не превращается в солидол при маломальском морозе.
3) заменить датчик включения задней скорости (у стоявшего обломаны контакты, а сам какого то фига он вклеен на эпоксидку)
Задачи ясны, пора лезть под нище
отточенными, за годы владения Нивой, уверенными движениями демонтировал старые карданные валы
фотография конечно не передаёт того, но шлицевая болтается как карандаш в стакане
Хотел было уже заменить в раздатке масло, но та сказала — «ишь ты какой шустрый, а ну-ка сними меня да отвези к «лютому сварщегу», а то пробки то масляные ты не открутишь!». Аргумент оказался достаточно веским и раздатка была снята
поход к «лютому сварщегу» оказался успешным, пробки были хоть и с большим трудом, но всё же откручены
Следующим на повестке дня было разобраться с датчиком включения задней скорости, который был вклеен на эпоксидную смолу. Вооружившись проверенным временем поксиполом и новым датчиком
для каких целей он был обмазан эпоксидной смолой для меня осталось не ясным. Закрутил новый датчик на место, проверил работоспособность — всё в порядке.
Теперь самое интересное — установка и центрирование раздатки.
В интернете чего только не пишут про эту магическую операцию, и лазерные указки на фланцы лепят, и колёса вывешывают, а потом разгоняют машину на весу и затягивают крепления коробки и раздатки когда та находится в положении с наименьшими вибрациями, и третьи опоры ставят, и подрамники всяких видов мастырят. И всё это к сожалению лишь попытки победить последствия, а не устранение причин. А причины тут две:
1) не правильная работа промежуточного вала из-за несовпадению осей выходного вала коробки и входного вала раздатки, чтобы не было вибрации от промвала, оси должны пересекаться строго в самом ШРУСе
2) осевое биение вертолёта (фланца на КПП)
3) не соосное расположение фланцев раздатки и мостов, из за чего идут вибрации от карданных валов
ведь углы работы пары крестовин должны быть идентичными
иначе они в один момент времени будут пытаться вращаться с разной скоростью, от сюда и вибрация. Но такой косяк есть только у валов с крестовинами, у ШРУСов такой проблемы нет.
Карданы со ШРУСом уже есть,
биение вертолёта проверил и оно отсутствует (по крайне мере на глаз), по сему осталось только решить первую проблему, а именно выставить соосно коробку и раздатку.
Как это сделать понятия не имел, до этого обычно как и все вывешивал все колёса в воздухе, ослаблял крепления раздатки и коробки, заводил двигатель, включал передачу и разгонял машину до скорости 80 км/ч, после чего затягивал крепления раздатки и коробки. Результат всегда был конечно, но не то чтобы совсем положительный, один фиг тряска оставалась. И тогда я решился на установку третьей опоры раздатки
Она то и убрала все остававшиеся вибрации. Устанавливал я её после того как было найдено положение раздатки при котором наблюдалось наименьшее количество вибраций.
Результат был просто шикарен, выехав из гаража с привычкой аккуратно разгоняться, дабы не тряслась раздатка, я был изумлён возможностью резких стартов с места и при этом нет даже намёка на вибрации. Выехав на трассу был обрадован возросшей динамикой машины, раньше кое как мог разогнаться до 100 км/ч, а дальше все оставшиеся силёнки движка съедала вибрация да и треск от трансмиссии был такой, что и желания дальше держать педаль газа не возникало. С третьей опорой поведение машины разительно изменилось и стало можно разгонять до 130 км/ч, больше не пытался гнать, жалко старушку 🙂
Ну это было с прошлой Нивой, теперь нужно использовать накопленный опыт и победить вибрации у этой.
Для начала прикрутил на место раздатку, крепления до конца не затягивал.
В этот раз решил сначала попробовать отцентрировать раздатку без карданных валов, ведь с их положением то по любому всё в порядке, раз они со ШРУСами в место крестовин.
Завёл двигло, врубил 4 скорость в коробке, вытянул подсос, набрал скорость 80 км/ч и полез под машину двигать туда сюда раздатку с коробкой. Крутил вертел, но вибрация не большая оставалась, ну значит нужно опять ставить 3-ю опору. Подумал и решил поиграть ещё с вертикальными перемещениями раздатки, подпёр её домкратом и начал потихоньку опускать ожидая чуда и чудо через пару тройку миллиметров произошло, имеющаяся вибрация пропала. В образовавшийся зазор между опорами раздатки и днища напихал всяких железяк и затянул гайки креплений.
Отметил на днище место положения опор раздатки и принялся за камасутру с установкой карданных валов со ШРУСами, то ещё мероприятие скажу я Вам, но речь не об этом.
Поставил карданы, заменил масло в КПП и РК. Оставалось только прикрутить 3-ю опору раздатки, но решил проверить результат центровки раздатки без неё. Выехал из гаража и был приятно удивлён, машина на ходу стала не хуже обычного Жигуля, раздатка как в копаная стоит на месте, лишь при резких стартах с места чувствуются очень незначительные вибрации, не идущие ни в какое сравнение с тем беспределом который творился ранее. Радость испытал не описуемую, в первые за столько лет избавиться от вибрации — это что-то прямо УХ. Блин как же иногда нужно мало для счастья — купить ведро дырявое и заляпать на нём дырки 🙂
Осталось поставить сюда свой нормальный мотор 1,6 л., душевно допиленный напильником, в замен этого чахлого 1,7 л., а то ездить сооовсем скучно.
Лада 4×4 5D #Universal › Бортжурнал › Балансировка промвала в домашних условиях.
Всем привет.
Не будем рассусоливать и размазывать по тарелке. Как определить, что виновник именно промвал, кажет гугля.
Нам НЕ понадобится:
-снимать рк
-снимать карданы
-снимать промвал
-ваще ничего снимать не надо.
Нам понадобятся:
— 2 хороших накидных ключа на 19, которые не слизывают грани
— развальные пластины на классику
— в идеале гараж с ямой, но и под машиной на улице это сделать реально
— молоток
— фомку
— нитку, проволоку
— тяжёлый болт, или подш.
Немного теории. По факту мы будем править прилегание вертолета промвала (не коробки) к плоскости эластичной муфты. Да, муфта резиновая, но из-за кривизны вертолета, муфта также изгибается и под действием центробежной силы при раскручивании, идёт дисбаланс, отсюда вибрация.
Для чего нам развальные пластины?
Тупо для удобства. Чтобы не стягивать по 10 раз бублик и не откручивать все болты. Мы будем откручивать болты по одному.
Собсно, переходим к процЭдуре балансировки.
1. Откручиваем крепления подушек рк. Чтобы рк свободно ходила. Нам в любом случае это надо делать, т.к. в конце нужно отбалансировать рк.
2. На самый нижний болт рк притягиваем гайкой любую «висюльку»
3. Для удобства глазомера делаем минимальный зазор «прибора» с чем нибудь ровным.
Если в ходе эксперимента прибор ложицо на что либо ровное, «висюльку» следует чуть приподнять.
4. Ставим КПП и рк в нейтраль и от руки! крутим промвал, внимательно смотря на прибор. При дисбалансе и кривом вертолете промвала, наш прибор будет качацо вверх вниз, вместе с рк.
5. При максимальном опускании прибора, фиксируем (мелом, маркером) нижний болт крепления вертолета промвала к муфте и проворачиваем промвал на противоположную сторону. Это(ближайший болт) и будет «косячным местом». В запущенном случае 2 болта. Но это увидите в ходе подбора пластин. Если ход прибора большой (более 2 мм) пихайте сразу 2 пластины. Если от 1 мм до 2 мм, хватит и одной.
6. Пластина вставляется между муфтой и вертолетом! Это важно. Чтобы сделать там необходимый зазор, фомкой подтягиваем за раскрученную, но не вынутую из болта гайку. По месту определите.
7. После установки пластины, затягиваем обратно гайку и повторяем процедуру с прибором.
8. Когда прибор при прокручивании промвала будет стоять на месте, балансировка закончена. В идеал: а)не увидите б) один хрен не почувствуете разницу, если биение меньше 1 мм
9. Далее, центруем рк.
По времени чуть больше 3-х часов и то, из-за «пока поймёшь», пока приноровишься. С каждым разом будет быстрее. В итоге на 1 месте у меня 2 пластины, на другом 1. Третий болт без пластин.
Вибрации раздатки, промвала, стуки карданов
Рег.: 02.03.2009
Сообщений: 4
Возраст: 44
Авто: ВАЗ 21214, 2002г.в.
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4024 / 23192
Откуда: Москва
Возраст: 67
Авто: 21214M, 2013 гв.
Рег.: 02.03.2009
Сообщений: 4
Возраст: 44
Авто: ВАЗ 21214, 2002г.в.
Да меня интересует, почему пока машина не прогрелась, минут 20 она ездит нормально. Чем интенсивнее езда, где-то через 30-40 мин. становится уже страшно от боя вибрации на корпус.
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4024 / 23192
Откуда: Москва
Возраст: 67
Авто: 21214M, 2013 гв.
Рег.: 02.03.2009
Сообщений: 4
Возраст: 44
Авто: ВАЗ 21214, 2002г.в.
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4024 / 23192
Откуда: Москва
Возраст: 67
Авто: 21214M, 2013 гв.
Либо сказали глупость, либо ты неправильно их понял.
Astron
Читаем название темы. Это раздел о диагностике, а не о смене масла.
Рег.: 26.04.2009
Сообщений: 3
Откуда: Москва
Возраст: 42
Авто: Нива 21213
всем день добрый у меня нива 1999 г.в ужасная вибрация читал на форуме но не могу найти где там описывали проверку вибрации проверил
1 Разгон на нетралку вибрация не пропадает (скорость падает и все пропадает) начинает трясти от90-100 км
2 1-2 передача не заметно.
3-2.800 т об скорость 55-60 вибрация
4-5 3.500т.об скорость 90-100.
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4024 / 23192
Откуда: Москва
Возраст: 67
Авто: 21214M, 2013 гв.
Рег.: 01.03.2006
Сообщений: 151
Откуда: Москва
Возраст: 40
Авто: ВАЗ 21213 1998 г.в.
Ежели баян, то звиняйте, но, как говорится – повторение мать учения.
Итак, одной и причин вибрации раздатки помимо перечисленных в FAQ является кривизна вертолёта промвала и/или кривизна «бублика». Визуально это выражается в «гулянии» рычагов раздатки «вперёд-назад» со стороны салона, со стороны днища это выглядит, как попытка раздатки «убежать» от КПП, а затем торжественное возвращение на место. Эффект наиболее сильно проявляется при снятых карданах.
После проведения вышеозначенных эволюций, установив промвал в точку максимального приближения к индикатору, определяем лапку/лапки под которую необходимо подложить проставку. Подкладываем проставочку, затягиваем (про одинаковый момент не забываем). Устанавливаем индикатор прокручиваем промвал смотрим на изменение показаний. Повторяем процедуру пока амплитуда колебаний не уложится в 0.1-0.2мм. Далее можно поиграть моментом затяжки, только теперь необходимо определить точку максимального удаления хвостовика от индикатора, и увеличить момент затяжки болтов соответствующих «лапок». В принципе амплитуда в 0.1мм уже хорошо.
NIVA-FAQ
Кривой «вертолёт»
Основная и неопределимая с ходу на глаз беда. «Вертолёт» может быть кривым, как со стороны коробки, так и со стороны промвала. В результате, в одном случае можно обойтись его заменой, сняв промвал, в другом нужно снять раздатку (и заодно «как надо» затянуть или заделать гайку хвостовика коробки).
Проявляется кривизна в оттопыривании одной из лопастей на пару миллиметров внутрь детали, что ведёт к искривлению муфты. Также отверстие под хвостовик КПП в «вертолёте» точится, будучи, вероятно, зажатым не во втулку центрирующего кольца, а в отверстия болтов муфты, что в связи с изначальной кривизной лопасти приводит к неправильной центровке осей лопастей и оси вращения «вертолёта» или что-то в этом роде. На промвале в сборе это не видно, так как на новой муфте надет хомут. А на машине это видно, как искривление полосочки облоя, проходящей вдоль центра фрагментов муфты, в месте гнутой лопасти «вертолёта».
Опора и кронштейн крепления коробки
В результате раздатку, закрепленую на шпильках, невозможно отцентрировать по причине ее изначальной несоосности с хвостовиком КПП. Отсюда возникают вибрации на определённых оборотах и тот же «расколбас» на малых, с круговыми движениями раздатки.
Карданы
Отбросим случаи смерти крестовин и связанные с ними неприятности. Рассмотрим случай с задним карданом и его передней крестовиной на короткой Ниве 21213.
Вопрос центровки раздатки относительно ШРУСа промвала подвижкой её так, чтобы при развороте точка центра «вертолёта» промвала не ушла в противоположную сторону, решается установкой регулировки влево-вправо, то есть разворотом только задней части раздатки, чтобы не нарушить соосность центральной точки промвала в ШРУСе. Это достигается только использованием альтернативного способа крепления раздатки, в частности применением подрамника.
В работе переднего кардана при этом особых изменений не будет, так как вполне статичен при работе.
Мелкие пакости
Существует также несколько видов мелких неисправностей, влияющих на увеличение вибраций при движении. На первый взгляд они совершенно не связаны с появлением или увеличением вибрации, однако, связь межу агрегатами в машинах с полным приводом очень жесткая.
К таким неисправностям относятся подклинивание задних тормозных цилиндров или перетяжка ручника: любая лишняя нагрузка на кривой задний кардан даст вибрацию на раздатку. При этом ощущается потеря наката, непопадание синхронизаторов КПП при переключении передач, утягощение вращения руля, поскольку машину как бы растягивает преимуществом тяги переднего моста, и невозможностью дифа заднего моста работать нормально. Блокируется всё, что можно, и ход у машины ужасный, управление тем более, удары при каждом нажатии на газ, плохая работа сцепления. Для этого достаточно лишь одного из двух заклинивших поршней тормозного цилиндра на одном колесе.
Проверять исправность тормозных цилиндров а также подшипников полуосей надо обязательно, так как подшипники децентрируют при люфтах барабан, и колодки, которые закреплены на щитке, начинают тереться о нижнюю часть барабана. На весу при этом всё выглядит нормально, колесо крутится свободно, так как под весом диска и резины весь люфт подшипника уходит вверх, а при нагрузке под тяжестью кузова он будет внизу.
Конечно, данная статья не претендует на то, чтобы стать аксиомой, а являет собой попытку изыскания скрытых причин надоевших всем нивовских болезней. Автор добился достаточных успехов в борьбе с причинами, а не следствиями вибраций, потратив на это очень много времени и средств. Так что, просил бы общественность не критиковать материал, а искать в нём рациональное зерно и пополнять данную тему своими наблюдениями и предложениями.
Автор KEROSIN
Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.
Забыли пароль?
Запросите новый здесь.