Заниженная раздатка на ниву
Понижайка НИВА
Что такое понижайка и для чего она нужна
Будем считать, что все знают общий принцип работы коробки передач и объяснять его не надо, но если кто не в курсе, то ее задача передавать вращение двигателя, преобразовав его в зависимости от выбранной передачи на карданный вал, а дальше на редуктор и колеса. Но для движения без дорог зачастую получается, что «надо бы пониже» для этого ставят раздатку, то есть, по сути, еще один промежуточный блок шестеренок, который позволяет еще раз преобразовать вращение и понизить частоту вращения. Как это работает? Самый простой и понятный пример – велосипед. Катались когда-нибудь на велосипеде с переключалкой скоростей?
Помните, как себя чувствуете, когда спереди стоит самая большая шестеренка, а сзади самая маленькая? Велосипед очень трудно сдвинуть с места, но если сдвинули, то на один оборот педалей он делает несколько оборотов колеса и летит стрелой. А если наоборот? Да, да вы в мыле крутите педали, а велосипед ползет как черепаха, зато ползет и в горку, и по грязи и куда угодно. Ну вот с понижайкой то же самое, только вместо вас работает двигатель. На пониженной передаче нагрузка на двигатель становится заметно меньше, скорость движения тоже, зато ползет где угодно и, как угодно.
Но на велосипеде все просто – две шестеренки, на авто тоже ничего сложного, но шестерёнок больше и чуть ли не в каждом узле вращение преобразуется на ту или иную величину. Но давайте по порядку. Сначала двигатель у нас раскручивает БОЛЬШУЮ шестеренку, которую называют маховиком. На картинке ниже это такая большая шестеренка справа.
Дальше это вращение передается на коробку передач, за ней в раздаточную коробку (если есть), потом уже через карданный вал на дифференциал и потом уже на колеса.
Теперь математика и физика.
Как только начинаешь разбираться с вопросом, то всплывают какие-то страшные цифры, которыми собеседники оперируют, а ты как дурак ничего не понимаешь, но уже уловил, что столько-то процентов понижение — это круто, а если 1к еще сколько то, «ваще трактор», а заодно и в мостах можно понизить. Все эти разговоры начинаются, когда встает вопрос о настоящем бездорожье, когда штатного понижения уже не хватает, чтобы вращать колеса от трактора, которые вы насмотревшись на более опытных товарищей зачем то поставили на машину.
Понижение 2.95 в раздаточную коробку НИВЫ
Купил кпп с 5 ступенями с разорванным пакетом, маркировка на корпусе 43 (комплектуется на 21214М и 2123 (шевроле нива.
4х ступка шумели подшипники, почему сделал такой вывод? я разбирал её и все шестерни в хорошем состояние, причин для разборки коробки не было, решил профилактику провести пока снятая была, и оказалось не зря, заменил заднею скорость не хватала пару зубов больше дефектов небыла кроме подшипников.
Тогда финансы пели романсы чтобы купить новую кпп. Хватало тока на мелкий ремонт что и сделал, заменил заднею и все.
Я большую часть на ней езжу на работу. Проезжаю около 100 км в день из них 60км по трассе, и мне как-то не уютно ехать 80км/час при 3000 об/мин знаю, что на 5 ступке при этих 80км/час у меня будут 2500об/мин. В конце концов экономичней это будит. Передаточные числа хорошо подобраны, стала чуток динамичной разгонятся, трогаться легче с 29″ колесами. Ну и шум исчез.
За одно перебрал раздатку с небольшими доработками. Купил ведро и в ведро закидал новыми подшипниками. Из них два двухрядных, шестерни от мелко модульной раздатки (мелкий модуль поможет снизить шум(вой) раздатки), сальники от шевроле нивы, которые работают в 2 стороны, муфту, и синхронизаторы.
Нашел токаря который согласился подзаработать и отдал все детали, которые нуждаются доработки и чертежи. А пока он точи все начал отмывать и устанавливать подрамник.
Для внедрения двух рядных подшипников в крышки где стояли у нас однорядные, цена вопрос 200 за 2 штуки не плохо сэкономили денег 🙂
Точим диф, точим промвало, точим муфту и одну шестерню, где будит собираться синхронизатора. Греем монтируем и ждем когда остынет.
Мощная печка до красна накаливается за 3 минуты 🙂 и равномерно нагревает.
чтоб получилось все ровно нашли удобное и ровное место
точность залог долгоиграющей раздатки
потом все варим с двух сторон по 1см до полного остывания чтоб не дай богу поведет не туда
усиление на сварочном шве стачиваем, снимаем фаску на шестерни которую насадили, которая стояла на дифе за место её ставиться мелко модульная которую купил, фаску снимаем так чтобы не задевала муфту.
в дифе поменял сателлиты на родных мелкие трещины были, новая шестерня мелкий модуль, с правой стороны видать где точили диф.
Пока все подгонял, чтобы ничего не задевало – наверное, раз 20-25 собрал-разобрал. Стало казаться, что с закрытыми глазами смогу разобрать и собрать.
Что мы получили: раздатку с 2.95 за место 2.1 дальше сможем за карабкаться. Двухрядные подшипники уменьшат нам вибрацию и дадут долгоиграющие раздатку сальники сухие, синхронизаторы дадут без потери тяги (без остановки) выбрать нужную передачу и проехать сложный участок. Вывел все сапуна под капот.
Хотел ещё сделать тихие ручки понижено и блокировки, но не нашел в наших магазинах необходимых деталей. Пока так буду двигаться.
Замена КПП и раздатки с понижением 3.0 с шевинивы на НИВУ
С КПП все просто и не вызывает никаких сложностей, есть только две тонкости:
1) необходимо заранее запастись разъемом датчика заднего хода, так как на шеви датчик свой и не взаимозаменяем с датчиком нивы.
2) Со штатной кулисы КПП нивы нужно снять пластину, ограничивающую включение задней передачи без нажатия, так как она будет мешать на КПП 2123.
Для полного счастья себе я установил кулису КПП с измененным наклоном ручки. Получилось очень удобно, теперь не нужно тянуться за рычагом, и он не упирается в панель «комфорт»
Кулиса КПП с измененным наклоном ручки
Теперь подробнее о раздатке.
Раздатка с понижением 3.0 с Нивы-Шевроле.
Корпус РК шевинивы конструктивно идентичен РК нивы 21214, отличия в более коротких шпильках подушек, один рычаг переключения и крышка под один датчик скорости.
1) По шпилькам длинна была компенсирована за счет спиливания наружной части у подушки 2121
Гайки крепления подушек к РК были посажены на резьбовой герметик сильной фиксации.
2) Крышка под один датчик скорости лично меня устроила полностью, т.к панель приборов у меня цифровая и трос не нужен. Но в случае если у кого-то стоит и трос, и датчик, то замена этой крышки 5ти минутное дело.
3) Рычаг переключения.
Встает без проблем, резка тоннеля не требуется, но в стоковом состоянии при включении пониженной он упирается в рычаг КПП. Проблема решается легко: Снимаем рычаг и зажимаем в тисках, греем газовой горелкой место изгиба докрасна и парой точных ударов молотком подгибаем угол до нужного.
Далее вывешиваем машину. Две стойки под задний мост и две под нижние рычаги.
Обязательно проконтролируйте что машина вывешена надежно и зафиксирована, т.к в этом состоянии ее нужно разогнать до 80 км/ч.
Я, для начала включил пониженную передачу и оставил крутиться колеса на час чтоб без нагрузки прикатать РК. Потом замена масла.
Далее центруем раздатку, для этого нужен помощник.
Ослабляем гайки крепления РК к кузову и даем команду помощнику на старт. Помощник плавно на 4й передаче набирает скорость до 80 км/ч и фиксирует на этой скорости. Второй в яме аккуратно затягивает раздатку.
Ну вот вроде и все.
http://www.jeeper.land/articles/951, https://www.drive2.ru/l/349193/, https://www.drive2.ru/l/6455929/
Ремонт КПП НИВА
Снятие КПП НИВЫ, внешний осмотр – диагностика неполадки
Переборка и ремонт КПП в НИВЕ
Видео
Заниженная раздатка на ниву
Изменение передаточного отношения пониженной передачи с 2.1 до 2.95. Начал с подбора з\ч, т. к. на машине 2003 года стоит мелкомодульная РК с ДС, было куплено: промежуточный вал мелкомодульный 32\42, старого образца шестерня дифа 42-зубая (жуткий дефицит), шестерня 3 передачи 2101, набор прокладок, сальники, масло для обкатки.
Нашел в 200 м от гаража источник токарной обработки в виде токарных и шлифовальных станков с грамотными мужиками которым не надо объяснять, что надо бы подогнать заднюю бабку и прочее. Отдал промвал, через 2 часа было готово, необходимо точить до
75,3 мм потом шлифуется до 75.03 мм посадки, стачивать надо с промвала большую шестерню пониженной передачи, плюс снять фаски под сварку.
Выходит такая штука:
Далее для экспериментов, дабы машина была всегда на ходу, т. к. рабочая, была куплена мелкомодульная б\у РК с ДС года 2000, разобрана полностью, и произведены следующие действия.
Диф отдан на проточку, с противоположной стороны от шестерни стачивается до 76.5х14 мм, открываются 2 окна в диф, на фото плохо видно:
Точится корпус, чтобы можно было собрать с новым промвалом, точить надо снизу:
С ведущего вала спресовывается втулка и снимается шестерня пониженной передачи, заменяется на шестерню 3 передачи и собирается, она подходит без переделок.
Новую шестерню промвала грел на газовой плите? но не как запорные кольца (не до цвета первой побежалости), одевать надо вровень с внутренней поверхностью обточенной части. То есть шестерня выпирать должна наружу со стороны подшипника, ему она не мешает, После обваривал ручной сваркой постоянным током электродами МР 2 мм. Сначала прихватывал точками по кругу, потом швом за раз с противоположных сторон, давая остыть, далее болгарил. Собрал с подшипником:
Далее всё это дело собираем в РК и крутим, наблюдая шерканья о корпус или диф, не забывая, что когда прикрутим крышки, стопора сдвинут подшипники и валы глубже в корпус.
После окончательной сборки крутил дрелью несколько минут.
Выражаю большую благодарность DEN_NIVA за то, что открыл глаза на особенности исполнения, ранее подобная конструкция предлагалась на французском сайте, но там предлагалось стачивать и шестерню дифа, посадку шестерни на вал можно посчитать и использовать только горячую без сварки. Индикатора у меня нет, потому перед обваркой пытался определить биение, ставя линейку торцом и протягивая щуп 0.12 мм между линейкой и торцом обточенной шестерни, биение видимо менее 0.02мм. Заморачиватся с расчетом и исполнением горячей посадки не стал, а пожалуй зря, сварка не дала видимо ощутимого биения т. к. шум на всех режимах особо не превышает шум от обычной мелкомодульной РК.
Боялся что придется часто переключать на повышенную, но зря, 5передача 2000 об\мин 40км\ч, 5 передача 3500об\мин 60км\ч.
Прирост тяги ощутим весьма, на невысокий бордюр 15-20 см заезжает на 1 пониженной на холостых с парами 4.3 на Я569 29″.
Лада 4×4 5D U-pol рулит › Бортжурнал › О скоростной раздатке
Кто нибудь сталкивался с данной информацией или есть опыт установки:
Раздаточная коробка Скоростная (плюс 18% мощности)
ЛАДА НИВА 4х4 лада-нива.рф/
Стоит мощный двигатель? «Движок» форсировали или сделали Чип-тюнинг? Но, Машина «тупит»: едет, как в стандарте.
Почему?
Ответ Нивавода: Узкое место в этой цепочке передачи мощности на колеса — стандартный, повышенный ряд РК. Он не расчитан на передачу более мощного крутящего оборота от двигателя!
А потому, надо модернизировать «раздатку» — изменить передаточное число повышенного ряда. Тогда всё ОК + 18% мощности!
Например, макимальную скорость у Шевроле Нива сможем увеличить с 145 км/ч (стандарт) до 170 км/ч (с тюнингом «раздатки»).
Увеличте скорость своего внедорожника!
Раздаточная коробка скоростная позволяет передавать максимальное число оборотов от мощных и форсированных двигателей автомобилей на колёса автомобилей Нива / Шевроле Нива.
Она изменяет передаточное число трансмиссии на 18 %, обеспечивая рациональное использование повышенной мощности за счет повышения скорости вращения колес.
Ускоренная раздатка равноценна появлению «шестой скорости» в трансмиссии. При этом раздатка сохраняет свою стандартную понижающую передачу.
Эксплуатационный расход топлива не увеличивается, так как ускоренная трансмиссия обеспечивает снижение оборотов форсированного двигателя при движении.
Передаточное отношение в ускоряющей раздатки 1 вместо серийного 1,2.
Сравнительные параметры ускоренной раздатки
Параметр Стандартная раздатка Ускоренная раздатка
Высшая передача раздатки 1,205 0,99
Низшая передача раздатки 2,135 2,135
Порядок предоставления услуги:
Отправляем комплект для самостоятельной установки.
Пояснение:
При увеличении мощности двигателя (любым способом: турбонаддув, увеличением объёма) появляется избыточная мощность, которую необходимо эффективно использовать. Стандартная РК не позволяет этого сделать, т.е. передать более мощный крутящий момент непосредственно на (трансмиссию, привода) колеса. Поэтому необходимо улучшить характеристики РК, что позволит эффективно использовать все возможности автомобиля.
Замечание:
для переустановки шестерни привода спидометра, необходимо его вынуть полукруговыми движениями из старого вала с шестернями и впресовать в новый вал.
Габаритные размеры: 21х21х15 см
Лада 4×4 3D Совёнок › Бортжурнал › Борьба с вибрацией и посторонними звуками. Часть 1. Проставки под раздатку и «тихие» ручки.
«Вибрация в Ниве странный предмет: то она есть, то ее нет…»
Как уже писал, после второй замены промвала стала ощущаться вибрация на рычаге КПП, при этом вибрация на рычагах раздатки практически отсутствовала. Особого дискомфорта это не создавало, но как-то не порядок.
Решил попробовать устранить ее центровкой раздатки на ходу, ослабив также гайки крепления траверсы КПП. Ничего не изменилось. Так проездил до весны, пока не стал вновь беспокоить звон скобы пассажирского сидения после 90 км/ч (отличный индикатор повышения вибраций).
Стал изучать тему с позиционированием раздатки. Бытует мнение, что при ШРУСовом промвале оно не требуется, однако видел на фото, что у новых Нив есть проставки под раздаткой с завода. Купил проставки (3 мм, 1 мм не было в наличии) и поставил.
Но тут небольшая проблемка: при центровке на ходу их потерять можно. Поэтому, не затягивая гайки, поставил раздатку в нейтраль и плавно прокрутил двигатель до 4000 оборотов на каждой передаче. Заглушил и все затянул, поехал проверять: результат оправдал ожидания. До 110 км/ч ехать вполне комфортно (если это слово вообще к Ниве применимо). Пробег был 65500 км.
Также были установлены «тихие ручки».
Ставятся без особых проблем, разве что вынимать старые оси крепления пришлось монтировкой, а новые не хотели заходить уперевшись в пластиковые втулки. Конкретно у ручек из «НИВА-ЛАДА 4х4» был косяк: они вращаются вокруг своей оси. И если ручка понижайки изогнута по ходу движения рычага, то блокировка штатно отогнута в бок и при включении проворачивалась. Но мне на гонках не выступать, так что ничего страшного, оставил изгиб понижайки тоже по ходу движения, нисколько не мешает. Мгновенная тишина, конечно, не наступила, но высокочастотный шелест с раздатки ушел. Его составляющая в общем фоне небольшая (хотя, это зависти от раздатки), поэтому многие и не замечают улучшений с «тихими ручками». Я заметил, стало чуть тише.
К 70 тыс. км после поездок по асфальтовым, гравийным и грунтовым колдобинам, перевозок грузов вновь стала усиливаться вибрация после 80 км/ч.
Наконец, купил проставки по 1 мм для более точной регулировки. Наткнулся на способ проверки соосности КПП и РК путем прикручивания проволочек к болтам крепления промвала к вертолету и фланцу раздатки. В итоге, проволочки показали, что по горизонтали фланцы КПП и РК находятся друг напротив друга, но по вертикали раздатка стоит относительно параллельно земле, когда как КПП находится под некоторым углом.
Блок-пост: добавляем проходимости обычной Ладе 4×4
Вязкие участки берем только с ходу! С момента появления Нивы это даже не метод преодоления препятствий — это заповедь. Из-за особенностей двигателя, трансмиссии, наличия единственной блокировки и оригинальная старая Нива, и ее наследница Лада 4×4, и имеющая те же агрегаты Chevrolet Niva перед рядом препятствий нуждаются в разгоне. В народе такой способ штурма бездорожья так и называют — нивовский.
Можно и ползком
Начинаю традиционно — раскочегариваю Ладу 4×4 перед затяжным подъемом. Под колесами — рыхлый песок. Первая передача, натужно воет двигатель. В середине подъема намеренно прикрываю газ — автомобиль стремительно теряет ход. Всё, теперь двигатель задохнется и я застряну? Как бы не так! Не останавливаясь, подтыкаю пониженную передачу раздатки, и машина уверенно ползет к вершине.
Синхронизированная раздаточная коробка — настоящее чудо: в отличие от стандартной, позволяет переходить с повышенного ряда на пониженный и обратно без полной остановки. Надо ли говорить, насколько это расширяет внедорожный арсенал? А главное — синхронизировать можно любую нивовскую раздатку: комплект необходимых деталей выпускает тольяттинская фирма «ВАЛ-Рейсинг». В него входят две шестерни в сборе с синхронизаторами, пружинами и стопорными кольцами, муфта включения, промежуточный вал, доработанная вилка переключения. Установить детали на место штатных по силам не только слесарю рядового автосервиса, но и рукастому автолюбителю-гаражнику. Набор подходит и на вседорожник Chevrolet Niva. А наиболее рьяные поклонники офф-роуда могут даже заказать комплект с короткой пониженной передачей — с передаточным отношением 3,152 вместо 2,135.
Помимо синхронизированной раздатки на оседланной мною машине установлены усиленные валы привода передних колес и полуоси заднего моста. Отличия от серийных — марка стали, иная технология упрочнения и способ крепления фланца полуосей. Кроме того, задний мост оснащен винтовым самоблокирующимся дифференциалом с коэффициентом блокировки 70%. Эти детали уже серийные, они есть в свободной продаже. А в переднем редукторе обкатывается новинка — принудительная блокировка дифференциала с электроприводом, подключаемая из кабины нажатием на кнопку.
Зимний волжский берег стал идеальным местом испытаний. Сочетание песка со льдом — прекрасная возможность поставить одни колеса на рыхлое, другие — на скользкое покрытие и оценить эффект от дополнительных блокировок. Попробовал все возможные сочетания: разнобой коэффициентов сцепления по осям, по бортам, по диагонали. Чтобы засадить Ниву с задним самоблоком, да еще при включенной межосевой блокировке, надо очень постараться.
А вот переднюю «принудиловку» я поначалу не раскусил. На относительно ровных поверхностях она лишь делала автомобиль неповоротливым и не давала явных преимуществ перед вариантом с одним лишь задним самоблоком. Поэтому я ее отключил и забыл о кнопке до тех пор, пока бес не погнал меня на песчаный рельеф.
Разумеется, песочек оказался чуть более рыхлым, чем я предполагал, а скорость — чуть ниже, чем требовалось, и я повис на брюхе на самом гребешке дюны.
Сижу мертво: машина чуть шевелится при попытках подать вперед или назад, но с места не трогается. И тут я вспомнил про принудительную блокировку переднего редуктора. Одно нажатие — и я без труда откатился назад, а потом на малом ходу спокойно преодолел злополучный гребешок.
День за рулем полноприводника с полным набором компонентов фирмы ВАЛ-Рейсинг позволил забыть о главной нивовской догме — штурме препятствий с ходу. Блокировки по кругу и синхронизированная раздаточная коробка в большинстве случаев позволяют Ладе 4×4 ползти по бездорожью в вездеходном стиле. Теперь она не просто дает многим «проходимцам» фору — она штурмует бездорожье грациозно. А если серьезно, улучшенная проходимость на фоне меньших нагрузок на двигатель, кузов и ходовую — это замечательно!
ДЛЯ АВТОСПОРТА
Прототип для трофи-рейдов категории Т‑3 на базе УАЗ‑469. В мостах — принудительные блокировки с пневматическим управлением. Плюс автоматическая система подкачки шин. Всё — производства компании ВАЛ-Рейсинг. На этом автомобиле экипаж Павел Селянин — Анна Синельникова выиграл чемпионат трех регионов 2016 года. Продукция тольяттинской фирмы широко применяется и в других гоночных трансмиссиях: сфера использования — от легковых спортивных автомобилей до Формулы-Студент.
Парк Юрского периода
«ВАЛ-Рейсинг» — завод деталей трансмиссии и самоблокирующихся дифференциалов — ломает еще один стереотип. Здесь не работают по традиционной в последнее время схеме «разработка наша — воплощение китайское». Наоборот, здесь сконструировали и делают блокировки заднего моста винтового типа для китайских полноприводников Great Wall Hover моделей H3 и H5.
Идеи, рабочие руки и сырье — российские. Стальные прутки, например, поступают с Урала. Основной поставщик — Надеждинский металлургический завод имени А. К. Серова. А уж цех «ВАЛ-Рейсинга» — настоящая сокровищница для тех, кто знает толк в производстве. Основной станочный парк — советский. Я не ошибся: здесь много станков, сделанных еще в СССР. Хоть географию изучай! Этот сработан в Минске, тот — в Киеве, вот зуборезный, изготовленный в Саратове, рядом — фрезерный Витебского станкостроительного завода имени Коминтерна, а вот детища Егорьевского и Клинского станкостроительных заводов. Есть иностранные: фрезерный родом из ГДР и даже довоенный «австриец»! Все в рабочем состоянии, все трудятся. И вовсе не потому, что руководство фирмы поставило цель собрать выставку станочного винтажа. Качественные они, станки из нашего прошлого. Не всегда можно найти им замену за адекватную цену. Разумеется, там, где необходимо, работает новая техника: токарные станки с ЧПУ и координатно-расточные, марки Litz. Качество изготовления зубьев шестерен проверяют на компьютеризированном стенде Links.
Именно на этом оборудовании создают самоблокирующиеся дифференциалы и дифференциалы с принудительной блокировкой для легковых автомобилей и полноприводников отечественного и зарубежного производства. А еще — детали для спецтехники, самоблокирующиеся дифференциалы для грузовых ГАЗелей, усиленные валы и полуоси, детали вазовской раздаточной коробки. Особо отмечу программу для вездеходов Ульяновского автомобильного завода — дисковые и винтовые блокировки для мостов всех типов, усиленные полуоси. Есть даже валы бортовых редукторов военных мостов с системой подкачки шин.