Летающим во сне и наяву

Содержание фильма «Полеты во сне и наяву». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

Летающим во сне и наяву. kadr poleti vo sne i nayavu 01. Летающим во сне и наяву фото. Летающим во сне и наяву-kadr poleti vo sne i nayavu 01. картинка Летающим во сне и наяву. картинка kadr poleti vo sne i nayavu 01. Содержание фильма «Полеты во сне и наяву». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

События картины происходят в канун сорокалетия Сергея Макарова, сотрудника архитектурного бюро. Сергей просыпается рано утром. Он пытается написать письмо матери, но бросает. Повздорив с женой Наташей из-за того, что разбудил раньше времени дочь, Сергей уходит из дома. Оказавшись на работе, Сергей отпрашивается якобы для встречи на вокзале матери, приезжающей на его юбилей. На самом деле он отправляется на свидание с любовницей Алисой. Случайно в его машину садится и оказавшаяся поблизости Наташа. Сергей ссорится с обеими женщинами. Наташа забирает его ключ от дома.

Вернувшись на работу, Сергей признается, что не встречал мать, обманув своего начальника Николая Павловича и сослуживцев. Начинается скандал, виновник происшествия в сердцах пишет заявление об увольнении. Сергей покидает контору, мирится с Алисой и идет с ней на вечеринку, организованную их знакомым скульптором. Там Сергей рассказывает о своих «полетах», а Алиса как бы мимоходом увлекается случайным знакомым. Уйдя со встречи, Сергей бесцельно бродит ночью по городу. Случайно он оказывается на съемочной площадке фильма, откуда его выпроваживает режиссер. Затем на окраине города Сергей запрыгивает в товарный поезд, говоря машинисту, что ему срочно нужно уехать к матери. Пытаясь предотвратить хищение из вагона, Сергей подвергается избиению неизвестными. Наутро на железнодорожной насыпи его подбирает стрелочница и отвозит обратно в город.

На следующий день Сергей продолжает свое бесцельное путешествие: навещает свою подругу Ларису Юрьевну, попадает к старому знакомому на свадьбу, встречает на детской площадке дочь. Собирается поговорить и с Алисой, но та, оказывается, проводит время с новым другом. Второй день заканчивается примирением с Николаем и дружеским застольем до ночи за бутылкой водки. Николай признается, что в молодости был безнадежно влюблен в Ларису и завидовал Сергею.

Как и его будущий герой накануне сорокалетия, Роман Балаян в начале 1980-х годов переживал творческий и жизненный кризис. Будучи многообещающим представителем плеяды молодых режиссеров школы Параджанова, он с 1967 года перешел на студию им. Довженко, которая стала основным местом его работы. Студия, по сравнению с другими региональными кинематографическими объединениями, считалась оплотом идеологического контроля. Балаян уже сделал себе имя, приобрел узнаваемую манеру, но известен был по большей части лишь специалистам. Режиссер находился на перепутье и испытывал проблемы финансового плана. После «Каштанки» (1975) и «Бирюка» (1978) он не снимал около пяти лет. Экранизация литературной классики была достаточно нейтральным занятием, не навлекавшим серьезных нападок цензуры, особенно на периферии.

Впрочем, попытка создать картину по мотивам дневников Шевченко не получила одобрения, ему предлагали снимать только на производственную тематику. Замысел будущей картины возник у Романа в начале 1981 года, и сначала он поделился им со своими знакомыми. Предчувствуя трудности в прохождении сценария со сложной социальной проблематикой, Балаян советовался со своим учителем Тимофеем Васильевичем Левчуком, и тот ничего крамольного в сценарии не увидел. Картина попала в портфель киностудии на следующий год. Правда, сомнения высказывал председатель Госкомитета по кинематографии УССР Юрий Олененко, но сценарный план уже был утвержден в Москве.

Очередной работой режиссер собирался прервать «цикл классики», чтобы, как он выражался, «выплеснуть всю накопившуюся желчь». Друг Романа Никита Михалков, узнав о замысле, порекомендовал Виктора Мережко, недавно написавшего сценарий для его фильма «Родня». Работа над картиной началась в апреле 1981 года, когда Роман пригласил Виктора в Киев и изложил замысел на словах. Будущий сценарий, как выяснилось, для обоих создателей имел автобиографический подтекст: Роман Балаян действительно представлял себе, как он летает во сне, а после приземления пробуждался в тяжелой реальности. И если предыдущие картины режиссер условно снимал «для себя», и резонанс аудитории его не слишком интересовал, то смысл следующей состоял в том, чтобы ее посмотрело как можно больше зрителей.

Виктор, сразу не вполне уловив идею, довольно долго размышлял над сценарием. В итоге он положил в его основу воспоминания о своем старшем брате, сотруднике конструкторского бюро, сложном в общении и неустроенном в личной жизни человеке. Название «Полеты во сне и наяву» родилось в совместных обсуждениях. Первым вариантом Балаян остался недоволен: история была написана в комедийном ключе и совершенно не соответствовала его замыслу. Виктор Мережко уже готов был в случае отказа отдать сценарий на киностудию Ленфильм, но Балаян вынужденно согласился принять его за основу. В дальнейшем режиссер переработал сценарий настолько глубоко, что, как ему казалось, мог бы справиться с ним и сам, но на том этапе творческой карьеры без помощи опытного сценариста фильм бы не состоялся.

Подбор актеров режиссер считал счастливым стечением обстоятельств и точным попаданием с первого раза. Особенность стиля Романа Балаяна в том, что он еще с «Бирюка» обходился без проб актеров. Предложенную Виктором Мережко кандидатуру Никиты Михалкова Роман Балаян отверг сразу, хотя пообещал другу компенсацию. На главную роль требовался другой типаж. Увидев Олега Янковского в картине «Мы, нижеподписавшиеся» в эпизоде, где его персонаж нарезает лимон перед празднованием дня рождения, Роман сразу понял, что нашел то, что искал.

С другими персонажами второго плана поиски сложились достаточно легко. Олега Табакова Балаян хорошо знал еще по картине «Каштанка». Людмилу Гурченко режиссеру порекомендовал Никита Михалков. Во время их первой встречи Роман попросил ее передать характер будущей героини, но обычная манера Гурченко его совсем не устраивала. Тогда Балаян намекнул: «Если бы я мог найти актрису в Европе, то выбрал бы Анук Эме». В ответ Людмила сказала: «Хорошо, я буду просто молчать в кадре». Многие образы и воплощавшие их актеры появлялись в картине спонтанно, как, например, эпизодическая роль скульптора для мастера эпизодов Александра Адабашьяна.

Производство растянулось почти на год, работу над фильмом завершили в конце 1982 года. Роман Балаян утверждал, что картину после первых просмотров запретили к выпуску в прокат. Он уже готовился к следующей ленте, но был вынужден отложить предпроизводство и заняться доработкой «Полетов…». Приемка работы вызвала дискуссии. По требованию худсовета студии, который считал картину безыдейной, а образ главного героя упадническим, добавили эпизод со свадьбой, который Балаян, впрочем, позже все равно значительно сократил. Худсовет также потребовал вставить эпизод с партсобранием, на котором распекают главного героя, но Балаян отказался. С критикой фильма выступил первый зампред Госкино СССР Борис Павленок.

Жанровая принадлежность картины осталась неопределенной. Автор сценария картины назвал ее трагикомедией, с чем соглашались современники. В более позднем анализе ленту приводили как один из редких примеров артхауса в советском кинематографе, относили и к экзистенциальной драме. Критик журнала Punch отметил, что картина создана вне рамок национального кино и что работу Романа Балаяна даже можно спутать с американской новой волной.

Зара Абдуллаева назвала «Полеты…» бессюжетной картиной, смотреть которую можно с любого места. Основное настроение картины, ее незаконченность и недосказанность, оставляют достаточно пространства для размышлений зрителя. Все начинается уже с названия. Оно обещает зрителю фантастическое развитие событий, но сюжет развивается в повседневной обыденности провинциального городка. Главный герой постоянно балансирует между сном и явью, правдой и вымыслом, жизнью и смертью.

кадры из фильма «Полеты во сне и наяву»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *