Мотив сна в произведениях лермонтова
Мотив сна в лирике Лермонтова
Мотив сна в лирике Лермонтова.
Жизнь и сновидения –
страницы одной и той же книги.
Сон… Биология утверждает, что это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности. Это научное определение. А как я понимаю слово «сон», какие ассоциации возникают у меня, когда произношу его? Прежде всего, это состояние покоя и отдыха, это то, грезится спящему человеку. Мотив сна часто присутствует в произведениях художественной литературы.
Сам узнаешь, будет время,
Смело вденешь ногу в стремя
Но все же первым стихотворением, содержащим мотив сна, стала для меня миниатюра «На севере диком…». Сосна видит сон:
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе далеком
Прекрасная пальма растет.
Это сон – мечта о подруге, также грустящей в одиночестве где – то очень далеко. Стихотворение навеяно грустью одиночества, от этого сна веет добротой, поскольку эта мечта светлая.
Совсем иной мотив отражен в стихотворении «Сон», которое философ назвал «сном в кубе», а мне он напоминает матрешку: первый сон переходит во второй, а второй в третий, который почти точно повторяет первый. Поэтому стихотворение за счет повторения первого и третьего снов в смысловом отношении имеет кольцевую композицию. Первый сон я бы назвала сном– предвидением, сном – трагедией. Сам автор с удивительной точностью видит свою гибель:
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом…
погиб в июле («полдневный жар»), в Пятигорске (Кавказ), на дуэли («с свинцом в груди»), у подножия горы Машук («Уступы скал теснилися кругом»). Наверное, это стихотворение не случайно в творчестве поэта. Еще древний философ Геродот утверждал: « Обычно люди видят во сне то, о чем они думают днем». Итак, первый сон – это сон лирического героя, который предвидит собственную гибель, второй сон видит герой первого сна, спящий «мертвым сном», ему снится:
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне…
Но, в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена…
И снится ей сон, в точности повторяющий первый сон.