Нарушение сна в дошкольном возрасте

Бессонница у детей

Нарушение сна в дошкольном возрасте. stati 7. Нарушение сна в дошкольном возрасте фото. Нарушение сна в дошкольном возрасте-stati 7. картинка Нарушение сна в дошкольном возрасте. картинка stati 7. Нередко перед родителями встает проблема бессонницы у детей. Однако в ряде случаев нарушения сна не являются бессонницей. Поэтому крайне важно уметь выявлять состояние и лишь после того, как оно было точно определено, начинать лечение.

Нередко перед родителями встает проблема бессонницы у детей. Однако в ряде случаев нарушения сна не являются бессонницей. Поэтому крайне важно уметь выявлять состояние и лишь после того, как оно было точно определено, начинать лечение.

Как засыпает ребенок

Чтоб понять, почему у ребенка бессонница, необходимо знать, как происходит процесс засыпания малыша. И уже, исходя из этих знаний, нужно влиять на причины развития состояния.

Сон характеризуется рядом признаков:

Основным способом исследования сна является электроэнцефалография (ЭЭГ). Она позволяет оценить состояние нервной системы благодаря исследованию электрической активности мозга, которая отображается в виде волн.

Засыпание состоит из 5 стадий:

Что собой представляет бессонница у детей

Бессонница – это патологическое состояние, проявляющееся стойкими трудностями с первичным засыпанием, поддержанием нужной длительности сна и его качества. Патология наблюдается, невзирая на благоприятные условия и возможности для сна. Помимо этого, состояние приводит к ряду нарушений поведения в дневное время.

Причины бессонницы у детей

Бессонница развивается по причине недостатка глубокого и быстрого сна. При этом патологическое состояние может наблюдаться в любом возрасте: в одинаковой степени развивается и у грудничков, и у подростков.

Бессонница у малышей

У детей в возрасте 0-2 месяца основной причиной бессонницы является нарушение режима питания (переедание на ночь либо чувство голода) и неспокойная домашняя обстановка. Заболевания редко становятся причинами бессонницы у ребенка 0-2 месячного возраста. Связано это с циркуляцией в крови малыша иммунных комплексов, полученных от матери во время вынашивания. Вызвать проблему могут те болезни, к которым у матери нет иммунитета. Также вызвать нарушения сна могут расстройства пищеварения.

Причины развития состояния у детей до года

Бессонница у грудничка до 1 года может вызываться:

Бессонница у детей дошкольного возраста

У годовалого малыша бессонница развивается по тем же причинам, что и у детей младше года. Однако все большая роль отводится физической активности перед сном.

В возрасте 2-3 лет ребенок активно познает мир. В это время, помимо вышеперечисленных факторов, он может страдать бессонницей из-за чрезмерной впечатлительности или умственной нагрузки. Одна прогулка по незнакомым местам может снабдить его огромным количеством впечатлений, а мозг в этом возрасте еще не научился «отключаться» от них, когда это нужно.

В 3-4 года ребенок еще более активно познает мир. При этом у него наблюдается всплеск физической активности. Однако малыш остается очень восприимчивым к внешней обстановке и отношению со стороны других людей. Поэтому ведущими причинами бессонницы являются:

В 5 лет большинство ребятишек все еще посещают детские сады. В таком возрасте ведущую роль в развитии бессонницы играют причины, связанные с психикой ребенка и отношениями в семье, внешней обстановкой.

Почему развивается бессонница у школьников?

Бессонница у детей школьного возраста чаще всего развивается из-за психологических факторов. Можно выделить условные периоды, когда эти причины особенно актуальны:

Однако, помимо стресса (проблемы и конфликты в школе, подготовка к соревнованиям и т.д.) актуальными остаются и другие причины. Это:

Как проявляется бессонница

Для патологического состояния характерны:

Что делать, если у ребенка бессонница

Если ребенок страдает от бессонницы, не стоит сразу же прибегать к медикаментозному лечению. То есть не нужно сразу же давать таблетки. Рекомендовано сначала устранить факторы, мешающие нормальному сну:

Если причина кроется в стрессе или внутренних переживаниях, устранить которые не под силу родителям, то следует обратиться к психологу.

Давать лекарство от бессонницы стоит, если указанные способы не действуют и только по рекомендации специалиста.

Что дать ребенку от бессонницы?

Перед тем, как давать детям средство, позволяющее избавиться от бессонницы, необходимо учитывать критерии выбора лекрства. А это:

Рекомендовано использовать препараты, максимально отвечающие перечисленным параметрам.

Ребенку нельзя давать то средство от бессонницы, что предназначено для взрослых, поскольку так можно сильно навредить его здоровью.

Лучшим лекарством от бессонницы у детей станет препарат, специально разработанный для детского возраста. Таким является «Дормикинд». Он создан с учетом возрастным особенностей физиологии детского организма и соответствует всем параметрам безопасности.

«Дормикинд» является средством с натуральным составом, поэтому он разрешен для приема без рецепта врача.

В том случае, если состояние ребенка не улучшается, рекомендовано обратиться к педиатру. Он достоверно знает, как лечить бессонницу у детей.

Источник

Нарушение сна у ребенка

Около 30% детей имеют нарушения сна в какой-то период жизни. Они могут быть разной степени тяжести, но большинство расстройств поддается коррекции. Родителям важно распознавать симптомы нарушений, чтобы они «лечили» не их, а работали над главной причиной, которая мешает малышу хорошо спать.

Нарушение сна в дошкольном возрасте. 3804795 min. Нарушение сна в дошкольном возрасте фото. Нарушение сна в дошкольном возрасте-3804795 min. картинка Нарушение сна в дошкольном возрасте. картинка 3804795 min. Нередко перед родителями встает проблема бессонницы у детей. Однако в ряде случаев нарушения сна не являются бессонницей. Поэтому крайне важно уметь выявлять состояние и лишь после того, как оно было точно определено, начинать лечение.

Расстройства сна у детей бывают двух видов. Одни вызваны состоянием здоровья малыша, другие носят поведенческий характер.

Первичные нарушения связаны с незрелостью нервной системы, проблемами с дыханием и другими аспектами здоровья.

Как они проявляются:

Чтобы найти причину, возникновения этих проблем, следует обратиться к педиатру.

Симптомы поведенческих нарушений сна иные. Они проявляются у всех детей по-разному:

Такие расстройства характерны для многих детей. Они поддаются коррекции без применения медицинских препаратов. Именно с ними работает консультант по детскому сну.

Поведенческие проблемы со сном могут быть вызваны:

Над сном малыша нужно работать, так как при регулярном недосыпе ухудшается его самочувствие, поведение и здоровье:

Как нормализовать сон у ребенка

Лечение нарушений сна у детей поведенческого характера направлена на коррекцию режима и гигиены сна.

Терапия при первичных расстройствах сна

Лечение будет зависеть от вида и степени заболевания.

Если ваш малыш храпит, необходимо обратиться за помощью к наблюдающему врачу, которые направит вас к отоларингологу, также попросит при необходимости пройти специальное обследование.

Храп говорит о том, что у крохи в лежачем положении блокируются дыхательные пути и сокращается поступление в организм кислорода. Со временем это может привести к увеличению миндалин или аденоидов.

Стоит также обратиться к специалисту, если ребенок дышит через рот или сопит при засыпании.

Парасомнии встречаются в более старшем возрасте и обычно проходят по мере взросления.

Хочется отдельно остановиться на бессоннице у детей. Часто родители прибегают в этом случае к медикаментозному лечению. Однако это не всегда оправдано.

Бессонница — нарушение цикла сна, когда человек не может уснуть, долго спать или просыпается слишком рано с утра. Провоцируют бессонницу стресс, болезнь, эмоциональное состояние, тревога.

Среди малышей старше 4 месяцев распространена поведенческая бессонница, которая появляется вследствие неправильных ассоциаций на засыпание. Например, ребенок отказывается засыпать без укачивания, груди, в кроватке, если привык спать на руках или в постели родителей. В результате засыпание длится очень долго, подросший малыш всячески оттягивает время укладывания при отсутствии привычных ассоциаций. В этом случае нужно менять привычки, обучая ребенка самостоятельному засыпанию.

Как спит ваш кроха? С какими проблемами вы столкнулись?

Источник

Статья «Нарушения сна у детей дошкольного возраста»

Нарушения сна у детей дошкольного возраста

Поступление в детский сад является серьезным испытанием для детской нервной системы. За короткое время ребенку необходимо привыкнуть к новым социальным условиям и распорядку дня. Некоторые изменения в поведении малыша помогут Вам понять, что адаптация ребёнка проходит с трудом. Если ребенок беспокойно спит ночью, стал меньше улыбаться, ничем не интересуется и выглядит апатичным, это может быть вызвано как недостатком отдыха, так и повышенной утомляемостью из-за высокой нагрузки в школе. Основой правильного умственного и физического развития детей является полноценный здоровый сон.

Симптомы нарушения сна

Если ребенок беспокойно спит ночью, долго не может уснуть, жалуется на кошмары и в течение ночи несколько раз просыпается, значит, у него обострены тревоги и детские страхи. Малыш становится неуверенным в себе и требует Вашей поддержки в делах, которые раньше мог выполнять самостоятельно.

Плаксивость и повышенная чувствительность

Беспокойный сон у ребенка нередко сопровождается изменениями в поведении. Поведение детей иногда кардинально меняется: они становятся обидчивыми и ранимыми, неуправляемыми и непослушными, легко выходят из себя. При этом Ваш обычно спокойный малыш выглядит расстроенным, старается лишний раз обнять Вас, прижаться к Вам, просит вечером побыть с ним. Его эмоциональное состояние как будто возвращается назад на 1-2 года.

Нарушение сна у детей может привести к повышению возбудимости. Ребенку трудно сосредоточиться, сконцентрироваться и выполнять задание дольше 3-4 минут подряд. У него часто изменяется настроение, он не может самостоятельно успокоиться, а в течение дня жалуется на усталость и плохое самочувствие.

Виды нарушения сна

Инсомния, или бессонница

Инсомнией называют расстройство засыпания и способности не просыпаться длительное время, необходимое для отдыха. Причины таких нарушений сна у детей могут быть самыми разными: стресс, проблемы дыхательной системы, психические заболевания и т.д.

Гиперсомния, или патологическая сонливость

Для патологической сонливости характерна избыточная длительность ночного отдыха или повторяющиеся эпизоды дневной сонливости. Такое нарушение сна у детей может быть вызвано дыхательными расстройствами, инфекционными, психическими заболеваниями и т.д.

Неправильное чередование сна и бодрствования

Данный вид расстройств подразделяется на синдром не-24-часового цикла суток (смещение режима сна и бодрствования на 1-3 часа), синдромы преждевременного и замедленного периодов сна. Они обычно вызваны бытовыми факторами, например, беспокойный сон у ребенка может наблюдаться, если его распорядок дня часто изменяется.

Нарушение сна у детей этого вида характеризуется сбоем в фазах сна, неполным пробуждением, повышенной двигательной активностью и т. п. К парасомнии относятся приступы ночных страхов, энурез (непроизвольное мочеиспускание) и «лунатизм».

Что препятствует спокойному сну

Чаще всего дети школьного возраста плохо спят из-за перевозбуждения или переутомления. Беспокойный сон у ребенка может быть вызван конфликтами с учителями, одноклассниками и родителями, сложными домашними заданиями, чрезмерными интеллектуальными нагрузками. Если ребенок привык допоздна смотреть телевизор или играть в компьютерные игры с динамичным сюжетом, проблемы с засыпанием обычно бывают вызваны перевозбуждением.

Если ребенок беспокойно спит ночью, не исключено, что это возникло из-за недомогания, вызванного острыми или хроническими заболеваниями. Школьники часто болеют простудными заболеваниями, ведь инфекция легко передается в коллективе от одного ребенка к другому. Именно поэтому чаще всего сомнические расстройства связаны с повышением температуры, ломотой в костях, головной болью. Иногда такие проблемы вызывают неприятные ощущения в желудке и кишечнике – тошнота, колики, боли. В любом из перечисленных случаев ребенка нужно показать педиатру.

У детей школьного возраста, как и у малышей, сомнические расстройства могут быть вызваны неправильной работой центральной нервной системы. Беспокойный сон у ребенка может стать следствием ночного энуреза, повторяющихся кошмаров, снохождения и сноговорения. При наличии любого из этих отклонений школьника необходимо показать неврологу для исключения эпилепсии и других тяжелых заболеваний.

Последствия для здоровья

Если ребенок беспокойно спит ночью, значит, он плохо отдыхает и чувствует тревогу (возможно, его мучают детские страхи). Из-за чрезмерной усталости дети возбуждаются, а не успокаиваются. Уставший малыш обычно не просится сам в кровать, наоборот, у него портится настроение, он демонстрирует повышенную активность, может заплакать без причины, требует Вашего внимания и заботы. В дальнейшем беспокойный сон у ребенка может привести к трудностям в общении, формированию робости и неуверенности, понижению успеваемости, несмотря на хорошие способности, и т.д.

Что делать, чтобы малыш хорошо спал

У детей с рождения не отрегулирован суточный ритм. Чтобы ребенку было легче справиться с этой проблемой, понадобится Ваша помощь. Постарайтесь создать такие условия, чтобы настройка биологических часов прошла безболезненно для Вас и Вашего малыша.

Установить правильный режим

Детям необходимо ложиться спать в одинаковое время, проделывая такие процедуры, которые будут повторяться изо дня в день. Для Вас это должно стать неким ритуалом: после чтения книги или просмотра мультфильма Вы с ребенком идете умываться, затем укладываете его в кроватку, целуете, желаете добрых сновидений, гасите свет и выходите из комнаты.

Когда дети спокойны и не ожидают непредвиденных сюрпризов, они легко засыпают. Если в разные дни малыша укладывает, то мама, то папа, то бабушка, им необходимо договориться между собой, чтобы не изменять порядок процедур, стараясь выполнять все максимально одинаково. Постоянство придает ребенку уверенность, поэтому все действия должны повторяться ежевечерне. Малышу известно, что произойдет через 5 минут, через час, чувствует себя в безопасности и хорошо спит.

Помогать малышу уснуть

Чтоб ребенок спокойно спал, дайте ему стакан теплого молока, чашку обычного чая, настой/сироп из успокоительных трав или специальные детские седативные препараты. Прием таких средств при нарушении сна у детей помогает снизить порог возбудимости, облегчает засыпание, не вызывая при этом привыкания.

Спокойствие наших с Вами детей, это залог здорового образа жизни, улыбки детей, и счастливое детство.

Источник

Сон. Физиологическое значение сна. Фазы детского сна. Требования к организации сна детей

Елена Чулкова
Сон. Физиологическое значение сна. Фазы детского сна. Требования к организации сна детей

2. Физиологическое значение сна…. 6

3. Требования к организации сна детей…. 13

3.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка….13

3.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей….14

3.3. Фазы детского сна…16

Список использованной литературы…20

Как много мы спим! Сну мы отдаем треть нашей жизни. Сколько можно было бы успеть за это время, которого всем так не хватает! А что если спать меньше или вообще не спать? Вдруг в сокращении времени сна кроется один из резервов?

Так что же такое сон? Зачем он нужен организму? Что происходит с организмом во время сна? Почему нам снятся сны и что такое сновидения?

Однако, по-настоящему профессиональный интерес к сновидениям начался с появлением работы З. Фрейда* «Толкование сновидений» (1900г.).

2. Физиологическое значение сна

Сон крайне важен для нашего организма. Во время него происходит множество жизненно-важных процессов. Рассмотрим главные функции сна.

Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Во время быстрого сна происходит восстановление пластичности нейронов и обогащение их кислородом.

Сон помогает восполнить наш уровень энергии, таким образом, увеличивая и поддерживая общий уровень активности и внимательности. Достаточное количество сна также связано с уменьшением риска заболевания хроническими болезнями, включая болезнь сердца и диабет 2-й степени.

Ночью у человека растут волосы и ногти.

Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается такой гормон как мелатонин. Мелатонин синтезируется из серотонина в эпифизе. Секреция мелатонина подчинена суточному ритму. Синтез и секреция мелатонина зависят от освещённости — избыток света тормозит его образование, а снижение освещённости повышает синтез и секрецию гормона. У человека на ночные часы приходится 70 % суточной продукции мелатонина.

Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Способствует омоложению, защищает клетки от канцерогенов, радиации, гербицидов и пестицидов, помогает бороться с опухолями, замедляет процессы старения, укрепляет иммунную систему, помогает справиться со стрессом, увеличивает способность переживать радость, удовольствие, уменьшает количество холестерина в крови, снижает кровяное давление, помогает справиться с аритмией сердца, уменьшает риск остеопороза.

6. Требования к организации сна детей

6.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка

Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Результаты исследований показали, что дети в возрасте 3—4 лет, которых не укладывали на дневной отдых, проявляли более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети, продолжавшие ежедневно спать I— 2 ч в обеденное время. Ученые пришли к выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен сам по себе в качестве передышки для организма энергичного ребенка. Дневной сон — чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа.

Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Для детей раннего и дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития.

Потребность во сне в значительной мере связана с условиями окружающей среды с функциональным состоянием организма и зависит от множества других факторов.

Выдающийся физиолог И. П. Павлов установит что сон — это тормозное состояние нервных клеток, возникающее вслед за их активной деятельностью (он восстанавливает нормальную деятельность организма функции нервных клеток коры больших полушарии головного мозга). Поэтому так велика роль полноценного сна для ребенка дошкольного возраста организм, которого требует не только восстановления затраченной энергии, но и со здания благоприятной основы для его дальнейшего нормального роста и развития.

Нервная система ребенка еще недостаточно сформирована, она не обладает большой выносливостью и подвержена сравнительно Быстрому истощению. Особенно неблагоприятно отражается на ее состоянии и состоянии организма в целом частое недосыпание, которое определяется не только недостаточной продолжительностью сна, но и плохим качеством сна, когда он неспокоен и часто прерывается.

Исследования показали, что при недостатке сна у дошкольника в пределах 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток коры головного мозга значительно снижается. А это влечет за собой снижение активной деятельности и работоспособности. Часто нарушается поведение. У ребенка могут появиться неправильные неадекватные реакции на те или иные воздействия окружающих его сверстников и взрослых. Он может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот и т. п. Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослаблением внимания памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот, вялыми и безучастными к окружающему. Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к заболеваниям, так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма, тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.

6.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей

Для формирования полноценного сна у детей важно на всех возрастных этапах создавать необходимые для него гигиенические и педагогические условия, устранять причины, мешающие его наступлению. Мы должны обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Чем моложе ребенок, тем большее количество часов он спит и меньше бодрствует. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 11-12 ч. Дневной сон в зависимости от возраста длится до 2-2,5 ч. Он обязателен, так как нервная система ребенка быстро реагирует на внешние раздражители, относительно легкоранима и менее вынослива по сравнению с нервной системой взрослого. Именно поэтому активное непрерывное бодрствование дошкольников ограничено. Если ребенок в детском саду не спит, то мы должны выяснить причину этого, поговорить с родителями, врачом или медсестрой детского сада.

Создавая условия для хорошего сна ребенка, следует помнить о том, что свежий воздух является лучшим «усыпляющим» и оздоровительным средством. Поэтому перед сном следует проветрить комнату 15-20 минут.

Одежда для сна в помещении должна быть свободной, сшитой из мягких хлопчатобумажных тканей. Наиболее удобными для этой цели будут длинная рубашка или пижама без карманов с небольшим числом пуговиц. В жаркое время года дети могут спать в одних трусах, предназначенных специально для сна. Важно постоянно следить за тем, чтобы во время сна дети не переохлаждались и не перегревались. Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Лучше, если он будет засыпать лежа на правом боку или на спине. При таких положениях тела внутренние органы испытывают наименьшее давление веса тела.

Укладывание наиболее сложный и ответственный момент в организации сна, имеющий большое значение для его нормального протекания; необходимо доброжелательно и в тоже время настойчиво укладывать спать ребенка. Только так можно добиться быстрого засыпания. При организации сна в первую очередь я укладываю ослабленных детей, детей, быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых, беспокойных при засыпании я укладываю в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т. д.).

Спокойная обстановка создаст общий положительный настрой перед сном, а тишина в спальне будет способствовать глубокому сну. В это время недопустимы разговоры, шум. Я дольше бываю около трудно засыпающего ребенка, не позволяя ему разговаривать, вертеться. Все дети в той или иной степени нуждаются при засыпании в определенных педагогических воздействиях. Хорошо, если для ребенка потребуется в среднем от 5 до 20 минут для засыпания. Если же оно затягивается на 30-40 минут, то сон окажется недостаточным по длительности, а, следовательно, не обеспечит восстановление работоспособности, необходимой для продолжения активного бодрствования.

6.3. Фазы детского сна

По данным физиологических исследований, сон на всем своем протяжении проходит разные фазы: после засыпания обычно сразу наступает глубокий сон, затем он сменяется более поверхностным и вновь глубоким. Во время ночного сна такая цикличная смена фаз может происходить до 8—10 раз, если он не прерывается. Общая длительность одного цикла, включающего фазы глубокого и неглубокого сна, равна примерно 1 ч. Днем полноценный сон ребенка обеспечивается 2—3 периодами глубокого сна, т е. в течение 1,5—2 ч периоды глубокого сна повторяются 2 раза; при 2-2,5-часовом сне — 3 раза. У возбудимых детей периоды глубокого сна продолжаются лишь 30—45 мин; неглубокий сон протекает у них, как правило, с большим числом двигательных и эмоциональных реакций. У большинства детей с уравновешенной нервной системой фазы неглубокого сна протекают без каких-либо особенностей и по длительности составляют не более 10—15 мин. Однако в это время дети легче пробуждаются от различных внешних раздражителей, шума, поэтому в период неглубокого сна, наступающего примерно через час после засыпания, важно не допустить пробуждения ребенка. Исследованиями показано, что во время дневного сна у многих детей полное торможение наступает только во второй, а иногда и в третий период глубокого сна, т. е. спустя достаточно длительное время после укладывания. Вот почему так необходимо охранять сон детей на всем его протяжении.

Сон детей старшего дошкольного возраста по своему характеру приближается ко сну взрослых, хотя и имеет свои особенности.

В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:

• Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.

• Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.

Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна:

1. От продолжительности сна;

3. От того, как согласуется режим сна и бодрствования человека с биоритмами природы.

• Необходимо жить в соответствии с биоритмами природы.

• Наиболее благоприятен для организма тип активности «голубь».

• Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

• Для здоровья организма необходим не только здоровый режим сна, но и режим питания, физическая деятельность и т. п.

(ВЫПИСКА ИЗ СанПиНов)

2.12. Требования к организации режима дня и учебных занятий

Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

Список использованной литературы

1. Вейн А. М. «Патология мозга и структура ночного сна», 1971.

2. Дильман В. М. «Большие биологические часы», 1981

3. Дроздова И. В. «Удивительная биология», 2005.

4. Куприянович Л. И. «Биологические ритмы и сон», 1976.

5. Хомутов А. Е. «Анатомия центральной нервной системы», 2005.

6. Хомутов А. Е. «Физиология центральной нервной системы», 2006.

Обеспечение ранней социализации и интеллектуального развития детей в рамках организации работы детского мини-центра В сентябре 2011 года решением педагогического совета мы организовали Детский мини-центра «Зеленная дверца» по адаптации и социализации детей.

Памятка для воспитателей «Требования к организации физического воспитания детей 4–5 лет» «Образование ребенка должно быть направлено на развитие физических способностей ребенка в их самом полном объеме». (Конвенции о правах ребёнка.

Нарушение сна в дошкольном возрасте. detsad 197355 1456636584. Нарушение сна в дошкольном возрасте фото. Нарушение сна в дошкольном возрасте-detsad 197355 1456636584. картинка Нарушение сна в дошкольном возрасте. картинка detsad 197355 1456636584. Нередко перед родителями встает проблема бессонницы у детей. Однако в ряде случаев нарушения сна не являются бессонницей. Поэтому крайне важно уметь выявлять состояние и лишь после того, как оно было точно определено, начинать лечение.Проект по созданию в дошкольной организации детского хорового коллектива «Россияночка» Введение В условиях современной России, при наличии социальной и экономической нестабильности, значительного числа национальных конфликтов,.

Развитие познавательных интересов воспитанников в процессе организации детского музея в группе детского сада. Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО, является:.

Требования к личности воспитателя в коррекционных группах детского сада для детей с нарушениями речи Педагог дошкольного образования должен обладать наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными.

Требования к оцениванию познавательного развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС до Согласно п. 4.3 Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования.

Требования к организации и проведению современного занятия Ситдикова Ирина Анатольевна, старший воспитатель, МАДОУ №79, г. Томск Требования к организации и проведению современного занятия У каждого.

Требования к организации предметно-развивающей среды учреждения дошкольного образования в соответствии с ФГОС до Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Воспитательная программа организации отдыха и оздоровления детей детского пришкольного лагеря дневного прибывания Пояснительная записка Воспитательная программа организации отдыха и оздоровления детей детского пришкольного лагеря дневного прибывания.

Экологическая тропинка детского сада. Методические рекомендации по организации Методические материал освещает организацию одну из форм работы МБ ДОУ № 14 в направлении реализации целевых ориентиров познавательного,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *