Никодим святогорец толкование на каноны

Преподобный Никодим Святогорец. Из толкования на канон Пасхи. Книга «Канон Пасхи. Истоки и толкование»

Никодим святогорец толкование на каноны. 2. Никодим святогорец толкование на каноны фото. Никодим святогорец толкование на каноны-2. картинка Никодим святогорец толкование на каноны. картинка 2. Человек состоит из души и тела, и потому имеет двоякого рода чувства— пять душевных и пять телесных. Чувства души следующие: ум, рассуждение, мнение, воображение, способность к восприятию; а телесные чувства— зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Священный певец Иоанн призывает нас хранить умные чувства души чистыми от дурных пожеланий и гнева, от хульных, лукавых и постыдных помыслов и, просто сказать, от всех страстей, называемых душевными. Подобным образом он призывает нас хранить чистыми и телесные чувства. Глаза подобает хранить чистыми от театральных представлений и плясок, от азартных игр и прочих постыдных и скверных зрелищ, которые возбуждают жало плотских наслаждений.

Из книги «Канон Пасхи. Истоки и толкование». Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина, истолкованный преподобным Никодимом Святогорцем и Слово на Святую Пасху Святителя Григория Богослова. Отрывок из толкования преподобного Никодима Святогорца на второй тропарь первой песни. Купить книгу «Канон Пасхи. Истоки и толкование» здесь

Человек состоит из души и тела, и потому имеет двоякого рода чувства— пять душевных и пять телесных. Чувства души следующие: ум, рассуждение, мнение, воображение, способность к восприятию; а телесные чувства— зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Священный певец Иоанн призывает нас хранить умные чувства души чистыми от дурных пожеланий и гнева, от хульных, лукавых и постыдных помыслов и, просто сказать, от всех страстей, называемых душевными. Подобным образом он призывает нас хранить чистыми и телесные чувства. Глаза подобает хранить чистыми от театральных представлений и плясок, от азартных игр и прочих постыдных и скверных зрелищ, которые возбуждают жало плотских наслаждений.

Очевидно, эти размышления певец заимствовал у Григория Богослова, который говорит: «Хранится же до пятого дня (агнец, закалаемый на Пасху и прообразующий собой Христа),— может быть, потому, что Жертва ради меня есть очистительная для чувств, от которых моё падение и вокруг которых брань, ибо в них вонзается жало греха» (Слово на Пасху).

Итак, если мы очистим свои душевные и телесные чувства, а в особенности ум и зрение, тогда непременно удостоимся увидеть умными очами души Владыку Христа, Который, восстав из гроба, блистает ярче солнца столь великим и превосходящим всё прочее светом Воскресения, что к этому свету из-за его яркости невозможно приблизиться.

Что я говорю! Если мы очистим не только два этих чувства— зрение и слух, но и все чувства вообще, тогда насладимся умопостигаемой благодатью воскресшего Господа.

Наше духовное обоняние, будучи очищенным, начнёт обонять духовное благовоние и благоухание мира, испускаемое воскресшим Владыкой, по написанному: «Воня мира твоего паче всех аромат» (Песн.1, 2). Подобным образом наш духовный вкус будет вкушать умопостигаемую благость Восставшего из мёртвых, по словам Писания: «Вкусите и видите, яко благ Господь» (пс.33, 9).

Также и наше духовное осязание ощутит умопостигаемые объятия Воскресшего, как написано: «Шуйца его под главою моею и десница его объимет мя» (Песн.2, 6). Поэтому божественный Григорий Синаит сказал: «Не видящий, не слышащий и не чувствующий духовно— мёртв».

Так и духоносный и имеющий возвышенный ум святой Каллист в одном из своих сочинений, сохранившемся в рукописях, показывает, что Бог по Своему человеколюбию становится доступным для каждого нашего умного чувства.

Быстрая доставка Жития и книг преподобного Паисия Святогорца по всей России и Беларуси — к вам домой, в офис или на ближайший пункт самовывоза. Оплата при получении или предоплата картой.

Источник

Песнь 6. Ирмос:

Воднаго зверя во утробе, длани Иона крестовидно распростер, спасительную страсть проображашe яве: тем тридневен исшед, премирное воскресение прописаше, плотию пригвожденнаго Христа Бога, и тридневным воскресением мир просвещшаго.

Так как шестая песнь есть произведение пророка Ионы, то посему божественный Косма не удовольствовался составлением ирмоса ее из других повествований, применяя их к настоящему празднику креста, как это он сделал в других песнях, нет! но нашедши, что творец ее Иона был прообразом распятия Господня и тридневного воскресения Его, сделал этот самый предмет и содержанием настоящего ирмоса. Поэтому он и говорит, что Иона, когда распростер руки свои в виде креста внутри чрева кита водного, т. е. морского, пребывающего в воде и водной влаге, то этим самым видом креста ясно прообразовал страдание Христа, спасительное для всех людей. Ибо на кресте Господь испытывал величайшее страдание, крепко пригвожденный к нему, будучи распростерт всем телом, с прободенными руками и ногами, горькою желчью и уксусом напоенный и в пречистое ребро копием пораженный.

Далее и тем, что Иона не потреблен был китом, но по истечении трех дней вышел из него цел и невредим, и этим, говорю, он прообразовал воскресение Владыки Христа, Который, хотя и распят был на кресте по плоти, умер и погребен, однако не был удержан ни смертию, ни адом, но после трех дней воскресши, этим воскресением просветил весь мир. Как чувственное солнце, исходя от восточной стороны горизонта, разрешает ночной мрак и освещает весь подлунный мир, так и мысленное Солнце правды Христос, вышедши из гроба, подобного восточному горизонту, разрушил мрак неведения и неверия, просветил омраченных людей приятным светом сияющими лучами светлого и радостного миру воскресения Своего.

Почему же воскресение Господне песнопевец назвал премирным? Потому, что оно выше всякого разумения и понимания людей, живущих в мире, чтобы не сказать и ангелов; ибо оно превосходит все пределы и законы природы и есть дело и произведение одного только всемогущества Божия. Поэтому и апостол Павел, желая выразить то же самое, говорит: «по действу державы крепости Его, юже содея» (т. е. Отец) «о Христе, воскресив Его от мертвых» ( Еф. 1, 19–20 ); и еще: «ибо аще и распят бысть от немощи, но жив есть от силы Божия» ( 2Кор. 13, 4 ).

Можешь и ты, возлюбленный, извлечь из мысли сего ирмоса пользу для души. В лице Ионы разумеется всякий человек, который оказывает непослушание словам и заповедям Бога и не хочет подчиняться божественной воле Его. Поэтому если и ты, брат, не послушаешь, как Иона, и не захочешь повиноваться повелениям Господа твоего и подчиняться Его воле, то знай, что и ты не избежишь рук Божиих, хотя бы и старался избежать их. Ибо Он попустит, чтобы ты, как Иона, впал в бурю едкого и горького моря, т. е. в разнообразные скорби злострадания, а потом допустит, чтобы тебя поглотило, как кит, какое-либо великое искушение. Но когда Бог допустит, чтобы ты все это потерпел, то не устрашись и не отчаивайся; но испросив прощения за непослушание твое, с терпением перенеси эти скорби и злострадания, благодаря Бога, наказывающего тебя за грехи твои, и считая себя достойным всякого наказания, произноси с самоосуждением следующие слова пророка Ионы: «возмите мя и вверзите в море» ( Ион. 1, 12 ), ибо я достоин был потопленным в нем, так как не послушался Бога моего. Когда же впадешь в какое-либо великое искушение и будешь, как китом, поглощен им, не отчаивайся и не теряй надежды спасения твоего, но подымая вверх руки крестообразно, молись Богу с сокрушенным сердцем, говоря с Ионою: «возопих в скорби моей ко Господу Богу моему. вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша. да приидет к Тебе молитва моя к храму святому Твоему » ( Ион. 2, 3, 4, 8 ); ибо молитва есть величайшая защита в искушениях по мнению Златоуста. И будь твердо уверен, что Бог услышит молитву твою и избавит чудесно тебя от этого искушения, так что и ты, принося благодарение Господу, будешь говорить Ему: «да взыдет из истления живот мой к Тебе, Господи Боже мой» ( Ион. 2,7 ).

Тропарь 1

Старостию преклонився, и недугом отягчен, исправися Иаков руце пременив, действие являя жизноноснаго Креста: ибо ветхость законнаго сеновнаго писания новописа, на сем плотию пригвоздивыйся Бог, и душегубительный недуг лести отгна.

В 48-й главе книги Бытия написано, что когда патриарх Иаков состарился и не мог видеть ясно, тогда сын его Иосиф взял с собою двух сыновей своих, Манассию старшего и Ефрема младшего, и подвел их к отцу своему Иакову, чтобы он благословил их, и поставил Манассию под правую руку Иакова, а Ефрема под левую. Но Иаков, изменив положение рук своих, положил их крестообразно на головы юношей, т. е. правую руку положил на Ефрема, а левую – на Манассию. Это-то повествование священный Косма и делает содержанием настоящего тропаря и применяет его к торжеству креста. Поэтому и говорит, что старец Иаков, который сгорбился от долговременной старости (ибо ему было тогда сто сорок семь лет) и чувствовал тяжесть от немощи, он-то, говорю, хотя и страдал этими двумя болезнями, т. е. старостию и немощию, однако не имел препятствия ни в той ни в другой. Но поднялся, когда переменил руки свои и положил их крестообразно на головы Ефрема и Манассии.

Далее, как тот же Иаков, укрепившись силою образа креста, освободился и от немощи, которую имел, так и распятый Христос изгнал душепагубную немощь заблуждения, т. е. душевредное идолопоклонство язычников.

Однако и ты, возлюбленный брат, если состарился, как Иаков, или состарился душою от греха, ибо грех и особенно заботы и попечения о настоящей жизни причиняют старость и ветхость, как сказал премудрый Сирах: «печаль прежде времене старость наводит» ( Сир. 30, 26 ); если, говорю, так ты постарел, укрепись верою в распятого Христа и воскликни к Нему изречением Давида: «не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене» ( Пс. 70, 9 ).

Тропарь 2

На юныя возложив длани божественный Израиль, крестовидно главы являше, яко старейшая слава, законослужители людие: темже подмневся тако испрельститися, не измени жизноноснаго образа: превзыдут бо людие Христовы Божии, новоутверждении, вопияше, крестом ограждаеми.

Однако сын Иакова Иосиф, подозревая здесь ошибку, полагая, что отец лишился рассудка от старости и немощи и потому не знал, кто старший и кто младший сын. взял руку отца, возложенную на голову Ефрема, чтобы положить ее на голову Манассии. Но духовный богоносный старец не захотел положить правую руку на голову Манассии, а также и не хотел изменить образ креста, представленный крестообразным возложением. Нет! он оставил руки свои, как были, представляющими вид креста. И как бы пророчески говорил Иосифу: «оставь, сын мой Иосиф, оставь руки мои представляющими вид креста, как я их сложил, оставь правую руку на голове младшего сына твоего Ефрема, ибо пророчески говорю тебе, что как образом креста благословляется ныне младший сын твой Ефрем, так тем же крестом будет благословлен в последующее время и младший народ из язычников христианский, и как младший сын твой Ефрем возвысится больше старшего Манассии, так и новооснованный и новосоставленный народ Христа Бога. – Ибо Его народ суть язычники, согласно обещанию Отца, сказавшего: «дам Ти языки достояние Твое» ( Пс. 2,8 ). Так, говорю, и новооснованный христоименитый народ, утверждаясь и укрепляясь от честного креста, несомненно будет выше древнейшего народа Иудейского. Эту мысль заимствовал песнопевец из книги Бытия, где Бог сказал почти то же самое пророчество Ревекке, когда она имела во чреве Иакова, бывшего прообразом нового Исава, который был прообразом древнего еврейского народа. «И рече ей Господь: два языка во утробе твоей суть, и двои людие от утробы твоея разлучатся: и людие людей превзыдут, и больший поработает меншему» ( Быт. 25, 23 ). Он сказал, что Ефрем превзойдет Манассию, не только потому, что ему дана правая рука деда его Иакова, но и потому, что на него же возложена правая рука отца его Иосифа, как заметил Евсевий. Отсюда следовательно двойное было на нем благословение и двойная благодать, ибо правая сторона принимается за добро, за славу и за благословение. Поэтому и праведные на последнем суде будут стоять по правую сторону Господа. А Манассии дана не только левая рука деда его Иакова, но и левая – отца его Иосифа, и следовательно двойное было для него уменьшение благословения и славы, ибо и левая сторона означает зло и бесчестие, как на то указывают и грешники, стоящие по левую сторону Господа на суде. Иосиф держал Манассию левою рукою, чтобы правая рука Иакова была возложена на него, а Ефрема держал правою для того, чтобы левая рука отца была положена на нем. Но когда Иаков перевернул руки свои, сложив их крестообразно, то все стало наоборот: правая его рука пала на правую руку Иосифа, державшую Ефрема, а левая – на левую Иосифа, державшую Манассию. Поэтому, чрез такое благословение, колено Ефремово не только сделалось прообразом нового христианского народа, как мы сказали, но и возвысилось на земле и воцарилось в Самарии над десятью другими коленами Израиля и взяло город Сикимы (Сихем), который обещал Иаков дать Иосифу, и из этого колена родился Иисус Навин, сделавшийся истинным прообразом Иисуса Христа, по толкованию Оригена.

И к тебе, возлюбленный, может быть применена мысль этого тропаря, потому что, если и ты будешь добродетелен и украшен добрым настроением и боголюбезными христианскими делами, то будь твердо уверен, что эти твои добрые дела возвысят и прославят тебя более других. Если бы даже случилось, что ты моложе по возрасту и меньше, то не печалься, потому что Бог предпочтет тебя, за твои добродетели, старшим и большим тебя. Как он предпочел младшего Авеля старшему Каину, меньшего Сима большему Иафету, младшего Исаака старшему Измаилу, послерожденного Иакова перворожденному Исаву, юного Иосифа старшим его братьям Рувиму и Иуде, послеродившегося Моисея перворожденному Аарону, младшего Давида всем старшим его семи братьям и меньшего Ефрема большему Манассии. Везде и всегда добродетель имеет предпочтение, а не первородство, доброе настроение венчается, а не природные преимущества, добровольное избрание чтится, а не старость. Поэтому очень часто случается, что первые делаются последними, а последние первыми, как сказал Господь: «мнози будут первии последни, а последнии перви» ( Мк. 10, 31 ). Давид был младший, но поелику старался исполнять и исполнял заповеди Господни, то посему получил Божественную благодать, чтобы разуметь тайны Божии более, нежели старшие его. Потому он и говорил: «паче старец разумех: яко заповеди Твоя взысках» ( Пс. 118, 100 ). И пророк Даниил был моложе других, но своею добродетелью и целомудрием своим осудил двух развратных старцев. И Елиуй был моложе летами трех друзей Иова, однако за свою добродетель умудрен был от Господа более, нежели те, потому и говорил: «Дух есть в человецех, дыхание же Вседержителево есть научающее. Не многолетнии суть премудри, ниже старии ведят суд» ( Иов. 32, 8–9 ).

По моему мнению, песнопевец Косма эту мысль заимствовал у Григория Богослова, который в следующих стихах о себе самом, писанных героическим гекзаметром, проводит то мнение, что Иона крестообразно распростер руки во чреве кита: «Тем (крестом) и из великого кита вышел Иона Помолившись и руки распростерши в его чреве».

Заметь, что кит, поглотивший Иону, называется Falaina или Kabintogion. Он изверг пророка на сушу Палестинских берегов или на берег Черного моря, по мнению Иосифа, ибо и чрез Палестину и по Черному морю можно ехать в город Нивению. Смотри и примечания на толкование шестой песни Ионы в нашем «Вертограде Благодати» и в нашем «Синаксаристе» и примечания на двадцать первое сентября, когда празднуется память божественного Ионы.

Поэтому блаженный Августин и Григорий Нисский и прочие отцы говорят, что буква, т. е. одно только буквальное толкование ветхозаветного закона убивает, если не принимается при этом во внимание и духовный смысл закона, духовное изъяснение его; ибо оно животворит.

Так толкует иудей Филон; а с еврейского Израиль значит прямо «Богоборец».

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Песнь 7. Ирмос:

(Дословный перевод) Тот, кто спас / освободил детей из печи, став человек, страдает как смертный и с помощью страдания смертное одевает в благолепие нетления, один благословенный отцов Бог и препрославленный.

(Славянский текст) Отроки от пещи избавивый, быв человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, Един благословен отцев Бог и препрославлен.

(Перевод Ловягина) Избавивший отроков из пещи, соделавшись человеком, страждет как смертный, и страданием (своим) облекает смертное в красоту бессмертия; един Бог отцев – благословен и препрославлен.

Христос, потому что Он Бог, – говорит певец, – в древности сошел в вавилонскую печь в виде и образе ангела и сохранил трех отроков невредимыми от пламени печи, так что огонь не погубил даже волоска на них: «Ангел же Господень сниде купно с сущими с Азариею в пещь и оттрясе пламень огненный от пещи и сотвори среднее пещи яко дух росы шумящ и не прикоснуся их отнюд огнь и не оскорби, ниже стужи им» ( Дан. 3, 49–50 ). Итак, Тот Самый, Кто спас трех отроков, впоследствии став человеком, как я, и обнищав моей смертностью, страдает, как смертный. Однако посредством Своего страдания Он одевает благолепием нетления смертное смешение Адамово и наше, поскольку не только Он Сам после Воскресения облекся благолепием и нетлением, как человек, по словам божественного Давида: «Господь воцарися, в лепоту облечеся» ( Пс. 92, 1 ), но и нас, растленных грехом, облек нетлением ради превосходящей благости и тех природных близости и сродства с нашим человечеством, которые имело человечество, воспринятое Им.

О том, что сошедший в печь в виде ангела и сохранивший трех отроков невредимыми от огня, был Единородным Сыном Божиим, свидетельствует и сам царь Навуходоносор, говорящий: «Се аз вижду мужи четыри разрешены и ходяща среди огня и истления несть в них, и зрак четвертого подобен Сыну Божию» ( Дан. 3, 92 ). И многие отцы под ангелом, сошедшим в печь, подразумевают Ангела «велика совета» Отчего, по выражению Исаии ( Ис. 9, 6 ). Смотри же, как певец надлежащим образом согласовал этот ирмос и с седьмой песнью трех отроков, и с праздником Воскресения: как три отрока были сохранены невредимыми и не тронутыми огнем печи, так и тленное и смертное тело Господа не только не потерпело истления во гробе (то есть разложения на стихии, из которых оно было составлено), но и приобрело сверх того нетление и бессмертие.

(Дословный перевод) Женщины с миром богомудрые за Тобой спешили / бежали; Кого они, как смертного, со слезами искали, Тому поклонились с радостью – Живому Богу, и Пасху таинственную Твоим, Христе, ученикам, благовествовали.

(Славянский текст) Жены с миры богомудрыя вслед Тебе течаху: егоже яко мертва со слезами искаху, поклонишася радующияся живому Богу, и Пасху тайную Твоим, Христе, учеником благовестиша.

(Перевод Ловягина) Богомудрые жены вслед за тобою спешили с благовонными мастями; но кого они, как мертвого, искали со слезами, тому поклонились с радостию, (как) живому Богу, и ученикам твоим, Христе, возвестили таинственную Пасху ( Мк. 16, 1–7 ).

Этот тропарь заимствован певцом из книги Песни песней, ибо там умопостигаемая невеста душа с любовью взывает к умопостигаемому Жениху Христу так: «Миро излияное имя твое, сего ради отроковицы возлюбиша тя, привлекоша тя: вслед тебе в воню мира твоего течем» ( Песн. 1, 2–3 ). Скрепляет и удобно соединяет это изречение из книги Песнь песней с повествованием о мироносицах, хотя и с одним различием: упоминающиеся в Песни песней были отроковицами и бежали вслед за женихом, чтобы помазаться его умным миром, а эти мироносицы были стары и спешили, наоборот, помазать погребенного Жениха Христа. Однако можно сказать, что и мироносицы, несущие миро к телу Господа, приносили его ради того, чтобы быть духовно помазанными Господом, и что и эти мироносицы были отроковицами, потому что в отношении добродетелей они были юными и цветущими. Во всем же остальном и к мироносицам относится вышеприведенное изречение Песни песней, поскольку они не только возлюбили Владыку Христа, Который есть умопостигаемый Жених душ, и устремились вслед за Ним, оставив все мирское, но и привлекли Его в свои сердца, там напечатлели Его любовью и умно служили Ему как Богу и Господу, по другому изречению поющей невесты, которое гласит: «Обретох егоже возлюби душа моя, удержах его и не оставих его, дóндеже введох его в дом матере моея и в чертог заченшия мя» ( Песн. 3, 4 ). Дом и чертог – сердце человека, мать и зачавшая – мудрость Божия, сотворившая все и самое сердце, согласно толкователям Песни песней, и в особенности Григорию Нисскому и богоносному Максиму.

Ещё они принесли слезы потому, что не нашли вожделенного тела Сладчайшего Иисуса, ибо если бы они нашли его, может быть, обрели бы малое утешение в своей скорби и любви. А поскольку они его не нашли, то безутешно плакали и рыдали, не вынося лишения столь великого Учителя, Благодетеля и Спасителя, ибо знают боголюбивые души и сердца, чего достоин Бог и Иисус, и поэтому, когда они лишились Его, бегут вверх и вниз, с трудом ища Его, и проливают о Нем кровавые слезы. Поэтому и Давид плакал безутешно о лишении Бога: «Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой?» ( Пс. 41, 4 ).

(Дословный перевод) Смерти празднуем умерщвление, ада разрушение / уничтожение / убийство, иного жития вечного начаток и, прыгая / радуясь, воспеваем Того, Кто есть причина этого, – Единого благословенного Бога отцов и препрославленного.

(Славянский текст) Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго, Единаго Благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго.

(Перевод Ловягина) Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой вечной жизни, и в восторге воспеваем Виновника (сего), единого Бога отцев, благословенного и препрославленного ( Ос. 13, 14 ; 1Кор. 15, 54 ).

Упоминает певец и о том, что ради трех вышеупомянутых великих благодеяний, которые получили мы, христиане, подобает нам радоваться, и плясать, и петь, и благодарить Первопричину этого, Христа, Который Своим Воскресением даровал нам эти блага, и только Он Один благословенный и препрославленный Бог Отцов наших. Он говорит это, чтобы показать, что перед нами седьмая песнь, для которой это выражение является отличительным. И если за каждое малейшее благо, которое мы получили от Бога, нам необходимо благодарить Его, как возвестил апостол: «О всем благодарите» ( 1Сол. 5, 18 ), насколько более мы должны благодарить Бога, даровавшего нам столь великие, столь богоприличные и столь непостижимые и неизъяснимые блага? 26

(Дословный перевод) Поистине священна и вся является праздником эта спасительная ночь и светозарная, которая есть предвозвестница светоносного дня восстания и в которую вневременный Свет из гроба плотски всем воссиял.

(Славянский текст) Яко воистинну священная, и всепразднственная сия спасительная нощь, и светозарная, светоноснаго дне востания сущи провозвестница: в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия.

(Перевод Ловягина) По истине священна и достойна всякого торжества сия спасительная и светозарная ночь, предвозвестница светоносного дня воскресения, в которую безлетный Свет во плоти для всех воссиял из гроба ( Ин. 20, 1 ).

И этот тропарь певец заимствовал у сирены, обладающей талантом ритора, – Григория Богослова, ибо он говорит в своем слове на Пасху о том светосиянии, устроенном тогдашними христианами, которые зажигали лампады и проводили всю ту ночь до седьмого часа в бдении и ожидании Воскресения Христова. Но послушай и слова его самого, приведенные дословно: «Прекрасно у нас и вчера (а «вчера» сказано потому, что этот день предваряет Воскресение, а не потому, что начинает празднество 27 блистало и осиявалось все светом, каким наполнили мы и частные дома, и места общественные, когда люди. щедрыми огнями просветили ночь, в образ великого света. Но прекраснее и блистательнее нынешняя светозарность (то есть промежуток после Воскресения до вечера воскресенья, поскольку Церковь начинает сутки с вечера и заканчивает их вечером следующего дня), потому что вчерашний свет был предтечею великого и воскресшего Света (вот как толкует «вчера» Богослов), и как бы предпразднственным веселием; а ныне празднуем самое Воскресение, не ожидаемое еще, но уже совершившееся».

Не могу умолчать здесь о повествовании про Марию Магдалину, которое приводит святой Модест, Патриарх Иерусалимский, ибо оно поистине изящно и многовожделенно для любителей учености. Об этом повествовании рассказывает рассудительнейший Фотий в Мириобиблионе, чтение 275-ое. «Мы находим, что Писание использует число семь в отношении и добродетелей, и пороков. По справедливости Спаситель избирает Марию Магдалину, из которой Он изгнал семь бесов, чтобы с ее помощью изгнать начальника злобы из человеческой природы. Повествования учат о девственной жизни Магдалины и приводят свидетельство о ней, в котором говорится, что благодаря крайней степени ее девства и чистоты, она показалась своим мучителям подобной чистому стеклу. После Успения Госпожи нашей Богородицы отправившись в Ефес к возлюбленному ученику (Иоанну), мироносица Мария там завершила апостольский путь через мученичество, не желая вплоть до самой кончины разлучиться с Девой и евангелистом Иоанном. Как начаток апостолов, Петр был наименован камнем ради непоколебимой веры, которую он имел ко Христу, так и она, став родоначальницей учениц, ради своей чистоты и вожделения, которое она имела ко Христу, получила от Спасителя имя Мария, подобно Матери Божией. И как Владыке (Христу) последовал лик учеников, так и Владычице и Матери Господа последовал лик поучающихся жен, ибо некогда, как говорит Писание, дивились ученики, что Господь говорил с женщиной (см. Ин. 4, 27 ). Ясно, что у Господа не было такого обычая, но Мать Владыки совершала евангельский путь вместе с Сыном и Творцом, а мироносицы следовали за Ней, из своих имений служа в необходимом общему всех Владыке и ученикам» (Слово на мироносиц). Заметим же и то, что священная рука этой мироносицы, равноапостольной Марии Магдалины, находится в священном и честном монастыре киновии Симона Петра на святоименной горе Афон, изливая чудеса и источая благодать исцелений, словно вечная река, – как свидетельствуют о том видевшие ее и лобызавшие с благоговением.

Это истолковывает схолиаст Никита: «Мария Магдалина – каждая деятельная душа, которая очищается с помощью слова евангельских заповедей от пристрастия к настоящей седьмеричной жизни, как от одержимости демонами; Саломия, чье имя толкуется как «мир», – та душа, которая победит страсти, подчинит тело душе, через созерцание духовных разумений примет знание сущих и благодаря этому получает совершенный мир; Иоанна толкуется как «голубка» и есть та незлобивая и плодовитая в добродетелях душа, которая с кротостью отвергает всякую страсть и с рассуждением горяча к рождению духовных добродетелей. Если такой станет твоя душа, возлюбленный, приди, подобно мироносицам, со тщанием и ревностью (ибо утро показывает быстроту и тщание) ко гробу, то есть к той глубине, в которой сокрыты слова земных и небесных, или к собственному твоему сердцу (ибо говорит богоносный Максим, что сердце каждого из верных есть Владычный гроб, глава 61 шестой сотницы богословских глав), и ищи со слезами умными и чувственными узнать, воскресло ли в тебе слово добродетели и знания. И если найдешь таким образом, сначала увидишь, что отвалился от твоего сердца камень, то есть нечувствие к слову, и после того как он будет отвален, увидишь ангелов, то есть движения твоей совести, которые возвестят тебе, что воскресло в тебе умерщвленное злобой слово добродетели и знания, – поскольку в душе человека, ведущего дурную жизнь, правое слово бездейственно, иным образом – оно мертво. И в целом, позднее увидишь и Самого Бога Слова, Который явится уму обнаженным и без образов и символов и наполнит умные силы твоей души благодатью духовной».

Смотри об этом в книге «Духовные упражнения» в поучении десятом.

Поэтому и те, которые называют ночью Воскресения ночь Великой Субботы, называют ее так, поскольку она есть преддверие Воскресения Господа, которое празднуется в седьмой час ночи и во весь наступающий день воскресенья до вечера.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *