Организация гимнастики после дневного сна
Методика проведения гимнастики после дневного сна в Д У.
Методика проведения гимнастики после дневного сна.
Здоровье — это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений, это возможность оптимально выполнять адекватные возрасту биологические и социальные функции. Для того чтобы совместно укреплять здоровье ребенка, необходимо четко знать: возрастные особенности физиологии детского организма на каждом этапе его развития и те мероприятия, необходимые для поддержания и улучшения его здоровья.
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Задачи гимнастики:
· Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника.
· Способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности.
· Развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность при сохранении правильной осанки.
Комплекс гимнастики состоит из нескольких частей:
1 Гимнастика в постели
2 Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия
3 Дыхательная гимнастика
4 Индивидуальные задания
5 Водные процедуры
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Воспитатель начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, комплекс упражнений начиная с головы до ног. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3минут.
Таким образом, данная форма двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. В течение года используются разные варианты гимнастики.
Общая длительность гимнастики после дневного сна для малышей составляет 7-10 минут, для старших дошкольников – 10-15 минут.
Гимнастика после сна для младшей группы
Гимнастика в младшей группе требует точного выполнения простых упражнений. Воспитатель должен подробно объяснять детям, как и что делать, помогать, если потребуется.
В комплекс полезно включать пальчиковую и дыхательную гимнастику, упражнения на растягивание, ходьбу по массажным дорожкам, упражнения для профилактики осанки.
Упражнения выполняются сначала в кроватях, потом в прохладной комнате.
«Колобок». Малыш лежит на спине, раскинув руки в стороны. Затем необходимо сгруппироваться — подтянуть колени к груди и обхватить их руками. После этого можно вернуться в исходное положение;
«Велосипед». Исходное положение — лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Потом нужно поднять ноги и крутить воображаемые педали;
«Кошечка». Попросите малыша встать на четвереньки.
Первая позиция: добрая киска (прогнуть спину вниз).
Вторая: киска сердится (выгнуть спину вверх).
В прохладной комнате дети ходят на носочках, несколько секунд бегут, потом — опять ходьба. После этого делаются упражнения, которые помогут малышам сохранить правильную осанку
«Журавль». Встать, руки за голову, ноги вместе.
Попросите ребенка поднять правую ногу и держать ее на весу. Досчитайте до семи. На счет «восемь» малыш возвращается в исходное положение. Упражнение повторяется для левой ноги;
«Солнышко». Встать прямо, руки вниз.
Руки перед собой, соединить в круг. Подняться на носочки, сложенные кругом руки поднять над головой, потянуться.
Вернуться в исходное положение.
Найти другие упражнения для младшей группы можно в книге «Утренняя гимнастика в детском саду» (Т.Е.Харченко).
Гимнастика после сна для средней группы
Дети средней группы способны выполнять и более сложные упражнения. Им даже этого хочется — ведь совсем простые движения будут скучны. Комплекс должен включать пальчиковую гимнастику, дыхательную, упражнения на коврике. Упражнения должны чередоваться с паузами для отдыха.
Обычно детям очень нравятся движения, имитирующие животных и предметы:
«Рак». Проползти несколько шагов на четвереньках вперед. Потом назад;
«Мостик». Исходное положение: сесть, руки за спину. Приподняться на руках и ногах. Снова сесть;
«Я — машина». Легкий бег, держа руки вперед и имитируя вращение руля;
«Я — самолет». Легкий бег, размахивая руками, как крыльями;
«Я — паровоз». Легкий бег, руки попеременно сгибаются в локтях и выпрямляются перед собой.
Гимнастика после сна для старшей группы
Дети старшей группы готовы выполнять практически любые упражнения — ведь они уже достаточно хорошо владеют своим телом. Комплекс должен включать в себя упражнения на растягивание, на профилактику нарушения осанки, плоскостопия, дыхательную гимнастику, закаливающие процедуры.
Ходьба оздоровительная для профилактики плоскостопия. Время: 2–3 минуты.
Ходьба на носочках (как лисички).
Ходьба на пяточках.
На внешней стороне стопы (как медведь).
Высоко поднимая колени (как лось).
Полу приседая (как ёжики).
Упражнения на формирование правильной осанки. Спина должна быть прямой во всех упражнениях.
Исходное положение — встать прямо, руки сзади сплести в замок, ноги вместе.
Далее следуют наклоны вперед и назад, повороты туловища, приседания.
Упражнения на тренажерах: можно висеть и подтягиваться на шведской стенке, лазить по канату, заниматься с обручем, мячом и т. д.
«Гимнастика после сна не должна быть долгой и утомительной. Главная ее задача: чтобы РЕБЕНОК проснулся в хорошем настроении.»
Методика проведения гимнастики после дневного сна
Митрофаненкова Мария
Методика проведения гимнастики после дневного сна
Тема: «Бодрящая гимнастика после дневного сна»
Цель: способствовать быстрому и комфортному пробуждению после сна; с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений поднять мышечный тонус и эмоциональный настрой детей на продолжение дня.
Задачи гимнастики после дневного сна :
Увеличить тонус нервной системы ;
Укрепить мышечный тонус ;
Способствовать профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата ;
Способствовать профилактике простудных заболеваний ;
Развитие физических навыков ;
Сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня;
Учить детей дышать через нос
Воспитывать привычку здорового образа жизни.
Дневной сон необходим ребёнку для физического и интеллектуального развитии. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Необходима бодрящая гимнастика.
Гимнастика после сна – ключ к пробуждению ребенка.
Методика проведения гимнастики после дневного сна
Комплекс оздоровительной гимнастики после дневногосна состоит из нескольких частей:
Разминочные упражнения в постели (гимнастика постепенного пробуждения) ;
Выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика);
Выполнение ОРУ у кроваток;
Ходьба по «дорожке здоровья» (ходьба по массажным, ребристым дорожкам);
Игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха.
Дыхательная гимнастика;
Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног); умывание.
стимулируя их, мы положительно воздействуем на процессы, происходящие в организме. При ходьбе босиком по «дорожке здоровья» мы производим своеобразный массаж стопы и тем самым тонизируем весь организм. Оздоровительный массаж стоп улучшает кровообращение, повышает иммунитет, снижает усталость. Регулярно делая массаж стоп мы улучшаем здоровье детей.
Как известно изготовить «дорожку здоровья» своими руками очень легко. Элементами, наполняющими «дорожки здоровья» могут быть любые подручные средства», не травмирующие кожу ребёнка (не слишком колючие). Это бусины, камушки, деревянные палочки, пуговицы, крышки от пластиковых бутылок, пластиковый коврик типа «травка», толстая верёвка, резиновые коврики и многие другие элементы. Самое главное при их использовании помнить о том, чтобы дорожки были безопасными и комфортны для ребёнка при использовании.
И так вернёмся к бодрящей гимнастики после дневного сна. Пока дети спят, педагог создаёт условия для проведения гимнастики: для контрастного закаливания детей готовит «холодную» комнату (игровую или раздевалку); температура в ней с помощью проветривания снижается на 3-5 градусов по сравнению с «тёплой» комнатой. Пробуждение детей желательно чтобы происходило под звуки плавной музыки, громкость которой постепенно нарастает. Музыки, вызывающие приятные положительные эмоции (пение птиц, шум леса, моря, классическая музыка для детей). Или под словесное сопровождение. Хорошо, если после пробуждения ребенок услышит свои любимые детские песенки, тогда он наверняка проснётся быстрее.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Начинать гимнастику надо с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и т. п.
Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.
Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, можно использовать игровые упражнения, сопровождаемые различными стихами.
Предлагаю вам комплекс бодрящей гимнастики после сна в стихотворно-игровой форме.
Представим, что мы с вами сладко спим в детском саду в тихий час…
Отдёрните шторы в спальне, мягко и нежно, с улыбкой — и уж, конечно, без резких движений! — откиньте одеяло с ребенка.
Звучит приятная, лёгкая музыка вызывающая приятные положительные эмоции (пение птиц, шум леса, моря, классическая музыка для детей).
Улетели сны в окошко,
Убежали по дорожке.
В гости солнце заглянуло
И ребяткам подмигнуло
Просыпайтесь все ребятки
Хватит нежиться в кроватках.
С боку на бок повернись (поворачиваются направо, затем налево)
И в котёнка превратись.
«Потягушечки, разомнём подушечки»
Вот, все котики проснулись
Сладко, сладко потянулись. (дети потягиваются)
Лапки к верху поднимают (дети поднимают руки вверх,
Спинки плавно прогибают. прогиб спины в положении лёжа)
Лапки выпустят царапки (дети сжимают и разжимают руки в кулачки
Левая и правая, мы котята бравые. по очереди)
Лапки наши потянулись
Вот, и мы уже проснулись.
«Быстры ножки у котят»
А теперь поднимем ножки (дети поднимают ноги вверх и
Будем бегать по дорожке имитируют ходьбу по потолку,
Ножки быстры у котят затем бег, лёжа на спине ноги
Бегать шустрые хотят. по очереди подгибаем к груди)
Левая и правая, мы котята бравые.
А теперь животик будим
Про него мы не забудем
Ласково погладим мяу, мур-мур-мур. (дети поглаживают животик)
Даже им подышим, чтоб не слышно было мышам
(Лёжа на спине одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.)
Просыпаемся, тихонько поднимаемся
Лапкой мордочку умыли (сидя, ноги вытянуты, растираем ладонями лицо)
И головкой покрутили. (движение головой вправо –влево)
Соседу улыбаемся (стоя на четвереньках дети поднимают голову
В добро мы одеваемся вверх,
Хвостиками машем спина прогнута, виляют бёдрами)
Ласково мурчим мур-мур-мяу.
Котики мурчали, лежать они устали
И у кроваток встали. (дети встают на ноги
Мы лапками похлопаем хлопки руками над головой,
И ножками потопаем. топают ногами.)
Покажем всем немножко (бесшумная ходьба на цыпочках)
Как мягко ходит кошка
Еле слышно, топ-топ-топ.
Хвостик снизу, оп-оп-оп.
Но подняв свой хвост пушистый (прыжки с одной ноги на другую)
Кошка может быть и быстрой.
Выше может прыгать кошка
Набирайтесь силы ножки! (прыжки на двух ногах)
«Ходьба по дорожке здоровья»
Сил набрались наши ножки
Зашагали по дорожке
По дорожке не простой
По неровной, по колючей.
Идём по ней мяукаем,
Тихонечко фырчим. (дети идут по коррегирующим дорожкам)
К стульчикам своим спешим.
Мы, котята, любим мыться,
Не боимся простудиться.
Это радость, не беда.
Вымоем мы ручки, глазки,
Щёчки наши разотрём.
Одеваться мы пойдём.
Комплекс №1 «Гимнастики после дневного сна» выполняется в течении двух недель первой половины месяца, далее первый комплекс бодрящей гимнастики сменяет второй, который так же практикуется в течении двух недель.
(с элементами пальчиковой гимнастики)
Динь –дон, динь – дон слышен чудный перезвон
Колокольчик наш звенит, просыпаться нам велит.
Колокольчик звонкий, всем велит вставать,
Чтоб проснуться лучше
Поиграем в гномиков,
Ляжем возле домиков
(Дети ложатся поверх одеял.)
Гному сшили башмачки —
Пятки вместе, врозь носки,
Гном не стал сидеть на месте —
Пятки врозь, носочки вместе.
(Соединяют пятки, разводят носки в стороны.
Соединяют носки, пятки разводят в стороны.)
Гном друзей искал в дубраве —
Посмотрели влево, вправо.
(Повороты головы вправо).
В жмурки гном играл с ежом —
Закрыли глазки, отдохнём.
Гном собрал для птичек крошки
Громко хлопаем в ладошки.
Мышку спрятал гном от кошки —
Тихо полежим немножко.
Гном вернул коту очки —
Сжали пальцы в кулачки.
(Пальцы рук сжимают в кулаки).
Гном привёл бельчонка к маме —
Кулачки теперь разжали.
Гном жуку принёс калошки —
Тянем пальчики на ножках.
(Тянут пальцы на ногах вперёд.)
Прыгал гном по тучкам ватным
Топаем в своих кроватках.
Встретил гном сороконожку —
Гном уселся в мягкий мох —
Сделали глубокий вдох.
(Делают глубокий вдох.)
Вышел гном с губной гармошкой
Задержать дыханье сможем?
Ухал ночью гном с совой —
Выдыхаем всей гурьбой.
В гости гном собрал друзей —
Гном готовил чашки, ложки —
Тянем ручки, тянем ножки.
Потянулись сладко, сладко,
А теперь встаём с кроватки.
Будем делать мы зарядку
На зарядку в лес пойдём
По дороге гриб найдём. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
Мы дорогу потеряли. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону,заблудились на поляне
Побежали, заспешили (бег на месте)
Ничего грустить не будем,
Встали, выпрямили спинки,
Воздух носиком вдохнём
И за ягодой пойдём!
Раз присели, два встаём
Много ягоды нарвём.
А теперь все дружно стали
И подскоки делать стали.
Раз, два, три, четыре. пять,
Будем прыгать и скакать.
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.
Возвращаемся с полянки
Носом вдох, а выдох ртом
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте не спеша
Умывайся наше солнышко,
Глазки, носик, ротик, горлышко –
Все мы вымоем лучистому,
Чтоб светилось лучше чистому!
Гимнастика игрового характера позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Бодрящая гимнастика способствует активному включению детского организма в рабочий ритм, даёт возможность восстановить и укрепить здоровье детей. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения.
А главное – всё это доставляет им огромное удовольствие.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Фотоотчёт о проведении гимнастики после дневного сна в детском саду Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как.
Гимнастика после дневного сна в ДОУ Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как.
Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. Лечебная гимнастика способствует исправлению имеющихся нарушений опорно-двигательного.
Конспект гимнастики после дневного сна «Кошечка» в старшей группе Цель. Продолжать работу по укреплению здоровья детей, создавать условия для систематического закаливания организма. Упражнять в ходьбе со.
Конспект конспект корригирующей гимнастики после дневного сна «В гостях у бабушки» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию конспект корригирующей гимнастики после дневного сна. Возраст: 3-4 года, вторая младшая группа.
Комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий «Озорные котятки» Комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий «Озорные котятки». Образовательная.
Методика проведения утренней гимнастики в детском саду Утренняя зарядка (гимнастика) проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются.
Методика проведения гимнастики после дневного сна.
материал (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика проведения гимнастики после дневного сна.
Для того чтобы совместно укреплять здоровье ребенка, необходимо четко знать: возрастные особенности физиологии детского организма на каждом этапе его развития и те мероприятия, необходимые для поддержания и улучшения его здоровья.
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Общие задачи гимнастики:
· Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника.
· Способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности.
· Развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность при сохранении правильной осанки.
Комплекс гимнастики состоит из нескольких частей:
1 Гимнастика в постели
2 Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия
3 Дыхательная гимнастика
4 Индивидуальные задания
5 Водные процедуры
Пока дети спят, педагог готовит «холодную» комнату (игровую ), где температура с помощью проветривания снижается вначале на 3-5 градусов, по сравнению с «тёплой» комнатой. Пробуждение происходит под звуки плавной музыки с постепенным нарастанием громкости.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, комплекс упражнений начиная с головы до ног. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3минут.
Затем дети переходят в «холодную» комнату.
В «холодной» комнате дети выполняют корригирующую гимнастику: ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полу приседе на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, ходьба по корригирующим дорожкам. Важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Затем дети выполняют упражнения на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей можно использовать кубики, гимнастические палки, мячи, погремушки и т.д. Длительность этой части составляет 2-3 мин.
Затем выполняется дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика важна для восстановления сердечного ритма, снятия возбуждения, укрепления иммунитета, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Выполнение упражнения дыхательной гимнастики «Паровоз»: руки согнуты в локтях, ходить по игровой комнате делая попеременные движения руками и приговаривая: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ… Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 30 сек до 2-3 мин.
Затем проводится индивидуальная работа с детьми. Педагог организует её как самостоятельную деятельность детей. Например, дать детям задание собирать жёлуди, камушки и т.п. поочерёдно правой и левой ногой.
Заканчивается гимнастика водными процедурами (умывание).
Таким образом, данная форма двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. В течение года используются разные варианты гимнастики.
Общая длительность гимнастики после дневного сна для малышей составляет 7-10 минут, для старших дошкольников – 10-15 минут.
Из опыта работы воспитателя ДОУ. Гимнастика после дневного сна
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушений осанки.
Поднятие мышечного тонуса способствуют, кроме физических упражнений, контрастная воздушная ванна и специальные водные закаливающие процедуры. Настроение детей зависит от того, как они выспались, и от эмоциональной обстановки, которую создает воспитатель. В основе подбора комплекса гимнастики лежат имеющиеся у детей двигательный опыт и характер предыдущей физкультурной деятельности. Например, если в этот день дети занимались с тренером в спортивной секции, то гимнастика после сна проводится в игровой форме, с небольшой нагрузкой; если днем проводилось сюжетно – игровое занятие, то гимнастика может проходить в форме мини – спортивной тренировки.
Как и утренняя гимнастика, комплекс гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей.
Бег во время гимнастики после сна по длине короче, чем днем. Это диктуется условиями проведения мероприятий в ограниченном пространстве зала и медицинскими обоснованиями (нельзя давать большие физические нагрузки сразу после пробуждения, а кроме того, длительный бег по комнате утомителен для детей).
Предпочтительнее организовать бег как серию подвижных игр или игровых упражнений.
В любой вариант комплекса рекомендуется включать коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Их количество может варьироваться.
Для детей, просыпающихся раньше или позднее других или любящих заниматься самостоятельно, готовится комплекс упражнений для выполнения в группе. Это разминка в постели, самомассаж, упражнения на тренажерах или спортивном комплексе.
После гимнастики согласно схеме закаливания данной группы проводятся водные закаливающиеся процедуры.
Большинство вариантов комплексов для детей старших и подготовительных групп рассчитано на большую самостоятельность детей, так как гимнастика после сна, кроме вышеуказанных целей, имеет еще одну – приучать ребенка разминаться после сна. Следует стремиться к тому, чтобы дети помнили упражнения, их очередность и осознанно выполняли комплекс.
Методика проведения гимнастики проста. Нужно, прежде всего, дозировать нагрузки, не забывать дать детям отдохнуть после очередного движения, придать комплексу соответствующую эмоциональную окраску.
У малышей гимнастика начинается с разминочных упражнений в постели, старшие выполняют простой самомассаж, разминаются на тренажерах или под руководством воспитателя занимаются в спортивном зале. Следует избегать всякого принуждения. Если ребенок отказывается от гимнастики, не стоит настаивать, а лучше тактично выяснить причину.
Если гимнастика проводится в спортивном зале, то давать разминочные упражнения непосредственно перед бегом необязательно, так как они фактически проведены в группе.
В период карантина гимнастика проводится в группе, которая с помощью игрового спортивного оборудования превращается в забавный мини – стадион. Нагрузки в этот период следует несколько уменьшить по согласованию с врачом. Можно использовать вариант танцевального занятия или самостоятельной работы на тренажерах.