Организация сна детей раннего возраста

Конспект режимного процесса «Укладывание спать» во второй группе раннего возраста

Ядовина Елизавета
Конспект режимного процесса «Укладывание спать» во второй группе раннего возраста

Задачи:

1. Формировать у детей простейшие навыки самообслуживания.

2. Обучать детей порядку раздевания.

3. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь.

4. Вызвать у детей эмоциональный отклик на происходящее.

Методы: объяснение, беседа, вопросы к детям, индивидуальная помощь, указание.

Предварительная работа: игра-занятие по укладыванию куклы Ани спать.

Ход режимного процесса:

После того как дети поели и прошли в спальню, в группе появляется кукла Аня.

Воспитатель: Дети посмотрите, к нам в группу пришла кукла Аня. Поздоровайтесь с ней! Она пришла посмотреть, как вы укладываетесь спать, правильно ли снимаете одежду, аккуратно ли складываете ее. Покажем кукле Ане как мы ложимся спать? Давайте, чтобы кукле было удобнее наблюдать посадим ее на стульчик, так чтобы она видела всех нас.

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

Воспитатель: Ребята, когда мы ложимся спать, что снимаем в первую очередь?

Воспитатель: Правильно ребята (повтор вопроса некоторым детям индивидуально).

Давайте сядем на свои стульчики и снимем обувь (у кого не получается, помогает). Молодцы, а теперь поставьте обувь рядом со своими стульчиками, чтобы ботиночки не убежали пока вы спите. А теперь снимаем носочки (дети снимают носочки). Вот какие вы молодцы! А теперь ребята как вы думаете, что нужно снимать? (ответы детей: рубашку, штаны). Правильно Алеша рубашку, а девочки платье.

Пока дети снимают рубашки, платья, воспитатель помогает индивидуально тем у кого не получается и звучит потешка:

Целый день играл Сережка,

Вам спасибо скажем, ножки.

Вам спасибо скажем, ручки.

С каждым днем вы все послушней.

Слушаются ножки нашего Сережку.

Воспитатель: А теперь никуда не бросаем одежду, аккуратно весим на свои спинки стульев. А Аня посмотрит, как вы их весите. Очень хорошо, молодцы! А теперь мальчики снимают шортики и девочки, те, у кого шортики или штанишки, тоже снимают. Аккуратно присаживаемся на стульчик, не торопимся, не толкаемся. Дети, а куда мы положим штанишки?

Воспитатель: Правильно, на стульчик, так же аккуратно, как и весили рубашки (индивидуальные вопросы к детям: Маша, Вася, Петя куда мы денем штанишки)

Вот мы и готовы ко сну, какие же вы молодцы ребята, развесили одежду на стуле. Давайте спросим у куклы Ани правильно ли вы все сделали! Кукла Аня, правильно ребята сняли одежду (Да, а правильно ли они ее развесили (Да).

Все ребята нам пора ложиться спать, а кукла Аня пойдет в другие группы посмотрит, как там ребята спать ложатся. Скажем Ане до свидания! (До свидания!

Вот лежат в кроватке

Прячь скорей, не зевай,

Организация сна детей раннего возраста. detsad 1021529 1515769072. Организация сна детей раннего возраста фото. Организация сна детей раннего возраста-detsad 1021529 1515769072. картинка Организация сна детей раннего возраста. картинка detsad 1021529 1515769072. Ядовина Елизавета Конспект режимного процесса «Укладывание спать» во второй группе раннего возрастаКонспект «Транспорт» во второй группе раннего возраста «Транспорт: едем, плывем, летим». вторая группа раннего возраста Цели: • продолжать закреплять знания детей о разных видах транспорта; •.

Конспект НОД по рисованию во второй группе раннего возраста «Тарелочки» Программное содержание «Познавательное развитие» Учить правильно держать в руке карандаш, рисовать круги, ориентируясь на внутреннюю опору.

Конспект НОД во второй группе раннего возраста «Петух и краски» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 «Колосок» Конспект НОД по образовательной области.

Конспект открытого занятия «Овощи» во второй группе раннего возраста МБОО ПГО «Тимохинская начальная общеобразовательная школа» Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй группе раннего.

Конспект по развитию речи во второй группе раннего возраста Программное содержание: Задачи: Образовательные: учить рассказывать стихотворение с помощь воспитателя. Расширять активный словарь: легкий,.

Конспект сценария к 23 февраля во второй группе раннего возраста Дети входят в зал под фонограмму русского народного марша «Солдатушки бравы ребятушки». В руках у каждого флажок. Дети останавливаются полукругом.

Консультация «Организация образовательного процесса в группе раннего возраста» Сегодня мы поговорим об особенностях воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в.

Конспект НОД по ФЭМП во второй группе раннего возраста Конспект образовательной ситуации по ФЭМП во второй группе раннего возраста группе по теме: «Одежда». Цель: Дать детям представление об.

Источник

Организация сна детей раннего возраста

Организация дневного сна детей в условиях ДОУ

Ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием, односторонностью. Заставьте ребёнка сидеть, он очень быстро устанет. Лежать – то же самое. Идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и, менее всего, думать. Но он резвиться, и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устает, ни на минуту, а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить силы на будущее.

Современный ритм жизни, который накладывает существенный отпечаток на самочувствие взрослых, испытывающих постоянное недосыпание, раздражительность, плохое настроение, в свою очередь откладывает отпечаток на детях. Они вынуждены приспосабливаться к миру взрослых, соответствовать современным требованиям, которые, как правило, не учитывают возможности ребенка.

Как замечают врачи педиатры и физиологи, у детей отмечается перевозбуждение, частый беспричинный плач, потеря аппетита, затруднение в самостоятельной организации своей деятельности. Некоторые дети становятся заторможенные и апатичные, что связано с включением защитных механизмов детского организма. Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребёнка является дневной сон, который способствует восстановлению физиологического равновесия организма.

Достаточный (но не укороченный и не излишний) по продолжительности дневной сон детей определяется, не только возрастными, но и индивидуальными особенностями нервной системы организма.

В течение дня работоспособность ребёнка переходит от высокого уровня в первую половину с постепенным уменьшением ко времени дневного сна, восстановление после него и новое, более значительное снижение к концу дня. Поэтому невозможно переоценить значение правильной организации дневного сна.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часа, из которых 2-2,5 часа отводится на дневной сон дошкольный возраст и 3 часа ранний возраст.

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду насыщен и разнообразен, ребенок испытывает как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку. От эмоционального перевозбуждения многие дошкольники имеют проблемы со сном, не могут расслабиться и успокоиться. У некоторых детей нарастает утомление, снижается двигательная активность, при подготовке ко сну, эти дети не могут расслабиться и успокоиться. Они долго засыпают или не могут заснуть совсем. Поэтому подготовка ко сну – это не простой процесс, как для педагогов, так и для самих воспитанников.

Чтобы изменить негативное отношение детей к процедуре сна, снизить общий уровень тревожности, существует ряд рекомендаций.

Необходимо с первых дней пребывания в детском саду выработать у детей положительное отношение к сну. Спокойное состояние, необходимое малышу перед засыпанием, создается воспитателем уже в конце прогулки, поддерживается во время обеда и подготовки ко сну. Когда дети засыпают, нельзя допускать шума, громкой музыки и разговоров; помещение не должно быть ярко освещено.

Организуя дневной сон целесообразно осуществлять его после проветривания в течение 15-20 мин., свежий прохладный воздух лучшее снотворное.

Ребёнок должен «уйти в сон » спокойный, поэтому желательно решить все негативные вопросы, «помириться», простить все провинности и поговорить о чем – то хорошем.

Укладывание детей спать в строго определенные часы вырабатывает у них привычку к быстрому засыпанию. Воспитатель, прежде всего, помогает подготовиться ко сну детям слабым, которые особенно нуждаются в дневном отдыхе. Дети ложатся в кровать на правый или левый бок (как им удобно). Но не следует разрешать им ложиться на живот, съеживаться, подбирая колени, так как неправильное положение затрудняет кровообращение, дыхание и влияет на формирование осанки.

Подготовка ко сну требует времени, отсутствие посторонних звуков (шума, громких голосов, шепота на фоне тишины), благоприятной эмоциональной атмосферы. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки.

Все эти средства удовлетворяют потребность ребёнка в безопасной и комфортной среде. В это время происходит расслабление всех групп мышц, что вызывает снижение эмоционального напряжения, приводит к успокоению и восстановлению дыхания. Музыка не должна звучать слишком громко, продолжительность около 10 – 15 минут.

При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей.

Одежда для сна должна быть свободной, сшитой из мягких хлопчатобумажных тканей. Наиболее удобными для этой цели будут длинная рубашка или пижама без карманов с небольшим числом пуговиц. В жаркое время года дети могут спать в одних трусиках или маечке и трусиках. Важно постоянно следить за тем, чтобы во время сна дети не переохлаждались и не перегревались.

На первом этапе подготовки ко сну можно включить спокойную музыку, под которую дети раздеваются, проходят в спальную комнату и укладываются в кроватку. Первые звуки музыки способны снять излишнюю активность и возбудимость, оказать общее успокаивающее воздействие.

На втором этапе желательно провести комплекс дыхательных упражнений, выполняемых в спокойном темпе. Упражнение повторяется 5 – 6 раз, оно успокаивает и способствует улучшению самочувствия и общему оздоровлению детского организма. Можно почитать книжку.

На третьем этапе – засыпание. Сон.

Во время сна ребенок не должен лежать укрывшись одеялом с головой, уткнувшись носом в подушку, на подушке лежит только голова, а не корпус ребенка. Длительное пребывание в одном и том же положении может (ввиду большой эластичности костно-связочного аппарата) привести к деформации черепа, позвоночника, таза.

Пока дети не уснут, и в течение всего периода сна воспитатель находится в спальне и наблюдает за детьми. Иногда одному нужно поправить одеяло, другому в туалет, третьему исправить позу и т. д. Дети, которые засыпают позже, могут при отсутствии взрослых разбудить других детей.

На четвёртом этапе – пробуждение детей после сна. Следует подготовить организм ребёнка к двигательной активности, осуществляя плавный естественный переход от состояния покоя к бодрствованию. После того, как воспитанники проснулись, им предлагается лёжа в кровати выполнить гимнастику пробуждения для достижения двигательной и эмоциональной активности, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации.

После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а воспитатель помогает им при необходимости. Со среднего возраста дошкольники начинают помогать взрослым в подготовке ко сну, в уборке постелей. Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности.

В образовательных организациях при отсутствии спален или недостаточной площади имеющихся спальных помещений допускается организовывать дневной сон детей в группе на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно-трехуровневых кроватях.

Кровати должны соответствовать росту детей. Расстановка кроватей должна обеспечивать свободный проход детей между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами.

Дети обеспечиваются индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами. Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка. Смена белья производится 1 раз в 10 дней и по мере загрязнения.

Значение сна для растущего организма огромно. Задача воспитателя – обеспечить детям полноценный сон и объяснить родителям необходимость обеспечить достаточно продолжительный сон ребенку дома.

Источник

Рекомендации по организации полноценного сна у детей 2–3 лет в домашних условиях

Марина Иванова
Рекомендации по организации полноценного сна у детей 2–3 лет в домашних условиях

Достаточный и полноценный сон необходим для нормального роста и развития ребенка. Недосыпание для растущего организма не меньшее зло, чем, скажем, недоедание. Дефицит сна отражается, прежде всего, на нервной системе. Ребёнок становится вялым или, наоборот, гиперактивным, плаксивым и раздражительным, обидчивым и непослушным. Выглядит он обычно тоже не лучшим образом: бледный, с темными кругами под глазами. Неблагоприятные изменения при недосыпании происходят в состоянии всего организма: понижается температура тела, падает обмен веществ, замедляется пульс, снижается кровяное давление.

Какова же должна быть продолжительность сна?

Имеются индивидуальные различия в длительности сна. Эти колебания могут быть от 8 до 14 часов, хотя последняя цифра встречается как исключение. Чтобы определить оптимальную продолжительность сна у ребенка, укладывайте его спать и днем, и вечером в одно и то же время, создавая все условия для нормального засыпания.

Когда ребенок будет быстро засыпать в определенные часы, время самостоятельного пробуждения покажет оптимальную продолжительность сна. И, конечно же, важным критерием достаточности сна будет поведение ребенка.

Отрицательное отношение у детей к процедуре сна чаще всего вызывается целым рядом причин. Самая распространенная причина связана с нарушением режима дня. Например,изменения режима питания и прогулок, недостаточная двигательная активность. В результате ребенок, даже если его положили в кровать вовремя, не может долго заснуть, и эта ситуация начинает его тяготить. Некоторые дети могут испытывать страх одиночества и страх темноты. Иногда сон воспринимается ребенком как наказание. Такое отношение формируют взрослые восклицания: «Опять капризничаешь, надо тебе поспать!» или же «Если не будешь слушаться –пойдешь спать».

Бенджамин Спок в книге «Ребенок и уход за ним» писал: «Отход ко сну должен доставлять ребенку радость». Главной задачей является не просто убедить ребенка, что нужно спать, а настроить его на сон. Хорошему сну должна способствовать положительная атмосфера.

Делайте все возможное, чтобы ребенок воспринимал свою постель как самое замечательное место в квартире.

Вместе с ребенком выберите красивую и удобную одежду для сна. Напоминайте малышу перед сном, что в случае необходимости он может позвать родителей и они обязательно к нему придут.

Если ребенок боится темноты, можно предложить оставить дверь открытой или включить ночник.

Придумайте интересный ритуал укладывания. Это может быть сказка или запись звуков природы. Очень полезны и целительны как для малыша, так и для взрослого, доверительные беседы о том, что произошло в этот день хорошего. Особую роль в процессе укладывания играет музыка. Во время отхода ко сну можно исполнить колыбельную. Ведь недаром в древние времена пели колыбельные песни: они оказывают успокаивающее действие на нервную систему. Можно использовать колыбельную музыку без слов. При этом дети, которые никогда не спали днем дома, привыкают и начинают спокойно засыпать.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ:

— ребенок будет засыпать быстрее, если укладывать его спать днем и вечером в одно и то же время;

— перед сном надо хорошо проветрить помещение;

— кормить ребенка ужином необходимо за 1-1,5 ч. до сна;

— кровать ребенка лучше расположить подальше от батарей центрального отопления.

ЧТО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ:

— проводить воспитательные объяснения перед сном;

— игнорировать ночные страхи;

— смеяться над сырой и испачканной постелью;

— приучать долго лежать в постели после просыпания;

Источник

Организация сна детей раннего возраста

1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ

1.1. Организация сна

Нервная система ребенка раннего возраста отличается малой выносливостью и быстрой утомляемостью. Вот почему в этом возрасте большое внимание уделяется пра­вильной организации сна. Во время сна ребенок должен полностью восстановить свои силы. А для этого сон дол­жен быть полноценным, глубоким.

В дошкольном учреждении важно создать правильные условия для сна детей. Помещение, в котором спят дети, должно быть тщательно проветрено, температура воздуха не должна превышать 18°С. Идеально, когда дети спят на свежем воздухе.

Уже с полутора лет дети могут принимать посильное участие в приготовлении ко сну. Однообразные, спокой­ные действия, связанные с раздеванием, успокаивают их. Воспитатель ласковым, спокойным голосом также на­страивает на сон: «Какой Вовочка молодец, аккуратно сложил одежду. Иди ложись в кроватку».

Воспитатель следит, чтобы дети приняли удобную позу в кроватке, помогает укрыться одеялом, следит, чтобы руки малыша лежали поверх одеяла.

Поскольку дети не все засыпают сразу, то педагог по­могает им заснуть: «Закрой глазки, Машенька, и тихо-тихо полежи. Повернись на бочок, Алешенька, и закрой глазки. Вот молодец». Так постепенно все дети засыпают.

Важно не только как засыпают и спят дети, но и то, как они пробуждаются.

Дети не всегда и не все просыпаются бодрыми, веселы­ми. Есть малыши, которые просыпаются медленно, с пло­хим настроением. Таких детей надо подбодрить, повысить их настроение приветливыми словами, улыбкой: «Машенька проснулась, хорошо отдохнула, вот как у нее глазки блестят».

Процесс подъема детей после сна должен быть посте­пенным. По мере пробуждения воспитатель предлагает детям потихоньку вставать, одеваться и идти в группу.

1.2. Общие требования к организации умывания, кормления, одевания

Развитие и воспитание личности в раннем возрасте про­исходит в так называемой «бытовой» деятельности: в раз­личных режимных моментах (умывание, кормление, оде­вание и раздевание).

Создавая условия для этой деятельности и общаясь с ребенком, педагог решает ряд задач:

воспитание самостоятельности как относительной не­ зависимости от взрослого (предпосылкой ее является фор­мирование на эмоциональной и наглядной основе элемен­тарных орудийных действий);

накопление опыта самостоятельных действий в быто­вых процессах способствует развитию самоуважения, чув­ства собственного достоинства. Через действия с предме­тами быта (полотенце, мыло, посуда, предметы одежды и обуви и др.) закладываются основы будущей культуры труда, бережливости;

-воспитание навыков опрятности, культуры еды, что принято называть культурно-гигиеническими навыками. Они предохраняют здоровье ребенка, связаны с воспита­нием его общей культуры;

— воспитание доброжелательного отношения друг к дру­гу, так как в условиях детского сада при выполнении про­цессов самообслуживания возникает множество ситуаций,
требующих от малышей личностных и «деловых» контактов.

Педагогу важно создать определенные условия для ус­пешного решения вышеназванных задач.

Вся обстановка для выполнения бытовых процессов должна быть приспособлена к росту ребенка. Все предметы, оборудование для элементарных трудовых действий (клеенка, фартучки, варежки, тряпочки и т.п.) должны иметь определенное место хранения, которое знают дети. Все это будет способствовать самостоятельности детей.

Все режимные моменты должны быть продуманы с точ­ки зрения постепенного включения детей в процесс (инди­видуально или по 2-3 человека), чтобы максимально обес­печить индивидуальный подход к детям. Важно учесть, что есть дети медлительные или, наоборот, подвижные, и педагогу надо обеспечить каждому ребенку время, необ­ходимое для самостоятельных действий.

Для обучения детей действиям с предметами быта не­обходимо самому педагогу четко представлять те спосо­бы действия, которые он будет давать детям. Все взрос­лые (педагоги и родители) должны знать эти действия, чтобы быть едиными в требованиях к ним. Для успешно­го обучения детей действию важно расчленить его на отдельные операции и показывать их в последовательно­сти и неторопливо.

Взрослые должны взять за правило: сначала ребенок пробует совершать действие сам и только в случае его не­удачной попытки оказывать помощь малышу. Во многих действиях с предметами быта ребенок испытывает затруд­нения потому, что он еще слабо владеет собственным те­лом, движениями своего тела (например, выдергивает руку из рукава одежды, не сгибая ее в локте и т.п.).

Помощь взрослого прежде всего заключается в том, чтобы показать ребенку, как согнуть руку, куда поставить пальчики (например, при застегивании пуговицы), как ла­донями обхватить переносимый предмет (например, тарел­ку, чашку), чтобы его не уронить, и т.п. Совершая с ре­бенком совместное действие, надо дать ему почувствовать «рисунок» движения руки (ладони, пальцев и др.). Кине­стетическое чувство поможет ребенку затем самому кон­тролировать характер, силу, направление «рабочего дви­жения» (А.М.Сеченов) и будет способствовать развитию ловкости, сноровистости, что немаловажно для успеха в любой практической деятельности.

Общение взрослого с ребенком должно быть направле­но и на элементарное осознание выполняемых действий. Несмотря на малый возраст, ребенок на эмоциональном уровне воспринимает слова педагога о значимости чисто­ты рук, опрятности одежды и т.п. Это способствует фор­мированию потребности быть чистым, опрятным. Обще­ние так же должно способствовать тому, чтобы ребенок установил связь между способом действия и получаемым от него результатом, что в дальнейшем будет основой для самостоятельного контроля за совершаемым действием. Педагог обеспечивает положительный эмоциональный фон выполнения бытовых процессов, к месту и вовремя используя художественное слово. Большое значение в ре­шении задач воспитания имеют игровые приемы поощре­ния правильных действий, упражнения в действиях на спе­циальном материале (например, рамочки с застежками, пуговицы, кнопки, шнурки и т.п.).

Содержание и методика проведения режимных процес­сов в детском саду и в семье одинаковы. Особенности за­висят от числа детей. Подробно методика их проведения в условиях дошкольных учреждений изложена в работах Н.М.Аксариной, Г.М.Ляминой.

Исходя из общих подходов к проведению разных про­цессов в дошкольном учреждении, ниже приводятся кон­кретные рекомендации родителям из программы «Кроха». Этими рекомендациями могут воспользоваться и педагоги.

1.3. «Пробую есть сам» (кормление ребенка от 1 года до 2 лет)

держать ложку в правой руке, а хлеб в левой;

пищи на ложку брать немного, хлеб откусывать небольшими кусочками;

слегка наклоняться над тарелкой;

опускать ложку в тарелку плавно, не стуча о край

вытирать рот салфеткой в случае необходимости вовремя еды и по ее окончании;

намыливать руки мылом и мыть их круговыми движениями;

вытирать руки полотенцем.

Садитесь есть вместе с ребенком, но перед этим скажите: «Сейчас мы с тобой будем обедать, но сначала руки вымоем». Выполняйте умывание в замедленном темпе, пусть ребенок видит ваши действия, называйте их. Демонстрируйте ребенку и прием пищи, пусть ваше поведение будет ему примером.

Используйте совместное действие, обучая ребенка держать ложку, брать ею пищу и т.д. Возьмите его ручку в свою и выполняйте нужное движение, пусть малыш почувствует его «рисунок». При этом приговаривайте: «Вот как Мишенька сам ест. пьет из чашки, намыливает ручки» и т.п.

Ребенок этого возраста, особенно до 1 года 6 меся­цев, очень быстро устает, каждое из перечисленных дей­ствий требует от него больших усилий, физических и психических, поэтому внимательно следите за ним во время еды и умывания и, заметив признаки напряжения, усталости, помогите ему: докормите сами, домойте руки сами.

Обратите внимание и на такое поведение ребенка: сна­чала он ест с аппетитом, ничто его не отвлекает, но вот он начинает играть ложкой, стучать ею по тарелке, даже переворачивать тарелку, уже не так охотно открывает рот, когда вы подаете ему пищу. Как поступить? Прежде всего, не раздражайтесь и не ругайте ребенка, это может привести к потере аппетита. Такое поведение малыша говорит о том, что он уже не так голоден, как вначале. Последуем совету доктора Б. Спока: «Если ребенок перестает обра­щать внимание на еду, стоящую перед ним, считайте, что он съел достаточно, уберите тарелку и спустите ребенка на пол. Если ребенок немедленно начинает хныкать, чтобы еду не убирали, как будто хочет сказать: «Вы меня не по­няли, я еще не наелся», дайте ему еще одну возможность. Если вы всегда будете убирать еду, как только ребенок потеряет интерес к ней, он не будет играть раньше, чем насытится».

Что же надо делать, чтобы аппетит ребенка не вызы­вал у вас огорчений? Прежде всего постарайтесь каждый раз готовить его к приему пищи за несколько минут до кормления: доброжелательно, ласково скажите малышу, что сейчас он будет есть. Если ребенок играет, не преры­вайте его игры, а попробуйте сделать кормление ее про­должением: «Оленька, твоя дочка проголодалась, давай пригласим ее поесть с нами. Только не забудь помыть ей ручки».

Ребенок должен сесть за стол с хорошим настроением, не огорчайте его перед едой.

Не забывайте, что кормление вы можете использовать для развития ребенка. Ведь во время его ваш малыш без специальных занятий овладевает необходимыми в жизни познаниями. Он узнает названия блюд, их вкусовые каче­ства (кислое, сладкое, соленое), физические свойства (хо­лодное, горячее, теплое), цвет, форму и т.д., если обгова­риваются действия, называются блюда, их качества. «По­пробуй, Машенька, кисель. Он из клюквы, сладкий, розо­вый», «Посмотри, Сережа, какой помидор круглый, крас­ный, а огурчик зеленый, длинный».

Итак, при правильном воспитании ребенок в 2 года:

перед едой идет мыть руки, моет их сам, хотя, может быть, не всегда умело;

ест сам ложкой жидкую и густую пищу;

обращает внимание на свое грязное лицо, руки, нос, дает взрослому знать об этом или сам пытается вытереться бумажной салфеткой, умыться;

требует устранения непорядка за столом (постелил салфетку, убрать крошки и т. п.).

1.4. «Умываюсь и ем сам!»

(кормление ребенка на 3-м году жизни) :

Дети этого возраста стремятся к самостоятельности и могут быть самостоятельными. Для этого нужны опреде­ленные условия.

Для кормления поставить маленькие, по росту ребен­ка, стол и стулья; найти доступное для него место хране­ния предметов сервировки стола: салфеток (скатерти), посуды и др.

Ребенок может сидеть и за общим столом, когда вся се­мья в сборе. В этом случае он, разумеется, ощущает значи­тельность ситуации. Покажите ему пример культуры по­ведения за столом, не делайте замечаний при какой-либо его неудаче, неловком действии, незаметно помогите ма­лышу, похвалите за самостоятельность и аккуратность.

При кормлении продолжайте придерживаться тех же правил, что и на 2-м году жизни, но обратите внимание на культуру поведения за столом.

К 3-м годам ребенок может:

есть спокойно, не торопясь и не отвлекаясь, соблюдая правила культуры еды;

спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо (но и вы не злоупотребляйте длинными паузами!);

-выражать свои просьбы словами («Подай, пожалуйстаa, салфетку», «Налей еще чаю» и т.п.);

-говорить «спасибо» после еды.

1.5. «Я одеваюсь сам»

Весь процесс предыдущего взаимодействия с малышом подготавливал его позицию «я сам». Когда ему было всего 7-8 месяцев, он научился находить в ближайшем простран­стве предметы одежды и обуви и пытался натягивать ша­почку на голову, а ботинок на ногу, хотя из этого, конеч­но, мало что получалось. Малыш уже соотносил предмет и его назначение.

К 3-3,5 годам ребенок может сам одеться и раздеться.

Но некоторые родители думают: да зачем это ему, еще такому маленькому? Мама сама все сделает быстрее и луч­ше, а вот он вырастет, и все само придет. И получается, что в 3 года ребенок заявляет «я сам», но мы ему не позволяем сделать самому то, о чем в 5-6 говорим: «Ты уже большой, сам одевайся», а ребенок капризничает, требует, чтобы его одевали-раздевали, сам делает это небрежно, плохо.

Вы, конечно, замечали, как ваша кроха, застегивая пу­говицу или снимая платье, высовывает язык, пыхтит или, наоборот, задерживает дыхание, «помогает» себе всем те­лом? Безусловно, ему нелегко, ведь руки еще так непослуш­ны, а действия так сложны и в то же время так интересны. Хочется с ними справиться самому!

Не пропустите благоприятный период, когда ребенок хо­чет действовать сам, когда его привлекают действия с предметами, когда он испытывает удовлетворение от само­стоятельно выполненного действия. Наверстать упущенное будет очень сложно.

Эти, на первый взгляд элементарные, действия самооб­служивания создают большие возможности для развития малыша:

— крепнет его рука, она «учится» сгибаться и разгибаться во всех сочленениях, совершенствуется мелкая моторика кисти;

-развивается умение фиксировать взглядом движения рук, контролировать совершаемое движение зрительно, а затем и через «мышечное чувство»;

— ребенок учится различать и сравнивать особенности совершаемых действий, оценивать их качество, отличать правильное от неправильного, а значит, и исправлять их;

-развивается умение устанавливать связь между со­вершаемым действием и получаемым результатом.

Все перечисленные умения, приобретаемые ребенком в самообслуживании, важны для успешного его участия в любой продуктивной деятельности.

Ну и как же, например, снять и положить колготки, чтобы максимально подготовить самостоятельное их оде­вание? Прежде всего подчеркнем, что у ребенка должны быть стульчик, на котором он одевается и раздевается перед сном или идя на прогулку, а также вешалка для верх­ней одежды на уровне его роста.

Итак, снимаем колготки:

стоя около стульчика спиной к сиденью, двумя руками держась за резинку, малыш спускает их ниже колен;

— берется одной рукой за пятку, а другой за носок чулка (вы, конечно, рассмотрите с ним, что на колготках есть пятка и носок);

— тянет поочередно чулки вниз.

Чтобы надеть колготки без проблем, надо определенным образом положить их на сиденье стула. Оказывается, если положить колготки на сиденье стула резинкой к краю и одним швом вверх (или резинкой к спинке стула и двумя швами вверх), то стоит взять их двумя руками за резинку и сесть на стульчик (не вертя в руках), то левый чулок ока­жется обязательно у левой ноги, а правый у правой. Те­перь смело можно всовывать поочередно ноги в чулки, ошибок не будет.

Мы не случайно так подробно расписали, как проходят снятие и надевание колготок. Обратите внимание, сколько разных действий надо совершить, да таких, которые не по­зволят колготкам вывернуться наизнанку и не потребуют мучительных поисков, где левый, где правый чулок. Да еще надо знать, где у колготок резинка, чулки, пятка, носок, шов.

Если мы, взрослые, продумаем все действия ребенка, то облегчим очень сложный для него процесс, поможем ему стать самостоятельным! Ведь это нам, взрослым, легко из любого положения, не глядя, взять и надеть любой пред­мет одежды. Вот еще несколько советов, как действовать с одеждой и обувью.

Порядок

действий

ребенка

Способы

действий

ребенка

Место ребенка, расположение вещей

Действия

взрослого

в помощь ребенку

Потянуть платье за

ворот двумя руками

Затем потянуть рукав за обшлаг, за

конец рукава (не за

плечо!) вниз сначала с одной руки, потом с другой. Рукава и все платье не должны при этом выворачиваться наизнанку

спинку стула подолом

Расстегните пуговицы, если самостоятельные

попытки ребенка оказались безрезультатными, направляйте

движения руки ребенка

Рубашку (мальчи­ку) снять и пове­сить

Такая же помощь, как девочке

Расстегнуть пуго­вицы, начиная с нижней (!); при­спустить пальто с плеч; выдернуть одну руку из рука­ва, затем потянуть за обшлаг другой рукав свободной рукой

Стоя у ве­шалки, пальто по­весить на отдельный крючок

Расстегните одну-две верхние пуговицы. Приспустите пальто с плеч сами; придержите пальто за спущенный рукав; помогите найти петельку, за которую надо вешать пальто

Обувь снять и поста­вить

Ноги в обуви поста­вить вместе; наклоняясь, развязать шнурки (отстегнуть застежку и т.п.); но­ги поочередно вы­нуть из обуви и по­ставить рядом с обувью так, чтобы обувь оказалась между ступнями ног

Наклонив­шись и не вставая со стула, рукой задвинуть под стул сразу пару обуви

Помогите расстегнуть обувь, если самостоя­тельные попытки ре­бенка не приводят к результату, покажите движение, каким за­двигается обувь под стул

«Влезть» в платье(рубашку): ребенок, не снимая вещи со спинки стула (!), наклоняется и про­совывает голову в ворот платья; затем выпрямляется и по­очередно просовы­вает руки в рукава

Стоя за спинкой стула

Придержите подол, помогите ребенку сде­лать нужное движение руками, чтобы попасть в рукава

Выдвинуть обувь из-под стула одно­временно (!); поста­вить между ступ­нями ног; вставить ноги в обувь; за­стегнуть

Покажите, как выдви­нуть обувь и поставить ее; как застегнуть

Не отступайте от принятого порядка и способов дей­ствий, поощряйте, хвалите ребенка за то, что он делает все правильно: «Вот как Машенька положила колготки на сиденье стула, резиночкой на краешек стула, шов навер­ху». За те действия, которые ребенок начинает выполнять без напряжения, без усилия, хвалить не надо.

На первых порах малышу еще нужна помощь, но такая, чтобы не подавить у него стремления к самостоятельности. Совместным действием с ним чуть-чуть подправляйте дви­жения ребенка. Он должен почувствовать «рисунок» дви­жения, которое приведет к желаемому результату.

Обратите внимание: сначала действие совершается ре­бенком и лишь после неудавшейся его попытки вы приходите на помощь. Причем не делая за него, а способствуя само­стоятельному действию.

Проявите терпение! Скоро вы увидите, что ребенок справляется с одеванием и раздеванием все более само­стоятельно.

Постарайтесь сделать процесс одевания и раздевания приятным для ребенка. Поощряйте его стремление к само­стоятельности. Называйте предметы одежды, обуви. Мож­но прочесть соответственно действию потешку, называя имя ребенка:

Купим Маше (Оле) валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет Машенька ходить,

Новы валенки носить.

Маша варежку надела
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла!
Ищешь-ищешь и найдешь.
Здравствуй, пальчик,
Как живешь?»

Лизонька (Оленька и т.д.) маленька,

На ней шубка аленька,

У девочек и мальчиков

Зимою мерзнут пальчики.

Чтобы пальчики согреть,

Что на ручки нам надеть?

Обыгрывайте действия ребенка. Например: «Тянем, по­тянем, вытянули ножку. Эту ножку в этот домик, эту нож­ку в другой домик» (надеваем туфли) и т.д.

Все это сделает процесс одевания и раздевания прият­ным для малыша и вызовет желание действовать самому. Обязательно демонстрируйте ребенку бережное отноше­ние к его вещам. Например, расправьте платье на стуле: «Вот как повесим платье, чтобы не смялось. Красивое у Маши платье». Делайте это в самом раннем возрасте. Не думайте, что если ребенок еще не говорит, то он не пойметвас. По интонации голоса, по движениям рук с вещью ре­бенок эмоционально уловит ваше отношение к ней.

Итак, ваш малыш к 3-3,5 годам:

— охотно обслуживает себя сам, одевается, раздевается, не капризничает, не требует, чтобы за него это сделали вы;

-стремится к активности: «Я сам!», не позволяет вам сделать то, что он умеет;

— знает место каждой вещи и аккуратно их складывает определенным способом;

-бережно обращается с вещами, аккуратно ставит, кладет, вешает на место.

проявили терпение, внимание и доброжелательность;

отвели специальное время для процессов самооб­служивания и сделали их самоценным событием жизни
ребенка;

-для каждой вещи определили постоянное место, спо­соб хранения и действия с ней;

оказывали помощь только в тех случаях, когда ребе­нок еще не мог справиться сам, руководствуясь правилом: я помогу тебе сделать самому;

хвалили ребенка только тогда, когда он достигал ре­зультата, прилагая усилия с определенным напряжением;

замечали любое новое действие, освоенное ребенком, и хвалили за самостоятельность;

-выражали своим поведением бережное отношение к вещам.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В РЕЖИМЕ ДНЯ

Психическое и личностное развитие детей идет не толь­ко в бытовой деятельности, организованной в режимных процессах, но и в условиях обучения на занятиях. Занятия как одна из форм организации обучения занимают опре­деленное место в режиме дня.

Психолого-педагогические исследования доказали не только возможность обучения детей раннего возраста, но и исключительную восприимчивость их к усвоению учебного материала, способность воспринимать и решать учебные задачи, если они предлагаются в доступной игровой форме.

Основной, наиболее эффективной формой обучения де­тей раннего возраста являются занятия. Занятия обеспечи­вают целенаправленное развитие ребенка, так как прово­дятся они в соответствии с программой, с учетом их инди­видуального развития. На занятиях под руководством вос­питателя детиприобретают знания об окружающей жизни, умения, навыки. У них развиваются все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, речь. Уже в ран­нем возрасте на занятиях малыши приобретают элемен­тарные учебные навыки. Они учатся внимательно слушатьвоспитателя, воспринимать задание, действовать в соот­ветствии с ним. На занятиях дети приобретают некоторые знания и навыки жизни в детском сообществе (не мешать друг другу, заниматься со своей игрушкой, подождать, пока взрослый занимается с другим ребенком, и т.п.).

Занятия, организованные воспитателем, должны быть направлены на приобретение прежде всего тех знаний и умений, которые имеют наибольшее значение для развития детей и которые не могут своевременно сформироваться без специального обучения. Они также должны быть направлены на углубление и уточнение знаний и совершен­ствование умений, которые дети получают в повседневной жизни и в самостоятельной деятельности.

В условиях детского учреждения занятия проводятся с подгруппой детей, численный состав которой зависит от возраста. Чем младше дети, тем меньше подгруппа. Так, на 2-м году в подгруппу объединяют сначала 2-3 ребенка, затем 5-6, 6-8, а на 3-м году делят группу пополам.

Объединяя детей в подгруппы, воспитатель должен учи­тывать не только их возраст, но и уровень развития. По­скольку темп развития у детей разный, то и состав подгруп­пы не может быть постоянным в течение года.

С этой целью педагог может использовать сюрпризные моменты. Обычно они используются в начале занятия. На­пример, неожиданное появление предмета (раздается стук в дверь. Воспитатель предлагает детям: «Ребятки, давайте ся­дем на стульчики и посмотрим, кто пришел к нам в гости!» Дверь открывается и появляется кукла: «Вот какая красивая кукла Маша пришла к нам в гости» и т.д.). Сюрпризные моменты могут быть использованы и в середине занятия, когда воспитатель видит, что внимание детей снижается.

Однако, используя сюрпризные моменты, необходимо соблюдать чувство меры и не забывать о педагогической задаче. Важно, чтобы педагогическая задача и методика ее решения соответствовали фактическому уровню развития детей, их возрастным возможностям. Если задание, которое предлагает педагог ребенку очень простое или, наоборот, слишком сложное, то интерес к нему у ребенка падает.

Большую роль при проведении занятий с детьми ранне­го возраста играют предметы, пособия, которые педагог использует в занятии. Они должны быть яркими, привле­кательными, вызывать интерес у детей.

Но маленьким детям недостаточно только видеть пред­мет. У них всегда есть желание потрогать его, обследовать, подействовать с ним. Вот почему в раннем возрасте веду­щим методом обучения является наглядно-действенный. При использовании данного метода детям представляется воз­можность не только смотреть, слушать, но и действовать с предметом, отвечать на вопросы, т.е. проявлять активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к предмету.

Организуя занятия с детьми, педагог должен помнить что, чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный) участвует в восприятии и чем ак­тивнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоми­нание, а следовательно, выше обучающий эффект занятия.

Занятие с одним и тем же содержанием можно повто­рять до четырех раз. Затем рекомендуется сделать перерыв не более двух недель и вновь вернуться к этому содержа­нию для более прочного закрепления. В этом случае у де­тей формируются более устойчивые знания и умения.

Нервная система детей раннего возраста характеризу­ется слабой выносливостью, быстрой утомляемостью. По­этому занятия в группах раннего возраста не должны пре­вышать 5-10 мин на 2-м году жизни и 5-20 мин на 3-м.

Во время занятия необходимо следить за состоянием детей и при первых же признаках утомления (двигательное беспокойство, неадекватность ответных реакций, отвлече­ние, покраснение или побледнение кожи, легкое покашли­вание и т.п.) воспитатель должен принять меры: сменить позу детей, вызвать интерес с помощью сюрпризных мо­ментов, дать двигательное задание и т.п. Если эти меры непомогают, то занятие лучше прекратить. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять детей заниматься. Иначе не­возможно воспитать у детей положительное отношение к занятиям. Эффективность занятий определяется умением детей применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

В детском саду с детьми раннего возраста проводят два занятия в утренний и вечерний отрезки бодрствования.

С детьми 2-го года жизни проводят занятия:

по развитию речи и ознакомлению детей с окружающим;

по сенсорному развитию и развитию действий с пред­метами;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *