Основы гигиены детей гигиена сна
Гигиена сна и бодрствования детей раннего возраста
Ирина Смирнова
Гигиена сна и бодрствования детей раннего возраста
Какие условия способствуют полноценному здоровому сну?
ложиться спать нужно в хорошо проветренной комнате, особенно если в ней продолжительное время работал компьютер или телевизор (проветривать как минимум 30 минут);
постель, даже у младших детей, должна быть с жёстким матрасом, и низкой подушкой; у того, кто спит на мягкой перине, позвонки часто бывают смещены и в результате страдают нервная и дыхательная системы, кровеносные сосуды, нарушается циркуляция крови;
желательно чтобы изголовье кровати было ориентировано на север или на восток;
Важное место в режиме дня занимает сон. К концу 1-го года жизни общая продолжительность сна сокращается до 15 ч, но продолжительность ночного остается неизменной до 3 лет при увеличении времени бодрствования днем.
С середины 2-го года жизни дети, как правило, спят днем всего 1 раз и бодрствуют в течение двух промежутков времени по 5-6 ч.
После 2 лет малыш спит днем около 2 ч, а бодрствует 2 раза по 6 ч.
Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин, с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.
В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.
Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).
Гигиена сна.
Сколько часов должен спать ребёнок?
Как помочь малышу заснуть?
Какие условия способствуют полноценному здоровому сну?
Как улучшить качества сна?
Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет) до 2 лет
Особенности возрастного периода
Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела. Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой.Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка). Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.
придерживайтесь постоянного времени отхода ко сну;
каждый раз предоставляйте ребёнку от 10 до 30 мин для приготовления ко сну. Выработайте свой ритуал приготовления ко сну (гигиенические процедуры, сказка перед сном, прослушивание успокаивающей музыки и т. д.);
общайтесь с ребёнком перед сном. Не позволяйте, чтобы телевизор, видео или компьютер заняли ваше место;
не позволяйте ребёнку смотреть фильмы, телепрограммы, играть в компьютерные игры не подходящие ему по возрасту;
отход ко сну должен быть не раннее чем через 1,5-2 часа после ужина;
перед сном не давайте ребёнку еду или напитки, содержащие кофеин (шоколад, крепкий чай, газированные напитки);
Гигиена бодрствования.
Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:
Кормление: 7.30, 12, 16.30, 20.
Бодрствование: 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.
Сон: первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.
Прогулка: после обеда и полдника.
Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:
Кормление: 8, 12.30, 16.30, 19.
Кошка Муся и реклама. У меня кошка Муся. Она очень любит позировать перед камерой. Мы часто посылаем ее фотографии на разные конкурсы. А еще ее любимое место.
Памятка для родителей «Как научить ребенка спокойно ложиться спать» Памятка для родителей «Спокойной ночи малыши»Большинство малышей не любят ложиться спать, поэтому практически все родители испытывают трудности,.
Основы гигиены детей гигиена сна
Устали от частых ночных пробуждений?
Короткие сны? Истерики? Ночные гуляния?⠀
Стоимость 390 рублей вместо 3500
Гигиена сна
Какие рекомендации можно дать родителям для соблюдения гигиены сна малыша?
1. Чтобы у ребенка не выработалась привычка засыпать с помощью родителей, важно укладывать его в кроватку, когда он сонный, но еще не спит.
2. Ввиду незрелости нервной системы малыша, важно укладывать спать ребенка по признакам усталости.
3. Не рекомендуется перед сном проводить активные игры. Почитайте книги с ребенком, складывайте мозаику, слушайте спокойную музыку.
4. Не перекармливайте карапуза на ночь. Пища должна быть легкой.
5. Время бодрствования проводите на свежем воздухе, чтобы организм ребенка мог выработать достаточно серотонина.
6. В ночное время в комнате должно быть темно и тихо, можно использовать белый шум.
7. В комнате для малыша создайте комфортный микроклимат (температуру, влажность).
Как правильно укладывать ребенка спать?
Искусственный или природный свет, без сомнения, является внешним фактором, влияющим на сон малыша. Он влияет не только на биоритмы ребенка, но и на чувство бодрости или сонливости. «Гормон сна», другими словами — мелатонин — вырабатывается только в темноте. Свет на него влияет губительно.
Для полноценного отдыха важно соблюдать темноту. В свою очередь, приглушение света перед сном, наоборот, помогает раннему укладыванию.
Чтобы малыш был готов уснуть, специалисты в области сна настоятельно рекомендуют приглушать свет в комнате за час до сна или использовать ночники. Полноценный сон — эта главная задача для родителей в первые годы жизни малыша.
Нет сомнений в том, что вы пытаетесь идти в ногу со временем. Представим ситуацию, что приходит домой бабушка и говорит: «Я была у подруги, у нее внук уже в 1,5 года умеет пользоваться телефоном, сам смотрит видео и фотографии, играет в детские игры». Вы начинаете думать, что тот ребенок очень умный, начинаете скачивать кучу приложений на телефон или планшет и даете своему чаду.
Но давайте посмотрим на последствия! Использование ребенком гаджетов перед сном приостанавливает выработку мелатонина (гормона сна). Включенный экран гаджетов перед сном может негативно сказаться на сне. Просмотр фильмов или мультфильмов перед сном оттягивает засыпание, сбивается привычный режим. Просмотр мультфильмов в утреннее время может стать ассоциацией на пробуждение. В таком случае чуткий утренний сон может прерваться.
Что делать, если ребенок все-таки требует использовать гаджеты? Объясните ему, что их действие плохо влияет на организм. Старайтесь сами меньше времени проводить с телефоном в руках. Помните о том, что вы — родители, а значит все решения, которые вы принимаете — во благо малышу. Родители ведут за собой, показывают пример.
Малышу уже полгода или даже год? Может, уже два? Казалось бы, что все трудности позади, но не все так просто. Ребенку важно помочь — научить засыпать самостоятельно. Этот процесс трудоемкий. Надо запастись терпением и набраться уверенности!
Опыт многих специалистов указывает на то, что нужно учитывать особенности ребенка и не переусердствовать в начинаниях. Ребенок обязательно должен привыкнуть к изменениям, не стоит его торопить.
Специалисты в области сна рекомендуют мамочкам, которые практиковали совместный сон с ребенком, укладывать его спать отдельно. Но тут я оговорюсь, что каждые родители делают так, как им удобно. Научить самостоятельному засыпанию можно и при совместном сне.
Если еще остались ночные кормления, то важно разделить грудь и сон. При этом не обязательно отлучать от груди. Просто приучите малыша к тому, что грудь — это не всегда сон. Сонного ребенка аккуратно перекладывайте в его кроватку еще до момента засыпания.
Движения ребенка становятся хаотичными, он может спать как захочет: на спине, животе или на боках. Если вы спите рядом с ребенком, то можете не выспаться. Хотя все мамы разные, и кому-то спящий ребенок рядом не мешает спать сладко-сладко. В первое время придется очень сложно. Вам будет тяжело успокоить плачущего ребенка без груди. Для этого перед разделением ассоциации грудь=сон постарайтесь расширить количество методов, успокаивающих малыша. Это могут быть похлопывание, поглаживание, шипение. Постарайтесь отдыхать днем, чтобы набраться сил. Попросите мужа некоторое время помогать делать вашу домашнюю работу.
Чтобы гигиена сна у детей до года особенно была максимально правильной, поговорим и про ритуалы отхода ко сну. Многие родители напрасно недооценивают их важность. Ведь дети чувствуют себя спокойнее при стабильном и понятном режиме. К самым важным качествам, которые вам пригодятся для создания ритуала, относится последовательность.
Около трети своей жизни мы спим. Сон — важнейшая часть нашего жизненного цикла. Он восстанавливает силы, повышает настроение и работоспособность. Природные ритмы очень серьезно влияют на процессы в организме человека. Учитывайте их.
В детском возрасте это имеет еще большее значение, ведь у малышей только начинает закладываться основа здоровья. Даже в том, как правильно будить ребенка, нужно соблюдать определенные правила. Но сейчас мы обсудим, как НЕ стоит будить детей.
Главное правило — никаких резких пробуждений. Это может испугать ребенка и стать причиной психологической травмы.
Поэтому ни в коем случае нельзя:
Консультация для педагогов «Гигиенические и педагогические условия организации сна детей»
Гигиенические и педагогические условия организации сна детей
Для формирования полноценного сна у детей важно на всех возрастных этапах создавать необходимые для него гигиенические и педагогические условия, устранять причины, мешающие его наступлению. Необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Чем моложе ребенок, тем большее количество часов он спит и меньше бодрствует. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 11-12 часов. Дневной сон в зависимости от возраста длится до 2-2,5 ч. Он обязателен, так как нервная система ребенка быстро реагирует на внешние раздражители, относительно легкоранима и менее вынослива по сравнению с нервной системой взрослого. Именно поэтому активное непрерывное бодрствование дошкольников ограничено. Если ребенок в детском саду не спит, важно выяснить причину этого, поговорить с родителями, врачом или медсестрой детского сада.
Дети старшего дошкольного возраста с устойчивой здоровой нервной системой нередко отказываются от дневного сна (не засыпают при укладывании). В таких случаях нецелесообразно настаивать на пребывании ребенка в постели, надо предоставить ему возможность спокойного отдыха с каким-либо тихим занятием по вкусу.
Необходимо с первых дней пребывания в детском саду выработать у детей положительное отношение к сну.
Создавая условия для хорошего сна ребенка, следует помнить о том, что свежий воздух является лучшим «усыпляющим» и оздоровительным средством. Поэтому спать малыш должен в хорошо проветренном помещении (перед сном следует проветрить комнату 15-20 минут), куда непрерывно поступает свежий воздух. После укладывания детей воспитатель открывает фрамуги, окна, создавая сквозное проветривание на 5-7 мин. В течение всего сна для поддержания нужной температуры фрамуги и окна оставляют открытыми с одной стороны. Закрывают их за 20-30 мин до подъема детей. Важно постоянно следить за тем, чтобы во время сна дети не переохлаждались и не перегревались.
Спокойное состояние, необходимое малышу перед засыпанием, создается воспитателем уже в конце прогулки, поддерживается во время обеда и подготовки ко сну.
Спокойная обстановка создаст общий положительный настрой перед сном, а тишина в спальне будет способствовать глубокому сну. Когда дети засыпают, нельзя допускать шума, громкой музыки и разговоров; помещение не должно быть ярко освещено. Однако нет необходимости в полной тишине, так как дети могут привыкнуть к такой обстановке и будут чувствительны к малейшему шороху.
Кровать не должна стеснять ребенка, мешать ему принимать любое удобное для него положение. Поэтому желательно, чтобы ее длина на 20-25 см превышала рост ребенка, а ширина была в два раза больше ширины плеч. При расстановке кроватей в помещении, предназначенном для сна, желательно соблюдать расстояние между ними не менее 1 м; от наружной стены до ближайшего к ней ряда кроватей должно быть 70 см. Наиболее гигиеничны матрацы из волоса или морской травы. Подушки следует изготовлять из пуха или мягкого пера, небольших размеров (30х30 см). Вполне отвечают гигиеническим требованиям подушки и матрацы из синтетического материала.
Около каждой кровати надо ставить стул, на котором ребенок мог бы раздеваться, одеваться и складывать на время сна свою одежду. Для хранения ночной рубашки или пижамы на спинке кровати укрепляют «карман», сшитый из легко стирающегося мате риала.
Одежда для сна в помещении должна быть свободной, сшитой из мягких хлопчатобумажных тканей. Наиболее удобными для этой цели будут длинная рубашка или пижама без карманов с небольшим числом пуговиц. В жаркое время года дети могут спать в одних трусах, предназначенных специально для сна.
Воспитанники при укладывании и подъеме переодеваются в групповых помещениях или спальнях, здоровые, ранее закаливаемые дети, могут одеваться после сна при температуре воздуха 16-18С, получая при этом воздушные ванны.
Укладывание наиболее сложный и ответственный момент в организации сна, имеющий большое значение для его нормального протекания. Укладывание детей спать в строго определенные часы вырабатывает у них привычку к быстрому засыпанию. Необходимо доброжелательно и в тоже время настойчиво укладывать спать ребенка. Только так можно добиться быстрого засыпания. Чтобы создать у детей положительное отношение ко сну, движения ухаживающего за ними персонала должны быть спокойными, мягкими, речь тихой, ласковой.
Воспитатель прежде всего помогает подготовиться ко сну детям слабым, которые особенно нуждаются в дневном отдыхе. Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. Детей, пришедших в детский сад впервые и не привыкших еще к дневному сну, укладывают в последнюю очередь, чтобы они видели, как ложатся другие. Детям, перенесшим тяжелые заболевания или страдающим хроническими болезнями, а также легковозбудимым, с быстрой утомляемостью надо спать в сутки на 1-1,5 ч больше. Удлинить сон таких детей можно, укладывая их первыми и поднимая последними при дневном и ночном сне.
Все дети в той или иной степени нуждаются при засыпании в определенных педагогических воздействиях. Хорошо, если для ребенка потребуется в среднем от 5 до 20 минут для засыпания. Если же оно затягивается на 30-40 минут, то сон окажется недостаточным по длительности, а, следовательно, не обеспечит восстановление работоспособности, необходимой для продолжения активного бодрствования.
Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Малыши ложатся в кровать на правый или левый бок (как им удобно). Но не следует разрешать им ложиться на живот, съеживаться, подбирая колени, так как неправильное положение затрудняет кровообращение, дыхание и влияет на формирование осанки. Воспитатель следит за тем, чтобы руки у детей были поверх одеяла.
В течение всего периода сна педагог находится в спальне и наблюдает за детьми. Иногда одному нужно поправить одеяло, другого одеть, третьему исправить позу и т.д. Малыши, которые засыпают позже, могут при отсутствии взрослых разбудить других детей.
После дневного сна детей поднимают постепенно. Тех, которые засыпают позже других (слабых или перенесших заболевание), поднимают последними, дают им возможность поспать подольше, но и не задерживают в постели больше положенного времени. Воспитатель следит за тем, чтобы дети надевали одежду в определенном порядке, чтобы все были причесаны. Процесс одевания не должен занимать много времени: у старших детей – не более 15 мин., у малышей 20-25 мин. Старшие дети сами заправляют или убирают свои постели. Подготовка детей ко сну и время подъема используется педагогом для воспитания у них культурно-гигиенических навыков и развития самостоятельности.
Для установления преемственности в работе детского сада и семьи воспитатель рассказывает родителям о правильной организации сна в домашних условиях. Воспитатели должны объяснить родителям, что и в домашних условиях следует выполнять все гигиенические требования, предъявляемые к организации и проведению сна ребенка. Родители должны знать, что детей перед сном нельзя обильно кормить и поить, особенно крепким чаем, кофе, какао; нельзя рассказывать им страшные сказки, играть с ними в возбуждающие, подвижные игры, разрешать им смотреть телевизионные передачи. Очень важно, чтобы и в домашних условиях дети имели свою индивидуальную кровать, так как сон в одной по стели с другими детьми или со взрослыми не создает условий для хорошего, спокойного отдыха, способствует легкому заражению инфекционными болезнями, может привести к преждевременному пробуждению полового чувства.
§2. Гигиена сна
Под гигиенически полноценным сном понимается сон, имеющий достаточную для возраста продолжительность и глубину, с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждения. Новорожденные дети спят 20—22 ч в сутки. С возрастом продолжительность сна у человека снижается (табл. 5).
Таблица 5: Продолжительность сна детей и подростков (в ч)
Первые месяцы жизни
Сокращение продолжительности сна у детей на 2—4 ч и более резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии мозга. Снижается работоспособность, сопротивляемость организма различным инфекциям, быстрее наступает утомление. Потребность детей в сне тем больше, чем младше ребенок. Вместе с тем потребность в сне зависит и от состояния здоровья, и от физического развития. Поэтому, устанавливая определенную продолжительность сна, следует также учитывать и индивидуальные особенности детей. Все дети с ослабленным здоровьем, выздоравливающие после острых инфекционных заболеваний, с туберкулезной интоксикацией, повышенной возбудимостью нервной системы, быстро утомляющиеся должны спать более продолжительное время, чем здоровые. Для школьников с указанными отклонениями в состоянии здоровья по заключению врача предусматривается дневной сон не менее часа, желательно на открытом воздухе. Учащимся 6 лет необходим дневной двухчасовой сон. Дневной сон показан также практически здоровым младшим школьникам. Для полноценного отдыха организма крайне важно обеспечить не только необходимую продолжительность ночного сна, но и достаточную его глубину. Неглубокий ночной сон, даже при достаточной продолжительности, не обеспечивает хорошего отдыха организму. Здоровым детям и подросткам глубокий сон можно обеспечить выполнением определенных правил. Нужно приучать детей вставать и ложиться в одно и то же время. У ребенка легко образуются условные рефлексы на обстановку сна. Условным раздражителем становится время отхода ко сну. Вид часов со стрелками, показывающими это время, уже способствует засыпанию. Условным раздражителем становится весь комплекс процедур, входящих в вечерний туалет (умывание, чистка зубов, мытье ног, раздевание). Перед сном следует исключить возбуждающие игры, усиленную умственную работу. Время после ужина должно протекать в спокойной обстановке, исключающей сильное возбуждение нервной системы. Лучше всего перед сном на 20—30 мин выйти на прогулку. Ужин должен быть легким, не позднее 2—1,5 ч до сна. Шоколад, кофе и крепкий чай на ночь давать детям не рекомендуется. Свежий, прохладный воздух в помещении, где спят дети, способствует более быстрому засыпанию и глубокому сну. Лучшей температурой в спальной комнате является 15—16°С.
§3. Режим групп (классов) и школ с продленным днем
Определились три основные формы продленного пребывания учащихся в школе: группы (одновозрастные и разновозрастные), классы и школы. Группы продленного дня обеспечиваются помещением, отвечающим гигиеническим требованиям, необходимой мебелью, пособиями для внеклассной работы (книги, настольные игры и т. д.). Школы с продленным днем, так же как и школы-интернаты, одновременно с высоким уровнем общественного воспитания призваны содействовать хорошему физическому развитию и укреплению здоровья детей. Поэтому в таких школах особенно необходимо широко проводить оздоровительные мероприятия в отношении всех учащихся и особенно в отношении детей с ослабленным здоровьем. Режим дня организуется таким образом, что общешкольные помещения (столовая, актовый и гимнастический залы, веранды, кабинеты и лаборатории), а также пришкольный участок используются поочередно разными классами. Это ни в какой мере не нарушает гигиенических требований, поскольку возрастные особенности детей, в частности особенности высшей нервной деятельности, диктуют именно дифференцированное построение режима дня в I, II—III, IV и V—VIIIклассах. Исходными для такого построения являются нормативы продолжительности учебных и неучебных занятий и отдыха учащихся младших и средних классов. В школах с продленным днем широко, во всех его элементах, должно быть поставлено физическое воспитание учащихся как одно из важнейших средств, содействующих росту, развитию и высокой работоспособности организма. Гимнастика до уроков, физкультурные паузы во время учебных занятий, ежедневные дополнительные непродолжительные (20—25 мин) занятия физическими упражнениями в начальных классах, подвижные игры и спортивные развлечения на открытом воздухе в часы отдыха, работа спортивных секций и секций общей физической подготовки — все это должно найти свое место в режиме школ с продленным днем. Все больше завоевывает себе место в учебном расписании часовая динамическая пауза или спортивный час после учебных занятий в группах продленного дня. Для детей 6 лет после второго, а иногда третьего урока предусмотрено проведение динамической паузы — занятия продолжительностью не менее 40 мин. В это время с детьми проводятся подвижные игры и спортивные развлечения в любое время года на открытом воздухе под руководством учителя. Динамическая пауза в дни, когда этому занятию в расписании предшествует урок физической культуры, проводится своеобразно: первые 25—30 мин дети самостоятельно играют и выполняют различные физические упражнения, а в течение последних 10—15 мин организуется общая для всех ребят игра средней подвижности с учетом времени года и погодных условий. В режиме групп, классов и школ продленного дня предусматриваются также время и условия для творческой деятельности и эстетического воспитания учащихся, занятий музыкой, пением, хореографией, работы в различных технических кружках. В течение дня учащиеся I—II классов нуждаются не только в активном отдыхе, но и в сне. Дневной сон в течение 1—1,5 ч, проходящий в гигиенически полноценных условиях, обеспечивает восстановление работоспособности организма 7—10-летних детей в большей мере, чем активный отдых. После сна показатели работоспособности у детей оказываются на 26% выше, чем после отдыха без сна. Благодаря этому учащиеся затрачивают меньше времени на приготовление уроков. Для детей 6 лет в школе продленного дня также обязателен двухчасовой дневной сон. Таким образом, помимо учебных занятий с учителем и самостоятельного выполнения учащимися заданий под контролем воспитателя, а также общественно полезного труда, включающего и работы по самообслуживанию, в режиме школ с продленным днем важно не только предусмотреть, но и обеспечить для учащихся начальных классов дневной сон (1 ч), пребывание на воздухе [(3—3,5 ч), состоящее из трех раздельных прогулок, творческую деятельность или свободное время (1—1,5 ч); для учащихся III—VIIIклассов 2—2,5-часовое пребывание на воздухе, 1,5—2-часовую творческую деятельность или свободное время. Примерное дифференцированное построение режима дня приведено в таблице 6. В этой примерной схеме режима дня количество уроков, продолжительность самостоятельных учебных занятий, общественно полезного труда для каждой возрастной группы учащихся находятся в соответствии с гигиеническими рекомендациями. Предусмотрено время для дневного сна учащихся I—II классов и детей с ослабленным здоровьем, выделены 2 ч для активного отдыха на открытом воздухе и творческой деятельности (табл. 6).
Таблица 6: Примерная схема режима дня учащихся в школах продленного дня (в ч)
Для детей 6 лет — учащихся первых классов, посещающих группу продленного дня, рекомендовано следующее построение режима:
8.30—9.00 сбор детей, утренняя гимнастика 9.00—9.35 первый урок 9.35—9.55 первая перемена (горячий завтрак) 9.55—10.30 второй урок 10.30—10.50 вторая перемена 10.50—11.30 динамическая пауза (занятие подвижными играми, прогулка) 11.30—12.05 третий урок 12.05—12.25 третья перемена 12.25—13.00 четвертый урок (или прогулка) 13.00—13.30 обед 13.30—15.30 сон 15.30—15.45 уборка постелей, туалет 15.45—16.20 занятия по интересам, тихие игры 16.20—16.40 полдник 16.40—18.00 прогулка, подвижные игры на воздухе
Особого внимания в школах с продленным днем требуют учащиеся с ослабленным здоровьем: с туберкулезной интоксикацией первой степени, реконвалесценты после тяжелых заболеваний, страдающие ревматизмом и находящиеся в межприступном периоде, с пониженным физическим развитием и содержанием гемоглобина ниже нормы, высоковозбудимые и быстро утомляющиеся. Учащимся с ослабленным здоровьем рекомендуется ежедневно спать 1 —1,5 ч на свежем воздухе и гулять не менее 3—3,5 ч. Целесообразно обеспечить таких детей специальным питанием. Оздоровительный режим в течение 6—12 дней показан также учащимся, перенесшим кратковременные заболевания (ангина, грипп, острые респираторные заболевания).