Пейзаж толкование слова словарь ожегова
ПЕЙЗАЖ
Смотреть что такое «ПЕЙЗАЖ» в других словарях:
Пейзаж — (франц. paysage, от pays страна, местность), жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В… … Художественная энциклопедия
пейзаж — а, м. paysage m. 1. Общий вид какой либо местности, картина природы. БАС 1. Пейзаж. 1768, 1769, 1773, 1775, 1777. МАХ. В. Н. Сергеев К истор. терм. изобр. иск. // Материалы 1965 308 309. Пейзаж природы. Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков. Вечерний… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Пейзаж — изображение природы в литературе и живописи, иначе образ природы в художественном произведении (слово П. происходит от французского pays страна, местность). Из области пространственных искусств термин «П.» перешел в литературоведение. Историки… … Литературная энциклопедия
ПЕЙЗАЖ — (фр., от pays край, страна). То же, что ландшафт, картина местности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕЙЗАЖ к н. вид, картина природы, ландшафт. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
ПЕЙЗАЖ — ПЕЙЗАЖ, пейзажа, муж. (франц. paysage). 1. Картина природы, вид какой нибудь местности (книжн.). Взорам путников открылся чудный пейзаж. Северный, южный пейзаж. 2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей. || Описание… … Толковый словарь Ушакова
пейзаж — См. картина. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. пейзаж вид, картина, ландшафт; марина, рисунок, ведута Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
ПЕЙЗАЖ — (французское paysage, от pays местность), вид, изображение какой либо местности; жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения природа, в том числе виды городов (архитектурный пейзаж, ведута), моря (марина) … Современная энциклопедия
ПЕЙЗАЖ — (франц. paysage от pays местность), вид, изображение какой либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения природа. Часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов… … Большой Энциклопедический словарь
Пейзаж — (фр. paysage) – в живописи и графике жанр (и отдельные произведения), в котором основной предмет изображения – природа. Часто изображаются виды архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж), морские виды (марины). Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии
ПЕЙЗАЖ — (от франц. paysage), синоним географического ландшафта в работах В. П. Семенова Тян Шанского (1928): “Жизненные элементы Земли, сконцентрированные на определенном пространстве; сочетаются всегда естественным образом в определенную, гармоничную,… … Экологический словарь
ПЕЙЗАЖ
Смотреть что такое ПЕЙЗАЖ в других словарях:
ПЕЙЗАЖ
Пейзажная живопись в высшем ее назначении имеет целью передавать в картине ошущения, производимые в художнике природой, насколько они могут быть вызван. смотреть
ПЕЙЗАЖ
(франц. paysage, от pays — страна, местность) реальный вид какой-либо местности; в изобразительных искусствах — жанр или отдельное произведение. смотреть
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
пейзаж м. 1) Общий вид какой-л. местности. 2) а) Картина или рисунок, изображающие природу. б) Вид природы в жанровых произведениях живописи. 3) Жанр произведений в области живописи, темой которых являются виды природы; пейзажная живопись. 4) Описание, изображение природы в литературном или музыкальном произведении.
ПЕЙЗАЖ
пейзаж м.1. (вид) view, scenery, landscape 2. (картина) landscape
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
В соответствии с общим барочным характером оды, ее высокопарностью, риторичностью, гиперболизмом, и П. отличается всеми этими чертами и обычно представляет описание эффектного или величавого явления природы, вполне отвечающего намерению автора в возвышенном тоне изобразить событие или героя. Характер фона, т. е. П., вытекает из художественного задания, тенденции автора. Таков в русской литературе П. у Сумарокова, Ломоносова, Державина («На взятие Измаила», «Описание Потемкинского праздника» и др.).
Совершенно иными чертами рисуется более поздний П. в поэзии консервативного дворянства, гл. обр. нарождающегося сентиментализма в конце XVIII в. По мере развития капиталистических отношений дворянские писатели, отстаивающие неприкосновенность феодально-крепостнического порядка, все резче выступают против капитализма, обрушиваясь на городскую культуру и противопоставляя ей простоту сельской жизни, идиллические отношения помещиков и крестьян.
В прозе сентименталистов, в «сельской» повести, в многочисленных «путешествиях» (излюбленном жанре школы Карамзина) П. играет самую почетную роль. Включаясь в общую систему реакционных, искажающих действительность образов, П. в литературе сентименталистов имеет слащавый, прикрашенный характер, связан с лживыми, идиллическими образами благоденствующих у помещика крестьян и т. п. Наоборот, в литературе, отражающей рост буржуазной идеологии (Радищев, Новиков, Чулков и др.), П. принимает совершенно иной характер, дается в реалистических тонах, разоблачает эксплоатацию крепостных и т. п., служа утверждению этой иной идейно-художественной системы.
С постепенным снижением романтизма в буржуазно-дворянской литературе 30-60-х гг. П. изменяет свой характер и свое назначение в литературном произведении. Знаменитые пейзажи Тургенева, Л. Толстого, Фета и второстепенных писателей (Аксакова, Григоровича и др.) несут чрезвычайно сложные и разнообразные функции в романах и лирических пьесах этих авторов; объединяющим признаком остается исключительная любовь к русскому поместному П., сочувственное изображение внешнего вида усадьбы и крепостной деревни и некоторая идеализация сельского фона, на к-ром они показывают своих героев.
В пролетарской литературе на различных этапах ее развития П. занимает различное место. До революции 1905 у передовых представителей пролетарской литературы (М. Горький) он имел гл. обр. романтический характер, резко противопоставлял силу и мощь свободной природы подавленному и угнетенному человеку («Макар Чудра», «Рассказ старухи Изергиль»); сила и мощь бурного моря, вихря и т. п. используются для символических образов борьбы, революции («Песня о Соколе», «Буревестник»). У писателей, отражающих еще более или менее отсталые настроения части пролетариата, близкой еще к пауперизованной деревне (Нечаев, Поступаев и др.), П. имеет иной характер: безотрадному положению рабочего на заводе в городе противопоставляется идеализированная жизнь в деревне: «Увела нас нужда безысходная от раздолья родимых полей, Оковала нас в цепи холодные у фабричных котлов и печей» (Поступаев). Отсюда своеобразие П., выполнявшего функцию протеста против капитализма, но в то же время идеализировавшего деревню в силу стихийности, «зачаточной сознательности» самого этого протеста.
По мере роста революционного движения и роста индустриального пролетариата внимание пролетарских писателей переносится на город: не отказываясь вполне от деревенского П., пролетарская лит-pa создает в противовес символистическому и акмеистическому городскому П. (эстетизированному, асоциальному) реалистический городской П., рисующий рабочие окраины, заводскую обстановку и т. п. («Мать» М. Горького и др.). В произведениях крестьянских писателей дается деревенский П., имеющий в значительной мере натуралистический характер и резко противостоящий религиозно-мистическому деревенскому П. буржуазных, дворянских и кулацких (Клюев, Есенин) писателей.
Отсюда многообразие и разносторонность П. в социалистической литературе, раскрытие его в связи с трудовыми процессами, социалистической техникой, колхозным строительством и т. д. П. в «Поднятой целине» Шолохова, «Энергии» Гладкова, «Брусках» Панферова, «Трагедийной ночи» Безыменского и т. д. выступает следовательно в новом качестве как пейзаж социалистический, насыщенный пафосом строительства, радостного социалистического труда.
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ а, м. paysage m. 1. Общий вид какой-либо местности, картина природы. БАС-1. Пейзаж. 1768, 1769, 1773, 1775, 1777. МАХ. В. Н. Сергеев К истор. т. смотреть
Значение слова пейзаж
Пейзаж в словаре кроссвордиста
пейзаж
Пейзаж Пейза́ж (, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
1.Общий вид какой-либо местности.
2.Картина или рисунок, изображающие природу. отт. Вид природы в жанровых произведениях живописи.
3.Жанр произведений в области живописи, темой которых являются виды природы; пейзажная живопись.
4.Описание, изображение природы в литературном или музыкальном произведении.
Большой современный толковый словарь русского языка
1) вернисаж иудейских причёсок;
2) недосказанный тост; тост за женщин (или за жизнь, или. )
Весёлый этимологический словарь
Новый словарь иностранных слов
м.
1) Общий вид какой-л. местности.
2) а) Картина или рисунок, изображающие природу. б) Вид природы в жанровых произведениях живописи.
3) Жанр произведений в области живописи, темой которых являются виды природы; пейзажная живопись.
4) Описание, изображение природы в литературном или музыкальном произведении.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
1. реальный вид какой-л. местности;
Словарь иностранных выражений
Словарь русского языка Лопатина
Словарь русского языка Ожегова
Современный толковый словарь, БСЭ
пейзаж м.
1) Общий вид какой-л. местности.
2) а) Картина или рисунок, изображающие природу. б) Вид природы в жанровых произведениях живописи.
3) Жанр произведений в области живописи, темой которых являются виды природы; пейзажная живопись.
4) Описание, изображение природы в литературном или музыкальном произведении.
Толковый словарь Ефремовой
пейзажа, м. (фр. paysage).
1. Картина природы, вид какой-н. местности (книжн.). Взорам путников открылся чудный пейзаж. Северный, южный пейзаж.
2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей. || Описание природы в литературном произведении (лит.). Пейзаж в романах Тургенева. В конце концов, чувствую, что я умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив и фальшив до мозга костей. Чехов (говорит писатель Тригорин в «Чайке»).
Толковый словарь русского языка Ушакова
Словарь литературоведческих терминов
Большая советская энциклопедия, БСЭ
Полный орфографический словарь русского языка
общий вид какой-либо местности картина или рисунок, изображающие природу, какую-либо местность жанр произведений в области живописи, темой которых являются виды природы, какой-либо местности; пейзажная живопись описание, изображение природы, какой-либо местности в литературном или музыкальном произведении
Пейзаж толкование слова словарь ожегова
Значение слова «пейзаж»
Что означает слово «пейзаж»
Словарь лингвистических терминов
Пейзаж
Вид описания, нацеленный на изображение природы, картин окружающего мира.
Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
Пейзаж
Вид описания, нацеленный на изображение природы, картин окружающего мира.
Тезаурус русской деловой лексики
Пейзаж
‘картина окружающей природы’
Syn: ландшафт (кн.), вид
Культурология. Словарь-справочник
Пейзаж
(фр. paysage ) – в живописи и графике жанр (и отдельные произведения), в котором основной предмет изображения – природа. Часто изображаются виды архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж), морские виды (марины).
Энциклопедический словарь
Пейзаж
Словарь Ефремовой
Пейзаж
Словарь Ожегова
ПЕЙЗАЖ, а, м.
1. Общий вид какойн. местности. Волжский п.
2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. Пейзажи русских художников. П. в романах Тургенева.
| прил. пейзажный, ая, ое (ко 2 знач.). Пейзажная живопись.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Пейзаж
1. Видкакой-н. местности, картина окружающей природы.
2. Рисунок или картина, изображающие природу, а также описание природы в литературном произведении.
* Нарисовать пейзаж. Роль пейзажа в повестях Тургенева. *
Словарь Ушакова
Пейзаж
пейз а ж, пейзажа, муж. (франц. paysage).
1. Картина природы, вид какой-нибудь местности (книж.). Взорам путников открылся чудный пейзаж. Северный, южный пейзаж.
2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей.
| Описание природы в литературном произведении (лит.). Пейзаж в романах Тургенева. «В конце концов, чувствую, что я умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив и фальшив до мозга костей.» Чехов (говорит писатель Тригорин в «Чайке»).
Дизайн. Словарь терминов
Пейзаж
ПЕЙЗАЖ (франц. paysage) – в специальном значении: жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Отдельное художественное произведение соответствующего жанра также называется пейзажем. Пейзаж – это картины, на которых изображена природа. Первые пейзажи появились в XVII в. До этого времени художники тоже писали природу, но это не было главным в их произведениях. До XVII в. изображение природы в картинах было как бы фоном для портрета или события. Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть полотна, в которых художники стараются точно передать красоту того или иного места. А есть работы, в которых главное – состояние природы – прелесть солнечного зимнего утра, красота ранней осени, пышное весеннее цветение садов. В основном художники пишут пейзажи «с натуры» – выбирают уголок природы, который пришёлся по душе, подбирают место, с которого будут писать, и долгие часы, а иногда и дни проводят здесь, создавая на холсте или бумаге свой пейзаж.
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Пейзаж
(франц. paysage, от pays — страна, местность) — изображение картин природы. Функции пейзажа в художественном произведении определяются его методом, жанрово-родовой принадлежностью, стилем.
Рб: композиция и сюжет
Вид: лирический пейзаж, романтический пейзаж, символический пейзаж и т.п.
Целое: предметный мир литературы
Асс: пространство в художественном произведении
* «В литературе XVIII—XX веков пейзажи обрели психологическую значимость. Они стали средством художественного освоения внутренней жизни человека. Пальма первенства в этом отношении принадлежит писателям-сентименталистам, прежде всего Руссо» (Г.Н. Поспелов).
«Историческим завоеванием является умение определить различные стороны человеческого поведения, психологии, внутренней жизни человека, осознание исторической изменяемости мира и т.д. Не сразу появляются в литературе изображение быта, литературный пейзаж, понимание национального характера и многое другое» (Д.С. Лихачев). *
Эстетика. Энциклопедический словарь
Пейзаж
жанр, в котором объектом художественного изображения является природа в ее естественном или преображенном человеческими усилиями виде.
В пейзаже главным носителем эстетических свойств является природа во всем разнообразии ее ландшафтных свойств и форм. Он выступает свидетельством способности человека ценить красоту природы и воссоздавать ее при помощи разнообразных художественных средств.
Несомненной заслугой европейской ренессансной живописи явилось соединение красоты человеческого тела с красотой природы. Ярким примером такого соединения является картина итальянского живописца Джорджоне (1477-1510) «Спящая Венера». Художник, следуя канонам античных представлений о красоте, изобразил прекрасную обнаженную женщину, в которой органично соединились чувственная прелесть с возвышенной гармонией. Перешагнув через стереотипы средневекового аскетизма и ханжеского морализирования, Джорджоне говорит языком красок о божественности человеческой красоты и о человечности божьего мира, который окружает спящую Венеру подобно тому, как прекраснуая оправа обрамляет драгоценный камень.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Пейзаж
Пейзажная живопись в высшем ее назначении имеет целью передавать в картине ошущения, производимые в художнике природой, насколько они могут быть вызваны одним оптическим путем. Развитие восприятия впечатлений от природы или чувство природы имеет свою историю, что видно из сравнения литературных произведений различных эпох и народов, так как вообще это чувство прежде всего было выражаемо словом. Возникновение и развитие пейзажной живописи находятся не в простом отношении к развитию чувства природы в обществе и отчасти к выражению его поэтическими описаниями; это отношение не выражается во многих случаях ни одновременностью развития литературного и художественного выражения чувства природы, ни принадлежностью к одной национальности лучших описателей природы и лучших пейзажистов. Голландия, например, не имела певцов природы такой силы, какой прославились голландские пейзажисты; Италия, напротив, представляет перевес поэтических ощущений природы над живописью П. Древние греки не имели пейзажной живописи [Исследование зачатков П. у древних содержится в «Landschaft in der Kunst der alten V ölker», von Karl Woermann, 1876.], и их древние литературные произведения не содержат описаний природы, но некоторые новейшие писатели стараются доказать, что древним грекам была доступна наивная радость, доставляемая близостью к природе (см. Бизе в русском переводе Коробчевского: «Историческое развитие чувства природы»). Римляне, имевшие Вергилия, не имели пейзажной живописи даже в ту эпоху, когда другого содержания живопись у них процветала: в помпейской живописи встречаются только редкие и слабые намеки на пейзажные изображения. Только в Риме и его окрестностях найдены древние пейзажные изображения, написанные на стенах (например, Одиссейские П.), и наиболее для своего времени замечательные — в Кампанье (см. книгу Woermann, в сноске). Римляне любили преимущественно природу ровных или всхолмленных местностей, в особенности на берегу моря; но чувство романтической красоты горной природы в императорском периоде Рима проявляется в весьма слабой степени. Христианское воззрение на природу было в основе религиозное, с исключительной целью прославления мудрости и благости ее творца; тем не менее духовные писатели первых веков после Р. Х. иногда описывают красоту природы вовсе не с аскетичным чувством: они выражают то удовольствие, даже радость, то грусть. Лирика первых веков христианства резко отличается от античной отношениями человека к природе. Изображения явлений природы часто возвышенны и сливаются с религиозным пафосом. В самые тяжелые и грубые времена не утрачивалось чувство природы (Венанций Фортунат, писатель VI в.); идиллическое наслаждение красотами природы было свойственно не только мирянам, но и монашествующим, хотя уже нет возвышенных взглядов греческих отцов церкви первых веков. По прошествии же 10 веков чувство природы сильно ослабло, но зарождаются начала животного эпоса с добродушным отношением к миру растений и животных. Это направление особенно развилось во Фландрии, где впоследствии получила начало и пейзажная живопись. Период крестовых походов, во время которого европейцы ознакомились с чужеземной природой, не содействовал развитию чувства природы. У провансальских трубадуров оно иногда еще проглядывает, главнейше при описании весны; у немецких миннезингеров, тоже воспевающих весну, оно слабее, монотонно и рутинно даже в XIII в. В гробницах и катакомбах первых трех веков в Риме встречаются зачатки частей П., игравшего очень слабую роль в декоративном искусстве этого времени. В одной византийской псалтыри в четырнадцати изображениях встречается П. с горами, родниками и античными зданиями. И гораздо позже, а именно после Х в., органическая природа изображается редко, только в изображении животных видны слабые зачатки реализма. С середины XVI в. во французской школе обозначаются планы при помощи деревьев условной формы, холмов, голубого неба без всякой воздушной перспективы и со слабыми попытками линейной; в конце того же века П. не приобретает еще иного значения, как только заднего плана в соответствии с главным предметом картины. С наступлением эпохи Возрождения начался подъем в естествознании, в любви к природе. Итальянцы прежде всех признали прекрасное за П.: Данте чувствует природу, Петрарка еще сильнее и полнее, но папа Пий II Пикколомини (Эней Сильвий) первый в XV столетии прямо описывает красоту действительной, неприкрашенной фантазией природы. Но если после них можно назвать в поэзии еще имена Ариосто и Тасса, то в итальянской живописи эпохи Возрождения у Рафаэля и Корреджио видим только зачатки П. как фона картины; Джорджоне, Бассано, Аннибале Караччи и в особенности Тициан могущественно усиливают пейзажем («Убиение Петра доминиканца») главную тему картины. В немецком искусстве Дюрер глубоко любил природу, но изображал ее тоже только для фона. Голландцы и фламандцы первые дали начало П. как самостоятельной отрасли живописи, почувствовав в природе как бы отражение собственного духа и находя в создании ее изображений удовлетворение собственных ощущений. В миниатюрах XIV в. тщательно написаны планы для сцен из священной истории (ван-Эйк в картине 1432 г.). Дирк Боутс (род. около 1410 г.) понимал воздушную перспективу в П. — фоне исторических картин. Патинир (см.) (1415—1524) изображал действующие лица в малом размере; окружающий их П. обработан от первых планов до самых удаленных с большой любовью. Перспективисты предшествуют пейзажистам; таковы: Ян Вредеман де Врис (род. в 1527 г.), Гендрик ван Стэнвейк (1550—1604), Нефс. Гиллис ван Конксло (1544—1607) пишет фламандскую природу, хотя малоискусно. Современник Стэнвейка, Гендрик Вром (1566—1640), первый, сколько известно, стал писать морские виды, но еще весьма неумело. Ян Брюгель ( бархатный ) писал миниатюрные П., знаменитый Рубенс занимался пейзажным родом живописи, но первым настоящим пейзажистом той эры, передававшим простые, но задушевные настроения от природы, был голландец Ян ван Гойен (1596—1656). В своих картинах он давал больше всего места небу и воде, значение фигур — мало, колорит его гармоничен, но гамма красок бедна. Симон де Влигер (1601—1653) некоторое время следовал Гойену, но потом стал разнообразнее в колорите: лучшая его вещь «Буря на море» (в Мюнхене). Саломон Рюисдаль (умер в 1670 г.) — пейзажист необширной гаммы, как Гойен, но с элегическим настроением. Питер Мойлен — П. с фигурами, Вейнантс (род. около 1620 г.) простой, но колоритный голландский П.; Арт ван дер Нэр (1603—1677) — преимущественно лунное освещение на реках и каналах с деревьями по берегам. Альберт ван Эвердинген (1621—1675) — норвежские виды с водопадами и морские виды; художник большой силы, хотя иногда монотонен и тяжел по колориту. Мейндерт Гоббема (1638—1709) прекрасно изображал лесной и сельский голландский П., но выше его и всех прочих стоит Якоб Рюисдаль (1628—1682), превосходный рисовальщик, колорист, всегда полный поэтического настроения, выражению которого много способствовало необыкновенное искусство в изображении облачного неба. Адриан ван де Вельде (1635—1672) — пейзажист-жанрист первого разряда. Паулус Поттер (1625—1654) изображал сельский П., в котором главное место отведено домашним животным. Кампгейзен, также изображавший луга и животных, далеко уступает Поттеру. Кломп писал на сюжеты, подобные поттеровским, прежде самого Поттера, но стоит значительно ниже его. Адриан ван де Вельде, ученик Вейнантса, может быть сравниваем по искусству с Поттером, хотя не свободен от облагораживания и итальянизации по выбору и расположению композиции. Писал очень скоро и вместе с тем чрезвычайно законченно. Дирк ван Берген (работал в 1661—90), ученик предыдущего, и Питер ван дер Лейн (1704), подражатели Адриана, оба далеки от своего образца. Альберт Кейп (1620—1691) хотя тоже писал животных, силен преимущественно в изображении дневного освещения, являясь в этом отношении соперником Клода Лоррена. Кейп писал иногда море, не только спокойное, но и бурное (в Лувре), также лунное освещение. Известны также его портреты и группы. Ян Бот (1610—1652), работая в Риме, непосредственно испытал влияние Клода Лоррена, писал итальянские П., в которых фигуры людей и животных изображал его брат, Андрей; в особенности хорошо выражал вечернее освещение. Ученик Яна, Де Гейсх, уступает учителю, но еще хорош в изображении солнечных закатов. Таким образом началась плеяда итальянизирующих пейзажистов. Группа, связующая их с настоящими голландскими пейзажистами, состоит из Филипса де Конинга (1619—1680), Рогмана (1597—1686), Яна ван дер Мэра (младшего), Германа Сафтлевена, Яна Гаккерта и нескольких других. Первые два — единственные ученики Рембрандта, отдавшиеся исключительно П., писавшие огромные панорамические виды, изобретателем которых был Рембрандт; Мэр также писал дали (берега Рейна), взятые с высоты, оживляя их овцами. Сафтлевен (1610—1685) — тоже берега Рейна и Мозеля; был довольно однообразен. Гаккерт полюбил горы Германии и Швейцарии во время своих путешествий, но по возвращении в отечество изображал голландскую природу. Ватерлоо (больше гравер) еще связует голландскую школу с итальянизирующей. Одновременно с этими вполне национальными по содержанию их произведений художниками трудились в Голландии пейзажисты, получившие художественное развитие в Италии, которые вносили в голландский П. элементы, ему чуждые. Они итальянизировали не только изображаемую ими местность, но и фигуры голландских поселян. Некоторые из этих художников жили многие годы в Италии, изображая там чисто итальянские местности. Берхем (1620—1683) и Дюжарден (1622—1678), талантливые пейзажисты, не могли или не хотели, в особенности первый, и по возвращении в отечество избавиться от чужеземного влияния. Ян Баптист Веникс писал исключительно на итальянские темы. Однако в первых произведениях Берхема видна голландская природа — влияние ван Гойена и Мойярта. Дюжарден писал животных лучше, чем Берхем. Его маленькие крестьянские сцены — почти идиллии; он писал и настоящие бытовые сцены («Шарлатан»), и портреты. Лингельбах — итальянские пейзажи с фигурами. Еще итальянского направления: Вейк, Брэнберг, два Мушерона и три ван дер Дуса; трое последних — подражатели Дюжардена, хотя только Якоб, отец других, был в Италии и изображал итальянские порты. Из Мушеронов только сын (Исаак) видел Италию. Брэнберг хотя и талантлив, но был приверженцем классического П., перешедшего в Голландию тоже из Италии (см. ниже). Море, на которое голландцы должны были смотреть как на враждебную стихию, стремившуюся разрушить плотины, которыми страна защищалась от наводнений, было изображаемо на картинах Эвердингена, Рюисдаля, Бакгюйзена (1633—1708) как неспокойная, угрожающая стихия. Учитель последнего, Гендрик Дуббельс, сделался подражателем своего ученика; у Бакгюйзена были также ученики: Питер Копсе, Ян Клас Ритсхоф, Микиэль Маддерстаг и Абрагам Сторк — все изобразители бурь, но мало оригинальные. Бакгюйзен писал в сильных, но мрачных тонах, как и его подражатели. Ренир Номс (1612—1656) по прозванию Zeemann (моряк) писал в светлой гамме; отличный рисовальщик, он изображал море спокойное и бури, морские битвы, порты. Виллем ван де Вельде Младший (1633—1707) — лучший голландский маринист, изображавший почти исключительно тихие воды. Ливен Вермоур († в 1690 г.) — порты, море с кораблями. Все эти пейзажисты, как и многие другие, жили в XVII столетии. К тому же столетию относится конец деятельности фламандца Паулуса Бриля (1555—1626), который большую часть жизни работал в Италии, так же как и отец его, Маттеус Бриль, писавший охоты, а также П. с библейскими фигурами. П. Бриль писал как подобные П., так и с фигурами современных охотников, рыбаков и др. Фламандцы начали в XV в. посещать Италию и даже жить там и работать во вкусе итальянских мастеров. Они писали П. итальянской природы, и до них не было у итальянцев специальных пейзажистов. Но, оживляя свои П. библейскими, историческими фигурами, они же положили начало героическому П., наиболее выдающимися представителями которого были впоследствии французы Желле (Клод Лоррен, 1600—1682) и Пуссен (1594—1665). Однако в ту же эпоху другие фламандские художники постепенно развивали пейзажную живопись в своем отечестве. Абрагам Говарст (1589—1626), изображавший дубовые леса, выдвигается перед Брюгелем в пейзажном отношении; еще замечательнее Вильденс (1586—1653), хотя и он еще пишет природу более или менее условно. Ваддер (1655) глубже понимал природу, так же как и Гейсманс (Le Malines), который принадлежит частью и X V III столетию (1648—1727). Морские виды писали немногие нидерландские художники: из них Виллартс (1577—1655) изображал прибрежья, на которых помещал много фигур, Бонавентура Петерс (1614—1652) любил бурное море. Вообще же вся фламандская пейзажная живопись очень много уступает голландской того же времени.
В немецкой живописи Адам Эльсгеймер (1574—1620), большую часть жизни работавший в Италии, произвел несколько П. с фигурами священной истории или мифологии, как, например, «Бегство в Египет». Братья Рос (1631—1685; 1638—1698) писали итальянские П., солнечные и украшенные героическими развалинами. Вообще эти и другие художники не занимают первых мест даже и в своем роде, национальные же немецкие пейзажисты почти вовсе неизвестны. В Швейцарии Конрад Мейер (161 8 —1689), кроме исторической живописи, занимался и пейзажем, но родоначальником П. в этой стране надо считать Феликса Мейера фон де Винтертура (1653—1713), у которого был талантливый ученик Вейдеман, преждевременно умерший.
История П. в России начинается с конца XVIII столетия, в котором, однако, насчитывается лишь несколько пейзажистов, достойных упоминания. М. М. Иванов (1748—1828) работал в духе своего учителя, Гаккерта, которому подражал также Ф. М. Матвеев (1758—1826), проведший большую часть своей жизни в Италии. Ф. Я. Алексеев (1753—18 2 4) слыл русским Каналетто. Семен Шедрин (1745—1804) пользовался в свое время известностью как изобразитель императорских загородных парков. Его ученик А. Е. Мартынов (1768—1826) писал виды Крыма, берегов Волги, Сибири и Китая, облагораживая природу по правилам, считавшимся обязательными в его пору. Другой ученик Сем. Щедрина, M. H. Воробьев, оставил по себе память в истории русского искусства преимущественно как наставник целого ряда более или менее даровитых пейзажистов. Из художников, обязанных ему своим образованием, выдаются: Сильвестр Щедрин (1791—1830), который первый из всех русских пейзажистов отделался от подражания корифеям западноевропейского условного П. и стал передавать природу, какова она есть; высокоталантливый М. И. Лебедев (1812—1837), не успевший вполне развиться вследствие своей преждевременной кончины, плодовитые братья Г. и H. Чернецовы, еще здравствующий Л. Ф. Лагорио, известный своими прекрасными видами суши и моря, и, наконец, барон М. К. Клодт, который первый стал изображать русскую сельскую природу во всей ее простоте. Море в разных фазах его жизни первый стал писать И. К. Айвазовский, ученик Таннёра, скоро превзошедший не только своего учителя, но и Теодора Гюдена, бывшую знаменитость французской школы. Из других маринистов Судковский скончался, не успев вполне показать, до какой высоты он способен был дойти. Этот род П. разрабатывают у нас несколько молодых художников, не успевших еще достигнуть большой известности. Из пейзажистов И. Шишкин получил известность как изобразитель русского дремучего леса, в чем он никем не превзойден. Замечателен Ф. Васильев, к сожалению, преждевременно умерший. Известны Саврасов, Дюкер, Каменев (московский), Орловский, Киселев, Ю. Клевер — талантливый пейзажист иногда с настроением, часто изображающий зимы в лесу, обыкновенно при закате солнца, Куинджи — получивший большую известность своими пейзажами. Е. Волков талантливо изображает спокойную природу лугов, речек и рощиц в разные времена года и в разные часы дня. Дубовский, Левитан, Ендогуров, Крачковский, Крыжицкий и некоторые другие работают в полном расцвете сил. Вообще мы богаты современными талантливыми пейзажистами.