План урока по теме сон
Сон и сновидения
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Конспект урока по биологии в 8 классе «Сон и сновидения» УМК Пасечник В.В.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Сон и сновидения».
Цель: познакомиться с природой снов и сновидений.
1) Дать понятие о биоритмах на примере суточных ритмов;
2) Раскрыть природу сна и сновидений; показать фазы сна.
1) Продолжить формирование научное мировоззрения;
2) Воспитывать навыки коллективного труда, целеустремлённость.
1) Продолжить развитие познавательного интереса к изучению биологии;
2) Развивать умения обобщать, анализировать;
3) Развивать навыки учебной деятельности.
Оборудование: таблицы, изображающие головной мозг, схемы безусловных и условных слюноотделительных рефлексов, электроэнцефалограммы бодрствующего и спящего человека с периодами быстрого и медленного сна.
Тип урока – комбинированный.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто сегодня отсутствует? Жаль, они пропустят столько интересного
Повторение изученного материала
Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках. Что такое рефлексы? И какие виды рефлексов выделяют?
Рефлекс – это ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Безусловные рефлексы – это врожденные, а условные – те, которые были приобретены в течение всей жизни.
Верно. Какие выделяют программы поведения?
Врожденные и приобретенные
Какие формы поведения относят к врожденной программе?
Врожденные рефлексы, инстинкты и запечатления
А к приобретенной программе?
Условные рефлексы, рассудочную деятельность и динамические стереотипы.
Изучение нового материала
Ранее ученые полагали, что во время сна происходит торможение отделов коры больших полушарий, благодаря которому происходит отдых нейронов и восстановление их работоспособности. Современные исследования показали, что сон – это не только отдых мозга, но и активная перестройка его работы, необходимая для упорядочения информации, полученной во время бодрствования. Как вы считаете, с чем связан биологический ритм сна и бодрствования?
Со сменой дня и ночи
Правильно. Сон для организма также необходим и естественен, как и голод, и жажда. Бодрствование и сон должны взаимно сменять друг друга. А как вы считаете, какое значение имеет для организма слишком короткий или слишком продолжительный сон?
Короткий вреден, а продолжительный – полезен.
Неправильно. Оба предложенных вида сна вредны для организма. Невозможно выспаться впрок, так же как невозможно наесться или напиться на длительное время. Выделяют 2 вида сна: быстрый и медленный. Это было доказано исследованиями на электронных приборах, в ходе которых было установлено, что электрическая активность мозга во время сна меняется.
При медленном сне на графике наблюдаются редкие волны большой амплитуды, мышцы расслаблены, дыхание ровное, спокойное, сердцебиение замедленно, глазные яблоки неподвижны.
При быстром сне электромагнитные колебания становятся быстрыми, сердцебиение ускоряется, глазные яблоки под веками приходят в движение, мышцы напряжены.
Как вы считаете, в какую из фаз сна мы видим сновидения?
Неверно. Сновидения появляются в фазу быстрого сна. Это подтвердили, проведя ряд опытом на животных. О значении снов многого еще пока неизвестно. Ряд ученых считают, что сновидения – это средства психической защиты. Например, если больному человеку могут сниться тревожные, устрашающие сны, тогда как здоровому – спокойные.
Другие же ученые во главе с Павловым считали, что слабые раздражители, которые в состоянии бодрствования не ощущаются, во сне могут вызывать целые эпизоды сновидения. Например, при боли в горле могут сниться сны, что вас душат или заставляют принимать пищу, застревающую в горле.
Какие фазы сна различают и чем они различаются?
Выделяют 2 вида сна: быстрый и медленный. При медленном сне мышцы расслаблены, дыхание ровное, спокойное, сердцебиение замедленно, глазные яблоки неподвижны.
При быстром сне сердцебиение ускоряется, глазные яблоки под веками приходят в движение, мышцы напряжены.
Открываем дневники и записываем задание на дом. Параграф 55, составить в тетради схему, определяющую различия медленного и быстрого сна в виде таблицы «Сопоставление быстрого и медленного сна»
Конспект урока по теме «Сон и сновидения»
Тема урока: «Сон, его значение.»
1. Дать понятие о биоритмах на примере суточных (циркадных) ритмов.
2. Раскрыть природу сна и сновидений, показать фазы сна.
1. Рассказать о безусловных рефлексах и инстинктах.
2. Показать значение запечатления для сохранения вида.
3. Найти разницу между выработкой условного рефлекса и рассудочной деятельностью.
1/3 жизни человек спит
Причины смены сна и бодрствования:
1. Внешние сигналы (свет, звук)
2. Внутренние сигналы (боль, голод, мысли)
3. Гуморальные сигналы (адреналин)
1. Приспособленность к смене дня и ночи
2. Условные рефлексы на привычную обстановку
3. Внешние воздействия (тепло, монотонность, снотворное)
4. Внутренние воздействия (усталость, скука)
5. Гуморальное воздействие (серотонин)
III. Закрепление
1. Значение сновидений?
2. Что происходит во время сна?
Составить схему, определяющую различия медленного и быстрого сна.
Доклад «Память. Виды памяти».
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
План-конспект урока по экологии человека «Сон и сновидения.»
План- конспект открытого урока по экологии человека
Дата проведения: 15 марта 2014 года
Учитель биологии МОУ «сош № 67» Кировского района г.Саратова:
Щекотурова Юлия Сергеевна
Тема: Сон и сновидения.
Цель : Изучить явление сна, п ознакомить учащихся с физиологической природой сна, причинами нарушений сна.
Разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга;
Показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами;
3.Познакомиться с теорией сновидений К. Юнга и З.Фрейда.
Тип урока : комбинированный ( первичное изучение нового материала и первичное закрепление)
Методы обучения : частично – поисковый.
Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная.
Оборудование. : таблицы и иллюстрации по природе сна, расстройствам сна, ноутбук, ММП: презентация Microsoft Power Point «Гигиенический режим сна- составляющая здорового образа жизни»
Вступительное слово учителя : Сегодня мы проводим урок-путешествие по страницам природы сна и сновидений. Перед нами стоит задача: познакомиться с физиологической природой сна.
Тема урока: «Гигиенический режим сна- главная составляющая здорового образа жизни « (СЛАЙД 1)
«Врачующий бальзам больной души,
Сон- это чудо матери- природы
Вкуснейшее из блюд в земном пиру»
Учитель: Открываем первую страницу нашего путешествия:
Что же такое сон? Найдите определение сна в учебнике на странице 117.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете, значение слова «сон». Что для вас значит это слово?
Сон- это физиологическое состояние мозга и организма человека, а также животных, внешне характеризующееся обездвиженностью организма. (запись в тетрадях) (СЛАЙДЫ 3,4)
Учитель: Открываем вторую страницу нашего путешествия:
Потребности во сне: (запись в тетрадях ) (СЛАЙД 5)
Новорожденные- 16- 20 часов в сутки
6-9 лет – 11-12 часов
14-18 лет – 9-10 часов
Взрослые – 7-8 часов
Учитель: Открываем третью страницу нашего путешествия:
«Значение сна для организма».
Мне снится сон, что сплю я непробудно,
Что в грезы я надежно погружен.
И на меня ласкательно и чудно
Надежды тень навеял этот сон.
Учитель: Вот так рисует картину непреодолимого сна В.Катаев в рассказе «Сон»:
Учитель: Итак, без сна у человека плохое самочувствие, настроение, нарушается память
Так в чем же значение сна для человека? (запись в тетрадях)
1. Понижается обмен веществ
2.Снижается частота сердечных сокращений
3.Дыхание поверхностное и редкое
4.Снижается температура тела
6.В процессе сна создается чувство бодрости
И, конечно, замечали, что спать хочется, когда тишина, тикают часы или капли дождя ударяют в оконное стекло. Сонливость вызывает стук колес в поезде. Какова же природа сна?
Учитель: Открываем четвертую страницу нашего путешествия:
Чтобы понять природу сна, людей будили в период быстрого сна, днем эти люди были раздражительными, на пятые сутки у таких людей наблюдалось расстройство памяти
Сон протекает в несколько стадий, называемых фазами. (прочитайте в учебнике на странице 117 и заполните схему)
Медленный сон Быстрый сон
сердцебиение и обмен сердцебиение усиливается
веществ замедляется приходят сновидения
В коре головного мозга находится центр сна и бодрствования.
Одна из причин сна является усталость.
Учитель: Открываем пятую страницу нашего путешествия:
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
И снится чудный сон Татьяне,
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена.
«Евгений Онегин» А.С.Пушкин
Учитель: Открываем шестую страницу нашего путешествия:
Учитель: Еще в далекие времена верили снам. Считали, что сны могут быть «вещими», они могут предсказать человеку что-то.
Дело в том, что в снах отражаются наши чувства. Часто снится то, чего мы очень хотим, или, наоборот, то, чего мы опасаемся. Это и дает нам повод судить о том, что сны сбываются, что они «вещие». Сколько людей видят вещие сны, известно, что Менделеев увидел во сне периодическую таблицу, а Ферма доказал теорему, которую пытаются доказать до сих пор. Тема сна находит свое отражение и в картинах художников, например Сальвадор Дали в картине (как вы думаете, как называется картина?) «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения»
Каждый человек видит сны, но многие их забывают. Часто думают, что сон длится секунды, но это не так. Сколько времени события занимают в реальной жизни, такова и продолжительность сна. Но многое во снах и сновидениях остается для человека загадкой. Почему все-таки сон может быть вещим?
Учитель: Открываем седьмую страницу нашего путешествия:
В 1963 году молодая аргентинка, узнав об убийстве Джона Кеннеди, заснула на 13 лет.
Бразильская певица Сантос после автомобильной катастрофы, получив травму головного мозга, погрузилась в глубокий сон. Она спала 7 лет и в 1976 году проснулась.
20 лет непробудным сном проспала Надежда Лебедин. Родственники уже надежду потеряли, она открыла глаза спустя 20 лет, как заснула. Она выглядела на 34 года, хотя ей уже было 54 года. Все 20 лет, пока она спала, у нее прощупывался пульс, дыхание было замедленное. Первые два года ей пищу вводили через зонд, но потом Надежда стала сама принимать пищу из ложечки, правда пищу предварительно измельчали.
Слово учителя: В чем причина такого состояния человека? Ведь его в данный момент легко принять за умершего.
1.Летаргия — в переводе с греческого означает спячка.
Летаргия- это болезненное состояние неподвижности, внешне напоминающее сон.
Лунатики во время ночного сна автоматически совершают сложные движения. Во время сна они одеваются, передвигаются, блуждают. Такое явление наблюдается у повышенно возбудимых детей.
Пожалуй, ничего человеку не отравляет так жизнь, как невозможность легко и быстро вечером заснуть и проспать глубоким сном целую ночь. Это может подтвердить любой человек, которого мучает бессонница.
3.Бессонница Бессонница часто возникает от переутомления
Как же можно избавиться от бессонницы?
Учитель : Нельзя прибегать к снотворным препаратам. Как вы думаете, почему?
Очень полезна перед сном прогулка на свежем воздухе, а также, чтобы избавиться от бессонницы, можно на ночь выпить чай с медом.
Слово учителя: Со сном связано еще одно понятие- ГИПНОЗ.
Гипноз в переводе с греческого означает сон. Если загипнотизированному взрослому человеку внушить, что он ребенок 4-х лет, то взрослый человек в гипнотическом состоянии будет вести себя, как ребенок. Сила внушения велика.
Сейчас широко используют электросон.
Учитель: Открываем восьмую страницу нашего путешествия:
«Гигиена сна ». (страница 118 учебника- прочитать) ; (СЛАЙД 15)
2.перед сном проветривать комнату
4.ложиться спать в одно и тоже время
5.исключить воздействие раздражителей(шум, яркий свет, громкая музыка)
6.удобная кровать с жестким матрацом
7.плоская подушка или отсутствие ее совсем
Учитель: Открываем девятую страницу нашего путешествия:
Сновидения – нормальная психическая деятельность мозга, протекающая во сне и связанная с комбинацией осознанных и неосознанных явлений внешнего мира и физиологическими процессами организма. ( определение биологический энциклопедический словарь). В состоянии сна сознание общается с подсознанием, в результате мы видим вещие сны, те которые сбываются, уже доказано, что по- настоящему вещие сны человек за всю жизнь может увидеть один- два раза. Причины сновидений объясняли по-разному, особенно интересные теории сновидений Зигмунда Фрейда и Карла Юнга.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое сон? Почему он необходим?
2. Что помогает наступлению сна?
3. Почему недосыпание отрицательно сказывается на здоровье человека?
4. В какую стадию сна бывают сновидения?
5. Что происходит во время сна?
6. Чем быстрый сон отличается от медленного сна?
— Подведение итогов урока. Выводы.
— Домашнее задание : прочитать параграф 28, подготовить сообщение об одном из видов нарушений сна (СЛАЙД 18)
— Выставление оценок. Комментарии оценок.
Конспект урока биологии по теме «Сон и его значение»
методическая разработка по биологии (8 класс)
Конспект урока биологии по теме «Сон и его значение»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Сон и его значение»
Цель урока: Изучить физиологическую природу сна и сновидений, цикличность, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение.
Основные образовательные задачи:
Основные воспитательные задачи:
Основные развивающие задачи – развить умение:
Понятия: Биоритм, сон, медленный сон, быстрый сон, сновидения. Летаргия, вещие сны, электроэнцефалограмма.
Знать: Биологические ритмы. Природа и фазы сна.
словесные: рассказ, эвристическая беседа;
наглядные: демонстрация слайдов
Методы и формы контроля:
устный опрос: индивидуальный, фронтальный, уплотненный;
программированный контроль: тестовая работа.
Оборудование : интерактивное оборудование, Презентация Microsoft PowerPoint
Тип урока: комбинированный
Сегодня мы с вами продолжим изучать высшую нервную деятельность человека и мне хотелось бы построить урок следующим образом, давайте сначала вспомним материал прошлых тем, а затем перейдем к изучению нового материала.
В любом предмете, есть своя терминология. И я думаю вы согласитесь что термины и понятия важно знать, а тем более уметь ими пользоваться. Вам было задано повторить тему «Поведение человека и рефлекс» Давайте в виде биологического диктанта проверим ваши знания. Откройте тетради для проверочных работ, запишите тему: Биологический диктант. Правила проведения проверочной работы.
Поменялись тетрадями, взяли ручку другого цвета и проверили работы.
(На экране появляются правильные ответы.)
Итак, что такое рефлексы? И какие виды рефлексов выделяют? (Рефлекс – это ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Безусловные рефлексы – это врожденные, а условные – те, которые были приобретены в течение всей жизни.)
Попробуйте определить к какой особенности высшей нервной деятельности относится данная ситуация
1. Малышу делала уколы медсестра в белом халате. Он всегда плакал при ее появлении. Уколы закончились, но рефлекс остался. Но со временем люди в белых халатах не будут вызывать у ребенка плач. Почему? определить к какой особенности высшей нервной деятельности относится данная ситуация
2. На уроке учитель, объясняя тему урока, пошутил, вызвав смех всего класса, посмеявшись все продолжили работать, только один мальчик все никак не мог успокоиться, он продолжал посмеиваться и отвлекать одноклассников. С чем связана такая реакция ученика?
Ответ : Процесс возбуждения и торможения это два противоположных процесса. Шутка учителя вызвала рефлекторную реакцию – смех, в ходе осознания шутки началась реакция торможения, однако условный рефлекс индивидуален и у всех скорость затухания его различна.
3. Музыкант из духового оркестра был уволен за регулярные прогулы репетиций. Он решил отомстить… Он пришел на концерт и сел на первый ряд и когда концерт начался, вытащил из кармана пиджака лимон, разрезанный на дольки и начал его есть делая соответствующую гримасу. Концерт был сорван! Почему?
Ответ: Вид лимона вызвал у музыканта артистов условный рефлекс подкрепленный безусловным раздражителем – слюноотделение, что привело к невозможности продолжать концерт, так как игра на духовом инструменте подразумевает строгий контроль за слюноотделением.
Послушайте отрывок из произведения В.Катаева «Сон»
Создание проблемной ситуации:
«Бойцы конницы С.М.Буденного в течение трех суток выдержали 20 атак, к мукам жажды, голода и зноя прибавилось еще новая непреодолимая мука. Бороться с ней не было сил.
…Атака кончилась. Бойцы едва держались в седлах. Не было никакой возможности бороться с этой мукой. Наступал вечер. Мука заводила глаза. Веки были намагниченные. Глаза закрывались. Сердце, налитое кровью, затихало медленно, и вместе с ним останавливались и вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы, мотались головы, съезжали на лоб фуражки.»
О какой муке идёт речь? (борьба со сном)
О какой физиологической потребности указывается в тексте?
Назовите тему сегодняшнего урока. Мы поговорим с вами о сне и его значении для организма человека. Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока.
Всё живое, что существует на нашей планете подчиняется законам Земли. Н-р, вращение Земли вокруг своей оси создаёт смену дня и ночи. Приспосабливаясь к этой смене, у живых организмов сформировался суточный биологический ритм (сон и бодрствование). Именно этот биоритм имеет наибольшее значение для организма животных и человека.
Как вы думаете, почему человек и животные не могут обходиться без сна?
— помогает восстановить силы, работоспособность
— дает возможность отдохнуть организму, набраться сил
— головной мозг отдыхает, когда человек спит
— а животным помогает пережить неблагоприятные условия
Учитель подводит к выводу:
Итак, что же такое сон? (СОН – это наша потребность, это часть нашего жизненного ритма).
? сколько в среднем человек отводит на сон? (Ответы учащихся)
Зависит ли продолжительность сна от возраста? (До 18 часов спит новорожденный. Подростки около 8 часов. Взрослые не менее 7 часов в сутки)
Если принять за данность, что средняя продолжительность жизни человека составляет 75 лет, то треть жизни 25 лет мы проводим в состоянии сна. Сон необходим нам как пища и вода. Если человек лишен сна три дня у него резко падает работоспособность, ухудшается память, нарушается внимание. А если человек лишен сна в течении 5 дней, у него могут наступить галлюцинации, сначала слуховые, а затем зрительные. Без сна человек может умереть от нервного истощения.
Наука занимающаяся изучением сна называется сомнологией.
Проникнуть в тайны сна помог специальный прибор – электроэнцефалограф, благодаря которому появилась возможность записать жизнь живого мозга и разобраться что в нём происходит. Электроэнцефалография – исследования биопотенциалов мозга. Применяется с 30 года прошлого века. А исследовать мозг во сне стали в 50 годы20 века.
Сон протекает в несколько стадий, называемых фазами. Известны медленная и быстрая фазы сна. Я предлагаю вам поработать в парах (самостоятельная работа с учебником) и дать характеристику каждой фазе сна.
сон медленного движения глаз
Редкие волны большой амплитуды
(Парадоксальный потому, что, несмотря на то, что человек спит, его мозг генерирует такие же быстрые волны, как и в состоянии бодрствования. )
Ритм сердечной деятельности повышается, глазные яблоки подвижны, мышцы расслаблены, активизация деятельности всех внутренних органов, сокращение отдельных групп мышц, сновидения
Колебания быстрые, частые небольшой амплитуды
Эти фазы постоянно чередуются в течение всего времени сна человека, образуя единый завершенный цикл сна. Т.е цикл сна составляет 1 фаза медленного сна и 1 фаза быстрого сна. Длительность цикла сна обычно колеблется от 1 до 1, 5 часов. Но за одну фазу сна организм не успевает произвести всех необходимых изменений. Поэтому для полноценного восстановления и подготовки организма к дальнейшей деятельности в течение дня нужно несколько повторяющихся циклов.
На сегодняшний день ученые говорят о необходимости 5 повторяющихся циклов сна среднему человеку. В сумме это составляет около 7-8 часов ночного сна.
? Назовите мне причины сна?
Активное поведение людей преимущественно приурочено к дневным часам. Ночью наступает сон. Однако все люди границу между сном и бодрствованием ощущают по-разному. Среди людей есть совы и жаворонки. Жаворонок рано ложится, но и легко рано встает, а совы долго бодрствуют, но а утром любят подольше поспать.
Я предлагаю вам определить какой птичкой являетесь вы с помощью мини – анкеты. Для этого на полях рабочей тетради запишите в столбик цифры от 1 до 4. Я вам буду зачитывать вопрос, а вы выбрав вариант ответа отмечаете его буквой А, Б или В.
1. Трудно ли вам вставать рано утром?
А) да Б) не всегда В) нет
2. В какое время вы предпочитаете ложиться спать?
А) после часа ночи Б) около 11 ч. В) около 10 ч.
3. В какое время вы предпочитаете кушать обильно?
А) утром Б) в обед В) вечером
4. Когда вам легче учить уроки?
А) поздно вечером Б) днём В) в утренние часы
Интерпретация ответов:
— если больше ответов А – вы сова
— если больше ответов В – вы жаворонок
— если больше ответов Б – вы аритмик.
Очень важно знать свой тип и учитывать его, так как нарушение природной биоритмики ведёт к снижению вашей работоспособности, плохому самочувствию, стрессу, нарушению сна.
А сейчас я предлагаю вам поработать в парах и составить правила «Здорового сна»
Еще в далекие времена люди верили снам. Считали, что сны могут быть «вещими», они могут предсказать человеку что-то.
Для вас приготовила сообщение на эту тему…
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
— изучили физиологию сна
— узнали значение сна
— Узнали, что сон, это часть нашего жизненного ритма
— Узнали, что нужно, чтоб сон был здоровым
Изучили изменения в организме, которые происходят во время сна.
Берегите свое здоровье, спите долго, крепко и желаю вам хорошего самочувствия.
Д/З: § 59, подготовить доклад «Лунатизм», «Гипноз-искусственный сон»
Бакинский изобретатель Саркисов предложил водителям очки против сна. К верхней части оправы крепятся две скобы с пружинящими пластинками. Они подпирают веки и не дают им закрываться. В чем ошибки изобретателя? Как действительно должно быть устроено приспособление для предотвращения засыпания водителей?
Список используемой литературы и интернет источники:
А сейчас проведем эксперимент.
«Вещие сны» (сообщение учащегося)
И снится чудный сон Татьяне,
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена.
Человек видит во сне то, что он уже видел когда-то, воспринимал мозгом, или то, о чем думал и мечтал, — объясняют врачи. Любая информация, когда-либо полученная человеком в той или иной форме, откладывается в его памяти. Во время сна она всплывает и складывается в разнообразные картинки. Причем настолько осмысленные, что многие не сомневаются: снится грядущее. Более того, известно много случаев, когда увиденное во сне впоследствии действительно сбывалось наяву.
Что кому приснилось
Альберт Великий — План Кельнского собора
Джузеппе Тартини — Знаменитая «Соната дьявола»
Данте — «Божественная комедия»
Гете — Вторая часть «Фауста»
Грибоедов — «Горе от ума»
Менделеев – периодическая таблица химических элементов
Если к ногам человека приложить во время сна, грелку, то ему обязательно приснится, будто бы он идет по раскаленным углям.
Человеку снится, что его укусила змея за грудь, что предсказывает неприятности. А через несколько дней у него обязательно появится гнойный нарыв. Как объяснить данное предсказание? Очень просто. У человека на груди постепенно развивалось воспаление. Болевые сигналы днем были не ощутимы, а во время сна болевые ощущения оказываются более сильными.
С одним американским палеонтологом, например, произошло следующее. Музей заказал ему найти и прислать листья неких реликтовых растений. Ученый постоянно думал, где ему найти их. И однажды во сне увидел то место, где они растут. Это место находилось у подножия горы, расположенной вблизи от того города, где палеонтолог жил. Утром он отправился к увиденной во сне горе и действительно обнаружил там необходимые листья. Вещий сон? Ученый, не принадлежавший к числу суеверных людей, так не посчитал. А вспомнил, что незадолго до этого случая был в увиденном во сне месте и охотился на диких коз. Когда он к ним подкрадывался, то непроизвольно смотрел себе под ноги, но мысли в тот момент были заняты охотой. Тем не менее в поле зрения ученого попали именно эти листья и помимо его воли запечатлелись в мозгу — в подсознании. Мимолетного взгляда на растение оказалось вполне достаточно, чтобы мозг сохранил этот факт. Именно он и «ожил» — уже в сознании, когда ученый спал. Поскольку накануне он постоянно размышлял только о том, где найти эти листья. Так что сновидения не могут предсказывать и опережать события, они лишь отражают действительность.
Сомнамбулизм ( сообщение учащегося )
Нам не кажется странным то, что днем человек ходит и говорит. Но вызывает удивление способность человека заниматься тем же самым и во сне.
У детей снохождение встречается достаточно часто, но с возрастом обычно проходит. Как и ночные страхи, эпизоды снохождения чаще случаются у них в периоды напряжения и тревоги, при этом психически дети совершенно здоровы.
У взрослых снохождение требует более серьезного внимания. Причинами его могут быть стресс, тревога, иногда эпилепсия.
Привычка разговаривать во сне часто связана с лунатизмом и, аналогично ей, зачастую передается по наследству. Люди разговаривают либо во время сновидений, и тогда речь разборчива и понятна, либо во время неполного пробуждения от медленного сна, при этом отмечается бессвязное бормотание. Серьезных медицинских последствий у этой привычки нет.
Летаргический сон (сообщение учащегося)
Летаргия- в переводе с греческого означает спячка.
Летаргия- это болезненное состояние неподвижности, внешне напоминающее сон.
В специальной литературе описаны многие случаи, когда здоровый, казалось бы, человек ложится спать, как обычно, и не может проснуться ни на следующий день, ни через месяц, ни через несколько лет. Описан случай с больным по фамилии Качалкин. Он спал 22 года, не просыпаясь. Ничто не могло его разбудить. В три часа ночи, когда в городе стояла тишина, И.П. Павлов, на цыпочках подошел к кровати пациента и шепотом сказал: «Вставай». И Качалкин встал! Это было в 1920 г., а уснул он в 1898 г в 34 года. Качалкин не выдерживал сильных раздражителей. Любой большой шум вызывал активное торможение структур его головного мозга и глубокий сон. Эту тайну разгадал Павлов, и его шепот (слабый раздражитель второй сигнальной системы, т. е. имеющей речевую функцию) оказался лучшим способом излечения.
Женщина Норвегии Линнгард, заснув в 1919 году, проснулась лишь в 1941 году. Когда она проснулась, она выглядела как и 22 года назад. И уже через год она постарела на те 20 лет, что провела во сне.
Человек, который спит несколько лет, естественно, интеллектуально не развивается. Девочка, проспавшая летаргическим сном около двадцати лет, проснувшись, попросила принести свою любимую куклу, чтобы поиграть с ней.
Иногда летаргический сон носит периодический характер, когда спящий время от времени просыпается, выполняет какую-либо работу, затем вновь засыпает на несколько суток.
В наиболее тяжелых случаях летаргии имеет место картина, характерная для действительной смерти: холодная кожа, нет реакции зрачков на раздражение, отсутствуют выделения мочи и кала, дыхание и пульс почти отсутствуют. Поэтому неудивительно, что такой человек может быть погребен. В начале 20 века авторитетная комиссия врачей пришли к выводу: только в Англии количество заживо погребенных достигает 2,5 тысяч человек! Это нашло свое отражение в создании специальных домов для умерших, где были собраны предметы первой необходимости для возможных «воскресших», чтобы те не умерли от холода и голода. Врачи считают, что на современном уровне развития медицинской помощи подобные случаи исключены, хотя далеко не все уверены в этом.