Почему ребенок качается во сне
«Лунатик». Ребенок разговаривает, кричит, садится или ходит во сне.
«Лунатик». Ребенок разговаривает, кричит, садится или ходит во сне. 01.10.2015 01:28
Я часто сталкиваюсь с беспокойством родителей по поводу странного ночного поведения детей. Взрослые могут жаловаться на тревожный ночной сон малыша. Некоторые дети разговаривают во сне. Многие кричат. Другие ночью могут выходить из кровати и ходить по квартире.
В медицине подобную проблему именуют как «конфузионные пробуждения».
А простые люди обычно определяют ситуацию как «ребенок-лунатик».
Все подобные симптомы имеют под собой общую причину: застревание между фазами сна.
Симптомы конфузионных пробуждений могут быть следующими:
Примеры из жизни:
У подруги дочь спит очень беспокойно. Примерно через полтора часа после укладывания девочка начинает что-то бормотать и ворочаться по всей кровати. Через 15 минут все прекращается и она спокойно спит всю ночь.
У моей недавней клиентки сын каждую ночь вдруг начинает кричать и садится в кроватке: при этом мама никак не может его успокоить. А через 10 минут мальчик вдруг «выключается».
Моя сестра в возрасте около 7 лет часто ходила по ночам с закрытыми глазами. Это случалось с ней несколько ночей в неделю и продолжалось на протяжении полутора лет. Потом все прошло.
ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ?
Описанные выше случаи редко происходят со взрослыми. Причина в специфике детского сна: четвертая фаза сна гораздо глубже, чем у взрослых. Склонность к конфузионным пробуждениям у детей объясняется биологией сна.
На протяжении ночи мы переключаемся между разными «уровнями» сна. После выхода из глубокого сна ребенок переходит в более поверхностную фазу, после чего происходит частичное просыпание на несколько секунд. Затем ребенок сразу же должен уйти на следующий цикл сна.
О быстрых просыпаниях между циклами сна мы не помним с утра. Именно это частичное просыпание может пройти не совсем гладко. Ребенок может застрять между сном и бодрствованием. И в таком случае происходят описанные выше странные события.
ОТЛИЧИЕ ОТ КОШМАРА?
Разница принципиальная: кошмар – это просто плохой сон.
Конфузионное пробуждение – это нахождение одновременно во сне и в бодрствовании.
Конфузионные просыпания происходят в первой половине ночи: обычно первые 2-4 часа сна. Плохие сны случаются во второй половине ночи: под утро. Это объяснятся структурой сна: первую часть ночи мы находимся в основном в глубоком сне. «Быстрый» сон (во время которого человек видит большую часть снов) концентрируется к утру.
После плохого сна малыш просыпается и способен обычно вам рассказать, что он увидел.
Во время конфузионного пробуждения ребенок одновременно спит и бодрствует: он ничего не будет помнить позже.
Вы можете понять, что дело как раз в таком частичном просыпание, если:
СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ.
Возможное поведение ребенка в момент выхода из фазы глубокого сна (в порядке возрастания тяжести проявлений) приведено ниже. Обратите внимание, что данная статья относится к детям возраста от 6 месяцев и старше. Обычно конфузионные пробуждения случаются впервые не раньше 10-11 месяцев.
1. Нормальный переход в следующую фазу сна. Ребенок может изменить положение тела, открыть глаза на короткое время, что-то пробормотать и быстро уснуть дальше.
2. Может встать или сесть в кровати. В такой момент на лице отсутствующее выражение.
3. Спокойное хождение во сне. В такой момент его глаза могут быть закрыты или открыты. Может производить впечатление потребности в чем-то: попить, сходить в туалет. При этом не выглядит полностью проснувшимся. Не откликается на ваш голос и не реагирует на прикосновения к нему.
4. Бурно протекающее хождение во сне. Может размахивать руками и ногами. Может выглядеть буйствующим. Может создаваться впечатление, что он хочет от чего-то спрятаться или убежать.
5. Кофузионное просыпание. Достаточно продолжительный период времени (до 15 минут) во время которого ребенка будто бы охватила непонятная сила. Кричит очень громко, выгибается всем телом, бьет руками и ногами. Если вы возьмете его на руки, то с трудом сможете удержать.
6. Ночной террор: еще более интенсивное по проявлению конфузионное просыпание. Истошно кричит, как будто его очень сильно испугали. Ребенок будто бы в панике. Может выскочить из кровати и бежать сломя голову. Может разбрасывать вещи в комнате, удариться о предметы мебели.
ЭТО НОРМАЛЬНО?
Для оценки нормальности нужно учитывать возраст, частоту и интенсивность проблем.
До шести лет многие дети подвержены конфузионным просыпаниям. С возрастом эпизоды должны остаться в прошлом. Такие проблемы обычно не требуют никакого медицинского вмешательства, так как обусловлены всего лишь особенностями сна ребенка. Если вашему ребенку до шести лет и с ним иногда случаются подобные события, то волноваться скорее всего не о чем. Но при этом всегда стоит исключить вероятность диагнозов, которые в том числе могут вызывать подобное поведение (например, неврологические проблемы). Поэтому эпизоды считаются нормальными при условии здоровья вашего ребенка. Обязательно расскажите своему врачу о характере сна вашего ребенка.
Когда стоит обсудить проблему с врачом:
Срочно проконсультируйтесь с врачом, если:
ЧЕМ ПОМОЧЬ?
Помимо описанных выше красных флагов, требующих обращения к врачу, существует ряд повседневных факторов, влияющих на склонность к конфузионным просыпаниям.
1. Переутомление.
Здесь играет роль как эпизодическое сильное переутомление в течение дня: например, пропустили дневной сон или очень поздно легли, так и хронический недосып.
Если ребенок реально не получает достаточно сна, то склонность к зависанию между сном и бодрствованием у него будет намного выше.
Достаточно ли спит ваш ребенок? Вам помогут наши статьи на эту тему: «Сколько должен спать ребенок до пяти лет?», «Сколько должен спать ребенок от 5 до 18 лет? Если ребенок уже отказался от дневного сна, подумайте: нет ли потребности возврата?
2. Отсутствие постоянного режима. Хаотичное расписание сна и бодрствования у ребенка. Мы говорили о важности постоянной рутины в прошлых статьях. Сила, с которой организм посылает сигналы сна и бодрствования всем органам и системам, регулируется биологическим ритмом. Чем регулярнее этот ритм, тем регулярнее посылы организма. Чем непредсказуемее режим дня, тем больше сумятицы: организм плохо понимает, когда нужно спать, а когда вставать. В результате мозг может посылать сигнал о необходимости просыпания, когда организм глубоко спит. В итоге малыш застревает между фазами сна. Этот пункт критичен для маленьких детей. Он важен, но не играет столь огромную роль у взрослых.
4. Потребность что-то сделать ночью. Ребенок может зависать на выходе из фазы глубокого сна, если в голове у него засела важная мысль: например, что он ни в коем случае не должен намочить постель ночью. Или малыш может быть излишне возбужден ожиданием какого-то события в своей жизни.
5. Болезни, лечение, прием препаратов.
6.Наследственный фактор. В некоторых семьях существует склонность к конфузионным просыпаниям.
7. Перевозбуждение перед сном повышает вероятность конфузионного пробуждения. Проанализируйте: что происходит за 1-2 часа до сна? Постарайтесь избежать просмотра телевизора как минимум за один час до сна, а лучше за полтора-два. Исключите слишком бурные игры поздно вечером. Последний час до сна должен быть очень спокойным.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
1. Безопасность прежде всего.
Если ребенок спит отдельно и имеет историю конфузионных просыпаний, оцените и снизьте риски. Проблема в том, что ребенок может начать передвигаться по комнате в то время, как вы будете спать.
Может ли он сам выбраться из кровати? Если да, то насколько безопасно в комнате? Есть ли замки на окнах? Нет ли опасных и острых предметов в комнате? Нет ли незакрепленной мебели, которая может упасть на ребенка? Нет ли доступа к входной двери? Если вы живете в доме, закрыты ли доступы к лестнице. Может ли ваша собака испугаться и наброситься на ребенка? И так далее.
Если ваш ребенок имеет склонность к особо интенсивным эпизодам, то возможно ради его безопасности потребуется спать в одной спальне до момента перерастания таких событий.
2. Во время эпизода вы ничем не сможете помочь.
Эпизод проходит сам. Вы не можете его ускорить. Вы должны быть рядом, обеспечить безопасность, но не нужно кричать, трясти, таскать на руках ребенка. Вы можете попробовать спокойно говорить с ребенком, попросить вернуться его в кровать. Но если ребенок не реагирует, не злитесь. Если интенсивность случая высокая, то не пытайтесь физически успокоить его. Ваша задача – контролировать безопасность.
3. Если ребенок проснулся после эпизода, просто верните его в постель. Не ругайте, не акцентируйте внимание на произошедшем.
4. Контролируйте себя.
Ребенок делает это не намеренно. Что бы ни происходило, помните, что ребенок не проснулся полностью. Не ругайте ребенка на утро после эпизода: он его не помнит. Не рассказывайте о самом событии дабы не напугать малыша.
Лучше проанализируйте ситуацию: чем вы можете помочь? Исключена ли нехватка сна, существует ли регулярный режим, что происходит в течение дня и перед сном? Не порицаете ли вы ребенка за мокрую постель в случае ночного энуреза? Нет ли эмоциональной составляющей в вашей истории? И так далее.
Данная статья носит информационный характер : не ставит своей целью постановку медицинских диагнозов и назначение лечения. Обсудите со своим врачом вопросы, возникшие у вас после прочтения этого материала.
Невротические расстройства у детей и подростков
Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология, иммунология и психиатрия. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов.
Мы работаем для Вас 7 дней в неделю. Специалисты клиники работают в тесном контакте с родителями пациентов.
Вы можете получить повторную онлайн-консультацию у любого врача, даже если вы живете в другом городе.
Навязчивые неврозы
В большинстве случаев проблема невроза навязчивых состояний и тиков решается путем игровой психотерапии или курсом медицинского лечения, а чаще всего – сочетанием медикаментозного лечения и психологической работы с подавляемым нервным напряжением у ребенка.
Обессивные неврозы у детей проявляется в виде навязчивых различных движений и мыслей. Навязчивые состояния (обсессии) проявляются как непреодолимые и непроизвольно возникающие мысли, страхи, и, как следствие – навязчивые движения.
Типичные навязчивые мысленные действия
Навязчивые движения и действия. Сфера их проявлений весьма обширна. Это может быть и нервный тик у ребенка, и навязчивые движения. Наиболее типичные навязчивые движения и действия у детей:
Типичные сложные ритуальные действия
Также, неврозы могут иметь различный характер течения:
Нередко в этот список входят и физиологические причины: наследственность и генетика, перенесенные заболевания, физические перегрузки ребенка, недостаток сна.
Так или иначе, все это связано с тем, что ребенок имеет повышенное возбуждение в определенных областях мозга. В основном речь идет о дисфункции подкорковых ядер головного мозга, которые отвечают за позу и мимику, мышечный тонус и за глобальные двигательные акты. Ребенок вынужден это возбуждение каким-то образом сбрасывать. Таким образом, данная разрядка происходит именно с помощью действий.
Это могут быть: тики (ребенок дергается, либо дергает какой-либо частью тела), быстрые стереотипные движения, могут быть навязчивые позы, навязчивые движения; ребенок может присаживаться, подпрыгивать, издавать какие-то звуки, проговаривать слова или даже ругательства (при синдроме Туретта ). Очень часто такие проявления не воспринимаются в серьез на начальных этапах.
Синдром Туретта является генетически предопределенным состоянием, связанным с неврозами навязчивых состояний и тиками, или стереотипными тикообразными движениями.
ЭЭГ (электроэнцефалография) для детей в клинике “Эхинацея”
Обсессивный невроз хорошо поддается лечению на ранних стадиях, особенно в дошкольном возрасте.
Что же касается синдрома Туретта, то даже при наличии генетической предрасположенности этот синдром может и «замолчать». Ведь до момента дебюта синдрома Туретта ребенок живет с тем же генетическим набором, но никаких тиков и вокализмов нет. Здесь дело не только в генетической предрасположенности к синдрому Туретта, но и в сопутствующих проблемах и текущем состоянии здоровья ребенка. Работа с провоцирующими факторами (невроз навязчивых состояний, инфекции, сопутствующие воспалительные заболевания, нарушение сна, высокий уровень тревоги и т.д.) обычно приводит к постепенному улучшению, часто до полного прекращения тиков и вокализмов.
Мы широко практикуем метод игровой терапии для лечения навязчивых неврозов у детей
Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка
Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.
Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:
Тест на гиперактивность
Дефицит активного внимания:
1.Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание;
2.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;
3.Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца;
4.Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок;
5.Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи;
6.Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания;
7.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;
6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются.
Двигательная расторможенность:
1.Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом);
2.Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться
4. Любит много и безудержно говорить.
Импульсивность:
1.Слабый контроль своего поведения;
2.Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам;
3.Плохо сосредоточивает внимание;
4.Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения;
5.Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях;
6.Может начать отвечать, не дослушав вопроса;
7.Часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его;
8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта.
Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.
С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком?
Если мы говорим о гиперактивном, возбудимом и неусидчивом ребенке, то все начинается с детального выяснения причины того, что заставило нервную систему ребенка пребывать в состоянии возбуждения столь продолжительное время. Чаще всего в таких случаях, мы рекомендуем начать с приема детского врача невролога и/или детского психиатра, так же предлагаем получить совместный прием этих двух экспертов. Так удается легче и быстрее определить причину повышенной возбудимости, избежать ненужного во многих случаях лечения или подобрать именно то лечение, которое нужно Вашему ребенку. По результатам первичного осмотра, мы можем рекомендовать дополнительные лабораторные и инструментальные исследования. Так же мы можем сэкономить Вам время и выслать бланк лабораторных обследований к первичному приему на адрес электронной почты, для этого можно заполнить форму «задать вопрос врачу»
Ребенок закатывает глаза: психологическая или медицинская проблема?
В большинстве случаев проблема с закатыванием глаз у ребенка имеет вполне определенные причины (чаще всего они связаны с нарушением работы головного мозга, но могут быть и психологические причины).
Возможны и другие варианты.
Повышенная тревожность у ребенка
Основная причина тревоги у ребенка – это постоянное нахождение нервной системы в защитной адаптационной реакции на внешние ситуации и обстоятельства, которые ребенок почему-то оценивает как опасные (стрессорная реакция). Ребенок может их не осознавать, так как растет в них с самого рождения, и он к ним привык, но подсознательно чувствует себя при этом неспокойно и небезопасно.
Обычные симптомы повышенной тревожности у ребенка:
Повышенная утомляемость. Ребенок быстро устает
В большинстве случаев повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы ребенка имеет вполне определенные причины и довольно просто поддается коррекции или лечению.
Очень важно понять и найти причины, почему формируется усталость. Лечение должно точно попасть в причину проблемы. К сожалению, мы часто видим обратные примеры. Например, ребенок устает из-за хронической инфекции, а его водят к психологу и «исправляют поведение», или, например, причина утомляемости связана с гормональным фоном, а его отправляют к психиатру и назначают ненужные в этом случае лекарственные препараты. Возможна обратная ситуация, у ребенка нет никаких особенных проблем со здоровьем, а есть лишь психологические проблемы, которые приводят к утомляемости. Необходимо четко понять причину того, что происходит, и только тогда лечение принесет желаемый результат.
Резкое переключение ребенка от активных и динамичных игр до полного упадка сил, при котором ребенок может заснуть за одну минуту, является нормой для детей от двух до пяти лет. В этом возрасте это будет абсолютно нормальной усталостью с последующим переходом в активность.
Повышенная утомляемость должна Вас насторожить, если:
Повышенная утомляемость, в основном, связана с тем, что нервная система ребенка не может достаточно долго поддерживать возбуждение для обеспечения повседневных задач, включая обучение, освоение навыков, речи и так далее.
Утомляемому ребенку трудно удерживать внимание на чем-то одном, оно начинает рассеиваться, в результате чего ребенок сопротивляется обучению, которое оказывается для него слишком трудным. Ситуация перерастает в конфликты, а причина тому – повышенная утомляемость.
Тремор подбородка у новорожденного: у ребенка дрожит подбородок
В большинстве случаев эти симптомы полностью проходят при своевременном установлении диагноза и проведенном лечении, особенно, если лечение будет начато в первые полгода жизни ребенка.
Когда у новорожденного ребенка дрожит подбородок – это практически всегда говорит о повышенном возбуждении нервной системы. Если подбородок дрожит часто или постоянно – значит, возбуждение в центральной нервной системе ребенка существенно доминирует над торможением. А это, в свою очередь, может говорить о перенесенном повреждении мозга : внутриутробной инфекции, внутриутробной и/или родовой гипоксии, родовой травме, повышении внутричерепного давления и др. При этом подбородок у ребенка трясется во время плача или спонтанно. Также могут проявляться и другие неврологические симптомы. Часто наблюдается повышение мышечного тонуса, у малыша не формируются правильные рефлексы, присущие новорожденным: хоботковый рефлекс, ладонно-подбородочный, ладонно-ротовой, опорный рефлексы. А также возможны другие неврологические знаки, говорящие о том, что нервная система была чем-то повреждена. В более серьезных случаях возможно нарушение раннего развития.
Ребенок плохо спит ночью, ребенок скрипит зубами (бруксизм): поведенческая особенность или болезнь?
Ежедневное получение полноценного ночного и дневного сна – очень важное условие для развития психических функций ребенка дошкольного возраста. Если Ваш ребенок стал плохо засыпать и часто просыпаться, стоит отнестись к этому максимально внимательно. Мы занимаемся восстановлением нормального сна у детей. Коррекция или лечение зависит от причин возникновения затруднений со сном, и определяются на консультации, либо после назначенного обследования, если оно понадобится.
Сколько должен спать ребенок
Возраст ребенка | Продолжительность дневного сна | Продолжительность ночного сна |
От 1 до 2 месяцев | около 9 часов | около 18 часов |
От 3 до 4 месяцев | около 8-6 часов | около 16 часов |
От 7 до 9 месяцев | около 4 часов | около 13 часов |
От 10 до 12 месяцев | около 3 часов | около 13 часов |
От 1-го до 1,5 лет | около 3 часов | около 12 часов |
От 1,5 до 2 лет | около 2,5 часов | около 10-11 часов |
От 2 до 3 лет | около 2,5 – 2 часов | около 10-11 часов |
От 3 до 7 лет | около 1,5 часов, по желанию | около 10 часов |
После 7 лет | Дневной сон не обязателен | не менее 8-9 часов |
Многие дети в приближении школьного возраста отказываются спать днем, это не всегда является нарушением режима сна, у некоторых детей при полноценном ночном сне потребность в дневном сне отпадает. При условии, что отсутствие дневного сна не влечет за собой изменение самочувствия ребенка в худшую сторону. Нужно учитывать еще один аспект, что детям до 4х лет дневной сон жизненно необходим, так как в этот период жизни активно идет построение нейронной структуры головного мозга и хороший сон способствует наиболее эффективной работе мозга в будущем.
Сон состоит из нескольких стадий (делится на фазы). Полноценный отдых, восстановление нервной системы, активная работа обмена веществ, иммунитета происходят, в основном, в третьей-четвертой фазах сна. Эти фазы достигаются только в ночном сне, при условии своевременного засыпания, достаточной продолжительности и глубины сна, отсутствии ночных пробуждений.
Ситуация, когда ребенок не спит ночью или трудно и подолгу засыпает, часто встает, просит попить или поесть, придумывает себе разные занятия, лишь бы не спать, может возникать по множеству причин. Основные причины :
Поведенческий фактор. Возникает из-за дефицита внимания взрослых, которые весь день работают и поздно приходят домой, не уделяя достаточного время своему ребенку. В результате ребенок долго засыпает, потому что ему хочется восполнить недостаток общения с родителями и ощутить их физическое и эмоциональное присутствия рядом с ним.
Высокий уровень тревожности у ребенка. Когда ребенок не может заснуть, но с трудом уснув, часто просыпается или спит поверхностно, так как стрессорные механизмы нервной системы продолжают работать, включая защитные реакции и не позволяя ребенку заснуть глубоко.
Ребенок кричит во сне, ходит, разговаривает во сне. Лунатизм (сомнамбулизм) – состояние неполного пробуждения. В то время, когда ребенок должен перейти в глубокую стадию сна, идет процесс торможения мозга, но при этом процесс затрагивает не все участки мозга, т.е. часть мозга остается бодрствующей или просыпается среди ночи. В результате ребенок может сесть на кровати, встать, ходить, кричать, выражать эмоции и даже разговаривать, не просыпаясь. Лунатизм у детей обычно довольно хорошо поддается лечению.
Отсутствие полноценного сна может повлечь за собой серьезные проблемы для организма ребенка. Таки как расстройство нервной системы, ослабление иммунной системы, нарушение привычного для организма режима работы всех внутренних органов. Необходимо относиться ко сну ребенка максимально внимательно. Восстановить нормальный ночной сон у ребенка – задача, как правило, вполне выполнимая.
В первую очередь мы рекомендуем обращаться с ребенком, который плохо спит :
С чего начать и к кому обращаться: к врачу или к психологу?
Мы рекомендуем, в первую очередь, получить консультацию у детского невролога или психиатра. Чтобы быстро разобраться в происходящем лучше всего пройти консилиум со всеми специалистами. На консилиуме Вы сразу получаете ответы и рекомендации от нескольких специалистов, которые точно определяют, насколько актуальны психологические расстройства или проблемы, либо это нарушения нервной системы.