Подходы к трактовке понятия инновация

Подходы к трактовке понятия инновация

Подходы к трактовке понятия инновация. pdf 50. Подходы к трактовке понятия инновация фото. Подходы к трактовке понятия инновация-pdf 50. картинка Подходы к трактовке понятия инновация. картинка pdf 50. В настоящее время в области инновационной сферы достаточно много научных трудов, посвященных изучению базовых понятий, и тем не менее выводы исследователей относительно сущности инноваций и инновационной деятельности неоднозначны.

В настоящее время в области инновационной сферы достаточно много научных трудов, посвященных изучению базовых понятий, и тем не менее выводы исследователей относительно сущности инноваций и инновационной деятельности неоднозначны.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», означающее «обновление» (или «изменение») и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направлении», если переводить дословно «Innovatio» – «в направлении изменений».

Впервые понятие «инновация» как предмет активного научного исследования появилось в XIX веке в области культурологи и определялось как внедрение элементов одной культуры в другую. Совершенствование традиционных укладов жизни стало стимулом для анализа инноваций технического, технологического, организационного, экономического и других аспектов.

Австрийский экономист Й. Шумпетер стал первым ученым, отметившим экономическую значимость инноваций в развитии организаций. В работе «Теория экономического развития» инновация определена как средство преодоления экономических кризисов посредством внедрения новых технологий, продуктов, форм индустриальной организации. Согласно Й. Шумпетеру, инновация – это не усовершенствование, а существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении между собой средств производства [30].

Й. Шумпетер выделил пять изменений в развитии, связанных с инновациями:

1) введение новых товаров и услуг;

2) применение новых материалов и компонентов (новые источники сырья);

3) внедрение нового метода производства;

4) открытие новых рынков сбыта;

5) введение новых организационных форм.

Нововведения способствуют созданию новых конкурентных приемов, отличных от прежних ценовых форм конкуренции.

Определение Й. Шумпетера нельзя признать достаточно емким и исчерпывающим. Схожего мнения в понимании инноваций придерживаются такие западные ученые, как Э. Менсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, М. Портер, Р. Солоу [15, 29, 35, 33, 34].

Представителями неоклассической теории инноваций (М. Калецкий, Б. Твисс, Г. Менш) инновации обоснованы как главный импульс развития, исходящий от производства новых товаров потребления, методов их производства, транспортировки, организационных форм в промышленности, новых рынков [35, 16].

В соответствии с концепцией М. Калецки, в границах цикла товарного обращения можно обеспечить постоянный экономический рост, однако импульсы, которые вызовут изменения в системе условий, могут «вывести» экономику из циклического развития и сделать ее в долгосрочной перспективе «скачкообразной». К таким импульсам автор относит инновации, которые стимулируют экономическое развитие, обеспечивают в долгосрочной перспективе сокращение продолжительности экономических спадов и удлиняют периоды подъемов.

Так, Б. Твисс под инновациями понимал процесс, в котором изобретение или новая идея приобретают экономическое содержание [35].

По мнению Г. Менша, в моменты, когда базисные нововведения исчерпывают свой потенциал, возникает ситуация «технологического пата», определяющая застой в экономическом развитии. Г. Менш считал, что промышленное развитие – это переход от одного технологического пата к другому. В результате появления базисных нововведений возникают новые предприятия, циклы развития которых оказываются взаимосвязанными [16].

Усиление роли научно-технического прогресса в 1980-х гг. как условия экономического развития стало импульсом дальнейших разработок зарубежных исследователей о содержании понятия «инновация».

Так, Т. Брайан, изучая термин «инновация», акцентировал внимание на новых знаниях в экономические результаты. На взгляд ученого, инновация – это процесс, в котором интеллектуальный товар (изобретение, ноу-хау или идея) приобретает экономическое содержание [2].

Схожим с определением Т. Брайана, но более развернутым является содержание понятия «инновация», предложенное Дж. Гросси [32]. По его мнению, это общественный, технический или экономический процесс, практическое использование идей и изобретений, которое приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, ориентировано на экономическую выгоду и охватывает весь спектр видов деятельности – от исследований и разработок до маркетинга. Ф. Бетс рассматривает инновации как введение новаций и новшеств разной степени новизны и радиуса действия в виде продуктов, технологий, рынков, отраслей хозяйств, сфер применения [31].

В «Руководстве Осло» (совместный методологический документ Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области инноваций) и Евростата), рекомендации которого используются в качестве международных статистических стандартов в области инноваций, инновации рассматриваются как вид деятельности, охватывающий все мероприятия (научные, технологические, организационные, финансовые, коммерческие, включая инвестиции в новые знания), которые фактически или по замыслу ведут к появлению технологически новых или усовершенствованных продуктов либо процессов [23].

Проведенный анализ изучения понятий «инновация» зарубежными учеными показал, что исходным моментом для определения их сущности является подход к рассмотрению инноваций как процесса, то есть превращения потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. На взгляд авторов, «инновация» и «инновационная деятельность» являются синонимами.

Если зарубежным экономистам при рассмотрении дефиниции «инновация» свойственен целостный подход к ее определению, то в отечественной литературе термин «инновация» не получило однозначной трактовки. Так, отсутствие единого взгляда обуславливает необходимость теоретического осмысления самого понятия «инновация», внесения упорядоченности в используемую терминологию. Для определения содержания данного термина рассмотрим трактовки и систематизируем основные подходы к его толкованию. Различные представления авторов о сущности инноваций свидетельствуют о специфической концептуальной составляющей данного феномена.

Первый подход основан на изучении инноваций как изменений. Ф. Валента, рассматривая инновации, акцентирует внимание на изменения в первоначальной структуре производственного организма, т.е. переход внутренней структуры к новому состоянию» [3]. По мнению Л. Водачек и О. Водачкова, для инноваций характерно целевое изменение в функционировании предприятия как системы [6].

Второй подход рассматривает инновации как процесс. Н.И. Лапиным категория «инновация» рассмотрена с двух сторон: как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для новой (или для лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности или как процесс сопряженных с инновацией изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл [12].

А.Б. Титовым инновации представлены как процесс, в ходе которого научная идея доводится до стадии практического использования и начинает давать экономический эффект, то есть приобретает экономическое содержание [27].

Своё понимание категории «инновация» дал В.Г. Медынский. На взгляд автора, инновация – это общественный, технический, экономический прогресс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) [14].

Так, по определению Ф. Бездудного, Г. Смирновой, О. Нечаева, инновация – это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящей экономический эффект [1].

Третий подход связан с рассмотрением инновации как результата инновационной деятельности. В данном контексте речь идет о появлении нового или усовершенствовании технологического процесса, а также продукта, внедренного на рынке.

Так, У.Е. Саудер и А.С. Нашар, следуя международным стандартам, определяют инновацию как результат деятельности, воплощенный в новые или усовершенствованные продукты, востребуемые рынком, новые или усовершенствованные технологические процессы, используемые в практической деятельности, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей [25].

На результативности также акцентирует внимание Р.А. Фатхутдинов, который считает, что инновация представлена как конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта [28].

С точки зрения результативного подхода инновации рассмотрены М.М. Шабановой, Д.В. Соколовым и А.Б. Титовым. Инновация – это итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический) [27].

Объединив второй и третий подходы, Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 03.06.2016) определяет инновации как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [18].

Глоссарий большинства экономических и финансовых словарей и справочных пособий содержит толкования инновации с точки зрения результативного и процессного подходов. В современном экономическом словаре «инновация» – это нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности [21].

В справочном пособии «Инновационный менеджмент» инновации – это использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества [10].

Определение сущности инновационной деятельности является необходимым, поскольку именно такая деятельность приводит к результату – созданию инноваций (таблица).

Анализ определений термина «инновационная деятельность»

Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»

деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности [18]

процесс создания, освоения и распространения инноваций [4]

разработка принципиально новых и модификация уже выпускаемых продуктов, пользующихся спросом на рынке, путем доработки конструкций и применения новых технологических процессов с целью улучшения эксплуатационных параметров, снижения себестоимости изготовления, получения дополнительной прибыли [8]

процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию) и распространению (диффузии) в другие сферы деятельности [28]

системный вид деятельности коллектива, направленный на реализацию в общественную практику нововведений на базе использования и внедрения новых научных знаний, идей, открытий и изобретений, а также существующих и апробированных наукоемких технологий, систем и оборудования [26]

комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в совокупности приводят к инновациям [20]

совокупность научной, технологической, организационной, финансовой и коммерческой деятельности, направленной на создание и внедрение на рынке нового или усовершенствованного продукта, создание нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду» [5]

деятельность по созданию и реализации в различных сферах жизнедеятельности общества новых технологий [7]

В России также действует ряд нормативно-правовых документов, касающихся вопросов инновационной деятельности. Федеральный закон «Об инновационном центре “Сколково”», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020» упоминают об инновационной деятельности в контексте инновационной инфраструктуры, инновационной системы, инновационного потенциала, инновационных проектах) [17, 11, 19]. В свою очередь, в данных документах отсутствует определение непосредственно самого понятия инновационной деятельности.

Анализ базовых терминов в инновационной сфере показал, что отечественная и зарубежная наука содержит различные подходы к их определению, каждый из которых вносит существенный вклад в теорию инновационного развития. Ученые вкладывают в эти дефиниции разный смысл, концентрируя внимание на отдельных аспектах.

Весьма интересным является определение инновационной деятельности П. Друкера. Автор подчеркнул, «это особый инструмент, позволяющий предпринимателю использовать перемены и превращать их в новые возможности (для открытия нового бизнеса или оказания новых услуг). Предприниматель должен находиться в целенаправленном поиске источников инноваций, перемен и признаков, указывающих на возможности успешной инновационной деятельности. Он должен знать и применять на практике принципы успешной инновационной деятельности» [9]. В данном определении подчеркивается подход к определению инновационной деятельности как к инструментальной категории.

Рассмотренные трактовки инновационной деятельности по своему содержанию существенно не отличаются, а акцентируют внимание на основных условиях осуществления инновационной деятельности: разработка идеи и ее реализация (новая услуга, новый продукт и т.д.). Инновационная деятельность представлена как совокупность научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих действий, в процессе которых реализуются мероприятия, направленные на создание новых или усовершенствование существующих продуктов, процессов и услуг, имеющих определенную ценность.

Изучение отечественной и зарубежной экономической литературы подтвердило наличие множества научных трудов, посвященных рассмотрению категории «инновации». Это свидетельствует, что выводы исследователей относительно сущности инновации неоднозначны, определение является многогранным, содержание многоаспектным.

Несмотря на некоторую дискуссионность определения феномена инновации, среди определяющих его признаков выделяют: процесс, изменение, результат. Поэтому можно сделать вывод, что концептуальной составляющей инновации являются изменения (в сфере организации деятельности хозяйствующих субъектов, разработке и усовершенствовании продуктов и услуг, создания и применения новых технологий и т.д.), являющиеся результатом в процессе осуществления инновационной деятельности.

Источник

ТЕРМИН «ИННОВАЦИЯ», СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ПОНИМАЮ

ТЕРМИН «ИННОВАЦИЯ», СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ПОНИМАЮ

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране традиционно разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п

Под инновацией чаще всего понимают «инвестицию в новацию».

Новация(новшество) – это результат интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых отношений, обладающий признаками: новизны, т.е. новыми качествами; практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности; экономической эффективности (конкурентоспособности).

Существуют различные определения инновации я перечислю лишь некоторые из них.

Инновация-это:

• полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке (Я. Кук, П. Майерс);

• процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание (Б. Твисс)

• конечный результат творческой деятельности, получив ший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применяемых и способных удовлетворить определенные потребности (А.В. Сурин, О.П. Молчанова).

КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ.

Многообразие и разнородность инноваций требуют проведения определенной классификационной работы.

1. По инновационному потенциалу выделяются следующие виды инноваций: – радикальные (базисные) являются отраслеобразующими и представляют выпуск новой ранее не производимой продукции или использование новой технологии.

– модернизирующие (улучшающие)– это изменения (существенные) отдельных характеристик уже выпускаемой продукции или используемой технологии.

– модифицирующие (псевдоинновации) предполагают собой изменение внешнего вида или незначительное изменение отдельных характеристик уже выпускаемой продукции.

2. По содержанию: – управленческие (организационные), маркетинговые, социальные, технологические.

3. По месту на предприятии:

– инновации на входе, к которым относятся нововведения в процессе материально-технического обеспечения производства;

– инновации на выходе, к которым относятся нововведения в мероприятиях, процедурах, схемах сбыта готовой продукции.

4. По причинам возникновения: – реактивные обеспечивают выживание фирмы на рынке. Стратегические, внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу.

5. По характеру удовлетворяемых потребностей:

– инновации, ориентированные на существующие потребности.

– инновации, ориентированные на формирование новых потребностей.

6. По степени территориальной новизны:

– инновации в мировом масштабе, когда внедряется новшество, не имеющее аналогов ни в одной стране мира;

– инновации для страны или отрасли, когда известное в международной практике нововведение начинает осваиваться в пределах конкретной страны или отрасли, где ранее его не было;

– инновации для предприятия, когда новшество уже известно в стране или отрасли, но на конкретном предприятии внедряется впервые.

ВИДЫ И ЦЕЛИ ИННОВАЦИЙ

Подходы к трактовке понятия инновация. image002. Подходы к трактовке понятия инновация фото. Подходы к трактовке понятия инновация-image002. картинка Подходы к трактовке понятия инновация. картинка image002. В настоящее время в области инновационной сферы достаточно много научных трудов, посвященных изучению базовых понятий, и тем не менее выводы исследователей относительно сущности инноваций и инновационной деятельности неоднозначны.Подходы к трактовке понятия инновация. image003. Подходы к трактовке понятия инновация фото. Подходы к трактовке понятия инновация-image003. картинка Подходы к трактовке понятия инновация. картинка image003. В настоящее время в области инновационной сферы достаточно много научных трудов, посвященных изучению базовых понятий, и тем не менее выводы исследователей относительно сущности инноваций и инновационной деятельности неоднозначны.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ

Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.

Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:

* зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;

* рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);

* зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);

* насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);

* упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка). С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества.

Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:

— Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);

— Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);

— НАСА (Национальное космическое агентство);

— Национальное бюро стандартов;

— Национальный институт здравоохранения;

— Национальный центр промышленных исследований;

— Национальная академия наук;

— Национальная техническая академия;

— Американская ассоциация содействия развитию науки

Германия, Англия и Франция вместе с США и Японией входят в технологическое ядро мирового развития. Эти страны занимают соответственно третье, четвертое и пятое места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР, или соответственно 2,3; 2,4 и 2,2% ВВП. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45%. Удельный вес продукции, направляемой на экспорт, составляет 20-25% ВВП. В этих странах высок удельный вес государственного сектора — от 35 до 40%.

Особенностями стран Евросоюза являются:

— дороговизна рабочей силы и природных ресурсов, земли;

— большая плотность народонаселения;

— высокий технологический уровень производства и информатизации;

— уважительное отношение к образованию, культуре, здоровому образу жизни, старости, историческим традициям;

— государственное регулирование цен на важнейшие продовольственные товары;

— применение в управлении и производстве международных и европейских стандартов, сертификация продукции;

— индикативное планирование инновационной деятельности;

— развитие наукоемких отраслей народного хозяйства;

— высокий уровень концентрации и кооперирования производства.

Как следствие в этих странах высокое качество жизни населения.

Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся:

— выработка единого антимонопольного законодательства;

— использование системы ускоренной амортизации оборудования;

— льготное налогообложение НИОКР;

— поощрение малого наукоемкого бизнеса;

— прямое финансирование предприятий для поощрения инноваций в области новейшей технологии;

— стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоемкую продукцию.

Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 г. Главной целью этого документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе. Один из разделов плана — «Кооперация между странами в области инноваций» — предусматривает создание и функционирование консалтинговых служб по передаче технологий и управлению инновациями — специфической инфраструктуры по внедрению инноваций на региональном уровне.

Германия, Англия и Франция вместе с США и Японией входят в технологическое ядро мирового развития. Эти страны занимают соответственно третье, четвертое и пятое места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР, или соответственно 2,3; 2,4 и 2,2% ВВП. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45%. Удельный вес продукции, направляемой на экспорт, составляет 20-25% ВВП. В этих странах высок удельный вес государственного сектора — от 35 до 40%.

Особенностями стран Евросоюза являются:

— дороговизна рабочей силы и природных ресурсов, земли;

— большая плотность народонаселения;

— высокий технологический уровень производства и информатизации;

— уважительное отношение к образованию, культуре, здоровому образу жизни, старости, историческим традициям;

— государственное регулирование цен на важнейшие продовольственные товары;

— применение в управлении и производстве международных и европейских стандартов, сертификация продукции;

— индикативное планирование инновационной деятельности;

— развитие наукоемких отраслей народного хозяйства;

— высокий уровень концентрации и кооперирования производства.

Как следствие в этих странах высокое качество жизни населения. Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся:

— выработка единого антимонопольного законодательства;

— использование системы ускоренной амортизации оборудования;

— льготное налогообложение НИОКР;

— поощрение малого наукоемкого бизнеса;

— прямое финансирование предприятий для поощрения инноваций в области новейшей технологии;

— стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоемкую продукцию.

Основой инновационной политики Евросоюза является «Планразвития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 г. Главной целью этого документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе. Один из разделов плана — «Кооперация между странами в области инноваций» — предусматривает создание и функционирование консалтинговых служб по передаче технологий и управлению инновациями — специфической инфраструктуры по внедрению инноваций на региональном уровне в целях развития информационного обеспечения НИОКР были созданы Европейский информационный центр (ЕИЦ) и сеть его отделений, которая в 1995 г. включала в себя 21 группу в Великобритании и 210 групп в других странах Европы, соединенные электронной связью. ЕИЦ получает 25% финансирования от Евросоюза, а 75% его фондов составляют средства других спонсоров и средства, заработанные самостоятельно, посредством оказания платных услуг.

Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется примерно по тем же принципам, которые приняты в мировой практике.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА.

Стратегический план развития региона — это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности по развитию региона. Подготовка такого документа предусматривает:

•постановку целей развития региона;

•определение путей достижения поставленных целей;

•анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов;

•разработку методов организации движения по избранным направлениям;

•обоснование рациональных способов использования ресурсов.

Стратегический план социально-экономического развития региона — это индуктивный документ, который позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать совместно. Это — документ не исключительно администрации, а в большей мере всех субъектов процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников политического процесса. Это — не директива сверху, направленная от региональной администрации к предпринимателям и жителям региона, а ориентир, выработанный с участием всех агентов экономической деятельности.

Такой план предусматривает взвешенные и согласованные действия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он представляет собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и осуществления эффективных стратегических действий во всех сферах жизни региона.

К основным характеристикам стратегического плана социально-экономического развития региона относятся:

•выделение сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конку рентные преимущества региона с ориентиром прежде всего на создание лучших условий жизни людей;

•краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития;

• партнерское взаимодействие всех региональных сил.

Составляющей стратегического плана развития региона должен стать прилагаемый к нему план действий администрации по реализации намеченных мероприятий.

Основной целевой установкой стратегического плана развития региона является повышение уровня и качества жизни населения региона. Для повышения жизненного уровня населения предлагается формирование и выполнение «социального заказа». В понятие «социальный заказ» входит набор услуг, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения.

ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ (ГОРОДА) И РЕГИОНА.

В общем виде конкурентоспособность означает способность выполнять свои функции с требуемыми качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка. Р. Фатхутдинов определяет ее как свойство объекта, характеризующее степень реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

До недавнего времени такие понятия, как конкуренция и конкурентоспособность использовались применительно к категориям товар, предприятие и отрасль (рынок). Сейчас их начинают изучать и на уровне территорий (городов, регионов и страны в целом).

Рассмотрение территориальной конкуренции на уровне государства увязывается со способностью промышленности страны вводить новшества и модернизироваться. Кроме того, в достижение успешной конкурентоспособности того или иного государства вносят вклад различия в национальных ценностях, культуре, структуре экономики, в существующих организациях и историческом развитии. В конечном итоге страны достигают успеха в определенных отраслях и сферах в связи с тем, что их внутренние условия оказываются в соответствующих условиях наиболее благоприятными, динамичными и перспективными.

Конкурентоспособность региона — продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая результируется в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике. Вследствие большой сложности она может оцениваться системой показателей и индикаторов: по размеру ВРП; по величине производственных ресурсов; по величине природных ресурсов; по величине человеческих ресурсов; по уровню прямых инвестиций в экономику региона с учетом необходимого для воспроизводства объема, в том числе и в наукоемкое производство.

Конкурентоспособность города — это способность урбанизированной территории соревноваться на равных с аналогичными ей территориями на рынке инвестиционных ресурсов, соперничать на рынке товаров и услуг, которые соответствуют требованиям мирового и национального рынков, представляют более высокую ценность по сравнению с аналогичными продуктами, производимыми на территории других городов, а также возможность создавать в результате благоприятные условия для жизни горожан.

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

ТЕРМИН «ИННОВАЦИЯ», СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ПОНИМАЮ

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране традиционно разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п

Под инновацией чаще всего понимают «инвестицию в новацию».

Новация(новшество) – это результат интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых отношений, обладающий признаками: новизны, т.е. новыми качествами; практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности; экономической эффективности (конкурентоспособности).

Существуют различные определения инновации я перечислю лишь некоторые из них.

Инновация-это:

• полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке (Я. Кук, П. Майерс);

• процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание (Б. Твисс)

• конечный результат творческой деятельности, получив ший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применяемых и способных удовлетворить определенные потребности (А.В. Сурин, О.П. Молчанова).

КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ.

Многообразие и разнородность инноваций требуют проведения определенной классификационной работы.

1. По инновационному потенциалу выделяются следующие виды инноваций: – радикальные (базисные) являются отраслеобразующими и представляют выпуск новой ранее не производимой продукции или использование новой технологии.

– модернизирующие (улучшающие)– это изменения (существенные) отдельных характеристик уже выпускаемой продукции или используемой технологии.

– модифицирующие (псевдоинновации) предполагают собой изменение внешнего вида или незначительное изменение отдельных характеристик уже выпускаемой продукции.

2. По содержанию: – управленческие (организационные), маркетинговые, социальные, технологические.

3. По месту на предприятии:

– инновации на входе, к которым относятся нововведения в процессе материально-технического обеспечения производства;

– инновации на выходе, к которым относятся нововведения в мероприятиях, процедурах, схемах сбыта готовой продукции.

4. По причинам возникновения: – реактивные обеспечивают выживание фирмы на рынке. Стратегические, внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу.

5. По характеру удовлетворяемых потребностей:

– инновации, ориентированные на существующие потребности.

– инновации, ориентированные на формирование новых потребностей.

6. По степени территориальной новизны:

– инновации в мировом масштабе, когда внедряется новшество, не имеющее аналогов ни в одной стране мира;

– инновации для страны или отрасли, когда известное в международной практике нововведение начинает осваиваться в пределах конкретной страны или отрасли, где ранее его не было;

– инновации для предприятия, когда новшество уже известно в стране или отрасли, но на конкретном предприятии внедряется впервые.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *