Премудрости иисуса сына сирахова толкование
Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов
Толкование на книгу Премудрости Иисуса сына Сирахова
Глава 1. Всякая премудрость от Господа. Корень премудрости — бояться Господа, ветви ее — благоденствие.
Глава 2. Если ты приступаешь служить Господу Богу — приготовь душу твою к испытаниям, каково величие Его, такова и милость Его.
Глава 3. Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них. Будь кроток, разумно-осторожен в поступках, милостив к нуждающимся в милости.
Глава 4. Не утомляй ожиданием очей нуждающихся. В обществе старайся быть приятным, пред высшими — почтительным. Во всем будь послушен велениям мудрости, и Господь благословит тебя. Люби истину и подвизайся за нее до смерти.
Глава 5. Не полагайся излишне на свои имущества. Не следуй порочным влечениям души. Не обольщайся своей временной безнаказанностью. Будь тверд в своих правых убеждениях.
Глава 6. Будь верен в дружбе. Не превозносись. Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими. От юности твоей предавайся учению и до седин твоих найдешь мудрость.
Глава 7. Не делай зла, и тебя не постигнет зло. Не напрашивайся на возвышение. Не умножай грехов своих. Будь милосерд. Не лжесвидетельствуй, не пустословь. Трудись. Будь верен дружбе. Уважай и цени умную и добрую жену; не обижай трудящегося раба; береги скот; заботься о воспитании детей; чти отца и матерь. Всею силою люби Творца твоего и не оставляй служителей Его. Всегда помни о конце твоем, и во век не согрешишь.
Глава 8. Остерегайся ссор с сильнейшим тебя. Не вступай в спор с дерзким. Не шути с невеждою. Не пренебрегай слабым и старым. Не злорадствуй. Поучайся у мудрого. Будь осторожен во всех делах твоих.
Глава 9. Не будь ревнив без основания. Остерегайся блуда и прелюбодеяния. Будь верен в дружбе. Не завидуй мнимому благополучию грешников. Будь осторожен в отношении сильных. Не уклоняйся от советов мудрости.
Глава 10. Каков правитель народа, — таковы и служащие при нем; каков начальствующий над городом, — таковы и живущие в нем. Не будь гордым, но будь кротким, богобоязненным, внимательным к внушениям мудрости.
Глава 12. Оказывай помощь тем, кому эта помощь нужна и полезна. Будь осторожен в отношении врагов твоих.
Глава 13. Не поднимай тяжести свыше силы твоей. Не входи в общение с тем кто сильнее и богаче тебя. Не будь навязчив, чтобы не оттолкнули тебя; и не слишком удаляйся, чтобы не забыли о тебе. Во всю жизнь люби Господа и взывай к Нему о спасении твоем. Люби ближнего твоего. Избегай общения с порочными которые могут дурно повлиять на тебя. Не будь несправедлив в отношении богатого потому, что он богат; и в отношении бедного потому, что он беден.
Глава 14. Счастлив человек, совесть которого не имеет повода упрекать его за дурные поступки. Не будь неразумно скуп, завистлив, любостяжателен. Пользуйся благами жизни для удовлетворения разумных потребностей твоей души. Будь милосерд к ближнему, усерден в приношениях Господу. Стремись к приобретению мудрости, и мудрость обрящет тебя.
Глава 16. Не желай множества негодных людей. Лучше один праведник нежели тысяча грешников. Грешник не скроется от кары Божественного Правосудия. Каждый получит по делам своим. Законы Господни святы и нерушимы.
Глава 17. Совершенство первозданного человека. Прирожденность нравственного закона. Восполнение естественного закона откровенным. Долготерпение и милосердие Божие к кающимся грешникам.
Глава 18. Вся полнота величия Господня непостижима ни для кого из тварных существ. При сравнительном достоинстве среди земных тварей, человек ничтожен пред величием божественным и всегда нуждается в милосердии к нему Господа. Милость человека — к ближнему, а милость Господа — на всякую плоть. Благотвори ближнему делом и словом. При благотворении не упрекай. Человек мудрый будет осторожен во всем.
Глава 19. Избегай недозволенных удовольствий Не будь болтлив. Не всякому слову верь. Цени богобоязненность. Остерегайся коварства.
Глава 20. Полезнее открытое обличение нежели скрытый гнев. Противоестественен суд с кривдою. Бывает и молчание мудрым, и говорение глупым. Не всякий успех к добру, не всякое приобретение на пользу. Не всякое уничижение бесславно. Даяние безумного окупится дорогою ценою. Мудрец удержится от греха и не постыдится быть добродетельным.
Глава 21. Беги от греха, как от лица змея. Не будь насильником и немилостивым. Цени мудрое обличение и мудрый совет. Мудрость не в громком голосе и не в искусстве языка. Не всякому любезны и не для всякого доступны заветы мудрости.
Глава 22. Ленивый отвратителен для всех; неблаговоспитанные дети — печаль для родителей. Не во время речь — то же, что музыка некстати. Плач об умершем семь дней, а о глупом и нечестивом все дни жизни его. Злая жизнь глупого — хуже смерти. Будь верен в дружбе. Избегай ссор. Стой на страже уст твоих.
Глава 23. Имей бич злым помышлениям твоим и наставника мудрости нечистым пожеланиям твоим. Не приучай уст твоих к клятве. Не греши грубой бранью. Помни о твоих родителях, когда сидишь среди вельмож. Не надейся укрыть свои грехи от всеведущего Бога. Нет ничего лучше страха Божия, и нет ничего сладостнее, как внимать заповедям Господним.
Глава 24. Гимн Божественной Премудрости: божественное происхождение Премудрости, Ее вездесущее, сугубое пребывание в избранном народе; духовное величие Божественной Премудрости, благотворность и спасительность Ее трапезы.
Глава 25. Любовь между людьми — украшение Премудрости; надменность, ложь, распутство — поругание Ее. Венец старцев — многосторонняя опытность, хвала их — страх Господень. Нет головы, ядовитее головы змеиной; нет ярости, сильнее ярости врага. Можно перенесть всякую рану, только не рану сердечную; всякую злость, только не злость женскую. От жены начало греха, и через нее все мы умираем.
Глава 27. Где купля и продажа — там нередко и грех. Прежде беседы не хвали человека. Стремись к правде, — и ты найдешь ее. Среди неразумных не трать времени. Люби друга и будь ему верен. Избегай двоедушия и коварства. Кто бросает камень вверх — бросает его на свою голову. Кто роет яму — сам упадет в нее; кто ставит сеть — сам попадет в нее.
Глава 28. Прости ближнего твоего, — и тебя простит Господь. Презирай невежество. Удерживайся от ссор. Остерегайся наушничанья и двоязычия. Будь внимателен к своему слову.
Глава 29. Давай взаймы ближнему, в свое время возвращай взятое, — и ты всегда найдешь нужное для тебя. Будь снисходителен к бедняку. Располагай сокровищем твоим по заповедям Всевышнего, и оно принесет тебе более пользы, чем положенное на хранение в виде золота. Будь осторожен в отношении поручительства и поручителей. Будь доволен малым, но своим: не взирай с алчностью на многое, но чужое.
Глава 30. Любящий золото не устоит в правоте: кто гоняется за тлением — наполнится им. Берегись алчности во всем. Во всех делах твоих будь осмотрителен, — и никакая болезнь не приключится тебе.
Глава 31. Будь умен и осмотрителен в исполнении своих обязанностей. Будь сдержан и почтителен в отношении старших. Без здравого размышления не делай ничего.
Глава 32. Будь умен и осмотрителен в исполнении своих обязанностей. Будь сдержан и почтителен в отношении старших. Без здравого размышления не делай ничего.
Глава 33. Разумный человек верен закону, и закон верен ему. Будь подготовлен в слове и осмотрителен в дружбе. Помни о могуществе и правосудии божественном. Во всех делах твоих будь главным и не клади пятна на честь твою. Приучай раба к трудолюбию, но не забывай в нем близкого тебе человека.
Глава 34. Гадания, приметы, сновидения — суета; если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, — не прилагай к ним сердца твоего. Мудрость в устах верных ей пребывает. Боящийся Господа ничего не устрашится, ибо надежда его — Господь. Не благоволит Всевышний к приношениям нечестивых. Благотворны только искреннее раскаяние в грехах и действительная готовность не повторять их.
Глава 35. Благоугождение Господу — отступление от зла, умилостивление Его — уклонение от неправды.
Глава 36. Молитва Господу Богу о помиловании избранного народа Божия угнетаемого иными народами. Восхваление доброй жены.
Глава 37. Не забывая друга в душе твоей не забывай его и в имении твоем. Соблюдай осторожность в выборе советника. Будь благоразумно-внимателен к тому, чем насыщаешь свое тело и душу.
Глава 38. Господь создал из земли врачества и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Над умершим пролей слезы, но не предавай своего сердца безмерной печали. Предаваясь обыденным занятиям и ремеслам, трудно постичь книжную мудрость и заслужить за нее почет от граждан.
Глава 39. Истинная премудрость, т. е. доступное для человека ведение о Боге и Его святом законе, принадлежит тому, кто всем своим умом, сердцем и волей не отторжим от источника премудрости — Бога.
Глава 40. Мысль о смерти вызывает на скорбные размышления, особенно человека нечестивого. Нечестие вообще не остается ненаказанным. Истинным благополучием пользуется добрый и честный труженик, не чуждающийся советов мудрости.
Глава 42. Не стыдись доброго и разумного. Будь внимателен в воспитании детей. Будь осторожен в обществе женщин. Прославь Господа Бога за величие Его в творениях.
Глава 43. Прославление творческого величия и могущества Господних.
Глава 44. Прославление промышления Господня в людях через избранных людей вообще и, в частности, через Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова.
Глава 45. Прославление промышления Господня в людях через Моисея, Аарона и Финееса, сына Елеазарова.
Глава 46. Прославление промышления Господня в людях через Иисуса Навина, Халева, благочестивых судей и пророка Самуила.
Глава 47. Прославление промышления Господня в людях через пророка Нафана, Давида, благочестие и мудрость Соломона и через вразумляющие бедствия, постигавшие народ еврейский.
Глава 48. Прославление промышления Господня в людях через пророка Илию, пророка Елисея, пророка Исаию, благочестие и мудрость царя Езекии.
Глава 49. Прославление промышления Господня в людях через благочестие и мудрость царя Иосии, пророчества Иеремии, Иезекииля, двенадцати малых пророков, благочестивую деятельность Зоровавеля, Иисуса, сына Иоседекова, и Неемии.
Глава 50. Прославление промышления Господня в людях через благочестие первосвященника Симона, сына Онии.
Глава 51. Благодарственная молитва Иисуса сына Сирахова.
* Список сотрудников, составивших комментарий на книги Св. Писания, вошедшие в состав V тома Толковой Библии:
Примечание редактора HTML-версии:
В HTML-версии Толковой Библии в качестве источника библейского текста, использован Синодальный перевод Библии.
Читать онлайн PDF-версию книги (Издание преемников* А. П. Лопухина. Толковая Библия. Том V. Издание С. Петербург 1908 г.).
Интернет-магазины православной книги
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Толкования Священного Писания
Содержание
Предисловие к толкованиям на книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова
Лопухин А.П.
Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова написана после заключения еврейского канона священных книг Ветхого Завета, принадлежит небогодухновенному лицу, и относится к числу неканонических книг Ветхого Завета.
В греческих списках библейского текста: александрийском, синайском, Ефрема Сирина она надписывается: «Премудрость Иисуса сына Сирахова», каковое наименование перешло и в наши славянский и русский переводы. В Ватиканском списке: «Премудрость Сираха». В Вульгате: «Екклезиастик». Наименования: «Премудрость Иисуса, сына Сирахова» и «Премудрость Сираха» указывают на писателя книги (L:29; LI:1), а «Екклезиастик» — на церковно-учительный характер ее.
В отличие от других неканонических книг, писатели которых остались неизвестными, писатель настоящей книги называет себя иерусалимлянином Иисусом, сыном некоего Сираха (L:29; LI:1). Из текста книги видно, что это был человек, по тому времени очень образованный, — особенно богословски, — обладал практическим опытом, много путешествовал и изучал нравы людей.
Время происхождения книги не может быть установлено с непререкаемою точностью. На основании содержания L главы можно догадываться, что писатель книги был современником иудейского первосвященника Симона Первого, названного Праведным и жившего при Птолемее Лаге, ок. 290 г. до Р. X. Внук писателя и переводчик его книги с еврейского языка на греческий жил, — предполагают, — при Евергете I, правившем ок. 247 г. до Р. X., и сделал свой перевод книги около 230 г. до Р. X. (см. пролог книги перед греческим и славянским текстом).
Содержанием книги Премудрости Иисуса сына Сирахова служит учение о премудрости божественной в ее проявлениях в мире и человеке, и о богодарованной мудрости человеческой в применении к различным обстоятельствам и случаям жизни человека.
Независимо от неканонического происхождения книги, общее содержание последней издревле считалось глубоко-поучительным для тех, кто ищет уроков мудрости и благочестия. Отцы Церкви нередко пользовались выражениями премудрого сына Сирахова как подтверждением своих учительных мыслей. В 85 апостольском правиле юношам советуется изучать «Премудрость многоученого Сираха». В 39 пасхальном послании св. Афанасия Александрийского книга Премудрости Иисуса сына Сирахова назначается для поучительного чтения оглашенным. Св. Иоанн Дамаскин называет ее «прекрасною и очень полезною» книгою.
Первое полное толкование книги Премудрости Иисуса сына Сирахова было составлено Рабаном Мавром. Затем, в XVI в., появляются труды Янсения; в XVII — Корнелия и Ляпиде. Из новейших ученых над истолкованием книги потрудились: Horowitz, Lesetre, Keel, Multon Knabenbauer, Levi. Над обработкой найденных отрывков еврейского текста книги: Halevy, Smend, Touzard, König, Strack, Peters. Из русских трудов можно указать: экзегетическую монографию неизвестного автора «Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова в русском переводе с краткими объяснениями». Спб. 1860 г., и статью проф. Рождественского «Вновь открытый еврейский текст книги Иисуса сына Сирахова и его значение для библейской науки». Спб. 1903 г.
Подробные предварительные сведения о книге Премудрости Иисуса сына Сирахова имеются в соч. проф. Казанской Дух. Академии П. А. Юнгерова «Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Выпуск второй». Пророческие и неканонические книги. Казань, 1907 г., с. 227–239.