Притча о неправедном судии толкование
Притча судье неправедном: Лк 18:1-8
Притча о судье неправедном представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Христа. Она содержится в 18 главе Евангелия от Луки с 1 по 8 стихи.
Текст притчи
Толкование
Как мы молимся? Когда у нас возникает необходимость, мы обращаемся к Богу в молитве. Самое простое решение при этом – иметь молитвослов на всякую потребу. Заболела голова, открыл и прочитал молитву. Понадобилась помочь в устройстве на работу, открыл, нашел нужную молитву и почитал. Подобным образом, мы часто и поступаем. Но когда Бог нам не отвечает, мы начинаем думать: «Наверное, я как-то не правильно молюсь». При этом лихорадочно бросаемся на поиски каких-то правильных молитв.
Запомните, молитва – это не заклинание, которое если правильно произнести, то Бог выполнит наше желание. Молитва – единение человека и Творца. Иногда в молитвах мы ведем духовную брань, сражение, битву. Молитвами мы противостоим злу (не только внешнему, но и исходящему из нас). Поэтому порой недостаточно просто один раз произнести молитвенную просьбу.
На примере этой притчи Господь учит нас тому, какой должна быть молитва. Он учит нас тому, что в молитвах мы должны быть настойчивыми и неотступным. Мы ведь даже в молитве часто умудряемся унывать. Теперь давайте ближе к притче.
В одном городе был поставлен судья. Он был вершиной правосудия и конечной инстанцией. Обратиться за правдой больше было не к кому. Этот судья Бога не боялся и людей не стыдился. То есть это был человек с прожжённой совестью, достигший крайней меры греховности. В том смысле, что есть немало людей, которые не верят в Бога, либо просто так сильно любящие грех, что они старательно отодвигают от своего сознания мысли о неизбежном наказании за собственные грехи.
Однако и эти люди, потерявшие страх Божий, опасаются явно выставлять свою порочность перед людьми. Они всячески стараются хотя бы внешнее показать с совершенно иной стороны, чтобы иметь от окружающих доброе мнение о себе.
Этот же судья не только утратил страх перед Богом, но он и настолько упивается своей безраздельной, как ему кажется, властью над людьми, что вознес себя над мнением окружающих настолько, что никак и ничем не связан в своих действиях. Он попросту творит беспредельный произвол.
Вот к такому судьи пришла бедная вдова и попросила защитить ее от своего обидчика. Конечно, судья ей отказал. Причина его отказа для нас очевидна. Обидчик был более состоятельный и аргументы в его конверте выглядели весьма убедительными.
В те времена, вдовы были не самой защищенной частью общества. У них не было никаких прав. Поскольку вдова – это женщина без мужа. Ей не было никаких льгот, на работу она тоже устроится не могла. Поэтому вдовы, будучи легкой добычей, были всегда защищаемые законом. Но не в нашем случае.
Судья решил, что закон – это он сам и защищать вдову ему не выгодно. У нее оставался только один выход – проявить настойчивость. Она приходила к судье снова и снова. Судья в конце концов не выдержал и сказал: «Хоть я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь, но тебе по настойчивости помогу».
Если даже этот судья ответил этой бедной вдове, то разве Господь, любящий вас и заботящийся о вас, не ответит вам на ваши молитвы? Поэтому всякий раз, когда мы находимся в молитве или сердце наше находится на грани уныния, мы должны помнить, что нужно быть в своей просьбе настойчивыми. Не просто однажды произнести молитву и ждать ответа, а прилагать в этой молитве усилие и упорство.
Помните, как в Ветхом Завете некий человек боролся с Богом, вцепившись в Него? Сказал: «Не отпущу тебя, пока не благословишь меня». Но притча эта, как и любая другая, говорит нам гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. В этой притче Господа показан судья – циничный грешник. В нем Господь совершенно очевидно указывает нам на Бога. Бог – неправедный судья? Да, именно так.
Как замечает Игнатий Брянчанинов, многие черты прописываемые судьи в некотором другом таинственном смысле оказывается свойствами самого Бога. Ведь Бог не может страшится Самого Себя, и человека Он не стыдится, и волен поступать во всем и со всеми так, как Ему угодно. Все люди перед ним равны. И к архиерею Он относится точно так же, как к церковному сторожу, и к охраннику в супермаркете точно так же как к президенту. Все люди перед Ним равны. Все одинаково нуждаются в Его милости, и все находятся под Его полной и безграничной властью.
Господь назвал себя неправедным, то есть несправедливым, потому что мог бы, но не воздает нам по мере нашей беззаконие, а милостив и милосерден по отношению к грешнику.
Исаак Сирин сказал: «Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах». Разве не об этом ли говорят нам притчи «О работниках одиннадцатого часа», окончание притчи «О блудном сыне». Где правосудие Божье, когда Иисус Христос умер за нас в то время, когда мы были грешниками. Это правосудие? Или это милость?
Еще одна интересная деталь. Мы привыкли думать, что Евангелия – это серьезная книга. Да, это так. Но язык, которым она написана, очень живой. Иногда он с тонкой иронией. Некоторые моменты даже позволяют думать, что ангелы не лишены чувство юмора по отношению к нам. Вот и в этой притче судья говорит: «Чтобы она больше не приходила докучать мне». Точнее этот перевод звучит так: «Чтобы она не наставила мне синяков под глаза». Христос устами судьи говорит, что, пожалуй, настойчивой женщине надо помочь. Иначе она дойдет до того, что может пострадать не только Моя репутация, но и Моя внешность.
Притча о неправедном судье. Краткое толкование притч Иисуса Христа
Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросами по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.
Получается, Христос зря говорил притчами?
Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорит о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:
Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…
После этого ученики спросили Иисуса.
Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…
Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?
Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?
Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?
Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!
На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как сожаление, огорчение Иисуса о несчастных заблудших простых людях…
И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Господа, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… И поэтому Христос пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее сказано:
Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.
Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!
Все дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Причти в Израиле – это практические упражнение для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть это инструмент процесса обучения.
Давайте вспомним, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.
Вспомним, что мы прочли выше.
Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…
«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).
Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Его спасительная весть была для всех:
Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.
Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:
Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).
Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял смысл притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. То есть Иисус желает каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!
Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.
Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.
Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными характерными чертами или поведением, мартышка — на другого идивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.
К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.
Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.
Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинестические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.
Но не только типология важна для правильного понимания притч.
Чтобы правильно понять притчу нужно:
Итак, давайте разберем три типа притч Христа:
Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.
Притча о неправедном судье Лук.18:1-8
Лук.18.1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, 2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. 3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. 4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, 5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. 6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? 7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? 8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
Сначала определим адресата: В первую очередь, это ученики Иисуса. Но слушали притчу также и фарисеи.
Лук.17:20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им… 22 Сказал также ученикам.
Смотрим выше и ниже, ищем контекст. Ранее, предыдущая глава рассказывает о вере учеников, вере одного из десяти прокаженных, и заканчивается рассказом Иисуса фарисеям и ученикам о Его Втором Пришествии. Сразу под притчей идет другая притча о молящихся фарисее и мытаре. А далее речь идет о младенцах, которых, по словам Иисуса, есть Царствие Божие.
Теперь попытаемся определить Типологию данной притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) В первом тексте, мы видим поднимается тема о молитве, которая далее раскрывается и иллюстрируется.
Лук.18.1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать.
Похоже, что данная притча – иллюстрация на тему молитвы. Но это не просто притча иллюстрация, так как в тексте есть сравнение.
В притче сравнивается защита от неправедного судьи и от Бога.
Вспомним принцип притчи сравнения: Если малое верно, то больше тем более верно.
Делаем вывод: это притча СРАВНЕНИЕ.
Суть причти в следующем: если уж малое верно – судья неправедный помогает – защищает вдову, то большее, тем более верно, то любящий Бог тем более помогает – дает защиту Свому народу!
Напомним, мы не должны искать прототипы в притче, если прямо в тексте они не указаны, не истолкованы. Вспомним, что в еврейских притчах, прототип есть не у всех героев. А иногда и вовсе не бывает прототипов, как например, в этой притче.
Судья – это просто судья, а не Бог. Посмотрите на характер судьи:
Разве выше в судье описан прототип любящего Бога? Конечно, нет, в судье мы видим дорвавшееся до власти ничтожество со злым надменным характером.
Также и бедная вдова не символизирует каждого грешника, а этот образ взят для усиления эффекта, чтобы показать низость и подлость судьи.
В причте СРАВНЕНИИ используется прием сравнения: если малое верно, то большее тем более верно. Малое: если безжалостный судья оказывает помощь ненавистной ему бедной вдове. Большее: тем более любящий Бог всегда готов оказать помощь Своему избранному народу.
Лук.18.1 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? 8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре.
Вывод из причти: в начале притчи Иисус Сам указал на её цель: показать, что нужно «всегда молиться и не унывать». Бог слышит все молитвы Его детей и Он обязательно даст им защиту!
Возможно, нам иногда кажется, что Бог медлит. Да, Он не торопиться являть чудо по первой же просьбе. Но это не потому, что Он не слышит наши молитвы. А потому, что еще не пришло нужное время. Иисус успокаивает верующих, призывая их не расстраиваться, а подождать, ведь Бог подаст им защиту вскоре.
Многие верующие разочаровываются не получая оперативного ответа. Но Иисус говорит им, что должно всегда молиться и не унывать. Речь конечно не о том, что нам нужно докучать Богу, как надоедала судье бедная вдова. Наоборот, Иисус этой притчей показывает, что Бог слышит Свой избранный народ. Фраза «всегда молится» указывает на то, что не нужно отчаиваться, и прекращать молитву, если мы не видим ответа. Надо продолжать ВЕРИТЬ, молиться и не унывать! Но, к сожалению, веры в людях не много.
Ранее, перед данной притчей, Христос как раз говорил с учениками на тему недостатка веры, и похвалил одного из прокаженных – иноплеменника Самарянина, который исцелился и спасся благодаря своей вере.
Лук.17: 5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. 6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. 19 И сказал ему (иноплеменнику): встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Данная притча связана с предшествующим разговором Иисуса о вере и Его Втором Пришествии. Поэтому Христос заканчивает эту причту вопросом с некоей жалостью и упреком, как бы показывая на недостаток веры в людях:
Лук.18:8 Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
► Толкование на другие притчи Иисуса Христа
Почему Бог «не отвечает» на молитвы?
Почему Господь не всегда дает нам сразу то, о чем мы просим? Что нужно, чтобы быть услышанными? А как вообще надо молиться? Священник Феодор Людоговский разбирает две евангельские притчи, которые читаются перед Великим постом — про неправедного судью и о мытаре и фарисее.
Притче о мытаре и фарисее посвящено множество толкований, комментариев и проповедей. Автор этих строк также приложил к этому свою руку. Но сегодня хотелось бы сказать не столько об этом общеизвестном сюжете, сколько о другой Христовой притче, которая и в самом Евангелии, и в череде евангельских чтений в течение года предшествует рассказу о мытаре и фарисее. Это притча о неправедном судье, которая читается в субботу, накануне того дня, когда начинают петь Постную Триодь.
На литургии читается лишь сама притча (стихи 2–5) и ее краткое истолкование, данное Спасителем (стихи 6–8а). Аналогичным образом и в воскресенье звучат лишь пять стихов (10–14). Однако для большей связности и полноты мы будем рассматривать целиком первую треть 18-й главы Евангелия от Луки, добавив к 88-му и 89-му зачалам вводную ремарку (стих 1), относящуюся либо к первой притче, либо сразу к обеим, слова Спасителя о вере (стих 8б) и указание на тему второй притчи (стих 9).
Притча о праведном и неправедном судье. Роспись западной стены Грановитой палаты Московского Кремля. 1882
Итак, первая притча (о неправедном судье и о вдове) имеет целью показать, «что должно всегда молиться и не унывать». Герои этого короткого рассказа – судья и вдова. Судья – человек, который в любом обществе занимает весомое положение. Вдова – женщина, не имеющая ни кормильца, ни защитника. В чем заключалась суть тяжбы, которую вела вдова, мы не знаем. Нам даже неизвестно наверняка, права ли она была в своих притязаниях. Более того: о вдове вообще ничего не сказано – была ли она праведной женщиной или, быть может, и она была повинна в нарушении Закона. Зато о судье сказано вполне определенно: он ни Бога не боялся, ни людей не стыдился – и исходя из своих нравственных принципов (точнее, по причине их отсутствия) пренебрегал своими обязанностями и отказывался защитить вдову (человека, по определению беззащитного) от ее соперника.
Что же делает вдова? Она берет судью измором. Она, очевидно, не надеется на то, что в нем проснется совесть – но она рассчитывает, что добьется своего за счет упорства. И это для нее единственный выход: терять ей, судя по всему, уже нечего. И ее ожидания оправдываются – судья решает заняться ее делом.
Христос, рассказав притчу, тут же раскрывает ее смысл: если даже неправедный судья внял настойчивым просьбам вдовы, то неужто праведный Бог, любящий Отец не защитит избранников Своих, взывающих к Нему день и ночь? Обязательно защитит, хотя порой и медлит это сделать.
Здесь самое время задать вопрос: а почему, собственно, Бог медлит и не сразу внимает нашим мольбам? Неужели Ему трудно исполнить всё и сразу? Этот вопрос люди задают себе и другим уже сотни лет – и, конечно, давно известны и ответы. Один из них, думается, может быть таким. Наша жизнь, наши многочисленные жизненные обстоятельства (подчас тягостные и скорбные), по большому счету, имеют значение лишь постольку, поскольку через них (обстоятельства) мы вовлечены в общение с Богом и с нашими ближними и исполняем (либо не исполняем) две важнейшие заповеди о любви (Лк 10:27).
Что же касается наших, как принято говорить, базовых потребностей – то о них сказано в Нагорной проповеди: нам велено просить для себя лишь самого необходимого (Мф 6:11) и не беспокоиться заранее о завтрашнем дне (там же, ст. 34). Но бывают ситуации, когда нам настоятельно что-то нужно от Бога. Может быть, для нас это действительно необходимо, а может быть, нам так только кажется. Иногда мы просим нечто для себя, а иногда – для других. И вот нередко бывает так, что в подобных случаях процесс важнее результата.
Мы не получаем просимого – и вновь и вновь обращаемся к Господу с молитвой. Но сами мы при этом слишком хорошо знаем, что когда у нас всё в порядке, мы способны надолго забыть о Боге.
Мы не получаем исцеления от болезни – но сама болезнь становится для нас благом, ибо мы неожиданно для себя начинаем понимать других людей, которые давно и незаметно для нас несут крест того или иного недуга, – и начинаем их жалеть, стараемся им помочь; мы начинаем ценить то, что у нас было и, что важнее, то, что у нас пока что еще есть, – и благодарим Бога за Его милости, которых, как подсказывает нам совесть, мы ничем не заслужили.
Наш друг никак не может прийти в храм – и мы постепенно осознаем человеческую свободу как священный и страшный Божий дар и стараемся хотя бы сами не использовать этот дар во зло себе и другим.
Итак, Господь признаёт, что исполняет наши молитвы не сразу, дает нам понять, что это не случайно, и вместе с тем обещает, что мы непременно будем услышаны – нужно лишь упроство в молитве. Упроство – и вера.
«Но Сын Человеческий, – спрашивает Христос, – придя, найдет ли веру на земле?» В греческом тексте перед словом вера стоит определенный артикль, что дает возможность несколько иного чтения: «…найдет ли такую веру?» – т. е. веру, необходимую для неустанной, настойчивой молитвы, ответа на которую всё нет и нет. Вопрос задан – но вопрос этот риторический, он не требует ответа, поскольку ответ, в общем-то известен: Христос придет во второй раз на землю именно тогда, когда любовь во многих людях охладеет (Мф 24:12), а подобная вера будет редкостью.
Да, необходимое условие для молитвы – это вера. В самой же молитве важно не только количество (настойчивость, даже назойливость), но и качество. Молиться можно по-разному, с разным отношением к Богу и к себе, с неодинаковым восприятием других людей – ибо, хотим мы этого или нет, наши ближние включаются в наши отношения с Богом.
Притча о мытаре и фарисее. Мозаика Равенны (Италия).
Для иллюстрации этой мысли Господь рассказывает другую притчу – о мытаре и фарисее. Молитва фарисея довольно пространна; мы этого не знаем, но, возможно, фарисей заходил в Храм ежедневно – и уж наверняка молился дома, так что здесь можно говорить о неплохих количественных показателях. Содержание его молитвы – прежде всего в благодарности Богу за собственную праведность. И это само по себе еще не плохо. Но дальше он выказывает презрение по отношению к своему соплеменнику, одновременно с ним зашедшему помолиться в Храм – к мытарю.
А как молился мытарь? Весьма коротко, без всякой позы, не сравнивая себя ни с кем и уж совершенно точно не считая себя лучше кого-либо. Сознавая перед Богом свои грехи, он просил лишь одного: милости и очищения.
И, как видно из притчи, именно он вышел из Храма оправданным.
Итак, в преддверии Поста, в самом начале приготовительных седмиц мы получаем от Христа напутствие относительно образа нашей молитвы. Наша молитва должна быть настойчивой, неослабевающей, но вместе с тем смиренной и неосуждающей. Вроде бы, всё просто? Что ж, постараемся с Божьей помощью претворить это в жизнь.
Поделитесь статьей, если она важна для других