Протоиерей геннадий фаст толкование на
Толкование на Апокалипсис
Содержание
При слове «апокалипсис» чаще всего представляют страшные картины конца света. Его приметы ищут во всем, нагнетая порой немалые страсти, опираясь, как правило, на таинственную последнюю книгу Священного Писания – Откровение святого Иоанна Богослова. И как-то стерлось из сознания людей, вступивших в XXI век, то, что Откровение Самого Христа, данное апостолу Иоанну 2000 лет тому назад, – это ведение, данное человечеству Господом о неминуемом торжестве правды, добра и любви, которым завершится нынешняя земная цивилизация. Да, будет три с половиной года антихристова царства, и мир сгорит в огне. Да, будет Страшный суд, и кто-то пойдет в геенну огненную. Всё это будет, но будет и всеобщее воскресение всех живущих на земле, будет новое бытие человечества, где венец творения Божьего – человек, не отрекшийся от Бога, будет снова вместе со своим Создателем. В книге известного богослова протоиерея Геннадия Фаста «Толкование на Апокалипсис», основанной на толкованиях святых отцов, есть грозное предостережение нам, живущим, чтобы не уловлены были князем мира сего, но есть и великая радость о Господе, о грядущей встрече с Ним и Небесном Иерусалиме. Написанная 22 года назад в годы воинствующего безбожия, ныне, в эпоху вседозволенности, книга стала ещё более злободневной. И остается только порадоваться тому, что она наконец-то увидела свет. Издание рассчитано на всех желающих познать истины Откровения св. Иоанна Богослова, а также на учащихся духовных православных учебных заведений в качестве учебного пособия.
«Христос-Вседержитель». Художник – В. М. Васнецов.
«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.» ( Откр.1:1 )
От автора
Когда слышатся слова «апокалипсис», «апокалиптический», то ужас, ожидание чего-то жуткого и неотвратимого охватывает человека. Кто-то, взявший в руки том нашей книги, невольно поморщившись, может быть, скажет: «Ну вот, опять пугать начнут, жуть нагонять». В жизни ведь и без того нерадостно. Кто-то припадет к толкованию на Апокалипсис, как к гадалке: «Так, что нас там ждет? Скажите скорее!».
А взору апостола на острове в Эгейском море открывается Христос. Апокалипсис – это Откровение Иисуса Христа. Его образ открывается Церкви. Трепетно, с волнением и радостью бьется сердце приступающего к великому Откровению. Ожидаемый, Возлюбленный, Таинственный открывается. В душе всё тихо. Треволнения мира далеко позади. Волны бьются о каменистый берег острова на Эгейском море. Происходит Встреча. Прошло 22 года с тех пор, как была написана последняя страница этого «Толкования» без всякой надежды на публикацию. Минуло время. Изменилось общество, изменились и мы. И сейчас мне многое хотелось бы изменить, подправить, переписать и усовершенствовать в этой книге. Но все оставлено так, как было.
Предлагаемая книга – из тех времен. Написал ее молодой диакон по благословению своего духовного наставника, Игнатия Лапкина, обратившего его в православие, наставлявшего его в святоотеческом разумении Писания, а также по благословению духовного отца своего и аввы протоиерея Александра Пивоварова. Написал ее в Кызыле, в центре Азии, в 1979–1982 годах. В те годы она была начитана на магнитофонные ленты и распространялась по многим городам бывшего теперь уже Советского Союза. Эти кассеты тайно прослушивались жаждущими разумения Слова Божия, изымались при обысках.
С 1994 года рукопись принята к подготовке красноярским издательством «Енисейский благовест». Впервые увидела свет в 1998 году в журнале издательства «Енисейский благовест» – «Новое и старое». Напечатана в журнальном варианте в четырех номерах «НиС» (№ 3–6, 1998–2001). А сегодня это «Толкование» предлагается читателям в виде книги, которая более 20 лет ждала своего часа. И если через неё кому-то откроется Христос, если кому-то еще более полюбится Откровение Того – Кто возлюбил нас, Того – Кто есть и был и грядет, и не хочет остаться сокрытым, то главное произошло.
Геннадий Фаст, протоиерей, настоятель Свято Успенского собора г. Енисейск
Вступление
На Апокалипсис Иоанна Богослова существует много совершенно разноречивых толкований. Ее толкованием занимаются даже атеисты. Особое внимание уделяют сегодня ему сектанты различных течений, строя зачастую на Откровении само основание вероучения. Причина противоречивости различных толкований Апокалипсиса состоит в том, что человек пытается своим рассудком постичь богооткровенную истину. А Откровение было открыто Духом Божиим, поэтому Им же только и может быть истолковано. Святой Ириней Лионский писал: «Ибо где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там и Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина». Откровение дано Церкви Духом и Духом же Церковь дает толкование. Только толкование Церкви может быть истинным.
В этой работе преследовались три цели.
Первая – изложить толкования на Апокалипсис святых отцов православной Церкви, просвещенных Духом Святым. Изложение это основывается на творениях святых: Папия Иерапольского (I-II вв.), Иустина Философа (167 г.), Иринея Лионского (202 г.), Ипполита Римского (III в.), Мефодия Патарского (312 г.), Кирилла Иерусалимского (380 г.), Ефрема Сирина (373 г.), Григория Богослова (389 г.), Иоанна Златоуста (407 г.), Андрея Кесарийского (V в.), Иоанна Дамаскина (776 г.) и других.
Лучшим основанием является толкование святого Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Оно сравнительно кратко, но раскрывает самые ключевые моменты. Все остальные толкования можно фактически рассматривать как расширения и углубления работы св. Андрея Кесарийского. Его книга и была взята мною за основу. Из позднейших толкований использована книга священника Н. Орлова «Апокалипсис св. Иоанна Богослова, опыт толкования», М., 1904 г.
Мысли святых отцов иногда непосредственно цитируются, большей же частью просто излагаются без приведения конкретных цитат. Иногда излагаются и собственные рассуждения, которые, однако, не касаются ключевых моментов и являются только расшифровкой святоотеческих толкований отдельных текстов.
Вторая цель – показать ложность некоторых толкований и учений, широко распространенных в сектантстве среди баптистов, меннонитов, пятидесятников, адвентистов, свидетелей Иеговы. В основном это их ложные учения: о семи периодах истории Церкви, о восхищении Церкви перед великой скорбью, о великой блуднице, под которой они дерзко понимают то саму святую апостольскую православную Церковь, то римский святительский престол, то экуменическое движение, также учения об антихристе, о тысячелетнем царстве (хилиазм), о Страшном суде, о вечных муках.
Третья цель – изложить некоторые мысли, вскрывающие смысл и причины исторических событий, различных религиозных и других явлений в свете Откровения, а также духовно-нравственные назидания. Помоги нам всем Бог!
Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт церковной теодицеи
Содержание
Вопрошали православные в безбожное лихолетье:
– Господи! Где же Ты, большевики разоряют Твои храмы.
Недоумевали прикованные к одру:
– Господи, где был Ты, когда меня разбил паралич?
Тяжким бесовским нападениям много лет подвергался в пустыне великий Антоний.
И вот явился ему Господь. Недоумевает пустынник:
– Где был Ты? Почему не явился в начале – прекратить мои мучения?
Причитает у гробика юная мать:
– Господи, где же Ты был, когда угасал скорбный, ожидающий помощи, взгляд моего малыша?
Стонет из века в век земля:
– Господи, так где же Ты.
На стражу свою встал Божий пророк Аввакум
и, стоя на башне, наблюдал,
чтобы узнать, что скажет в нем Всевышний
и что ответить ему по жалобам людским.
По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира.
Рекомендовано к печати рецензионной комиссией Украинской Православной Церкви ВВ 01–14–04–24
Почему Бог использует тоталитарную Вавилонскую империю для истребления собственного народа, почему злодеи держат верх над праведниками, почему праведный Бог позволяет торжествовать в этом мире злу? Эти вопросы мучили когда-то Аввакума, свидетеля иудейской катастрофы VI века до P. X. Этими вопросами мучились праведники всех поколений. Поиски ответа на самый мучительный для верующих в Бога вопрос – «Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?» 1 – нашли свое продолжение в новой книге известного богослова протоиерея Геннадия Фаста, которую мы сегодня держим в руках.
В ней автор в присущем ему замечательном стиле размышляет над «проклятыми вопросами» бытия и открывает читателю опыт теодицеи («оправдания» Бога) библейских праведников, толкователей книги пророка Аввакума, философов и писателей.
Предложенная книга будет полезной для преподавателей и студентов духовных семинарий и академий, богословских факультетов в вузах и самого широкого круга читателей. Надеемся, что книга может оказаться интересной для размышляющих, а то и мучающихся острыми и жгучими вопросами теодицеи, вопросами о месте зла и страданий в нашей жизни.
О новой книге протоиерея Геннадия Фаста
Церковному читателю имя православного библеиста, богослова и пастыря протоиерея Геннадия Фаста известно давно. Еще в годы гонений на Русскую Церковь, в далеком 1980-м отец Геннадий написал «Толкование на Апокалипсис» – обширный труд, подробно истолковывающий самую загадочную книгу Нового Завета. Широкому читателю эта работа стала доступна уже в наше время. Книга выдержала не одно издание и пользуется большой популярностью как у православных читателей, так и у всех, кто интересуется Священным Писанием и ищет ответов на загадки, содержащиеся в нем.
В 90-е годы прошлого века и в начале текущего увидели свет многие другие книги отца Геннадия. Из книг, посвященных экзегезе священных текстов, следует назвать «Толкование на Песнь Песней» (700-страничная диссертация, успешно защищенная в 1995 году в Московской духовной академии); двухтомные «Экзегетические этюды по Ветхому Завету» – прекрасное учебное пособие для изучающих Писание; «Толкование на книгу Экклезиаст»; «Кто Она для нас? Православное учение о Богородице»; «Кто же Сей? Книга об Иисусе Христе». Все эти книги характеризует глубокая укорененность в церковной экзегетической традиции. Автор не только собирает и анализирует святоотеческие цитаты, истолковывающие те или иные священные тексты, он синтезирует саму святоотеческую мысль, глубоко и творчески ее осваивает и актуализирует для современного читателя. Сквозь призму святоотеческих толковательных творений протоиерей Геннадий сам прочитывает библейские книги, с помощью святоотеческого инструментария сам осмысливает их. Написанные на стыке библеистики и патрологии работы отца Геннадия помогают нам, современным читателям, прочесть священные тексты глазами святых отцов, помогают понять содержащееся в Писании слово Божие именно так, как понимали его они, а значит – так, как понимала и понимает его древняя и вечно юная Христова Церковь. Новая работа протоиерея Геннадия продолжает эту традицию.
Начиная с «Толкования на Песнь Песней», во всех книгах отца Геннадия доминирует единый экзегетический принцип: Священное Писание Ветхого Завета рассматривается в контексте Предания во всей полноте последнего. Автор широко привлекает не только толкования отцов и учителей Церкви, литургические православные тексты, но также и иудейские источники, древние и средневековые. Так, в новой книге проанализированы и включены в толкование комментарии на книгу пророка Аввакума Кумранской общины (II век до Р.Х.) и РАШИ (XI век по Р.Х.), а также некоторые мидраши. Данный подход, когда наряду с христианскими источниками в толкование включаются источники иудейские, а также достижения современной мировой библеистики, можно по праву назвать новым направлением в отечественной библейской экзегетике.
Игумен Арсений (Соколов),
От автора
Один из самых жгучих вопросов души, пытающейся разобраться в жизни, а также ума, ищущего понятного разъяснения всего, касающегося Божьих путей в мире, – как же случилось, что в творении Всемогущего, Святого Бога, имя Которому Любовь, имеются, и в таком количестве и изощренности, зло и страдания, несправедливость и боль. Это основной вопрос теодицеи – раздела богословия и религиозной философии, размышляющего над «проклятыми вопросами» бытия.
В предложенной пытливому читателю книге дается опыт библейской теодицеи. Теодицея означает «Богооправдание». В Священном Писании имеются две книги, целиком посвященные теме теодицеи – книга Многострадального Иова и книга пророка Аввакума. Книга Иова – очень известная, много и многими читаемая, многократно истолкованная и прокомментированная древними и современными толкователями, к тому же весьма большая по объему (42 главы). Книга очень яркая и образная в своем повествовании и неподражаемых диалогах. Книга пророка Аввакума мала в объеме (всего 3 главы) и едва ли известна в нецерковных кругах, не так часто обращаются к ней и верующие люди. Значительно меньшее количество толкователей оставило свои комментарии к ней. При этом эта краткая книга пронзительна и проникновенна в своем вопрошании к Богу о правде и справедливости. С жалобами недоумевающих людей пророк Аввакум стоит пред Богом. Именно в этой книге дается, может быть, самый лучший ответ, точнее сказать, рекомендация мучающимся вопросами теодицеи.
В нашей книге раскрытие вопросов теодицеи осуществлено на основе составления полного истолкования книги пророка Аввакума и, таким образом, она является работой в области библейской экзегетики.
Священное Писание дано Святым Духом в недрах Священного Предания, а потому и истолковано может быть только Духом Святым чрез Священное Предание. Научное изучение библейской книги возможно и даже необходимо. Через него раскрываются историко-филологический, литературоведческий аспекты священной книги, ее человеческая сторона. Божественная же и духовная сторона раскрывается в Священном Предании духоносцами Церкви и познается сердцем любого верующего человека. То и другое исторически иногда противопоставлялось вплоть до вражды и взаимоотрицания. Однако всегда были благонамеренные и, порой, весьма удачные попытки сочетать то и другое, как и во Христе Божественная и Человеческая природа соединены неслитно и нераздельно. Это путь современной, вновь возрождающейся, отечественной библеистики.
Не в наших возможностях было охватить все аспекты пророческой книги Аввакума. В предложенном читателю «Толковании» использованы такие пути.
1. Библейская книга читается, естественно, на русском языке. Однако для правильного прочтения и понимания текста мы обращается к еврейскому оригиналу, дошедшему до нас в формате масоретского текста. Повсеместно привлекается также и греческий перевод Семидесяти (LXX). Иногда учитываются и другие древние греческие переводы. Через сопоставление еврейского и греческого текстов показывается происхождение разночтений в различных библейских переводах. Используется латинский перевод Вульгата и церковнославянский перевод. Из современных использовано несколько различных немецких и русских переводов.
2. Далее приводятся авторские размышления над библейским текстом.
3. Основа толкования пророческой книги дается через творения святых отцов Церкви, как цельно толковавших книгу пророка Аввакума, так и оставивших отдельные суждения, соотнесенные с различными текстами из этой книги. Помимо истолковательных святоотеческих творений использованы еще и литургические богослужебные тексты, составленные на основе книги пророка Аввакума.
4. Острые и болезненные вопросы теодицеи, соотнесенные с текстом книги пророка Аввакума, довольно широко проиллюстрированы выдержками из произведений известных в мировой и русской литературе поэтов и писателей, а также примерами из истории и из современной жизни.
К основному истолковательному тексту приобщены восемь Приложений.
В первом Приложении раскрывается содержание и значение текста из книги пророка Даниила, в котором описано участие пророка Аввакума в судьбе Даниила.
Второе Приложение знакомит читателя с самым древним, еще дохристианским, Кумранским толкованием книги пророка Аввакума. Приводятся как русский перевод Кумранского толкования, так и авторские комментарии к нему.
Третье Приложение является продолжением раскрытия священной книги пророка Аввакума через Предание. Предание христианской церкви уходит своими корнями в древнее ветхозаветное. Ветхозаветное предание существенно соотносится с еврейским, которое раскрывается нами на основании толкования на книгу пророка Аввакума знаменитого иудейского экзегета РАШИ, а также различных мидрашей.
Четвертое Приложение носит апологетический характер. Осуществляется критический анализ попыток мусульманских богословов соотнести пророчества Аввакума с основателем ислама Мухаммадом.
Пятое Приложение составлено преподавателем Томской Духовной Семинарии протоиереем Александром Классеном. В этом Приложении дается исагогический обзор книги пророка Аввакума.
Шестое Приложение составлено иконописцем из г. Дубны Московской области протоиереем Виталием Шумиловым и искусствоведом из Санкт-Петербурга Христиной Шумиловой и посвящено иконографии пророка Божия Аввакума.
Седьмое Приложение раскрывает древние и современные направления богословской и философской мысли по вопросам теодицеи.
Восьмое Приложение является гомилетическим и живописует яркие примеры и образы из Библии и Житий святых святого Богоборчества, порожденного различными аспектами теодицеи.
Итак, взгляд на книгу пророка Аввакума и теодицею с двенадцати точек зрения: текстологической, авторской, патрологической, литургической, литературной, кумранской, гебраистической, апологетической, исагогической, иконографической, богословско-философской и гомилетической.
Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт Библейской теодицеи
Тысяча девятьсот семьдесят третий год. СССР. Эпоха научного атеизма. Молодой студент-физик беседует со своим любимым преподавателем. Студент университета верующий, что было совершенно обескураживающим в то время. Это казалось вдвойне нелепым, ведь факультет-то физический. Преподаватель далек от Бога и, казалось, несколько агрессивно, осуждающе отнесся к открывшемуся факту веры студента. При этом оба честны пред собой. Преподаватель задает студенту вопрос:
– Если Бог свят и всемогущ, един и все сотворено Им, то откуда же в мире зло?
Холодом обдал вопрос сердце студента. Он обладал неплохим, ясным логическим мышлением. Он пытался зацепиться мыслью за известные рассуждения богословов о свободной воле человека, но ведь ясно, что это все разъяснения, размышления, но никак не ответ. Физики знают, что на выходе не может быть того, чего нет на входе.
Не было и достаточных знаний. Не знал студент еще ни тертуллиановской, ни августиновской теодицеи. Ум был загнан в тупик. Сердце колотилось, а на душе был холод.
Ответ найден не был.
Как заскрипевшая от порыва ветра корабельная мачта, заскрипела, застонала вера студента. Боже, ведь очевидно, – я не отрекусь от Тебя, я буду верить, но где же Ты? Почему нет ответа? Разве несовершенно Твое учение. Законы формальной логики сильнее боксерских ударов лупили голову дерзнувшего верить и думать студента.
Тысячелетия тому назад мучился этим вопросом иудейский пророк Аввакум.
И до того проносились века и тысячелетия над лицом земли. И сколько их было, вопрошавших?!
– Да не от любопытства только, а больно же. Зло боль причиняет, вот ведь в чем дело.
Сколько неистовых правдоискателей породила земля! Правду искали библейские праотцы и пророки, ее искали античные философы, повстанцы и бунтари всех времен. Колумб отправился за океан искать сказочную страну сокровищ Индию, а ум и совесть человека искали хоть какой-то смысл и хоть какую-то правду на земных путях этой жизни.
Не находя на земле, взывали выше к небу.
А небеса тысячелетиями молчат.
И если правда, что происходящее на земле управляется Тем, Кто на небе, то есть ли правда там. Еще у пушкинского Сальери билась мысль в голове: Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше. 2
И возникла страшная страница в богословии – теодицея. θεός – Бог, δίκαιος – справедливый, праведный. Теодицея – богооправдание. Как оправдать Бога, если в сотворенном Им мире так много зла? Где Логос, где смысл, если в мире так много бессмыслицы? Какой смысл в том, в чем смысла нет? Как оправдать безразличие неба в водовороте зла на земле?
Нам, христианам, ясно, что Бог оправдывает нас, но как оправдать Бога.
Жесткие, жестокие вопросы.
Вот в эту опасную стремнину потока человеческой мысли занесло когда-то пророка Аввакума.
Пушкин А. С. ПСС, т. 2, Стихотворения 1831–1836. Сказки. Поэмы. Драматические произведения, «Универс», ПСК, «Союз», Красноярск, 1999., Моцарт и Сальери
Источник: Толкование на книгу пророка Аввакума или Опыт библейской теодицеи. – К.: Богуславкнига, 2014. – 400 с. – Цв. вклейка 8 с.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Глава 9
Теперь в Апокалипсисе повествуется о последних трёх трубных гласах. Что за «три горя» постигнут мир при его кончине? Укажем здесь еще на одно понимание, открываемое Иоанну через трубные гласы ангелов. Это описание геенских мучений после Страшного суда. В таком случае значение предыдущих «трубных гласов» таково:
Первый трубный глас: общее описание грешников в геенне.
Второй трубный глас: по воскресении после Страшного суда море с живущими в нем будет гореть очистительным огнём.
Третий трубный глас: «полынь» указывает на горечь мучений в геенне. Грешники при этом названы водами.
Четвертый трубный глас: состояние в геенне, противоположное состоянию Божественного света в жизни вечной.
Пятый трубный глас. Первое горе. Видение саранчи
Откр.9:1 Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.
Откр.9:2 Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.
Она – эта звезда, небесная сила (или Сам Христос с ключом) отворила кладязь бездны, ибо кончился день благодати, «лето Господне благоприятное» ( Лк. 4:19 ). И как только отворился кладезь бездны, вышел дым из кладязя, как дым из большой печи. Можно представить себе этот кладязь преисполненный дымом, который густыми клубами повалил, как только открыто было отверстие. В результате помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. Помрачение солнца и воздуха означает душевное ослепление людей и их удушье. Они не видят истинного света, для них помрачено солнце Божественной правды. Они и не дышат чистым горним воздухом молитв и Духа Святого, но задыхаются в дыму грязных дел и помышлений. Исшествию самих демонов (ст. 3) предшествует этот всеомрачающий и удушающий дым. Дым – это мрак, предшествующий делам демонским. Еще не вышли демоны из бездны, не воцарился антихрист, но клубы адского дыма атеизма, греховных пороков, нравственного опустошения застилают солнце и отравляют воздух. Сквозь это не видны больше истинные ценности, красота непреходящая. Ложь и неверие, пьянство и наркомания, разврат, безумная музыка и карикатурные моды – все это дым, валящий из бездны и предваряющий демонов. И как в человеке душевное отражается внешне на лице, так и здесь мрак дыма, застлавший и отравивший души, исказил сам облик природы. Над городами ползают мрачные и ядовитые облака дыма от заводов, атмосфера задымлена и отравлена. В людской толпе из каждого почти рта валит табачный дым! Не кладязь ли бездны отверзается? Не демоны ли скоро последуют?!
Откр.9:3 И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
Далее в ст. 4–6 описано назначение этой саранчи, что ей надлежит сделать. В ст. 7–10 изображен ее внешний вид и образ действий.
Назначение саранчи и её дела
Откр.9:4 И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.
Демоны, духи бесплотные, и посылаются здесь для того, чтобы только мучить души людей. И к людям им не ко всем позволено прикасаться, а только к тем, которые не имеют печати Божией на челах своих. Это подобно тому, как Господь не попустил ангелу-губителю в Египте входить и поражать первенцев в домах, где на перекладине и косяках дверей была кровь пасхального агнца ( Исх. 12:23 ). Так не попускает Господь демонам вредить людям, запечатленным Духом Святым и печатью животворящего Креста Господня. (Сравните видение о 144000 запечатленных – 7,3). Всегубительное действие демонов коснется только принявших на чело свое печать антихристову. Как поэтому должны мы все возревновать о печати Христовой и молиться в грехах наших вместе с Давидом: «И Духа Твоего Святого не отними от меня» ( Пс. 50:13 ). Великую силу в нашей жизни имеет часто наличие печати высокопоставленного лица. Но превыше небес поставлен престол Божий и от всякого зла огражден «имеющий печать Бога Живаго» (7,2).
Откр.9:5 И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.
И дано ей – дальнейшее ограничение Божие демонам. Они ограничиваются не только тем, что могут истязать лишь не запечатленных Богом грешников, но ограничены и сама степень мучений, и время мучений: не убивать их, а только мучить пять месяцев. Человек не может вынести всю неограниченную ярость служителей ада, а потому Бог и не попускает этого. Пятимесячный срок указывает на то, что из-за тяжести этих мучений Бог сокращает их сроки. «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» ( Мф. 24:22 ). Это горе будет длиться всего пять месяцев. Пять месяцев из сорока двух, которые будет длиться великая скорбь (3,5 года = 42 месяцам). Имеет это еще и такое значение. Грех входит в наше сердце через пять внешних чувств (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние). Так же и пятерично число времени, в которое за эти грехи человеку посылается наказание. А возможно, что это определенное, известное одному Богу время. Кстати, саранча в действительности живет не более пяти летних месяцев: с апреля по август, или с мая по сентябрь. Так что пять месяцев – это время, данное саранче – демонам на наказание и устрашение грешников. Точно это время знает только Бог.
Внешний вид и образ действий саранчи
Откр.9:7 По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее – как лица человеческие.
Здесь апостол Иоанн описывает внешний вид виденной им саранчи (демонов) и ее образ действия. По своему внешнему виду саранча вовсе не была похожа на обыкновенную. Поэтому и понимать ее надо образно, и каждый штрих ее внешности имеет свое значение. По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну. Кони в Писании являются символом воинственности, как и Соломон говорит: «Коня приготовляют на день битвы» ( Притч. 21:31 ). Люди стремятся к миру, ждут его, борются за него, но преисподние демоны исходят и нарушают его, разжигают войны. «Ждем мира, а ничего доброго нет, – времени исцеления, и вот ужасы. От Дана слышан храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней» ( Иер. 8:16 ). От колена Данова придет антихрист, а храп коней уже слышен. Ржут жеребцы и готовятся пути, по которым помчатся истребительные кони преисподней. Уже дрожит земля, готовится к предсмертным судорогам. «Слышен храп коней», но спят многие христиане, в безумных наслаждениях нежится мир. Восстань, о, спящий, приготовься к брани, ибо день Господень близок! «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень» ( Иоил. 2:1 ). Демоны уже стоят подобно коням, приготовленным на войну. Иоиль: «Провозгласите об этом между народами, приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы» ( Иоил. 3:9 ). В описании вида саранчи святой Иоанн везде употребляет частичку «как бы». На земле нет ничего более мерзкого, чем демоны, и в описании их он пытается найти какие-то земные сравнения. Далее Иоанн описывает эту саранчу: и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые. То, что видит Иоанн, нельзя назвать венцом. Венцом увенчан Христос и увенчивает Своих последователей (2,10). Как мы и действительно видим, 24 старца увенчаны золотыми венцами (4,4). Здесь же только подражание. Не венцы, а как бы венцы, и не золотые, а похожие на золотые. Так у сатаны всё только подражательно. Он не может предложить что-то истинное и существенное. «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их» ( 2Кор. 11:14–15 ). И вот мы видим, как всё у служителей греха имеет только вид ценности, красоты, истины, так и награда их имеет только вид «как бы венца». И венцы эти только похожие на золотые. Так прельщает сатана. Весь мир теперь – сплошная иллюзия и обман. Люди гонятся за властью, богатством, знанием, чинами, забывая простую народную мудрость, что не все золото, что блестит. Да и среди верующих сколько лжеименного знания! И среди еретиков есть профессора богословия и пр., но всё «это имеет только вид мудрости в самовольном служении (нет истинного апостольского рукоположения и послушания Церкви)» ( Кол. 2:23 ). Так, верующие и неверующие строят «воздушные замки», гонятся за миражами, прельщаясь ими, служат им всю жизнь. Но «если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» ( 2Тим. 2:5 ). И вот после иллюзорной жизни – иллюзорная награда. Да и на что могут надеяться служители того, кто и сам имеет только иллюзорные венцы! Эти недействительные венцы указывают и на то, что победы демонов являются кажущимися, мнимыми, временными. В буквальном смысле некоторые толкователи видят в этих подобиях венцам те ярко-желтые (золотые) четыре щупальца-рожка, которыми снабжена голова обыкновенной саранчи.
Лица же ее (саранчи) – как лица человеческие. Человекообразным было, пожалуй, лишь лицо у саранчи, голова могла оставаться и саранчеобразной с щупальцами. То, что лица саранчи подобны человеческим, говорит о разумности этих существ. Таковыми и действительно являются демоны. Человекообразность лиц говорит об их обольстительности. Истинного человеческого лица, каковое имел Иисус Христос, Сын Божий, они не имеют, но они приходят обольщать.
Откр.9:8 И волосы у ней – как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов.
И волосы у ней – как волосы у женщин. Этим указывается на бесовское сладострастие и возбуждение к блудодеянию и любодеянию. Так что, если человек ощущает в себе подобное, то это есть в нем результат демонических сил.
А зубы у ней были, как у львов. Это указание на их свирепость и убийственную силу. Этим указывается, что они есть слуги того, кто «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет. 5:8 ). Можно здесь увидеть и указание на то, что внешне саранча имеет как бы женственный мягкий характер (волосы, как у женщины), а на самом деле она жестока и кровожадна (зубы, как у льва).
Откр.9:9 На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее – как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну.
На ней были брони, как бы брони железные. И здесь – не железные, а как бы брони железные, только подражание истинному. Означает же это демонское жестокосердие саранчи, ее готовность к брани и неприступность. А шум от крыльев ее – как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну. Подобно множествам фараоновых колесниц, гнавшимся за израильтянами, бездна выпускает на святых эти демонические колесницы. «Скачут по вершинам гор как бы со стуком колесниц, как бы с треском огненного пламени» ( Иоил. 2:5 ). И такова даже еще не сама саранча, а только шум от крыльев ее. Слышится уже стук колесниц ада, с шумом рассекают воздух ангелы бездны – бодрствуйте христиане, мужайтесь!
Откр.9:10 У ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была – вредить людям пять месяцев.
У ней (у саранчи) были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала. Весь 10-й стих есть просто дополнение 5-го стиха. Жало это есть грех ( 1Кор. 15:56 ), «а сделанный грех рождает смерть» ( Иак. 1:15 ). Находятся эти убийственные жала на хвостах саранчи, подобной скорпионам. Этим подчеркивается омерзительность этих существ. Власть же ее была – вредить людям пять месяцев (9,5).
Откр.9:11 Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.
Этим завершается картина о саранче. Вслед за полчищами демонов выступает их предводитель «вельзевул, князь бесовский» ( Лк. 11:15 ), сатана. То, что сатана действительно был, как и прочие демоны, заключен в бездну, мы видим в 20,3, где описано, что Христос «низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать». В кончину же века сатана со всеми своими полчищами демонов будет выпущен из бездны. Дьявол, этот ангел бездны (царь саранчи), найдет себе тогда в лице антихриста достойного выразителя своей злобы и сделает его сыном погибели ( 2Сол. 2:3 ) и даст ему силу свою (13,2) и великую власть.
Здесь мы видим также, что и среди демонов есть разные чины. Демоны – падшие ангелы, и из какого лика отпали от Бога, в таком лике пребывают и в преисподней. Так и апостол перечисляет среди них начальства, власти, мироправителей ( Еф. 6:12 ). Здесь же мы видим ангела бездны, царя, князя бесовского. Это – падший херувим и царь преисподней.
Имя этому ангелу по-еврейски Аваддон. Еврейское слово «аваддон» непосредственно означает «гибель». Со временем оно сделалось названием места гибели и истребления, царства смерти. А так как дьявол «имеет державу смерти», является виновником смерти, «человекоубийца от начала» ( Иов. 26:6; 28:22 ; Притч. 15:11; 27:20 ; Евр. 2:14 ; Ин. 8:44 ), то он, являясь олицетворением гибели и смерти, потому и назван здесь: Аваддон, то есть губитель. И справедливо, ибо он губит всех, покоряющихся ему. То же самое означает и его греческое имя: Аполлион – губитель.
Откр.9:12 Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя.
Кончились бедствия пятого трубного гласа (первое горе) – идут еще два горя на вселенную (шестой и седьмой трубный гласы). Либо нужно думать, что действительно будет смена одного горя другим. Либо, что более вероятно, это только смена видений, явленных Иоанну, а реально это все просто описания великой скорби в кончину века.
Шестой трубный глас. Второе горе. Об ангелах при Евфрате и конном воинстве
Откр.9:13 Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом.
Из всего явленного Иоанну в Апокалипсисе мы видим ту огромную и таинственную роль, которую играют ангелы во всех событиях земной жизни. И только наша духовная слепота не позволяет нам все это ясно видеть. Если бы мы сейчас могли прозреть, то увидели бы, что мир вокруг нас горит и полыхает огнем, даже воздух той комнаты, где мы находимся, заполнен бесами, которые, как пчелы, роем нападают на человека и ищут, где бы проникнуть в него. Но увидели бы мы и воинство небесное, которое ведет брань с демонами, как и говорит русский писатель Достоевский, дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей. Так, за каждой нашей мыслью, словом, поступком стоят ангелы. Идет борьба ангелов и за судьбы народов, как это особенно явлено было пророку Даниилу. Он видел, что участь еврейского, персидского, греческого народов определялась борьбой ангелов этих народов ( Дан. 10 ). Священник Павел Флоренский говорил, что если бы мы были духовно зрячи, то нам в храме не нужен был бы иконостас, мы бы тогда видели, что на этом месте на самом деле предстоят ангелы и святые.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»