По малину по смородину аннотация

Заключение

Римский- Корсаков написал множество опер. Одно из таких опер «Псковитянка», где мы и познакомились с хором «По малину по смородину»

Благодаря этому произведению, я улучшила свои навыки дирижирования.

Хоровая песня «По малину по смородину» очень полно отображает проблему народного счастья, желание бороться за него.

Московский Государственный Университет Культуры и Искусства

Аннотация на хоровое произведение: «венеция ночью»

Выполнила: студентка 2 курса з/о

Преподаватель: Олонцева Т.А.

I.Общие сведения о произведении и его авторах

Вид хорового творчества- a cappellа

По малину по смородину аннотация. img QInmSz. По малину по смородину аннотация фото. По малину по смородину аннотация-img QInmSz. картинка По малину по смородину аннотация. картинка img QInmSz. Римский- Корсаков написал множество опер. Одно из таких опер «Псковитянка», где мы и познакомились с хором «По малину по смородину»

Сергей Иванович родился во Владимире 13 ноября 1856 в дворянской семье. В десятилетнем возрасте поступил в только что открывшуюся Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 с золотой медалью по классам фортепиано Н.Г. Рубинштейна и композиции П.И. Чайковского. Танеев был любимым учеником Чайковского и его близким другом до конца дней Петра Ильича, зачастую исполнителем его сочинений, а кроме того их редактором и аранжировщиком. После образовательной поездки за предел преподавал в Московской консерватории музыкально-теоретические предметы, а потом фортепиано; в 1885-1888 по просьбе Чайковского возглавил консерваторию; в дальнейшем вел специальные курсы полифонии и музыкальной формы. В 1905, в знак солидарности с Н.А. Римским-Корсаковым, уволенным из Петербургской консерватории, ушел из Московской консерватории и продолжал занятия с учениками частным образом. Среди консерваторских студентов Танеева- композиторы С.В, Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, С.М. Ляпунов, Р.М. Глиэр, А.Т. Гречанинов и многие другие; большинство из них все время обращалось за советами к Танееву и вслед за тем окончания обучения. В круг общения Танеева входили не только музыканты; он неоднократно встречался с Л.Н.Толстым, живо интересовался поэзией символизма и был лично знаком с молодыми московскими поэтами; оригинальным увлечением Танеева были занятия эсперанто (на этом языке написана большая количество его Дневников). После смерти Н.Г.Рубинштейна и П.И.Чайковского Танеев оказался центральной фигурой музыкальной жизни – как педагог, пианист (солист и в особенности превосходный ансамблист), дирижер, ученый и, главное, музыкант огромного кругозора, безупречного вкуса и дядя высочайшей нравственной чистоты и ответственности. В отрезок времени позже 1905 он был одним из основателей Народной консерватории, учредителем и участником общества «Музыкально-теоретическая библиотека», сотрудником музыкально-этнографической комиссии при Московском университете и т.д. С начала 1890-х годов работал над изучением полифонии строгого стиля старых западных мастеров, потому как считал, что как раз освоение этих приемов и форм может обогатить в дальнейшем русскую музыку, которая в своем историческом развитии миновала отрезок времени строгого стиля (в особенности желательным Танеев считал эдакий тракт для русской духовной музыки, и сам сделал немного опытов в данном направлении). Результатом его труда стало масштабное изыскание: Подвижный контрапункт строгого письма (1889–1906; издано в 1909) и незаконченное и изданное посмертно Учение о каноне. Как композитор Танеев являлся признанным главой московской школы. В числе прочего немало способствовал сближению петербургской и московской ветвей русской музыки (в частности, зачастую исполнял произведения Римского-Корсакова, Глазунова и других петербургских авторов в Москве и сам вошел в петербургский Беляевский кружок). В стиле Танеева ощутимо воздействие Чайковского (в особенности в ранних произведениях), а ещё опора на западноевропейскую классику (Бах, Бетховен). Композиторское наследие Танеева велико по масштабам и разнообразно по жанрам, в нем представлены и опера (Орестея, первая опера зрелой русской школы на античный сюжет, поставлена в 1895), и симфония (четыре симфонии, посреди которых наиболее интересна Четвертая, 1898), и оригинальная вокальная лирика (в том числе на вирши современников Танеева – поэтов-символистов). Наиболее крупные достижения связаны с хоровыми, кантатными жанрами и камерными ансамблями. Танеев – автор лучших русских вокально-симфонических произведений этого периода: лирической кантаты Иоанн Дамаскин на вирши А.К.Толстого (1884) и монументального полотна По прочтении псалма на вирши А.С.Хомякова (1915), а кроме того превосходных отдельных произведений и циклов для хора без сопровождения на вирши русских поэтов, где блестяще применяется сложная полифоническая техника. То же разрешается изречь о его многочисленных ансамблях (рядом 20 сочинений: трио, квартеты, квинтеты), где в особенности ясно ощутим жесткий и возвышенный тип танеевского мышления, не лишенный при этом ни яркого драматизма, ни целомудренной лирики. Умер Танеев в Москве 6 июня 1915.

Источник

Действие первое :

Картина первая: Сад близ дома князя Токмакова, царского наместника и степенного посадника во Пскове. Мамки Власьевна и Перфильевна ведут разговоры о том, что на вольный Псков идёт грозный царь московский Иван Васильевич, разгромивший новгородскую вольницу. Девушки играют в горелки, в которых не участвует приёмная дочь Токмакова, Ольга, шепчущаяся с подругой Стешей о любовном свидании с посадничьим сыном, Михайлом Тучей. Власьевна рассказывает девушкам сказку, но слышен свист Тучи. Все уходят в терем. К Туче тайком выходит на свидание Ольга. Между ними происходит нежная сцена. Услышав шум приближающихся шагов, Туча перелезает через забор, а Ольга прячется в кусты. Входят князь Токмаков со старым боярином Матутой, сватающим Ольгу. Токмаков сообщает Матуте, что Ольга — его приёмная, а не родная дочь, что её мать — боярыня Вера Шелога, а отца он не знает. Слышен звон, созывающий на вече. Ольга потрясена вестями, которые она подслушала.

Картина вторая: Площадь во Пскове. Сбегается народ. На площади новгородский гонец Юшка Велебин, он рассказывает о том, что Новгород взят, и что царь Иван Грозный приближается ко Пскову. Народ в замешательстве. Токмаков и Матута призывают псковичей к покорности. Туча протестует против этого решения, взывает к сопротивлению и удаляется со псковской молодёжью (вольницей) при звуках старинной вечевой песни. Толпа замечает слабость «вольницы», предвидит её гибель и скорбит о том, что «тяжка рука у грозного царя».

Действие второе:

Картина первая: Большая площадь во Пскове. У домов — столы с хлебом-солью, в знак покорной встречи. Толпа в страхе и ожидании прибытия царя. Ольга сообщает Власьевне семейную тайну, которую она подслушала. Власьевна предвидит несчастье для Ольги. Открывается торжественный въезд царя при возгласах народа «Помилуй!».

Картина вторая: Комната в доме Токмакова. Токмаков и Матута с покорностью встречают Ивана Грозного. Ольга угощает царя, который относится к ней милостиво, заметив в неё сходство с матерью. Девушки славят царя. После того, как они уходят, царь, расспросив Токмакова, окончательно убеждается в том, что Ольга — его дочь, и, потрясённый воспоминаниями юности, объявляет: «Псков хранит Господь!»

Действие третье:

Финальная сцена оперы, постановка 1896 года, в роли Грозного — Фёдор Шаляпин

Картина первая: Дорога в Печерский монастырь, глухой лес. В лесу царская охота. Начинается гроза. По дороге проходят девушки с мамками. От них отстала Ольга, которая затеяла странствие в монастырь лишь для того, чтобы по дороге встретиться с Тучей. Происходит встреча влюблённых. Внезапно на Тучу нападают слуги Матуты. Туча падает раненым; лишается чувств Ольга — её на руках уносит стража Матуты, который грозится рассказать царю Ивану об измене Тучи.

Картина вторая: Царская ставка под Псковом. Царь Иван Васильевич в одиночестве предаётся воспоминаниям. Раздумья прерываются известием, что царская стража схватила Матуту, пытавшегося похитить Ольгу. Царь в бешенстве и не слушает Матуту, пытающегося оговорить Тучу. Вводят Ольгу. Сначала недоверчив Грозный, раздражённо говорит с ней. Но затем откровенное признание девушки в своей любви к Туче и её ласковая, проникновенная беседа покорили царя. Внезапно Туча, оправившись от раны, напал со своим отрядом на стражников, он хочет освободить Ольгу. Царь приказывает перестрелять вольницу, а Тучу привести к нему. Однако тому удаётся избежать плена. Издалека до Ольги доносятся прощальные слова песни любимого. Она выбегает из шатра и падает, сражённая чьей-то пулей. Ольга умирает. В отчаянии Грозный склоняется над телом дочери. Народ плачет о падении великого Пскова.

ΙΙ. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕКСТ

1. По малину, я ходила молода,

Приключилась мне младешеньке беда.

Припев: По малину, по смородину

По малину, по смородину.

2. Уж как рос в лесу да кустик молодой.

Я запуталась в нем русою косой.

Припев: По малину, по смородину

По малину, по смородину.

3. Кто- то на помочь мне девице придет,

Кто то косынку от веток отовьет

Припев: По малину, по смородину

По малину, по смородину.

4. Не видал, ни чаял суженый седой,

Увидал, распутал косынку милой

Припев: По малину, по смородину

По малину, по смородину.

Содержание текста показывает образ молодой девушки. Картина создает образ девушки, которая, гуляя по лесу, запуталась об куст косой.

Образ: девушки. Изложение текста идёт от первого лица- девушки («По малину я ходила молода…»)

Взаимосвязь литературного текста и музыки:

Литературный текст и музыка очень тесно взаимосвязаны. В произведении использованы разнообразные средства музыкальной выразительности, все они подчинены стремлению раскрыть идею и смысл произведения, направленные на то, чтобы не только воспроизвести картину действия, но и состояние девушки: радость, но и в тоже время печаль от того что выходит замуж за другого. Характер стиха и музыки совпадают, музыка выражает настроение, основную идею, тему текста, его содержание.

ΙΙΙ МУЗЫКАЛЬНО- ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВ:

4 куплета. В хоровом изложение каких либо изменений не используется, варьируется аккомпанемент. Куплет имеет форму 8-ми тактового периода, содержащего в себе 4-х тактовый запев сопрановой партии и 4-ёх тактовый общехоровой припев.

Мелодия – главное средство музыкальной выразительности, которое наиболее полно соответствует раскрытию образов произведения. Песенная строфа складывается (как в русских народных песнях) из 2-х мелодически не схожих (вопросно- ответных) предложений. (АВ) с типичным принципом парной для русской народной песни мелодической повторности. (аабб)

Мелодия в целом: игривая, проворная, задорная, приподнятая, затейливая.

Произведение написано в мажорном ладу. Тональность As- dur (ля мажор)

Источник

Содержание

Н. А. Римского-Корсакова

1)Историко-стилистический анализ 3 – 7 стр

2)Музыкально-теоретический анализ 7 стр

3)Исполнительский анализ 7 – 9 стр

4)Вокальный анализ 9 – 10 стр

5)Литература и Интернет-ресурсы 10 – 11 стр

II.Анализ хорового произведения «Вечерняя звезда» Р. Шумана

1)Историко-стилистический анализ 12 – 16 стр

2)Музыкально-теоретический анализ 16 стр

3)Исполнительский анализ 16 – 17 стр

4)Вокальный анализ 17 – 19 стр

5)Литература и Интеренет-ресурсы 19 стр

Н. А. Римского-Корсакова

Историко-стилистический анализ

Русский композитор 19 века, а также продолжатель традиций М. И. Глинки в жанре опера-сказка – Римский-Корсаков написал оперу свою первую оперу «Псковитянка» в 1872 году на сюжет одноименной пьесы Л. А. Мея.

Римский-Корсаков родился в небольшом городе Тихвине. Семья Римских-Корсаковых была музыкальной: отец композитора по слуху играл на фортепиано, мать и дядя часто пели народные песни, а также отрывки из модных опер. Музыкальные способности мальчика — абсолютный слух, ритм, память — проявились в двухлетнем возрасте. С шести лет родители начали обучать своего сына музыке, но занятия эти носили любительский характер и не могли его серьезно увлечь. Однако к 11 —12 годам он сделал значительные успехи и участвовал в игре на фортепиано в 4 и в 8 рук.

Первым сочинением начинающего композитора был дуэт, написанный в подражание песне Вани из «Ивана Сусанина». Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич — контр-адмирал. В двенадцатилетнем возрасте Николая определили в Морской Корпус. Все практические занятия на кораблях проводились в пределах Балтики. Известно, что с отрочества композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка М. И. Глинки — его «Камаринская», «Испанские увертюры», оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». В 1859—1869, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле.

В 1856 году отец отвёз юного Николая в Морской кадетский корпус. Николай окончил корпус с отличием весной 1862 года в звании гардемарина. К тому времени умер отец композитора (в 1861 году) и семья Римских-Корсаковых перебралась в Санкт-Петербург.

С первых дней пребывания в Петербурге ошеломляющее впечатление на него произвела опера. Впервые услышанный в театре «Иван Сусанин» вызвал у юного кадета «совершенный восторг», а «Руслан и Людмила» привела его «в неописуемое восхищение».

С течением времени в корпусе складывается музыкальный кружок, душой которого является Римский-Корсаков. Он управляет составившимся хором, разучивает со своими товарищами отрывки из «Ивана Сусанина» и «Аскольдовой могилы», делает различные переложения для музыкальных занятий кружка. Во всем этом проявлялось еще неосознанное влечение

молодого музыканта к сочинительству, к музыкальной деятельности.

Между тем музыкальное образование Римского-Корсакова оставляло желать лучшего. В продолжение нескольких лет он брал фортепианные уроки у виолончелиста Улиха, он не дал ему должного образования. Осенью 1859 года в доме у друзей брата Римский-Корсаков познакомился с Фёдором Андреевичем Канилле, первым настоящим профессиональным музыкантов среди его учителей. Педагог быстро завоевал доверие ученика, подросток показывал свои музыкальные произведения учителю и сочинил ряд небольших пьес. Канилле поддержал стремление Римского-Корсакова к серьезному искусству, одобрил его страстную любовь к Глинке. Под его руководством Римский-Корсаков в течение двух лет написал несколько фортепианных пьес (вариации, сонатное аллегро, скерцо, ноктюрн, похоронный марш) и начал работать над симфонией.

В 1861 году Канилле познакомил Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»). Это знакомство явилось значительным событием в жизни Римского-Корсакова и предопределило его будущность как музыканта. Год, проведенный в общении с Балакиревым и другими членами его кружка, подсказал, что его истинное призвание — композиторство.

В конце 1861 года, под влиянием и руководством Балакирева, было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — Первая симфония ор. 1. Попутно Балакирев знакомил своего ученика с музыкальными формами и инструментовкой. Обучение это носило чисто практический характер. Не будучи строго систематичным, оно дало положительные результаты благодаря исключительной одаренности начинающего композитора. По словам самого Н. А. Римского-Корсакова, эскизы начала симфонии существовали ещё в году обучения у Канилле. Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы.

В 1862—1865 годах Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд. Молодой композитор был склонен считать время своего дальнего плавания потерянным, остановившим, даже грозившем совсем прекратить его развитие как музыканта, но это не так. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в изумительных морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок. За время работы на Клипере он написал единственное сочинение— вторая часть (Andante) Первой симфонии (конец 1862 года), после которой Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство.

Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Могучей кучки. Балакирев познакомил молодого композитора с кумиром участников кружка Александром Даргомыжским, с Людмилой Шестаковой (сестрой Михаила Глинки) и с Петром Чайковским. С возвращением Римского-Корсакова кружок композиторской молодёжи

вокруг Балакирева окончательно оформился. Наступил период его самой интенсивной деятельности. Композиторы, составляющие балакиревский кружок, были молоды.По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за Первую симфонию — сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает. Получившаяся партитура (первая редакция) была исполнена в 1865 году под управлением самого Балакирева. Найденный в Первой симфонии музыкальный язык успешно развит в таких сочинениях, как Увертюра на три русские темы (первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Римский-Корсаков придерживается в музыке национального колорита, который и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества.

Музыкальная картина «Садко» (1867, позже её музыка частично использована в одноимённой опере) стала этапным произведением Римского-Корсакова. В данном случае он выступает как продолжатель традиций европейского программного симфонизма. В дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой. В этом сочинении он впервые соприкоснулся с миром сказки (позже Римского-Корсакова так и будут называть — «Сказочником»). В музыке этого сочинения он попытался оркестровыми красками изобразить море, что позже неоднократно делал в дальнейших своих сочинениях. Ещё одно важное открытие, сделанное в музыкальной картине, — придуманный самим композитором симметричный лад — так называемая «Гамма Римского-Корсакова», применявшаяся в дальнейших его произведениях для характеристики фантастического мира.

Программно-сказочное начало было развито во Второй симфонии «Антар» (1868, позже названа симфонической сюитой), написанной на сюжет восточной сказки Осипа Сенковского. В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость».

Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Римский-Корсаков уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы, Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине «Садко» и сюиты на сюжет восточной сказки «Антар». Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой «Псковитянка». Никому в голову не могло прийти, что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки.

Тридцатого июня 1872 года в Спасо-Парголовской церкви Надежда Пургольд и Николай Римский-Корсаков повенчались.

С 70-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Петербургской консерватории, инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—81), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 70-х гг. работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период — в 1871 г. его приглашают для преподавания в Санкт-Петербургскую Консерваторию, с присвоением учёного звания — профессор; и, начав преподавание в Консерватории, Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании, и сам начинает увлечённо изучать дисциплины, преподаваемые в Консерватории.

Итогом совершенствования композиторской техники Римского-Корсакова стала Симфония № 3 C-dur. В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаёт своё крупнейшее эпическое симфоническое полотно — симфоническую сюиту «Шехеразада».

Начало 90-х годов не принесло облегчения жизни Николая Андреевича. Со смертью Мусоргского и Бородина особенно стали заметны отдалённость, охлаждение, наступившие между былыми участниками балакиревского кружка.

Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). Во время Революции 1905—07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, был уволен из консерватории, вернулся лишь после смены руководства.

Умер 21 июня 1908 года в усадьбе Любенск.

Творчество Римского-Корсакова на протяжении многолетней деятельности подверглось изменениям. Композитор формировался как музыкант под воздействием эстетических принципов «Новой русской музыкальной школы», некоторые из них он пронес через всю творческую жизнь: стремление к народности, высокой содержательности, общественной значимости искусства, стремление к красоте. В творческом облике много сходного с М. И. Глинкой: гармоничность мировосприятия, внутренняя уравновешенность, тонкий артистизм, безупречный вкус, чувство художественной меры.

Тематизм: композитор обращался к русской истории, картинам народной жизни, образам Востока, он также затронул область бытовой драмы и лирико-психологическую сферу.

Мелодизм: Римский-Корсаков вводит в свои произведения подлинные народные песни и создает собственные мелодии в духе народных. Особенно типичны для него архаизированные диатонические темы в сложных нечетных размерах (заключительный хор из «Снегурочки» на 11/4). Песенные интонации окрашивают и лирическую мелодику Римского-Корсакова. Композитор широко и многообразно использует вариационные приемы, дополняя их полифонией.

Гармонизация: использовал натуральных диатонических ладов, сочетается у Римского-Корсакова с простой трезвучной гармонизацией, использованием аккордов побочных ступеней. Он создал к середине 90-х гг свою систему ладогармонических средств, в основе которой – сложные лады: увеличенный, цепной, уменьшенный, с характерным звукорядом тон-полутон – «гамма Римского-Корсакова». Он вводит в партитуры многочисленные инструментальные соло.

Источник

Обязательные весенние работы на смородине и малине. Сделайте это и будет много ягод

По малину по смородину аннотация. 50 result. По малину по смородину аннотация фото. По малину по смородину аннотация-50 result. картинка По малину по смородину аннотация. картинка 50 result. Римский- Корсаков написал множество опер. Одно из таких опер «Псковитянка», где мы и познакомились с хором «По малину по смородину»

Добрый день, дорогие друзья, садоводы и огородники! Приветствую вас на сайте канала «Дачные истории».

Весенние работы в саду для многих садоводов начинаются с обработки ягодных кустарников. Какие же работы нужно провести в апреле, чтобы не только не лишиться урожая, но и получить гораздо больший, нежели обычно, урожай крупных сочных ягод, которые так радуют нас летом и спасают от авитаминоза зимой — читайте в этой статье.

1. Искореняющая обработка

Черная смородина просыпается одной из первых. За ней уже подтягиваются красная смородина, крыжовник и малина. Почва оттаивает, начинается сокодвижение, почки набухают и сбрасывают свои плотные оболочки. Если вы смогли попасть на дачу именно в этот период, начните с искореняющей обработки кустов.

С приходом тепла просыпаются не только пчелы, бабочки, цветы и деревья. Пробуждаются и патогенные грибки и бактерии, которые пережили холодную зиму и ждут сочной зелени и новой нежной коры. Крайне важна обработка фунгицидами для крыжовника, который очень сильно страдает от мучнистой росы. Ею поражаются также смородина и малина, но в меньшей степени. У этих ягодных кустарников есть свои беды: различные пятнистости и пр.

Вылезают из своих зимних укрытий различные насекомые-вредители: листовертки, цветоеды, пилильщики, долгоносики. Просыпается и начинает свою подрывную работу почковый клещ. Готовятся к лету смородиновые стеклянницы. Новое поколение тли рождается из прошлогодних яйцекладок. Не успеешь сориентироваться, и вот они уже поползли, полетели, расселились и только и ждут свежей зелени и цветов. Упусти момент, и можно не ждать появления ягод.

Именно весенняя искореняющая обработка способна в разы уменьшить численность насекомых-вредителей и подавить развитие патогенной микрофлоры. Но провести ее нужно правильно. Подбор препаратов зависит и от погодных условий, и от момента обработки.

1.1. Препараты на основе меди. Если вы решили обработать сад еще до распускания почек, пока не началось сокодвижение, то для борьбы с патогенной микрофлорой можно использовать различные медь-содержащие препараты: 1% или 3% медный купорос, бордоскую жидкость, «Хом», «Абига-Пик», «Азофос». Чтобы препараты лучше легли и не смылись первыми дождями, добавьте в раствор специальный прилипатель или обычное средство для мытья посуды.

1.2. Системные фунгициды и инсектициды. Но большего эффекта можно добиться обработкой по зеленому конусу. В этот период уже просыпаются насекомые, поэтому борьбу с патогенами можно совместить с уничтожением насекомых. Вместо медьсодержащих препаратов в этот период можно воспользоваться системными фунгицидами, которые накапливаются в тканях растений, например, «Топаз», «Хорус». Из химических инсектицидов лучше выбирать те, что обладают и акарицидным действием, т.е. уничтожают не только насекомых, но и плодовых клещей, например, «Актара», «Фуфанон».

Но нужно понимать, что и те, и другие препараты накапливаются в растениях и продолжают действовать еще долгое время после обработки. С одной стороны, это плюс, поскольку позволяет провести однократную обработку и «забыть» на некоторое время о кустах. С другой стороны, это минус. Ведь после химических фунгицидов применять биофунгициды бессмысленно, а «химия» подавляет далеко не все патогены. Кроме того химические инсектициды крайне токсичны для пчел. А кто, если не они, будет опылять цветы смородины, крыжовника, малины, чтобы завязались ягоды?

1.3. Биопрепараты. Поэтому лучше всего для искореняющей обработки использовать биопрепараты: и фунгициды, и инсектициды. Благо, выбор их сейчас очень велик. О биофунгицидах мы говорим довольно часто. Это всем известные препараты, содержащие штаммы сенной палочки или споры триходермы.

Давайте поподробнее остановимся на биоинсектицидах. Есть ряд высокоэффективных препаратов, содержащих бактерии, которые вызывают заражение и отравление насекомых. Это «Боцитурин», «Битоксибациллин», «Фитоверм». Все три препарата являются инсекто-акарицидными. Т.е. они действуют и на насекомых (листоверток, цветоедов, белянок, колорадского жука), и на гусениц и личинок, и на клеща (паутинного и плодового).

Есть препараты на основе пиретрума (далматской ромашки), это биоинсектициды, выпускаемые компаниями Forte и PyrBio.

Конечно, недостаточно одной обработки биоинсектицидами. Требуется провести 3-4 обработки, чтобы полностью уничтожить всех насекомых-вредителей. Первую обработку проводят, как только начали распускаться листочки на кустарниках. Следующие — каждые 7 дней.

Кроме уже перечисленных насекомых под действие биоинсектицидов попадает и смородинная стеклянница. В последние годы этот вредитель стал встречаться все чаще. Если упустить момент, то взрослые насекомые откладывают свои яйца у основания веток смородины, из них развиваются личинки, которые двигаются внутри ветки, съедая живую ткань. Ветки, пораженные смородинной стеклянницей, засыхают. Если не уследить, то можно лишиться половины куста.

2.1. Обрезка для борьбы с вредителями. Весенняя образка кустов смородины помогает выявить ветви, пораженные вредителем. Чаще всего личинки смородинной стеклянницы находятся в старых ветвях, поэтому так важно ежегодно проводить омолаживающую обрезку кустов, вырезая все ветви старше 5-летнего возраста. Если поврежденная ветка вырезается не под ноль, то нужно срезать ее до здоровой ткани, а зараженные обрезки сжечь. Искривленные стебли малины также говорят о наличии внутри личинок вредителей, их нужно вырезать под корень и сжигать.

Обрезка искривленных кончиков прошлогодних приростов на смородине позволяет уменьшит численность тли, ведь именно ее деятельность по вытягиванию соков из растения приводит к деформации молодых побегов. А там, где была тля, естественно, находятся ее яйцекладки. Удаление почек, поврежденных почковым клещом, позволит значительно уменьшить его численность. Конечно, если более 50% почек вздуты и являются рассадниками колоний клеща, их проще вырезать полностью, чтобы не дать вредителю размножиться.

2.2. Санитарная обрезка. Санитарная обрезка и прореживание позволяет удалить все слабые и обломанные ветви и создать более прозрачную крону. Ведь загущение кроны — это первый шаг к созданию условий для развития болезнетворных микроорганизмов.

2.3. Омолаживающая обрезка и черенкование

Часто садоводы проводят лишь санитарные и формирующие обрезки, а про омолаживающие процедуры забывают. Прежде всего обрезаются больные, высохшие и загущающие куст побеги. Однако, чтобы омолодить куст недостаточно хаотично избавляться от всего лишнего.

Пик плодоношения смородиновых кустов приходиться на 4 год жизни. Чем старше становится куст, тем меньше его урожайность. На старых растениях ягоды появляются лишь на краях побегов. Если ничего не предпринимать ягод с каждым годом будет все меньше и меньше.

Омолаживающая обрезка направлена на удаление старых отживших свое побегов. Они тянут на себя питательные соки, но никакого урожая в ответ не дают.

Обрезку можно проводить двумя способами:

Способ первый. Можно самостоятельно размножить смородину черенками или отводами. Для этого весной от 4-летнего срезается черенок или делается отвод. После сбора урожая куст удаляется полностью. Почву на освободившемся месте восстанавливают, вносят удобрения. Следующей весной на это место можно высаживать здоровый 1-летний саженец.

Если наладить этот процесс, то каждый год три куста будут плодоносить, а один после сбора урожая будет удаляться, чтобы его место занял новый. Каждый год цикл будет повторяться заново, только в этом случае придется выделить место на участке под 4 куста.

Способ второй. Можно поступить иначе и проводить частичную обрезку всех отплодоносивших ветвей. В сумме на взрослом кусте после обрезки должно остаться 15-16 побегов.

Более подробно по годам обрезка выглядит следующим образом:

Своевременное удаление старых ветвей провоцирует рост молодых плодоносящих побегов. Если ничего не обрезать, смородина будет плодоносить не обильно. Без обрезок прирост будет плохой, а на следующий год как следствие садовод получит скудный урожай.

Благодаря правильной обрезке можно значительно увеличить срок жизни смородинного куста и повысить его урожайность.

Кроме обработки препаратами и обрезки нельзя забывать и о подкормке кустарников. Смородина, крыжовник, и в еще большей степени малина, нуждаются в хороших дозах азотных удобрений. Внесение удобрений ранней весной позволит растениям активно вступить в рост, нарастить хорошую листовую массу, а значит, впоследствии выкормить хороший урожай ягод.

Можно дождаться, когда почва под кустами немного просохнет, разбросать комплексное весеннее удобрение (в котором процент азота больше содержания фосфора и калия). Можно поступить иначе: по диаметру кроны куста проделать несколько лунок на глубину залегания корней (для кустарников это не больше 5-10 см) и насыпать удобрение в лунки. С дождями удобрения будут постепенно растворяться, и питание начнет поступать к корням.

Не поленитесь провести в апреле эти простые мероприятия, и вы удивитесь, какими здоровыми и мощными могут быть ваши кусты, и каким обильным — урожай.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *