Сочинение рассуждение бабушка с малиной

Астафьев «Бабушка с малиной»: кто главные герои?

Сочинение рассуждение бабушка с малиной. answer avatar. Сочинение рассуждение бабушка с малиной фото. Сочинение рассуждение бабушка с малиной-answer avatar. картинка Сочинение рассуждение бабушка с малиной. картинка answer avatar. Рассказ В.Арефьева "Бабушка с малиной" повествует нам о старушке, которая решила как раньше отправиться за ягодами. Но она была уже не такой молодой и проворной, поэтому во время посадки в поезд старушка рассыпала все ягоды.

Сочинение рассуждение бабушка с малиной. wSZU0Ezmaiy6nbB1iQhSGzAnldZSYr0. Сочинение рассуждение бабушка с малиной фото. Сочинение рассуждение бабушка с малиной-wSZU0Ezmaiy6nbB1iQhSGzAnldZSYr0. картинка Сочинение рассуждение бабушка с малиной. картинка wSZU0Ezmaiy6nbB1iQhSGzAnldZSYr0. Рассказ В.Арефьева "Бабушка с малиной" повествует нам о старушке, которая решила как раньше отправиться за ягодами. Но она была уже не такой молодой и проворной, поэтому во время посадки в поезд старушка рассыпала все ягоды.

Рассказ В.Арефьева «Бабушка с малиной» повествует нам о старушке, которая решила как раньше отправиться за ягодами. Но она была уже не такой молодой и проворной, поэтому во время посадки в поезд старушка рассыпала все ягоды.

К главным героями этого произведения, я бы отнесла:

Сочинение рассуждение бабушка с малиной. answer avatar. Сочинение рассуждение бабушка с малиной фото. Сочинение рассуждение бабушка с малиной-answer avatar. картинка Сочинение рассуждение бабушка с малиной. картинка answer avatar. Рассказ В.Арефьева "Бабушка с малиной" повествует нам о старушке, которая решила как раньше отправиться за ягодами. Но она была уже не такой молодой и проворной, поэтому во время посадки в поезд старушка рассыпала все ягоды.

Произведение «Бабушка с малиной» рассказывает нам о старушке, которая набрала ягод как и многие и ждала поезда домой. Когда поезд подошел было очень много желающих в него попасть, образовалась давка. Старушке помогли подняться в тамбур, но ягоды она свои рассыпала. Собрать их она уже не смогла т.к поезд тронулся, но добрые люди ей все же потом помогли.

Сочинение рассуждение бабушка с малиной. answer avatar. Сочинение рассуждение бабушка с малиной фото. Сочинение рассуждение бабушка с малиной-answer avatar. картинка Сочинение рассуждение бабушка с малиной. картинка answer avatar. Рассказ В.Арефьева "Бабушка с малиной" повествует нам о старушке, которая решила как раньше отправиться за ягодами. Но она была уже не такой молодой и проворной, поэтому во время посадки в поезд старушка рассыпала все ягоды.

В рассказе В.Астафьева «Бабушка с малиной» действия разворачиваются на платформе, где люди ждут поезд. Среди толпы бабушка с туеском малины. Как только приехал поезд, бабушка, пытаясь забраться в вагон, рассыпала ягоду. Всю дорогу она ехала расстроенная и вспоминала о прошлом. На одной из станций к бабушке подсели рыбаки и запели веселую песню. Один из них попытался заговорить с бабушкой, но она не ответила. Тогда один из школьников, которые ехали с бабушкой что-то тихо сказал рыбаку. Рыбак попросил ребят отдать по горстке ягод бабушке и у нее набрался целый туесок. Старушка была очень счастлива и всю дорогу ехал радостной, а рыбаки пели веселую песню.

Главные герои рассказа В.Астафьева «Бабушка с малиной»:

Сочинение рассуждение бабушка с малиной. answer avatar. Сочинение рассуждение бабушка с малиной фото. Сочинение рассуждение бабушка с малиной-answer avatar. картинка Сочинение рассуждение бабушка с малиной. картинка answer avatar. Рассказ В.Арефьева "Бабушка с малиной" повествует нам о старушке, которая решила как раньше отправиться за ягодами. Но она была уже не такой молодой и проворной, поэтому во время посадки в поезд старушка рассыпала все ягоды.

Главных героев в басне Ивана Крылова «Волк и Мышонок» всего двое:

Мораль басни: есть воры, имеющие вид порядочных людей и именно они громче всех кричат когда узнают о содеянной краже, хотя она и намного мельче их собственных преступлений.

Сочинение рассуждение бабушка с малиной. answer avatar. Сочинение рассуждение бабушка с малиной фото. Сочинение рассуждение бабушка с малиной-answer avatar. картинка Сочинение рассуждение бабушка с малиной. картинка answer avatar. Рассказ В.Арефьева "Бабушка с малиной" повествует нам о старушке, которая решила как раньше отправиться за ягодами. Но она была уже не такой молодой и проворной, поэтому во время посадки в поезд старушка рассыпала все ягоды.

Васютка начал понимать, что он заблудился, хотя и не сознавался сам себе, уже в тот момент, когда зарубок на деревьях не нашел. И лес сразу превратился из «хорошего знакомого» в унылого, тихого и задумчивого. Это сразу же отразилось и на мальчике. Чужой, совсем незнакомой стала восприниматься мальчиком тайга.

Однако, он подбадривал себя, разговаривал вслух, пытаясь отогнать подкативший страх. Потом вспомнил, что надо искать юг и север по расположению веток на елках, вот только запятовал где какие растут, и потому бодрости хватило не надолго.

Состояние мальчика описано очень противоречивым. Он отчаянно борется со свои страхом: покрикивает на себя, ругает, называет дубиной, пытается подшутить над собой и. совсем не паникует, а старается найти выход и вспомнить все чему его учили рыбаки и охотники. Даже момент осознания, что он заблудился, сначала воспринимается мальчиком просто. Он не верит, что это так легко происходит в жизни человека, а сделанное открытие его обескураживает и ошеломляет. Однако, оцепенение проходит достаточно быстро, ибо раздается рядом шорох, который вызывает панику с душе Васютки, и он дает стрекача.

Сочинение рассуждение бабушка с малиной. answer avatar. Сочинение рассуждение бабушка с малиной фото. Сочинение рассуждение бабушка с малиной-answer avatar. картинка Сочинение рассуждение бабушка с малиной. картинка answer avatar. Рассказ В.Арефьева "Бабушка с малиной" повествует нам о старушке, которая решила как раньше отправиться за ягодами. Но она была уже не такой молодой и проворной, поэтому во время посадки в поезд старушка рассыпала все ягоды.

Астафьев рисует войну без прикрас, глазами простых людей. Тихоня Саша Краюшкина, всю свою коротенькую неяркую жизнь мечтавшая о чудесной далекой стране, своим добросовестным трудом на переднем крае приближала победу, как и миллионы советских солдат. Такой вот тихий ежедневный героизм.

Сочинение рассуждение бабушка с малиной. answer avatar. Сочинение рассуждение бабушка с малиной фото. Сочинение рассуждение бабушка с малиной-answer avatar. картинка Сочинение рассуждение бабушка с малиной. картинка answer avatar. Рассказ В.Арефьева "Бабушка с малиной" повествует нам о старушке, которая решила как раньше отправиться за ягодами. Но она была уже не такой молодой и проворной, поэтому во время посадки в поезд старушка рассыпала все ягоды.

Из известнейших литературных персонажей с именем Любовь:

Любовь Швецова из романа Александра Фадеева «Молодая гвардия»,

проститутка Любка из повести Александра Куприна «Яма»,

Сочинение рассуждение бабушка с малиной. answer avatar. Сочинение рассуждение бабушка с малиной фото. Сочинение рассуждение бабушка с малиной-answer avatar. картинка Сочинение рассуждение бабушка с малиной. картинка answer avatar. Рассказ В.Арефьева "Бабушка с малиной" повествует нам о старушке, которая решила как раньше отправиться за ягодами. Но она была уже не такой молодой и проворной, поэтому во время посадки в поезд старушка рассыпала все ягоды.

Конь Сивко-бурко встречается в почти шестидесяти вариантах русских сказок, где он помогает своим хозяевам. В каждом варианте описывается по-разному и обладает разными свойствами. в основном делает то, что не под силу обычному коню. Сивко бурко стал прообразом Конька-горбунка в сказке Ершова. В «Сказке о молодильных яблоках и живой воде» богатырский конь помогает Ивану-царевичу.

В сказке «Конь,скатерть и рожок» дурак получает в подарок от волшебного журавля коня, который может превращаться в груду серебряных монет.

Сказки с конями помощниками:»Сивка-б­ урка»,»Иван-дурак»,»Б­ уй-волк и Иван-Царевич», «Буря-Богатырь Иван коровий сын», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Жар-птица и Василиса-царевна», «Волшебный конь», «Золотой конь», «Иван-царевич и Серый волк», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Волшебный сундучок». Еще есть богатырские сказки про Илью Муромца с его Бурушкой, Алешу Поповича и Добрыню Никитича («Илья Муромец м Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»)

Источник

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему Астафьев «Бабушка с малиной»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Сочинение рассуждение бабушка с малиной. picture 533535 1416420110. Сочинение рассуждение бабушка с малиной фото. Сочинение рассуждение бабушка с малиной-picture 533535 1416420110. картинка Сочинение рассуждение бабушка с малиной. картинка picture 533535 1416420110. Рассказ В.Арефьева "Бабушка с малиной" повествует нам о старушке, которая решила как раньше отправиться за ягодами. Но она была уже не такой молодой и проворной, поэтому во время посадки в поезд старушка рассыпала все ягоды.

Конспект урока литературного чтения составлен по учебнику В.А. Лазаревой (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»). Включает в себя 5 этапов ( орг.момент, актуализация знаний, работа по теме урока, итог урока (рефлексия), постановка дом.задания).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: В.П. Астафьев «Бабушка с малиной».

Цель урока: познакомиться с рассказом В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»; учиться выборочному чтению, способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся.

метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, ориентироваться в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника.

предметные: работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь); соотносить иллюстрацию с текстом, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; формирование навыка чтения: целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение.

Тип урока : изучение нового материала

Методы обучения: словестные (беседа), наглядные (работа с иллюстрацией)

Формы обучения: фронтальная.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» В.А. Лазарева (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»), мультимедиа.

— Здравствуйте ребята! Садитесь. Все готовы к уроку? ( Ответы детей. )

— С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?

-Теперь давай вспомним биографию писателя, вспомним значимые даты его жизни. Для этого поиграем в игру «Верно ли…».

Игра «Верно ли…» (прием технологии развития критического мышления) по биографическому материалу писателя с целью развития внимательности и закрепления пройденного материала.

— Давайте с вами вспомним, о чем писал Виктор Петрович? ( О войне, о мире, о детях, о природе)

— Вспомните, пожалуйста, с каким рассказом Астафьева вы уже познакомились во 2 классе? («Белогрудка»)

— А сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним рассказо Виктора Петровича Астафьева.

— Откроем с вами учебники на стр. 35. Прочитайте, пожалуйста, название рассказа, который мы сегодня с вами будем читать. ( Дети читают название рассказа. )

Чтение текста учителем.

— Ребята, я вам прочитаю рассказ «Бабушка с малиной», а вы внимательно слушайте и следите. ( Чтение рассказа учителем, учащиеся внимательно слушают учителя ).

Вопросы к первичному восприятию.

— Понравился ли вам рассказ? Чем именно он вам понравился? ( Ответы детей ).

— О чем этот рассказ? ( Ответы детей ).

— Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие? ( Ответы детей ).

— Кто главный герой этого рассказа? ( Сама бабушка ).

— Какой вы себе ее представляете?

2. Чтение текста учениками. Беседа по содержанию.

(Словарная работа ведется по ходу всего урока)

Работа над первой частью рассказа.

— Что мы узнали из первой? Где происходит действие? ( На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская — Тёплая гора )

— Как ведут себя пассажиры поезда? Кто эти пассажиры? Найдите в тексте ( Пассажиры спешат, поэтому у вагона давка, паника и суета; штук тридцать ребятишек, старушонка)

— Как понимаете значение слова гвалта? ( Ш ум, крик, гам, тревога, суматоха)

— Как автор называет бабушку? ( Старушонка )

— Сравните действия ребят и «старушонки». Что во время суеты делают молодые ребята и что делает бабушка? Найдите в тексте.

— И действительно, ловким и шустрым ребятишкам противопоставлена пожилая женщина, которой все уже дается с трудом, но она по-прежнему, как когда-то в молодости, старается всюду успеть, всех опередить.

— И здесь впервые автор дает описание внешности «бабки». Зачитайте и подумайте, с какой целью, в первую очередь, обращает внимание автор. ( Руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы…». Автор говорит не только о растерянности «бабки», но и о ее нелегкой жизни).

— Как повели себя пассажиры, когда бабушка вошла в вагон? ( Поспешно освободили место и п ритихли)

— Как повела себя сама бабушка? (Молча села, сорвала пустой туес с шеи и сердито запихнула его пяткой под скамейку)

-Как вы думаете, для чего автор ввел в рассказ описание старого, пустого, никому не нужного фонаря? Найдите описание фонаря в тексе. ( Повтор слова «пусто» усиливает мотив «одиночества среди людей», еще глубже показывает «бабкино горе»)

Работа над второй частью рассказа

— А ведь еще какой- то час назад она была совершенно счастлива». В чем заключается «бабушкино счастье»? Как она собирала эти ягоды? ( «…через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину)

— Что мы узнаем о бабушке из ее рассказа «в минуты счастья»? ( «Ловка бабка и на диво говорлива. Успела рассказать ребятам о том, что человек она ноне одинокий, пережила всю родню. Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился, и тут же, смахнув платком слезы с реденьких ресниц, затянула песню)

— «А теперь вот молчит, замкнулась. Горе у бабки». Почему же так расстроилась бабка? Малину ли ей только жалко? ( Жалко своего напрасного труда, своих стараний, обидно, что нет прежней ловкости, сноровки, что некому пожалеть бабку – одна-одинешенька она на свете)

Работа над третьей частью рассказа

— Кто и как разгоняет «горе у бабки»? («Молодой рыбак в соломенной драной шляпе)

— Найдите значение слова подсачник в словаре.

— А что придумали рыбаки? Найдите доказательство в тексте.

— Как на это реагирует бабка? Как это ее характеризует? ( «Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!»)

— Как «урезонил» ее рыбак?

— Как понимаете значение слова «урезонил»?

— И вот туес доверху наполнен. Но почему же бабка опять плачет? ( От радости, от человеческого благородства, оттого, что представила, что это ее внуки помогли ей)

— Меняется ли образ бабушки с начала рассказа до его конца? Как?

— Как вы думаете, почему рассказ называется именно так, не лучше было бы назвать его «Бабушка без малины»? Чему учит этот рассказ? ( Человеку, попавшему в беду, нужно помочь, причём не просто добрым словом, но и делом)

Работа с иллюстрацией

— Ребята, откроем с вами учебник на стр. 40. Рассмотрите иллюстрацию. Какой момент рассказа она отражает?

— Найдите строки, подходящие к иллюстрации в книге.

Нельзя быть равнодушным к чужому, пусть маленькому, пустячному, горю. Нельзя забывать про одиноких стариков. Постараться помочь человеку, попавшему в беду добрым словом или добрым делом.

— С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его автор? О чем это произведение?

— Что нового узнали на уроке?

— Как оцениваете свою работу на уроке?

Выразительно прочитать текст, ответить на вопросы 1-6 учебника на стр. 41.

Источник

Реферат: Уроки доброты Тема: Урок внеклассного чтения в 7 классе по произведению В. П. Астафьева «Бабушка с малиной»

Тема: Урок внеклассного чтения в 7 классе по произведению В. П. Астафьева «Бабушка с малиной»

Обучение анализу художественного текста.

Развитие умения критически мыслить, развитие творческих способностей.

Воспитание нравственных качеств личности: взаимопомощи, взаимовыручки, доброте, уважения к старости.

Применяемые технологии: технология развития критического мышления, проектной технологии.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе Power Point (включает в себя: биографические данные об В. П. Астафьеве, кроссворд для заключительной части урока, результат работы проектных групп – диафильм по рассказу для учащихся начальной школы)

^ Предварительное задание: Прочесть рассказ Астафьева «Бабушка с малиной», составить его цитатный план, проектным группам нарисовать кадры диафильма к плану для учеников начальной школы.

Слово учителя о В. П. Астафьеве (презентация)

Совсем недавно ушел из жизни В. П.Астафьев (2001 год).Он родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка. Что на реке Енисее.

К самому берегу подступает вековая тайга. В. П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не перестаю удивляться ее красоте, неистощимому терпению и доброте… И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера писателя, хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь – рыба». В. П. Астафьев – искренний и правдивый писатель. Он много испытал и выстрадал, прежде чем попытаться рассказать о пережитом, о виденном. А жизнь Астафьева была нелегкой.

Мальчику было семь лет, когда утонула его мать, Лидия Ильинична. Ее он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. Однако довелось Вите быть беспризорником, узнать, что такое детский дом.

Из родных мест ушел в 1942 году на фронт, сражался, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.

В послевоенные годы пришлось сменить будущему писателю много профессий. В 1951 году он становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.

^ 2. «Верно ли…» (прием технологии развития критического мышления) по биографическому материалу писателя с целью развития внимательности и закрепления только что пройденного.

Астафьев родился в Краснодарском крае,

Ему было семь лет, когда утонула мать,

Когда началась Великая Отечественная война, Астафьев был слишком мал и не принимал участия в боевых сражениях,

Первый рассказ опубликован в газете «Чусовой рабочий».

3.Чтение рассказа «Бабушка с малиной».

Выявление первичного восприятия.

Понравился ли рассказ? Чем?

Какие чувства вы испытывали, читая рассказ?

Жалость к старушке, гордость за поступок ребят.

Аналитическая беседа по прочитанному.

Что мы узнаем из начала рассказа? Где происходит действие?

Как ведут себя пассажиры поезда? Кто эти пассажиры?

(«штук тридцать ребятишек», «старушонка»)

Обратите внимание на слово «старушонка». Как автор относится к пожилой женщине?

Сравните действия ребят и «старушонки».

«пытаются влезть» «среди них копошится»

«остреньким плечом «режет массы»

«кто-то из ребят хватает ее под мышки» «подпрыгивает, как петушок,

«взгромождается на подножку»

Ловким и шустрым ребятишкам противопоставлена пожилая женщина, которой все уже дается с трудом, но она по-прежнему, как когда-то в молодости, старается всюду успеть, всех опередить.

«… и в это время случается авария. Да что там авария – трагедия!» Что же произошло? Обратите внимание на состояние «бабки».

И здесь впервые автор дает описание внешности «бабки». Зачитайте и подумайте, на что и с какой целью, в первую очередь, обращает внимание автор.

«руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы…». Автор говорит не только о растерянности «бабки», но и о ее нелегкой жизни

Обратим внимание на поведение пассажиров вагона. Как такое поведение их характеризует?

«поспешно освободили место» «молча села»

Притихли «сорвала посудину…сердито запихнула

его пяткой под сиденье»

«неподвижно смотрит на пустой фонарь»

Какой стилистический прием использует автор, чтобы показать душевное состояние героини?

«А ведь еще какой- то час назад она была совершенно счастлива». В чем заключается бабкино счастье?

«…через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину и хвастала ребятишкам, встретившимся ей в лесу:

«Я прежде проворная была. »

Что мы узнаем о бабке из ее рассказа «в минуты счастья»?

«Ловка бабка и на диво говорлива. Успела рассказать ребятам о том, что человек она ноне одинокий, пережила всю родню. Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился, и тут же, смахнув платком слезы с реденьких ресниц, затянула:

^ В саду ягода малина

Под у-у-у-укрытием росла-а-а.

И даже рукой плавно взмахнула. Должно быть, компанейская бабка когда-то была. Погуляла, попела на своём веку. »

«А теперь вот молчит, замкнулась. Горе у бабки». Почему же так расстроилась бабка? Малину ли ей только жалко?

^ Жалко своего напрасного труда, своих стараний, обидно, что нет прежней ловкости, сноровки, что некому пожалеть бабку – одна-одинешенька она на свете.

Как бы вы повели себя в подобной ситуации? А что придумали рыбаки?

Как на это реагирует бабка? Как это ее характеризует?

«Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!»

Как «урезонил» ее рыбак?

И вот туес доверху наполнен. Но почему же бабка опять плачет?

От радости, от человеческого благородства, оттого, что представила, что это ее внуки помогли ей.

Как меняется настроение повествования? Что служит тому причиной? Какие стилистические приемы помогли нам это увидеть?

Ярким, очеловеченным нарисован образ поезда, он наделяется не только человеческим голосом, но и повадками, и человеческими эмоциями: ему радостно за бабушку, которая едет уже с малиной. Автор использует олицетворения, риторические восклицания, повторы слов

Почему рассказ называется именно так, не лучше было бы назвать его «Бабушка без малины»? Какой еще один урок нравственности мы можем извлечь из этой истории, рассказанной Астафьевым?

^ Человеку, попавшему в беду, нужно помочь, причём не просто добрым словом, но и делом.

Бабка подпрыгивает, как петушок, взгромождается на подножку, и в это время случается авария. Да что там авария — трагедия! Самая настоящая трагедия. Берестяной туес, привязанный на груди платком, опрокидывается, и из него высыпается малина — вся, до единой ягодки.

А ведь ещё какой-то час назад она была совершенно счастлива. В кои-то веки поехала по ягоды, через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину и хвастала ребятишкам, встретившимся ей в лесу:

«Я прежде проворная была! Ох, проворна! По два ведра малины в день насобирывала, а черницы либо брусники, да с совком, и поболе черпывала. Свету белого не видать мне, если вру», — уверяла бабка поражённых ребят. И — раз-раз, незаметно так, под говорок, обирала малину с кустов. Дело у неё спорилось, и удобная старинная посудина быстро наполнялась.

Школьники засуетились, заговорили. Из-под лавки был извлечён бабкин туес. Рыбак поставил его подле ног и дал команду:

— Налетай! Сыпь каждый по горсти. Не обедняете, а бабусе радость будет!

И потекла малина в туес, по горсти, по две

И когда туес наполнили доверху, рыбак торжественно поставил его бабке на колени.

Она обняла посудину руками и, пошмыгивая носом, на котором поплясывала слеза, всё повторяла:

— Да милыя, да родимыя. Да зачем же это? Да куда мне столько? Да касатики вы мои.

Поезд летел к городу. Электровоз рявкнул озорно,

словно бы выкрикивал: «Раздайся, народ! Бабку с

малиной везу!» Колёса вагонов поддакивали: «Бабку!

Бабку! С малиной! С малиной! Везу! Везу!»

Письменно продолжите фразу «Быть добрым – это значит …»

^ 8. Подведение итогов цикла уроков внеклассного чтения.

Какие человеческие качества мы должны воспитывать в себе, чтобы стать настоящим Человеком?

Мы вновь и вновь убеждаемся, что Добро вечно, оно побеждает и наказывает Зло во всех его проявлениях.

Источник

Урок по литературному чтению «Доброта. В. П. Астафьев «Бабушка с малиной»», 4 класс

Урок литературного чтения в 4 классе

Учитель: Попова Надежда Анатольевна

Тема: Доброта. В. П. Астафьев «Бабушка с малиной»

Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «доброта» при работе с художественным текстом.

Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Ориентироваться в учебнике;

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Подробно пересказывать небольшие тексты.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Слушать и понимать речь других;

Выразительно читать и пересказывать текст;

Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

Применяемые технологии: технология развития критического мышления.

-Добрый день. Урок литературного чтения. Я желаю успехов на сегодняшнем уроке.

Прочитайте тему урока. (Доброта)

— Составьте кластер. В центре слово доброта. Запишите все, что придет на ум, все, что для вас связано с этим словом! Каждый работает индивидуально.

— Нам сегодня предстоит дополнить, а может доказать правильность ваших фраз при работе с произведением Виктора Петровича Астафьева «Бабушка с малиной».

— Что знаем о писателе? Для этого даем ответ «Верно ли…»

2. «Верно ли…» (прием технологии развития критического мышления)

Астафьев родился в Краснодарском крае

Ему было семь лет, когда он потерял мать

Воспитывала его тетя?

Когда началась Великая Отечественная война, Астафьев был слишком мал и не принимал участия в боевых сражениях

После окончания войны он стал сразу писателем

Это один из самых известных российских писателей 20 века

Он писал о доброте, бескорыстии, честности.

3.Аналитическая беседа по прочитанному произведению.

— Вспомните сюжет произведения.

— Назовите главных героев произведения.

— Вернемся к кластеру. Фразы, которые вы назвали в кластере, это задания для работы в группах.

Задание для 1 группы: Доброта-это поступки и дела. Приведите примеры из текста к этой фразе.

Задание для 2 группы: Доброта-это чувства. Какие чувства испытывала главная героиня? (Ответ на вопрос помогут рисунки, которые надо разложить в правильном порядке).

Какие чувства вы испытали, читая рассказ?

Задание для 3 группы: Качества личности. Назовите качества личности, приведите примеры из текста.

1 группа: Доброе дело пассажиров в вагоне.

-Кто подал такую идею?

— Как на это реагирует бабка? Как это ее характеризует? (честная была, никогда не брала чужого)

-Почему ребята сразу не могли помочь бабушке?

-Чему научила их этому история?

-Почему рассказ назван «Бабушка и малина», можно было бы назвать, например, «Бабушка без малины»?

(Человеку, попавшему в беду, нужно помочь, причём не просто добрым словом, но и делом)

2 группа: Доброта-это чувства

Какие чувства к героине испытывали пассажиры? (проводницажалость, сочувствие, гордость за ребят)

Какие чувства испытала главная героиня?

(Радость, счастлива, что набрала полный туяс, трагедия, взялась за сердце, оцепенела, растерянность, горе, а ведь совсем недавно она была счастлива, радость, слезы радости текли по ее щекам)

— В чем же было бабкино счастье? (в том, что она лазила по чащебам и лесным завалам, быстро собирала малину, хвастала перед ребятами, которые встретились в лесу, что раньше была проворная…

— А сейчас она в расстроенных чувствах. Чего же жалко было ей? (жалко труда, целый день на солнышке, что нет той сноровки прежней, что она одна одинешенька….

— Когда у бабушки был полон туяс, почему же она вновь плачет? (От радости, от человеческого благородства, оттого, что представила, что это ее внуки помогли ей.)

— Есть ли в рассказе олицетворение? (поезд, наделен человеческим голосом, но и повадками, и человеческими эмоциями: ему радостно за бабушку, которая едет уже с малиной. Автор использует олицетворения, восклицания, повторы слов)

— С какой целью так пишет автор? (все рады тому, что бабушка едет с малиной, не только герои, но и неживые существа)

Какие чувства вы испытали, читая рассказ?

3 группа: Качества личности. Примеры из текста.

Взаимопомощь, взаимовыручка, уважение к старости

-Что еще автор изображает в рассказе? (фонарь, который висит в вагоне, никому не нужный, так как вагон освещен электричеством.)

-Что хотел донести до читателя этим эпизодом автор? (уважение к старости, к одинокому человеку, ведь бабушка одна осталась, весь свой род она пережила)

Вернемся к кластеру. В чем были правы? Что еще нужно дописать?

Поработайте в группах. Составьте Синквейн.

Напоминаю: 1 строчка существительное, 2 строчка – 2 прилагательных, 3 строчка- 3 глагола, 4 строчка- предложение или пословица на эту тему, 5 –синоним, который повторяет суть первого слова.

Письменно продолжите фразу «Быть добрым – это значит …»

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый челочек – это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком. Я верю, что вы станете настоящими людьми.

И закончить урок мне хочется так:

Относись к людям так,
Как бы ты хотел,
Чтоб относились к тебе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *