Кухня дикого запада рецепты
КОГДА-ТО НА ДИКОМ ЗАПАДЕ
Драматические события, которые происходили во второй половине XIX века на американском Диком Западе — будущих западных штатах США — уже более ста лет изображаются в фильмах-вестернах. Это направление искусства, зародившееся в Америке, со временем освоили другие страны и даже создали его собственные эквиваленты. Тем не менее, все вестерны объединяют некоторые характерные особенности, включая и гастрономические.
Постепенно реальность и атрибуты ковбойской эпохи так перемешались с художественным вымыслом, что у зрителя сложились устойчивые «смит–энд-вестерновские» стереотипы. Соответственно им, действия всех вестернов происходят в уединенных фортах и небольших приграничных городках, расположенных в суровой, пустынной местности. Природные ландшафты Калифорнии, Аризоны, Техаса и других штатов часто становились не просто бэкграундом, а существенной частью киноленты. Так, вестерн « Золото Маккенны » (с Грегори Пеком и Омаром Шарифом ), вышедший на экраны кинотеатров СССР в 1974 году, поразил зрителей грандиозным и величественным антуражем происходящих событий: натурные съёмки проводились в Аризоне, в национальных парках Каньон-де-Шелли и Глен-Каньон.
Природную натуру в вестернах сочетали со съемками кино-ранчо (movie ranch)—специально построенными декорациями, в виде грубо сколоченных деревянных домов, с дощатыми тротуарами, уложенными вдоль них. Эти декорации в итоге стали для кинозрителей эталоном реалий Дикого Запада.
Чаще всего декоративный городок состоял из одной улицы. По ней зрелищно проносились конные «йо-хо!»-погони, и на ней в финале сводят друг с другом счеты бандиты, шериф и стрелки, в различных комбинациях устраивая между собой дуэли с молниеносными выстрелами «от бедра».
Здесь же, на главной улице всегда располагался салун – зачастую, центральное место событий фильма. В салуне от заката до рассвета звучала музыка, обычно исполняемая на видавшем виды, расстроенном пианино Honky-Tonk Piano. Мелодии на нём игрались примитивные, не требовавшие больше двух октав. (Не оттуда ли пошла поговорка: «не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет»?).
Прозвище « джинница » идет несколько вразрез с растиражированным киноштампом о том, что в салунах Дикого Запада посетители хлестали исключительно виски. Дело в том, что в колониальной Америке в салунах изначально лидировали джин и ром, попав туда окольными путями через Европу. Перед войной за независимость потребление рома в американских колониях на душу населения составляло больше 13 литров в год. С джином дела обстояли и того хуже: в связи с королевскими ограничениями на импорт спиртных напитков в 1698 году, кустарное производство джина в Англии за 40 лет выросло в десять раз и превысило даже производство пива. Конечно, в качественном отношении это были совсем не те напитки, которые мы знаем теперь.
К примеру, весь изготавливаемый ром был тяжёлым или тёмным, в отличие от европейских напитков, очищенных двойной перегонкой, а джин был сладковатым варевом сомнительного качества. Но это компенсировалось низкой ценой. Дешевый ром был всегда востребован ковбоями скотопасами и прочей рабочей беднотой. Кстати, название « ром » происходит от слова rumbullion, что на одном из диалектов английского языка означает «шум, гам, волнение». Весьма подходяще для салунов.
Названия ковбойских напитков хорошо отражают, как грубость той эпохи, так и ядрёное содержимое стаканов: «Сок Тарантула», «Виски 200 метров» (в оригинале — «Forty-Rod», подразумевает, что этот виски такой крепкий, что убивает на расстоянии пистолетного выстрела), «Красный глаз», «Гробовой лак» («Coffin Varnish»).
Вне сомнений такая выпивка требовала приличной закуски. Еда в ковбойских салунах была непритязательная, но основательная. Первое место, конечно же, занимало мясо. Порции были огромные. (Хотя, техаские стейки по-ковбойски до сих пор сохранили большие размеры). Если ковбои во время перегонов скота питались, в основном, пресными галетами и говядиной, которая им до смерти приедалась, то салун мог «побаловать» их свининой, бараниной или жареной курочкой.
В качестве первого блюда была похлёбка из говяжьей требухи (аналог современного супа из говяжьего рубца). На гарнир, как правило, шли бобы или фасоль. Из-за повсеместной антисанитарии вся еда обильно приправлялась красным перцем чили. Вместо хлеба на Диком Западе ели кукурузные лепёшки из пресного теста. Чай был дорог, гораздо чаще ковбои пили кофе.
Но киновестерны разных стран создали и поддерживают миф о поголовном распивании виски в салунах. Большинство киногероев Дикого Запада с порога требовали виски, а перепившись, устраивали в салунах грандиозные постановочные драки. Похоже, из-за них неотъемлемым аксессуаром фильмов-вестернов стали маятниковые двери-распашонки, которые из-за своей формы, напоминающей крылья летучей мыши, получили прозвище «batwing doors». Собственно, в жизни они не исполняли своего основного назначения – ограничивать доступ, из-за ненадобности такового: питейные заведения большинства салунов работали круглосуточно, не закрываясь.
Зато в ковбойских фильмах через двери «летучая мышь» с шиком вышвыривали зарвавшихся пьяных бузотеров или же с их помощью нагнетали напряженное ожидание, показывая под створками, не доходившими до пола, только сапоги хэдхантера или бандита, в остальном скрытого от глаз посетителей салуна.
По мере продвижения переселенцев вглубь территории, росло количество городов и салунов, расположенных в них. Через полвека насыщенность ими была такова, что только в одном Ливенуорте в Канзасе их было больше 150. Самым доходным напитком становилось пиво, поскольку его производство было налажено при самих заведениях. Именно в салунах родилась знаменитая прямая укладка бочонков кегов, которая жива на некоторых пивоварнях до сих пор.
Конкуренция привела к тому, что салуны из грязных забегаловок постепенно превращались в места досуга. Если раньше салун больше походил на сарай, украшенный оленьими рогами и шкурой рыси, то теперь в них можно было видеть картины, резную мебель, люстры (керосиновые) и даже скатерти на столах. Популярный советский вестерн « Человек с бульвара Капуцинов » как раз отражает этот самый период в истории салунов.
Постановочная драка в салуне, для которой заказывали специальную «безопасную» мебель и посуду, надолго запомнилась многим зрителям. В киноленте была не упущена и частая попутчица жанра — сентиментальная лирика.
Можно считать, что для перестроечного советского кино это был интересный и довольно экзотический сеттинг. Хотя, по первым же кадрам понятно, откуда Сурикова черпала свое вдохновение. Даже рабочее название картины «10 капель перед стрельбой» вторит тематике чехословацкого первоисточника- музыкальной комедии « Лимонадный Джо «.
Спустя еще несколько десятков лет, стали появляться вовсе диковинные примеры вестернов, использующих элементы ужасов и фантастики, как фильм 2011-го года « Ковбои против пришельцев ». Вестерны экзотического происхождения, например, японская комедия « Одуванчик » (оригинальное название « Tampopo ») конца 1985 года, — уходили в еще более сумасбродный авангард, вроде коктейля из вестерна, азиатского боевика и пародий, как в фильме « Сукияки вестерн Джанго » японского режиссера-авангардиста Такаси Миике.
Такие постмодерновые работы лишь частично сохраняли фундаментальные элементы вестернов и просто забавлялись реминесценциями. Так, название упомянутого фильма Миике, явно отсылает к спагетти-вестерну итальянского режиссера Серджо Корбуччи « Джанго » (1966). Как и упоминание в названии традиционного японского блюда « Sukiyaki », состоящего из говяжьего мяса и овощей, готовящихся в металлическом котелке на огне. Но, в целом, эволюция жанра стала больше походить на его кончину.
В этой парадоксальной парадигме можно усмотреть некую аналогию с закатом эпохи салунов и самой эры Дикого Запада. По мере урбанизации западных штатов США, площадь территорий с характерным жизненным укладом быстро сокращалась. Необходимость ковбоев исчезала. Примерно к 1890 году Дикий Запад окончательно перестал существовать как культурное явление, оставшись только в воспоминаниях, фотографиях, фольклоре, да на экранах кинотеатров.