Потребление варенья в россии
Обзор российского рынка джемов (№ 5/2016)
В стоимостном выражении, по итогам 2015 года, лидируют Чили (26%), Китай (10%), Эквадор (10%) и ЮАР (10%) (табл. 2).
Из Чили импортируются абрикосовое, персиковое, яблочное, грушевое и другие виды пюре, предназначенного для дальнейшего производства джемов и варенья. Ключевыми поставщиками чилийской продукции являются компании Empresas Carozzi S.A., Conservera Pentzke, S.A. и Sugal Chile (табл. 3).
Импорт из ЮАР представлен концентратами грушевого и персикового пюре, а ключевыми поставщиками являются компании Boland Pulp (Pty) Ltd. и Ceres Fruit Juices Pty Ltd. Импорт из Эквадора представлен банановым пюре, крупными импортерами которого являются компании Futurcorp S.A. и Banalight C.A. Греция и Испания поставляют в Россию преимущественно персиковое пюре. Основными поставщиками этой продукции являются греческие Almme S.A., Danais S.A. и Hellenic Juice Industry Aspis S.A., испанские Tomates Del Guadiana S.Coop. и Arofa S.L. Наконец, Китай импортирует абрикосовое пюре, основными поставщиками которого являются компании Yecheng Yiyuan Fruit Industry Co., Luntai Hualong Agriculture & Forestry Development Co и Senwang Food.
Основной объем российского экспорта фруктовых джемов, пюре, варенья и повидла направлен в страны постсоветского пространства (в первую очередь, это Казахстан, Украина и Белоруссия), а также в Монголию (табл. 4).
Объем российского производства джемов, повидла, пюре и варенья в 2015 году составил 158,6 тысячи тонн, что на 11% выше уровня 2014 года (143,4 тысячи тонн) (рис. 2).
В структуре внутреннего производства наибольшая доля приходится на Центральный ФО (59%, по итогам 2015 года), что обусловлено высокой концентрацией населения и предприятий пищевой промышленности в этом округе (рис. 3).
Далее следуют Приволжский и Сибирский ФО, на долю которых приходится, соответственно, 14 и 12% производства.
Объем предложения на российском рынке фруктовых джемов, повидла, варенья и пюре в 2015 году составил 171 тысячу тонн, что на 4% выше уровня 2014 года (165 тысяч тонн) (табл. 6).
При этом рынок вырос за счет прироста производства, тогда как импортные поставки сократились. Доля импортной продукции составила 15% в натуральном выражении (рис. 4).
* С учетом импорта из стран Таможенного союза.
** С НДС.
Никита Федюшин,
аналитик компании I-Marketing
СОСТОЯНИЕ РЫНКА ПЛОДОВО-ЯГОДНОЙ КОНСЕРВАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВАРЕНЬЯ)
За период с 2007 по 2011 гг. объем продаж плодовых и ягодных консервов в России снизился почти на 10%: с 435 до 393 тыс.т. Сокращение продаж относительно предыдущих лет наблюдалось только в 2009 г. – на 20%. Падение продаж в 2009 г. произошло как за счет роста цен в рознице, так и за счет стагнации доходов населения. Затем ситуация на рынке стала налаживаться: в 2011 г продажи плодовых и ягодных консервов выросли по сравнению с 2009 г почти на 11%.
Около десяти лет назад большая доля продукции плодово-ягодной консервации в Россию импортировалась из стран дальнего и ближнего зарубежья.
Затем с развитием данного рынка и возрастающим спросом объём импорта джемов, желе, мармелада и прочих сахарных изделий из стран дальнего зарубежья постепенно начал сокращаться. Более того, с 1997 г. отмечается устойчивая тенденция к росту объёмов экспорта фруктово-ягодной консервации в страны ближнего зарубежья (например, в 2000 г. произошёл рост экспортных поставок в страны СНГ почти на 70 %).
Отечественная продукция представлена такими брендами, как «Скатерть-самобранка» («КАМ-Интер»), «Ратибор» («Ратибор»), «Царская ягода», (ТД «БогучаровоМаркет»), «Хозяинъ» («Хозяинъ»), «Золотая долина» («МК Вироско»), «Кормилица» («ЮМК), «Рябинушка» («Рябинушка») и др.
Если составить таблицу (рис. 1) популярности импортной продукции у россиян, то ситуация будет выглядеть так:
3-е место занимает любимое россиянами варенье (14 %).
4-е место заграничных фруктово-ягодных сладостей принадлежит повидлу (3 %).
Если рассматривать конкретно российский рынок варенья, то согласно маркетинговому исследованию «Российский рынок варенья, джема, повидла, конфитюра в 2005-2012 гг. и прогноз на 2013-2016 гг.», проведенному консалтинговой компанией «АМИКО», российское производство варенья увеличивается существенными темпами.
По оценкам, в 2012 году объем производства варенья вырос на 29% в натуральном выражении до 396 млн. условных банок.
Начиная с 2005 года объем производства увеличился почти в 7,5 раз, с уровня в 52,4 млн. условных банок. Средние темпы прироста за этот период составили около 33% в год.
Рисунок 1 – Предпочтения российских потребителей в сегменте импортируемой плодово-ягодной консервации
В географической структуре производства варенья больше половины приходится на Центральный ФО (54,3%), на втором месте находится Приволжский ФО (18,1%), далее следуют Южный ФО (15,2%) и Северо-Западный ФО (9,2%) (рис. 2).
Доля отечественного производства варенья активно увеличивается и уже практически сравнялась с объемами импорта (49, 6% против 50, 4%). Цены производителей на варенье, повидло, джемы и конфитюры в 2013 г. по данным за 4 квартала 2013г. составила 56, 29 руб. за кг, что на 13, 3% больше уровня цен в 2010-2011 г.
Варенье является относительно сезонным продуктом. Наименьшим спросом оно пользуется в теплый период, когда люди предпочитают свежие ягоды и фрукты. Максимальный спрос приходится на осенний и зимний сезоны.
Рисунок 2 – Локализация производства варенья в России, % от общего производства
В магазинах реализуется большое разнообразие видов варенья из всевозможных фруктов и ягод. Лидирующие позиции делят между собой продукты из вишни (17%), малины, абрикоса (рис. 3). В меньшей степени представлены смородиновые, клубничные и сливовые продукты. В графу «другое» вошли варенья из тропических и редко встречающихся в торговых точках фруктов и ягод.
Рисунок 3 – Предпочтения российских потребителей варенья
Condition of the market of fruit and berry preservation (on the example of jam)
Adamova E.Yu., student of the 5th course of economics department
The head – к.б.н., associate professor Feoktistova N. A., к.б.н., senior lecturer Lydina M. A.
Ягодный бизнес 2020 года: объем переработки увеличится на 18%, дефицит свежих ягод сохранится
Ягодный дефицит — так можно охарактеризовать состояние российского рынка свежих ягод. Подробности — в детальном анализе развития ягодного бизнеса в 2016-2020 годах, сделанном аналитиками компании «Интерагро».
Общая ситуация
Приверженцев здорового и экологически чистого питания с каждым годом становится все больше. Если раньше большинство россиян выбирало в качестве перекуса фаст-фуд, то в последние годы на смену ему пришли овощи, фрукты и ягоды. Что касается последних, то, учитывая тенденцию, в скором будущем перед предпринимателями могут открыться огромные возможности на ниве производства и переработки ягод, надеются аналитики «Интерагро».
Напомним, что медицинские нормы потребления ягод на одного человека составляет 7 килограммов в год. Но пока даже с учетом импорта, россияне съедают только 69-76% от нормы (4,8-5,3 кг. на человека в год). Более того, импорт не покрывает имеющийся дефицит — в 2019 году он составил 58 тыс. тонн при дефиците в 312 тыс. тонн.
Рост производства ягод также не позволяет удовлетворить медицинские нормы. Так, в 2018-2019 годах потребление составило 5,2-5,3 кг на человека в год, а в 2020 году, по оценкам «Интерагро», составит 5,4 кг. на человека. Таким образом, самообеспеченность ягодами может подняться с 69% (4,8 кг/чел.) в 2019 году до 70% (4,9 из требуемых 7 кг. /чел.) в 2020 году.
По оценкам «Интерагро», валовый сбор ягод в 2020 году составит 714 тысяч тонн, 71 тыс. тонн — импорт. Таким образом, внутреннее производство может быть на уровне 91% от существующего потребления, что на 1% ниже уровня 2019 года.
Динамика валового сбора и дефицита ягод
Площади под ягодниками
По данным Росстата, площади ягодников в 2019 году снизились по сравнению с предыдущим годом на 2,5% (с 102,8 до 100,2 тыс. га). Снижение произошло в сельскохозяйственных предприятиях – на 2,7% и у населения – на 3,2%. Крестьянско-фермерские хозяйства и ИП показали рост на 11,6%. По оценкам «Интерагро», в 2020 году площади под ягодниками продолжат сокращаться до 99,9 тыс. га, что на 0,3% ниже уровня 2019 года. Площадь в сельскохозяйственных предприятиях и у населения упадет на 0,8-1%. А вот фермерские хозяйства и ИП покажут рост на 12,2%.
Площади под ягодными насаждениями, тыс. га
Импорт vs Производство
Структура производства и импорта по типам ягод существенно различается. Так, в России в основном собирают смородину (33%). На долю клубники приходится 20%, тогда как в импорте она занимает первое место и составляет 76%. Малины в России собирается 14%, а импортируется 6%. Голубика в России только набирает обороты, на ее долю приходится пока только 0,3%, тогда как в импорте она составляет 8%.
Наибольший объем ягод, импортируемых в Россию, составляет клубника (76%). Далее идут клюква и голубика (8%), малина и ежевика (6%), смородина (6%), черника (1%). На долю других ягод приходится около 3% поставок.
Импорт в разрезе по ягодам
Переработка ягод растет
Производство
По данным Росстата РФ большая часть урожая ягод (72%) отправляется на переработку и продается оптовикам, четверть (24%) направляется в розницу, 2% — в HORECA. Российское производство переработанных ягод выросло за последние три года в 1,5 раза: с 3,95 тыс. тонн в 2016 году до 5,8 в 2019 году. По оценкам «Интерагро», рост производства ягод в 2020 году составит не менее 18% и достигнет 6,85 тыс. тонн.
Основные поставщики ягод для перерабатывающей промышленности являются ЦФО (67%). Затем с большим отрывом идут ПФО (14%), СФО (7%) и ЮФО (4%).
Регионы-переработчики ягод в 2019 г.
Основным способом переработки ягод в России является заморозка. При этом она является и самой перспективной технологией. Зачастую это промежуточная стадия, которая дает возможность в дальнейшем использовать ягоду для приготовления морсов, напитков, джемов, пюре и т.д. Дополнительным плюсом является то, что для заморозки не требуется использование дополнительных консервантов и сахара. Это позволяет замороженной ягоде оставаться здоровой пищей.
Замороженные ягоды составляют 95% от переработанных ягод. Ягодные десерты (щербет, ягодный лед) и варенье-джемы занимают по 2%, 1% — это ягодные пюре и пасты.
Сублимационная сушка ягод пока не получила широкое распространение среди российских переработчиков. Основной причиной этого является дороговизна оборудования и самое главное — дороговизна самого процесса переработки. Сушка очень энергозатратное мероприятие. Хотя в дальнейшем сушеные ягоды хранить легче – они не требуют морозильных камер, достаточно холодильных установок.
Однако в связи со значительным ростом спроса на импортные сублимированные ягоды, вскоре и российские производителя обратят на данный вид переработки более пристальное внимание, уверены аналитики «Интерагро».
Импорт
Рост импорта за аналогичный период вырос также в 1,5 раза: с 8,54 в 2016 году до 12,08 тыс. тонн в 2019 году. По оценкам «Интерагро», рост импорта переработанных ягод в 2020 году составит не менее 3% и достигнет 12,50 тыс. тонн.
Производство и импорт переработанных ягод
Две трети ягод импортируется консервированными (62%). Далее идут ягоды сушеные (25%), джемы и пюре (7%), сок (6%). В последние годы постоянно растет доля импортируемых сушеных ягод (с 9% в 2016 г. до 25% в 2019 г.), и падает доля консервации (с 76% в 2016 г. до 62% в 2019 году). Доля соков, джемов и пюре остается на прежнем уровне.
Импорт переработанных ягод по типам переработки
Основными поставщиками переработанной ягоды являются Китай (20%), США (15%), Германия (14%) и Польша (11%).
Страны-импортеры переработанных ягод в 2019 г.
Ягодный бизнес — проблемы и пути решения
При промышленном выращивании ягод важно ориентироваться и на оптовых покупателей, и на переработку. Ягоды продукт скоропортящийся, поэтому нужно заранее продумать каналы сбыта продукции. Клиентами для покупки свежих ягод могут стать: супермаркеты, оптовые и розничные торговцы, кондитерские и пекарни, а также рестораны и кафе. Из переработчиков клиентами могут быть: производители кисломолочной продукции мороженного, соков, джемов и пюре, а также производители натуральной косметики и БАДов.
Первую прибыль ягодный бизнес может приносить уже со второго года его ведения. Ягодами торгуют в течение всего года: в сезон — свежими, а по окончании сезона —– переработанными. Переработанные ягоды стоят в два-четыре раза дороже. Следует, однако, помнить, что процесс упаковки, переработки и расфасовки не сложный, но трудоемкий без использования специального оборудования.
Назовем основные преимущества ягодного бизнеса:
Генеральный директор «Интерагро» Екатерина Бабаева:
Рынок джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых, полученные путем тепловой обработки в России
Условием классификации в данной товарной категории является процесс получения путем тепловой обработки, который означает продукты, полученные путем термообработки при атмосферном давлении или пониженном давлении для повышения вязкости продукта, вследствие снижения содержания воды или иной причины. Ежегодное потребление варенья, джемов и конфитюра в России составляет 33 млн л. Наибольший объем продаж джемов и варенья приходится на февраль и март, а также на май. С июля по сентябрь продажи падают.
Объем производства джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России в 2018 г. составил 679 493 тыс. усл. банок, что эквивалентно 271 797 тн. В 2017 г. этот показатель равнялся 27 006 тн.
Диаграмма 1. Объем и темп прироста производства джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России в 2014-2018 гг., тн.
Источник: расчеты Discovery Research Group.
Категория «Джемы, фруктовые желе, пюре и паст фруктовые или ореховые» занимает наибольшую долю 84,8% от натурального объема производства. Наибольший объем данного вида продукции в 2018 г. производился в Московской области. Также данная категория рассмотрена в отчете по группам:
Диаграмма 2. Доли субъектов РФ в объеме производства джемов, желе, пюре и паст фруктовых или ореховых в России в 2018 г., % от натурального объема.
Источник: расчеты Discovery Research Group.
Рост цен на рынке джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых и ореховых обусловлен девальвацией рубля и удорожанием импортного сырья, доля которого в производстве составляет до 60% от используемого сырья.
Раздел импорта и экспорта в отчете содержит информацию о поставках:
Объем импорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в Россию в 2018 г. составил 98 979 тн. Темп прироста был равен 15,1%. В 2017 г. объем импорта составил 86 023 тн. Категория «Гомогенизированные готовые продукты, с содержанием сахара более 30 мас.%» занимала наибольшую долю 67% в 2018 г. от натурального объема. Крупнейшим импортером джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в Россию в 2018 г. являлся RHODES FOOD GROUP (PTY) LTD.
Диаграмма 3. Доли категорий в объеме импорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России в 2018 г., % от натурального объема.
Источник: расчеты Discovery Research Group.
Объем экспорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых из России в 2018 г. составил 5 359 тн. Темп прироста был равен 20,5%. В 2017 г. объем экспорта составил 4 446 тн. Категория «Прочие с содержанием сахара более 3 мас.%» занимала долю 64% в 2018 г. от натурального объема. Крупнейшим производителем в экспорте джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых из России в 2018 г. являлся ООО ДОКА-ТОРГСЕРВИС.
Дальнейшее развитие российского рынка джемов будет протекать в условиях удорожания сырья с одной стороны и падения реальных доходов населения – с другой. Немаловажным фактором являются также любовь россиян к традиционным домашним заготовкам варенья, джемов и компотов. В данной связи намечается интересный тренд: постепенный отказ от собственных заготовок в сторону выбора фабричной продукции. В настоящее время этот тренд очень слабый, но на него окажет влияние урбанизация и ускорение ритма жизни. Вторым трендом станет все большее использование производителями ароматизаторов: в условиях удорожания сырья и падения реальных доходов остро встает вопрос снижения себестоимости выпускаемой продукции.