Принять рецепт в работу
Принять рецепт в работу
Порядок приема рецептов (требований)
Провизор-технолог, принимая рецепт, обязан внимательно прочитать его, уточнить возраст больного, обратить внимание на дату выписки, на совместимость и дозы выписанных ингредиентов (особенно на медикаменты, предназначенные для детей, а также лекарства, в состав которых входят ядовитые и сильнодействующие вещества).
Наименование ядовитых, наркотических веществ и этилового спирта подчеркивается красным карандашом. Затем провизор-технолог обязан проверить норму единовременного отпуска наркотических или приравненных к ним средств по одному рецепту (стр. 53).
Рецепт, выписанный с нарушением правил прописывания лекарств или содержащий несовместимые лекарственные вещества и другие ошибки (табл. 9), аннулируется штампом «Рецепт недействителен».
Таблица 9. Классификация ошибок, допускавшихся врачами при выписке рецептов
Все случаи поступления таких рецептов регистрируются в специальном журнале по следующей форме:
Журнал регистрации неправильно выписанных рецептов
При поступлении рецептов, в которых названия лекарств выписаны не на латинском языке, лекарство больному отпускается, рецепт погашается штампом «Рецепт недействителен», о чем доводится до сведения руководителя лечебно-профилактического учреждения.
Все аптечные учреждения республики, области, края, города обеспечиваются штампом единого образца «Рецепт недействителен» на русском и национальном языках, на котором должно быть указано название аптечного управления и номер аптеки.
При приеме рецептов особое значение придается соблюдению требований фармацевтической деонтологии. При этом необходимо соблюдать следующие правила:
сделать все возможное, чтобы больной не получил информации о природе своей болезни и ее исходах;
важно любыми средствами, но осторожно и тонко, отвлечь внимание больного от его болезни;
не следует показывать больному, что рецепт выписан неправильно, чтобы не-подрывать авторитет врача;
не рекомендуется заменять выписанное лекарство без согласования с врачом.
Провизор-технолог аптеки обязан принять все меры для ликвидации всех недоразумений, возникающих при приеме рецептов, и сообщить об этом заведующему аптекой.
Если в рецепте допущена ошибка, больному, по его просьбе, выдается копия рецепта в конверте с замечаниями провизора. Больного необходимо попросить вернуться к врачу или главному врачу поликлиники, а оригинал рецепта направляется руководителю лечебно-профилактического учреждения или в соответствующий отдел здравоохранения для принятия мер.
По прочтении рецепта провизор-технолог определяет стоимость лекарства по прейскурантам на медикаменты и аптекарские товары. В настоящее время действуют прейскурант № 025 и дополнения к нему.
При определении стоимости лекарств, изготовленных по экстемпоральной рецептуре и в порядке внутриаптечной заготовки, учитывается стоимость медикаментов, входящих в состав лекарств, а также упаковки (банок, коробок, трубок и др.). Стоимость дистиллированной воды, расходуемой на приготовление лекарств, не взимается. Если из аптеки отпускается дистиллированная вода в чистом виде, то ее стоимость оплачивается покупателями.
Стоимость таблеток «ангро» определяется исходя из розничной цены таблеток за 1 кг, указанной в прейскуранте или дополнениях к нему. Стоимость таблеток, простых или сложных, включает стоимость основных медикаментов, составляющих таблетки, независимо от того, что общий вес последних превышает вес суммы ингредиентов, входящих в состав таблеток, то есть взимается стоимость только основных медикаментов.
Расфасовка и отпуск весовых таблеток (при отсутствии промышленной фасовки) производятся путем отсчитывания (а не взвешивания) таблеток: № 6, 10, 12, 20 и т. д.
Розничная цена их включает стоимость медикаментов, входящих в состав таблеток и упаковки. Стоимость вспомогательных веществ, применяемых при изготовлении пилюль, эмульсий, взвесей и других лекарственных форм, включается в общую стоимость лекарства и расценивается по фактически расходуемым количествам (фиксируется фармацевтом на рецепте).
Расценки на концентраты из лекарственных растений, используемых при изготовлении настоев и отваров, устанавливаются по цене растений.
Если из аптек отпускаются готовые лекарственные средства (кроме витаминов), расфасовка которых не указана в прейскуранте, то их цена образуется путем исключения стоимости упаковки из цен, установленных для фасовки, включенной в прейскурант. Полученное число делится на количество единиц измерения, содержащихся в упаковке, и рассчитывается стоимость одной единицы. Эта цифра умножается на число единиц измерения нового вида расфасовки и к найденной сумме приплюсовывается стоимость упаковки.
При отпуске витаминов в упаковках, не предусмотренных прейскурантом, розничная цена за упаковку исчисляется из прейскурантной цены за килограмм, литр, миллион не без прибавления стоимости упаковки.
Этиловый спирт, отпускаемый из аптек населению по рецептам, имеет две цены: этиловый спирт в чистом виде; этиловый спирт в смеси. Лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям, а также учебным заведениям и научно-исследовательским институтам системы здравоохранения этиловый спирт в чистом виде отпускается по стоимости этилового спирта в смеси.
Таксировка производится с левой стороны рецепта под сокращениями: руб., коп.
Против каждого ингредиента проставляется его стоимость без округления, подводится итог, указывается (внизу) стоимость упаковки и рассчитывается итоговая сумма.
Рис. 9. Протаксированные рецепты
Стоимость лекарства оплачивается больным в кассе аптеки, затем рецепты регистрируются в соответствующей документации.
В хозрасчетных аптеках приняты различные методы регистрации рецептов: журнальный, квитанционный, квитанционножурнальный и бесквитанционный (жетонный).
При ведении рецептурного журнала (журнальный метод) фармацевт наряду со стоимостью приготовленного лекарства регистрирует стоимость каждого лекарства, отпущенного в готовом виде. Рецептурный журнал рекомендуется вести в аптеках с небольшим объемом работы, а также в тех, где нет отделов с раздельной материальной ответственностью. Форма рецептурного журнала приведена ниже:
После регистрации рецепта в рецептурном журнале провизор-технолог выписывает больному квитанцию, по которой будет выдано изготовленное лекарство. Принята такая форма квитанции:
На квитанции указывается номер, под которым зарегистрирован рецепт в рецептурном журнале. Такой же номер наклеивается на рецепт и на этикетку для оформления изготовленного лекарства.
При квитанционном методе учета рецептуры в аптеке заполняется квитанционный журнал, отпечатанный типографским способом. Такой журнал должен иметь порядковые номера и разделяться на четыре части:
При заполнении квитанционного журнала в левой части проставляются номер аптеки, фамилия больного, общая стоимость и форма лекарства.
В средней части журнала также проставляются номер аптеки, фамилия больного, дата приема рецепта, час приготовления и стоимость лекарства, подчеркивается форма лекарства.
В правой части квитанционного журнала проставляется номер аптеки и отмечается время приготовления лекарства.
При проставлении номера аптеки и даты целесообразно пользоваться нумератором.
Левая часть квитанционного журнала остается в аптеке для учета принятых рецептов, средняя часть (квитанция) передается посетителю, а правая с одним номером наклеивается на оборотную сторону рецепта. При оформлении лекарства к отпуску один номер наклеивается на этикетку.
При квитанционно-журнальном методе регистрации рецептов, кроме квитанции, под копирку заполняется и рецептурный журнал. Существуют два варианта квитанционно-журнального метода регистрации рецептов.
Второй вариант квитанционно-журнального метода характеризуется тем, что отпадает необходимость писать номер рецепта, не нужно также указывать время изготовления лекарства и лекарственную форму, а только подчеркнуть. Учет рецептуры ведется по количеству заполненных квитанций.
Образец квитанционно-журнальной формы (второго варианта) :
После регистрации рецептов больному целесообразно вместе с квитанцией выдавать и рецепт, который вместе с чеком остается в кассе, а квитанцию со штампом «Оплачено» кассир возвращает больному.
Бесквитанционный метод приема рецептов заключается в том, что после таксировки провизор-технолог выдает посетителю жетон и рецепт с проставленным (на обороте) номером жетона. Время получения лекарства сообщается устно.
Изготовленные лекарства расставляются на вертушках, по двум последним цифрам номера жетона.
Для обеспечения равномерной работы фармацевтов (ассистентов) провизор-технолог в начале смены раскладывает жетоны на каждый час работы.
Рис. II. Номера и цветовое оформление жетонов
Можно использовать жетоны одного цвета, различающиеся по форме, или одной формы, но различного цвета, однако предпочтительнее иметь жетоны различных форм и цветов.
В качестве материала для изготовления жетонов используются цветные пластмассы или алюминиевые сплавы.
Металлические жетоны покрываются эмалевой краской соответствующего цвета полностью или в виде цветных полос. Пластмассовые или металлические жетоны необходимо дезинфицировать раствором хлорамина или диоцида 1:5000.
При переходе на бесквитанционный метод приема рецептов целесообразно организовать централизованное снабжение аптек жетонами.
Чтобы население быстро привыкло к новому виду обслуживания, в аптеках желательно иметь предупредительные надписи с просьбой следить за сохранностью жетонов, так как утеря их затрудняет поиск лекарства и осложняет работу провизоров-технологов.
Бесквитаниионный метод приема рецептов может применяться в аптеках всех категорий, однако переход необходимо осуществлять постепенно, чтобы накопить определенный опыт.
Несмотря на некоторые недостатки бесквитанционного метода (возможность потери жетонов), он имеет и большие преимущества. Хронометраж показал, что на прием одного рецепта (без таксировки) по бесквитанционному методу вместо 37-40 секунд затрачивается 10-11 (Бучнев, 1974). Производительность труда провизоров-технологов по приему рецептов увеличивается в 2,5-3,0 раза.
Из журнального, квитанционного и квитанционно-журнального методов регистрации рецептов наиболее приемлем второй вариант квитанционно-журнального метода, при котором затраты времени сокращаются почти в 2,5 раза по сравнению с заполнением рецептурного журнала, кроме того, в 2 раза уменьшается расход бумаги.
После регистрации рецептов и оплаты стоимости лекарства кассир передает их провизору-технологу, который распределяет среди фармацевтов (ассистентов) для изготовления лекарств.
Для рационального распределения работы между ассистентами по видам лекарственных форм целесообразно использовать 11-клавишный счетчик, предназначенный для подсчета элементов крови. При отсутствии счетчика необходимо вести график принятия рецептов на определенные часы по следующей форме:
График распределения нагрузки фармацевтов по часам
На каждый час провизор-технолог, учитывая производительность труда фармацевтов при изготовлении различных лекарственных форм, проставляет в графике количество принятых рецептов.
В конце смены провизор-технолог обязан произвести подсчет принятых рецептов на лекарства индивидуального изготовления, а также на готовые формы.
Если в аптеке временно нет лекарства, провизор-технолог по приему рецептов выдает посетителю заранее отпечатанный талон-справку с указанием адреса и телефона близлежащей аптеки, где имеется стол справок. Например, такой формы;
Накладные лечебно-профилактических учреждений, в которых прописаны лекарства индивидуального приготовления, готовые лекарственные средства или вещества в массе (ангро), таксируются провизором-технологом по каждой прописи отдельно. На накладных указывается также и итоговая сумма.
В аптеках лечебно-профилактических учреждений каждая накладная (требование) на выдачу лекарственных средств в отделения (кабинеты) таксируется заведующим аптекой или его заместителем для определения стоимости отпущенных ценностей.
Рис. III. Этикетка для оформления лекарств индивидуального изготовления
Таксировка ценностей производится по розничным (прейскурантным) ценам по каждому наименованию и прописи отдельно, а также выводится сумма в целом по накладной. Стоимость каждого медикамента и общая сумма указываются в обоих экземплярах накладной. При таксировке медикаментов итоговая сумма по накладной округляется так же, как и по рецептам.
За неправильно указанные розничные цены и стоимости лекарственных средств в накладных (требованиях) ответственность несет заведующий аптекой.
Протаксированные накладные (требования) нумеруются с начала месяца и ежедневно регистрируются но порядку номеров в «Книге учета протаксированных накладных (требований)», форма которой приведена ниже:
Книга учета протаксированных накладных (требований)
Данная книга должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписью руководителя и печатью учреждения. Номера накладных на медикаменты, подлежащие предметно-количественному учету, подчеркиваются.
Порядок приема рецептов и отпуска лекарственных средств аптечными организациями.
Лекарственные средства назначаются и выписываются при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара.
Запрещается выписывать рецепты на ЛС: 1) не разрешенные к применению Минздравсоцразвития России и не зарегистрированные в России; 2) используемые только в ЛПУ (эфир наркозный, хлорэтил, фентанил (кроме трансдермальной лекарственной формы), сомбревин, калипсол, фторотан, кетамин и др. ); 3) при отсутствии медицинских показаний.
Рецепт – это письменное обращение специалиста, выписавшего его, к провизору (фармацевту) об изготовлении и отпуске лекарства. Рецепт является медицинским документом, служащим основанием для отпуска лекарств из аптеки; юридическим документом, так как врач, выписавший рецепт, провизор, принявший рецепт и отпустивший лекарство, и фармацевт, изготовивший ЛП, несут юридическую ответственность в случае неправильного выписывания, изготовления и отпуска лекарств; финансовым документом, так как стоимость лекарства оплачивается больным или возмещается аптеке из бюджетов различных уровней.
Фармацевтическая экспертиза рецепта. При приеме рецептов и отпуске ЛС аптечные работники должны руководствоваться приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.07 №110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания». Рецепты должны выписываться с учетом возраста больного, порядка оплаты ЛС и характера действия входящих в их состав ингредиентов. Рецепт должен быть выписан четко и разборчиво, чернилами или шариковой ручкой с обязательным заполнением всех предусмотренных в бланке граф. Исправления в рецепте не допускаются. На первом этапе приема рецепта аптечный работник должен проверить соответствие формы рецептурного бланка лекарственной прописи, наличия обязательных и дополнительных реквизитов установленным правилам выписывания.
На следующем этапе аптечный работник оценивает правомочность лица, выписавшего рецепт.
Далее аптечный работник должен проверить правильность оформления прописи и способа применения ЛС.
В рецепте, требующем индивидуального изготовления, необходимо проверить совместимость ингредиентов, входящих в состав ЛС. В случаях, когда преодоление несовместимости связано с изменением состава или количества действующих веществ, заменой одной ЛФ другой и т. п., вопрос необходимо согласовать с врачом, выписавшим рецепт.
При оценке лекарственной прописи аптечный работник должен проверить высшие разовые и высшие суточные дозы (ВРД и ВСД) ЛС с учетом возраста больного. Следует помнить, что выписывая наркотическое средство, психотропное, ядовитое, сильнодействующее вещество, а также ЛС списка А и Б в дозе, превышающей высший однократный прием, врач должен написать дозу этого вещества прописью и поставить восклицательный знак (!).
Отпуск отдельных ЛС производится в количествах, не превышающих предельно допустимых норм на один рецепт. Поэтому на следующем этапе аптечный работник проверяет, соответствует ли количество выписанных ЛС установленным приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.07 №110 предельно допустимым для выписывания нормам.
В некоторых случаях регламентом предусмотрено превышение установленных норм. Например, в глазных каплях и мазях этилморфина гидрохлорид (дионин) может выписываться в количествах до 1 г при наличии указания врача на рецепте «По специальному назначению», заверенного подписью и личной печатью врача, печатью «Для рецептов».
Нормы выписывания и отпуска сильнодействующих ЛС и производных барбитуровой кислоты для инкурабельных онкологических и гематологических больных могут быть увеличены в два раза против установленных норм.
Остальные ЛС отпускаются из аптек в количествах, указанных в рецепте.
Провизор должен знать установленные сроки действия рецептов:
10 дней действительны рецепты, выписанные на рецептурном бланке 148-1/у-88;
2 мес действительны рецепты, выписанные на бланке по форме № 107/у.
Рецепт, не отвечающий хотя бы одному из перечисленных выше требований или содержащий несовместимые лекарственные вещества, считается недействительным. В случае возможности уточнения у врача или другого медицинского работника, выписавшего рецепт, названия ЛП, его дозировки, совместимости и т. п. работник аптечной организации может отпустить ЛС пациенту.
Все неправильно выписанные рецепты остаются в аптеке, погашаются штампом «Рецепт недействителен» и регистрируются в специальном журнале. Информация о них передается руководителю соответствующего ЛПУ для принятия мер дисциплинарного воздействия к работникам, нарушающим правила выписывания рецептов.
Таксировка рецептов. Рецепт, выписанный правильно, таксируется, т. е. определяется его розничная цена, которая складывается из стоимости исходных ингредиентов; стоимости аптечной посуды; тарифа за изготовление лекарства.
Аптекам – юридическим лицам предоставлено право самостоятельно разрабатывать тарифы за изготовление и расфасовку ЛС.
Тарифы должны быть утверждены приказом по аптеке. В основу тарификации положены: нормативы затрат времени на отдельные операции по изготовлению, контролю, фасовке и отпуску экстемпоральных лекарственных форм и внутриаптечной заготовки; стоимость 1 мин рабочего времени, рассчитанная с учетом средней заработной платы. Регистрация рецептов. Наиболее распространенной является квитанционная форма регистрации рецептов. Квитанция заполняется в одном экземпляре при приеме рецептов. Условно в ней можно выделить три части. Первая часть (корешок) квитанции с указанием номера лекарства, Ф.И.О. больного, стоимости и ЛФ остается в аптеке. Корешок квитанции служит основанием для учета ЛС, изготовленных по рецептам. По корешкам в конце смены подсчитывают количество принятых рецептов и общую стоимость отпущенных по ним лекарств. В целях учета корешки комплектуются по 50 и 100 шт. и хранятся в аптеке.
Вторая часть квитанции с указанием номера лекарства, вида ЛФ, фамилии больного, даты и времени изготовления лекарства, его стоимости выдается на руки заказчику.
Третья часть квитанции содержит два одинаковых номера: первый с указанием «приготовил», «проверил», «отпустил» наклеивается на рецепт, второй – на упаковку отпускаемого лекарства. По этим номерам изготовленные лекарства располагаются на вертушках на рабочем месте провизора по отпуску лекарств. Отпуск изготовленного аптекой лекарства производится по квитанции, номер которой должен совпадать с номером, наклеенным на упаковку лекарства и на оборотную сторону рецепта.
В небольших по объему работы аптеках принятые рецепты на лекарства индивидуального изготовления регистрируются в рецептурном журнале, содержащем следующие данные: дата, номер рецепта, Ф.И.О. больного, его адрес и телефон, ЛФ, стоимость лекарства. Для получения лекарства больному выписывают квитанцию или выдают жетон.
Жетонный способ оформления заказа на изготовление лекарства заключается в следующем. После таксировки рецепта аптечный работник выдает больному номерной жетон определенной формы и цвета. Цвет и форма жетона обозначают конкретную ЛФ, номер жетона соответствует номеру рецепта и лекарства. Фамилия больного на жетоне не указывается, так как номера жетонов не повторяются. Номер лекарства, его стоимость и вид ЛФ фиксируются в журнале, который ведется в произвольной форме.
В некоторых аптеках применяют чековый метод оформления заказа на изготовление лекарства. После таксировки и оплаты стоимости лекарства через кассу рецепт возвращается провизору. На рецепте провизор отмечает номер кассового чека. На чеке номер подчеркивается цветным карандашом. Цвет обозначает определенную ЛФ (в соответствии с сигнальными цветами, принятыми Едиными правилами оформления лекарств). Например, зеленый – внутреннее, оранжевый – наружное, синий – для инъекций и т. д. На чеке указывается также время изготовления лекарства и Ф. И. О. больного. Номер, стоимость и вид ЛФ фиксируются в журнале по произвольной форме. Оформленный чек передается заказчику, по которому он в указанное время получает лекарство. По номеру чека и сигнальному цвету провизор определяет место хранения приготовленного лекарства.
Отпуск лекарств. При отпуске лекарств по рецептам врачей аптечный работник должен соблюдать определенные правила, утвержденные приказом Минздравсоцразвития от 14.12.05 №785 «О порядке отпуска лекарственных средств».
Аптечным организациям разрешается отпуск наркотических средств и психотропных веществ только по рецептам ЛПУ, расположенных в том же населенном пункте, если иное не установлено органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При отпуске ЛС по рецептам длительного действия последний возвращают больному с указанием на обороте количества отпущенного препарата и даты отпуска. При очередном обращении больного в аптечную организацию учитываются пометки о предыдущем получении Л С. По истечении срока действия рецепт гасится штампом «Рецепт не действителен» и оставляется в аптеке.
В случае отсутствия в аптеке выписанного ЛП аптечный работник может с согласия пациента осуществлять его синонимическую замену.
Совместно Минздравом России и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам был принят приказ № 289/БГ-3-04/256 от 25. 07. 01 о реализации данного постановления. Этим приказом, в частности, утвержден порядок выписки ЛС, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета.
Лекарственные средства выписываются врачом на рецептурных бланках по форме № 107/у. На одном рецептурном бланке можно выписать не более двух ЛС. В перечень, утвержденный постановлением № 201, наряду с ЛС, отпускаемыми по рецептам, включены ЛС, отпускаемые без рецепта врача на основании приказа Минздравсоцразвития России, и отдельные ЛС (психотропные и наркотические), которые выписываются только на специальных бланках и рецептах формы № 148/у-88. При этом в рецепте указывается одно из торговых наименований ЛС.
Лечащий врач выписывает пациенту рецепт в двух экземплярах, один из которых предъявляется в аптечную организацию для получения ЛС, другой представляется в налоговый орган Российской Федерации при подаче налоговой декларации по месту жительства налогоплательщика. На экземпляре рецепта, предназначенного для представления в налоговые органы России, лечащий врач в центре рецептурного бланка проставляет штамп «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика», рецепт заверяется подписью и личной печатью врача, печатью учреждения здравоохранения.
Экземпляр рецепта со штампом «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика» остается на руках у налогоплательщика, оплатившего расходы по приобретению ЛС, назначенных лечащим врачом ему либо его супруге (супругу), его родителям, его детям в возрасте до 18 лет. В дальнейшем такой рецепт вместе с письменным заявлением, с товарным и кассовым чеками из аптечного учреждения, осуществившего отпуск ЛС, представляется в налоговый орган Российской Федерации по месту жительства.
Аптечным учреждениям независимо от организационно-пра- вовой формы и формы собственности категорически запрещается отпуск ЛС по рецептурным бланкам со штампом «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика».
Контроль за выпиской ЛС, входящих в указанный перечень, осуществляется не реже одного раза в месяц заведующим отделением и руководителем учреждения здравоохранения.
По истечении срока хранения рецепты подлежат уничтожению комиссией, о чем составляется акт. Порядок уничтожения определяется территориальными органами управления фармацевтическими организациями.
Рецепты на транквилизаторы (не включенные в список сильнодействующих веществ), антидепрессивные, нейролептические средства, спиртосодержащие ЛМ промышленного производства погашаются штампом: «Лекарство отпущено». Для повторного отпуска необходим новый рецепт.