Проект консервации газопровода скачать
Консервация опасных производственных объектов сети газораспределения и сети газопотребления. Вопросы применения нормативно-правовой базы.
Гродинский Олег Михайлович- начальник лаборатории НКиД ООО «Инженерно-технический центр по обслуживанию котлов», г. Ростов-на-Дону, эксперт
Аннотация: В статье проведен анализ действующих нормативно-правовых документов, и рассмотрены вопросы, возникающие в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности документации, на консервацию опасных производственных объектов сетей газораспределения и сетей газопотребления
Как следует из пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997г. консервация опасного производственного объекта осуществляется на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учётом законодательства о градостроительной деятельности.
Консервация ОПО или его части, предусматривает организационные и технические меры, обеспечивающие экологическую и промышленную безопасность, как при остановке ОПО, так и при его сохранности, в том числе недопущение разрушения ОПО и обеспечение его работоспособности после окончания срока консервации.
Порядок вывода на консервацию должен состоять из следующих этапов:
— разработка документации на консервацию ОПО;
— проведение экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию ОПО;
— консервация ОПО и оборудования, в объёме, определённом документацией на консервацию;
-проведение перерегистрации предприятия в государственном реестре опасных производственных объектов, с целью исключения, законсервированного ОПО, из государственного реестра ОПО на период консервации.
Документация на консервацию ОПО разрабатывается с учётом указаний заводов-изготовителей технических устройств, а также нормативных документов, содержащих требования по консервации конкретных видов оборудования.
Тем не менее, как показывает опыт, в процессе проведения экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию ОПО сетей газораспределения и газопотребления, около 80% проектных организаций, при разработке документации, не учитывают весь спектр, имеющихся, для этой цели, нормативно-правовых актов, нормативных документов, национальных стандартов и документов в области стандартизации.
Причинами «не учета», что мягко сказано, действующих нормативных документов, разработчиками документации, в большинстве своём, являются слабая подготовка руководителей и специалистов многих, недавно созданных и не имеющих достаточного опыта проектных организаций, а порой и полное отсутствие актуализации, имеющейся нормативно-технической базы.
Говоря обо всём спектре, используемых нормативных документов, надо признать, что и его, явно недостаточно, для подготовки полноценной документации на консервацию ОПО газораспределения и газопотребления, без должного опыта и без малейшего представления об эксплуатации технических устройств, применяемых на данных ОПО.
Итак, рассмотрим, действующие на сегодняшний день нормативно-правовые акты, норматив-ные документы, национальные стандарты и документы в области стандартизации, позволяющие, создать некоторую канву, разрабатываемой документации на консервацию ОПО сетей газораспределения и газопотребления.
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002г, разработан Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870), действие которого распространяется на сеть газораспределения и сеть газопотребления, а также связанные с ними процессы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа, эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), капитального ремонта, консервации и ликвидации.
Тем не менее, раздел VII технического регламента «Требования к сетям газораспределения и газопотребления на этапе консервации» многословным не назовёшь, так как он укладывается всего в пять пунктов:
п.82. Консервация сети газораспределения и сети газопотребления предусматривает осуществление мероприятий, обеспечивающих их промышленную и экологическую безопасность, материальную сохранность и предотвращение их разрушения, а также восстановление работоспособности сетей газораспределения и газопотребления после расконсервации.
п.83. На период консервации должна быть обеспечена защита от коррозии объектов, входящих в состав сетей газораспределения и газопотребления.
п.84. Консервация сети газораспределения и сети газопотребления производится на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке.
п.85. В проектной документации на консервацию сети газораспределения и сети газопотребления должны быть предусмотрены меры, исключающие возможность образования предельно- допустимой взрывоопасной концентрации газовоздушной смеси.
Таким образом, требования раздела I. «Общие положения», раздела II. «Требования к организациям, осуществляющим деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления» и раздела V «Газоопасные работы» ФНП можно считать основополагающими при разработке документации на консервацию ОПО сетей газораспределения и газопотребления.
Учитывая, что все работы по консервации ОПО сетей газораспределения и газопотребления относятся к газоопасным (п.137, раздел V ФНП), необходимо особое внимание, при разработке документации, уделять требованиям раздела V Газоопасные работы ФНП, выстраивая чёткую последовательность работ по консервации.
По нашему мнению, при разработке документации по консервации ОПО сетей газораспределения и газопотребления, необходимо учитывать требования раздела III ФНП «Специальные к эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления тепловых электрических станций», касающиеся консервации, которые можно применять не только для ТЭС.
На объектах энергетики применяются «Методические указания по эксплуатации газового хозяйства тепловых электростанций» (СО 34.20.514-2005), распространяющиеся на систему газоснабжения ТЭС, производственных котельных, работающих на природном газе, в которых определен порядок организации технического обслуживания и ремонта объектов газового хозяйства, технологической последовательностью выполнения различных операций по подготовке и пуску газа, проведению предпусковой проверки герметичности затворов запорных устройств, растопке котлов на газе из различных состояний, останову и выводу в резерв или ремонт газового оборудования, а также снятию или установке заглушек на газопроводах.
Также, необходимые выкладки по консервации ОПО сетей газораспределения и газопотребления можно почерпнуть из раздела 6.8. «Консервация и утилизация (ликвидация) газопроводов», раздела 8.6. «Консервация и ликвидация пунктов редуцирования газа» ГОСТ Р 54983-2012 «Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» и раздела 7. «Ввод в эксплуатацию, вывод из эксплуатации, консервация, ликвидация сетей газораспределения» ГОСТ Р 55471-2013 «Системы газораспределительные. Системы управления сетями газораспределения».
В связи с тем, что документация на консервацию ОПО является довольно сложным техническим документом, предусматривающим множество нюансов, имеет смысл обращаться в проектную организацию, имеющих практический опыт руководителей и специалистов в данном направлении, а не искать низких цен и как следствие несоответствие документации требованиям нормативной базы.
В рамках разработки документации на консервацию ОПО должны быть приняты меры по обеспечению безопасности населения, сохранности окружающей среды, зданий и сооружений в радиусе действия влияния консервации ОПО. Такой сложный процесс обусловлен как длительностью периода, на который производится консервация ОПО, так и для выполнения всех требований по обеспечению безопасности населения и окружающей среды в течении всего срока консервации.
Проекты, выполненные ООО «ТЭЗиСПроект»
1 – Проект консервации котельной. План расположения оборудования котельной
2- Проект капитального ремонта теплотрассы. План теплотрассы
3- проект капитального ремонта теплотрассы. Сечение тепловой камеры. Раздел АС
4- Техническое перевооружение компрессорного участка. План
5- Реконструкция сетей водоотведения. Продольный профиль К1Н.
6- Техническое перевооружение системы контроля и автоматизации управления технологическими процессами по перекачке серной кислоты. План расстановки оборудования, разрез 1-1
7- Техническое перевооружение системы контроля и автоматизации управления технологическими процессами по перекачке серной кислоты. Схема соединений (монтажная)
8- Технологическая схема к технологическому регламенту, выполненная по технологическому регламенту, предоставленному предприятием-заказчиком.
9- Замена точек подключения существующего водопроводного ввода и канализационного выпуска от части индивидуального жилого дома. Продольные профили систем водоснабжения и водоотведения.
10- Газопровод низкого давления, газоснабжение многоквартирного 10-ти этажного жилого дома
11- Техническое перевооружение узла слива из автоцистерн в части установки датчиков довзрывных концентраций паров уайт-спирита в воздухе рабочей зоны и датчиков уровня на емкостях для хранения уайт-спирита. Схема технологического процесса с нанесением КИП и А.
Проект консервации газопровода скачать
Здание торгового центра не достроено. В настоящее время не закончен монолитный железобетонный каркас. Необходимо разработать проект консервации.
1. Какие исходные данные необходимы для разработки проекта консервации здания?
2. Необходимо ли прохождение экспертизы по проекту консервации?
3. Какой состав документации достаточен и где это регламентируется?
4. Необходимо ли СРО, и достаточно ли наличие проектного СРО?
5. Как определить стоимость проекта консервации, т.е. есть ли рекомендации или справочники?
а) схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;
б) ведомости, в которых указываются сведения:
В случае, если консервация объекта капитального строительства своевременно не была осуществлена, то дополнительно к вышеуказанным документам потребуются материалы технического обследования конструкций объекта для установления их фактического состояния.
2. Предусмотренные статьёй 49 Градостроительного кодекса 190-ФЗ требования об экспертизе проектной документации, разрабатываемой в соответствии с Постановлением Правительства № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», не относятся к технической (рабочей) документации на консервацию, соответственно экспертиза этой документации не проводится. Техническая документация на консервацию опасного производственного объекта («проект консервации») подлежит экспертизе промышленной безопасности.
3. Состав технической (рабочей) документации на консервацию, поручаемый к разработке проектной организации, определяется заказчиком с учётом особенностей конкретного объекта на основании исполнительной и обследовательской документации, выполненной на момент принятия решения о консервации и может разрабатываться на следующий состав работ, предусмотренный пунктом 9 вышеуказанных «Правил. »:
«а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);
б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;
в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;
г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;
д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);
е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки».
4. Разработку технической (рабочей) документации на консервацию, как правило, поручают проектной организации, разработавшей проектную документацию на объект, подлежащий консервации.
В случае принятия заказчиком решения о разработке технической (рабочей) документации на консервацию другой организацией, необходимо учитывать, что требований к проектным организациям, осуществляющим разработку технической (рабочей) документации на консервацию, о наличии у них свидетельства о принадлежности к СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, в соответствующих статьях Градостроительного кодекса (ст.47; 48; 55.8) не установлено, так как законом регламентирована разработка проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным заказчику при выборе проектной организации для разработки технической (рабочей) документации на консервацию, предъявлять к ней такие же требования, какие должны бы были быть предъявлены для разработки проектной документации на объект, подлежащий консервации, в соответствии Градостроительным кодексом и Постановлением Правительства РФ от 11.05.2017 № 559 «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов».
5. Сметные нормативы для определения стоимости проектных работ по консервации объектов строительства не разрабатывались и в настоящее время отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2.1.4 «Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве» размер затрат, связанных с проектными работами на консервацию объектов, можно определить по ценовыми документами на разработку соответствующей проектной документации для условий нового строительства с введением по согласованию с заказчиком понижающего коэффициента, учитывающего объем работ, связанных с консервацией объекта (стоимость работ принимаемая по аналогии), либо расчетом в соответствии с калькуляцией затрат (форма 3П).
Разработка документации на консервацию опасного производственного объекта и оборудования
Диагностика и согласование: от 30 дней
Стоимость: от 60000 руб.
Регистрация экспертизы: до 8 дней
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Проект консервации ОПО — проект разрабатываемый для определения соответствия требованиям безопасного проведения работ на опасном производственном объекте при проведении консервации технических устройств, а так же работ по расконсервации и последующем вводе оборудования в эксплуатацию.
Консервация оборудования — временная приостановка работы оборудования, сопровождающаяся рядом организационных и технических мер, направленных на долгосрочное сохранение опасных производственных объектов, предохраняющих оборудование от разрушений под влиянием окружающей среды во время простоя.
ПРЕИМУЩЕСТВА КОНСЕРВАЦИИ ОБЪЕКТОВ
Не смотря на сложность процедуры консервации опасных производственных объектов, существует целый ряд преимуществ консервации оборудования для владельцев предприятия, не планирующих эксплуатацию такого оборудования в течение длительного времени:
1) Оборудование и объект становятся не поднадзорны Ростехнадзору (на время консервации);
2) Предотвращение разрушения временно неиспользуемого объекта и оборудования;
3) Отсутствуют затраты на проведение текущих и капитальных ремонтов оборудования;
4) Провести консервацию дешевле и выгоднее чем ликвидировать объект.
ПРОЕКТ КОНСЕРВАЦИИ ОПО ВКЛЮЧАЕТ
1) Пояснительную записку (обоснование критериев консервации);
2) Технологические и технические решения о проведении работ;
3) Последовательность, сроки, исполнители работ;
4) Комплекс организационных и технических мер, направленных на обеспечение промышленной и экологической безопасности при остановке объекта, сохранность объекта, т.е. недопущение его разрушения, обеспечение работоспособности ОПО после расконсервации.
ВАЖНО: Проект консервации опасного производственного объекта должен иметь положительное заключение экспертизы промышленной безопасности.
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА КОНСЕРВАЦИИ ОБЪЕКТА
Разработкой проекта на консервацию объекта может разработать только проектная организация, состоящая в Саморегулируемой организации и имеющая действующее Свидетельство СРО. Требование к разработчикам документации на ликвидацию опасного производственного объекта следующие:
В рамках разработки проекта должны быть приняты меры по обеспечению безопасности населения, сохранности окружающей среды, зданий и сооружений в радиусе действия зоны влияния консервации ОПО. Поэтому технические мероприятия при консервации опасных объектов включают в себя целый ряд специальных процедур. Такой сложный процесс обусловлен длительностью периода, на который производится сама консервация опасных объектов на срок от 1 до 10 лет, так и для исполнения всех требований по обеспечению безопасности людей и окружающей среды в течение срока консервации.
Ростехнадзор разъясняет: Консервация ОПО или части ОПО
Вопрос от 17.07.2019:
В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить, требуется ли исключать из государственного реестра опасные производственные объекты, выведенные из эксплуатации путем консервации (выполненной в соответствии с документацией на консервацию опасного производственного объекта с получением положительного заключения экспертизы промышленной безопасности данной документации).
Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев Ваше обращение, зарегистрированное в Ростехнадзоре 18 июля 2019 г. № 100/13443, сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относится, в том числе, консервация и ликвидация опасного производственного объекта.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляется на основании документации, разработанной в порядке, установленном данным Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежит, в том числе, документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.
После проведения в установленном порядке консервации опасного производственного объекта, опасный производственный объект подлежит исключению из реестра опасных производственных объектов на основании заявления о предоставлении государственной услуги, а также документов, определенных требованиями Административного регламента, содержащих сведения, необходимые для формирования и ведения реестра опасных производственных объектов, согласно описи, установленной приложением № 2 к Административному регламенту, с указанием причины, в рассматриваемом случае, ликвидация объекта или вывод его из эксплуатации.
Вопрос от 20.03.2018:
Какие требования предъявляются к сетям газораспределения и газопотребления на этапе консервации?
Консервация сети газораспределения и сети газопотребления предусматривает осуществление мероприятий, обеспечивающих их промышленную и экологическую безопасность, материальную сохранность и предотвращение их разрушения, а также восстановление работоспособности сетей газораспределения и газопотребления после расконсервации.
На период консервации должна быть обеспечена защита от коррозии объектов, входящих в состав сетей газораспределения и газопотребления.
Консервация сети газораспределения и сети газопотребления производится на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке.
В проектной документации на консервацию сети газораспределения и сети газопотребления должны быть предусмотрены меры, исключающие возможность образования предельно допустимой взрывоопасной концентрации газовоздушной смеси.
Вопрос от 28.02.2018:
На основании приказа эксплуатирующей организации опасные производственные объекты законсервированы и не эксплуатируются, оформлен акт консервации объектов. При проведении проверочных мероприятий инспектор Ростехнадзора требует документацию на консервацию объектов и положительное заключение экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию. Правомочно ли требование инспектора?
Ответ: В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 8 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности.
Не допускаются консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.
Требование к проведению экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию и ликвидацию опасных объектов определено пунктом 1 статьи 13 ФЗ№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности».
Требование инспектора законно и правомочно.
Вопрос от 13.10.2017:
Если на опасных производственных объектах опасные вещества не обращаются и технологические процессы не производятся, рассматриваются ли анализ риска аварии на объектах и возможные сценарии аварий?
Ответ: Если на опасном производственном объекте не происходит технологический процесс, значит произведена остановка оборудования на длительный период с обязательной консервацией.
В соответствии со статьей 8 ФЗ-116 от 20.06.1997 консервация опасного производственного объекта осуществляется на основании документации, разработанной в установленном порядке и имеющие положительное заключение экспертизы.
При полной реализации проектных решений на консервацию ОПО (подтвержденных соответствующими документами) объект утрачивает признаки опасности и на нем не может возникнуть аварийная ситуация, и локализация всех нештатных ситуаций осуществляется в соответствии с разработанной инструкцией.
Вопрос от 05.06.2017:
Прошу разъяснить, не запрещено ли организации, эксплуатирующей ОПО, консервировать отдельные технические устройства, применяемые на ОПО, с оформлением приказа (акта) о консервации технического устройства. К примеру, при эксплуатации опасного производственного объекта, в составе которого эксплуатируется несколько воздухосборников, законсервировать один воздухосборник, оформив приказ (акт) о консервации воздухосборника.
Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение в Общественную приемную Ростехнадзора и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», консервация опасного производственного объекта должна осуществляться на основании документации, разработанной в порядке, установленном данным Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Документация на консервацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности.
Требований о запрете консервации технических устройств и о необходимости разработки документации на консервацию технических устройств и сооружений, применяемых на опасном производственном объекте, нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности не установлено.
Вопрос от 09.03.2016:
Прошу разъяснить, требуется ли исключать из перечня адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, адрес, опасные производственные объекты по которому находятся на консервации.
Ответ: Управлением обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрено Ваше обращение (зарегистрировано в Ростехнадзоре за вх. № 0-2207 от 12.02.2016) о необходимости исключения из раздела лицензии «места осуществления лицензируемого вида деятельности» опасных производственных объектов, находящихся на консервации.
Указанные нормы не предусматривают необходимость переоформления лицензии с исключением адреса опасного производственного объекта, находящегося на консервации.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным исключение (часть 8 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ) из соответствующего раздела лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности адреса места нахождения опасного производственного объекта при его консервации на срок не менее года.
Комментарий от нас:
С сентября вступает в силу новый регламент Приказ Ростехнадзора от 08.04.2019 №140 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», в котором в качестве одного из оснований исключения из Реестра ОПО указывается «вывод ОПО из эксплуатации по причине консервации на срок более 1 года». При этом необходимо предоставить сведения о документации на консервацию с зарегистрированной экспертизой и копию акта о консервации на срок более года.
На правах рекламы:
Наша организация выполняет работы по разработке документации на консервацию любых видов ОПО с экспертизой промышленной безопасности. В реестр Ростехнадзора вносим заключение сами. Оказываем помощь при формировании комплекта документов для исключения ОПО из гос.реестра.
Руководитель направления по Нижегородской области, Республике Татарстан
Шатило Валерий Викторович
Телефон: +7 (910) 181-9760
E-mail:
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по новостям, связанным друг с другом)