Проект рецепты моей бабушки
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемk-yroky.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Проект на тему: «Кулинарные секреты моей бабушки» Проект выполнили: Трофимова Э. Р. Мелкозёрова Е. С. Мелкозёрова Е. С. Хворова В. И. Хворова В. И. Малыхина.» — Транскрипт:
1 Проект на тему: «Кулинарные секреты моей бабушки» Проект выполнили: Трофимова Э. Р. Мелкозёрова Е. С. Мелкозёрова Е. С. Хворова В. И. Хворова В. И. Малыхина Л.С. Малыхина Л.С.
2 Основополагающий вопрос: Какое значение пища имеет в жизнедеятельности человека? Какое значение пища имеет в жизнедеятельности человека?
3 Какие ваши любимые блюда?
4 Если хочешь быть здоров … Чтобы быть здоровым человеком, нужно правильно и вкусно питаться. Правильная и вкусная еда не зашлаковывает организм, стимулирует обменные процессы, дает энергию здоровья и молодости. Чтобы быть здоровым человеком, нужно правильно и вкусно питаться. Правильная и вкусная еда не зашлаковывает организм, стимулирует обменные процессы, дает энергию здоровья и молодости.
5 Давайте выясним: 1.Правильно ли я питаюсь? 2.Надо ли соблюдать режим питания? 3. Что такое рациональное питание? 4. Какие полезные вещества входят в состав продуктов? 5.Какие продукты наиболее полезны? 6.Как вы ведете себя в гостях? 7.Какие национальные блюда мы готовим в повседневной жизни?
6 наша цель: Соблюдение культуры питания как необходимое условие для развития здорового человека. Соблюдение культуры питания как необходимое условие для развития здорового человека.
7 Задачи: Научиться соблюдать режим питания. Научиться соблюдать режим питания. Научиться определять доброкачественность продуктов. Научиться определять доброкачественность продуктов. Соблюдать технологию приготовления пищи. Соблюдать технологию приготовления пищи. Применять правила техники безопасности при приготовлении пищи. Применять правила техники безопасности при приготовлении пищи. Прививать культуру поведения за столом. Прививать культуру поведения за столом.
8 Давайте разделимся на группы: 1. группа «Помидорка» 1. группа «Помидорка» 2. группа «Клубничка» 2. группа «Клубничка» 3 группа «Лакомка» 3 группа «Лакомка»
9 Темы исследований учащихся: Полезна ли пища для человека? Полезна ли пища для человека? Как правильно приготовить вкусную и здоровую пищу? Как правильно приготовить вкусную и здоровую пищу? Что наиболее полезно для человека – растительная или животная пища? Что наиболее полезно для человека – растительная или животная пища? Праздник в нашем доме. Праздник в нашем доме.
10 Последовательность выполнения проекта: Проект среднесрочный Проект среднесрочный I четверть 1.Разделение на группы, распределение обязанностей в группе; 1.Разделение на группы, распределение обязанностей в группе; 2.Выбор темы проекта, его обоснование; 2.Выбор темы проекта, его обоснование; 3. Исследовательская работа; 3. Исследовательская работа; а). Подбор информации для работы б). Консультация с кулинарами в). Подбор необходимого кухонного инвентаря и продуктов 4.Творческая деятельность – практическая работа; 4.Творческая деятельность – практическая работа; а). Инструктаж по технике безопасности б). Работа с инструкционно–технологической картой в). Сервировка стола 5. Презентация (защита проектов). 5. Презентация (защита проектов).
12 Список литературы Учебник технологии под редакцией В. Д. Симоненко (5 класс). Учебник технологии под редакцией В. Д. Симоненко (5 класс). «Основы кулинарии» «Основы кулинарии» «Правильное питание» «Правильное питание» «1000 праздничных блюд» «1000 праздничных блюд»
Классный час «Традиционная кухня наших бабушек»
Выбранный для просмотра документ Кл. час 8-9 классы.doc
Сценарий внеклассного мероприятия для обучающихся 8-9 классов.
«Традиционная кухня наших бабушек».
Классный руководитель 8-9 классов
Рыкова Ольга Юрьевна
Тема: «Традиционная кухня наших бабушек».
Форма занятия : час общения.
Оборудование : интерактивная доска, где будут показаны слайды по ходу мероприятия, стол, накрытый скатертью, блюда, приготовленные обучающиеся.
Цель: воспитание гражданина-патриота нашей Родины; формирование чувства патриотизма, любви к малой Родине, соблюдение традиций своей семьи.
Задачи: воспитывать у детей чувство любви к Родине, ценность добра, семьи; чувство сплоченности и единства в своей семье;
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
— соблюдение семейных традиций;
— представление о ценностях жизни.
— акцентирование внимания на проблеме становления и сохранения семьи.
— осознание важной роли в семье традиций и ценностей.
— развивать умение постановки вопроса;
— учиться высказывать предположение (версию).
— взаимопонимание друг друга.
— получать информацию о жизни людей в прошлом;
— умение сравнивать, сопоставлять прошлое и настоящее время;
— делать выводы в результате совместной работы.
Структура классного часа:
Рассаживание гостей, детей.
Приглашение к беседе
Слово обучающимся для чтения стихотворений, сообщений.
Подведение итогов беседы.
Ход классного часа:
Перминов Сергей: слайд 1
Забайкалье, так и знай,
На планете лучший край.
Есть здесь горы и распадки,
Есть тайга, и степи есть.
Забайкалье, Забайкалье,
Мне красот твоих не счесть.
Чирков Степан: слайд 2
Край родной, Забайкальский, ургуевый
Сердцу дорог ни с чем не сравнить
Эти сопки в узоре багуловом
И черёмух душистая вить
Здравствуйте, ребята и дорогие гости!
Я рада вас приветствовать на нашей встрече!
Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить?
(ответы детей: о родном крае, о Родине)
А.С. Пушкин говорил: “Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости!” (слайд 3)
Что он хотел сказать этими словами?
(ответы детей: образованный, воспитанный человек должен знать своё прошлое, уважать традиции, сохранять их)
И время показало, что он был прав. Заглянем же с уважением в наше прошлое, и пусть попытка эта коснется самого земного и насущного – еды – по разным поводам, и вспомним все, что с ней связано: “обряд известный угощенья”, “привычки милой старины”, “подблюдны песни, хоровод”.
А поводов, чтобы собраться за накрытым столом у каждой семьи достаточно: народные праздники, свадьба, рождение ребенка, крестины и еще много важных для каждой семьи событий.
Есть праздники и обычаи, которые прочно укоренились в народе и передаются поколения в поколение. И закон им не указ, и запреты не действуют!
Как велика и разнообразна Россия, так обширна, многообразна и самобытна кухня народов ее населяющих. Достаточно ознакомиться с жемчужинами народного языка – пословицами, поговорками и присловьями, чтобы все это яркое полотно засверкало своим многоцветьем, заблагоухало всеми ароматами горячих калачей, пирогов, щей, пряников
С поговорками нас познакомят Самойлов Олег и Пятков Антон. (слайд 4)
У нас в Тюмени хороши пельмени.
В Москве калачи как огонь горячи.
А эти пословицы – приглашение к столу:
Без обеда не красна беседа.
Хороша весть, коли говорят: пора есть.
За столом посидеть – что в раю побывать.
Кто не работает, тот не ест.
Сытый голодного не разумеет.
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай.
Кашу маслом не испортишь.
Дорога ложка к обеду.
Что есть на печи – все на стол мечи.
На Руси всегда были рады гостю!
Олег Самойлов и Антон Пятков:
Не будь гостю запасен, а будь ему рад.
Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай!
Ешь – не кроши, а съешь – не проси (а больше не проси).
Потчевать потчуй, а неволить – не неволь. Гостю честь, коли воля есть.
Гость в дом, а Бог в доме.
Ни для кого не является секретом, тот факт, что каждый уголок необъятной России имеет свою неповторимую кухню, уникальные блюда, традиции принятия пищи. О традициях нашего села нам расскажет Чиркова Ксения.
Традиционная кухня жителей с. Доно
Жители с. Доно большей частью относились к староверам.
Староверы – хлебосольный и гостеприимный народ. Они сохранили основной набор испытанных временем и качеством рецептов и блюд из кухни русского средневековья. Особенность кухни обусловлена конфессиональными, климатическими и социально-экономическими отношениями.
Трудолюбие свойственно и современным жителям.100 лет спустя у наших односельчан развито приусадебное хозяйство, большое разнообразие орудий производства, приспособленное для добывания продуктов питания собственным трудом. На вопросы «Как жили? Что ели?» отвечали: «Пахать надо, сеять, жать, убирать хлеб. Вот и еда будет. Картошку садить надо. Огород выхаживать. Скота, свиней, баран, куриц всегда держали. В доме, в семье всегда было всё свое». В каждом хозяйстве имелись птица и животные, дававшие молоко.
В кушаньях ценилась калорийность, вкус, быстрое приготовление на всю семью и на весь день. Пищу готовят в чугунах, на сковородах в русских печах. Раньше при еде использовались деревянные чашки и ложки, деревянные стаканы. Широко применялись туески из глины, из бересты, в них хранились молочные продукты, варенье, ягода.
Ребята, вы прослушали сообщение о традиционной кухне наших предков. Скажите, встречаются ли перечисленные блюда в наше время?
(ответы детей: почти все бдюда готовят в наше время, просто некоторые поменяли названия)
Классный руководитель: А что это значит?
(ответы детей: наши родители сумели сохранить семейные традиции )
Классный руководитель: Верно! Теперь наша очередь перенести традиции наших бабушек в наши семьи!
А для этого мы решили узнать секреты приготовления блюд праздничных и обыденных у наших бабушек и поделиться с вами! (Дети рассказывают о своих бабушках, передают их рассказы о традициях в кухне, показывают рецепт, дают попробовать блюдо)
Куликова Дарья (слайды 5-7)
Кошечкина Евгения(слайды 8-12)
Просковова Анастасия (слайды 13-14)
Елгина Светлана (слайды 15-18)
Что ж, ребята, наша встреча подходит к концу. Мне бы хотелось, чтобы эта встреча не прошла для вас зря! Надеюсь, что рецепты которые представили ваши одноклассники вам пригодятся! А теперь мне хотелось бы узнать, что больше всего вам запомнилось сегодня. Я прошу вас на лепестке написать 1-2 предложения, это могут быть пожелания всем участникам встречи или ваше самое яркое воспоминание! (дети пишут пожелания).
А теперь соберём наш цветок! Получилось ярко и красиво! Мы оставим его на память у нас в кабинете!
Творческий проект «Любимые рецепты моей семьи», 3 класс
Выбранный для просмотра документ ЛЮБИМЫЕ РЕЦЕПТЫ МОЕЙ СЕМЬИ.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Автор: Федорова Александра, обучающаяся 3 класса Руководитель: Медведева Ольга Альбертовна, учитель начальных классов
Актуальность проекта Мы готовим блюда не только для того, чтобы насытить свой желудок. Изучая рецепты мы шаг за шагом погружаемся: в математику (измерение, деление) чтение (рецепты таят в себе много полезной информации); окружающий мир (узнаем факты о кулинарных особенностях разных стран); творчество (всегда можно придумать что-то своё). Так современный человек познаёт мир.
Цель проекта: создать кулинарную книгу любимых рецептов моей семьи
Задачи проекта: 1)изучить рецепты здорового и полезного питания; 2)попробовать приготовить блюда по некоторым рецептам; 3)составить книгу любимых рецептов нашей семьи.
Этапы работы: 1.Получить информацию из интернета, кулинарных книг, телепрограмм, от родственников 2.Выбрать рецепты, блюда по которым любят готовить дома 3.Купить продукты и попробовать приготовить блюда с родителями 4.Оценить пользу здоровой и питательной пищи. 5.Поделиться понравившимися рецептами
Интервью с бабушкой
МОЯ ЛЮБИМАЯ БАБУШКА Мою бабушку зовут Валентина Андреевна Федорова. Ей 72 года. Она работала на разных предприятиях: на котлопункте в лесу, школе, детском саду и на пекарне. У неё большой опыт и она делится им со мной своими рецептами.
Она любит печь пирожки и калитки!
Но мне интересна не только выпечка. Рецепт плова Ингредиенты : Морковь 2 шт. Свинина 500 г. Лук репчатый 2 шт. Рис 2 стакана Растительное масло 50 мл. Соль по вкусу Специи для плова Чеснок 1 головка
Выбранный для просмотра документ ТВОРЧ ПРОЕКТ.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская основная общеобразовательная школа»
«Любимые рецепты моей семьи»
Автор: Федорова Александра,
обучающаяся 3 класса
Руководитель: Медведева Ольга Альбертовна,
учитель начальных классов
Введение. 3
1. Основная часть. 4
1.1 Этапы работы…………. 4
1.2 Интервью с бабушкой ……………. 4
1.3 Любимые рецепты бабушки и мамы. 4
1.4 Экономическая оценка изделий…………………………………………….4
1.5 Анкетирование………………. 4
1.6 Советы о правильном питании. 5
Заключение. Оценка своей деятельности. 6
Список использованной литературы. 7
Приложения. 8
Введение творческого проекта
Актуальность проекта (обоснование):
Мы готовим блюда не только для того, чтобы насытить свой желудок.
Изучая рецепты мы шаг за шагом погружаемся:
в математику (измерение, деление)
чтение (рецепты таят в себе много полезной информации);
географию (узнаем факты о кулинарных особенностях разных стран);
творчество (всегда можно придумать что-то своё).
Цель проекта:
создать кулинарную книгу любимых рецептов моей семьи.
Задачи проекта:
1)изучить рецепты здорового и полезного питания;
2)попробовать приготовить блюда по некоторым рецептам;
3)составить книгу любимых рецептов нашей семьи.
Новизна проекта
Новизна моего проекта в том, что я собираю рецепты только нашей семьи. У моей бабушки 8 детей, значит у меня много родственников. Когда все собираются вместе, то бабушка готовит много разных блюд по любимым рецептам.
Планируемый результат
Я хочу сохранить традиции нашей семьи, записать рецепты в кулинарную книгу и научиться готовить также вкусно, как бабушка и мама.
Практическая значимость проекта: данный материал можно использовать при проведении классных часов и викторин, рецептами можно пользоваться при приготовлении завтрака, обеда, ужина.
Я узнала, что правильное питание очень важно для детей и подростков.
Завершением работы над проектом станет кулинарная книга из любимых рецептов нашей семьи, которую по традиции мы будем дополнять. Особенно, я буду беречь рецепты бабушки, потому что её выпечка самая вкусная!
1.Получить информацию из интернета, кулинарных книг, телепрограмм, от родственников.
2.Выбрать рецепты, блюда по которым любят готовить дома(интервью)
3.Купить продукты и попробовать приготовить блюда с родителями
4.Оценить пользу здоровой и питательной пищи.(анкетирование)
5.Поделиться понравившимися рецептами и продолжить сбор информации для книги.
Интервью с бабушкой
Я провела интервью с бабушкой, чтобы узнать о её любимых рецептах: «Оладьи», «Манник».Они очень вкусные.
Мою бабушку зовут Валентина Андреевна Федорова. Ей 72 года.
Я спросила о том, где работала бабушка. Она работала на разных предприятиях: на котлопункте в лесу, школе, детском саду и на пекарне.
У неё большой опыт и она делится им со мной и своими рецептами.
Рецепты моей семьи
Мою маму зовут Федорова Наталья Геннадьевна.
Я люблю помогать маме. Она научила меня печь блины, сочни, пирог «Зебра».
Меня заинтересовала не только выпечка, но и любимое блюдо всей семьи плов.
Я провела анкетирование и узнала много нового о вкусах своих родственников.
Советы о правильном питании
Работа над проектом мне понравилась и хочу дать несколько советов:
«Рецепты моей бабушки – ключ к здоровью»
«Рецепты моей бабушки –
ТП УФМС России по Вологодской области в Устюженском районе
МОУ «Средняя школа №2»
МОУ «Средняя школа №2»
Работа посвящена созданию сборника рецептов русской кухни Устюженского района «Рецепты моей бабушки» и проведение сравнительного анализа современного питания и питания первой половины XX века с помощью сопоставления их с пирамидой здоровья MyPyramid.
После исследовательской работы в нашей семье появилось утверждение «Правильное питание – залог здоровья» и мы всей семьей пробуем питаться только полезной пищей.
Народная мудрость в приготовлении пищи, отношению к еде, утвари, укладу нашего народа выражает любовь к своей Родине, своему народу, памяти своих предков. Эти сохранившиеся до наших дней рецепты помогут не забыть культуру и занятия наших предков, отношения его к природе, разумному ее использованию.
1.1. История развития русской кухни. 6
1.2. Пирамида здоровья и ее влияние на здоровье человека. 9
1.3. Современное питание и здоровье человека. 19
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 25
2. 1. Описание результатов поисковой работы.. 25
2.2. Питание первой половины XX века и его влияние на здоровье. 28
Список используемой литературы.. 36
ВВЕДЕНИЕ
Во второй половине XX века началось возрождение России: появился интерес к культурному наследию народов, проживающих на территории нашей многонационациональной Родины. Национальный язык, национальный костюм, кухня, предметы быта, ремесла, виды декоративно-прикладного искусства – все это возрождается людьми. Стали создаваться клубы, центры, комнаты – музеи, различные сборники рецептов.
Кухня и традиции, связанные с приемом пищи, – неотделимая часть культуры Вологодской области. Раньше рацион питания жителей той или иной территории, как правило, зависел от того, какие растения там произрастали, какая живность водилась в лесах и водоемах. То же самое можно сказать и о кулинарных пристрастиях вологжан. Например, в районах, примыкающих к озерам, чаще готовили рыбные блюда, в лесных территориях предпочтение отдавалось мясной пище. Набор продуктов и блюд постепенно менялся. Так, картофель стали выращивать на Вологодчине всего лишь 2 столетия назад. До этого основной рацион жителей составляли репа и брюква. Основными напитками вологжан были квас, морсы, позднее – чай, на праздники варили пиво.
Но во все времена продуктом номер один оставался хлеб, причём предпочтение в повседневной жизни отдавалось ржаному. Пшеничный хлеб в основном, пекли по праздникам. Тесто, как правило, готовили вечером, а пекли с утра. Испеченному хлебу давали выстояться под холщовой скатертью. «Хлеб на стол, так и стол – престол. Хлеба ни куска, так и стол – доска» [2, 218].
Пищу принимали обычно 4 раза в день. Завтракали между 5 и 8 часами утра, обедали в полдень или в час дня. Паужна (полдник) проходил в сумерках, а ужин между 7 и 9 часами вечера. Прием пищи зависел от времени года. Если летом могли завтракать с восходом солнца, в 5 утра, то зимой садились завтракать ближе к 8 часам, когда в избе было уже светло. Первым за стол садился глава семьи – большак, его место было в красном углу, под иконой. Хозяин нарезал хлеб, перекрещенный перед этим в воздухе со словами: «Господи, благослови». Каждому члену семьи доставалось по куску. На закате новый хлеб не нарезали, доедали старый. Суп хлебали все из одного чугуна.
В праздники пекли пироги на каждого приглашенного гостя. Все же остальные блюда были общими. Первое блюдо – рыбник, вторым ставили на стол холодец или солянку, затем подавали каши. Последним блюдом считался кисель[2,220].
Развитие торговых связей привело к тому, что мы всё чаще готовим блюда чужой кухни. Хорошо перенимать чужое, но и своё забывать нельзя. В Устюженском районе Вологодской области, помимо всех традиционных блюд, было и до сих пор существует своё местное, любимое многими жителями блюдо из капусты «Зелёные щи». Недаром устюжане посвящают щам частушки:
Они с мясом и сметаной –
Не оттащишь за уши.
Ты чугун прополощи
И вари в чугуне щи.
Кидай больше овощей,
Не могу я жить без щей!
Чтоб я толстый был ваще,
Навари мне русских щей.
Я живу в г. Устюжна Вологодской области, но часто езжу к своей бабушке – Анкундиновой Антонине Ивановне в деревню. Бабушка очень гостеприимная хозяйка. Она постоянно угощает меня разными вкусными блюдами деревенской кухни. Часто я слышу от неё о том, что готовили раньше. Именно это повлияло на мое решение собрать и записать бабушкины рецепты.
Таким образом, изучение и возрождение традиций родного края, особенностей народной кухни Устюженского района стало для нас актуальной и в то же время интересной темой для исследования. Мы хотели убедиться, что рецепты кухни прошлых лет вкусны и полезны для нашего здоровья. Итогом работы – станет сборник рецептов «Рецепты моей бабушки», в котором будут представлены рецепты народной кухни Устюженского района.
Цель работы: создание сборника рецептов русской кухни Устюженского района «Рецепты моей бабушки» и проведение сравнительного анализа современного питания и питания первой половины XX века с помощью сопоставления их с пирамидой здоровья MyPyramid.
1. Изучить литературу по истории русской национальной кухни.
2. Составить иллюстрированный сборник рецептов русской кухни Устюженского района.
3. Применить рецепты русской кухни на практике.
4. Рассмотреть пирамиду здоровья и ее влияние на человека.
5. Сопоставить рацион современного питания и питания первой половины XX века с пирамидой здоровья.
Предмет исследования: народная кухня Устюженского района, современное питание и питание первой половины XX века с точки зрения полезности для здоровья человека
Объект исследования: старинные рецепты русской кухни Устюженского района, рацион современного питания и питания первой половины XX века.
1. Проведение опроса населения
2. Беседа (запись воспоминаний)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. История развития русской кухни
Русская национальная кухня необыкновенно самобытна и интересна. Её историю невозможно отделить от истории нашей Родины. На протяжении своего многовекового существования она впитала и творчески переработала кулинарные традиции многих поколений и народов: от татар до французов. На формирование национальной кухни влияло всё: климат, образ жизни населения, политика и религия. Как ни странно это звучит, но даже войны, которые вела Россия, изменяли её кулинарные традиции – русские воины привозили из походов новые рецепты блюд, которые пришлись им по вкусу [3, 4].
В развитии русской национальной кухни прослеживаются несколько этапов. Первый этап – древнерусская кухня, которая начала складываться в Древнерусский этап развития русской кухни длился почти 500 лет. Самым лучшим кушаньем считалось то, которое сделано по рецепту, полученному от матери или бабушки. Древнерусская кухня требовала четкого следования рецептуре, кулинарные фантазии не особенно приветствовались. Еда была простой, не очень разнообразной, но подаваемые блюда и напитки должны были быть многочисленны, особенно на праздничном столе. Среди мучных продуктов по праву занимали пироги. Пироги по способу приготовления были «пряжные», их жарили на масле, и «подовые», выпекаемые в печи. Подовые всегда готовились из квасного теста, на дрожжах, а пряжные могли быть приготовлены и из постного. Пироги имели продолговатую форму и разную величину. Большие назывались пирогами, а маленькие – пирожками. Все пироги, за исключением сладких, подавались к горячему.
Часто во время поста готовили толокно, которое делалось из овса, обжаренного, точнее выдержанного в продолжение ночи уже не слишком горячей, но достаточно теплой печи. Мука, полученная из такого зерна, теряла способность образовывать клейковину, но зато хорошо набухала в воде и быстро загустевала. Толокно замешивали на охлажденной кипяченой воде, которую слегка подсаливали. Оно было любимым лакомством детворы. Из загустевшего толокна дети лепили рыбок, петушков, зайчиков – и забавы, и вкусно, и голод прогоняет. Толокном обычно полдничали или ужинали перед сном.
Второй этап – старорусская кухня, пришедшая на смену древнерусской. Он длился начиная с XVI вплоть до конца XIX в. К этому времени окончательно сформировался русский национальный стол, т. е. определились состав блюд, их рецептура, методы подачи к столу. Появилось много поваренных книг, которые стали основным источником сведений о нашей национальной кухне. Она предстала как самобытная, неповторимая, отличающая от других.
Вот, например: «Тюря постная из кислой капусты». Ингредиенты: капуста квашеная – 30 г, хлеб – 10 г, лук – 20 г, квас – 150 г, масло растительное, перец, соль по вкусу. Приготовление: нарезанную квашеную капусту смешайте с натертой на терке луковицей. Добавьте черствый хлеб, также натертый на терке. Хорошо размешайте, полейте маслом, разведите квасом до нужной вам густоты. В готовое блюдо надо добавить перец, посолить.
«Картофельные котлеты с черносливом»: сделайте пюре из 400 граммов отварного картофеля, посолите, добавьте полстакана растительного масла, полстакана теплой воды и столько муки, чтобы получилось некрутое тесто. Дайте настояться минут двадцать, чтобы мука распухла, в это время приготовьте чернослив – очистите его от косточек, залейте кипятком. Раскатайте тесто, нарежьте стаканом кружки, в середину каждого положите чернослив, сформируйте котлеты, защемив тесто в виде пирожков, обваляйте каждую котлету в панировочных сухарях и жарьте на сковороде в большом количестве растительного масла.
Третий этап сложился под влиянием иноземных кухонь, особенно французской, которая сильно повлияла на русские ресторанные блюда. Из неё были позаимствованы технологии приготовления прозрачных бульонов и многочисленных соусов, а так же способы тепловой обработки продуктов. В связи с этим в меню наряду с русскими названиями стала появляться французская, английская, немецкая и итальянская терминология. Четвертый этап – этап Петербургской кухни. В XIX веке благодаря влиянию французской кухни закуски превратились в самостоятельный холодный стол, состоящий из традиционных русских мясных, рыбных, грибных продуктов и квашеных овощей.
Пятый этап – общерусская национальная кухня (60-е гг. ХIХ-начала XX вв.). На столах во время праздничных застолий можно было встретить едва ли не весь набор закусок, позднее вошедших в антологию мировой кухни под названием классические русские национальные закуски или русский холодный стол. Холодные закуски – необходимый компонент рациона, поскольку входящие в них свежие, квашеные и соленые овощи содержат ряд биологических активных веществ, способствующих лучшему усвоению организмом продуктов животного происхождения.
Шестой этапа – современная русская кухня (с 1917 г. по настоящее время). В современном застольном этикете закуски предназначены главным образом для возбуждения аппетита, поэтому их готовят или подают с хреном, квасом, уксусом, рассолами, чесночной заправкой и другими приправами.
Таким образом, русская кухня, пройдя чрезвычайно сложный и длительный путь развития, предстает сегодня в весьма многогранной форме. Современный стол не является результатом простого сложения того, что было характерно для отдельных этапов развития русской национальной кухни. Многое из того, что в прошлом представляло ценный кулинарный опыт, в наше время забыто как не представляющее особой пищевой ценности с точки зрения физиологии питания [4,3].
1.2. Пирамида здоровья и ее влияние на здоровье человека
Пирамида здорового питания – это схематическое изображение принципов здорового питания, разработанных диетологами. Продукты, составляющие основание пирамиды, должны употребляться в пищу как можно чаще, в то время как находящиеся на вершине пирамиды продукты следует избегать, или употреблять в ограниченных количествах.
Пирамида здорового питания, разработанная в 1992 году в США, неоднократно подвергалась критике и несколько раз пересматривалась организациями системы здравоохранения.
Все продукты в ней делятся на 6 основных групп или 6 ступеней пирамиды.
· 1 ступень – основание пирамиды – зерновые продукты, хлеб, макаронные изделия, например рис, овсянка, хлопья, макароны, гречка, пшено, мюсли, перловка, растительные масла. Эта группа продуктов – первоисточник витамина В, сложных углеводов и клетчатки. Предпочтение отдается сортам хлеба из муки грубого помола, т. к. в них много растительного белка, витаминов и клетчатки, которая помогает выведению холестерина, «чистке» кишечника и обладает желчегонным действием.
· 2 ступень – овощи – очень важно включать в свой рацион разные виды овощей – это главный ключ к сбалансированному питанию.
· 3 ступень – фрукты – свежие, консервированные, замороженные, сушеные, в виде сока и пюре. Лучше всего отдать предпочтение конечно свежим и замороженным фруктам.
· 4 ступень – молочные продукты. Молоко идеально для растущего организма и является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. В зрелом возрасте предпочтительнее употреблять кисломолочные продукты.
· 5 ступень – орехи, яйца, мясо, рыба – эти продукты обеспечивают наш организм белком, кальцием и другими полезными микроэлементами и витаминами. Советуется употреблять нежирные сорта мяса и срезать видимый жир, т. к. мясо – это животный белок. На его усвоение требуется 6-8 часов. Мясо не содержит витаминов и энзимов, поэтому наш организм для его расщепления направляет ферменты и витамины из своих резервов, практически ослабляя себя.
· 6 ступень – сладости, жиры и алкоголь – эти продукты должны составлять не более 300 ккал в день. Жиры – маргарин, сливочное масло, майонез, сметана, чипсы – – «пустые калории» – и их можно исключить из питания – плохих последствий не будет.
Продукты питания не случайно разделены на группы уровня пирамиды, а в соответствии с необходимым количеством здорового и правильного питания. В основании пирамиды питания – продукты, которые необходимы в больших количествах, а на верхушке пирамиды – самая малочисленная группа продуктов. И по сей день, диетологи рекомендуют планировать питание именно с ее помощью.
В основании пирамиды, разработанной Гарвардской школой общественного здоровья под руководством американского диетолога Уолтера Виллетта, лежат физическая активность и достаточное потребление жидкостей, предпочтительней в виде минеральной воды.
Основание собственно пирамиды питания содержит три группы продуктов: овощи и фрукты, цельнозерновые продукты – источники так называемых «длинных углеводов» (неочищенный рис, хлеб грубого помола, макаронные изделия из цельнозерновой муки, каши), и растительные жиры, содержащие полиненасыщенные жирные кислоты (оливковое масло, подсолнечное, рапсовое и другие). Продукты из этих групп следует по возможности употреблять с каждым приёмом пищи.
На второй ступени пирамиды находятся белоксодержащие продукты растительного – орехи, бобовые, семечки (семена подсолнуха, тыквы и др.) – и животного происхождения – рыба и морепродукты, мясо птицы (курятина, индюшатина), яйца. Эти продукты можно употреблять от 0 до 2-х раз в день.
Чуть выше расположены молоко и молочные продукты (йогурты, сыр и т. д.), их употребление следует ограничить одной-двумя порциями в день. Людям с непереносимостью лактозы следует заменить молочные продукты на препараты, содержащие кальций и витамин D3.
На самой верхней ступени пирамиды находятся продукты, употребление которых следует сократить: животные жиры, содержащиеся в красных сортах мяса (свинине, говядине) и сливочном масле, а также продукты с большим содержанием так называемых «быстрых углеводов»: продукты из белой муки (хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия), очищенный рис, газированные напитки и прочие сладости. С недавних пор в последнюю группу включают и картофель из-за большого содержания в нём крахмала, в первоначальной версии пирамиды картофель находился на самой нижней ступени вместе с цельнозерновыми изделиями.
В стороне от пирамиды изображены алкоголь, который можно употреблять в разумных количествах до нескольких раз в неделю, и витаминно-минеральные комплексы, поскольку современные продукты питания не покрывают потребностей большинства людей в витаминах и биологически значимых элементах.
В январе 2007 года статус государственной программы в США получила разработанная в 2005 году Министерством сельского хозяйства пирамида MyPyramid. Основными принципами, заключёнными в новую пирамиду, являются физическая активность, умеренность, разнообразие, пропорциональность и индивидуальность.
В отличие от прежних пирамид, новая делит продукты по группам на другой лад. Так, MyPyramid состоит теперь не из горизонтальных слоёв, а из сегментов, каждый из которых обозначает ту или иную группу продуктов. В порядке расположения в пирамиде, начиная слева: злаки, овощи, фрукты, жиры, молочные продукты, мясо и бобовые. О рекомендуемых пропорциях можно судить по ширине сегментов — чем шире сегмент, тем больше продуктов из этой группы следует употреблять. Самый узкий сегмент принадлежит группе жиров.
Теперь человек может сам выбрать продукты из групп и составить свой рацион на основе предпочитаемых им продуктов, ориентируясь лишь на примерные пропорции.
злаки овощи фрукты жиры мол. пр. мясо, бобовые
Таким образом, данная пирамида делает акцент на индивидуальный подход к подбору питания и отражает лишь общие направления правильного питания. А конкретный рацион нужно подбирать самостоятельно. Сбоку от пирамиды изображён человечек, взбирающийся по ступеням, который символизирует необходимость физических упражнений и индивидуальный подход. И то, что менять свое питание надо постепенно – шаг за шагом.
В России пока не разработана собственная пищевая пирамида, однако специалисты НИИ питания РАМН одобряют американский проект MyPyramid с учетом национальных особенностей.
Создатели всех пирамид здорового питания предлагают следующую норму потребления продуктов которые, соответствуют здоровому питанию:
· Жиры, масла и сладости – употреблять необходимо редко.
· Молоко, йогурты и сыры – 2-3 порции.
· Мясо, птица, рыба, яйца, орехи, бобы – 2-3 порции.
· Овощи – 3-5 порций (400-450 гр. в день).
· Фрукты – 2-4 порции (300 гр. в день).
· Хлеб, крупы, рис и макаронные изделия – 6-11 порций.
Потребляя рекомендуемое число порций (условных единиц) каждой группы продуктов, можно быть уверенным в том, что в течение дня полностью обеспечите потребности организма во всех необходимых пищевых веществах в достаточном количестве. Меньшие значения порций рекомендованы для малоподвижных женщин. Большинству здоровых взрослых людей советуется придерживаться «золотой середины», а желающим снизить вес – значительно ограничить объем потребляемой пищи.
Питание – это процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ (нутриентов), необходимых для покрытия пластических и энергетических нужд организма, образования его физиологически активных веществ.
Пищевые вещества содержатся в пищевых продуктах, имеющих животное и растительное происхождение, и используются человеком для питания в натуральном и переработанном виде. Пищевая, биологическая и энергетическая ценность пищевых продуктов определяется содержанием в них пищевых, или питательных, веществ: (белков, жиров, углеводов), витаминов, минеральных солей, воды, органических кислот, вкусовых, ароматических и ряда других веществ. Важное значение имеют свойства перевариваемости и усвояемости питательных веществ.
· Белки необходимы человеку в течение всей жизни, так как используется для постоянного образования новых клеток и тканей. В природе существует большое количество разнообразных белков, питательная ценность которых в различных пищевых продуктах неодинакова. Чем ближе белки пищи по своему составу к белкам человеческого тела, тем они полноценнее для питания. Такие белки организм получает из продуктов животного происхождения: мяса, рыбы, молока, яиц. В растительных продуктах наиболее ценные белки содержатся в некоторых крупах: гречневой, рисовой, овсяной, в бобовых, а также в овощах и картофеле.
· Жиры являются основным источником энергии для организма. 1гр. жира при своем распаде в организме дает в два раза больше энергии, чем то же количество углеводов и белка. Пищевая ценность жира зависит от содержания в нем витаминов и от того, насколько легко он усваивается организмом. Из животных жиров более ценными являются молочные жиры: сливочное масло, сметана, сливки. Они легко усваиваются и содержат витамины А и Д. Трудно усваиваются так называемые тугоплавкие жиры, которые становятся жидкими только при температуре, превышающей температуру внутренней среды человеческого тела. К ним относятся баранье, говяжье, свиное сало.
Незначительное количество жира содержится в овощах, фруктах, картофеле. Есть жир в орехах, подсолнухах, а также в крупах; к примеру, в овсянке его около 6%. Подсолнечное, соевое, арахисовое, хлопковое, оливковое и прочие жидкие растительные масла очень хорошо усваиваются организмом. Все растительные масла не содержат витамина А, но они необходимы в питании человека.
· Углеводы являются для организма главным источником энергии. К углеводам относятся сложные соединения – крахмалы, которые входят в состав многих продуктов питания (круп, овощей), известен пшеничный крахмал, рисовый, картофельный и др. Источником углеводов являются продукты растительного происхождения: хлеб, крупа, картофель, сахар, овощи и фрукты. Из углеводов легче всего усваиваются различные виды сахара, которые содержатся в ягодах, фруктах, моркови, свекле, молоке, меде и служат для быстрого восстановления больших затрат энергии организмом после усиленного физического или умственного труда. Избыток углеводов, превращаясь в жир, откладывается в организме, что приводит к ожирению.
· Витамины необходимы организму ежедневно, т. к. без них не будут правильно использоваться белки, жиры, углеводы и минеральные вещества, нарушится обмен веществ. При недостатке в питании витаминов даже у самого здорового человека появляется слабость, быстрая утомляемость, понижается сопротивляемость организма к заболеваниям и возникают очень серьезные нарушения деятельности различных органов и всего организма.
Витамин С повышает выносливость организма ко всяким внешним воздействиям, способствует лучшей сопротивляемости инфекционным заболеваниям. Основные источники витамина С – свежие овощи, фрукты, ягоды, зелень. Из плодов богаты витамином С лимоны, апельсины, яблоки, а из ягод – черная смородина, крыжовник, клубника, шиповник.
Для организма большое значение имеют витамины группы В. Недостаток витамина В1 приводит к различным нарушениям со стороны нервной системы: повышенной возбудимости, быстрой утомляемости при умственной работе. Витамин В1 содержится в ржаном и пшеничном хлебе из муки грубого помола, в мясных изделиях, крупах, картофеле. Витамин В2 способствует лучшей усвояемости пищи, влияет совместно с витамином А на состояние органа зрения. Источником этого витамина являются такие продукты, как печень, почки, молоко, яичный желток и др.
Витамин РР предохраняет организм от тяжелого заболевания, известного под названием пеллагры. при нормальном питании человек получает с пищей достаточное количество витамина РР.
Из витаминов, растворимых в жирах, особое значение имеют витамины А и Д. Источником этих витаминов служат молочные жиры, яичный желток, печень животных, печень рыб, рыбий жир. Витамин А в виде каротина, который в организме превращается в витамин А, содержится в моркови, шпинате, щавеле, салате. Недостаток витамина А вызывает заболевание глаз, приводящее к ухудшению зрения. Витамин А предохраняет от поражения также и слизистую оболочку дыхательных путей и органов пищеварения. Витамин Д содержится в сливочном масле, яичном желтке, печени животных и особенно в печени рыб. При недостатке этого витамина развивается рахит, задерживается рост костей.
· Минеральные соли. Важнейшие из них: соли кальция, фосфора, железа, натрия, калия, магния, хлора, йода, меди. Свыше 80% всех минеральных веществ организма находятся в костях. Это соли кальция и фосфора, придающие костной ткани твердость и прочность.
Кальцием наиболее богаты молоко и молочные продукты, яичный желток, икра, цветная капуста, фасоль, салат, щавель, шпинат, ржаной хлеб.
Фосфор входит в состав мозга, нервной ткани. Люди умственного труда нуждаются в большем количестве фосфора, чем те, кто выполняет физическую работу. Фосфор содержится в мясе, рыбе, молоке, твороге, яйцах, печени, горохе, фасоли, овсяной, пшенной, гречневой крупе и ржаном хлебе.
Магний важен для нормальной работы сердечной мышцы и всей мышечной системы. Содержится он в ржаном хлебе, пшене, горохе, овсяной, ячневой крупах, отрубях, сыре.
Соли калия и натрия имеют большое значение для правильного обмена веществ. Натрий поступает в организм в виде поваренной соли. Соли калия содержатся в капусте, картофеле, кураге, изюме, горохе и других продуктах.
Железо входит в состав красящего вещества крови – гемоглобина. При недостатке в пище железа развивается малокровие. Железом богаты яичный желток, мясо, печень, почки, ржаной и пшеничный хлеб грубого помола, шпинат и др.
Медь играет не менее важную роль в организме человека. Она имеет большое значение для образования новых клеток крови, которое продолжается в человеческом организме всю жизнь. Много меди содержится в томатах, редисе, капусте, шпинате, баклажанах, в отрубях, дрожжах.
Йод необходим для нормального функционирования щитовидной железы. Основной источник йода – питьевая вода, мясо морских рыб.
Еще совсем недавно под здоровым питанием подразумевалось «сбалансированное» питание. Имелось ввиду, что с пищей мы должны получать разумные количества белков, жиров и углеводов, а также витамины и минералы. Считалось, что это гарантирует поступление достаточного количества энергии для жизнедеятельности наших клеток и тканей. При этом организм получает все необходимое, что позволяет избежать развития болезней «дефицита».
Наши знания о здоровом питании претерпели существенные изменения и современная концепция правильного питания говорит о необходимости сознательного выбора пищевых продуктов, их количеств, правильных методов приготовления пищи и разумного режима питания. Все это в совокупности позволяет улучшить состояние здоровья и уменьшить риск развития таких опасных состояний как сердечно-сосудистые заболевания, опухоли, диабет. Конечно, мы по-прежнему нуждаемся в смеси белков, жиров и углеводов, Но, поскольку известно, что некоторые из них намного лучше других, мы должны научиться правильно их выбирать!
Проблемы с питанием, которые существуют в США и России, во многом схожи. У нас медики также озабочены проблемами ожирения, гиподинамии, а многие люди не следуют принципам здорового питания, не понимая его необходимости и непосредственной связи со здоровьем. Поэтому новая пирамида может быть весьма полезной и для нас.
Американская пирамида – это скорее ориентир для создания адаптированной для нас версии. Как, в принципе, и было со старой пирамидой. Сначала появилась американская версия, а потом после одобрения ВОЗ были разработаны свои пирамиды для каждой страны. Учитывались пищевые привычки, менталитет и национальные особенности того или иного народа.
На данном этапе очевидно, что появление новой пирамиды – это еще один шаг в осмыслении и популяризации здорового питания. На ее основании мы можем создавать свои. Хотелось бы надеяться, что и в России будут предприняты все усилия по внедрению основ правильного питания.
1.3. Современное питание и здоровье человека
В России, за последние 10 лет, число хронических заболеваний возросло до 30 %, болезни органов пищеварения имеет каждый пятый ребенок. Основными причинами подобных явлений считается отход от домашней кухни, нарушение режима питания. Утренний перекус второпях, отсутствие горячего завтрака порождает у ребенка спазмы желудка, которые впоследствии могут стать большой проблемой. Затем вместо нормальной еды в школе – сладкое и жирное, которое наличием консервантов и стабилизаторов перекрывает доступ в организм полезных веществ. И заканчивается день очень плотным ужином, который дает ненужную нагрузку пищеварительной системе в ночное время.
Пристрастие детей к сахару приводит к снижению защитных свойств ротовой полости, препятствует всасыванию витаминов группы В, вследствие чего ребенок начинает жаловаться на мышечные боли, боль в животе, становится раздражительным, теряет мышечную силу. Содержание в густо-жидких консервах и «шипучках» фосфорной кислоты не дает всасываться кальцию и витамину D, что приносит большой вред костной системе.
Что касается взрослой части населения, то все возрастающие темпы жизни значительно подорвали здоровье у большинства трудоспособного населения. Статистика говорит, что каждый второй работающий человек имеет болезни органов пищеварения и не подозревает об этом. Навязываемый нам западный образ жизни, с их системой фаст-фудов, стрессовый фон, который льется из радио и телевидения, свойственные русскому менталитету обильные застолья и при этом пренебрежение спортом – все это провоцирует болезни органов пищеварения.
Поэтому в ноябре 2011 года Министерством здравоохранения РФ в рамках Программы «Здоровая Россия» было проведено исследование по формированию здорового образа жизни у населения Российской Федерации. Объем выборки составил 3 200 респондентов старше 14 лет, статистическая погрешность не превышает 1,8%.
В программе были предложены следующие вопросы:
1. Как бы Вы оценили общее состояние Вашего здоровья? (один ответ)