Разработка проекта консервации объекта
Разработка документации на консервацию опасного производственного объекта и оборудования
Диагностика и согласование: от 30 дней
Стоимость: от 60000 руб.
Регистрация экспертизы: до 8 дней
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Проект консервации ОПО — проект разрабатываемый для определения соответствия требованиям безопасного проведения работ на опасном производственном объекте при проведении консервации технических устройств, а так же работ по расконсервации и последующем вводе оборудования в эксплуатацию.
Консервация оборудования — временная приостановка работы оборудования, сопровождающаяся рядом организационных и технических мер, направленных на долгосрочное сохранение опасных производственных объектов, предохраняющих оборудование от разрушений под влиянием окружающей среды во время простоя.
ПРЕИМУЩЕСТВА КОНСЕРВАЦИИ ОБЪЕКТОВ
Не смотря на сложность процедуры консервации опасных производственных объектов, существует целый ряд преимуществ консервации оборудования для владельцев предприятия, не планирующих эксплуатацию такого оборудования в течение длительного времени:
1) Оборудование и объект становятся не поднадзорны Ростехнадзору (на время консервации);
2) Предотвращение разрушения временно неиспользуемого объекта и оборудования;
3) Отсутствуют затраты на проведение текущих и капитальных ремонтов оборудования;
4) Провести консервацию дешевле и выгоднее чем ликвидировать объект.
ПРОЕКТ КОНСЕРВАЦИИ ОПО ВКЛЮЧАЕТ
1) Пояснительную записку (обоснование критериев консервации);
2) Технологические и технические решения о проведении работ;
3) Последовательность, сроки, исполнители работ;
4) Комплекс организационных и технических мер, направленных на обеспечение промышленной и экологической безопасности при остановке объекта, сохранность объекта, т.е. недопущение его разрушения, обеспечение работоспособности ОПО после расконсервации.
ВАЖНО: Проект консервации опасного производственного объекта должен иметь положительное заключение экспертизы промышленной безопасности.
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА КОНСЕРВАЦИИ ОБЪЕКТА
Разработкой проекта на консервацию объекта может разработать только проектная организация, состоящая в Саморегулируемой организации и имеющая действующее Свидетельство СРО. Требование к разработчикам документации на ликвидацию опасного производственного объекта следующие:
В рамках разработки проекта должны быть приняты меры по обеспечению безопасности населения, сохранности окружающей среды, зданий и сооружений в радиусе действия зоны влияния консервации ОПО. Поэтому технические мероприятия при консервации опасных объектов включают в себя целый ряд специальных процедур. Такой сложный процесс обусловлен длительностью периода, на который производится сама консервация опасных объектов на срок от 1 до 10 лет, так и для исполнения всех требований по обеспечению безопасности людей и окружающей среды в течение срока консервации.
Консервация и ликвидация опасных производственных объектов
Проект консервации ОПО — проект, разрабатываемый для определения соответствия требованиям безопасного проведения работ на опасном производственном объекте при проведении консервации технических устройств, а также работ по расконсервации и последующем вводе оборудования в эксплуатацию.
Консервация оборудования — временная приостановка работы оборудования, сопровождающаяся рядом организационных и технических мер, направленных на долгосрочное сохранение опасных производственных объектов, предохраняющих оборудование от разрушений под влиянием окружающей среды во время простоя.
В проекте консервации опасного производственного объекта предусматриваются организационные и технические меры, обеспечивающие экологическую и промышленную безопасность, как при остановке опасного объекта, так и при его сохранности, в том числе недопущение разрушения опасного производственного объекта и обеспечение его работоспособности после окончания срока консервации. Консервация опасного производственного объекта и оборудования для его долгосрочного сохранения проводится на срок от 1 до 10 лет на объектах газового, котельного, теплоэнергетического или иного оборудования повышенной опасности.
Преимущества консервации опасных объектов
Несмотря на сложность процедуры консервации опасных производственных объектов, существует целый ряд преимуществ консервации оборудования для владельцев предприятия, не планирующих эксплуатацию такого оборудования в течение длительного времени:
Необходимо понимать, почему понадобилась консервация оборудования, ведь есть иные методы (менее затратные) решения вопросов, не прибегая к консервации оборудования. Так же важно помнить, что к консервации оборудования лучше прибегать в случаях консервации объекта на срок не менее 1 года, в ином случае положительный и экономический эффект будет минимален.
Консервация опасного производственного объекта состоит из следующих этапов:
Кто может разработать проект консервации объекта
Разработкой проекта на консервацию объекта может разработать только проектная организация, состоящая в Саморегулируемой организации и имеющая действующее Свидетельство СРО на договорной основе.
Требование к разработчикам проекта на техническое перевооружение опасного производственного объекта следующие:
В связи с тем, что проект на консервацию сложный технический документ предусматривающий множество нюансов, имеет смысл обращаться в проектную организацию имеющую опыт в разработке проектов на ликвидацию ОПО, где в короткие сроки будет разработан проект.
Компания НИПИ ТЭНГ имеет все необходимые документы и соответствующий опыт работы
В рамках разработки проекта должны быть приняты меры по обеспечению безопасности населения, сохранности окружающей среды, зданий и сооружений в радиусе действия зоны влияния консервации ОПО. Поэтому технические мероприятия при консервации опасных объектов включают в себя целый ряд специальных процедур.
Такой сложный процесс обусловлен длительностью периода, на который производится сама консервация опасных объектов на срок от 1 до 10 лет, так и для исполнения всех требований по обеспечению безопасности людей и окружающей среды в течение срока консервации.
Согласно требованиям РД 09390–00 [2] комплекс мероприятий по остановке и консервации объекта (оборудования) должен обеспечить:
Чаще всего проект разрабатывается при следующих видах консервации:
Специалисты компании НИПИ «ТЭНГ» ответят на любые вопросы по консервации опасного производственного объекта.
Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»
ГАРАНТ:
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
В соответствии с частью 9 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила проведения консервации объекта капитального строительства.
Председатель Правительства
Российской Федерации
30 сентября 2011 г.
Правила
проведения консервации объекта капитального строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802)
2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).
5. В решении о консервации объекта должны быть определены:
а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;
б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);
6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.
7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:
а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;
б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:
о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;
о наличии сметной документации;
о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.
8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).
9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:
а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);
б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;
в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;
г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;
д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);
е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.
11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).
12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:
а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;
б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.
13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.
II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственной собственности
14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.
16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.
Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.
17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.
18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.
Установлен порядок консервации объекта капстроительства.
Решение о консервации принимается застройщиком (заказчиком) в 2 случаях. Если строительство (реконструкция) прекращается или приостанавливается на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
Застройщик (заказчик) приводит объект и стройплощадку в состояние, при котором обеспечиваются прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов. Также они должны быть безопасны для населения и окружающей среды.
В решении указываются перечень и сроки работ по консервации, лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, время подготовки необходимой техдокументации, сумма затрат. Последняя определяется на основании акта, составленного подрядчиком и утвержденного застройщиком (заказчиком).
Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).
В ходе работ по консервации, в частности, выполняются конструкции, принимающие проектные нагрузки (в том числе временные). Освобождаются емкости и трубопроводы от опасных и горючих жидкостей. Закрываются или свариваются люки и крупные отверстия. Отключаются инженерные коммуникации (за исключением тех, которые обеспечивают сохранность объекта). Следует исключить несанкционированный доступ внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора (если он должен проводиться).
Урегулирована процедура возобновления строительства (реконструкции).
Установлены особенности принятия решения о консервации объекта госсобственности.
Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 7 октября 2011 г. N 225, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 октября 2011 г. N 41 (ч. II) ст. 5739
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
Разработка проекта консервации объекта
В правилах проведения консервации объекта капитального строительства применен термин «техническая документация на консервацию».
В каком виде ее необходимо разрабатывать, необходимо ли в данном случае понимать техническую документацию на консервацию как проектную документацию на консервацию, которую необходимо разработать в соответствии с Постановлением Правительства № 87? Или состав разделов, подразделов и т.п. документации на консервацию определены другим документом?
Пункт 8 Постановления Правительства от 30.09.2011 №802 «Правила проведения консервации объекта капитального строительства» гласит:
«После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком)».
Пункт 6 «Правил. » гласит:
«В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.»
Основной составной частью технической документации на консервацию, кроме исполнительной документации, материалов обследования и других организационно-распорядительных документов, является рабочая и сметная документация на работы по консервации.
Пункт 6.15.4 свода правил СП 48.13330.2011 «Организация строительства» (документ включён в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» гласит:
«При необходимости проектировщик по договору с застройщиком (заказчиком) разрабатывает рабочую документацию и смету консервации объекта, а лицо, осуществляющее строительство, выполняет работы, предусмотренные этими рабочей документации* и сметами»
В зависимости от особенностей конкретного объекта рабочая и сметная документация может разрабатываться на следующий состав работ, предусмотренный пунктом 9 вышеуказанных «Правил. »:
«а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);
б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;
в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;
г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;
д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);
е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки»
Кроме того, статьёй 35 Федерального закона №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено:
«Строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений».
Одновременно прошу принять во внимание, что в соответствии с действующим законодательством, техническая документация на консервацию опасного производственного объекта («проект консервации») должна проходить экспертизу промышленной безопасности.
Консервация опасного производственного объекта
Проект консервации опасного производственного объекта (ОПО) разрабатывается, чтобы оценить соответствие предстоящих работ, связанных с его консервацией или расконсервацией с дальнейшим вводом в эксплуатацию, требованиям промышленной безопасности.
Под консервацией подразумевают временную приостановку функционирования ОПО или технологического оборудования, которая сопровождается действиями, призванными обеспечить длительную сохранность ОПО и защитить оборудование от коррозии и негативного воздействия экосистемы во время простоя.
Проектом консервации предусматривается выработка комплекса мероприятий по обеспечению соблюдения требований экологической и промышленной безопасности в процессе остановки и сохранности ОПО, включая недопущение его разрушения и гарантированное рабочее состояние по завершению срока простоя.
Выгоды от простоя
Сложность осуществления консервации ОПО или технологического оборудования компенсируется определенными выгодами для его владельца, планирующего не использовать данный объект или оборудование в течение долгого времени:
Но максимально положительный экономический эффект возможен только в случае длительной приостановки, свыше 1 года. Следует хорошо понимать необходимость осуществления консервации, поскольку существуют другие, финансово менее затратные методы решения вопросов, не требующие длительного простоя ОПО и оборудования.
Регламент осуществления
Консервация ОПО, регламентируется статьями Федеральных законов ФЗ-27, ФЗ-187 и ФЗ-116, а также Указом президента №234 от 18.02.93 года. Ее мероприятия проводятся в несколько этапов:
Процесс разработки
Разработка проекта консервации может осуществляться как самим предприятием, использующим ОПО, так и специализированной организацией на основе договора. В ходе выполнения проекта обеспечивают безопасность населения и защиту экосистемы, зданий и сооружений в зоне консервации ОПО.
Сложность процесса, включающего в себя ряд специальных действий по обеспечению безопасности людей и экосистемы, объясняется длительностью временного периода консервации ОПО, варьирующегося от 1 года до 10 лет.
Виды оборудования, требующие разработки проекта консервации:
Поскольку проект приостановки ОПО отличается повышенной сложностью и множеством технических нюансов, его осуществление рекомендуют доверять профессионалам. Наша организация в минимальные сроки разработает качественный проект консервации и перерегистрирует его в территориальных органах Ростехнадзора.