Реликвия реставрация консервация музеи

Реликвия реставрация консервация музеи

[1] Ст. 3 Устава – см. Международный совет музеев ИКОМ. Кодекс профессиональной этики. Издание Советского комитета ИКОМ, 1989 г.

Среди основных направлений музейной деятельности на первом месте после «приобретения» находится именно «хранение». В любом виде музейной деятельности мы должны руководствоваться принципом сохранности объекта. Ответственность за хорошее состояние коллекций несут все и каждый. Общество доверило нам культурные и исторические ценности, мы должны передать их последующим поколениями в неповрежденном виде. Сохранить прошлое для будущего – вот наша главная задача.

Хранение, сохранение, превентивная консервация, консервация (профилактика), реставрация фондов

Понятие «музейное хранение» достаточно широкое и включает в себя систему учета музейных предметов и программу их сохранения. Меры по сохранению фондов могут быть разделены на три категории: превентивная консервация, консервация (профилактика) и реставрация.

Значение превентивной консервации

Термин «превентивная консервация» введен в 60-е годы американскими специалистами, хотя сама идея достаточно стара. В программу превентивной консервации «входят действия, предпринимаемые для задержания или для предотвращения повреждения объектов культурного наследия путем обеспечения оптимальных условий содержания, хранения, использования». [1]

Задачи превентивной консервации – замедлить процесс разрушения музейных предметов, стабилизировать их состояние.

.1 «Кодекс этики», стр.39.

В программу превентивной консервации входят следующие шаги:

· Создание и постоянное поддержание стабильного музейного микроклимата.

· Исследование фондов с точки зрения их сохранности, составление паспортов сохранности на каждый музейный предмет.

· Составление списков очередности и срочности реставрации.

· Фазовая консервация: помещение «больных» объектов в специальные защитные приспособления: микроклиматические контейнеры, папки, коробки и футляры из нетоксичных материалов (например, из картона и бумаги т.н. «архивного качества»). Эти меры помогут отделить объекты плохой сохранности от «здоровых», защитить их от дальнейших механических и климатических повреждений.

Соотношение превентивной консервации и реставрации

Правильный контроль окружающей среды представляет собой то основание, на котором держится вся остальная деятельность по обеспечению сохранности фондов. Если музейные предметы будут продолжать храниться в неподходящих условиях, все остальные меры не будут иметь абсолютно никакого значения.

Реставрация не является панацеей. Никакая реставрация – даже самая осторожная и тщательная – не дает гарантии долговечности объекта, если он опять будет помещен в неправильные условия хранения. Большинство механических и химических повреждений объектов в принципе необратимо. Легче болезнь предупредить, чем лечить.

Программа сохранения музейных фондов

Общие меры безопасности

· Охрана прилегающей территории и здания

· Предупреждение преступного и антиобщественного поведения

· Меры безопасности в экспозиционных залах

· Обеспечение безопасности фондов

Меры, направленные на поддержание сохранности

· оценка факторов, которые могут стать причиной нарушения режима хранения;

· планирование мер готовности к стихийным бедствиям:

· оценка состояния фондов и составление плана консервации и реставрации:

· составление списков предметов, нуждающихся в реставрации,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *