Реликвия реставрация консервация музеи
Реликвия реставрация консервация музеи
[1] Ст. 3 Устава – см. Международный совет музеев ИКОМ. Кодекс профессиональной этики. Издание Советского комитета ИКОМ, 1989 г.
Среди основных направлений музейной деятельности на первом месте после «приобретения» находится именно «хранение». В любом виде музейной деятельности мы должны руководствоваться принципом сохранности объекта. Ответственность за хорошее состояние коллекций несут все и каждый. Общество доверило нам культурные и исторические ценности, мы должны передать их последующим поколениями в неповрежденном виде. Сохранить прошлое для будущего – вот наша главная задача.
Хранение, сохранение, превентивная консервация, консервация (профилактика), реставрация фондов
Понятие «музейное хранение» достаточно широкое и включает в себя систему учета музейных предметов и программу их сохранения. Меры по сохранению фондов могут быть разделены на три категории: превентивная консервация, консервация (профилактика) и реставрация.
Значение превентивной консервации
Термин «превентивная консервация» введен в 60-е годы американскими специалистами, хотя сама идея достаточно стара. В программу превентивной консервации «входят действия, предпринимаемые для задержания или для предотвращения повреждения объектов культурного наследия путем обеспечения оптимальных условий содержания, хранения, использования». [1]
Задачи превентивной консервации – замедлить процесс разрушения музейных предметов, стабилизировать их состояние.
.1 «Кодекс этики», стр.39.
В программу превентивной консервации входят следующие шаги:
· Создание и постоянное поддержание стабильного музейного микроклимата.
· Исследование фондов с точки зрения их сохранности, составление паспортов сохранности на каждый музейный предмет.
· Составление списков очередности и срочности реставрации.
· Фазовая консервация: помещение «больных» объектов в специальные защитные приспособления: микроклиматические контейнеры, папки, коробки и футляры из нетоксичных материалов (например, из картона и бумаги т.н. «архивного качества»). Эти меры помогут отделить объекты плохой сохранности от «здоровых», защитить их от дальнейших механических и климатических повреждений.
Соотношение превентивной консервации и реставрации
Правильный контроль окружающей среды представляет собой то основание, на котором держится вся остальная деятельность по обеспечению сохранности фондов. Если музейные предметы будут продолжать храниться в неподходящих условиях, все остальные меры не будут иметь абсолютно никакого значения.
Реставрация не является панацеей. Никакая реставрация – даже самая осторожная и тщательная – не дает гарантии долговечности объекта, если он опять будет помещен в неправильные условия хранения. Большинство механических и химических повреждений объектов в принципе необратимо. Легче болезнь предупредить, чем лечить.
Программа сохранения музейных фондов
Общие меры безопасности
· Охрана прилегающей территории и здания
· Предупреждение преступного и антиобщественного поведения
· Меры безопасности в экспозиционных залах
· Обеспечение безопасности фондов
Меры, направленные на поддержание сохранности
· оценка факторов, которые могут стать причиной нарушения режима хранения;
· планирование мер готовности к стихийным бедствиям:
· оценка состояния фондов и составление плана консервации и реставрации:
· составление списков предметов, нуждающихся в реставрации,