Как правильно ездить на ниве по глубокому снегу
Лада 4×4 3D НИВАН › Бортжурнал › #13. Масленица 2015. Учимся ездить по снегу
Итак, в первую очередь хочу поздравить Вас с происходящими в данный момент праздниками, с масленицей, с 23 февраля, с прощёным воскресением и многими другими праздниками, которые Вам известны.
Начну с предисловия, найденного в одной из соц. сетей, а читающие НИВАводы ( если такие найдутся), подтвердят или опровергнут…я же просто оставлю это здесь
Теперь к делу. Прекрасно понимая, что мой внедорожный опыт чертовски мал и безнадёжен, решил поучиться поездить по не глубокому снегу, потому что ранее при чуть какой малой внедорожной движухи, нога автоматически давила тапок в пол, а это не дело. Да и хотелось оправдать покупки НИВЫ, большого расхода и тд.
Понимая, что на одной машине всё таки опасно ехать, стал вспоминать знакомых на полном приводе. Вспомнил одного, у него день рождение сегодня. Вспомнил второго, видел его в городе пол часа назад. Вспомнил третьего…и в тоге понял, что не до меня всем. Взял старого, проверенного, лучшего друга ( остальные вряд ли бы согласились) Cep37 для моральной поддержки и поехали.
По началу слегка съехав с дороги идёт ровно, спокойно на прямых колёсах, рыхля снег и напресовывая себе колею.
Только газ что-то моросит мозги, я так понимаю это из-за электронной педали газа. Суть такова: когда едешь НЕ НА ПОНИЖАЙКЕ на низких оборотах ( чтоб не зарываться), когда обороты доходят ниже чем 1000 или даже ещё меньше, машина начинает глохнуть и нажатый газ как правило не вытягивает, и получается «чайник стайл». На понижайке такого не происходит. Пока так и не понял как с этим феноменов совладать, но понял почему говорят что Е-газ плох для внедорожья. Зато на подъёмах ведёт себя очень интересно…но это уже совсем иная история
Пока колесили по полю, НИВАН нашёл себе новых друзей
П.С. для справки, разбивать не было и в мыслях. Ещё когда я был маленьким шкетом, отец чётко привил мне принцип » не тобою сделано не тобою и сломано будет»
Идём дальше, решили проехать поле поперёк, в двух условиях :
1) просто так =)
2) на спущеных колёсах.
В итоге НИВА хорошо едет по полю,
Иногда правда упираясь в снежные намёты/перемёты, или просто нагребая под себя снег и вставая
Но проблем особо не возникало, в раскачечку или с небольшого нагона проходилось всё, Хотя резина у меня даже рядом не стоит с подходящей
В итоге развернувшись поехали вновь на твёрдый грунт
Для того что бы спустить давление. Так как чётких знаний в этом плане нет, но читав на драйве и не только, что люди спускают до 0.5-0.8 спускаем до 0.8 ( боясь что колесо разбортируется)
Может знающие люди подскажут до скольки всё таки нужно спускать? буду очень благодарен.
Пока стоим курим, любуемся красотами.
После того как спустили давление до 0.8 картина в корне изменилась, ехали рядом с предыдущей колеёй, но до места разворота ( до которого на полном давление ехали в несколько присестов), на спущеных колёсах доезжаем В ОДИН ПРИСЕСТ и БЕЗ ПОНИЖАЙКИ. Удивлению нашему нет предела. Едем дальше, поле идёт под небольшую горку, с заметными намётами. Иногда когда начинаем упираться, замечаем следы от номера. Но всё равно едем. Периодически останавливаясь, чтоб посмотреть глубину, замечаем не большое вывешивание и сугробы по пороги.
Снял видео, не для публики, а для себя, чтоб примерно посмотреть, что за бортом происходит. Так что если у вас нет времени или желания, то лучше не смотрите =) А если взялись смотреть, разминайте шеи. =)
Уже вечером, после семейного ужина, пошли прогуляться по полю до речки. Моя сестрёнка увидела какие то болотистые цветки. Не позволив ей лезть в сугроб, поехал туда на НИВАНе. В итоге из-за перепада высоты местности, над уровнем моря, сел. Выслушав в свой адрес кучу слов «не надо было ехать, тебе же говорили и тд», всех успокоил и пошёл стравливать воздух. Машина сидела на передней части брюха, стравив воздух, начал выезжать, но тщетно. Тогда вспомнил ещё одну уловку, правда не знаю на сколько она полезная — приподнять ручник. Сделав это и раскрутив колёса вправо — лево, машина тронулась с мёртвой точки и выехала. Помогли ещё и мысли в голове, взявшиеся после прочтения, опытного джипера с драйва, который джиперит на лэндровер дефендер. Как то он в своём блоге рассказывал историю, о том как засел, в далеке от циливизации, и чуть ли не зубами откапывал машину, и использовал все знания. Вот и я с такими мыслями ходил вокруг машины, что во чтобы то ни стало придётся выбираться САМОМУ.
Как итог, повредил рамку номеров, завтра наверное буду крепить её выше
Заключение.
Как итог, понял для себя, что я безвозвратно заразился нивой. И это поменяло моё мировозрение. Раньше мне нравились ВАЛЯЩИЕ внедорожники, так называемые турбочемоданы (гранд чероки СРТ8, геленвагены от АМГ, и тд). Но теперь понял, что куда интереснее ездить не быстро, а везде.
Так же понял, что резина у меня БУЭ =) (но это финансовые издержки)
Так же понравилось, что в таких условиях недостатки нивы, которые выползают на городских дорогах, тут резко улетучиваются =)
Спасибо что прочли, если прочли. Я понимаю что у меня не внедорожник, а всего лишь личинка джипа. Да и навыки мои оставляют желать лучшего. Но мой день был переполнен эмоциями.
Лада-Нива. Внедорожная проповедь (Часть 5)
Мы продолжаем публикацию «внедорожного сериала» Сергея Мишина. Тех, кто интересуется особенностями эксплуатации автомобиля Нива на бездорожье, отсылаем к нашим прошлым публикациям.
ПРОЕЗД БРОДОВ И ГЛУБОКИХ ЛУЖ
Итак, настало время «водных процедур». Те из вас, уважаемые читатели, кто неравнодушен к автомобилям повышенной проходимости, наверняка сталкивались с таким параметром, как «глубина преодолеваемого брода». Как и большинство справочных параметров, эта величина относительная, ибо определяет возможность движения вездехода по твердому дну водоема с постоянной глубиной. На практике же донная поверхность имеет подчас самый непредсказуемый рельеф, и в процессе движения вброд глубина может существенно «плавать». Исключение составляют лишь затопленные (например, при паводке) твердые дороги, мосты и переправы — тут все более-менее стабильно.
При грамотном управлении автомобиль Нива может двигаться через брод глубиной до 70 см. В основах этой грамотности мы сейчас и попытаемся разобраться.
Как бы банально не звучала русская пословица «не зная броду — не суйся в воду», но именно в ней заложено самое главное правило: перед неизвестной водной преградой следует обязательно «спешиться» и провести разведку. Ваша задача сводится к определению глубины и проверке состояния дна на предмет наличия ям и вязких участков. И если место съезда можно прикинуть «на глаз», то вот участок выезда на противоположный берег нужно обязательно пометить вешками, ибо берега даже неглубоких ручьев могут быть очень крутые, со ступенькой: съехать-то в русло не проблема, а вот выкарабкаться на сушу может оказаться невозможным. В подобных случаях, кстати, лучше заранее срезать часть грунта лопатой, чтобы обеспечить гарантированный и плавный выезд.
Проверку глубины и состояния дна при небольшой ширине ручья можно провести не замочив ног, с помощью крепкой палки или той же лопаты.
Если вам предстоит преодолеть какой-либо разлив, не поленитесь проверить его весь. Идеальный вариант — проставить путевые вешкиориентиры: по ним можно двигаться достаточно смело и, главное, — безопасно.
С порядком разведывательных мероприятий, кажется, разобрались, теперь поговорим о методике продвижения.
На берегу включаем блокировку дифференциала и нижний ряд в раздаточной коробке. В зависимости от состояния и вязкости дна выбираем передачу (в любом случае это первая или вторая) и медленно въезжаем в воду. Теперь ваша задача — не отрывая взгляда от намеченного пути, боковым зрением увидеть «ус» волны, образующейся от колес или бампера автомобиля, и плавно добавить газ ровно настолько, чтобы двигаться в «яме», образовавшейся за этой волной. Ни в коем случае не опережайте волну и не отставайте от нее, иначе вентилятор системы охлаждения двигателя «цапнет» воду и обольет ею весь моторный отсек, в том числе и высоковольтную часть системы зажигания. Чем это грозит — объяснять, наверное, излишне. Кстати, если вы по каким-либо причинам снимали кольцевой кожух вентилятора, то перед тем, как лезть в воду, поставьте его на место: кожух значительно уменьшает количество воды, разбрызгиваемой вентилятором в моторном отсеке, и тем самым снижает вероятность заливания ею жизненно важного электрооборудования.
Могут возникнуть и нештатные ситуации.
Ситуация первая. Дно оказалось слишком вязким или одно из колес провалилось в яму, и Нива забуксовала. В этом случае самым разумным решением будет попытка вернуться назад. Помните, что трогание при этом должно быть очень плавным и без пробуксовки. В противном случае буксующие передние колеса поднимут в моторном отсеке целый смерч и «помогут» залить электрооборудование. Чтобы вода не залила выпускную трубу, при движении задним ходом поддерживайте средние обороты двигателя.
Ситуация вторая. Дно достаточно твердое, но Нива попала в глубокую яму, или вы не сумели отследить скорость и положение волны. Короче говоря, система зажигания залита, и двигатель встал. Если до берега осталось один-два метра, а аккумулятор вашего автомобиля здоров, включайте первую передачу и стартер. Он вытянет Ниву на берег, а там у вас будет возможность протереть и просушить электрооборудование. Если до берега далеко, то восстановлением работоспособности системы зажигания придется заниматься прямо на «рейде», причем сделать это можно, не замочив ног. Благодаря откидывающемуся вперед капоту, в моторный отсек Нивы можно попасть прямо из салона, аккуратно перебравшись через открытую водительскую дверь. Смело запрыгивайте на запаску и протирайте высоковольтные провода, крышку распределителя и катушку зажигания. После окончания работы таким же способом возвращайтесь обратно, запускайте мотор и выбирайтесь из водяного плена.
Двигаясь вброд или через глубокую лужу, отслеживайте положение волны перед автомобилем
Выехав на берег, не забудьте просушить тормоза — медленно двигаясь на первой или второй передаче, нажмите на педаль тормоза и держите до тех пор, пока двигатель не начнет отзываться на возросшую нагрузку.
И последний момент. При частом (ежедневном) преодолении бродов регулярно (не реже одного раза в неделю) проверяйте отсутствие воды в редукторах мостов, коробке передам и раздаточной коробке. Проверку лучше всего проводить после ночной стоянки автомобиля: за это время попавшая в агрегаты вода под действием силы тяжести стечет вниз, под масло, и окажется в нижней части картера. Немного отверните сливную пробку каждого агрегата. Если воды оказалось больше нескольких капель, масло лучше сменить; особенно недопустимо наличие воды в редукторах мостов — гипоидные зацепления очень чувствительны к качеству смазки.
Если вы по какой-либо причине встали посреди лужи или водоема, пробирайтесь к мотору по «кратчайшему пути»
ДВИЖЕНИЕ ПО СНЕГУ И ЛЬДУ
При движении по скользким дорогам каких-либо ярко выраженных особенностей управления Нивой нет. Единственное, что достойно оговорки, это оправданность использования блокировки межосевого дифференциала. Дело в том, что включенная блокировка может ощутимо ухудшить управляемость Нивы на скользком покрытии: машина менее охотно входит в поворот, а при аварийном торможении возможны значительные заносы с потерей управляемости. Последнее особенно ярко может проявиться на покрытии с неравномерными сцепными свойствами (снег вперемешку со льдом, участки асфальта и т. д.). Так что, если на дороге нет серьезных подъемов и спусков, блокировать межосевой дифференциал Нивы не стоит.
Контролировать поведение машины в скользком повороте можно так же, как и на переднеприводном автомобиле: больше газа — передняя ось «сползает» наружу, радиус увеличивается, меньше газа — и Нива «ввинчивается», уменьшая радиус, причем может развиться легкий занос задней оси. При этом часто нет необходимости корректировать траекторию рулевым колесом.
Вылетая в повороте на наружный сугроб, ни в коем случае не сбрасывайте газ!
Самое главное при движении по снежной колее — не посадить машину на брюхо
При движении по зимним колеям автомобиль следует вести так, как это описано в разделе «Колеи, канавы и гребни» (см. тут).
По заснеженным дорогам лучше двигаться, используя верхний ряд раздаточной коробки, — это позволит снизить вероятность пробуксовки колес. В таких условиях держитесь ближе к середине проезжей части, так как снег здесь более плотный. К обочине подбираться не стоит: рыхлый и глубокий снег может заставить вас остановиться.
«Протаптывать» снежную целину, следует очень осторожно. В крайнем случае выезжайте назад по своей колее
Что касается езды по снежной целине, то здесь очень много схожего с движением по песку. Разница заключается лишь в переменном состоянии снега. Влажный весенний снег, например, преодолеть гораздо сложнее, чем свежевыпавший, поскольку условия качения колеса на таких покрытиях сильно различаются.
Общие же рекомендации таковы. По снегу лучше двигаться плавно, избегая пробуксовки колес. Особенно опасна пробуксовка шин ВлИ-5: подобно фрезам, эти покрышки вгрызаются в снег и очень быстро зарываются. Пытаться поворачивать можно, лишь если вы чувствуете, что Нива двигается уверенно и не снижает заданный темп. Повороты, как и в песке, не должны быть крутыми, причем чем глубже снег, тем плавнее должен быть поворот. Если автомобиль не слушается руля и не хочет поворачивать, надо сбросить газ. Добавление газа в такой ситуации обычно приводит к увеличению радиуса.-
При остановке в снегу лучше не пользоваться тормозами — достаточно сбросить газ и выжать сцепление. Объяснение такое. При торможении в снегу неизбежна хотя бы кратковременная блокировка колес. Этого достаточно, чтобы под ними оказались скользкие островки, которые затруднят последующее трогание. В ситуации, когда пришлось остановиться, но тронуться вперед не удается, попробуйте плавно сдать назад и набрать запас хода по проторенному следу. Обратите внимание на положение передних колес: они должны стоять прямо — ведь в этом случае автомобилю придется протаптывать только две колеи, а не четыре.
Сложность движения по снежной целине, кроме всего прочего, — в неизвестности. Что подстерегает вашу Ниву под толщей снега? Тут запросто могут быть ямы, камни, пни и т. д. Поэтому старайтесь не рисковать и продвигаться как можно медленнее, на пониженной передаче. Если же вы абсолютно уверены, что под снегом нет ничего опасного, используйте инерцию автомобиля и штурмуйте препятствие с ходу — так, к примеру, удобно преодолевать снежные заносы на дорогах. В незнакомом же месте лучше не рисковать, ведь при неожиданном увеличении толщины снежного покрова в низинах, излишний запас хода может сослужить дурную службу и вынудит вас работать лопатой.
При застревании в снегу не стоит зря буксовать и топтаться вокруг машины. Встаньте на передний бампер и попробуйте попрыгать. Если подвеска работает, и Нива качается, значит, вы еще не посадили машину на «брюхо» и можно попробовать выехать. Таким же способом проверяется и задняя часть кузова. Если автомобиль стоит не шелохнувшись — доставайте лопату. Освобождать машину из плена придется откапыванием колес и удалением снега из-под заднего моста и узлов передней подвески. Кстати, если снег не очень плотный, то можно просто раскачать машину, стоя на бампере, — это иногда помогает.
Закончив путешествие по снежной местности и выезжая на дороги общего пользования, проверьте тормоза: под натиском снега передние тормозные колодки частенько далеко отходят от дисков, и создается впечатление, что тормоза не работают совсем. Для того, чтобы вернуть колодки на место, надо несколько раз энергично надавить на педаль тормоза. Лучше это делать при медленном движении автомобиля. Обратите внимание и на стояночную тормозную систему: задние колодки очень быстро примерзают к мокрым от растаявшего снега барабанам, поэтому сразу после езды по сугробам пользоваться стояночным тормозом не стоит.
Видео
НИВА КЛУБ
International Niva Club
Ездим по снегу.
Ездим по снегу.
Сообщение Suicide » 12 дек 2012, 05:57
Пришла зима и более привычное покрытие под колесам сменилось на снег.
Настало время освежить навыки зимней езды )
Чтобы понять взаимодействие этих величин придется рассмотреть в отдельности основные состояния снега.
Свежевыпавший, пухляк.
Особенностью движения является большое погружение автомобиля в снег, большая глубина колеи, сдвиг снега перед колесами.
Величины опорных свойств автомобилей повышенной проходимости не позволяют держаться на поверхности снега, поэтому движение фактически происходит по земле, а масса снега только создает сопротивление.
В таких условиях преимущества у тяжелых машин.
Как правило глубина преодолеваемого пухляка около диаметра колеса. (иногда и выше)
Наст, фирн.
Плотный, кристализованный под действием ветра,перепадов температуры и пр. снег.
Фирн пилится ножовкой и легко выдерживает вес автомобиля.
Движение происходит по поверхности почти без образования колеи.
(практически как по асфальту.)
Ситуация меняется если плотный снег идет пластами, особенно при низкой температуре воздуха.
При движении автомобиля слои ломаються, оказывая крайне большое сопротивление движению, а более рыхлый снег находящийся между слоями высыпается в колею.
Это один из самых спорных вариантов.
Автомобиль с низким удельным давлением сможет ехать не проваливаясь, но более тяжелый автомобиль сможет развить большую тягу.
Иногда достаточно 20см слоистого снега чтобы сделать движение по нему невозможным.
Влажный снег
Нам очень важно понять, обладает ли снег способностью уплотняться.
Это свойство легко определяется по характеру колеи.
Если в колее отпечатывается след протектора, значит происходит пластическая деформация и уплотнение снега.
Способность снега воспринимать тяговую нагрузку колес зависит от степени его уплотнения.
Влажный, уплотняющийся снег как правило позволяет не проваливаться до земли, движение по нему возможно при значительной глубине (до нескольких метров)
Но если глубина колеи составляет более трети диаметра колеса сопротивление скорее всего превысит тягу.
Кристализованная крупа.
Крайне слабо подвержена уплотнению, однако создает сопротивление значительно больше чем пухляк.
При низкой температуре и высокой влажности обладает смерзается через некоторое время после уплотнения образуя фирн.
Оценка
Первым делом оценим состояние снежного покрова и его глубину.
Важно определить насколько он подвержен уплотнению, что пропорционально итоговой глубине колеи.
В большинстве случаев глубина колеи не может превышать пловину колеса, дальше нагребание мостами, потеря тяги на колесах и остановка.
Только свежевыпавший снег позволит двигаться с погруженными мостами, однако если под ним находится слой более плотного скорее всего тяги не хватит.
Снижение давления в колесах снижает и глубину колеи и как следствие сопротивление движению.
Если автомобиль не едет.
Небольшие участки, вроде переметов, можно преодалевать пользуясь инерцией, во многих случаях, когда снег не очень плотный этот же прием позволяет проехать там, где бы тяги не хватило если двигаться внатяг.
В случае если снег плотнее и глубже возможностей автомобиля придется пробивать или, как еще говорят, «топтать» колею.
Видео про то как топтать.
Теоретически топтанием преодолевается снег практически в любом состоянии, но скорость движения при этом может отбить желание этим заниматься.
Особенно если за сутки вы продвинулись лишь на несколько сотен метров и сожгли при этом литров 50 топлива =)
Комбинируем разгон и топтание.
Интуитивно понятно, если нужно преодолеть препятствие ходом, например подьем или перемет сначала топчем участок для разгона, затем делаем решающий рывок )
Если не топчется совсем.
Кристалическая крупа, бывает, не уплотняется никак, даже после десятого проезда, иногда не удается ехать назад даже по собственным следам.
Снег в таком состоянии как бы течет, машина буксует, тяги совсем нет..
Поздравляю, скорее всего вы встряли надолго =)
Поможет поговорка «утро вечера мудренее», поспите часиков 12, возможно ваш след смерзнется и вы поедете по фирну как по асфальту.
(а может быть ждать придется долго)
Опасно тем, что можно заехать а потом не выехать =)
Протектор вреден, так как делает шину жесткой и все равно толком не добавлят тяги, только роет.
А вот в более уплотняемом снегу прибавка уже существенее, при сохранени эластичности шины, конечно, что очень сложно реализуемо физически.
Автомобили оборудованные мягкими шинами с возможностью эксплуатации при давлении в них не более 0.1-0.2 способны достаточно уверенно передвигаться по сыпучему снегу со сравнительно небольшой глубиной колеи.
Блокировки
С одной стороны помогут распределить тягу по колесам равномернее, с другой вызвать явную склонность к зарыванию особенно на поворотах.
Эффект и при езде ходом, и при топтании..
Лебедка
Практически не нужна, разве только для преодолния чисто геометрических препятствий.
Тянуться по глубокому снегу даже и не мечтайте )
Выдергивние тросом
Привычный прием сработает очень ограничено.
Если буксирующая машина стоит на твердом то без проблем, если же на натоптанном то гарантированно буксование и застревание всей связки сразу.
Лада 4×4 3D 21219боевая панда раптор › Бортжурнал › Нива. Внедорожная проповедь или как ездить на ниве) часть3
БРОДЫ И ГЛУБОКИЕ ЛУЖИ
Итак, настало время «водных процедур». Те из вас, уважаемые читатели, кто неравнодушен к автомобилям повышенной проходимости, наверняка сталкивались с таким параметром, как «глубина преодолеваемого брода». Как и большинство справочных параметров, эта величина относительная, ибо определяет возможность движения вездехода по твердому дну водоема с постоянной глубиной. На практике же донная поверхность имеет подчас самый непредсказуемый рельеф, и в процессе движения вброд глубина может существенно «плавать». Исключение составляют лишь затопленные (например, при паводке) твердые дороги, мосты и переправы — тут все более-менее стабильно.
При грамотном управлении автомобиль Нива может двигаться через брод глубиной до 70 см. В основах этой грамотности мы сейчас и попытаемся разобраться.
Как бы банально не звучала русская пословица «не зная броду — не суйся в воду», но именно в ней заложено самое главное правило: перед неизвестной водной преградой следует обязательно «спешиться» и провести разведку. Ваша задача сводится к определению глубины и проверке состояния дна на предмет наличия ям и вязких участков. И если место съезда можно прикинуть «на глаз», то вот участок выезда на противоположный берег нужно обязательно пометить вешками, ибо берега даже неглубоких ручьев могут быть очень крутые, со ступенькой: съехать-то в русло не проблема, а вот выкарабкаться на сушу может оказаться невозможным. В подобных случаях, кстати, лучше заранее срезать часть грунта лопатой, чтобы обеспечить гарантированный и плавный выезд.
Проверку глубины и состояния дна при небольшой ширине ручья можно провести не замочив ног, с помощью крепкой палки или той же лопаты.
Если вам предстоит преодолеть какой-либо разлив, не поленитесь проверить его весь. Идеальный вариант — проставить путевые вешкиориентиры: по ним можно двигаться достаточно смело и, главное, — безопасно.
С порядком разведывательных мероприятий, кажется, разобрались, теперь поговорим о методике продвижения.
На берегу включаем блокировку дифференциала и нижний ряд в раздаточной коробке. В зависимости от состояния и вязкости дна выбираем передачу (в любом случае это первая или вторая) и медленно въезжаем в воду. Теперь ваша задача — не отрывая взгляда от намеченного пути, боковым зрением увидеть «ус» волны, образующейся от колес или бампера автомобиля, и плавно добавить газ ровно настолько, чтобы двигаться в «яме», образовавшейся за этой волной. Ни в коем случае не опережайте волну и не отставайте от нее, иначе вентилятор системы охлаждения двигателя «цапнет» воду и обольет ею весь моторный отсек, в том числе и высоковольтную часть системы зажигания. Чем это грозит — объяснять, наверное, излишне. Кстати, если вы по каким-либо причинам снимали кольцевой кожух вентилятора, то перед тем, как лезть в воду, поставьте его на место: кожух значительно уменьшает количество воды, разбрызгиваемой вентилятором в моторном отсеке, и тем самым снижает вероятность заливания ею жизненно важного электрооборудования.
Могут возникнуть и нештатные ситуации.
Ситуация первая. Дно оказалось слишком вязким или одно из колес провалилось в яму, и Нива забуксовала. В этом случае самым разумным решением будет попытка вернуться назад. Помните, что трогание при этом должно быть очень плавным и без пробуксовки. В противном случае буксующие передние колеса поднимут в моторном отсеке целый смерч и «помогут» залить электрооборудование. Чтобы вода не залила выпускную трубу, при движении задним ходом поддерживайте средние обороты двигателя.
Ситуация вторая. Дно достаточно твердое, но Нива попала в глубокую яму, или вы не сумели отследить скорость и положение волны. Короче говоря, система зажигания залита, и двигатель встал. Если до берега осталось один-два метра, а аккумулятор вашего автомобиля здоров, включайте первую передачу и стартер. Он вытянет Ниву на берег, а там у вас будет возможность протереть и просушить электрооборудование. Если до берега далеко, то восстановлением работоспособности системы зажигания придется заниматься прямо на «рейде», причем сделать это можно, не замочив ног. Благодаря откидывающемуся вперед капоту, в моторный отсек Нивы можно попасть прямо из салона, аккуратно перебравшись через открытую водительскую дверь. Смело запрыгивайте на запаску и протирайте высоковольтные провода, крышку распределителя и катушку зажигания. После окончания работы таким же способом возвращайтесь обратно, запускайте мотор и выбирайтесь из водяного плена.
Двигаясь вброд или через глубокую лужу, отслеживайте положение волны перед автомобилем
Выехав на берег, не забудьте просушить тормоза — медленно двигаясь на первой или второй передаче, нажмите на педаль тормоза и держите до тех пор, пока двигатель не начнет отзываться на возросшую нагрузку.
И последний момент. При частом (ежедневном) преодолении бродов регулярно (не реже одного раза в неделю) проверяйте отсутствие воды в редукторах мостов, коробке передам и раздаточной коробке. Проверку лучше всего проводить после ночной стоянки автомобиля: за это время попавшая в агрегаты вода под действием силы тяжести стечет вниз, под масло, и окажется в нижней части картера. Немного отверните сливную пробку каждого агрегата. Если воды оказалось больше нескольких капель, масло лучше сменить; особенно недопустимо наличие воды в редукторах мостов — гипоидные зацепления очень чувствительны к качеству смазки.
СНЕГ И ЛЕД
При движении по скользким дорогам каких-либо ярко выраженных особенностей управления Нивой нет. Единственное, что достойно оговорки, это оправданность использования блокировки межосевого дифференциала. Дело в том, что включенная блокировка может ощутимо ухудшить управляемость Нивы на скользком покрытии: машина менее охотно входит в поворот, а при аварийном торможении возможны значительные заносы с потерей управляемости. Последнее особенно ярко может проявиться на покрытии с неравномерными сцепными свойствами (снег вперемешку со льдом, участки асфальта и т. д.). Так что, если на дороге нет серьезных подъемов и спусков, блокировать межосевой дифференциал Нивы не стоит.
Контролировать поведение машины в скользком повороте можно так же, как и на переднеприводном автомобиле: больше газа — передняя ось «сползает» наружу, радиус увеличивается, меньше газа — и Нива «ввинчивается», уменьшая радиус, причем может развиться легкий занос задней оси. При этом часто нет необходимости корректировать траекторию рулевым колесом.
По заснеженным дорогам лучше двигаться, используя верхний ряд раздаточной коробки, — это позволит снизить вероятность пробуксовки колес. В таких условиях держитесь ближе к середине проезжей части, так как снег здесь более плотный. К обочине подбираться не стоит: рыхлый и глубокий снег может заставить вас остановиться.
Что касается езды по снежной целине, то здесь очень много схожего с движением по песку. Разница заключается лишь в переменном состоянии снега. Влажный весенний снег, например, преодолеть гораздо сложнее, чем свежевыпавший, поскольку условия качения колеса на таких покрытиях сильно различаются.
Обшие же рекомендации таковы. По снегу лучше двигаться плавно, избегая пробуксовки колес. Особенно опасна пробуксовка шин ВлИ-5: подобно фрезам, эти покрышки вгрызаются в снег и очень быстро зарываются. Пытаться поворачивать можно, лишь если вы чувствуете, что Нива двигается уверенно и не снижает заданный темп. Повороты, как и в песке, не должны быть крутыми, причем чем глубже снег, тем плавнее должен быть поворот. Если автомобиль не слушается руля и не хочет поворачивать, надо сбросить газ. Добавление газа в такой ситуации обычно приводит к увеличению радиуса.-
Если вы по какой-либо причине встали посреди лужи или водоема, пробирайтесь к мотору по «кратчайшему пути»
При остановке в снегу лучше не пользоваться тормозами — достаточно сбросить газ и выжать сцепление. Объяснение такое. При торможении в снегу неизбежна хотя бы кратковременная блокировка колес. Этого достаточно, чтобы под ними оказались скользкие островки, которые затруднят последующее трогание. В ситуации, когда пришлось остановиться, но тронуться вперед не удается, попробуйте плавно сдать назад и набрать запас хода по проторенному следу. Обратите внимание на положение передних колес: они должны стоять прямо — ведь в этом случае автомобилю придется протаптывать только две колеи, а не четыре.
Сложность движения по снежной целине, кроме всего прочего, — в неизвестности. Что подстерегает вашу Ниву под толщей снега? Тут запросто могут быть ямы, камни, пни и т. д. Поэтому старайтесь не рисковать и продвигаться как можно медленнее, на пониженной передаче. Если же вы абсолютно уверены, что под снегом нет ничего опасного, используйте инерцию автомобиля и штурмуйте препятствие с ходу — так, к примеру, удобно преодолевать снежные заносы на дорогах. В незнакомом же месте лучше не рисковать, ведь при неожиданном увеличении толщины снежного покрова в низинах, излишний запас хода может сослужить дурную службу и вынудит вас работать лопатой.
При застревании в снегу не стоит зря буксовать и топтаться вокруг машины. Встаньте на передний бампер и попробуйте попрыгать. Если подвеска работает, и Нива качается, значит, вы еще не посадили машину на «брюхо» и можно попробовать выехать. Таким же способом проверяется и задняя часть кузова. Если автомобиль стоит не шелохнувшись — доставайте лопату. Освобождать машину из плена придется откапыванием колес и удалением снега из-под заднего моста и узлов передней подвески. Кстати, если снег не очень плотный, то можно просто раскачать машину, стоя на бампере, — это иногда помогает.
Закончив путешествие по снежной местности и выезжая на дороги общего пользования, проверьте тормоза: под натиском снега передние тормозные колодки частенько далеко отходят от дисков, и создается впечатление, что тормоза не работают совсем. Для того, чтобы вернуть колодки на место, надо несколько раз энергично надавить на педаль тормоза. Лучше это делать при медленном движении автомобиля. Обратите внимание и на стояночную тормозную систему: задние колодки очень быстро примерзают к мокрым от растаявшего снега барабанам, поэтому сразу после езды по сугробам пользоваться стояночным тормозом не стоит.
Самое главное при движении по снежной колее — не посадить машину на брюхо
Вылетая в повороте на наружный сугроб, ни в коем случае не сбрасывайте газ!
«Протаптывать» снежную целину, следует очень осторожно. В крайнем случае выезжайте назад по своей колее
ТАМ, ГДЕ НЕТ И ТРОПИНКИ
Необходимость двигаться по «джунглям» возникает редко: прокладывать дорогу через поле, кустарник или редколесье чаще всего приходится охотникам или рыболовам.
При движении в условиях такого бездорожья следует быть готовым к любым сюрпризам, а если вы твердо решили их избежать, сделайте предварительную разведку. Халтурить не стоит: даже невысокая трава может очень хорошо маскировать всевозможные ямы, пни и камни. Исход незапланированной встречи с ними напрямую зависит от скорости: чем быстрее двигается Нива, тем неприятнее будут последствия. Отсюда делаем вывод, что в условиях абсолютного бездорожья двигаться следует с минимальной скоростью, причем чем хуже видимость, тем осторожнее должна быть «поступь» вашего автомобиля.
Используйте пониженный ряд раздаточной коробки и, если нет необходимости заниматься «слаломом», заблокируйте межосевой дифференциал.
Если в движении Нива начинает «клевать носом» или резко теряет обороты, — остановитесь, сдайте назад и проверьте грунт. Вполне возможно, что вы въехали на болотистую почву.
Движения по полям с густым травяным покровом по возможности стоит избегать, ну а если другого пути к цели вашего путешествия не существует, знайте, что при наезде на брошенную колхозниками борону или торчащий из земли лемех плуга, вы рискуете не только разрезать шину, но и значительно повредить автомобиль. Так что если вы не уверены, что поблизости никогда не работали сельхозмашины, не поленитесь проверить фунт в пешем порядке. Только не забудьте при этом поберечь собственные нош!
Продираясь на Ниве сквозь густые травяные заросли, приучите себя чаще, чем обычно, поглядывать- на указатель температуры охлаждающей жидкости, а выехав на дорогу, внимательно осмотрите его и облицовку радиатора. Застрявшую траву и листья необходимо осторожно удалить, в противном случае радиатор перестанет обеспечивать необходимый теплообмен.
В кустарник лучше не лезть: даже если в передней части Нивы установлена большая защитная решетка, острые ветки могут сильно поцарапать боковины кузова, а самая длинная обязательно сработает как хлыст и разобьет фонарь или фару.
Продираясь через редколесье или кустарник, старайтесь не ободрать бока
САМОВЫТАСКИВАНИЕ
Умение выбираться из сложной ситуации без посторонней помощи относится к самым необходимым внедорожным навыкам, а последовательность действий водителя при застревании определяет главное — вероятность успеха.
В этой связи имеет смысл рассмотреть несколько типичных ситуаций и построить алгоритм эвакуации машины. Итак, если Нива «сидит» очень прочно, и попытками тронуться с места расшевелить ее не удается, прекратите бессмысленное буксование и осмотритесь.
На первом этапе ваша задача сводится к определению направления эвакуации, и здесь надо учитывать следующие факторы.
Наличие уклона. Машину всегда лучше вытаскивать вниз.
Если вы застряли на бездорожье или в снегу, выезжать лучше назад по своей колее.
В случае, когда машина уперлась в препятствие или провалилась в яму, также выезжайте назад.
Ну а коль вас угораздило встать так, что направление выезда безразлично, двигайтесь вперед: в глубокой грязи, песке или снегу движению назад мешают грязезащитные фартуки.
Будем считать, что направление, в котором следует вызволять автомобиль, выбрано. Что делать дальше?
Постарайтесь заглянуть под машину или выяснить наошупь, что же мешает дальнейшему продвижению. Чаще всего Нива цепляется за препятствие элементами подвески: в передней части — рычагами и поперечинами, а в задней — редуктором моста и местами крепления амортизаторов. Если вы застряли в песке или снегу, эти места можно попробовать откопать. В колее и густой грязи окапывание бесполезно, так что прячьте лопату в багажник и доставайте домкрат. Ваша задача — поочередно поднять каждое из четырех колес и подложить под них то, что найдете вокруг камни, ветки, доски. Чтобы осью рукоятки не повредить боковину кузова, домкрат устанавливайте наклонно, больше, чем обычно, задвинув его опорную площадку под машину. Чтобы при подъеме домкрат не проваливался в фунт, ставить его следует на искусственную опорную поверхность, в качестве которой могут использоваться доски или несколько веток, сложенных крест-накрест.
Поставив Ниву на «постамент» из подручного материала, запускайте двигатель, блокируйте межосевой дифференциал и, используя верхний ряд трансмиссии, плавно (без пробуксовки!) трогайтесь с места.
ВЫТАСКИВАНИЕ С ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩЬЮ
Очень часто бывают ситуации, когда имеет смысл попробовать вызволить машину из плена силами экипажа. Определив направление выезда, расположите людей так, чтобы, с одной стороны, они могли действовать с максимальной эффективностью, а с другой — не оказались заляпанными с головы до ног летяшей из-под буксующих колес грязью. Так, удобно встать вдвоем по бокам машины и упереться руками в открытые оконные проемы дверей.
Действия добровольных помощников обязательно должны быть согласованными
В высокой траве вас могут подстерегать самые неожиданные сюрпризы
Прикладывая толкающие усилия к панелям кузова, можно сильно продавить металл, и чтобы этого не случилось, попросите ваших помощников по возможности упираться в углы или ребра кузова.
Наиболее эффективный способ трогания с места при таком раскладе — раскачка, и дабы получить положительный результат, усилия помощников должны быть скоординированы с действиями водителя. Неплохо, если при раскачке автомобиля кто-то будет подавать громкие команды.
Как только почувствовали, что при очередной попытке машина тронулась с места, двигайтесь без остановки до места, где вы уверенно сможете тронуться без посторонней помощи.
ВЫТАСКИВАНИЕ БУКСИРОВКОЙ
Вне зависимости от того, застряли вы сами или же вынуждены работать в качестве тягача, начинайте эвакуацию с выбора направления выезда. Кроме ранее оговоренных факторов, в данном случае следует учитывать еще и возможность подъезда автомобиля-эвакуатора.
Лучше всего пользоваться капроновым тросом: он мягче, компенсирует рывки и, в отличие от металлического, более безопасен для рук. Неплохо, если на его концах есть металлические карабины или заводные кольца — это позволит легко и быстро прицеплять и отцеплять трос и исключить возможность его перерезания узкими буксирными проушинами Нивы. Практика показывает, что длина троса в большинстве случаев не должна превышать 6 метров — иначе он будет излишне вытягиваться и пружинить.
Прежде, чем цеплять буксир за проушины, проанализируйте направление действия тягового усилия и постарайтесь организовать все так, чтобы при рывке исключить повреждение грязезащитных фартуков или глушителя. Помните: капроновый трос не выдерживает высокой температуры и при задевании за горячую выхлопную трубу может простонапросто расплавиться. И вообще, если на Ниве установлено буксирное устройство для прицепа, смело цепляйте трос за него — так будет лучше всего.
Перед началом эвакуации на тягаче стоит заблокировать межосевой дифференциал и при необходимости включить понижающую передачу.
Если автомобиль-эвакуатор стоит на твердом фунте, то трогаться он должен плавно, предварительно натянув трос.
Если же сцепления под колесами недостаточно, застрявший автомобиль надо вытаскивать «с рывка»: натяните трос, затем сдайте примерно на полметра назад и резко троньтесь с места. Трос при этом лучше сложить вдвое и надежно зафиксировать: известны случаи, когда вырвавшийся из проушины конец пробивал заднее стекло Нивытягача и травмировал водителя. Ни в коем случае не разрешайте присутствующим придерживать в этот момент трос руками! Наблюдающие за эвакуацией люди должны стоять от сцепки на расстоянии, превышающем общую длину троса минимум на 2 метра — это гарантия безопасности.
Буксирные проушины Нивы имеют острые грани, поэтому цепляться за них лучше всего с помощью железных крюков
Нелишне напомнить, что Нива имеет несущий кузов, поэтому, вытаскивая автомобиль трактором, цепляйте трос не за одну проушину, а за две. Таким образом вы перераспределите действующее на кузов усилие и предупредите его деформацию.
Ну вот собственно и все)) спасибо за внимание, лайки и репосты)