Мотив сна в стихотворении лермонтова
Мотив сна в лирике М. Ю. Лермонтова (Лермонтов М. Ю.)
Мотив сна является определяющим для эстетики романтиков: трагически одинокий герой стремится хотя бы на время покинуть мир, с которым он находится в конфликте. Поэтому этот мотив находит отражение во многих произведениях М.Ю. Лермонтова.
Необычна и композиция произведения: она зеркальная. Поэт изображает умирающего в дагестанской долине юношу, который спит «мертвым сном».
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
В нем ему является девушка, которая, в свою очередь, во сне видит героя. Одна картина показана два раза – в действительности и в видении. Однако если сон для юноши – пребывание между жизнью и смертью, то для девушки он скорее предзнаменование гибели любимого. Двойной сон показывает масштабность этого символа: сон – это отдельный мир, мир идеальный, противопоставленный миру реальному. Лишь здесь герои могут встретиться. Наяву же лирический герой умирает без помощи под палящим солнцем, а героиня, находясь в обществе подруг, одинока среди них в своих скорбных размышлениях о смертельно раненном юноше.
В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» также отражен романтический принцип двоемирия. Произведение имеет двухчастную композицию.
В первой части показан маскарад. Герой смотрит «как будто бы сквозь сон» на общество и его порочность. На этом празднике нет места честности и естественности, искренним чувствам, любви: слышен «шопот затверженных речей», видны «приличьем стянутые маски» и «давно бестрепетные руки» холодных светских дам. Бал оборачивается тяжелым кошмарным сном для человека, которому это общество чуждо.
Вторая часть ярко контрастирует с первой: пребывая в одиночестве на балу, герой погружается в забытье и вспоминает детство. Память о нем похожа на прекрасный сон. Поэт изображает безмятежные картины прошлого: «Родные все места: высокий барский дом / И сад с разрушенной теплицей». Лишь в мире воспоминаний герой может быть счастлив. Однако и счастье, и мечта недолговечны: шум и суета маскарада пробуждают его. Движение героя подобно маятнику: стремясь убежать от пошлости и грязи действительности в мир фантазий, он, однако, обречен постоянно возвращаться в реальность, спускаться на землю.
Мотив сна отражен в стихотворении «На севере диком стоит одиноко…». Образ сосны является аллегорическим воплощением человека, который ищет родственную душу. Сосне, забывшейся сном, является в нем прекрасная южная пальма, столь же одинокая. Однако эта любовь обречена на трагический исход: наяву возлюбленные не смогут быть вместе. Им остается лишь сон, мечта о невозможном счастье. Мотив сна тесно переплетается с мотивом одиночества, который является основным для поэзии Лермонтова.
Философское осмысление мотив сна получает в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…». В нем находят отражение размышления поэта о сущности жизни.
Лермонтов создает гармонический образ мира: «Ночь тиха. Пустыня внемлет богу / И звезда с звездою говорит». Пейзаж приобретает космический характер: «Спит земля в сияньи голубом». Однако в этой гармонии герой чувствует себя лишним. В основе сюжета заложен контраст: космической красоте противостоит космический же пессимизм. Лирический герой не верит в жизнь, в собственное возможное счастье и потому желает найти освобождение во сне: «Я ищу свободы и покоя! / Я б хотел забыться и заснуть!». Однако, несмотря на неверие в жизнь, он жаждет ее и стремится во сне стать частью мира, найти в мечтах гармонию и любовь:
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел.
Сон становится символом общности жизни и смерти.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id60657
Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова
Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашёл место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сон.
История создания – это стихотворение написано незадолго до гибели Лермонтова, в 1841 году.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – пятистопный ямб.
Эпитеты – “полдневный жар”, “жёлтые вершины”, “мёртвый сон”, “вечерний пир”, “юные жёны”, “младая душа”, “знакомый труп”.
Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.
История создания
Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.
Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его смерти. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.
Стихотворение посвящено теме смерти, причём автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал её – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал её в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.
Композиция
Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.
Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь ещё тёплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Лирический герой видит себя и после смерти одиноким, лежащим среди песчаной долины, возле его тела нет даже убийцы. Герой заснул вечным сном и видит прекрасную картину.
С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне ещё не знают о его смерти: там идёт пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие: она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело молодого человека, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что всё завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.
Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав перекрёстную рифму.
Это лирическое стихотворение, которое отражает мысли автора о жизни и смерти. Автор описывает несуществующую картину, но так, как будто всё произошло на самом деле, как будто лирический герой был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.
При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение.
Средства выразительности
Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной.
С их помощью создаётся безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.
Мотив сна в лирике Лермонтова
Мотив сна в лирике Лермонтова.
Жизнь и сновидения –
страницы одной и той же книги.
Сон… Биология утверждает, что это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности. Это научное определение. А как я понимаю слово «сон», какие ассоциации возникают у меня, когда произношу его? Прежде всего, это состояние покоя и отдыха, это то, грезится спящему человеку. Мотив сна часто присутствует в произведениях художественной литературы.
Сам узнаешь, будет время,
Смело вденешь ногу в стремя
Но все же первым стихотворением, содержащим мотив сна, стала для меня миниатюра «На севере диком…». Сосна видит сон:
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе далеком
Прекрасная пальма растет.
Это сон – мечта о подруге, также грустящей в одиночестве где – то очень далеко. Стихотворение навеяно грустью одиночества, от этого сна веет добротой, поскольку эта мечта светлая.
Совсем иной мотив отражен в стихотворении «Сон», которое философ назвал «сном в кубе», а мне он напоминает матрешку: первый сон переходит во второй, а второй в третий, который почти точно повторяет первый. Поэтому стихотворение за счет повторения первого и третьего снов в смысловом отношении имеет кольцевую композицию. Первый сон я бы назвала сном– предвидением, сном – трагедией. Сам автор с удивительной точностью видит свою гибель:
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом…
погиб в июле («полдневный жар»), в Пятигорске (Кавказ), на дуэли («с свинцом в груди»), у подножия горы Машук («Уступы скал теснилися кругом»). Наверное, это стихотворение не случайно в творчестве поэта. Еще древний философ Геродот утверждал: « Обычно люди видят во сне то, о чем они думают днем». Итак, первый сон – это сон лирического героя, который предвидит собственную гибель, второй сон видит герой первого сна, спящий «мертвым сном», ему снится:
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне…
Но, в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена…
И снится ей сон, в точности повторяющий первый сон.
Мотив сна и забвения в творчестве М. Ю. Лермонтова (по стихотворению «Сон»)
В творчестве М. Ю. Лермонтова наряду с мотивами тоски и одиночества присутствуют темы сна, забвения как способы уйти от той безысходности и как душевное состояние, ставшее приметой современной поэту эпохи. Попытке проанализировать состояние человека, находящегося между жизнью и смертью, представить читателю тему сна в форме потока сознания посвящено стихотворение Лермонтова «Сон».
В произведении нет четкого указания на конкретного рассказчика: с одной стороны, повествование может вестись от лица человека, видящего сон, с другой стороны, в роли повествователя может выступать умирающий человек, которого постепенно оставляет жизнь.
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Состояние человека между жизнью и смертью, испытание жизни «в минуты роковые» характерно для творчества Лермонтова. И в данном произведении сон тоже выступает словно бы предтечей смерти, это так называемый сон в кубе, как бы 3 сна: сон умирающего, в нем еще один сон о девушке (следующие две строчки третьей строфы и четвертая строфа) и сон самой девушки (последняя строфа). Все эти три сна несут в себе значение видения или предвидения происходящего где-то очень далеко, поэтому сон обретает новый смысл, становясь грезами утомленного сознания раненого человека.
Стихотворение «Сон» новеллистично: в нем есть сюжетная линия чувств, действий и поступков. Все происходящее настолько выпукло прорисовано поэтом, что трудно провести тонкую грань между реальностью и грезой человека, спящего «мертвым сном». Героиня произведения тоже находится и в реальности, и во сне:
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена.
Из одной реальности, в которой мы видим лирического героя, возникает другая, существующая параллельно: это «долина Дагестана», с одной стороны, и «вечерний пир в родимой стороне» – с другой. Персонажи этих двух реальностей, тоже параллельно существующие, мысленно поддерживают друг с другом связь, один видит то, что происходит сейчас с другим, и наоборот.
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той,
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
Пониманию содержания стихотворения способствует и кольцевая композиция: в первой и последней строфах почти полностью совпадают детали. Если в первой строфе мы встречаем словосочетания «кровь точилася» (в значении «еле-еле»), «дымилась рана», то во втором – «кровь лилась хладеющей струей», «дымясь, чернела рана». Это совпадение мироощущения лирических героев позволяет любящим преодолеть расстояние.
Форма стихотворения позволяет дойти до самой сути в понимании его смысла. Так, первая строфа представляет собой описание происходящего, здесь довольно своеобразная экспозиция; вторая строфа вводит нас в действие, изобилующее реалиями: здесь мы ясно видим местность, где умирает лирический герой. Тире в последней строке этой строфы как бы сообщает читателю о выходе действия за пределы реальности: герой «спал мертвым сном». В третьей строфе уже сон героя, и точка, заключающая строфу, своеобразно соединяет два сна.
Данное стихотворение отнюдь не выбивается из общей концепции творчества Лермонтова. Напротив, оно продолжает излюбленную тему поэта об отчужденности героя, который уходит из жизни в гордом одиночестве, и лишь одна душа это чувствует. Герой лежит в долине один, в жару, и это еще один контраст: день – символ жизни, а герой уже уходит из нее, его уже как бы и нет.
Стихотворение вроде бы не вызывает никаких особых чувств, его содержание передано на редкость сухо, без лишней эмоциональности, свойственной лирическому произведению. Но без слов и эмоций создается психологически достоверное представление о происходящем за счет композиции сна «в кубе».
Мотив сна и забвения в творчестве М. Ю. Лермонтова (по стихотворению “Сон”)
В творчестве М. Ю. Лермонтова наряду с мотивами тоски и одиночества присутствуют темы сна, забвения как способы уйти от той безысходности и как душевное состояние, ставшее приметой современной поэту эпохи. Попытке проанализировать состояние человека, находящегося между жизнью и смертью, представить читателю тему сна в форме потока сознания посвящено стихотворение Лермонтова “Сон”.
В произведении нет четкого указания на конкретного рассказчика: с одной стороны, повествование может вестись от лица человека, видящего сон, с другой
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Состояние человека между жизнью и смертью, испытание жизни “в минуты роковые” характерно для творчества Лермонтова. И в данном произведении сон тоже выступает словно бы предтечей смерти, это так называемый сон в кубе, как бы 3 сна: сон умирающего, в нем еще один сон о девушке (следующие две строчки третьей строфы и четвертая строфа) и сон самой девушки (последняя
Стихотворение “Сон” новеллистично: в нем есть сюжетная линия чувств, действий и поступков. Все происходящее настолько выпукло прорисовано поэтом, что трудно провести тонкую грань между реальностью и грезой человека, спящего “мертвым сном”. Героиня произведения тоже находится и в реальности, и во сне:
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена…
Из одной реальности, в которой мы видим лирического героя, возникает другая, существующая параллельно: это “долина Дагестана”, с одной стороны, и “вечерний пир в родимой стороне” – с другой. Персонажи этих двух реальностей, тоже параллельно существующие, мысленно поддерживают друг с другом связь, один видит то, что происходит сейчас с другим, и наоборот.
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той,
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
Пониманию содержания стихотворения способствует и кольцевая композиция: в первой и последней строфах почти полностью совпадают детали. Если в первой строфе мы встречаем словосочетания “кровь точилася” (в значении “еле-еле”), “дымилась рана”, то во втором – “кровь лилась хладеющей струей”, “дымясь, чернела рана”. Это совпадение мироощущения лирических героев позволяет любящим преодолеть расстояние.
Форма стихотворения позволяет дойти до самой сути в понимании его смысла. Так, первая строфа представляет собой описание происходящего, здесь довольно своеобразная экспозиция; вторая строфа вводит нас в действие, изобилующее реалиями: здесь мы ясно видим местность, где умирает лирический герой. Тире в последней строке этой строфы как бы сообщает читателю о выходе действия за пределы реальности: герой “спал мертвым сном”.
В третьей строфе уже сон героя, и точка, заключающая строфу, своеобразно соединяет два сна.
Данное стихотворение отнюдь не выбивается из общей концепции творчества Лермонтова. Напротив, оно продолжает излюбленную тему поэта об отчужденности героя, который уходит из жизни в гордом одиночестве, и лишь одна душа это чувствует. Герой лежит в долине один, в жару, и это еще один контраст: день – символ жизни, а герой уже уходит из нее, его уже как бы и нет.
Стихотворение вроде бы не вызывает никаких особых чувств, его содержание передано на редкость сухо, без лишней эмоциональности, свойственной лирическому произведению. Но без слов и эмоций создается психологически достоверное представление о происходящем за счет композиции сна “в кубе”.