Подходы к трактовке понятия государства
Понятие и основные подходы к пониманию государства.
Понятие и основные подходы к пониманию государства.
Государство издревле являлось предметом научных теорий, исследований. Например, Платон рассматривал его как высшую форму выражения мира идей, т. е. идеального, в реальной жизни. Аристотель считал государство высшей формой человеческого общения, охватывающей собой все другие формы. Цицерон определял государство как «дело народа».
В средние века получили распространение теологические концепции государства, которые трактовали последнее как божественное установление, продукт божественной воли.
Основоположником термина «государство» считается Н. Макиавелли. Он указывал, что государство— это политическое состояние общества, состояние властвующих и подвластных. Макиавелли отошел от представления о государстве как вечном и неизменном институте и рассматривал его с позиций соотношения социальных сил. В науке государство определялось как «правовое управление семействами» (Ж.Воден), «общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы» (Д. Локк), «организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью» (Р. фон Моль).
Многочисленные подходы к понятию государства можно объединить в несколько направлений.
1.Теологический подход исходит из божественного происхождения государства. Целью власти является не преимущества правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были.
Другой разновидностью теологического подхода является мусульманское учение, согласно которого глава государства халиф – наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране.
2. Классический подход (иногда его называют арифметическим). Государство в данном случае понимается как совокупность трех элементов — власти, территории и населения. При этом решающее значение придается государственной власти (Н. Аретин).
3. Юридический подход. Представители данного подхода указывали, что государство — это особое юридическое лицо, особая корпорация, выражающая общую волю граждан (Г. Еллинек, Ж.-П. Эсмен, В. Орландо).
4. Нормативистский подход. Его наиболее известный представитель Г. Кельзен считал, что государство — это определенный правовой порядок. Правопорядок государства в отличие от других правопорядков Кельзен называл централизованным.
5.Институциональный подход. Государство понимается как одна из институций (образований) наряду с семьей, церковью и т.д. Своеобразие государства состоит в том, что оно — инструмент достижения равновесия частных и публичных интересов (М. Ориу, А. Геленц).
6. Кибернетический подход. Государство рассматривается как институт, имеющий целью устанавливать порядок в беспрерывно меняющемся обществе, как структура, связанная с информацией, с прямыми и обратными связями в обществе. (Е. Ланг, К. Дойч).
8. Социологический подход. Сторонники этого подхода считают, что государство — это, прежде всего, орудие в руках определенных социальных групп. Условно, данный подход можно разделить на марксистское и немарксистское направления. Если для марксистов государство — это орудие в руках экономически господствующего класса, то сторонники немарксистского направления определяют государство как инструмент в руках элиты (В.Парето, Р. Михельс) либо как представителя общества, социального арбитра.
Сущность государства: понятие, различные подходы.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
• то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
• то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Существуют два основных подхода к трактовке сущности государства:
1. Классовый подход (интересы господствующего класса). Классовый подход раскрывает сущность государства как выражение интересов господствующего класса, который навязывает собственную волю остальному населению государства. Классовый подход характерен для марксистского понимания государства, трактовавшее государство как орудие подавления пролетариата. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах
(КП заключается в выражении государством преобладании одних классов и ущемление других социальных групп. Государство закрепляет в позитивном плане, охраняет интересы одних и одновременно ущемляет интересы других социальных групп или их игнорирует. При этом для анализа классово-групповой сущности необходимо знать общественные интересы всего общества и возможность их обеспечить. В экономической сфере интересы состоят в обеспечении права собственности, в закреплении порядка обмена общественными продуктами. В политической – в праве принимать важнейшие решения, принуждать других к выполнению своей воли. В идеологической – навязывание идеи, закрепление права на доступ к информации и её распространение. Средства достижения интересов могут быть различными. Интересы одних могут подавляться. Иногда отдается предпочтение одним и игнорирование других интересов.
В РФ предпочтение на развитие частной собственности. Интересы классов могут быть взаимоисключающими и взаимовыгодными. Действие в пользу одного класса неблагоприятно сказывается на другом классе).
2. Общесоциальный подход (интересы всего общества). Общесоциальный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов всех социальных слоев. Основывается на способности государства выступать арбитром общественных отношений, создать возможность компромисса между различными социальными классами и группами. Общесоциальный подход характерен для большинства современных демократических правовых государств. (Государство является организацией, выражающей интересы всего сообщества людей. Эти общие интересы выражаются в обеспечении выживаемости народа и прогрессу. Критерием оценки данной стороны является прогрессивность общества или нет. Под прогрессивной политикой государства понимается деятельность, которая способствует эффективному развитию производительных сил. Сегодня главной задачей научно-технической революции является решение экономических задач. Политическая сфера прогресса политических конфликтов выражается в сдерживании, предотвращении политических кризисов).
Общесоциальныйи классовый подход могут взаимодействовать и противоречить друг другу. Взаимодействие имеет место, когда государственная власть захватывается прогрессивной группой, все приводит к повышению производительных сил. Противоречивость – эгоистические интересы одного класса противоречат всему прогрессу. Когда говорят о сущности государства не должно стоять одного подхода, как это было в советское время. Необходимо сочетать подходы, при комплексности можно говорить о сущности государства.
Кроме того, существуют второстепенные подходы к трактовке сущности государства:
1. Национальный подход (интересы титульной нации). Национальный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов только лишь одной нации. Основывается на предоставлении преимуществ и привилегий титульной нации. Национальный подход был характерен для многих империй.
2. Расовый подход (интересы одной расы). Расовый подход раскрывает сущность государства как выражение интересов только лишь одной расы. Основывает на предоставлении преимущества и привилегий так называемой высшей расы и грубое пренебрежение интересами других расовых групп. Расовый подход был характерен для фашистской Германии.
3. Религиозный подход (интересы определенной религии). Религиозный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов наиболее религиозных слоев общества в рамках одной религии. Основывается на неукоснительном следовании религиозным нормам и догматам. Религиозный подход характерен для современного Ирана или Саудовской Аравии.
77. Теории происхождения государства (общая характеристика).
Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики.
Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.
1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.
2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.
3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.
Существует несколько точек зрения на причину, по которой люди решаются заключить такой договор:
4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.
5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.
6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.
7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.
8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.
Основные методологические подходы к трактовке понятия и сущности государства
1. Классовый( гос-во совокупность 3-ех составляющих- власть, территория, население)
2. Юридический (гос-во рассматривается как юридическая основа власти)
3. Социологический (гос-во рассматривается как разделение на классы, как полит организация)
3 подхода к сущности гос-ва:
1. Общесоциальный (гос-во инструмент решения об-х проблем, основа полит.системы об-ва)
2. классовый (гос-во это организация к управлению экономических господствующего класса)
3. политико-правовой ( гос-во, как источник права, при помощи которого осуществляется вся жизнь общества и деятельность, и даже всего гос-ва)
сущности гос-ва противоречивы при опр.гос-ва.
2. Сущность гос-ва сводится, как сущность общих дел.
12. Понятие и признаки гос-ва. Основные теории гос-ва.
Государство – это особая организация политической власти, которая управляет обществом с помощью права и специально созданного аппарата.
Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества:
1) наличие публичной власти; распологающей спец апаратом принуждения и управления
2) осуществление представительства и управления всем обществом;
3) наличие сложного и организованного механизма управления в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости;
4) объединение на своей территории людей независимо от их расовой, национальной, религиозной и иной принадлежности;
5) ограничение своей территории государственными границами, которые обозначают пределы осуществления государственной власти;
6) наличие суверенитета, который выражается в верховенстве власти на всей его территории и независимости в международных отношениях;
7) наличие государственных символов – флага, гимна, герба;
8) осуществление правотворческой деятельности;
9) соблюдение закона и порядка с помощью специально созданных карательных и правоохранительных аппаратов – суда, прокуратуры, милиции и др.;
10) распоряжение национальными ресурсами;
11) наличие особой финансовой и налоговой системы;
12) наличие связи с правом, так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;
13) наличие вооруженных сил и органов безопасности, обеспечивающих оборону, суверенитет и территориальную целостность. Понятие государства включает в себя и сущность, т. е. свойство, которое отражает главные, определяющие, устойчивые и закономерные признаки государства.
Согласно научным положениям марксизма государство по своей сущности – это организация политической власти общества в лице экономически господствующего класса. Положения марксизма обедняли и искажали представление о государстве, так как были односторонними и содержали понимание сущности государства и его социального назначения только с классовых позиций.
Марксистский подход к понятию государства отвергал все немарксистские учения о государстве, большинство из которых говорили о понятии государства как института социального компромисса и достижения общественного блага. Эти теории также являлись односторонними, так как признавали в государстве только общесоциальную, общечеловеческую сторону.
Общечеловеческое предназначение государства – находить социальный компромисс между различными слоями населения и обеспечивать общесоциальную направленность при выполнении государственных функций. Поэтому в сущности государства должны одновременно учитываться общечеловеческое и классовое начала
Классификация функций государства —
выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:
1) по сфере деятельности государства:
а) внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:
– функция охраны прав и свобод человека и гражданина;
– функция обеспечения правопорядка;
– функция социальной защиты;
б) внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:
– функция обороны страны;
– функция поддержания мирового порядка;
– функция сотрудничества с другими государствами и т. п.;
2) по продолжительности осуществления:
а) постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;
б) временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;
3) по значимости и степени общности:
а) основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством; б) неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области;
4) по сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:
д) фискальные (финансовый контроль);
5) по функциональному назначению:
В классификации функций государства не следует выделять функции государственных органов, которые представляют собой реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов и их должностных лиц в соответствии с занимаемым ими местом в государственном механизме и политической системе общества.
Отличие функций государства от функций государственных органов – функции государства отражают всю деятельность государства, а не отдельных направлений, их осуществляют весь государственный механизм и входящие в него государственные органы.
2. Воздействие на сознание
5. Нормативно- правовой регулятор
7. Надзора и контроля
Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 38 | Нарушение авторских прав
Сущность государства: различные подходы
Сущность государства – это то, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
1) любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
2) чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Второй аспект наиболее важен.
Подходы к определению сущности государства:
Данная теория, отдавая должное важности профессионализма во всех сферах, в том числе и управлении государством, не оставляет места для возможности реализации столь популярной в былые годы идеи о том, что каждая кухарка может управлять государством.
1) все преуспевающие в обществе лица, представляющие собой «сливки» того или иного социального слоя;
2) люди, осуществляющие функции публичного управления.
Это особый, достаточно узкий социальный слой, члены которого обладают властью и определенным положением в обществе. В обществе идет постоянная борьба между элитами за возможность определять политику государства. Победившая элита посредством собственных членов и ставленников проводит свои интересы, которые не всегда совпадают с интересами большинства.
— Подход всеобщего благоденствия. (Кейнс, Гэлбрейт, Пигу, Мунд). Государство выражает интересы всего народа, государственная поддержка обеспечивает высокий уровень жизни всех слоев общества.
— Подход конвергенции. (Гэлбрейт, Арон, Сорокин). Происходит сближение сущности государств различных типов.
Материальная поддержка государством отдельных граждан недопустима по двум причинам: 1) оказание помощи слабому, как считали некоторые социологи и юристы, есть вмешательство в действие закона естественного отбора, приводящее в итоге к выживанию тех, кто в естественных условиях неминуемо бы погиб, следовательно, приводящее к «снижению качества» генофонда человечества; 2) поддержание неблагополучной части общества невозможно без финансового участия благополучной части социума, а это, по сути, означает изъятие «священной и неприкосновенной» частной собственности.
В законодательстве идеи социального государства стали закрепляться вначале в актах трудового законодательства через систему социального страхования. Позднее в конституциях отдельных государств (РСФСР, Веймарская Германия, Мексиканские Соединенные Штаты) в 20-е гг. XX в. были закреплены социальные права граждан и идея об ответственности государства за социальное благополучие нации в целом и каждого гражданина в отдельности. В 1949 г. в Основном законе Федеративной Республики Германия был закреплен принцип социального государства. Сегодня в конституциях России, Португалии, Румынии, Болгарии, Литвы, Казахстана, Марокко и др. при характеристике основ государственного устройства используется термин «социальное государство».
Социальное государство можно рассматривать как достигнутое состояние, факт государственной жизни общества либо как идею, к которой государство должно стремиться, но которая, как и идея правового государства, пока окончательно не реализована. В первом случае социальное государство, несомненно, есть исторический тип государства, отличающийся от иных приоритетом социальной функции государства, особой ролью государства в экономике.
Повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых, безработных: государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации.
Проблема поддержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны, оно участвует в перераспределении экономических благ.
В современных обществах такое перераспределение не приводит к нарушению прав и свобод граждан и позволяет считать современные западные государства не только социальными, но и правовыми. Но в тоталитарных режимах игнорирование верховенства права при активной патерналистской политике по отношению к большей части населения приводит к весьма негативным явлениям.
Именно государство ответственно за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность элементарных благ – это, так называемое, выравнивание стартовых возможностей. Социальным следует называть то государство, которое создает условия для реализации социальных прав граждан, закрепленных в национальном законодательстве и соответствующих мировым стандартам в этой области.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Подходы к определению государства (классический, социологический, марксистский, юридический, органический и другие).
Сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия различными авторами – с другой, объективно обусловливают возможность и неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования.
Другой разновидностью теологического подхода является мусульманское учение, согласно которому глава государства халиф – наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране. Суверен (халиф, имам, правительство) – не господин, а слуга мусульманского права, которое он изменить не может.
Юридический подход к государству состоит в том, что государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации. Г.Кельзен (1881 – 1973) рассматривает государство как воплощение права, персонифицированного права народа. Власть есть само право.
При классическом подходе к государству последнее понимается как совокупность трех элементов: власть, территория, население. Такой подход, в общем, никем не отрицается, ибо государство действует на определенной территории, оно – орудие политической власти, власть его распространяется на все население.
Кибернетический подход к изучению государства состоит в том, что оно рассматривается как определенная система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями. Такой подход, безусловно, отражает определенные реальности, связанные с государством, ибо осуществление власти в определенной мере есть движение информации в виде прямой связи государства с обществом – издание законов и иных обязательных правовых актов, обращенных к членам общества, и в виде обратной связи – информация о состоянии управляемых государством систем, процессов.
Социологический подход заключается в том, что государство – явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено и т. д. Однако здесь наблюдается два течения. Согласно первому государство отождествляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное. По Аристотелю, государство – «сообщество равных, имеющих цель совершенствования жизни». Государство образуют только граждане, несущие воинскую службу, обладающие избирательным правом. Таким образом, большинство населения (часть свободных и рабы тем более) исключается из государства. Государство выступает как власть меньшинства.
Второй вариант социологического подхода состоит в том, что государство – относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Это по сути дела современный подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государства. Государство – это организация особого рода, отвечающая на вопросы: кому и чему оно служит, каковы его цели и задачи?
Либеральная концепция государства – это концепция «государства – ночного сторожа». Государство не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и т. п., а только устанавливает «правила игры» – нормы права, охраняет в обществе порядок и т. п.
Согласно концепции «государство – менеджер» государство – нейтральный управитель общественными делами.
Концепция «государство – социальный арбитр» состоит в следующем. Общество социально неоднородно, индивиды и социальные группы имеют разные интересы, интересы могут не совпадать и даже противоречить друг другу. На этой основе могут возникать различного рода конфликты. В таких случаях государство выступает как арбитр, разрешает конфликты, сглаживает противоречия. Немецкий социолог, историк и экономист М. Вебер (1864 – 1920) определяет государство как организованное принуждение. Государство есть союз, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное принуждение.
Каждое из этих определений отражает какую-то одну сторону государства и имеет, следовательно, под собой определенные основания.
Признаки государства.
Государство- это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
Государству присущи следующие признаки:
Основные: территория, население, публичная власть, право, правоохранительные органы, армия, налоги, госуд. суверенитет.
Дополнительные: един. Гос. язык, Ед. транспортная система, един. Денежная единица, един. Информац. Система.
Сущность государства
В свете характеристики главного в содержании деятельности государств прошлого и современности, сущность государства как социального института проявляется в устойчивой общей направленности его деятельности, связанной с обеспечением им как общесоциальных, так и узкогрупповых (в том числе классовых) интересов.