Подходы к трактовке понятия цивилизация

Подходы к трактовке понятия цивилизация

Название работы: Понятия «цивилизация». Подходы к толкованию термина. Цивилизационная теория

Предметная область: История и СИД

Описание: Понятия цивилизация впервые употребил Виктор Мирабо в 1757 году в значении общего уровня культурного развития. Среди деятелей просвещения цивилизация ассоциировалась с концепцией прогресса стала идеалом интеллектуального и социального развития человечества. Отсюда ясно что цивилизация носила отрицательный оттенок.

Дата добавления: 2013-09-22

Размер файла: 93.5 KB

Работу скачали: 10 чел.

Понятия «цивилизация». Подходы к толкованию термина. Цивилизационная теория.

Появление термина «цивилизации» связано с эпохой просвещения, однако само слово латинского происхождения ( civic – гражданство, городское население, община). В античности данное понятие противопоставлялось варварским территориям. В широком смысле оно включало в себя нормы поведения греческого или римского гражданина. Понятия цивилизация впервые употребил Виктор Мирабо в 1757 году в значении общего уровня культурного развития. Среди деятелей просвещения «цивилизация» ассоциировалась с концепцией прогресса, стала идеалом интеллектуального и социального развития человечества. О цивилизации, как об этапе развития человечества, начинают говорить лишь с 18 века. Это связано с постепенным отказом от господствовавшей в средние века концепции линейного развития человечества. Жан-Жак Руссо предположил наличие в истории человечества трех этапов. Век Богов, век Герое и век Людей. На первом этапе человечество жило в единении с природой, занимаясь охотой, земледелием (присваивающие хозяйства) при отсутствии социальных конфликтов. На втором этапе люди перешли к производству, появилось социальное неравенство, возникли государственные структуры. Возникла демократия и формы эксплуатации человека человеком. На третьем этапе социальные противоречия усугубляются, демократия вырождается в монархию, эксплуатация распространяется повсеместно. Отсюда ясно, что цивилизация носила отрицательный оттенок.

Во второй половине 19 века сложилось концепция смены циклов исторического развития. Кроме того, исследователи выделяют локальные, социокультурные образования. Данилевский ввёл теорию культурно-исторических типов. Он хотел отказаться от деления истории на условные периоды и предлагал рассматривать эволюцию одиннадцати основных исторических типов, в рамках которых осуществлялся самостоятельный путь развития. Однако каждый из них (локальные цивилизации) проходит в своем развитии три стадии: юность, зрелость и упадок. Не все существуют сейчас и почти не смешиваются друг с другом. Данилевский сформировал пять законов исторического развития:

Карл Маркс и Фриндих Энгельс видели цивилизацию, как социально-экономическую систему, не принимая в расчет духовный мир цивилизации.

Арнольд Тойнби выделил пять живых цивилизаций:

По теории Тойнби цивилизация постоянно изменяется. Источник ее развития – реакция на внутренние и внешние кризисы.

Концепция Гумилёва. Исследовал 40 различных этносов и пришел к выводу, что все они проходят одинаковые стадии. Гумилёв разработал единую цивилизационную теорию.

Источник

имц экзамен (ответы на вопросы) / Ответы на билеты / 1. Понятие «цивилизация». Развитие подходов к толкованию термина, история возникновения цивилизационной теории

1. Понятие «цивилизация». Развитие подходов к толкованию термина, история возникновения цивилизационной теории.

а) Понятие «цивилизация»

Слово цивилизация связано с обозначением качественного рубежа в истории человечества. Понятие цивилизация впервые употребил французский экономист Виктор Мирабо (1715-1789) в трактате Друг законов в 1757 г.

б) Развитие подходов к толкованию термина

В античные времена цивилизация в лице греческого и римского мира противопоставлялась варварам, не владеющим греческим и латинским языками, не знающим греческой и римской культуры.

Первоначально в 18 веке в это понятие включались нормы поведения, подобающие гражданину (учтивый, приветливый, вежливый).

В период Просвещения этот термин обозначал общий уровень культурного развития. Цивилизация противопоставлялась непросвещенным народам, темным векам феодализма и средневековья. Понятие «цивилизация» ассоциировалось с концепцией прогресса и имело просветительский смысл. Понятия «цивилизация» и «культура» первоначально выступали как синонимы, но постепенно между двумя терминами стало устанавливаться различие. Смысл слова цивилизация постепенно расширялся. Она отождествлялась уже не только с хорошими манерами, но с богатством, уровнем интеллектуального и социального развития.

В начале 19 века термин «цивилизация» употребляется близко к современному значению. Все чаще применяется к большим эпохам и целым народам как обозначение всей совокупности достижений человека. Большую роль в этом сыграли труды французского историка Франсуа Гизо и английского историка Генри Бокля.

Современное понимание термина «цивилизация»: мировая (глобальная) цивилизация – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков, интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем общественных и политических отношений, уровнем духовного мира. Локальная цивилизация – выражает культурно-исторические, этнические, социально-политические, религиозные, географические особенности народов, связанных общей исторической судьбой.

в) История возникновения цивилизационной теории

Еще в 1 веке до н.э. Тит Лукреций Кар в своем сочинении «О природе вещей» отобразил понимание развития человечества как непрерывного совершенствования.

С 18 века формируются цивилизационные теории. Появляется идея исторического прогресса (Фергюсон, Кондорсе). Возникают теории локальных цивилизаций. Ж.Б Вико – считал, что история разбита на множество потоков с их особыми культурами; не признавал идею прогресса; все народы проходят 3 века: век богов, век героев (идеи самосовершенствования), век людей (материальные ценности выше духовных). И.О Гердер – в каждом народе заложены традиции его предков, и каждый народ развивается по его заветам и единому божественному плану. Франсуа Гизо – великая Идея, которая движет человечеством, осуществление которой – главная цель человечества. Гегель – Идея изначально заложена в человеке природой, осуществляя ее, человечество способствует совершенствованию мира. При этом, у каждого народа своя роль в этом процессе. Выделял развитие цивилизации с развитием человека.

Во второй половине 19 века складываются идеи цикличности развития истории. По Данилевскому существуют культурно-исторические типы (группы народов), у каждого свой путь развития, но каждый проходит 4 стадии: становление, юность, зрелость, упадок. Типы не могут смешиваться, после упадка один тип сменяет другой, а развитие человечества – совокупность усилий всех народов.

Пять законов исторического развития по Данилевскому:

1. Всякий народ – самобытная цивилизация.

2. Цивилизация должна иметь политическую независимость.

3. Цивилизации воздействуют, но не переходят одна в другую.

4. Цивилизации неминуемо погибают.

5. Цивилизация может состоять из нескольких народов.

Вывод: человечество развивается прогрессивно, проходит в своем развитии этапы; существует множественность и разнонаправленность исторического развития; цивилизация – сложный комплекс, требующий нормального функционирования каждого из своих элементов.

Источник

Подходы к определению цивилизации

1.Идеальное состояние человеческой культуры, характеризующееся полным отсутствием варварства и нерационального поведения, оптимальным использованием физических, культурных, духовных и человеческих ресурсов, а также полноценное устроение индивида в обществе. Подлинная цивилизация— это тот идеал, к которому надо стремиться;

2.Ступень культурного развития, противоположная варварству, отмеченная изобретением письменности и хранением письменных записей, а также ступень, отмеченная урбанизацией, совершенствованием технологий (в сельском хозяйстве и промышленности), ростом населения и усложнением социальной организации [современная цивилизация].

*Средства производства (включая живой труд) контролируются правящим классом, который осуществляет централизацию и перераспределение прибавочного продукта, изымаемого у первичных производителей через оброк или налоги, а также через использование рабочей силы для проведения общественных работ.

*Наличие сети обмена, контролируемой профессиональным купечеством или же государством, которая вытесняет прямой обмен продуктов и услуг.

*Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Племенная организация, основанная на происхождении и родстве, замещается властью правящего класса, опирающейся на принуждение; государство, обеспечивающее систему социально-классовых отношений и единство территории, составляет основу цивилизационной политической системы.

3.Цивилизация как социокультурная общность, как система, включающая различные элементы: религию, политику, экономику, право, мораль, нравственность и др. которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, внутреннее ядро остается неизменным. Следовательно, каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.

Сторонники такого подхода к цивилизации Н.Я.Данилевский, А.Тойнби.

В книге «Россия и Европа» (1871) Данилевский рассматривает следующие проблемы:

*об отношениях России и Европы: Европа ли Россия;

*формулирование концепции культурно-исторических типов или цивилизаций;

*будущее славянского культурно-исторического типа.

Данилевский не согласен с тем, что только европейская цивилизация является единственной достигшей наивысшего уровня культурного развития, а остальным народам предстоит только распространять ее плода. Европа – место развития романо-германской цивилизации, поэтому Россия к Европе не принадлежит.

Культурно-исторический тип – самостоятельная своеобразная система религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного развития.

В хронологическом порядке существовали в истории следующие типы или цивилизации: египетская, китайская, ассирийско-вавилоно-финикийская или халдейская или древнесемитическая, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитическая или аравийская, германо-романская или европейская, два американских типа, погибших насильственный смертью – мексиканский и перуанский и зарождающийся славянский.

Есть культурно-исторические типы уединенные, а есть преемственные, есть «отрицательные деятели человечества» (монголы, турки) которые совершили разрушение древних цивилизаций. Есть племена, т.н. «этнографический материал», которые входят в состав других культурно-исторических типов.

Каждый культурно-исторический тип проходит эволюционные фазы в развитии: древний, средний, новый периоды или детство, отрочество, молодость, зрелость, старость, дряхлость.

5 законов развития культурно-исторических типов:

1-значение языка – язык – главное средство сплочения народы

2-для развития кит необходима политическая независимость

3-каждый кит уникален: его начала не передаются другому типу

4-богатство типа зависит от многообразия входящих в него народов на правах федерации

5- время жизни культурно-исторического тип ограничено рамками жизненного цикла, часто подготовительный этап бывает намного длиннее этапа расцвета

4.Цивилизующая деятельность, особенно насильственное внедрение особого типа культуры среди населения, которому он чужд (Огромные силы нации растрачивались на кровавое внедрение цивилизации среди народов, отказывавшихся ее принимать).

5.Цивилизация как техническая, материальная сторона жизни общества, городской комфорт. Этот подход разрабатывался Н.А.Бердяевым.

Культура и цивилизация по Бердяеву

Культура переходит в цивилизацию. Культура и цивилизация — не одно и то же.

6. Цивилизация как последний этап развития культуры. Концепция о Шпенглера.

Одним из базовых понятий Шпенглера выступает понятие «культура».

Для цивилизации характерно стремление распространиться на все человечество, превратить мир в один громадный город. Цивилизация неизбежно освобождает империализм. Для цивилизации характерны экспансия и гигантизм: гигантские империи, гигантские города, гигантские промышленные предприятия, машины и системы машин. Умирающее искусство вырождается в массовые зрелища. Философия не нужна, наука превращается в служанку техники, экономики, политики. Интересы людей сосредотачиваются на проблемах власти, насилия, денег, удовлетворения материальных потребностей.

Все эти черты характерны для современной Шпенглеру западной культуры. Именно поэтому он предрекает западному миру гибель.

Источник

Цивилизация. История возникновения понятия

Раскрытие понятия цивилизации и ее отличий от ранних ступеней развития человечества. Рассмотрение истории возникновения термина. Сопоставление различных определений цивилизации, предложенных философами Ф. Гизо, А. Тойнби, М. Вебером, Ф. Конечны.

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления17.07.2014
Размер файла24,0 K

Подходы к трактовке понятия цивилизация. ba. Подходы к трактовке понятия цивилизация фото. Подходы к трактовке понятия цивилизация-ba. картинка Подходы к трактовке понятия цивилизация. картинка ba. Название работы: Понятия «цивилизация». Подходы к толкованию термина. Цивилизационная теория

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Значения слова “цивилизация”

История возникновения цивилизации

Значения слова “цивилизация”

цивилизация термин гизо конечны

Просветители первыми ввели в широкий научный оборот и понятие цивилизации. По их мнению, цивилизация представляла собой, с одной стороны, определенный этап в развитии человеческого общества, следующий за дикостью и варварством, с другой,— всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни различных народов.

Употребляя термин Цивилизация в первом его значении, они подчеркивали, что цивилизацию от ранних ступеней развития человечества отличают: возникновение пашенного земледелия, появление государства и писанного права, городов, письменности.

Говоря о цивилизации как о совокупности достижений человеческого разума, они имели в виду признание естественных прав человека, уважение его прав и свобод, осознание верховной властью ответственности перед обществом, открытия науки и философии.

Итак, Цивилизация это исход и завершение культурных поисков, последняя стадия развития. Она характеризуется ослаблением влияния традиций, упадком религиозности, ростом городов, распространением причинно-следственных (природных) взглядов на мир.

История возникновения цивилизации

Когда мы употребляем понятие «цивилизация», то речь идет о термине, который несет чрезвычайно большую семантическую и этимологическую нагрузку. Однозначной его трактовки нет ни в отечественной, ни в зарубежной науке.

Слово «цивилизация» появилось во французском языке в середине 18 в.; лавры его создания отдают Буланже и Гольбаху. Первоначально это понятие возникло в русле теории прогресса и употреблялось только в единственном числе как противоположная «варварству» стадия всемирно-исторического процесса и как его идеал в евроцентристской интерпретации. В частности, французские просветители называли цивилизацией общество, основанное на разуме и справедливости.

В начале XIX в« начался переход от монистической интерпретации истории человечества к плюралистической. Это было обусловлено двумя факторами.

Во-первых, последствиями Великой французской революции, установившей новый порядок на развалинах старого и тем самым обнаружившей несостоятельность эволюционистских воззрений на прогресс общества.

Во-вторых, тем огромным этно-историческим материалом, полученным в «эпоху путешествий», который обнаружил огромное разнообразие нравов и человеческих установлений вне Европы и то, что цивилизации, оказывается, могут умирать.

В марксизме термин «цивилизация» применялся для характеристики определенной стадии развития общества, следующей за дикостью и варварством.

а) унитарный подход (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое);

б) стадиальный подход (цивилизации, являющиеся этапом прогрессивного развития человечества как единого целого);

в) локально исторический подход (цивилизации как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования).

Цивилизация, считал Гизо состоит из двух элементов: социального, внешнего по отношению к человеку и всеобщего, и интеллектуального, внутреннего, определяющего его личную природу. Взаимное воздействие этих двух явлений. социальных и интеллектуальных, является основой развития цивилизации.

А. Тойнби рассматривал цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия и четко выраженные параметры технологического развития.

М. Вебер также считал религию основой цивилизации. Л. Уайт подвергает изучению цивилизацию с точки зрения внутренней организованности, обусловленности общества тремя основными компонентами: техникой, социальной организацией и философией, причем техника у него определяет остальные компоненты.

Ф. Копечпы была также предпринята попытка создать особую «науку о цивилизации» и разработать ее общую теорию. Последнюю надо отличать от истории цивилизации. поскольку теория есть единое учение о цивилизации вообще. Историй же столько, сколько цивилизаций, и нет единого цивилизационного процесса.

В отечественной литературе также существует различное понимание того, что лежит в основе цивилизации. Так, представители географического детерминизма считают, что решающее воздействие на характер цивилизации оказывает географическая среда существования того или иного народа, которая влияет прежде всего на формы кооперации людей, постепенно изменяющих природу (Л.Л. Мечников).

Л.Н. Гумилев связывает это понятие с особенностями этнической истории.

Поэтому большинство ученых склонны определять цивилизацию «как социокультурную общность, обладающую качественной спецификой», как «целостное конкретно-историческое образование, отличающееся характером своего отношения к миру природы и внутренними особенностями самобытной культуры».

Кроме того, некоторые ученые независимо от их представлений о том, что лежит в основе цивилизации, рассматривают ее как внешний по отношению к человеку мир, культура же ими трактуется как символ его внутреннего достояния, как духовный код жизнедеятельности.

В связи с этим термин «цивилизация» употребляется в нормативно-ценностном значении, позволяющем фиксировать то, что получило название матрицы или «доминантной формы интеграции» (П. Сорокин).

Такое понимание отличается и от представления о ней как о «конгломерате разнообразных явлений» и не сводит цивилизацию к специфике культуры.

унитарный (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого);

стадиальный (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого);

локально-исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования).

А. Дж. Тойнби рассматривал цивилизацию в качестве «умопостигаемого поля исторического исследования», как систему, обособленность которой определяется значимостью связей между ее элементами. Цивилизации зарождаются, по мнению Тойнби, в результате поиска адекватных Ответов на Вызовы, которые предъявляются людям либо природой (стимулы «бесплодной земли» и «новой земли»), либо человеческим окружением (стимулы «удара» и «давления»). Новая цивилизация при этом может возникнуть двумя путями.

во-первых, непосредственно из примитивного общества путем качественного изменения его структуры в результате выделения из общей массы некоторого творческого меньшинства (элиты), берущего на себя формирование Ответа и разработку новых методов и направлений социальной активности;

во-вторых, из цивилизации на основе использования достижений генетически предшествующей цивилизации. При этом А. Дж. Тойнби считал, что в качестве хранителя и передатчика «генетической» информации особенно часто выступают конфессиональные институты.

В содержательно-методологическом плане можно выделить несколько подходов в интерпретации понятия «цивилизация»:

В рамках культурологического подхода М. Вебер, а за ним А. Тойнби рассматривали цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия. А. Тойнби указывал также и на четко выраженные параметры технологического развития. Некоторые исследователи под цивилизацией понимают не только совокупность отношений между людьми одной конфессии, но и между индивидом и государством.

С позиций этнопсихологического подхода Л. Гумилев связывал понятие цивилизации с особенностями этнической истории. Иногда цивилизационный критерий усматривают в специфике культуры и психологии того или иного народа. При таком понимании цивилизации она по существу отождествляется с национальным характером.

Представители географического детерминизма считают, что решающее воздействие на характер цивилизации оказывают географическая среда существования того или иного народа, которая влияет прежде всего на формы кооперации людей, постепенно изменяющих природу.

Многие исследователи сходятся в том, что цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку мир, воздействующий па него и противостоящий ему, в то время как культура является внутренним достоянием человека, раскрывая меру его развития и являясь символом его духовного богатства.

Подведем итоги. Во-первых, цивилизация есть собственно социальная организация общества.

Во-вторых, цивилизация с самого начала характеризуется прогрессирующим общественным разделением труда и развитием информационно-транспортной инфраструктуры. Разумеется, речь идет не об инфраструктуре, свойственной современной волне цивилизации, но к концу варварства прыжок от родоплеменной изолированности был уже совершен. Это позволяет характеризовать цивилизацию как социальную организацию со всеобщей связью индивидов и первичных общностей.

В-третьих, целью цивилизации является воспроизводство и приумножение общественного богатства. Собственно говоря, сама цивилизация родилась на базе появившегося (в результате неолитической технической революции и резкого роста производительности труда) прибавочного продукта. Без последнего было бы невозможно отделение труда умственного от труда физического, появление науки и философии, профессионального искусства и т. д. Соответственно под общественным богатством следует понимать не только его материально-вещественное воплощение, но и ценности духовного порядка, в том числе и свободное время, необходимое индивиду и обществу в целом для их всестороннего развития. В состав социального богатства входит и культура общественных отношений.

Суммируя выделенные черты, можно согласиться с определением, согласно которому цивилизация есть собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства.

10. Дм. Томсон. Исследование по истории древнегреческого общества. 1958.

11. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 21.

12. Лебедь Наталия Владимировна. Исторические предпосылки возникновения цивилизации и государства

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Представление о цивилизации в различных философских концепциях, ее признаки и типология. Цивилизационный подход к истории философии. Концепция О.Шпенглера, Арнольда, Жозефа Тойнби, П.А. Сорокина, Н.Я. Данилевского. Механицизм рождения цивилизаций.

курсовая работа [45,0 K], добавлен 29.05.2009

Глобализация как предмет социально-философского анализа. Теории Э. Гидденса и Л. Склэра. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности. Экологические императивы цивилизации. Философия и футурология о перспективах человечества.

контрольная работа [635,2 K], добавлен 04.12.2013

Культура. Что такое культура. Идея ценностей. Виды, формы, содержание и функции культуры. Движущие силы развития культуры. Цивилизация. Что такое цивилизации. Цивилизация как социокультурное образование. Культура и цивилизация.

реферат [38,4 K], добавлен 14.02.2007

Катастрофическое и эволюционистское учение о человечестве. Цивилизационный и культурологический способы научной интерпретации истории. Основные стадии развития цивилизации, концепция Вызова-и-Ответа Тойнби. Причины и проявления кризиса мировых обществ.

контрольная работа [30,6 K], добавлен 24.01.2011

Цивилизация как социокультурное образование. Западная и восточная стратегии развития цивилизации. Феномен глобализации в социальной философии. Познание как отражение действительности и специфический вид духовной деятельности человека. Структура познания.

контрольная работа [40,6 K], добавлен 06.09.2012

Исследование сущности и особенностей развития цивилизации и культуры. Переход культуры в цивилизацию по О. Шпенглеру. Сопоставление понятий «культура» и «цивилизация» Н.А. Бердяевым. Анализ степени качества культуры в современном индустриальном обществе.

реферат [26,2 K], добавлен 04.05.2014

контрольная работа [22,5 K], добавлен 13.05.2008

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *