Консервация опасных производственных объектов
Ростехнадзор разъясняет: Консервация ОПО или части ОПО
Вопрос от 17.07.2019:
В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить, требуется ли исключать из государственного реестра опасные производственные объекты, выведенные из эксплуатации путем консервации (выполненной в соответствии с документацией на консервацию опасного производственного объекта с получением положительного заключения экспертизы промышленной безопасности данной документации).
Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев Ваше обращение, зарегистрированное в Ростехнадзоре 18 июля 2019 г. № 100/13443, сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относится, в том числе, консервация и ликвидация опасного производственного объекта.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляется на основании документации, разработанной в порядке, установленном данным Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежит, в том числе, документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.
После проведения в установленном порядке консервации опасного производственного объекта, опасный производственный объект подлежит исключению из реестра опасных производственных объектов на основании заявления о предоставлении государственной услуги, а также документов, определенных требованиями Административного регламента, содержащих сведения, необходимые для формирования и ведения реестра опасных производственных объектов, согласно описи, установленной приложением № 2 к Административному регламенту, с указанием причины, в рассматриваемом случае, ликвидация объекта или вывод его из эксплуатации.
Вопрос от 20.03.2018:
Какие требования предъявляются к сетям газораспределения и газопотребления на этапе консервации?
Консервация сети газораспределения и сети газопотребления предусматривает осуществление мероприятий, обеспечивающих их промышленную и экологическую безопасность, материальную сохранность и предотвращение их разрушения, а также восстановление работоспособности сетей газораспределения и газопотребления после расконсервации.
На период консервации должна быть обеспечена защита от коррозии объектов, входящих в состав сетей газораспределения и газопотребления.
Консервация сети газораспределения и сети газопотребления производится на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке.
В проектной документации на консервацию сети газораспределения и сети газопотребления должны быть предусмотрены меры, исключающие возможность образования предельно допустимой взрывоопасной концентрации газовоздушной смеси.
Вопрос от 28.02.2018:
На основании приказа эксплуатирующей организации опасные производственные объекты законсервированы и не эксплуатируются, оформлен акт консервации объектов. При проведении проверочных мероприятий инспектор Ростехнадзора требует документацию на консервацию объектов и положительное заключение экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию. Правомочно ли требование инспектора?
Ответ: В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 8 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности.
Не допускаются консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.
Требование к проведению экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию и ликвидацию опасных объектов определено пунктом 1 статьи 13 ФЗ№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности».
Требование инспектора законно и правомочно.
Вопрос от 13.10.2017:
Если на опасных производственных объектах опасные вещества не обращаются и технологические процессы не производятся, рассматриваются ли анализ риска аварии на объектах и возможные сценарии аварий?
Ответ: Если на опасном производственном объекте не происходит технологический процесс, значит произведена остановка оборудования на длительный период с обязательной консервацией.
В соответствии со статьей 8 ФЗ-116 от 20.06.1997 консервация опасного производственного объекта осуществляется на основании документации, разработанной в установленном порядке и имеющие положительное заключение экспертизы.
При полной реализации проектных решений на консервацию ОПО (подтвержденных соответствующими документами) объект утрачивает признаки опасности и на нем не может возникнуть аварийная ситуация, и локализация всех нештатных ситуаций осуществляется в соответствии с разработанной инструкцией.
Вопрос от 05.06.2017:
Прошу разъяснить, не запрещено ли организации, эксплуатирующей ОПО, консервировать отдельные технические устройства, применяемые на ОПО, с оформлением приказа (акта) о консервации технического устройства. К примеру, при эксплуатации опасного производственного объекта, в составе которого эксплуатируется несколько воздухосборников, законсервировать один воздухосборник, оформив приказ (акт) о консервации воздухосборника.
Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение в Общественную приемную Ростехнадзора и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», консервация опасного производственного объекта должна осуществляться на основании документации, разработанной в порядке, установленном данным Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Документация на консервацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности.
Требований о запрете консервации технических устройств и о необходимости разработки документации на консервацию технических устройств и сооружений, применяемых на опасном производственном объекте, нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности не установлено.
Вопрос от 09.03.2016:
Прошу разъяснить, требуется ли исключать из перечня адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, адрес, опасные производственные объекты по которому находятся на консервации.
Ответ: Управлением обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрено Ваше обращение (зарегистрировано в Ростехнадзоре за вх. № 0-2207 от 12.02.2016) о необходимости исключения из раздела лицензии «места осуществления лицензируемого вида деятельности» опасных производственных объектов, находящихся на консервации.
Указанные нормы не предусматривают необходимость переоформления лицензии с исключением адреса опасного производственного объекта, находящегося на консервации.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным исключение (часть 8 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ) из соответствующего раздела лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности адреса места нахождения опасного производственного объекта при его консервации на срок не менее года.
Комментарий от нас:
С сентября вступает в силу новый регламент Приказ Ростехнадзора от 08.04.2019 №140 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», в котором в качестве одного из оснований исключения из Реестра ОПО указывается «вывод ОПО из эксплуатации по причине консервации на срок более 1 года». При этом необходимо предоставить сведения о документации на консервацию с зарегистрированной экспертизой и копию акта о консервации на срок более года.
На правах рекламы:
Наша организация выполняет работы по разработке документации на консервацию любых видов ОПО с экспертизой промышленной безопасности. В реестр Ростехнадзора вносим заключение сами. Оказываем помощь при формировании комплекта документов для исключения ОПО из гос.реестра.
Региональный представитель
Выдренкова Светлана Витальевна
Телефон: +7 (910) 779-6537
E-mail:
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по новостям, связанным друг с другом)
О консервации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов
Авторы: В.В. Ефросинин (ООО «Химтэк»), Л.М. Нуритдинова (Филиал «ЦЛАТИ по РБ» ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО»), А.В. Солодовников (ФГБОУ ВПО «УГНТУ»).
Опубликовано в журнале Химическая техника №2/2015
В статье систематизированы основные требования, устанавливающие порядок работ по консервации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов, а также даны рекомендации по проведению экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию таких объектов.
Технологические системы взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов (ОПО) в случае прекращения выпуска товарной продукции или остановки эксплуатации объекта (оборудования) по производственной необходимости на срок более 3 месяцев с перспективой возобновления эксплуатации его в будущем требуют проведение остановки объекта (оборудования) и его консервации.
Консервация ОПО предусматривает осуществление комплекса организационных и технических мер, обеспечивающих промышленную и экологическую безопасность при остановке объекта; материальную сохранность объекта; предотвращение его разрушения, в том числе вследствие коррозии, а также его работоспособность после расконсервации. Правилами проведения консервации объекта капитального строительства [1] определено, что техническая документация разрабатывается проектной организацией и должна включать графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.
Согласно требованиям РД 09390–00 [2] комплекс мероприятий по остановке и консервации объекта (оборудования) должен обеспечить:
При принятии решения по остановке объекта (оборудования) и его консервации на основании требований РД 09-390–00 [2] в организации разрабатывается следующая эксплуатационная документация:
Закон о промышленной безопасности [3] обязывает организации, эксплуатирующие ОПО, проводить экспертизу промышленной безопасности (ЭПБ) документации на консервацию. В соответствии с Правилами проведения ЭПБ [4] экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники. ЭПБ документации на консервацию проводится перед принятием решения о начале консервации ОПО [3]. При ЭПБ документации на консервацию рассматриваются следующие документы:
Раздел 6. Проект организации строительства; Раздел 9. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и другие разделы при необходимости).
В соответствии с РД 09-390–00 [2] разработанные мероприятия (проектные решения) должны содержать все необходимые ссылки на действующую нормативную документацию, включая отраслевые правила безопасности (федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности), стандарты, строительные нормы и правила (своды правил), другие нормативные документы и инструкции по проведению соответствующих видов работ, а также на паспорта оборудования (см. рисунок).
При ЭПБ документации на консервацию проводится анализ и оценка [6]:
Результатом осуществления ЭПБ является заключение экспертизы – документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности. Заключение ЭПБ представляется ее заказчиком в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (ФСЭТАН), которая вносит в реестр заключений ЭПБ это заключение в течение 5 рабочих дней со дня его поступления [3].
При наличии документации на консервацию, заключения ЭПБ и письма о внесении сведений в реестр остановка и консервация объекта (оборудования) осуществляются на основании письменного распорядительного документа руководителя организации (приказ, решение совета директоров и т.п.) с указанием сроков и длительности остановки; объекта консервации или конкретного оборудования, входящего в технологическую схему; зданий и сооружений, подлежащих консервации; утвержденного комплекса необходимых мероприятий.
Решение по остановке и консервации предприятия (объекта) согласно требованиям РД 09-390–00 [1] должно быть согласовано с ФСЭТАН не менее чем за 1 мес. до начала работ по остановке объекта и (или) его консервации, кроме того, эксплуатирующая организация должна уведомить ФСЭТАН до начала работ по остановке и консервации.
После проведения организационно-технических мероприятий по объекту и сдачи оборудования, зданий и сооружений на консервацию в эксплуатирующей организации составляется акт, утверждаемый техническим руководителем организации. В акте приводят следующие данные:
Порядок консервации и ликвидации опасных производственных объектов
Ростехнадзор разъяснил порядок консервации и ликвидации опасных производственных объектов
Указывается, что консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляется на основании документации, разработанной в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Данным Федеральным законом установлено, в частности, что документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности.
Государственная услуга по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов осуществляется в соответствии с Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 494.
После проведения в установленном порядке консервации опасного производственного объекта он подлежит исключению из реестра опасных производственных объектов на основании заявления о предоставлении государственной услуги, а также документов, определенных требованиями указанного Административного регламента, содержащих сведения, необходимые для формирования и ведения реестра опасных производственных объектов, согласно содержащейся в Административном регламенте описи, с указанием причины, в рассматриваемом случае, ликвидация объекта или вывод его из эксплуатации.
Ростехнадзора от 19.07.2019 N 11-00-15/7059
Разработка декларации промышленной безопасности в составе документации на консервацию опасного производственного объекта является обязательной для объектов II класса опасности
Сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Федеральном законе.
Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.
Таким образом, разработка декларации промышленной безопасности в составе документации на консервацию опасного производственного объекта является обязательной для опасного производственного объекта II класса опасности (за исключением опасных производственных объектов, на которых используются взрывчатые вещества при проведении взрывных работ).
Ростехнадзора от 08.07.2019 N 11-00-15/6613
Круг лиц, прошивающие заключение экспертизы промышленной безопасности, может устанавливаться решением руководителя организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности
Сообщается, что в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 заключение экспертизы промышленной безопасности заверяется печатью экспертной организации и прошивается с указанием количества листов.
Круг лиц, прошивающих заключение экспертизы промышленной безопасности, указанными Правилами не определен и может устанавливаться решением руководителя организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности.
Ростехнадзора от 06.08.2019 N 11-00-15/7633
Утвержден перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении плановых проверок в области промышленной безопасности
В Перечень включены Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823, Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Приказы Ростехнадзора и Постановления Госгортехнадзора.
Перечень представлен в виде таблицы, в которой указывается наименование нормативного правового акта и документа, которым он утвержден; краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования; указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю.
Кроме того, утвержден Перечень актов, содержащих обязательные требования соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (за исключением технических регламентов, соблюдение требований которых оценивается при осуществлении иных видов государственного контроля (надзора), включающий в себя единственный документ — Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824.
«Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности»
Проект на консервацию опасного производственного объекта
Консервация опасного производственного объекта представляет собой ряд организационных и технических мероприятий, предназначенных для приостановки работ на определенный период. Задачей данной процедуры является обеспечение долгосрочного сохранения конструкций и оборудования и предохранение их от повреждений, вызванных воздействием окружающей среды.
Реализация данного процесса требует разработки документации на консервацию опасного производственного объекта. Подготовка материалов осуществляется в целях установления соответствия требованиям, предъявляемым к безопасности при проведении работ по организации хранения машин и механизмов, их последующем восстановлении и вводе в эксплуатацию.
Проект консервации ОПО включает:
Разработаем проект консервации опасного объекта
Этапы консервации опасного производственного объекта (ОПО)
1. Разработка проекта на консервацию ОПО;
3. Выполнение мероприятий, предусмотренных проектом консервации опасного объекта;
4. Внесение изменений в реестр опасных опасных производственных объектов, с целью исключения законсервированных объектов из реестра Ростехнадзора на время консервации.
Схема:
Пять правил при выборе проектной организации на консервацию ОПО
1. Проверить разрешительные документы организации на проектирование ОПО
Убедитесь о наличии у организации допуска СРО к выполнению проектных работ на опасных производственных объектах. Обязательно запросите выписку из реестра членов саморегулируемой организации(действует 30 дней).
2. Проверить компетентность проектировщиков
Проверьте у проектировщика наличие аттестации в области промышленной безопасности соответствующей объекту проектирования (на объектах газораспределения и газопотребления Б 7.6.; на объектах с оборудованием, работающем под давлением Б 8.26; на объектах нефтяной и газовой промышленности Б 2.13 и т.д.).
3. Убедится в опыте выполнения проектов по консервации ОПО
Узнайте, какие именно проекты организация уже разрабатывала, какие проектные решения принимались в том или ином случае, т.к. качество многих проектных решений проверяется только на практике, и грамотные проектные решения во многом основываются на опыте самих проектировщиков.
Нелишним будет запросить у организации отзывы предыдущих заказчиков.
4. Согласование и экспертиза проекта консервации ОПО
Сразу поинтересуйтесь, что конкретно проектная организация берет на себя, а что оставляет в ведении Заказчика.
Выбирая компанию с опытом, вы будете уверены, что после получения на руки готового проекта, Вам не придется в одиночку решать вопросы по согласованию проекта, вносить изменения по требованию экспертной организации или надзорных органов.
Необходимо закрепить ответственность проектной организации по устранению замечаний в договоре.
5. Стоимость проекта консервации опасного объекта
Если стоимость слишком низкая, это должно насторожить, ведь организация, имеющая все разрешительные документы, квалифицированных и опытных сотрудников, должное материально-техническое обеспечение, несет определенные расходы и они отражаются на стоимости проекта.
Но есть другие, как правило неопытные и только что открывшиеся организации, они предлагают свои услуги по бросовым ценам, берутся за любые объекты, зачастую не зная элементарных норм и правил промышленной безопасности, и получив от них проект Заказчик остается один на один с надзорными органами и экспертной организацией.
Выполненные проекты по консервации опасных производственных объектов в 2017-2018 годах:
1. Сеть газопотребления предприятия;
2. Площадка мостовых кранов;
3. Площадка козлового крана;
4. Пароводогрейная котельная;
5. Участок трубопроводов теплосети;
6. Кислородная станция;
7. Газонаполнительная станция;
8. Станция газозаправочная, автомобильная;
9. Площадка хранения нефти и нефтепродуктов (нефтебаза / склад ГСМ);
10. Аммиачно-холодильная установка (АХУ).
Разработаем проект консервации опасного объекта
Ростехнадзор разъясняет: Требования к документации на техническое перевооружение, консервацию или ликвидацию ОПО
Вопрос от 24.06.2019:
Прошу разъяснить, распространяются ли требования, указанные в постановлении Правительства РФ от 16 февраля 2008 года N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», на документацию на техническое перевооружение, консервацию или ликвидацию ОПО.
Ответ Ростехнадзора:
В рамках компетенции Ростехнадзора сообщаем следующее.
Требование о разработке проектной документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта, без проведения его реконструкции или капитального ремонта, статьей 48 Кодекса и Положением, утвержденным Постановлением, не установлено.
Пунктом 7 Положения установлено, что необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» вышеуказанное обращение направляется в Минстрой России для рассмотрения в рамках компетенции.
Ответ Минстроя:
Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с письмом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 25 июня 2019 г. № 09-00-04/5136 рассмотрел Ваше обращение, зарегистрированное в системе электронного документооборота Минстроя России от 3 июля 2019 г. N° 25547-ОГ, о разъяснении требований законодательства в области градостроительной деятельности и сообщает.
В силу части 13 статьи 48 Кодекса состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.
По смыслу указанной статьи:
Таким образом, законодательством Российской Федерации определяются различные виды документации, разрабатываемые как на стадии проектирования, так и на стадиях, предшествующих разработке проектной документации, а также на последующих стадиях жизненного цикла объекта.
Согласно пункту 7 Положения необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.
Вопрос:
Каков состав документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта, предусмотренного законодательством Российской Федерации?
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат:
документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В настоящее время конкретные указания по составу ДТП опасного производственного объекта законодательном Российской Федерации в области промышленной безопасности не установлены. Объем разрабатываемой документации на техническое перевооружение должен быть обоснован в проекте исходя из особенностей технологического процесса и конкретных условий производства.
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по новостям, связанным друг с другом)