Консервация судна на зиму
Консервация катера на зиму. Как и когда?
Когда и как правильно и экономично осуществить консервацию судна на зиму?
Очередное окончание навигации не за горами и многие уже начинают задумываться о консервации своих яхт и катеров на зиму. Что такое консервация катера на зиму, как правильно выбрать материалы для консервации плавсредств и когда менять масло в лодочном двигателе рассмотрим в этой статье.
Если с определение момента слива воды и консервации системы охлаждения вопросов не возникает – главное успеть до заморозка, то при ответе на вопрос «когда менять масло в двигателе – осенью или весной» мнения расходятся.
Вопрос с заменой масла в лодочном моторе, в основном, касается стационарных бензиновых или дизельных, а также подвесных 4-х тактных двигателей. Попробуем выяснить, когда все-таки правильно менять масло в двигателе?
Аргументы «весенщиков» сводятся, в основном, к следующему:
1. Осенью и так много работы, масло подождет, весной заменим;
2. Чистое смененное масло за зиму окислится, потеряет часть своих свойств, поэтому весной лучше.
3. Псевдосэкономим – не надо тратить денег на масло сейчас – весной видно будет.
Такие доводы у многих владельцев и механиков вошли в привычку. Они делают так многие годы и моторы работают, поэтому менять привычек не собираются.
Менять масло в лодочном моторе лучше осенью, при закрытии сезонаю
Однако такая точка зрения представляется неправильной и вот почему:
1. За сезон эксплуатации масло впитало в себя массу продуктов сгорания, как в виде нерастворимых частиц сажи, так и растворимых коррозионно-активных соединений, частично окислилось. Работая постоянно во влажной среде, масло также содержит пары воды или, возможно, водную эмульсию.
Таким образом, старое масло, долгое время находясь в двигателе лодки, не столько защищает, сколько провоцирует коррозию деталей двигателя. Не удаленная с ним влага вызывает преждевременный износ и разрушение мотора.
Когда масло постепенно стекает с деталей и застаивается в углублениях, «коленах» коленвала, из него постепенно оседают твердые густые осадки в виде сажи, которые потом достаточно трудно удаляются, что приводит к постепенному зарастанию просветов смазочных каналов двигателя.
2. Залитое осенью чистое масло, не работая, не потеряет своих свойств за зиму, так как современные специализированные масла (например, MOTUL TECH 4T) содержат специальные антиокислительные добавки. Кроме того, антикоррозионные свойства свежего масла надежно защитят двигатели в зимний сезон.
3. От судьбы не убежишь. Деньги на новое масло все равно истратить придется. Лучше сделать это осенью и всю зиму спать спокойно, а весной только повернуть ключ зажигания и не ловить снова мастера для смены масла.
Рекомендация по замене масла в лодочном моторе именно осенью имеет под собой прочный фундамент расчетных данных. Например, обратимся к старым Советским регламентам по консервации судовых двигателей. Таких регламентов много, они существовали и существуют для многих марок эксплуатирующихся сегодня моторов. В них подробно описан порядок проведения работ и применяемые материалы. С учетом коррекции на геометрические размеры двигателей порядок регламентных работ по консервации судна на зиму сводится к следующему:
1. С двигателя осенью перед началом хранения сливается охлаждающая жидкость, вода, масло.
2. Система смазки промывается свежим промывочным маслом. Свежее масло при этом не заливается.
3. Топливная система промывается свежей соляркой.
4. В цилиндры через отверстия для форсунок или свечей заливается свежее масло или специальный состав, двигатель проворачивается.
5. Двигатель частично разбирается ( открываются лючки, клапанные крышки), осушается его внутреннее пространство с помощью силикагеля и смазывается консервационной смазкой снаружи. Смазываются клапаны, тяги, резьбы.
6. Весной двигатель расконсервируется, получает свежее масло и в путь.
Теперь, принимая во внимание появившиеся прогрессивные смазочные материалы и консервирующие составы, перенесем эти правила на современные лодочные моторы мощностью до, примерно, 500 л.с.
Как сегодня производится консервация стационарных и подвесных яхтенных/катерных двигателей и систем жизнеобеспечения лодки?
Начнем с систем питьевого и не питьевого (забортного) водоснабжения. Вся вода, естественно, сливается, а лодочная система проливается и прокачивается универсальным консервирующим составом «Water Security». Им же проливаются и прокачиваются раковины, унитазы. Часть консерванта закачивается в опустошенный фекальный танк для дезинфекции и защиты от размораживания.
Теперь переходим к консервации двигателя.
Сливается вода из системы забортного охлаждения (кингстоны, пробки, фильтры). Антифриз из первичного контура охлаждения, если срок его эксплуатации не вышел, как правило, не сливается.
Система охлаждения проливается средством для консервации «Water Security» до появления из выхлопной трубы полностью окрашенного (не разбавленного водой) консерванта. Это необходимо для удаления воды из глушителя.
Скачивается (сливается) моторное масло из двигателя.
Возможна промывка двигателя промывочным маслом, но современные масла позволяют эту процедуру пропустить.
По возможности заливается масло или специальный консервационный спрей в цилиндры.
Меняется масляный фильтр. Замена топливного фильтра может быть произведена как осенью, так и весной.
Заливается свежее масло, двигатель прокручивается до заполнения системы.
Очень высокие смазывающие свойства средства для консервации «Water Security» позволяют кратковременно завести двигатель «на сухую» без риска повредить резиновую крыльчатку водяной помпы.
Производитель каждого двигателя, как правило, рекомендует свои масла.
Единственным аргументом против применения таких масел зачастую является их стоимость и наличие, а точнее — отсутствие в магазинах. Мы применяем и рекомендуем судовые масла MOTUL, постоянно доступные у нас, по крайней мере, в Самаре.
Для бензиновых и дизельных двигателей, конечно, подойдут и соответствующие автомобильные моторные масла. Но по нашему мнению лучше применять специальные – судовые. В судовых маслах усилены антикоррозийные свойства, они противостоят образованию отложений в двигателе, препятствуют образованию водных эмульсий. Такими свойствами обладают марки MOTUL INBOARD TECH 4 T 10W-40 и 15W-50.
О свойствах универсального консерванта «Water Security» можно прочитать на нашем сайте.
Средство для консервации «Water security» и судовые масла MOTUL доступны в нашей компании Самарские Судовые Покрытия (Samara Boat Coating) по ценам производителя.
Борис Александрович Максимов, эксперт.
Консервация судна на зиму
Выполнение ряда несложных процедур перед постановкой судна на зимнее хранение позволит долгое время поддерживать его в исправном состоянии без значительных финансовых вложений. Все эти процедуры не сложны и обычно могут быть выполнены силами владельца судна или его команды. Ниже магазин МОРЕМАН (корпус Водный Мир, пав.М8) расскажет о том, какие действия необходимо предпринять для сохранения различных элементов и систем судна.
КОРПУС
Первая необходимая операция, это, конечно же, подъем из воды и мойка. Корпуса трейлерных лодок, хранящихся на суше и спускаемых на воду периодически, обычно требуют легкого мытья пресной водой с использованием «морского» шампуня или другого доступного мягкого моющего средства (к примеру,Универсальный лодочный шампунь «Boat shampoo»). Подобные средства хороши тем, что не смывают защитную пленку ранее нанесенного воска или полироля. Однако, чаще всего, к концу сезона большинство корпусов имеют загрязнения, требующие более «сильных» средств для очистки. |
Загрязнения на корпусах лодок обычно можно разделить на две группы:
Ополосните корпус водой, налейте очиститель на мокрую губку, вымойте ею корпус и ополосните чистой пресной водой. «Сложные» загрязнения даже на старом выгоревшем и пористом гелькоуте легко удаляются перечисленными выше средствами в сочетании с абразивными губками и листами «Scotch Brite»:
Однако не стоит использовать абразивные губки на новом глянцевом гелькоуте — для его очистки достаточно химических средств и мягкой поролоновой губки.
Оба этих очистителя отлично справляются с перечисленными видами загрязнений, но очиститель днища более эффективен против водорослевых налетов, ракушек и прочих обрастаний. Это слишком «сильное» средство, поэтому применять его для очистки бортов выше ватерлинии не рекомендуется — для этого есть очиститель корпуса, в рецептуре которого подобраны более щадящие компоненты, не повреждающие глянец гелькоута или лакокрасочного покрытия.
Принцип использования и того, и другого очистителя одинаков — нанесите с помощью губки или распылителя на корпус или днище, равномерно распределите губкой по поверхности и дайте очистителю подействовать некоторое время (чем ниже температура, тем больше времени надо выдержать очиститель на поверхности). Обычно уже спустя пол минуты результат работы очистителя наглядно проявляется серые, желтые и прочие пятна на глазах пропадают, а корпус обретает свой начальный цвет (в большинстве случаев без необходимости оттирания пятен). Важно не допускать высыхания очистителя он работает только во влажном состоянии. После завершения очистки ополосните корпус чистой пресной водой. Если вам доступна мойка высокого давления — воспользуйтесь ей (исключение — деревянные корпуса)! Стойкие пятна могут потребовать повторной обработки, а стойкие пятна на старом гелькоуте, в порах которого грязь и желтизна держится очень прочно, — применения упомянутых выше абразивных губок или листов «Scotch Brite» в сочетании с очистителем.
Необходимо отметить, что оба данных очистителя не рекомендованы для очистки алюминиевых корпусов! Для судов из алюминия существует специальный очиститель:«Очиститель алюминия». Он также эффективно удаляет налеты вдоль ватерлинии, желтизну, следы водорослей и ракушек, белесость, но не вредит алюминию. Его с упехом можно использовать как для очистки поверхностей из чистого алюминия, так и для удаления налетов с окрашенных деталей из алюминиевых сплавов (к примеру, дейдвудов подвесных моторов и угловых колонок, гребных винтов). Однако и тут есть свое исключение — анодированный алюминий требует отдельного очистителя, который не повреждает защитный анодированный слой: «Очиститель анодированного алюминия». Но чаще всего анодированию подвергаются детали такелажа, элементы декора, трапы и т.п. аксессуары; корпус лодки, изготовленный из анодированного алюминия, — редкость. |
Не существует средств, одинаково эффективно справляющихся с загрязнениями двух указанных групп, что обусловлено разной их природой, так что обычно осенняя мойка лодки подразумевает применение очистителей обоих типов (на базе СПАВ и кислотосодержащих).
Важный аспект — все перечисленные очистители специально разработаны для мойки лодок и, соответственно, в состав их входят вещества, поддающиеся биологическому разложению (прямое попадание остатков очистителей в водоемы недопустимо, но если что-то случайно попало в почву, большого вреда окружающей среде это не принесет, так как адсорбируется частичками почвы и в дальнейшем будет переработано микроорганизмами на безопасные для природы вещества). Различные бытовые очистители обычно менее эффективны и в большинстве своем не являются биологически разлагаемыми, — помните об этом, выбирая химию для мытья лодки!
После обработки корпуса перечисленными выше средствами он становится идеально чистым, но лишается защитной пленки воска или полироля. Если гелькоут старый и выгоревший — все его микропоры открыты для новой грязи и влаги. Чаще всего приходится оставить его в таком виде до весны, но если погода позволяет и окружающая температура не ниже +10 градусов, или же имеется возможность поместить лодку в теплый бокс, имеет смысл восстановить защитный слой еще осенью. Следующие полироли и воски надежно заполнят микропоры и трещины на поверхности корпуса и оставят после себя ровную глянцевую пленку, которая защитит от быстрого повторного загрязнения, проникновения в микротрещины и поры воды, а также от обесцвечивания и выгорания под действием ультрафиолета: Для нанесения вручную используйте салфетки. Воск или полироль также можно нанести с помощью полировальной или эксцентриковой шлифовальной машины. Для того, чтобы защитный состав не перегревался и не скатывался в «катышки» следует использовать специальный круг для нанесения восков и косметических полиролей (жесткость поролона, из которого он изготовлен, и высота «пальцев» отличаются от кругов, используемых для абразивной/очищающей полировки). Принип нанесения прост: нанести жидкий воск или полироль на участок поверхности небольшой площади (обычно не более 50х50 см), немного подождать его подсыхания и располировать до зеркального блеска. Избегайте нанесения защитного состава сразу на участки большой площади — его труднее будет располировать. Удалите воду из корпуса. При необходимости вымойте его изнутри с одним из перечисленных выше очистителей на базе СПАВ. Просушите и укройте тентом. Полезно использовать специальные тенты-накидки для зимнего хранения, сшитые так, что не позволяют накапливаться снегу. Важно, чтобы ткань тента была хорошо обтятута и не хлопала на ветру по деталям судна — за время зимнего хранения в таких местах могут образоваться заметные потертости. Позаботьтесь, чтобы места контакта кильблока или трейлера с корпусом были равномерно распределены по всей длине судна и приходились на силовые элементы набора (шпангоуты, переборки) или участки корпуса, предусмотренные для этого изготовителем. Это предотвратит деформацию обшивки. Ответ на часто задаваемый &вопрос о необходимости зимовки в теплом помещении звучит следующим образом: это полезно (в первую очередь для стеклопластиковых корпусов), но вовсе не обязательно. Правильно законсервированное судно с хорошим корпусом без вреда перенесет зимовку при минусовой температуре. Иное дело – стеклопластиковые корпуса с развитым осмосом или механически поврежденным гелькоутом, а также деревянные корпуса с поврежденным защитным покрытием, иными словами, корпуса, по каким-то причинам набравшие в себя воды. Зимовка в тепле им просто необходима, поскольку замерзшая вода, расширившись на морозе, может вызвать расслоение и снижение механической прочности материала корпуса. Логично совместить такую зимовку с полноценным ремонтом — современные ремонтные материалы способны раз и навсегда устранить причины проникновения воды в дерево и стеклопластик. Обращайтесь — мы подберем все, что необходимо для ремонта, применительно конкретно к вашему случаю. Особая ситуация – зимовка судна во льду. Обычно, таким образом зимуют суда со стальным корпусом. В этом случае подготовка к хранению заключается в консервации двигателей, различных судовых систем, интерьера и т.д. (см. ниже). Работ по корпусу почти не производится за исключением разве что мытья. Особенностью судов, зимующих на воде, является необходимость консервации различных подводных патрубков забора и сброса воды. Важно, чтобы вода, замерзнув внутри патрубков, не разорвала их. Добиваются этого разными способами с учетом конструкции кингстонов (кранов), перекрывающих ток воды из патрубка во внутренний трубопровод (при этом сам трубопровод консервируется обычным способом – сливом воды и заливкой нетоксичного пропиленгликолевого антифриза). Специальные судовые краны перекрывают воду непосредственно у заборного отверстия патрубка, не требуя дополнительной консервации, но на катерах и яхтах часто встречаются конструкции с обычными шаровыми кранами, перекрывающими воду в 10-15 см от заборного патрубка, оставляя, таким образом, участок трубопровода, подверженный замерзанию и растрескиванию. Предотвратить это можно заполнением патрубка кусками вспененного полиэтилена или густым жиром. Применение антифризов и моторных масел также практикуется, но не может вызывать одобрение в связи с вредом, наносимым природе. Для зимовки судна на воде следует выбрать тихую бухту, залив, иное другое место, не подверженное зимним подвижкам льда и весеннему ледоходу. Учтите сезонные колебания уровня воды, если таковые имеются в вашем регионе, чтобы во время зимней стоянки судно не коснулось дна, что чревато как повреждениями, так и примерзанием к грунту и последующим затоплением во время паводка. Самое ответственное время для владельца судна, зимующего во льду, наступает весной. Теплое весеннее солнце активно нагревает корпус, который протапливает под собой лед, образуя своего рода «ванну». Из-за того, что у большинства лодок осадка носом обычно значительно меньше, чем кормой, а также из-за периодически оттаивающей и замерзающей воды в «ванне», судно может начать неравномерно «всплывать» во льду. К примеру, оттаявшая носовая часть поднимается, а корма все еще плотно «сидит».
Не разворачивайте и не переупаковывайте холодную лодку – это может привести к образованию микротрещин в воздухонепроницаемом покрытии баллонов. Особенно это касается лодок из ПВХ-ткани. Лодку, хранящуюся в тепле, напротив, полезно несколько раз за зиму переупаковать так, чтобы новые сгибы ткани легли в стороне от старых, намятых во время хранения. Значительно лучше переносят отрицательные температуры лодки из хайпалона. Большим надувным лодкам, особенно лодкам с жестким днищем, частенько приходится зимовать на улице. Это не проблема, если надувной баллон лодки съемный (как, например, у многих лодок «Zodiac») и его можно убрать в тепло. В противном случае придется постоянно следить за давлением в баллонах лодки, поддерживая их накачанными, поскольку обмякший баллон начинает деформироваться, что на морозе приводит к образованию микротрещин. Корпус уже ненового стеклопластикового катера, поднятый из воды после сезона эксплуатации на Волге. Выгоревший гелькоут с пористой поверхностью впитывает грязь и желтизну как губка. Удалить эти загрязнения бытовыми средствами бывает проблематично. Наносим распылителем очиститель корпуса. Он действует мгновенно — течет по корпусу, оставляя после себя белые полосы чистого гелькоута. На этой фотографии хорошо видно, как желтизна мгновенно пропадает в тех местах, куда попади капли очистителя Окончательный результат — белый гелькоут без намека на желтизну (левее очиститель не наносился специально. Телефон магазина: +7 (495) 780-32-01. Подготовка катера к зимеПроизводят катера на заказ, конечно, профессионалы. А вот ухаживать и готовить их на зимовку придется вам самостоятельно. И чтобы консервация катера прошла безупречно, стоит вооружиться несколькими нехитрыми правилами. В этой статье подробно опишем все этапы подготовки катера к зиме от А до Я. Оглавление:Четверо рыбаков выловили 237 кг. рыбы за несколько часов!Задержанные рыболовы рассказали в чем секрет хорошего клева. Рыбинспекторов удивило отсутствие у них запрещенного снаряжения. Внешние работы по катеруТщательно вымываем корпус и двигатель, устраняем мусор, грязь и все посторонние пятна; Восковое покрытие наносим на окрашенную поверхность мотора и поверхность катера; Проверяем винт на целостность, предварительно сняв его. Если есть какие-то повреждения, устраняем их либо заменяем винт на новый; При этом отметим, винт надо менять именно сейчас, а не перед следующим сезоном; Чистим гребной вал и покрываем его защитными составами. Работы внутри катераНа заказ приобретаем осушитель и устанавливаем его в каюты и прилегающие помещения. Это защитит «внутренности катера» от плесени; Трюм тоже подвергаем чистке и сушке; Снимаем крышку сливного отверстия и размещаем на видном месте, чтобы по весне не забыть установить ее на место. Консервация катера: электрикаПроводим проверку всех проводов на целостность. Если какие-то контакты и провода повреждены, ремонтируем их; Дальше переходим к аккумулятору. Снимаем его и устанавливаем на зимовку в прохладное и сухое место. Примерно раз в месяц подзаряжаем его при помощи специальных устройств ручной зарядки. Сердце катера — моторПроизводим замену масла в коробке передач и картере. Причем все эти манипуляции производим на прогретом двигателе. После этого запускаем мотор – это необходимо для распространения масла по всем механизмам и узлам; Производим замену масляных фильтров; Промываем двигатель снаружи; Через коллекторы и блок двигателя прогоняем антифриз; Осушаем резервуар топливного паро-отделителя с помощью сливного винта; Если у вас карбюраторный подвесной двигатель, необходимо будет процедить поплавковую камеру карбюратора; Если мотор стационарный, заменяем жидкость в коробке передач; Распыляем антизапотевающую жидкость в горлышко дросселя или карбюратор и тем самым даем мотору дополнительную защиту; Производим замену свечей и антизапотевающую жидкость распыляем в каждый порт свечей; Смазкой обрабатываем все элементы катера и двигателя, в том числе, и внешние фитинги мотора; Внешние части двигателя порываем антикоррозионными составами; Проводим проверку всех креплений мотора, при необходимости, проводим ремонт. Топливная система: последний этапЧтобы избежать появления конденсата, в стационарные топливные баки заливаем топливо и добавляем топливный стабилизатор; Портативные баки лучше снять и поставить на хранение в хорошо проветриваемое помещение; Все пластиковые емкости и шланги следует подвергнуть тщательной просушке.
|