Конспект урока консервация продуктов

План-конспект урока по теме: Консервирование плодов и ягод

План-конспект урока по технологии

Тема: Консервирование плодов и ягод

Цели : познакомить учащихся со способами приготовления домашних запасов, причинами порчи продуктов, с основными технологическими процессами по подготовке сырья и тары к консервированию; учить определять вес продуктов, используя посуду определённой ёмкости.

Тип урока: формирование новых знаний.

· формирование личностного отношения к предмету, к окружающим, к самому себе.

· формирование желания выполнять и мотивировать учебные действия;

· Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

· формирование личностного отношения к предмету, к окружающим к самому себе;

· самостоятельное выделение и формирование учебной цели;

· структурирование знаний, информационный поиск;

· самоконтроль, коррекция, самооценка, волевая саморегуляция

· анализировать собственную работу;

· находить ошибки, устанавливать их причину;

· оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

· планирование учебного сотрудничества.;

· уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Оборудование : крышки консервные( стеклянные, металлические, пластмассовые), ручная закаточная машинка, образцы различных консервов (фотографии).

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока.

Опрос учащихся по вопросам:

-Расскажите об ассортименте сладких блюд.

— Как подготовить фрукты и ягоды для приготовления сладких блюд?

— Как в процессе тепловой обработки сохранить возможно большее количество витаминов в блюде?

-Чем желе отличается от киселя?

-Какие правила необходимо соблюдать при приготовлении киселя?

Учитель. Растительная пища играет важную роль в жизни человека. Но большинство продуктов как растительного так и животного происхождения не может долго сохранятся в свежем виде.

Только некоторые из них, например зерновые продукты, орехи, хранятся более или менее продолжительное время в обычных условиях.

Порчу пищевых продуктов вызывают главным образом микроорганизмы, которые обычно называют микробами.

Для нормального существования микробов требуется не только наличие пищи, но и ряд других условий. Если лишить микробы таких условий, они не смогут развиваться. Это важное обстоятельство и лежит в основе консервирования.

При варке из плодов варенья, джема, повидла в них создаётся высокая концентрация сахара, т.е. создаётся неблагоприятная среда для развития микробов, что и обеспечивает хорошую сохранность всех таких продуктов.

В кислой среде микроорганизмы также не развиваются. На этом основано маринование овощей, плодов, к которым добавляют уксусную кислоту. На этом же основано квашение и соление овощей, мочение плодов и ягод. Толь в этих случаях кислоту не добавляют – она сама образуется в заквашиваемых овощах и плодах под воздействием молочнокислых бактериях.

Большинство микроорганизмов приспособлены для существования при температуре от 10 0 до 50 0 С. И если температуру продукта понизить, например до 0 0 С, развитие всех микробов в нем резко замедляется. На этом основано хранение продуктов в охлаждённом состоянии. Ещё лучше сохраняются продукты замороженные.

Но все перечисленные способы воздействия на пищевые продукты лишь ограничивают жизнедеятельность микроорганизмов. От всех этих способов принципиально отличается нагревание продуктов до высоких температур. При температурах кипения большинство микроорганизмов быстро погибает. Именно на этом и основано консервирование пищевых продуктов способом тепловой стерилизации.

Для консервирования в домашних условиях необходимо обзавестись инвентарём, тарой, измерительными приборами.

В качестве тары в домашних условиях используют стеклянные банки различной ёмкости. Они удобны тем, что их легко мыть и хранить, они не ржавеют, не изменяются от действия на них содержимого и сами не придают консервам никаких привкусов.

Укупоривают стеклянные банки жестяными, стеклянными и пластиковыми крышками. Сейчас есть в продаже банки с завинчивающейся крышкой.

Для закатывания банок жестяными крышками необходима ручная закаточная машинка.

Для взвешивания и отмеривания продуктов применяются весы или стаканы определённой ёмкости.

2. Обучение учащихся определению веса продукта с помощью мерных стаканов и стакана определённой ёмкости.

Учащиеся по учебнику изучают таблицу №5 на с. 54 и выполняют следующие задания.

Задание 2. С помощью весов проверить вес продуктов (сахар, соли), помещённых в банку, стакан, ложку.

4. Сообщение теоретических сведений.

Учитель. Перед приготовлением консервированных продуктов овощи, фрукты, ягоды подвергают первичной обработке. При первичной обработке овощи и фрукты сортируют, моют, очищают, измельчают, бланшируют.

Рассмотрим эти операции на примере подготовки яблок к консервированию.

Некоторые овощи и плоды требуют обязательного бланширования – кратковременной(от 1 до 6 минут) обработки сырья кипящей водой или паром. В результате бланширования ферменты разрушаются и бланшированные плоды и овощи уже не темнеют, становятся более эластичными, лучше сохраняют свой натуральный цвет. После бланширования продукт немедленно охлаждается и может укладываться в подготовленную тару.

Тару также нужно предварительно подготовить: проверить, нет ли дефектов( трещин, сколов), тщательно помыть. Непосредственно перед заполнением стеклянные банки стерилизуют разными способами. Все виды крышек, кроме пластмассовых, перед применением стерилизуют в кипящей воде.

( В процессе рассказа учитель показывает приёмы первичной обработки на примере подготовки к консервированию яблок.)

Сегодня я узнал… Меня удивило…….

Было интересно… Было трудно…

Я понял, что… Я научился…

Беседа с учащимися по вопросам:

— С какими способами консервирования продуктов вы познакомились сегодня на уроке?

— Почему овощи и плоды не могут долго храниться в обычных условиях?

— Какая тара может использоваться при консервировании и какую вы используете дома?

— Какие заготовки можно сделать дома сейчас?

2. заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке вы получили некоторые теоретические сведения и ряд практических рекомендаций по вопросам консервирования. Эти знания помогут вам не просто воспроизводить и копировать в своей работе опыт других, но выполнять эту работу вполне сознательно и грамотно, понимать сущность явлений, происходящих при подготовке к консервированию, в процессе консервирования. Это обеспечит успех в работе и избавит от ненужного брака.

3. Выставление оценок, их аргументация.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *