Реставрация и консервация тканей

Реставрация И КОНСЕРВАЦИЯ ВЕТХИХ ТКАНЕЙ

Под реставрацией и консервацией ткани понимается:

1. Восстановление (насколько возможно) некоторых утраченных пряжей физико-химических свойств (гигроскопичность, прочность, эластичность, «упругое последействие» и т. п.), вследствие чего прекращается процесс естественного разрушения волокна.

2. Нанесение на пряжу защитного слоя, изолирующего волокно от непосредственного соприкосновения с окружающей воздушной средой.

3. Возможная очистка тканей от поверхностных и внутренних загрязнений.

4. Возможное восстановление цельности фрагментированной ткани наклейкой на новую основу — тюль, без добавления новых частей вместо утраченных подлинных.

5. Сохранение фактуры ткани.

В дальнейшем для краткости мы будем применять только термин «реставрация», помня однако, что эффективная реставрация всегда должна содержать в себе элементы консервации.

Реставрация ткани по истечении некоторого периода времени (еще в музейной практике не установленного) должна возобновляться, так как защитные свойства, приобретенные тканью, постепенно утрачиваются.

Закрепление основано на процессе адсорбции раствора желатина, который, проникая с водой в структуру волокна, по испарении воды закрепляет его. Создание защитного слоя основано также на процессе адсорбции, но только с разными сорбтивами. В текстильной промышленности при шлихтовании пряжи и аппретуре(*Аппрет — вещества, наносимые на ткань с целью придания ей мягкости, плотности, упругости. Шлихта — клей для проклейки основы.)тканей применяются два вида адсорбции. В первом случае раствор желатина, проникая в структуру волокна, создает внутренний защитный и скрепляющий слой, во втором случае клейстер, осаждающийся главным образом на поверхности, образует внешний защитный слой.

Закрепление волокна, образование защитной пленки и наклейку можно производить одновременно или раздельно, в зависимости от качества тканей.

При первом способе применяется универсальный клейстер, компоненты которого должны выполнять три функции: 1) проникнуть в структуру волокна для его закрепления; 2) осаждаться на поверхности волокна для образования защитного слоя; 3) приклеивать реставрируемую ткань к новой основе.

Для этой цели в состав клейстера, который можно назвать по текстильному «шлихтаппрет», входят: а) клеющие и крахмальные вещества: желатин и пшеничная мука, б) мягчительные и гигроскопические вещества: глицерин, в) смачивающие и растворяющие вещества: вода, спирт, г) антимикологические вещества: бензойная кислота, тимол.

Клеющие вещества пропитывают и закрепляют волокна; крахмалистые и клейковина клеют и образуют поверхностную пленку, изолирующую волокно от окружающей среды и способную интенсивно отражать световые лучи, вследствие чего ткань кажется ярче, белее, становится более стойкой к инсолированию.

Мягчительные и гигроскопические вещества способствуют мягкости, эластичности волокна и не допускают пересыхания и осыпания защитного слоя.

Смачивающие вещества обеспечивают равномерную пропитку всей поверхности ткани, что чрезвычайно важно для качества наклейки, проклейки и аппретуры.

Антимикологическое вещество не допускает плеснеобразования как во время приготовления и хранения клейстера, так и после высыхания его на ткани.

Наиболее опасными моментами в отношении заражения спорами плесени являются время изготовления и время хранения готового клейстера.

После высыхания клейстера, даже при отсутствии стойкого антимикологического вещества, возможность плеснеобразования в большинстве случаев устраняется при строгом соблюдении нормальных условий хранения.

Для нахождения оптимальных количеств компонентов клейстер варился с концентрацией клеющих веществ от 0,25 до 10% и глицерина от 0,5 до 10%, а проклейка производилась от одного до трех раз. Опыты показали, что в одном случае реставрированные ткани становились мягкими, но слабо наклеенными и легко отставали от тюля, в другом — получалась хорошая, прочная наклейка, зато ткани оказывались очень жесткими или изменялась их фактура. В конце концов был выбран рецепт 3-процентного клейстера, давший лучшие результаты.

Опытным путем установили, что для наклейки требуется примерно 10% клеющих веществ по отношению к весу сухой ткани. Затем приступили к выяснению необходимого количества- закрепителя — клейстера на единицу веса или площади реставрируемой ткани для возможности предварительного расчета количества потребных материалов, так как очень важно, чтобы ткань была наклеена и проклеена тем же клейстером, или закрепителем. Сварить же два клейстера совершенно однородных по своей консистенции, практически невозможно.

Для этой цели были взяты 3 сорта тюля и 15 сортов тканей, которые наклеивались 3-процентным клейстером. Образцы взвешивались до и после пропитки, высчитывалось количество поглощенного клейстера, процент пропитки, количество клеющих веществ, вес после просушки и вес клеющих веществ на 1 кв. м ткани. Полученные результаты сведены в табл. II.(*Испытания проб были произведены в реставрационной мастерской Эрмитажа автором настоящей статьи.)

Для объяснения данных табл. II напомним, что адсорбция прямо пропорциональна объему, а следовательно, и весу ткани и зависит от качества пряжи и ткани. У пряж разных номеров, но с одинаковым коэффициентом крутки впитываемость тем больше, чем выше номер пряжи. У пряж с одинаковым номером, но с разным коэффициентом крутки впитываемость тем больше, чем выше номер пряжи. У пряж с одинаковым номером, но с разным коэффициентом крутки впитываемость обратно пропорциональна крутке.

Грубая рыхлая пряжа, имеющая большие промежутки, впитывает растворы интенсивней, чем тонковолокнистая. Поглощение влаги зависит и от рода волокна.

Практически можно считать, что поглощение тканью и тюлем клейстера равно в среднем двойному весу сухой ткани и тюля.

Значительную часть площади тюля занимают ячейки (см. чертеж).
Реставрация и консервация тканей. image001. Реставрация и консервация тканей фото. Реставрация и консервация тканей-image001. картинка Реставрация и консервация тканей. картинка image001. Под реставрацией и консервацией ткани понимается:

Чертеж ткани, наклеенной на тюль.

При пропитке они заполняются клейстером, образуя множество клейстерохранилищ, являющихся в процессе наклейки ценным резервом клеющих веществ.

Было установлено, что одинарная наклейка обычно недостаточна; при вторичной исправляются дефекты, которые почти всегда возникают при первой наклейке. Если нет уверенности в пригодности 3-процентного клейстера для той или иной ткани, то можно применить большую концентрацию или произвести дополнительную проклейку.

Кроме того, двойная наклейка дает более равномерное распределение клейстера и проклейки.

Под концентрацией клейстера понимается количество сухой муки и желатина в растворе. От концентрации зависит процент приклея (количество клейстера, осаждающегося или подлежащего осаждению на пряже), вязкость или текучесть клейстера.

КОЛИЧЕСТВО КЛЕЮЩИХ ВЕЩЕСТВ НА 1 кв. м ТКАНИ

Наименование тканейВес сухой ткани в гВысушенная ткань после пропитки в гКлеющее вещество в гКлейстер в ячейках в гКлеющие вещества на I кв. м в г
Тюль окрашенный № 5102 60 г/кв. м2,12,30,26,25,4
Тюль беленый № 5102 60 г/кв. м2,12,40,36,25,4
Тюль суровый № 5102 60 г/кв. м2,12,40,36,25,4
Шелк 48 г/кв. м1,41,60,24,6
Шелк 69 г/кв. м2,32,60,38,4
Шелк 72 г/кв. м2,42,60,28,7
Шелк 150 г/кв. м5,50,517,4
Шелк 171 г/кв. м5,76,40,722,8
Шелк 252 г/кв. м8,49,429,1
Шелк 350 г/кв. м12,313,330,8
Шелк 354 г/кв. м12,513,61,132,4
Шелк 411 г/кв. м13,71,338,1
Шелк 414 г/кв. м13,815,41,641,2
Парча 501 г/кв. м16,717,81,129,4
Шелк 520 г/кв. м17,518,91,434,2
Ткань (гобелены) 1000 г/кв. м38,33,3094,3
Ткань (гобелены) 1750 г/кв. м61,367,15,8174,5
Шерсть 120 г/кв. м5,21,231,7

Примечание: Величина образца 13 X 27 = 350 кв. см.

Постоянная величина клеющих веществ 6% (3%+3%) равна двойной наклейке.

Малая концентрация может настолько понизить приклей, что нельзя будет получить прочной пленки и приклеить ткань; излишняя концентрация повышает вязкость, поэтому получается грубая, неравномерная пленка, ткань будет слишком жестка. Зерна картофельного крахмала при разбухании увеличиваются в объеме в 40 раз, пшеничного — в 8 раз, поэтому пшеничный клейстер менее вязок, лучше проникает в ткани и дает тонкую ровную пленку. Если смачиваемость пряжи происходит равномерно, то пленка будет плотно и равномерно приставать к поверхности нитей.

Восстановление гигроскопической влажности предохраняет ткань от сечения, но прочность на разрыв от этого не повышается. Для увеличения прочности пряжи и самой ткани необходима пропитка волокна закрепителем, который дает значительное повышение крепости без изменения фактуры самой ткани.

Дата добавления: 2015-07-24 ; просмотров: 628 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Реставрация музейных тканей

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ОЧИСТКИ МУЗЕЙНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ РЕСТАВРАЦИИ

Ключевые слова: музейный текстиль, поверхность, очистка в водной среде, химическая очистка.

В работе проведен анализ наиболее часто используемых методов очистки музейных материалов натурального происхождения: «мокрая» очистка (очистка в водной среде), «сухая» очистка (химическая очистка). Установлено, что очистка в водной среде используется для музейного и археологического текстиля с хорошо сохранившейся структурой волокон и протравленными красителями, прочно связанными с волокном. Химическая очистка применима для текстиля с сильно деструктированными волокнами, а также для любого вида текстиля, включая этнографический, где преобладают прямые, кислотные и основные красители, слабо связанные с волокном.

Первоначальным этапом реставрации музейных, археологических и этнографических материалов натурального происхождения, является устранение загрязнений, очистка поверхности. Для того чтобы выполнить очистку, необходимо идентифицировать материал, определить тип, краситель, структуру и возможность ее деструкции. В реставрационной практике существует ряд способов удаления загрязнений. В настоящий момент выделяют следующие основные, наиболее часто используемые методы очистки: «мокрая» очистка (очистка в водной среде), «сухая» очистка (химическая очистка) и др.

Очистке водными растворами моющих средств могут быть подвергнуты: ткани, имеющие общие загрязнения, кроме смол, восков, лаков, продуктов коррозии металлов; ткани, которые сохранили достаточную прочность волокна; ткани, неокрашенные или имеющие прочную, не линяющую в воде окраску; одежда и ткани, изготовленные из однородного материала. В последние годы в России и за рубежом выпускается большое количество различных моющих средств. Использование их для очистки старинных тканей возможно лишь после изучения длительного воздействия примененных веществ на волокно.

Для очистки музейных тканей водным способом используется дистиллированная вода с некоторым количеством моющего средства. Перед мытьем рекомендуются проводить испытания на стойкость красителя к трению влажным тампоном. Однако стойкость окраски текстильного материала в воде не всегда соответствует стойкости к моющим средствам, особенно в случае с шерстяными тканями. Состав промывочной ванны следует соотносить с характером текстильного материала, степенью загрязненности и видом грязи. Необходимо учитывать чувствительность материала к реакциям промывочного процесса и прежде всего к щелочным. Действие щелочи на полимеры натурального происхождения приводит к снижению механической прочности на разрыв и истирание.

В качестве моющих средств используются различные поверхностно-активные вещества, задача которых состоит в снижении межповерхностного натяжения, в отрыве жидких и твердых загрязнений от отмываемой поверхности. Кроме того, они должны препятствовать обратному осаждению загрязняющего вещества на ткань. Характерной особенностью строения всех поверхностно-активных веществ является их дифильность, они состоят из двух частей полярной группы и неполярного углеводородного или ароматического радикала. Свойства поверхностно-активных веществ можно изменять, применяя их комбинации и добавляя к ним органические и неорганические вещества мыла в виде солей жирных кислот и синтетические поверхностно-активные вещества.

Поскольку разные ткани требуют различной обработки, профессор Хофенкде Граф, предлагает составлять особые моющие средства, не содержащие щелочных солей, отбеливающих и флюоресцирующих веществ. Основное требование, предъявляемое к моющим веществам при их выборе, он считает, что должна быть высокая моющая способность в сочетании с полной безвредностью для обрабатываемых волокон.

До недавнего времени в практике ряда реставрационных мастерских по тканям широко применялись неионогенные моющие средства «ОП-7» и «ОП-10». В настоящее время от их использования отказались, т.к. обнаружили, что при этом происходит адсорбция тканью этих поверхностно-активных веществ, часть которых химически связывается с волокном, несмотря на самую тщательную промывку дистиллированной водой.

Следует отметить, что обработка водными растворами тканей из шелка, льна, шерсти и хлопка неизбежно сопровождается усадкой. Различные по толщине и качеству нити в одном текстильном произведении дают разной степени усадку. Это вызывает коробление тканей и может резко изменить их внешний вид. Такого рода деформации особенно заметны на древних камчатных шелковых тканях. Неравномерная усадка шелка в разных системах нитей по основе и утку образует стежки по контурам узоров. Такие изменения практически необратимы и связаны со способностью натуральных волокон по-разному набухать в воде и в органическом растворителе.

Природа набухания сложна и различна. Однако во всех случаях набухание происходит под влиянием двух процессов: а) адсорбционного, происходящего путем связывания молекул растворителя с природным полимером и сопровождающегося тепловым эффектом; б) диффузионного, происходящего путем проникновения молекул растворителя во внутреннюю структуру набухающего тела природного полимера и сопровождающегося изменением энтропии.

Очистку музейных тканей органическими растворителями применяют в тех случаях, когда нельзя произвести очистку водным способом из-за непрочной окраски ткани, наличия смолистых, восковых загрязнений и жиров и в тех случаях, когда очистке подлежат предметы, состоящие из неоднородных материалов, непосредственно соприкасающихся между собой.

Согласно литературным данным, для удаления загрязнений с музейных тканей применяются различные растворители, такие как уайт-спирит, бензин, четыреххлористый углерод, тетрахдорэтилен, трихлорэтилен и др.

Общая очистка ткани в среде органического растворителя имеет ряд преимуществ: в отличие от воды, растворитель не размягчает текстильные волокна, и таким образом уменьшается опасность усадки и деформации; растворители более эффективно действуют на грязь, чем вода, они летучи и быстро высыхают; краски, не стойкие по отношению к воде, могут сохранять прочность по отношению к растворителю. Недостатком растворителей является их токсичность, воспламеняемость, высокая стоимость.

Лучшим нефтяным растворителем является тяжелый бензин. Он не оказывает вредного воздействия на организм человека, более дешев, меньше обезжиривает и обесцвечивает шерстяные волокна, чем хлорированные углеводороды, но он огнеопасен.

Для очистки тканей, которые трудно поместить в промывочную ванну (ковры, обивка мебели и пр.), используется так называемый эмульсионный способ промывки, при котором сокращается не только промывочный, но и сушильный процесс. Характер эмульсий может быть различным: эмульгированные органические растворители или моющие растворы с примесью растворителей. Обычно при эмульсионной промывке растворители применяют, как вспомогательные вещества в моющем растворе (например, гексалиновое или декалиновое мыла).

Эффективность ферментов в значительной степени ограничена, т.к. они весьма чувствительны к температуре и величине рН. Ферментативные препараты имеют то достоинство, что вообще не вредят целлюлозным волокнам, но для белковых волокон их нельзя использовать.

Для удаления пятен от пищевых продуктов, пятен, в состав которых входят красящие пигменты, применяются отбеливающие средства. Существует два общих типа отбелки хлорными и перекисными отбеливателями. Хлорные отбеливатели обычно используются для хлопковых и льняных тканей, перекисные отбеливатели для шерсти и шелка.

Очистку водяным паром применяют, когда необходимо восстановить ворс на плюше и бархате, расправить костимы сложных фасонов, размягчить застарелые пятна. Обрабатываемый материал помещают загрязненной стороной на слой фильтровальной бумаги и обрабатывают регулируемой струей водяного пара. Размягченную и увлажненную паром ткань чистят мягкой кистью.

Рассматривая существующие методы очистки: «мокрая» очистка (очистка в водной среде), «сухая» очистка (химическая очистка) можно выделить основные достоинства и недостатки данных методов.

Основными плюсами «мокрой» очистки являются то, что данный метод технологически наиболее простой, удобный и безопасный для реставратора. Метод не требует сложного оборудования за исключением специальной ванной для мокрой чистки крупноформатного текстиля (гобеленов, ковров). Мокрая чистка эффективно удаляет практически все типы загрязнений не связанных с волокном. В процессе мокрой чистки расправляются нежелательные деформации, что придает текстилю экспозиционный вид. При мокрой чистке волокна шерсти сохраняют защитный слой ланолина. Данный метод безопасен для сравнительно хорошо сохранившихся волокон с прочными красителями.

Недостатки «мокрой» очистки заключаются в том, что вода (и особенно при щелочных pH) разрывает водородные связи внутри волокна, а также между волокном и красителем, эти водородные связи чрезвычайно важны для сохранения структуры волокон и связывают с волокном многие типы красителей. Разрыв внутри- и межцепочечных связей в фибрионе шелка и кератине шерсти приводит к различным негативным последствиям: разрушению нативной структуры, как самих этих молекул, так и их упорядоченной надмолекулярной укладке в филаментах; деформации волокон; образованию свободных кислотных групп. Разрыв межмолекулярных водородных связей между волокном и красителем при нейтральных pH сопровождается удалением из волокна прямых красителей, к которым относятся многие природные и синтетические красители. Если для мокрой чистки натуральные мыла, дающие pH, то происходит также разрыв ионных связей между красителем и волокном, этот сопровождается удалением из волокна кислотных и основных красителей. При мокрой очистке для эффективного удаления загрязнений с помощью поверхностно-активных вещества необходимо механическое воздействие волокна, что во многих реставрациях нежелательна. Особенно опасно при водной очистке сочетание многократного увлажнения-высушивания с механическими воздействиями.

Достоинства «сухой» очистки заключаются в том что, гидрофобные органические растворители не разрушают водородные связи в волокнах, а так же между красителем и волокном, не деформируют волокна и не дают свободных групп при сухой чистке шелковых и шерстяных волокон, являются эффективной смазкой при скольжении волокон относительно друг друга, поэтому при сухой чистке текстиль не подвергается дополнительным деформациям за счет трения волокон. Растворители для сухой чистки не экстрагируют даже наиболее слабосвязанные с волокном природные и синтетические красители в музейном, археологическом и этнографическом текстиле. Сухая чистка практически не нуждается в механических воздействиях для удаления загрязнений с поверхности волокон, вследствие чего текстиль подвергается минимальным перегрузам.

Недостатками «сухой» очистки является то что, перхлорэтилен удаляет природные и липидные смазки волокон, например, ланолин шерсти, кроме того, при избытке растворителя удаляется также некоторое количество структурной воды, поэтому при неправильных условиях чистки возможно пересушивание волокон и даже частичное разрушение их нативной структуры. Гидрофобные растворители очень быстро проникают в волокна, заполняют в них все пустоты так, что объем волокон может значительно увеличится, поэтому при неправильных условиях чистки возможен эффект «осмотического шока», способствующий разрушению нативной структуры волокон.

Чистые гидрофобные растворители эффективны для удаления липидных загрязнений, но плохо удаляют минеральные соли, гидрофильные и, особенно, высокомолекулярные загрязнения, например, почвенные гуматы. При недостаточной эффективной сушке остатки хлор-углеродов в текстиле могут превращаться в соляную кислоту под воздействием света. Очевидно, что присутствие HCL в текстиле крайне нежелательно. Работа с хлор-фтор-углеводородами требует специального герметического оборудования, включая устройства для отгонки углеводорода из текстиля. Это связанно с тем, что эти растворители опасны для здоровья. Чистка требует дополнительных затрат для приобретения и эксплуатации оборудования в реставрационной организации.

Таким образом, анализируя представленные методы очистки, можно утверждать, что «сухой» или «мокрый» метод очистки имеет свои плюсы и минусы и не является универсальным при реставрации текстиля. Исходя из вышеописанных особенностей данного метода, можно следующим образом определить оптимальные области применения этих способов очистки. «Мокрая» очистка используется для очистки музейного и археологического текстиля с хорошо сохранившейся структурой волокон и протравленными красителями, прочно связанными с волокном. «Сухая» очистка применима для очистки музейного и археологического текстиля с сильно деструктированными волокнами, а также для любого вида текстиля, включая этнографический, где преобладают прямые, кислотные и основные красители, слабо связанные с волокном.

Реставрация и консервация тканей. no avatar. Реставрация и консервация тканей фото. Реставрация и консервация тканей-no avatar. картинка Реставрация и консервация тканей. картинка no avatar. Под реставрацией и консервацией ткани понимается:

авторы Е.В. Кумпан, А.И. Камалетдинова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *